Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уголовно-правовое значение амнистии и помилования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК РФ. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии). Амнистия лишь… Читать ещё >

Уголовно-правовое значение амнистии и помилования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно Конституции РФ объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания РФ (и. «е» ч. 1 ст. 103).

Вопрос о юридической природе амнистии спорен в теории уголовного права. Слово «амнистия» в переводе с греческого amnestia означает прощение, забвение. Некоторые ученые, определяя отраслевую принадлежность амнистии, не считают ее институтом уголовного права и рассматривают ее в рамках конституционного права. Другие полагают, что ее следует рассматривать в рамках многоотраслевого института. Третьи приходят к выводу, что амнистия — своеобразная государственная мера, направленная на реализацию уголовной ответственности. Большинство же считают ее институтом уголовного права.

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК РФ. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии). Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она, прежде всего, распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объявляется в отношении персонально не определенного круга лиц (схема 8).

Уголовно-правовая регламентация института амнистии.

Схема 8. Уголовно-правовая регламентация института амнистии.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе. Такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК РФ:

  • — об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • — освобождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
  • — о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
  • — сокращении назначенного наказания;
  • — снятии судимости;
  • — об освобождении от дополнительного вида наказания.

Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов, из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК РФ, и в отношении нескольких категорий лиц.

Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам, например, Государственной Думой Федерального Собрания РФ были приняты постановления от 18.12.2013 № 3500−6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», от 19.04.2006 № 3043−1У ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» .

Но амнистия может быть применена и по политическим соображениям или с целью «разгрузки» УИС. Например, такие амнистии объявлены постановлениями Государственной Думы от 22.09.2006 № 3498−4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористической операции на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», от 02.07.2013 № 2559−6 «Об объявлении амнистии» .

Поскольку применение акта амнистии соответствующими государственными органами представляет на практике определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в котором определяет органы, на которые возлагается применение акта об амнистии, раскрывает содержание терминов, используемых в акте об амнистии, разъясняет различные вопросы, связанные с применением этого акта.

В актах об амнистии почти всегда содержится специальная оговорка о неприменении его к отдельным категориям лиц (совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно судимым, к которым ранее применялись акты амнистии или помилования и др.), либо оговариваются специальные условия применения к лицам определенных категорий данного акта. Так, в постановлении от 18.12.2013 № 3503−6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации“» указывается, что к осужденным, к которым в установленном порядке применено обязательное лечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также к осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерических заболеваний, материалы о применении Постановления об амнистии рассматриваются после завершения полного курса лечения (п. 14).

Амнистия не означает реабилитацию лица, совершившего преступления. Напомним, что это лишь акт прощения, милосердия. Поэтому освобождение конкретного лица по амнистии возможно только при отсутствии с его стороны возражений против этого. При наличии таких возражений (возможно, лицо надеется, что при рассмотрении дела в суде будет установлена его невиновность) производство по делу продолжается в обычном порядке, доводится до судебного разбирательства и суд постановляет либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с применением предписаний, указанных в акте об амнистии.

Согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89) помилование осуществляет Президент РФ (схема 9). Так же, как и амнистия, помилование представляет собой акт милосердия, гуманизма, осуществляемого в несудебном порядке. Однако оно применяется в отношении индивидуально определенного конкретного лица. Акт помилования, в отличие от акта амнистии, не имеет нормативно-правового характера. Другим отличительным признаком является то, что в соответствии со ст. 85 УК РФ помилование может быть применено только к лицу, осужденному за преступление к определенному наказанию, включая смертную казнь. Акт помилования может влечь за собой следующие правовые последствия:

  • — лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • — назначенное осужденному наказание может быть сокращено;
  • — назначенное наказание может быть заменено другим более мягким видом наказания;
  • — с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

С ходатайством о помиловании может обратиться только сам осужденный (ст. 176 УИК РФ). Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, через администрацию следственного изолятора (далее — администрация учреждения) и регистрируется администрацией в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу или соответственно в течение срока судимости после отбытия наказания.

Регламентация института помилования.

Схема 9. Регламентация института помилования.

При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании, исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК РФ).

Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего не снятую судимость.

Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Однако названное Положение содержит перечень лиц, помилование которых, как правило, не допускается: лица, злостно нарушающие режим отбывания наказания; совершившие умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения; ранее освобождавшиеся от наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания другим более мягким видом наказания.

Осужденный обращается к Президенту РФ с ходатайством о помиловании в письменной форме. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган УИС не позднее чем через десять дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через двадцать дней.

Территориальный орган УИС не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (нс позднее семи дней в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве ФСИН России.

Администрация учреждения вместе с ходатайством представляет и другие документы: копию приговора, справку об отбытом сроке наказания, справку о состоянии здоровья, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы, перечисленные в п. 5 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Комиссия, в свою очередь, в течение 30 дней должна представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней), и заключения комиссии это должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

К представлению указанного высшего должностного лица субъекта РФ прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также иные документы, указанные выше.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется осужденным самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

Все инстанции, рассматривающие ходатайства о помиловании, при необходимости могут запрашивать дополнительные документы из органов государственной власти, органов местного самоуправления, исправительных либо любых других учреждений. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через семь дней в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести и не позднее чем через 10 дней в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление.

Направленные Президенту РФ документы рассматриваются Управлением по вопросам помилования Администрации Президента РФ, которая готовит проект решения Президента. При принятии Президентом решения о помиловании лица издается Указ, который в течение двух дней направляется для исполнения высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти), в территориальный орган юстиции, территориальный орган управления УИС ФСИН России, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание.

Об отклонении ходатайства осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторная подача ходатайства и его рассмотрение допускается не ранее, чем через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой