Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные статусы и социальные роли личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль — это ожидаемое поведение индивида, занимающего определенный статус (Р. Линтон). Все моменты определения социальной роли связаны между собой. Так, роль — это поведение индивида, но не всякое, а ожидаемое, т. е. такое поведение, которое соответствует сложившимся в группах, обществе представлениям относительно нормальности, адекватности, правильности, достойности действий человека в связи… Читать ещё >

Социальные статусы и социальные роли личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные статусы и роли — важные элементы структуры личности. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» устойчиво вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930;е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893—1953).

Социальный статус. Слово «статус» заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:

  • а) увидеть место, которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достиженийу шансов на успех;
  • б) показать окружающую его социально-статусную среду;
  • в) понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей, которыми он обладает.

Социальные статусы принято определенным образом различать.

Социально-демографические статусы (их также называют социобиологическими или естественными) могут быть связаны:

  • 1) с возрастом человека (возрастные статусы) — ребенок, подросток, юноша, человек зрелого, преклонного возраста;
  • 2) родством (родственныеу семейные статусы) — отец, мать, сын, дочь и т. д.;
  • 3) полом человека (половые статусы) — мужчина, женщина;
  • 4) расой (расовый статус). Эта социальная категория возникла в XIX веке, когда биологи и антропологи попытались классифицировать разнообразие физических типов человека по трем группам — европеоиды, негроидны, монголоиды;
  • 5) здоровьем (статус здоровья) — например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями.

Собственно социальные статусы — их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе. К ним относят статусы:

  • ? экономические (собственник, арендатор, рантье, землевладелец, наемный работник и т. д.);
  • ? политические (отражают то или иное отношение социальных позиций людей к власти);
  • ? правовые (принадлежность к статусу часто связана с соответствующим юридическим объемом прав и обязанностей лиц);
  • ? профессиональные (к ним относятся все профессии и специальности внутри них);
  • ? социокультурные (состоят из четырех базовых сфер: наука, образование, искусство, религия);
  • ? территориальные (например, горожанин, селянин; сибиряк, житель Дальнего Востока и т. д.).

Социальные статусы также подразделяют на формальные и неформальные.

Формальный статус —

это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе. Например, генеральный директор акционерного оби 1ества, тон-менеджер торговой компании, ректор высшего учебного заведения, директор лицея.

Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений в малых группах, между друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками. Например, мы говорим о человеке, что он «ответственный» или «безответственный», «трудолюбивый» или «бездельник», «выскочка» или «заслуженно занимает высокую управленческую должность», «душа компании» или «себе на уме» и т. д.

Выделяют предписанные (аскриптивпые), достигаемые и смешанные социальные статусы.

> Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социальнодемографические статусы.

> Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Современные открытые общества ориентированы на то, чтобы в социуме главное, определяющее значение имели достигаемые статусы (self-made-man — человек, который сделал сам себя), а не предписанные, как в традиционных и закрытых обществах.

> Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса. Например, дети решили пойти по стопам старшего поколения и выбрали ту же профессию, что и их родители, под влиянием их примера, гласного или негласного воздействия, явного или неявного согласия, содействия. Такое не является редкостью в семьях юристов, врачей, актеров, музыкантов, финансистов, преуспевающих бизнесменов. К смешанному статусу также могут быть отнесены должности, желаемые человеком, но полученные им по протекции, благодаря различным социальным связям.

В совокупности статусов принято выделять главный статус, т. е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка).

Различают личный и социальный статусы.

Социальный статус — это положение (позиция) человека в обществе, в значительной мере обусловленное тем, представителем какой социальной группы он является.

Личный статус — это положение (позиция) человека в первичной группе, в зависимости от того, как он (его качества) оценивается другими членами группы.

Социальный статус имеет преобладающее значение в системе безличных формальных отношений, в больших организациях, среди незнакомых людей. Личный статус преобладает среди знакомых человеку людей. Личные статусы — неформальные; их влияние и эффективность определяются тем обстоятельством, что большинству людей важно сохранить и преумножить свой личный статус в группе. Люди весьма чувствительны к ожиданиям и требованиям тех, кого они лично знают и уважают, и, чтобы сохранить их доверие, иногда рискуют навлечь на себя возмущение официальных лиц.

Отличие личного статуса от статуса социального соответствует различию, которое китайцы проводят между двумя способами «сохранить лицо». Социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, основывается на том, к какой социальной категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной оценки, престижа. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении «мянь», они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.

Китайцы также говорят о сохранении «лянь». Человек не может жить без «лянь», от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря «лянь» приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение «лянь» не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека[1].

В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин «статусный набор» (в качестве синонима данного понятия используется термин «статусный портрет» человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

К примеру, господин N является мужчиной средних лег, преподавателем, доктором наук, ученым секретарем диссертационного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом одной из партий, христианином, избирателем, мужем, отцом, дядей и т. д. Таков статусный набор, или портрет, человека N.

С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого, среднего, низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топменеджера, управляющего среднего или низшего звена.

Анализируя социальные статусы, нужно помнить о статусной несовместимости. Выделяют две формы статусной несовместимости:

  • 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую — в другой;
  • 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

Примером первой формы статусной несовместимости является ситуация, когда генеральный директор крупной компании в своей семье не является главой семьи, эту роль выполняет его супруга. К примерам второй формы статусной несовместимости можно отнести то, что чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, полицейский не может быть членом мафиозной группы. Преступников, являющихся служителями закона, считают «оборотнями в погонах».

Статусной несовместимостью

называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги — высокие, средние, низкие.

В отличие от этого статусной совместимостью называется положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги — все высокие, все средние или все низкие[2].

Социальная роль. Если ключом к пониманию социального статуса является слово «позиция», то когда мы говорим о социальной роли, то исходным здесь является слово «поведение». Социальные статусы описывают положение, позицию людей в социальном мире, а социальные роли раскрывают поведение людей в мире социальных статусов. Мы занимаем статус, но играем (исполняем) роль, поэтому роль выступает динамическим аспектом социального статуса.

Социальная роль — это своего рода модель, шаблон, формат поведения индивида, занимающего тот или иной статус. По своему происхождению слово «роль» связано с латинским словом persona (персона, особа), которое в древности означало актерскую маску, изображавшую характер персонажа (или роль): злодея, шута, героя, титана и т.н. В определенном смысле роль — это маска, которую надевает на себя человек, выходя в люди, общество.

Американский социолог II. Бергер пишет: «…человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли»[3].

Роль — это ожидаемое поведение индивида, занимающего определенный статус (Р. Линтон). Все моменты определения социальной роли связаны между собой. Так, роль — это поведение индивида, но не всякое, а ожидаемое, т. е. такое поведение, которое соответствует сложившимся в группах, обществе представлениям относительно нормальности, адекватности, правильности, достойности действий человека в связи с его статусной позицией. Таким образом, ролевым является поведение человека, рассмотренное в системе координат ожиданий и статусных позиций. Иными словами, лишь поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью; иное поведение ролью не является.

Толкотт Парсонс отмечал, что каждая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик — с точки зрения: 1) ее эмоциональности; 2) способа получения; 3) масштаба; 4) формализации; 5) мотивации.

С учетом указанных характеристик сравним две роли: роль полицейского и роль матери.

  • 1. Роль полицейского значительно менее эмоциональна, чем роль матери. В общем-то, от полицейского ожидается эмоциональная сдержанность, в то время как роль матери может быть связана с весьма ярким проявлением чувств.
  • 2. По способу получения роль полицейского является связанной с достигаемым статусом. Роль матери включает предписанный (так как матерями являются женщины) и достигаемый (нс все женщины становятся матерями) аспекты.
  • 3. Роль полицейского является формальной; он может делать лишь то, что предписано законом, инструкциями, определяется приказами. Роль матери в значительной мере является неформальной, хотя, конечно, она является формальной в части положений, зафиксированных в нормативноюридических актах, документах.
  • 4. Роль матери масштабнее роли полицейского, поскольку роль полицейского ограничена лишь сферой исполнения им его профессиональнодолжностных обязанностей, тогда как между матерью и ребенком складывается значительно более широкий спектр отношений.
  • 5. С точки зрения мотивации роль полицейского в первую очередь ориентирована на реализацию общественных интересов в законности и безопасности. Но эта роль включает и личностную мотивацию. Она связана с общественным признанием полицейской службы, достойным вознаграждением работы полицейских, их карьерными интересами. Однако определяющим в роли полицейского является служба законным интересам граждан, закону, т. е. в первую очередь роль полицейского является общественно мотивированной. Роль матери включает мотивацию на личные и общественные интересы. Первичной здесь выступает личностная мотивация женщины иметь детей, которая может совпадать с заинтересованностью общества в воспроизводстве населения.

Помимо понятия «статусный набор» Роберт Мертон ввел в научную лексику термин «ролевой набор». Под ролевым набором понимается совокупность ролей (ролевой комплекс), связанных с одним статусом. Как правило, каждый статус включает несколько ролей. Например, статус университетского профессора связан с ролями преподавателя, исследователя, руководителя аспирантов, наставника молодежи, научного консультанта, эксперта, автора научных работ и др. Таким образом, вместе с понятием «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор», которое описывает все многообразие шаблонов поведения — ролей, закрепленных за одним статусом (рис. 10.1).

Является ли роль частью «Я» человека, его личностной структуры или это лишь внешняя для внутреннего «Я» оболочка, маска, ярлык? В какой мере «Я» идентифицирует (отождествляет) себя с ролью?

Роль может быть и частью «Я», и лишь внешней маской. Если кто-то из родителей исполняет роль Деда Мороза на новогодней елке в детском саду, то это роль — не более чем маска, которая с «Я» данного человека может быть совершенно не связана. Для профессионального же актера исполнение роли Деда Мороза уже нечто другое. Для него эта.

Статусный набор и ролевой набор.

Рис. 10.1. Статусный набор и ролевой набор.

роль, конечно, маска, но маска, связанная с его профессией; здесь исполнение роли уже в определенной мере включено в «Я» человека.

Возможна еще большая идентификация внутреннего «Я» человека с ролью. Актер исполняет разные роли: сегодня роль принца Гамлета, завтра короля Лира, затем обитателя социального дна Сатина. Но в действительности актер не является ни Гамлетом, ни Лиром, ни Сатиным, никем из этих и других драматургических персонажей. Но для врача, адвоката, музыканта их профессиональная деятельность — не театральное представление; то, чему они служат, — это роли всей их жизни. Так, врач себя называет, считает и идентифицирует именно с врачом, а не с маскарадным ролевым персонажем в белом халате. Во враче роль врача глубоко укоренена в его «Я».

У ролей неожиданно может оказаться второе дно, когда они словно бы начинают жить своей отдельной от людей жизнью. Здесь существует две основные опасности. Первая заключается в том, что жить в обществе и уклониться от исполнения ролей нельзя. Роли помимо прочего есть форма социального отбора, установления общественных фильтров, контроля. Если человек не желает или не способен освоить ролевое поведение, то ему грозит непризнание, отторжение, социальная изоляция. Вторая опасность: люди склонны думать, что роли, которые они играют, находятся под их полным контролем; они считают, что по своему желанию всегда могут войти в любую нужную им роль или выйти из нее. Однако можно ведь и заиграться и однажды обнаружить, что роли командуют людьми, а не люди ролями; что роли поставили людей под свой контроль и превратили в пепел их внутреннее «Я».

  • [1] См.: Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.С. 351−356.
  • [2] См.: Бельский В. Ю., Кравченко А. И., Курганов С. И. Социология дляюристов. М., 2009. С. 154.
  • [3] Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. С. 99—100.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой