Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие вопросы социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное обеспечение — явление многоплановое, проявляющееся в различных аспектах. Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой определенную часть распределительных отношений, форму жизнеобеспечения лиц, не способных к самообеспечению; с точки зрения организационной — это система мероприятий, осуществляемых государством от имени общества в целях предоставления средств… Читать ещё >

Общие вопросы социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать

  • • сущность и содержание социального обеспечения, его формы;
  • • круг общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, сущность механизма их регулирования, систему права социального обеспечения и его место в системе российского нрава, принципы отрасли;

уметь

  • • определять общественные отношения, относящиеся к предмету права социального обеспечения;
  • • анализировать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, но социальному обеспечению;

владеть навыками

  • • применения специальной юридической терминологии, используемой в праве социального обеспечения;
  • • определения отношений, составляющих предмет права социального обеспечения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Понятие социального обеспечения

Нет необходимости доказывать, что все материальные блага, которыми пользуются люди и которые составляют материальную основу их благосостояния, созданы трудом. Именно труд является основным источником средств существования не только человечества в целом, но и каждого отдельного человека. Но человек может лишиться способности к труду в силу самых разнообразных причин как естественного, природного, связанного с биологической сущностью человека, так и социального характера, причем эта опасность увеличивается по мере технического и экономического развития общества. И если человек по каким-либо причинам лишен возможности трудиться, он одновременно лишается и необходимых ему жизненных благ. Очевидно, что источником обеспечения этих лиц могут стать только результаты труда иных, трудоспособных членов общества, а для этого необходимо определенным образом перераспределить эти результаты.

Проблема обеспечения нетрудоспособных стоит перед любым обществом, на каком бы уровне экономического и культурного развития оно ни стояло. Однако не любое обеспечение нетрудоспособных является социальным в том смысле, как мы понимаем его сегодня. Конститутивными, т. е. составляющими основу этого понятия, признаками социального обеспечения являются следующие:

  • • признание обществом необходимости предоставления средств к существованию не имеющим их лицам формализовано путем закрепления права на обеспечение;
  • • осуществление обеспечения за счет общественных средств;
  • • обеспечение тех лиц, которые не имеют средств к существованию (либо имеют их в недостаточном объеме) по объективным, не зависящим либо мало зависящим от их воли, причинам, а сами эти причины в качестве оснований обеспечения закреплены в законодательстве;
  • • определение объема предоставляемых нетрудоспособным средств исходя из сложившихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений о социально значимых потребностях, а также представлений общества о социальной справедливости;
  • • создание государством, действующим от имени общества, в целях реализации права на социальное обеспечение особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования соответствующих мероприятий, систему осуществляющих их органов, систему гарантий защиты указанного права, а также обеспечение регулирования стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия соответствующего законодательства и разработки механизма его функционирования.

Мнение специалиста

В литературе предлагается и несколько иная система признаков, позволяющих квалифицировать обеспечение как социальное. Так, М. О. Буянова такими признаками называет источники финансирования (специальные фонды, образуемые государством); круг лиц, подлежащих обеспечению (определенные категории, установленные законодательством); условия предоставления обеспечения (обстоятельства, установленные законодательством); цель предоставления обеспечения (материальная поддержка граждан)[1].

Необходимым признаком обеспечения нуждающихся в качестве социального обеспечения является участие в нем государства. Следует подчеркнуть, что первыми формами социального обеспечения были формы негосударственные: частная благотворительность, церковное и общественное (т.е. осуществляемое общиной) призрение, разрешенная и даже поощряемая милостыня и пр. Роль государства в их функционировании заключалась в том, что оно в той или иной степени регламентировало общественные отношения, в рамках которых осуществлялось такое обеспечение. Наряду с ними существовали и государственные формы — обеспечение увечных воинов, «зрелищные деньги» в период Античности, земельные наделы служилым людям и их вдовам, пенсии чиновникам и пр.

Распространение государственного социального обеспечения и превращение его в ведущую форму связано с превращением наемного труда в экономическую основу жизни общества. Таким образом, со временем роль государства в сфере социального обеспечения меняется, однако неизменным остается его обязательное участие в нем в той или иной форме. В этом смысле антиподом социального обеспечения является обеспечение внутрисемейное, внутриродовое, основанное на личных отношениях, которое осуществляется в силу естественной необходимости в продолжении и сохранении рода и в силу обычаев. При таком обеспечении государственное вмешательство, если и осуществляется, то не в саму сферу обеспечения, а в иные отношения (например, устанавливается ответственность родителей и иных трудоспособных членов семьи за содержание и воспитание детей).

Финансовым источником социального обеспечения являются общественные (т.е. принадлежащие обществу) средства. Они создаются за счет налоговых поступлений в государственный бюджет, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных отчислений целевого характера. Право на обеспечение за счет этих средств возникает в результате осуществляемого государством (или при его участии) перераспределения ВВП от тех, чьим трудом он создан (трудоспособные лица), в пользу тех, кто в силу определенных причин не имеет собственных источников для удовлетворения жизненно важных потребностей (нетрудоспособные лица). В этом проявляется экономическая сущность социального обеспечения, которое выступает формой распределительных отношений, в рамках которых критерием распределения является не труд и не капитал, а наличие неудовлетворенных по объективным причинам социально значимых (жизненно важных) потребностей.

Существенным для определения социального характера обеспечения является и установление тех причин, наличие которых дает право па обеспечение. Общество берет на себя обеспечение лишь в случае, когда способность обеспечить себя и свою семью собственным трудом утрачена (или не приобретена) в силу объективных причин, которые не могут быть устранены собственными усилиями человека. К числу таких причин относятся прежде всего те, которые связаны с биологической сущностью человека: болезнь, увечье, старость, малолетство, беременность и т. п. Однако к недостатку или отсутствию средств к существованию могут привести и причины социального характера, такие как потеря работы, необходимость ухаживать за нетрудоспособными или за детьми, потеря жилья и имущества, военные действия и пр. Это означает, что собственная непредусмотрительность, непредприимчивость, безответственность и иные характеристики человеческой личности, вызванные субъективными, устранимыми причинами, не могут и не должны служить основанием социального обеспечения.

Социальный характер обеспечения проявляется и в таком его признаке, как уровень обеспечения. Потребности, даже социально значимые, могут быть удовлетворены по-разному, поэтому важно определить, до каких пределов человек может рассчитывать на помощь со стороны общества. Эти пределы устанавливаются исходя из экономических возможностей общества, сложившегося уровня жизни и, что очень важно, представлений о социальной справедливости. Чем выше уровень экономического развития общества, тем больший круг потребностей рассматривается как социально значимый и подлежащий удовлетворению любым человеком, и если для этого недостаточно его собственных средств и усилий, он может претендовать на часть общественных средств, но в любом случае уровень предоставлений нетрудоспособным не может быть выше, чем у трудоспособных. Однако обеспечение не может быть и ниже того уровня, который позволяет поддерживать биологическое и социальное существование человека, и такой уровень должен закрепляться в виде минимальных государственных социальных стандартов.

Социальное обеспечение предоставляется человеку обществом, и для этого необходим специальный механизм, в рамках которого функционировали бы общественные отношения, связанные с соответствующей сферой общественной жизни. Он создается государством или при его участии и требует специального регулирования. Так возникает законодательство о социальном обеспечении, являющееся частью законодательной системы практически любого современного государства.

Социальное обеспечение — явление многоплановое, проявляющееся в различных аспектах. Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой определенную часть распределительных отношений, форму жизнеобеспечения лиц, не способных к самообеспечению; с точки зрения организационной — это система мероприятий, осуществляемых государством от имени общества в целях предоставления средств к существованию определенной части населения; как предмет правового регулирования — это соответствующая совокупность общественных отношений, функционирующих в связи с предоставлением общественных средств нуждающимся в этом лицам. Соответственно и в определениях, как правило, подчеркивается тот или иной аспект социального обеспечения.

Социальное обеспечение — это совокупность общественных отношений, возникающих в результате перераспределения ВВП в форме жизнеобеспечения лиц, не способных к обеспечению самих себя и своей семьи в силу объективных и признанных обществом в качестве таковых причин биологического и социального характера, в рамках которой этим лицам предоставляется часть общественных средств в объеме, достаточном для удовлетворения их социально значимых потребностей.

  • [1] См.: Право социального обеспечения: учеб, пособие для вузов / под ред. Ю. П. Орловского., 2014. С. 21—22 (автор главы — М. О. Буянова).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой