Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие государства и бизнеса в условиях политики модернизации в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенного анализа, нам представляется, что конструктивное взаимодействие двух важнейших акторов процесса модернизациибизнеса и государства в ближайшие годы должно активно выстраиваться с обеих сторон. Бизнесу необходимо искать реальные пути построения инновационной экономики, даже в тех случаях, когда это не может приносить большие прибыли в короткий срок. В этих случаях государство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и политико-правовые основы взаимодействия государства и бизнеса в условиях проведения политики модернизации
    • 1. 1. Сущность и основные направления политики модернизации
    • 1. 2. Формы политического взаимодействия субъектов модернизации в XXI веке
  • Глава 2. Особенности политики «догоняющей модернизации» в условиях экономической, политической и социальной трансформации
    • 2. 1. Ведущие акторы политики модернизации в современной России
    • 2. 2. Роль и место бизнес-сообщества как субъекта политики модернизации
  • Глава 3. Базовые политические условия взаимодействия бизнеса, государства и общества в условиях «догоняющей модернизации»
    • 3. 1. Институционализация политических условий включения бизнеса в политику модернизации
    • 3. 2. Повышение эффективности политического взаимодействия государства и бизнеса в процессе модернизации

Взаимодействие государства и бизнеса в условиях политики модернизации в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Актуальность темы

данного диссертационного исследования определяется необходимостью реального включения бизнеса в политику модернизации современной России как активного, самостоятельного и ответственного актора, что может быть обеспечено только через эффективное взаимодействие с государством, сохраняющим ведущую роль в процессе определения и реализации политики в нашей стране.

В настоящее время сохраняется вектор развития российской экономики и общества, впервые обозначенный в конце первого десятилетия XXI века Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, ориентированный на модернизацию страны. Долгие десятилетия экономика России была в основном связана с экспортом сырья и зависима от мировых цен на углеводороды. Мировой финансовый кризис 2008;2010 гг. еще раз показал, что России нужна новая экономическая модель, развивающая отечественное производство высокотехнологичных товаров и услуг, направленная на укрепление национальной безопасности и динамичное развитие, позволяющая в долгосрочной перспективе стабильно улучшать положение России в мировом сообществе.

Начатая политика модернизации ставит новые задачи перед российским обществом: идет формирование институтов инновационного развития, однако эффективность их функционирования остается низкой, о чем свидетельствуют также основные показатели экономического развития. В рамках проводимой политики модернизации государство создало основные элементы системы инновационного развития России с целью осуществления мер, направленных на сокращение технологического отрыва от ведущих стран Запада. Несмотря на значительные усилия и вложение достаточно больших ресурсов, результаты остаются не достаточно масштабными. Более того, часть вкладываемых ресурсов не удается использовать по назначению в связи с сохраняющимся высоким уровнем коррупции, затрагивающим все уровни государственного и муниципального управления, деятельность государственных корпораций, проведение конкурсных процедур в процессе закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд и нуждаются в совершенствовании.

В этой связи проблемы взаимодействия государства и бизнеса, более активное вовлечение бизнеса в процесс модернизации выдвинулись на одно из ведущих мест в политическом процессе в современной России: следует вести поиск путей выработки новых механизмов, методов реализации политики модернизации с помощью повышения эффективности взаимодействия двух основных подсистем российского общества — системы государственного управления и экономической системы.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ значительного массива работ по теме диссертации позволяет сделать вывод о наличии большого количества исследований различных аспектов проблемы взаимодействия государства и бизнеса в условиях политики модернизации, в том числе, рассматривающих вариант «догоняющей модернизации».

Общефилософскую и политологическую основу изучения современного процесса модернизации во второй половине XX столетия, когда этот процесс стал актуальным для большого числа стран, сформировали труды С. Хантингтона, Д. Аптера, М. Леви, Э. Хагена, Т. Парсонса, Э. Шилза, Ш. Эйзенштадта, С. Блэка, У. Ростоу, Ю. Хабермаса1, опиравшихся на достижения классической немецкой философии — работы И. Канта, Г. В. Ф. Ге.

1 Apter D. Comparative Politics, Old and New // The Handbook of Political Science. — 1996. — P. 374 -389 Levy, M.J. Modernization and the Structure of Societies [Text] / M.J. Levy. — Princeton: Princeton University Press, 1966. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. М.-1996; Touraine A. Modernity and Cultural Specificities (Nodernitv and Identity). N.Y. 1998. Шилз, Э Общество и общества: мак-росоциологический подход / Э. Шилз // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: сб. ст. — М.: Прогресс, 1992. С. 16−28. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М. 1999; Black, С.Е. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y.: Harper Colophon Books, 1975. P. 67−68-Rostow, W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960;Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне // Страница библиотеки Якова Кротова. [Электронный ресурс]: http://www.krotov.info/libsec/22h/hab/haber5.Ь1т (дата обращения: 22.01.2012 г.) с J геля, а также исследования выдающегося германского социолога конца XIX — начала XX века М. Вебера.

Проблемы современного корпоративизма как особой формы взаимодействия между различными группами интересов, включая бизнес, с государством рассмотрены в ставшей классической работе Ф. Шмиттера, и в последние годы активно дискутируются в многочисленных исследованиях авторов высокоразвитых стран, а также в связи с процессами «догоняющей модернизации» в различных регионах нашей планеты3.

В отдельную группу следует выделить многочисленные публикации, посвященные российскому корпоративизму и его особенностям. Среди них отметим работы А. А. Галкина, Я. Ш. Паппэ, С. П. Перегудова4.

Различные аспекты проблемы взаимодействия государства и бизнеса в России раскрывают в своих исследованиях такие авторы как А. Зудин, В. Радаев, Б. Волженкин, А. Журавлев, А. Дука, А. Леденев, А. Бинецкий, Т. Заславская и многие другие5.

2 Шмитгер, Ф. Неокорпоратизм // Полис, 1997. № 2. — С. 15.

3 См, например: Baer J. (ed.) From post-communism toward the third millennium: aspects of political and economic development in Eastern and South-Eastern Europe from 2000;2005. — Bern — New York: Peter Lang, 2011; Franklin, D., Andrews, J. (ed.) Megachange: the world in 2050 — Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. 2012.

4 Россия в многообразии цивилизаций [монография] / [А. А. Галкин (науч. ред.) и др.]. — М.: Весь мир, 2011; Государство и общество в условиях глобализации: взгляд слева / (Отв. ред. А. А. Галкин). — М.: Оверлей, 2003; Паппэ, Я. Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен 1992;2001 гг.: Институциональный аспект: автореф. дис.. доктора экономических наук: 08.00.05 [Электронный ресурс] -М., 2002; Перегудов, С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С. П. Перегудов, И. С. Семененко [Электронный ресурс] - М.: ПрогрессТрадиция, 2008; Перегудов, С. П. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы / С. П. Перегудов, А. И. Уткин, С. С. Костяев. — М.: Отд. науч. информ. ИСКР АН, 2009; Перегудов, С. П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия: [монография] / С. П. Перегудов. -М.: РОССПЭН, 2011 г.

5 См, например: Бинецкий, А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса / А. Э. Бинецкий. — М.: ЭКМОС, 2003; Бинецкий, А. Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. — М.: ТЕИС, 2004; Бинецкий, А. Э. Коррупция / А. Бинецкий. — М.: Известия, 2005; Волженкин, Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) / Б. В. Волженкин. — М.: РГБ, 2006; Дука, А. В. (отв. ред.) Российские властные институты и элиты в трансформации [сборник статей]. -Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2011; Журавлев, А. Л. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко [Электронный ресурс]. — М.: Ин-т психологии РАН, 2007; Заславская, Т. И. Современное Российское общество: социальный механизм трансформации / Т. И. Заславская — М.: РГБ, 2007; Заславская, Т. И. Новое поколение деловых людей России [социальный портрет, карьера, бизнес-образование] / Т. И. Заславская, Э. H. Крылатых, М. А. Шабанова. — М.: Дело, 2007; Зудин, А. Ю. Ассоциации — бизнес — государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада / А. Ю. Зудин. — М.: Гос. ун-т — Высш. шк. экономики, 2009; Радаев, В. В. Что такое рынок: экономико-социологический подход / В. В. Радаев. — М.: ГУ ВШЭ, 2006; Леденев, В. В. Развитие системы управления малыми инновационными предприятиями в процессе интеграции с крупными бизнес-структурами: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Леденев В. В. -Москва, 2011.

В числе статей, содержащих анализ процесса институционализации политических аспектов взаимодействия российского бизнеса с властными структурами и основными институтами государства, необходимо отметить работы В. А. Ачкасова, Р. Гайнутдинова, А. Ю. Зудина, Л.В. Сморгунова6.

Среди зарубежных авторов, исследующих вопросы политико-экономических отношений и бизнеса как социально-политического актора в современном политическом процессе, можно отметить таких исследователей как Ф.А. фон Хайек, Ф. Шмиттер, Д. Норт, К. фон Бойме, Й. Шумпеп тер, С. М. Липсет и другие.

Несмотря на обилие и разнообразие работ по рассматриваемой проблематике, они не дают исчерпывающего ответа на многие вопросы, возникающие в связи с проводимой в России политикой модернизации, что требует дальнейшего поиска путей повышения эффективности взаимодействия государства с бизнесом и вовлечение бизнеса в процессы модернизации.

Для актуализации происходящих в нашей стране процессов нами были выявлены и исследованы нормативные правовые акты, представляющие собой основу процесса модернизации и включения в него бизнеса: Конституция России, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные официальные документы.

6 Ачкасов, В. А. Мировая политика и международные отношения / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. — Москва: Аспект Пресс, 2011; Гайнутдинов, Р. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ [Электронный ресурс]: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=945 (дата обращения: 10.04.2012 г.) — Зудин, А. Ю. Ассоциации — бизнес — государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада / А. Ю. Зудин. — М.: Гос. унт — Высш. шк. экономики, 2009; Сморгунов, Л. В. Философия и политика: очерки современной политической философии и российская ситуация / Л. В. Сморгунов. — М.: РОССПЭН, 2007.

7 Lipset, S. Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy. //American Political Science Review. 1959. N.53 (March): 69−105- Шмиггер Ф. Ук. соч.- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.М.,-Фонд экономической книги «НАЧАЛА»,-1997г.- Beyme К. von. Political Parties in Western Democracies.- Aldershot, 1985; Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. Хайек, Фр. А. фон. Индивидуализм и экономический порядок / Фр. Хайек. — Челябинск: Социум, 2011; Хайек, Фр. А. фон. Судьбы либерализма в XX веке / Фр. фон Хайек. — М: ИРИСЭН: Мысль, 2009; Хайек, Фр. А. фон. Конкуренция, труд и правовой порядок свободных людей: фрагменты сочинений / Фр. А. фон Хайек. — СПб: Пневма, 2009.

Несмотря на разработанность отдельных аспектов проблемы обеспечения эффективного взаимодействия государства с бизнесом как одним из акторов процесса модернизации, следует отметить, что в связи с тем, что политика модернизации в новейшей истории России — это относительно новое явление — исследование всего комплекса проблем, связанных с системной и поступательной деятельностью государства и бизнеса в рамках модернизационного процесса, представляет собой пока слабо интегрированный и систематизированный процесс. Важностью и необходимостью целостного и конструктивного анализа указанной проблемы для развития экономической и политической системы нашей страны определяются цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является выявление особенностей взаимодействия государства и бизнеса в условиях политики модернизации и основных факторов, определяющих эффективность этого взаимодействия в современной России.

Для реализации данной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

1. Проанализировать эволюцию научных взглядов на содержание политики модернизации, направления и формы взаимодействия государства и бизнеса в зарубежных странах и в России;

2. Выявить тенденции развития взаимодействия государства и бизнеса в условиях политики модернизации и особенности его проявления в системах, проходящих период трансформации;

3. Определить характер взаимосвязи между социально-экономическим развитием государства и уровнем политической демократии в России;

4. Оценить участие бизнеса в политическом процессе в рамках проводимой политики модернизации в России и охарактеризовать основные институты взаимодействия государства и бизнеса;

5. Выявить проблемы и основные направления совершенствования отношений государства и бизнеса в условиях политики модернизации в России.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является процесс взаимодействия государства и бизнеса в условиях проведения политики модернизации в начале XXI века в трансформирующейся государственной системе.

Предмет исследования — специфика институтов и механизмов, используемых российским государством в рамках политики модернизации для повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса, а также использования возможностей бизнеса в модернизационном процессе.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В качестве теоретической основы исследования выступили работы российских и зарубежных ученых, касающиеся проблематики взаимодействия государства и бизнеса в политике модернизации. Методологической основой настоящей работы является совокупность различных подходов к изучению проблем политики, власти, системы представительства интересов, государственного управления.

При анализе взаимоотношений государства и бизнеса в России периода 2000;2012 гг. в условиях политики модернизации использовался исторический метод. Институциональный метод позволил проанализировать деятельность государства по созданию условий для стимулирования инновационной активности бизнеса.

Помимо теоретических методов использовались такие прикладные методы исследования, как контент-анализ актов органов государственной власти, публикаций в СМИ.

Нормативно-правовую базу составили Конституция РФ, нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов РФ, а также программные документы, отражающие актуальные аспекты процесса модернизации.

Личный вклад автора в получение научных результатов, изложенных в диссертации в выработке и доказательстве научной гипотезы о зависимости успеха модернизации в России от активного и интенсивного взаимодействия двух основных акторов — российского государства и бизнеса. Для ее подтверждения автором исследован значительный массив работ российских и зарубежных авторов, а также многочисленные аналитические материалы по исследуемой проблеме. Выводы автора являются обоснованными и корректными.

Гипотеза исследования. Автор исходит из того, что ввиду интенсификации политики модернизации, начиная со второй половины 2000;х годов, активизировались отношения власти и бизнеса. Государство неоднократно предпринимало попытки создать оптимальные условия для вовлечения бизнеса в процесс модернизации в России, совершенствуя механизмы и инструменты взаимодействия.

Политика модернизации предполагает дальнейшее увеличение роли бизнеса в экономике страны, что требует согласования политических интересов обеих сторон, а также активного включения в процесс структур гражданского общества для достижения общественного консенсуса. Несмотря на то, что основной целью бизнеса является получение прибыли, включение его в процесс модернизации представляет для хозяйствующих субъектов коренной интерес, в той же степени, что и для государства, а критерием оценки политики модернизации и ее результатов может быть, среди прочего, степень вовлеченности бизнеса в процесс инновационного развития.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие взаимоотношений государства и бизнеса в современной России во многом определяется проводимой в настоящее время политикой модернизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно создавать правовые условия для проведения политики модернизации, а также стимулировать включение в эту политику различных акторов, в том числе и молодого российского бизнеса. Как показывает практика многих стран, целенаправленная и последовательная политика государственной власти способна играть положительную роль, выступая в качестве координатора и катализатора общих усилий различных участников процесса. Для этого политика модернизации должна носить менее декларативный и более реальный характер.

2. Политика модернизации проводится в России недостаточно последовательно: бизнес вовлекается в процесс модернизации слабее, чем это необходимо, и в целом не достигает желаемого результата. Значительное развитие государственного сектора в экономике, преференции, предоставляемые госкорпорациям и другим квази-экономическим структурам в инновационных отраслях не позволяют использовать инновационный потенциал экономического сектора.

3. Для повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса необходимо повысить политическую активность современных институтов самого бизнес-сообщества таких как торгово-промышленные палата, союзы промышленников и предпринимателей, включая их в общественные структуры, призванные защищать экономические и политические интересы бизнеса и направлять его активность на решение социальных и иных общественно значимых проблем.

4. В современных условиях необходима реализация сбалансированной государственной политики, направленной на повышение эффективности взаимоотношений власти и бизнеса, что позволило бы создать взаимовыгодные условия такого взаимодействия и стабильно развивать инновационную экономику России, в том числе за счёт ресурсов негосударственных организаций.

5. На этапе развития, связанного с необходимостью быстрого включения инновационных технологий, а также совершенствования системы государственного управления и повышения эффективности ее деятельности, важную роль могут сыграть дополнительные экономические рычаги, заменяющие чисто административное регулирование процессов и типичные в большей степени для бизнес-среды, чем для публичного сектора и публичного управления.

Научная новизна диссертационного исследования, заключаются в следующем:

— охарактеризованы на основе анализа эволюции научных взглядов на содержание политики модернизации в зарубежных и российских исследованиях, такие особенности процесса модернизации в современной России как его дискретность, высокая конфликтность и непоследовательность, что существенно снижает экономические, а также политические результаты модернизационного процесса;

— выделены наиболее существенные особенности взаимоотношений государства и бизнеса в современной России, характеризующихся взаимным недоверием, отсутствием или недостаточным развитием таких, проявивших себя как эффективные, инструментов как государственно-частное партнерство, цивилизованное лоббирование интересов в органах законодательной и исполнительной власти, а также концентрация государственных ресурсов для развития наиболее перспективных инновационных кластеров;

— определены место и роль различных акторов процесса модернизации в России: органов государственной власти федерального и регионального уровня как инициаторов разработки и реализации программ модернизации отдельных отраслей и создания инновационных предприятий, в том числе, в рамках поддержки малого и среднего предпринимательстваполитических партий, имеющих в своих программах соответствующие разделы, а также выступающих с позиций защиты интересов своего электоратаРСПП и иных организации, представляющих интересы бизнес-сообщества;

— доказана необходимость максимально широкого вовлечения бизнеса в политику модернизации в связи с наличием у хозяйствующих субъектов значительных ресурсов, а также коренного интереса самого бизнеса, зависимого от хода модернизации и ее экономических и политических результатов;

— выявлен недостаточный уровень конструктивной активности бизнеса в модернизации политических процессов и связанные с этим дополнительные риски, возникающие в ходе развития политической системы России.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научных представлений об особенностях процесса «догоняющей модернизации» в условиях комплексной политико-экономической трансформации, а также о возможностях и путях включения в процесс взаимодействия, направленного на модернизацию, двух разнонаправленных акторов: государства, призванного организовывать жизнедеятельность всего общества в целом и поддерживать баланс интересов и социальную справедливость, и бизнеса, главной целью является извлечение прибыли, что однако не исключает его обязанностей перед обществом.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов исследования для консультаций по вопросам выработки экономически эффективной и сбалансированной государственной политики, направленной на вовлечения бизнеса в процесс модернизации, повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса и установление взаимного доверия между этими акторами политики модернизации.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Политология», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», а также при проведении мероприятий по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в докладах, с которыми автор работы выступал в.

2010;2011 гг. на всероссийских научно-практических конференциях, а также в опубликованных статьях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы — 166 страницы (без списка литературы), список литературы содержит 197 источников, в том числе работы на иностранных языках и Интернет-источники.

Заключение

.

Начало XXI столетия стало для России очередной поворотной точкой в истории. Разрушение прежней политической системы в 1990;х годах XX века открыло новые перспективы, но и породило комплекс проблем, к решению которых не был готов ни один из ведущих акторов процесса изменений. В частности, государство не смогло стать основным мотором модернизации экономической системы, а также сформировать прочную нормативную правовую основу для начавшегося развития рыночной экономики, перехода к многообразию форм собственности, а также идеологическому и политическому плюрализму. В условиях вакуума политической воли, при отсутствии реальной оппозиции, способной консолидировать своих сторонников для решениях проблем страны, а также в связи с сохранением в значительной степени патерналистских настроений в обществе трансформация России в современное демократическое правовое социальное государство на практике происходило медленно и непоследовательно, хотя соответствующие принципы были закреплены в Конституции России, принятой еще в 1993 году.

Все вышеназванные проблемы не исключали возможность перемен, но создавали существенные препятствия на пути модернизационных процессов, таких как избыточная доля государственного сектора в экономике, высокий уровень централизации системы государственного управления с низкой самостоятельностью субъектов РФ и муниципальных образований, неспособность отдельных граждан и различных структур гражданского общества активно включаться в политический процесс и решение, значимых для отдельного индивидуума и всех граждан вместе, проблем.

При этом технологическое отставание российской экономики и низкая эффективность управления в публичном секторе стали дополнительным тормозом развития и повышения качества жизни россиян. Влияние процесса глобализации, усиление социального расслоения общества потребовали изменения алгоритма взаимодействия государства с бизнесом как с одним из наиболее активных и креативных акторов процесса модернизации.

Как показало проведенное нами исследование, с 2008 года, особенно, с началом всемирного финансово-экономического кризиса Президентом и Правительством РФ были предприняты значительные усилия по разработке программ и концепций научно-технического и технологического характера, созданию дополнительных элементов организационной структуры государственного управления, призванных осуществлять руководство процессом модернизации. Основные идеи по обновлению российской экономики и социальной системы нашли отражение в государственных программных документах, а также Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию России. В процесс модернизации были вложены значительные ресурсы, привлечены наиболее подготовленные кадры.

Однако реализация многих проектов и мероприятий, например, «Стратегии 2010», строительства комплекса инновационных предприятий и научных организаций в «Сколково», создания ряда государственных корпораций инновационного типа, подготовки к олимпиаде в Сочи и многих других не дали ожидаемых результатов. Более того, в эти проекты также проникает масштабная коррупция, затронувшая даже комплекс организаций, связанных с Министерством обороны, ответственным за военную безопасность страны.

В этой связи, комплексное исследование процесса модернизации в России позволяет сделать ряд выводов:

1. К концу первого десятилетия нового века Россия подошла с серьезным отставанием от ведущих, экономически развитых стран. Техническая и технологическая, а также политическая и социальная модернизация, которую западноевропейские и другие страны прошли в основном после второй мировой войны, а страны Центральной и Восточной Европы в конце прошлого века, предстоит нашей стране в ближайшие годы и требует концентрации всех имеющихся ресурсов.

2. Одним из слабо использованных пока потенциалов модернизации является растущая активность молодого российского бизнеса, который, как показывает опыт многих стран, способен не просто внедрять инновационные технологии, но и вырабатывать новое мышление, ориентированное на обновление всех элементов общественной жизни.

3. Вместе с тем по развитию творческой активности бизнеса в процессе модернизации существенно мешает его собственная неготовность с социально ориентированной деятельности, слабая организованность для продвижения собственных политических интересов таким образом, чтобы они не шли в разрез с общественными. Российской особенностью является и то, что общество и государство часто настроены враждебно к бизнесу и не готовы передать ему некоторые функции, наиболее качественно выполняемые именно хозяйствующими субъектами в различных странах. Это ослабляет активность бизнеса и снижает эффективность его взаимодействия с государством.

4. Ни один из наиболее заметных политических акторов современной России, включая политические партии и органы государственной власти, не воспринимает пока бизнес как равноправного партнера и активного участника процесса модернизации, инициатором и лидером которого по-прежнему остается государство. В тоже время именно в государственных структурах исчезает наибольшее количество финансовых средств, выделяемых на модернизацию.

5. В результате влияния названных процессов эффективность взаимодействия государства с бизнеса остается низкой, крайне слабо используется потенциал хозяйствующих субъектов, а также формирующегося в основном из их состава среднего класса.

На основе проведенного анализа, нам представляется, что конструктивное взаимодействие двух важнейших акторов процесса модернизациибизнеса и государства в ближайшие годы должно активно выстраиваться с обеих сторон. Бизнесу необходимо искать реальные пути построения инновационной экономики, даже в тех случаях, когда это не может приносить большие прибыли в короткий срок. В этих случаях государство, если это позволяет ресурсная база, может выступать как гарант высоких рисков, возникающих при проведении инновационных процессов. Развитие концессий в рамках государственно-частного партнерства, выстраивание конструктивных отношений с органами государственной власти и местного самоуправления являются неотъемлемым условием интенсивного модер-низационного развития.

При этом нельзя забывать, что техническая модернизация и экономическое развитие не являются самоцелью, а направлены на повышение качества жизни всех россиян во всем его многообразии — от повышения качества условий проживания, качества здоровья и уровня доходов, вплоть до расширения условий самореализации личности. В этом смысле стипендии для наиболее способных школьников и студентов, которые впоследствии станут эффективными работниками коммерческих организаций, бесплатные или льготные билеты в театры, кинотеатры, на спортивные мероприятия и т. п. для детей, студентов, малообеспеченных семей играют в развитии и модернизации России не меньшую роль, чем внедрение новых технологий производства, строительство новых дорог и иных технических оснащенных сооружений.

Взятый в 2008 году руководством Российской Федерации курс на модернизацию предполагает активное участие бизнеса в этом процессе и существенно расширяет возможности для взаимодействия государства и бизнеса. Как показывают исследования, дискуссия о том, какой должна быть модернизация России, не прекращается до сих пор. Согласно стратегии развития на долгосрочную перспективу основной задачей модернизации экономики страны является уход современной России от экспортно-сырьевой модели. Не менее важным вопросом является проблема выбора направлений модернизации страны, с точки зрения использования зарубежных передовых технологий и размера государственных расходов на инновационное развитие.

Модернизационные процессы проходят в настоящее время в России и в сфере государственной политики и управления: они затрагивают законодательную, исполнительную и судебную власти. Несмотря на все трудности, повышение качества работы и уровня эффективности властных институтов ощущаются в ряде элементов государственной системы. Анализ свидетельствует, что реализация многих программ носит скорее имитационный характер. Политика поддержки инноваций в России в определенной степени декларативна. Условия, создаваемые для инновационного развития далеко не всегда благоприятны, а само это развитие не являются приоритетным, уступая первое место политике макроэкономической стабильности и поддержанию социальной сферы. Недостаточными оказываются меры по проведению государственной политики повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса в части реализации мер по противодействию коррупции, созданию благоприятного инвестиционного климата. Административная и налоговая реформы не достигли поставленных целей, что способствует сохранению неблагоприятного инвестицион.

Л/'С ного климата и продолжающемуся оттоку капитала из России .

Изучение содержания Стратегии инновационного развития России до 2020 года, позволяет сделать вывод, что руководством России выбран вариант «догоняющей модернизации», к основным особенностям которого относится привлечение зарубежных технологий в те отрасли, которые не.

265 ЦБ: чистый отток капитала из РФ за 2011 год составил 584,2 млрд. /РИА Новости [Электронный ре-cypc:]http://www.ria.ru/economy/20 120 112/537599843.Ыт1#1хг229саМС№Ь (дата обращения 18.10.2012 г.) развиты в стране. При этом, сами технологии должны быть действительно передовыми и давать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка.

Также выделены «точки роста», развитие которых должно привести к технологическому рывку. Одновременно в сложившейся к настоящему моменту политике модернизации не предполагается существенное увеличение государственных расходов на фундаментальную науку, хотя государство продолжает формирование инновационных институтов, призванных активно вовлекать в деятельность по модернизации частный бизнес. При этом в последнее время частный бизнес проявляет интерес к модернизации не только с теоретической точки зрения, но также основываясь на ее практической значимости для долгосрочного развития компании.

На основании проведенных исследований обоснованным считаем проведение государством бизнес-ориентированной политики, создание и совершенствование институциональных механизмов взаимодействия гражданского общества, бизнеса и государства. Такая политика представляется важнейшим условием повышения капитализации российского бизнеса, самоорганизации и развитии корпоративного сообщества, позволяющих ему представлять свои интересы и отстаивать экономические и политические цели в рамках стратегии инновационного развития.

Начавшийся процесс модернизации России призван устранить главную проблему взаимодействия государства и бизнеса — взаимное недоверие. С этой целью государство должно активнее расширять доступ бизнеса к выполнению государственных контрактов, стремиться к повышению прозрачности и оперативности работы государственных органов, принимать законы с учетом мнения представителей бизнес-ассоциаций, создавать и совершенствовать институциональные условия для модернизации.

266 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. — Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р //Собрание законодательства РФ", 02.01.2012, N 1, ст. 216.

России, более решительно отстаивать интерес российских компаний на международных рынках.

Важнейшим условием поступательного процесса модернизации является обеспечение равноправия в отношениях между государством и бизнесом, а также системного запроса со стороны государства на взаимодействие с бизнесом, вовлечение в этот процесс максимального количества стейкхолдеров, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. О Правительстве РФ / Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, — 22.12.1997, № 51, ст. 5712
  3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации / Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
  4. О Государственной корпорации «Ростехнологии» / Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ // Российская газета. N 264. — 26.11.2007.
  5. О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» / Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078.
  6. О некоммерческих организациях / Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
  7. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Федеральный закон" от 03.12.2012 N 292-ФЗ // Российская газета. № 5956. — 7.12.2012.
  8. О противодействии коррупции / Федеральный закон от 25 декабря2008 г. N 27Э-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
  9. О Российской корпорации нанотехнологий / Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЭ // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3753.
  10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов / Федеральный закон от 17 июля2009 г. N 172-ФЗ //.
  11. Об инновационном центре «Сколково» / Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ // Российская газета. -N220. 30.09.2010.
  12. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России / Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 579 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2552.
  13. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 2011 годы / Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 // Российская газета. — N 79. -15.04.2010.
  14. О создании ОАО «Российская венчурная компания» / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 № 838-р.
  15. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р // Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 216.
  16. Об Энергетической стратегия России до 2030 года" / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, N 48, ст. 5836
  17. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года / утверждено Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7. документ опубликован не был
  18. Об Инвестиционном фонде Российской Федерации / Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 // Собрание законодательства РФ, 28.11.2005, N 48, ст. 5043.
  19. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 // Собрание законодательства РФ, 10.03.2008, N 10 (2 ч.), ст. 932.
  20. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов / Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 // Российская газета. № 46. — 05.03.2010.
  21. О Правительственной комиссии по проведению административной реформы / Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 N 451 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2003, N 31, ст. 3150.
  22. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы" / Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 // Собрание законодательства РФ", 09.01.2006, № 2, ст. 186.
  23. О Федеральном агентстве по науке и инновациям / Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 281 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2563.
  24. Об утверждении ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 2013″ / Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.
  25. Послание Президента России Федеральному собранию РФ от 12.11. 2009 г. Электронный документ. // http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения 12.10.2012)
  26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 27.05.2004 // Российская газета. 27.05.2004. — № 109.
  27. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.11.2009 г. Электронный ресурс. // http://kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения 06.02.2012 г.).
  28. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 2010 годах / Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р // Собрание законодательства РФ", 14.11.2005, № 46, ст. 4720
  29. О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата / Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 843// Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5240
  30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р // Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, N 46, ст. 4720.
  31. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р // Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1226.
  32. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 2020 год)» / Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р// Собрание законодательства РФ", 15.11.2010, № 46, ст. 6026
  33. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации / утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212 // Российская газета", 16.02.2008, № 34
  34. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года / утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1) документ опубликован не был.
  35. Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 18.01.2013) // http://gov.spb.ru/law?d&nd=8 308 279&prevDoc=888 800 024
  36. О Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Постановление Губернатора СПб от 10.02.2004 г. № 177
  37. О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 02.04.2008 № 194−32
  38. О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области / Областной закон Ленинградской области от 30.04.2009 N Зб-оз
  39. Монографии и статьи в периодических изданиях
  40. , В. А. Мировая политика и международные отношения / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. Москва: Аспект Пресс, 2011.
  41. , Д. Активные меры против коррупции в полиции / Д. Бейли, -М.: ВЦП, 1990.
  42. , А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса / А. Э. Бинецкий. М.: ЭКМОС, 2003.
  43. , А. Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. М.: ТЕИС, 2004.
  44. , А. Э. Коррупция / А. Бинецкий. М.: Известия, 2005.
  45. В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления / В. Г. Варнавский // Отечественные записки. -2004. ^ 6.
  46. .В. Служебные преступления / Б. В. Волженкин. М.: Юристъ, 2000.
  47. . В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) / Б. В. Волженкин. М.: РГБ, 2006.
  48. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / Нижегородцев Р. М. и др. Кемерово: Сибирская изд. группа, 2012.
  49. Государство и общество в условиях глобализации: взгляд слева / (Отв. ред. А. А. Галкин). М.: Оверлей, 2003.
  50. А. В. (отв. ред.) Российские властные институты и элиты в трансформации сборник статей. Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2011.
  51. А. Л. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений / А. Л. Журавлев, В. П. М.: Ин-т психологии РАН, 2012.
  52. А. Л. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.
  53. Т. И. Современное Российское общество: социальный механизм трансформации / Т. И. Заславская М.: РГБ, 2007.
  54. Т. И. Новое поколение деловых людей России социальный портрет, карьера, бизнес-образование. / Т. И. Заславская, Э. Н. Крылатых, М. А. Шабанова. М.: Дело, 2007.
  55. А. Ю. Ассоциации бизнес — государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада / А. Ю. Зудин. — М.: Гос. ун-т — Высш. шк. экономики, 2009.
  56. , Г. Т. Развитие государственной финансовой поддержки экспорта / Г. Т. Каражанов // Финансы. 2012. — N 4. — С. 17−19.
  57. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. Н. Н. Любимова. / Дж. М. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 2011.
  58. В.Б. Контуры будущего (первое приближение) / Модернизация экономики России: задачи государственного управления. СПб: Изд-во СЗАГС, 2010. — С. 59−71.
  59. Ю.В., Наумов, Ю.Г. Целевой индикатор и показатели российской антикоррупционной стратегии / Ю. В. Латов, Ю. Г. Наумов // Криминологический журнал БГУЭП 2012.
  60. В.И. О государстве / В. И. Ленин // ПСС, т. 39. С. 68−72.
  61. Лопашенко Н. А Уголовная политика / H.A. Лопашенко. М.: Во-лтерс-Клувер, 2009.
  62. А.П. Классификация видов лоббизма: материалы к международному «круглому столу» в МГЮА «Россия-США» / А. П. Любимов. -М., 1999.
  63. К. Формы государства и формы сознания в их связи с производственными отношениями и отношениями общения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения в 50-ти т., 2-е издание. М., 1958. — Т. 12. — С. 736- 737.
  64. Г. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика: монография / Г. А. Маховикова, Н. Ф. Ефимова. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2012.
  65. Р. Прогресс: история идеи / Р. Нисбет. М.: ИРЭСЕН, 2007. -557с.
  66. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.
  67. , Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1998.
  68. С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С. П. Перегудов, И. С. Семененко. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
  69. С. П. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы / С. П. Перегудов, А. И. Уткин, С. С. Костяев.- М.: Отд. науч. информ. ИСКР АН, 2009.
  70. С. П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия: монография. / С. П. Перегудов. М.: РОССПЭН, 2011.
  71. М. Конкуренция / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 608 с.
  72. , В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В. В. Путин // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5708 (35).
  73. , В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход / В. В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  74. Россия в многообразии цивилизаций монография. / [А. А. Галкин (науч. ред.) и др.]. М.: Весь мир, 2011
  75. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия и реформы / Роуз-Аккерман С. М.: Логос, 2003. — 356с.
  76. , Г. А. Антикоррупционная политика / Сатаров Г. А. М.: Фонд «ИНДЕМ», 2004. — 82 с.
  77. , Л. В. Философия и политика: очерки современной политической философии и российская ситуация / Л. Сморгунов. М.: РОССПЭН, 2007.
  78. , В. Ю. Чудо возможно / В. Ю. Сурков // Ведомости -15.02.2010г.
  79. , П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности / П. А. Толстых. М.: Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, 2009.
  80. , В. Ф. Сетевая модель взаимодействия власти, бизнеса и общества / В. Ф. Уколов, В. В. Лотин, Р. В. Гильмутдинов. М.: Проспект, 2009.
  81. , Фр. А. фон. Индивидуализм и экономический порядок / Фр. Хайек. Челябинск: Социум, 2011.
  82. , Фр. А. фон. Судьбы либерализма в XX веке / Фр. фон Хайек.- М.: ИРИСЭН: Мысль, 2009.
  83. , Фр. А. фон. Конкуренция, труд и правовой порядок свободных людей: фрагменты сочинений / Фр. А. фон Хайек. СПб: Пневма, 2009.
  84. Шилз, Э Общество и общества: макросоциологический подход / Э. Шилз // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: сб. ст. М.: Прогресс, 1992. С. 16−28.
  85. , Ф. Неокорпоратизм / Ф. Шмиттер // Полис. 1997. — № 2.- С. 12−28.
  86. , П. Социология: анализ современного общества / П. Штомпка. М.: Логос, 2010.
  87. , И. Теория экономического развития / И. Шумпетер М.: Прогресс, 1982.
  88. , Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Эйзенштадт, Ш. М.: Аспект Пресс, 1999.
  89. Acemoglu, D., Robinson, J. A Theory of Political Transitions / D. Acemoglu, J. Robinson // American Economic Review. -2001. N. 91. -P. 938−963.
  90. Acemoglu, D., Robinson, J. Economic Origins of Dictatorship and Democracy / D. Acemoglu, J. Robinson. New York: Cambridge University Press, 2005. — 432 p.
  91. Apter, D. Comparative Politics. Old and New / D. Apter // The Handbook of Political Science. 1996. — P. 374 -389
  92. Apter, D. The Politics of Modernization / D. Apter. Chicago: University of Chicago Press, 1965. — 397 p.
  93. , J. (ed.) From post-communism toward the third millennium: aspects of political and economic development in Eastern and South-Eastern Europe from 2000−2005 / Baer, J. et al Bern- New York: Peter Lang, 2011.
  94. Beyme, K. von. Political Parties in Western Democracies / K. Beyme von. Aldershot, 1985.
  95. Black, C.E. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History / C.E. Black. N.Y.: Harper Colophon Books, 1975. — 345p.
  96. Boix, C., Stokes S. Endogenous Democratization / C. Boix, S. Stokes // World Politics. 2003. — N.55. — P. 517−549.
  97. Caro, R. A. The Powerbroker / R. A. Caro. NY: Vintage Books, 1975.
  98. Duvanova, D. Building business in post-communist Russia, eastern Europe, and Eurasia: collective goods, selective incentives, and predatory states / D. Duvanova. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.
  99. Eising, R. The political economy of state-business relations in Europe: interest mediation, capitalism and EU policy-making / R. Eising. London- New York: Routledge, 2009.
  100. Epstein, D., Bates, R., Goldstone J. Democratic Transitions / Epstein, D. et al // American Journal of Political Science. 2006. — N.50 — P. 551−569.
  101. Finer, S. Anonymous Empire: A Study of the Lobby in Great Britain / S. Finer, 1958.
  102. Franklin, D., Andrews, J. (ed.) Megachange: the world in 2050 / D. Franklin et al Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2012.
  103. Huntington, S. Political Order in Changing Societies / S. Huntington. -New Haven: Yale University Press. 1968. 488 p.
  104. Huntington, S. The Third Wave: Democratization in the late Twentieth Century / S. Huntington. Norman: University of Oklahoma Press, 1991. -366 p.
  105. Inglehart, R., Welzel, Ch. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence / R. Inglehart, Ch. Welzel. Cambridge: Cambridge University Press. 2005. — 333 p.
  106. Lerner, D. The Passing of Traditional Society / D. Lerner. New York: Free Press, 1958. — 215 p.
  107. Levy, M.J. Modernization and the Structure of Societies Text. / M.J. Levy. Princeton: Princeton University Press, 1966.
  108. Lipset, S. Political Man. The Social Bases of Politics / S. Lipset. New York: Doubleday, 1960. — 432 p.
  109. Lipset, S. Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy / S. Lipset // American Political Science Review. -1959. N.53 (March). — P. 69−105.1.in
  110. Moore, B. Social Origins of Dictatorship and Democracy / B. Moore
  111. New York: Beacon Press, 1966. 592 p.118
  112. Przeworski, A., Limongi F. Modernization: Theories and Facts / A. Prze-worski, F. Limongi // World Politics. 1997. — N.49. — P. 155−183.
  113. Przeworski, A. Democracy and Development: Political Institutions and Material Well-being in the World, 1950−1990 / A. Przeworski et al. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 336 p.
  114. Reed, D, Utting, P., Mukherjee-Reed, A. (ed.) Business regulation and non-state actors: whose standards?: whose development? / D. Reed et al. -London- New York: Routledge, 2012.
  115. Rostow, W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto / Rostow, W. Cambridge: Cambridge University Press, 1960. — 179p.
  116. Rueschemeyer, D., Stephens, E., Stephens, J. Capitalist Development and Democracy / D. Rueschemeyer et al. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.-398 p.
  117. Sirowy, L., Inkeles A. The Effects of Democracy on Economic Growth and Inequality: A Review / L. Sirowy, A. Inkeles // Comparative International Development. -1990. N.25. — P.126−157.
  118. Touraine, A. Modernity and Cultural Specificities (Nodernitv and Identity) / A. Touraine. N.Y., 1998.
  119. Wallace, P. Taming Leviathan: the state of the state / Franklin, D., Andrews, J. (ed.) Megachange: the world in 2050. P. 138−151.
  120. Welzel, Ch., Inglehart R. The Role of Ordinary People in Democratization / Ch. Welzel, R. Inglehart // Journal of Democracy. 2008. — N.19 (1). -P.126−140.
  121. Wooldridge, A. Schumpeter Inc / Franklin, D., Andrews, J. (ed.)
  122. Megachange: the world in 2050. P. 193 — 203.1. Интернет-ресурсы
  123. The Foreign Agents Registration Act (FARA) Электронный ресурс.: http://www.fara.gov/ (дата обращения 09.05.2012)
  124. The Global Trends 2023. Alternative Worlds Электронный ресурс.: http://gt2030.com/
  125. Huntington, S. The Clash of Civilization and the Remaking of World Order / Библиотека Гумер Электронный ресурс.: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Polit/Hant/03.php (дата обращения: 22.01.2012 г.).
  126. Konkurentsiseadus. Vastu v5etud 5.06.2001. RT I 2001, 56, 332 joustumine 01.10.2001 https://www.riigiteataja.ee/akt/132 774 8171eiaKehtiv. (дата обращения 08.11.2012)
  127. US Congressional Ethics Rules Электронный ресурс.: http://insidertrading.procon.org/view.resource.php?resourceID=1 759 (дата обращения 09.05.2012)
  128. , JI. Бизнес-омбудсмен Титов рассчитывает на большой аппарат // Ведомости-26.07.2012 Электронный документ.: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2 319 944/otryadtitova (дата обращения 17.09.2012г)
  129. , Ю.П. Теория модернизации и историческое развитие // Вестник РГГУ, № 3, 2009. Электронный ресурс.: http://www.perspektivy.info/oykumena/vector/teoriimodernizaciiiekonom icheskojerazvitije2010−04−13.htm (дата обращения: 22.01.2012 г.)
  130. М. Протестантская этика и дух капитализма Электронный ресурс.: // http://www.kara-murza.ru/books/Veber/Protestant001.html (дата обращения: 22.01.2012 г.)
  131. Д.А. Медведева с молодыми учеными в Сколково // http://newsland.com/news/detail/id/812 734/ (дата обращения: 10.06.2012 г.)
  132. , Р. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ Электронный ресурс.: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=945 (дата обращения: 10.04.2012 г.)
  133. . Покажем бизнесу, что инновации выгодны // http://actualcomment.rU/news/l6144/(дата обращения: 01.08.2012 г.)
  134. Госкорпорация ««Банк развития и внешнеэкономической деятельности» // http://www.mspbank.ru/ru/about/bankofgrowth/
  135. Госкорпорация ««Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // http://www.fondgkh.ru/about/index.html
  136. Госкоропорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи // http://www.sc-os.ru/
  137. , Э. О разделении общественного труда Электронный ресурс.: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/aron/07.php
  138. , С.А. Теория модернизации: история и современность. Электронный ресурс.: ww.econom.nsc.ru/ieie/smu/conference/articles/EpMaxaHOBa.doc^aTa обращения: 22.01.2012 г.)
  139. , С.А. Теория модернизации: история и современность // Экономический сервер Сибири. Электронный ресурс.: www.econom.nsc.ru/ieie/smu/conference/articles/EpMaxaHOBa.doc (flaTa обращения: 22.01.2012 г.)
  140. , H.H. Модернизация и хозяйственная культура. 1997. Электронный ресурс.: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/01/23/247 377/004.ZAR UBINA. pdffaaTa обращения: 22.01.2012 г.)
  141. , А. Достроить систему // Новая газета 15.02.2011 г. Электронный документ.: http://www.ng.ru/scenario/2011−02−15/12system.html (дата обращения 10.07.2012)
  142. , Г. Социалистическая модернизация путь к возрождению России /Доклад на V Пленуме ЦК КПРФ в 03.04. 2010 г. Электронный документ.: http://kprf.ru/partylive/77 720.html (дата обращения: 19.02.2012 г.)
  143. , В.В. Из интервью радиостанции «Голос России» http://www.ldpr.rU/#events/ApartfromtechnicalRussianeedspoliticalm odernization (дата обращения 19.02.2012г)
  144. Иноземцев B. JL, Титов Б., Явлинский Г. Modernizatsya.ru: компас для реформ // http://www.yavhnsky.ru/said/articles/index.phtml?id=3616
  145. Иноземцев B. J1. Выступление на съезде политической партии «Правое дело» 25.06.2011 г. Электронный документ.:http://inozemtsev.net/?m=vert&-menu=sub2&-pr= 104&id= 1344 (дата обращения 12.08.2011)
  146. , A.B. Стенограмма выступления в рамках круглого стола пермского экономического форума, 21 апреля. Электронный документ.: http://2020strategy.ru (дата обращения 10.07.2012)
  147. , А. Невосполнимая задача // Огонек Электронный документ.: http://www.kommersant.ru/doc/1 930 102 (дата обращения 16.05.2012 г.)
  148. , К. Теории модернизации и глобализации: кто и зачем их придумывал // Русские чтения Института общественного проектирования, лекция 17.01.2006 Электронный ресурс.: [www.inop.ru/files/calhoun.doc] (дата обращения: 22.01.2012 г.)
  149. Малыхин, М. Ernst & Young отметила снижение коррупционных рисков в России //Ведомости 29.05.2012 Электронный документ.: http://www.vedomosti.ru/career/news/1 794 687/eykorrupciyavrossiipada et#ixzz24SOq9Mpb (дата обращения 22.08.2012 г.)
  150. , К. Письма Вере Засулич Электронный ресурс.: http://www.situation.ru/app/jart715.htm (flaTa обращения: 22.01.2012 г.).
  151. , К. Предисловие к первому изданию «Капитал» Электронный ресурс.: http://www.revolucia.ru/kapitalpred.htm (flaTa обращения: 22.01.2012 г.).
  152. , А. Принципы экономической науки. Глава X, 1890 г. Электронный ресурс.: http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Marshal/c31 .html (дата обращения 10.04.2012 г.).
  153. Медведев предлагает создать в РФ «большое правительство Электронный документ.: http:// Ьир://болыиоеправительство.рф/press/1044/ (дата обращения 28/09/2012)
  154. . Д.А. Россия, вперед! // Официальный сайт Президента РФ Электронный ресурс.: http://www.apn.ru/publications/article22100.htm. (дата обращения 08.01.2013)
  155. Международные сравнения / сайта РОССТАТ //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain/rosstat/ru/statistics/icomparisons/
  156. , И. Выступление на VIII совместном Пленуме ЦК и ЦКРП КПРФ 26.03.2011 Электронный документ.: http://kprf.ru/russoc/89 514.html (дата обращения 20.02.2012 г.)
  157. Модернизация России как построение нового государства / Доклад Института современного развития // http://www.msor-russia.ru/ru/news/7387 (дата обращения 15.09.2012)
  158. , А., Ашурков, В. Неуправляемые госкомпании // Гарвард Бизнес Ревю. Электронный документ.: http://hbr-russia.ru/article/3063/print (дата обращения: 30.08.2012)
  159. По данным сайта Ассоциации обрабатывающей промышленности (NAM) (США). Электронный документ. // http://www.nam.org/Communications/Manufacturing-Industry1 Q Л 1 O*t
  160. News.aspx?utmsource=nam&utmmedium=alias&utmcampaign=News+fr om+the+NAM
  161. По данным сайта РФФИ // http://www.rfbr.ru/rffi/ru/classifieds/o70630
  162. По материалам сайта НМ Treasury Электронный ресурс.: URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/pppstandardisedcontracts.htm (дата обращения 19.04.2012 г.)
  163. По материалам сайта словаря Мэрриам-Вебстер Электронный ресурс.: http://www.merriam-webster.com/dictionary/lobby дата обращения 09.05.2012 г.
  164. , И.В. Модернизация: определение понятия, признаки и критерии // Мульти Медиа Журнал. Проект «Ахей» Электронный ресурс.:http ://mmj .ru/historytheory, html?&article= 112&cHash=b4600c3 ееЬ (дата обращения: 22.01.2012 г.)
  165. Программа-2011 партии Справедливая Россия Электронный документ. :http://www.spravedlivo.ru/upload/file/programm2011/Programma201 l6s. p df (дата обращения 20.02.2012)
  166. Протокол заседания комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 18 июня 2009 г. № 1 // http://i-russia.ru/sessions/decisions/24.html (дата обращения 12.07.2012)
  167. Путин обозначил курс на четыре направления // Известия -11.04.2012г. Электронный документ.: http://www.izvestia.rU/news/521 672#ixzzlsTclH3Mm (дата обращения 11.05.2012г)
  168. , В.В. О наших экономических задачах // http ://putin2012 .ru/events/149
  169. B.B. Стенограмма отчета в Государственной Думе РФ 11.04.2012г. // http://www.rg.ru/2012/04/! 1/putin-duma.html
  170. Рейтинг Всемирного банка Электронный документ.: http:// russian.doingbusiness.org / rankings (дата обращения: 30.08.2012).
  171. Рейтинг организации Transparency International «Corruption perceptions index с 2004−20 Юг» Электронный документ.: http://www.transparency.org/cpi2010/results (дата обращения 22.08.2012 г.)
  172. Рецепт ЛДПР для оздоровления экономики // http://www.ldpr.rU/#events/RecipeLDPRtoeconomicrecovery (дата обращения 19.02.2012)
  173. , Д. России нужна умная оборонка // Красная звезда Электронный документ:. http://vpk.name/news/64597rossiinuzhnaumnayaoboronka.html (дата обращения 11.05.2012г)
  174. , А.И. Направления повышения эффективности государственных инвестиций. Экспертная группа № 13 «Стратегии-2020» // http://strategy2020.rian.ru/news/20 120 316/366267630.html (дата обращения 12.01.2013)
  175. Сто шагов к привлекательности России // http://www.dp.ni/a/2012/02/02/100shagovkprivlekateln/ (дата обращения (дата обращения 02.02.2013)
  176. Стратегия 2020. Материалы рабочих групп // http://strategy2020.rian.ru/news/20 120 316/366267630.html
  177. Сэкономить на HHOKP//"Expert Online"/14 окт 2011, 18:42 Электронный документ.: http://expert.ru/2011/10/14/sekonomit-na-niokr/ (дата обращения: 10.07.2012 г.)
  178. , В.Г. Новые тенденции в понимании модернизации Электронный ресурс.: http://www.tuva.asia/journal/issuel-2/92-tendencies.html (дата обращения 09.11.2012)
  179. , Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Проект «Интеллектуальная Россия». Электронный ресурс.:http://www.intelros.rU/pdf/socoboz/32 009/4.pdf (дата обращения: 22.01.2012 г.)
  180. , Ю. Философский дискурс о модерне // Страница библиотеки Якова Кротова Электронный ресурс.: http://www.krotov.info/libsec/22h/hab/haber5.htm (flaTa обращения: 22.01.2012 г.)
  181. Г. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. Наука и инновации в регионах России Электронный документ.: http://regions.extech.ru/leftmenu/shepelev.php (дата обращения 12.09.2012 г.)
  182. Экономические тезисы ЛДПР от 17.12.2009 г. п. 10 Электронный документ.: http://www.ldpr.rU/#ldprtalks/analytics/EconomicthesisLDPR (дата обращения 19.02.2012г)
  183. Яндекс, ABBYY и «Роснано» возглавили рейтинг инновационных компаний РФ// Сайт РИА Новости Электронный документ.: http://www.rian.ru/nanonews/20 110 317/354819349.html1. Авторефераты диссертаций
  184. , А. Э. Проблемы формирования системы лоббирования в политическом процессе Российской Федерации: автореф. дис.. доктора политических наук: 23.00.02. Москва, 2005.
  185. , Т. А. Политическое взаимодействие государственной власти и бизнеса в России: становление корпоративистской модели: автор, дис.. канд. полит. 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2011. Q
  186. , А. В. Политические проблемы формирования системы взаимоотношений власти и бизнеса в современной России: автореф.дис. канд. полит, н.: 23.00.02 / Зуев А. В. М., 2011
  187. , В. В. Развитие системы управления малыми инновационными предприятиями в процессе интеграции с крупными бизнес-структурами: автореф. дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05 -Москва, 2011.
  188. , Я. Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен 1992−2001 гг.: Институциональный аспект: автореф. дис.. доктора экономических наук: 08.00.05 Электронный ресурс. М., 2002.
  189. , А. И. Государство и бизнес: модели взаимодействия и трансформация деловых коммуникаций в России: автореф. дис. канд. полит, н.: 23.00.02. М., 2012.
Заполнить форму текущей работой