Организация социальной помощи пожилым людям (на примере Пенсионного фонда Ульяновской области)
Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каждого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на старости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Те, кто легко преодолел психологические кризисы детского и юношеского возраста приобретают пожизненные высокие амбиции и зачастую не соотносят высокие притязания… Читать ещё >
Организация социальной помощи пожилым людям (на примере Пенсионного фонда Ульяновской области) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию РФ Ульяновский государственный университет Факультет гуманитарных наук и социальных технологий Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности Дипломная работа Организация социальной помощи пожилым людям (на примере Пенсионного фонда Ульяновской области) Студентки группы Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Рецензент:
начальник отдела назначения, перерасчета выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Работа сдана «___» ____________ 2010 г.
К защите допущен «___» _______2010г.
Ульяновск 2010
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы организации социальной работы с пожилыми людьми
- 1.1 Характеристика и особенности людей пожилого возраста
- 1.2 История отношения к проблеме старости и старения
- Глава 2. Практические подходы к организации социальной помощи пожилым людям
- 2.1 Организация социальной помощи пожилым в современной России
- 2.2 Практическое исследование. Определение объёма оказания социальной помощи пожилым (на примере Пенсионного Фонда Чердаклинского района)
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
В современном обществе, страдающем от демографического кризиса, неуклонно увеличивается количество людей пожилого возраста, соответственно увеличивается объем денежных средств, затрачиваемых государством на оказание социальной помощи данной категории людей. В данном случае имеется в виду: пенсионное обеспечение (трудовая пенсия по старости) и выплаты социального характера: социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых не превышает прожиточный минимум в Ульяновской области; набор социальных услуг (оплата медикаментов и транспортных расходов).
Объем выплат, предоставляемых Пенсионным фондом, пожилым людям может варьироваться в зависимости от региона проживания. Общеизвестным является тот факт, что в районах Крайнего Севера, в экономически благополучных областях и городах федерального значения пенсионные выплаты значительно выше, чем в дотационных регионах.
Правительство РФ уделяет значительное внимание заботе о том, чтобы пожилые люди могли достойно жить. В последние годы был принят ряд Законов и Постановлений, регулирующих размер социальных выплат:
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ,
Федеральный закон РФ № от 17.07.1999 г.178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ,
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ,
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Актуальность данного исследования заключается в том, что уровень оказания социальной помощи пожилым людям является одним из основных показателей уровня благосостояния российских граждан.
Целью — исследование организации социальной помощи пожилым людям Пенсионным фондом Чердаклинского района.
Объект — социальная помощь пожилым людям.
Предмет — организация социальной помощи пожилым людям Пенсионным фондом Чердаклинского района.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме.
Раскрыть сущность пожилого возраста.
Рассмотреть виды социальной помощи, оказываемой Пенсионным фондом, пожилым людям.
Провести практическое исследование деятельности Пенсионного фонда Чердаклинского района.
Обобщить полученные результаты.
Гипотеза — проведение анкетирования и анализ полученных результатов будет способствовать определению степени удовлетворенности жителей Чердаклинского района объемом оказания социальной помощи.
Исследованием особенностей людей пожилого возраста занимались отечественные и зарубежные ученые и практики, такие как Альперович В. Д., Белоконь О. В., Малых С. Б., Медведева Г. П., Фирсов М. В., Холостова Е. И., Шмелева Н. Б., Шубович М. М., Яцемирская Р. С., Элкинд Д. и др.
Данная дипломная работа состоит из: введения, двух глав, одна из которых раскрывает теоретико-методологические основы организации социальной работы с пожилыми людьми, вторая описывает практические подходы к организации социальной помощи пожилым людям в целом, и Чердаклинским Пенсионным фондом в частности, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Характеристика и особенности людей пожилого возраста
В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12−22% общей численности населения. В СССР в конце 80-х годов — более 16%. В Российской Федерации на 1 января 2009 года — 17,24%.
По данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн., в 2000 г. — 590 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд.100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.
Главные причины постарения населения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.
Пожилой возраст — последний отрезок течения жизни человека, связанный с понижением его способностей и социальной ценности, а также отделением от прежних социальных обязательств. Это — скорее социальный показатель, чем биологический, ибо начало стадии и значение варьируется в историческом и культурном отношении.
В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75−89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.
В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).
Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин. Согласно Всероссийской переписи населения 1989 г. на 1000 женщин в возрасте 60−64 лет приходилось 633 мужчины, на 1000 женщин в возрасте 65−69 лет — 455 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 70 лет и старше — 236 мужчин. Десять лет спустя эта тенденция не изменилась.
Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г. на 1000 женщин в возрасте 60−64 лет приходилось 633 мужчины, на 1000 женщин в возрасте 65−69 лет — 455 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 70 лет и старше — 236 мужчин. Десять лет спустя эта тенденция не изменилась.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2009 г. на 1000 женщин в возрасте 60−64 лет приходилось 670 мужчины, на 1000 женщин в возрасте 65−69 лет — 579 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 80 лет и старше — 514 мужчин.
Население Земли неуклонно стареет. По данным ООН, средний возраст жителя планеты на сегодняшний день составляет 29 лет, а к 2050 году он увеличится до 38 лет. В России численность населения старше 65 лет вырастет к 2030 году до 27 млн человек. Исследование, проведенное учеными из Университета Южной Дании, свидетельствует, что более половины детей, которые сейчас рождаются в развитых странах, доживут до 100 лет.
Здоровье пожилых людей будет улучшаться, но самостоятельно справляться с немощью и болезнями суждено не всем. По словам директора Института демографии Высшей школы экономики Анатолия Вишневского в связи с увеличением доли очень старых людей, в возрасте от 80 лет, которым тяжело за собой ухаживать, в скором времени вырастет спрос на их обслуживание. По данным ученых, всего 30−40% глубоких стариков могут жить без посторонней помощи.
Поступки, реакции пожилого человека следует оценивать с поправкой на возраст, у разных возрастных групп разнятся ценностные установки.
Изменения в характере пожилого человека объясняются ослаблением контроля над собственными реакциями, возможно, что те черты, которые раньше удавалось маскировать, понимая их непривлекательность, вышли на поверхность. Кроме того, этому возрасту свойственен эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания, причем это «должное» на самом высоком уровне. Все окружающие зачисляются в эгоисты, т. к они не поглощены заботой о старом человеке. Как говорят: «Эгоист — это тот, кто любит себя больше, чем меня» .
Характерологические изменения свойственные этому возрасту, можно классифицировать по трем сферам: интеллектуальной, эмоциональной и моральной.
В интеллектуальной сфере появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными могут оказаться самые разные обстоятельства и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (переезд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга; ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения).
В эмоциональной сфере — неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение), со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах, и не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашку жаль, а то, что вместе с ней уходит что-то памятное.
В моральной сфере — отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая до грубости, критика этих норм и манер.
И все же, замечая все изменения в различных характерологических сферах, социальный работник просто не имеет права выступать в роли судьи или учителя, которые осуждают те или иные поступки или высказывания. Нельзя переносить методы общения с детьми на стариков, у этих людей за плечами длинная жизнь со своими взлетами и падениями, которые и определили произошедшие изменения в их характерах. У пожилых людей своя субкультура, принадлежащая их поколению, отличная от той культуры, которая свойственная более молодым людям. Принципиально важно, чтобы подопечный доверял социальному работнику, был уверен, что его высказывания не будут раскритикованы. Критика может быть воспринята пожилым человеком, как унижение, и разрушить атмосферу доверительных отношений.
Для пожилого человека серьезнейшей поддержкой является оказание ему широкого набора услуг, имеется в виду то, что перечислено в инструкции: доставка продуктов, лекарств, уборка помещения, оформление различных документов, платежей и многое другое. Но не менее, а, может быть, и более важно, что социальные работники скрашивают, насколько возможно, их жизнь, избавляют от вынужденного одиночества, дарят человеческое общение.
Старость — это своеобразный психологическим кризис. Но это не единственный кризис, переживаемый человеком за его жизнь, а один из многих.
Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Каждый из них специфичен для определенного возраста. Первый — на первом году жизни. Второй кризис связан с первым опытом обучения. Третий — соответствует второму детству. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Пятый кризис переживает подросток. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. В конце пути человек подходит к последнему восьмому кризису — кризису старости.
Психолог Шарлота Бюлер — автор теории развития человека, предлагает во многом сходную концепцию, выделяя пять фаз развития. Последняя, пятая фаза, начинается в 65−70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом пожилые люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование.
Восьмой кризис (Э. Эриксон) или пятая фаза (Ш. Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть — естественный конец жизни. Нельзя забывать, не учитывать, что для старого человека перспектива смерти является настолько близкой, что становится, в буквальном смысле, физически ощутима. Мысль о неотвратимости скорой смерти вызывает депрессию, а последняя, в свою очередь, раздражительность, вспышки гнева, вплоть до агрессии, или, напротив, апатию. Социальному работнику, который всегда на много лет моложе подопечного, трудно понять такое состояние и настроение старого человека. Перспектива смерти для пожилого человека весьма реальна, это трудная и болезненная область, понять это ощущение человеку зрелого возраста довольно сложно, ведь для него такой проблемы до поры, до времени просто не существует. Не следует при общении с человеком делать скорбное лицо и произносить массу жалостливых фраз, такой подход не успокаивает человека, а, напротив, стимулирует новые печальные воспоминания и переживания. Сочувствие не должно «сыпать соль на раны» неуместными расспросами.
Отечественный ученый В. В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят от паспортного возраста.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы. А может быть — опосредованной через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то минуя первый этап человек попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.
На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах… И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке — редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон. .). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.
Как и всякая схема, эта достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором — четырех, на третьем — трех, втором — двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.
В геронтологии часто используется термин «инволюция» (обратное развитие) / для обозначения процессов физической и психологической атрофии при старении.
Американский психолог Абрам Маслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда — к потребностям в любви и признании, выше — в самоуважении и, наконец, вершина — потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. И как альпинисты выбирают для восхождения разные вершины, так в жизни у разных людей — свой выбор вершин. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины и каждый человек, как альпинист, выбирает свою вершину. Но, как известно, за восхождением следует спуск — не менее трудная задача, провести его достойно в этом и есть прелесть старости. Схема В. В. Болтенко является как бы зеркальным отражением теории американского психолога А. Маслоу.
Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каждого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на старости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Те, кто легко преодолел психологические кризисы детского и юношеского возраста приобретают пожизненные высокие амбиции и зачастую не соотносят высокие притязания со своими рядовыми возможностями. Другие люди, которые с большим трудом или неудачами перешагнули первые ступени, на всю жизнь становятся людьми, с недоверием относящимися к окружающему миру, с неуверенностью в собственных силах, с чувством постоянной вины. Со всем тем, что принято называть «комплексом неполноценности». Они и в старости все время на кого оглядываются, кого-то и чего-то опасаются. В самоощущении старости люди с завышенной самооценкой идентифицируют себя с более молодым поколением, их антиподы — с более старшим.
Шарлота Бюлер и другие ученые пришли к выводу, что пенсионный и вообще стариковский возраст ассоциируется со сплошным досугом, отдыхом и развлечениями и называют его «золотым возрастом». Это создает определенное отношение к старикам. Однако при разумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спокойном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.
В. Генри, психолог из Чикагского университета, сделал специальный доклад на заседании Американского психологического общества, посвященный проблемам занятости и незанятости старых людей. Отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, по мнению докладчика, самым непосредственным образом связана с их разобществлением и отрывом от общества. Генри говорит, что часто ошибочно предполагают будто благополучие и перспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нуждаются. А под досугом подразумевают свободу от занятий или обязанностей.
Незанятость, считает Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности, и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, выключающего его из социальной жизни. Общество может освободить человека от обязанностей, но оно не может, тем не менее, освободить его от обязанностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.
У старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна сама неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки.
Один из основателей отечественной психологии Б. Г. Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, отказываясь от многих функций и ролей в обществе, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохранившими личность, «некоторые „начинающие“ пенсионеры в 65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности». С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности.
И вывод, который сделал ученый: «Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности» .
Выводы Б. Г. Ананьева и Генри перекликаются между собой и во многом совпадают. Занятость и незанятость представляют собой общие формы динамики психологии личности.
Британский психолог Д. Бромлей выделила пять типов приспособления к старости:
Конструктивная установка — когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимости в отношении к другим; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
Установка зависимости — присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.
Защитная установка — характерна для самодостаточных людей, обладающих «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней деятельности.
Установка враждебности — присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
Та же установка враждебности, но направленная на самого себя характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.
Социолог А. Качкин в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни выступают для пожилых людей главенствующими, выделяет следующие типы:
Семейный — нацелен только на семью, ее благополучие.
Одинокий — наполненность жизни достигается, главным образом, за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).
Творческий — он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовать себя и на садовом участке.
Социальный — пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными (по его представлениям) делами и мероприятиями.
Политический — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.
Религиозный.
Угасающий — человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника).
Больной — люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни.
Человек, живущий один и одинокий человек — это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим от одиночества может быть человек, живущий в большой семье или в многолюдном общежитии. Во-вторых, интроверты любят тишину и уединение, ощущают необходимость «подзарядиться» в одиночестве после того, как им пришлось побывать на людях, их раздражают слишком компанейские люди (экстраверты). Следовательно, не все одинокоживущие страдают от одиночества: определенный тип людей бережет и лелеет свое одиночество.
Одиночество, как утверждают психологи, не измеряется расстоянием, отделяющим одного человека от другого, оно обусловлено наличием или отсутствием «родственной души». Причем «родная душа» это не обязательно человек, который всегда говорит вам: «да» .
Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться одиночеству — значит отодвинуть старость.
Старение, как и одиночество, невозможно исключить. Старость сама по себе — есть одиночество. Это дети взрослеют классами, группами, а каждый человек стареет сам по себе, по-своему. При этом старение, как и одиночество, — есть проявление чувств, испытываемых человеком. Это чувство проявляется по-разному — в подчеркнуто шаркающей походке, в одежде, в самоуничижительных замечаниях типа: «Мне противно заглядывать в зеркало, я вижу там старую обезьяну». От самого пожилого человека зависит насколько сильно его захватывает это чувство, насколько сильно он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других человеческих чувств.
Эротические чувства (не следует путать с сексуальными) заставляют и мужчин, и женщин следить за своей внешностью, сохранять половую индивидуальность и привлекательность, мужественность или женственность. Чичиков, увидев Плюшкина, никак не мог понять, кто перед ним, и принял старика за бабу.
Чувство собственного достоинства требует и в старости самообслуживания, самому управляться со всем и таким образом отстаивать свою независимость. Независимость и одиночество не совместимы. Независимый, самостоятельный человек не ищет, пока у него есть хоть какие-нибудь силы, ничьей поддержки и помощи, старается сам быть кому-нибудь полезным и необходимым.
Любовь — самое сильное из всех чувств. Любовь к супругу, детям, внукам, другим близким людям, родным по крови или по духу отодвигает старение, избавляет от одиночества, придает душевные и физические силы.
И даже в самом чувстве старения есть не только горечь, но и прелесть. Это чувство дано испытать только тому, кто через все жизненные испытаниями несмотря на них, дожил до старости. Мудрец античности Луций Анней Сенека, по меркам своего времени — долгожитель, (он прожил 70 лет), со знанием сути уверял: «Старость полна наслаждений, нужно только уметь ими пользоваться» .
1.2 История отношения к проблеме старости и старения
Общинно-родовая форма помощи оказывалась в поддержке наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных.
Фирсов М.В. отметил, что «институт старцев» зарождался в рамках рода, семьи древних славян. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточно точно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа «этот свет» — «тот свет», «молодость — старость» и т. д. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старики и дети.
Первоначально половозрастное деление не связывалось с социовозрастным. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) — довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений, существовал не только в отношении детей, но и стариков.
" Отправление на тот свет" дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили.
Однако когда происходит социовозрастное деление в общинной жизни и к представлению «старый — молодой» добавляется «старший, мудрый, младший», «главный — неглавный», формируются ритуалы поминовения предков («Масленые деды», «Радоничные деды», «Троицкие деды»), то ритуал отправления «на тот свет» сменяется культом «мудрой старости», уровень инфатицида «старцев» снижается (детский инфатицид сохраняется вплоть до XVIII в).
Формы поддержки стариков были различны. Исследование этнологческого материала показало, что там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод им земель по решению общества, «косячка», который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия.
До принятия христианства на Руси существовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с «институтом старцев». К примеру, вариантом ухода на «тот свет» был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, по данным исследователей, вплоть до XVI в., о чем мы находим свидетельства в новгородских писцовых книгах, хотя к этому времени «нищепитательство» осуществлялось церковью и приходом.
Старики и дети относились к одной социовозрастной группе. Типология «старых» и «малых» в некоторых случаях определялась по признаку «сиротства» (явление, когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота — это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери. Понятие «сиротство» не идентифицировали только с институтом детства, оно имело иные, антропоморфные, смыслы и распространялось на другие виды проблем, такие, как хозяйство, деятельность, статус, социальная роль.
С появлением древнерусского государства основные тенденции помощи пожилым людям были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь Владимир Креститель Уставом 996 г. вменил в обязанности духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи старым, убогим, увечным и больным.
Постепенно роль духовенства в деле призрения становилось все более подотчетной и регламентируемой, а значение губерний возрастало. На них возлагалась организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ» .
К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи — стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек
В 1682 г. был издан Указ «О мерах государственного призрения». Указ состоял из трех частей. В первой части Указа выделены группы нуждающихся, на которых распространяется особое внимание государства. К ним относили бедных, увечных, «старых людей», нищих.
В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г) В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых и дряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитания граждан» .
Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если их не было, они призревались за счет крестьянской общины. Сельскому начальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст. 698 и 699 Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями общественного призрения, если такие были, а также за тем, чтобы отдельные члены сельских обществ не занимались «прошением милостыни» по своей лености.
В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи. Наиболее распространенный — поочередное кормление по домам. Сельские сходы обеспечивали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магазинов. Наряду с этим существовали денежные пособия, хотя и незначительные (в каждых губерниях они имели различные размеры). К тому же «дряхлые и бедные старики» предпочитали побираться, чем жить не на свободе.
Петр I создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, «нищие, больные и престарелые» определялись в дома Святейшего патриарха (1701г) и Московские богадельни (1710г).
С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными.
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты
После крестьянской реформы 1861 г. происходит реорганизация управления Ведомства учреждений Императрицы Марии. В единое управление — Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии — объединяются Санкт-Петербургский, Московский опекунские советы и Главный совет женских учебных заведений. К 1881 г. в Ведомстве состояло 459 учебных и благотворительных учреждений, где обучались более 20 тыс. человек.
В 1881 г. открывается Попечительство для слепых, которое с 1883 г. со своими учреждениями причислено к Ведомству учреждений Императрицы Марии. Попечительство имело свои отделения на 29 территориях и в 7 комитетах. Основное предназначение Попечительства — оказание помощи слепым, подготовка их к трудовой жизни, развитие сети учреждений для оказания медицинской помощи. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (не способных к труду). В заведения Попечительства принимались «слепцы без различия национальности и вероисповедания» .
В 1898 г. создается Попечительство Императрицы Марии Федоровны для глухонемых. Его цель — учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир; призрение престарелых и увечных; открытие для малолетних школ, мастерских, убежищ; а также подготовка учителей для школ, где обучались глухонемые.
Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, дети — мигранты и т. п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий).
Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в. В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции.
Призрение немощных престарелых полностью находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественного призрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий.
Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни — Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская — перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открытия [12, 164].
В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:
государственное призрение;
земская общественная помощь;
частная добровольческая благотворительность.
Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов. :
с одной стороны, церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам и безнадзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям;
с другой стороны, государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за престарелыми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления — земствам;
негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах.
Таким образом, анализ развития института социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории. Социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.
В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, направленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков. Здесь представляют интерес работы М. Оленова, Н. Вигдорчика, Б. Кистяковского. Так, принцип обязательности призрения стариков и больных как основополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов, распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлять социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства. Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно «быть не подачкой», а правом гражданина. Однако это право может реализоваться при следующих условиях: государственное страхование — дополнительный институт «самодеятельности пролетариата»; общественное страхование, которое на основе закона становится общегосударственным институтом; участие государства в образовании страховых фондов на основе прямых налогов; все организации государственного страхования подлежат непосредственному управлению и контролю участников организаций.
Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928;1932 гг. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г. «О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности». Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин — не менее 25 лет.15 мая 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких ведущих отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Сложившееся в 1928;1932 гг. законодательство о пенсиях рабочим и служащим было положено в основу развиваемого в последующие годы законодательства о пенсионном обеспечении по старости.
В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений — до 76%, общеобразовательных школ — до 80%.
Министерство социальной защиты к концу 1995 г. обладало самой разветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи:
учреждения социального обслуживания семьи (всех типов) -991;
учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (всех типов) — 1029;
отделения социальной помощи на дому — 9997;
территориальные центры — 999;
службы социальной срочной помощи — 1366.
Таким образом, система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.
Глава 2. Практические подходы к организации социальной помощи пожилым людям
2.1 Организация социальной помощи пожилым в современной России
В современной России, как, впрочем, и во все времена, пожилым людям необходима определённая помощь. Жизнь порой складывается так, что человек остаётся один на один со своими проблемами в силу как объективных, так и субъективных причин. Вырастают и обзаводятся своими семьями дети, у них появляются свои проблемы, требующие немедленного разрешения, и проблемы родителей уходят на второй план. Человек, в связи с возрастными изменениями, не может далее выполнять свои функциональные обязанности, и ему приходится оставить работу, что неизбежно ведёт к ухудшению уровня жизни. Пожилой человек зачастую не в состоянии один справиться с огромным количеством накопившихся проблем.
Для пожилого человека серьезной поддержкой является оказание ему широкого набора услуг, имеется в виду то, что перечислено в инструкции работника социальной сферы: доставка продуктов, лекарств, уборка помещения, оформление различных документов, платежей и многое другое.
Работник социальной сферы не должен оставлять без внимания проблемы, возникающие у людей пожилого возраста. Прежде всего, следует оказать необходимую консультационную помощь, подсказать, куда следует обратиться в первую очередь, какие документы следует подготовить. В отдельных случаях, когда клиент сам не в состоянии собрать необходимые документы, долг специалиста социальной службы заключается в оказании необходимой правовой помощи и поддержки.
Пенсионное обеспечение
Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.
Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.
Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) определен «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую» в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб.
В соответствии с названными Правилами граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по старости:
паспорт,
трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя,
справка о среднемесячном заработке за 2000;2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:
документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи,
справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении,
документ о месте пребывания или фактического проживания на территории РФ,
документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ,
документы об изменении фамилии, имени, отчества,
справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
В связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации Правительство предусматривает ряд мер по улучшению уровня жизни пенсионеров. И, прежде всего, это индексация размера трудовых пенсий — увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий).
В течение 2010 года будут индексироваться трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0% и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 года размер ЕДВ будет увеличен на 10%. В результате всех индексаций к концу следующего года средний размер трудовой пенсии составит 7902 рубля.
Технически пенсионерам ничего не надо предпринимать для индексации своих пенсий и для подсчета их нового размера. Пересчет пенсий с учетом утвержденного индекса производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в автоматическом режиме для всех пенсионеров.
Помимо индексации размера трудовых пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляет гражданам пожилого возраста в дополнение к пенсии следующие виды социальной помощи:
набор социальных услуг;
социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам;
компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами
Набор социальных услуг
Набор социальных услуг (НСУ) — перечень социальных услуг, предоставляемых получателям ежемесячной денежной выплаты.
По выбору пенсионера НСУ может предоставляться в натуральной форме либо в денежном выражении в случае отказа от получения набора социальных услуг (социальной услуги) путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
На сегодняшний день стоимость НСУ составляет 705 рублей 10 копеек в месяц, в том числе:
на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение — 627 рублей;