Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы и особенности развития английской средневековой государственности. 
Великая хартия вольностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период абсолютизма окончательно утвердилось верховенство королевской власти над английской церковью. Принятый в 1534 г. во время царствования Генриха VIII Акт о верховенстве английского короля над церковью провозгласил главой англиканской церкви короля вместо папы римского. Затем были упразднены привилегии церкви, конфискованы земли и богатства, принадлежавшие монастырям. Король наделялся… Читать ещё >

Этапы и особенности развития английской средневековой государственности. Великая хартия вольностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Британия хотя и была завоевана Римом, но его владычество не оставило заметного следа в ее истории.

К. И. Ливанцев, российский историк государства

и права

В течение IX—XI вв. в Англии окончательно закрепились феодальные отношения. Формирование феодального общества происходило замедленными темпами, что было в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием местных традиций.

Потребности обороны страны и необходимость сплочения всех сил господствующего клана с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Английские монархи утвердили в то время свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, введение пошлин, право призыва на военную службу свободного населения.

Королежкий двор стал центром управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами государства. Одновременно проявлялась и тенденция к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории.

Высшим государственным органом был уитанагемот — совет уитанов, «мудрых», в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета были избрание королей и высший суд.

Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления. Низовыми единицами местного управления были сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием. Она делились на 10 десятков — семей во главе с десятником, основной задачей которого было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела.

Главными территориальными единицами являлись округа (графства), центрами которых были укрепленные города. Графства возглавляли элдормены, назначаемые королем с согласия местной знати. Собрания графств созывались дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, в том числе судебных. В них участвовали все свободные люди округа, и прежде всего представители светской и церковной знати. Города имели собственные собрания.

В рассматриваемый период на местах начал складываться механизм централизованного бюрократического управления, осуществляемого через должностных лиц, подотчетных королю.

В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения на трон англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника.

Новый этап истории феодальной государственности был связан с завоеванием Англии нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем (ок. 1027—1087 гг.) в 1066 г., в результате которого страна стала развиваться по пути, схожему с тем, по которому проходило становление государств континентальной Европы.

Отличительной чертой эволюции английского государства в отличие от феодальных государств Западной Европы стали ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти. Сеньориальная монархия в ее классическом виде здесь не утвердилась.

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Вильгельм Завоеватель проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний.

Король обладал верховным правом в отношении всех земель страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Более того, король требовал от всех своих подданных принесения ему присяги верности, что делало феодалов всех рангов его вассалами, обязанными своему сюзерену прежде всего военной службой. Принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», характерный для континентальной Европы, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны (в их качестве обычно выступали крупные землевладельцы) и «подвассалов», состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Под контроль была поставлена и церковь. Духовенство несло службу в пользу короля, так же как и его светские вассалы. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на континенте, и были вынуждены все чаще приобретать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые привилегии.

Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства. Централизация обеспечивалась в основном за счет частных прав королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой государства. Права королей могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами. Свидетельством этому стали непрекращавшисся мятежи баронов, обвинявших корону в злоупотреблениях ее правами. Короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и поддержку вольностей англосаксов.

Центром управления являлась королежкая курия — совещательный орган, в который входили представители знати и приближенные короля. Высшими должностными лицами были маршал (командовавший войском), камерарий (управляющий землями и имуществом короля), канцлер (руководитель королевской канцелярии). В начале XII в. из Королевской курии выделился специальный орган, ведавший вопросами финансов и доходов короны, — палата Шахматной доски.

Совершенствование государственного аппарата, позволившее сделать централизацию государственной власти в Англии необратимой, было в основном связано с реформами Генриха II (1133—1189 гг.), которые были проведены в трех главных направлениях. Во-первых, была создана система королевских разъездных судов, выездных сессий королевских судей и постоянно действующих центральных судов. Во-вторых, была реформирована армия на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества. Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью. Средства, поступавшие от них («щитовые деньги») позволяли королю содержать наемное войско. В случае внешней угрозы был предусмотрен созыв народного ополчения. В-третьих, были установлены новые виды налогообложения населения: помимо практики взимания «щитовых денег» с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.

Реформы Генриха II позволили резко увеличить численность королевских войск, подорвать влияние на армию со стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества.

После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники. Шерифы обладали высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства. Свои административно-судебные функции они осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен. Эти учреждения сохранились в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и превращались в орудие центрального правительства на местах.

Сильная королевская власть и централизация управления создавали благоприятные условия для крайних проявлений монархической власти.

Феодалы несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном. Среди горожан и других слоев населения усиливалась социальная дифференциация. Параллельно с ней шла консолидация городского сословия в масштабе всей страны. Возрастала прослойка свободного крестьянства, произошло сближение в экономическом и правовом отношении горожан и зажиточных крестьян.

К началу XIII в. в Англии сложились объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством. Признание права сословий участвовать в управлении государством происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов.

В начале XIII в. король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, который завершился подписанием в 1215 г. Великой хартии вольностей.

Большинство статей Хартии касалось вассально-ленных отношений короля и баронов. Феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры денежных средств, выплачиваемых при передаче феода, но наследству. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына и при выдаче замуж его старшей дочери от первого брака.

Из политических институтов, предусмотренных названными «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Он иногда именовался «парламентом», не являясь, однако, ни сословным, ни представительным учреждением.

Более скромное место занимают статьи, отражающие интересы других сословий. Хартия подтверждала существовавшие привилегии церкви и духовенства. Признавались древние вольности и обычаи городов.

Хартия подтвердила право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из страны, вести торговлю без каких-либо стеснений. В Хартии содержалось и обещание не обременять свободных крестьян непосильными налогами и штрафами.

Большое значение имела группа статей, направленных на упорядочение деятельности судебно-административного аппарата государства. Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении лица вне закона или изгнании лишь на основании решения суда равных, принятого согласно законодательству страны. Эти нормы считаются первым письменным закреплением принципов неприкосновенности личности.

Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс интересов короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствовали о стремлении баронов сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.

В дальнейшем короли неоднократно подтверждали действие Хартии (в 1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст. 12 и 14, предусматривавшие создание совета королевства, ограничивающего власть короля в вопросах взимания «щитовых денег», и ст. 61, закреплявшая создание комитета из 25 баронов, обладавшего контрольными функциями в отношении короля[1].

В 1258 г. баронам удалось навязать королю Генриху III принятие так называемых Оксфордских провизий, в соответствии с которыми предусматривалась передача всей исполнительной власти совету 15 баронов. Наряду с исполнительным советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет баронов, состоящий из 27 членов. В том же году между королем и баронами началась гражданская война, закончившаяся поражением короля. Ее важнейшим итогом стал созыв в 1265 г. первого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента. Наряду с баронами и духовными феодалами в него вошли представители от рыцарства и городов.

Чтобы достичь компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами, в 1295 г. Эдуард I созвал парламент, получивший название образцового. Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов.

Парламент Англии постепенно закрепил за собой следующие полномочия: право на участие в издании законов, утверждение порядка и размеров налогообложения, право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в ряде случаев в качестве особого судебного органа, полномочия по решению финансовых вопросов.

Из практики подачи коллективных парламентских петиций королю возникло право законодательной инициативы парламента. Чаще всего петиции содержали просьбы о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, в соответствии с которым ходатайства парламента должны были облекаться в форму законопроектов, получивших название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, с конца XIV в. парламент постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления должностных лиц.

Наряду с парламентом действовали королевский совет и различные ведомства. В центральный аппарат управления входили канцлер, казначей и др. В результате во второй половине XIII в. возникла сословно-представительная монархия, ознаменовавшая собой политическую победу сословий над королем (рис. 3.5).

Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии.

Рис. 3.5. Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии

С XIV в. парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, состоявшую из представителей феодальной знати, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.

В период сословно-представительной монархии роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена к минимуму, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция которых неуклонно расширялась. Собрания графств созывались главным образом для избрания местных должностных лиц и представителей в парламент.

Главами королевской администрации на местах по-прежнему были шерифы, а в сотнях — их помощники. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследования случаев насильственной смерти, констебли были наделены полицейскими функциями. Огромная власть шерифов со временем стала вызывать недоверие короны, в связи с чем их должность стала краткосрочной и подвергалась контролю со стороны казначейства. Постепенно она стала утрачивать свое значение.

С начала XV в. значение английского парламента начало уменьшаться. В Англии стала складываться абсолютная монархия. Английский абсолютизм имел ряд особенностей. Они заключались в сохранении политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также в отсутствии некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического образца. Так, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжали существовать парламент и местное самоуправление, отсутствовали централизация и бюрократизация государственного аппарата.

Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали джентри (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.

Высшим органом государства был Тайный совет, в компетенцию которого входило управление заморскими колониями, регулирование внешней торговли, рассмотрение некоторых судебных дел. Он состоял из высших должностных лиц государства: лорда-капцлера, лорда-казначея, лорда — хранителя печати и др.

Отделением Тайного совета была Звездная палата, учрежденная для борьбы с противниками короля. На местах действовали две системы управления. Должностные лица одной из них назначались королем, другой — избирались.

В период абсолютизма окончательно утвердилось верховенство королевской власти над английской церковью. Принятый в 1534 г. во время царствования Генриха VIII Акт о верховенстве английского короля над церковью провозгласил главой англиканской церкви короля вместо папы римского. Затем были упразднены привилегии церкви, конфискованы земли и богатства, принадлежавшие монастырям. Король наделялся правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. Был установлен новый порядок богослужения. Англиканская церковь фактически превратилась в часть государственного аппарата.

В период абсолютизма большую роль играла армия. Постоянной королевской армии по-прежнему не существовало. Сухопутная армия так же, как и раньше, основывалась на ополчении.

С установлением абсолютизма стала более стройной система местных органов управления, возросла их зависимость от центральных органов власти. Основные изменения в этот период выразились в административном оформлении местной администрации и учреждении должности лордалейтенанта, который назначался в графство королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей.

Действовало собрание прихожан, решавшее вопросы распределения налогов, ремонта дорог и т.н. Оно избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и др.).

Расцвет абсолютизма в Англии пришелся на период правления Елизаветы Тюдор. В это время появились первые колонии, поднялся уровень экономической и культурной жизни страны.

Английская система управления постепенно распространилась на всю Британию. В середине XVI в. в состав английского государства был включен Уэльс. В начале XVII в. под власть английской короны перешел Ольстер (провинция Ирландии), начался процесс объединения Англии с Шотландией.

  • [1] История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. II. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 388.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой