ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ родствСнныС слова ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ морфологичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· слов

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ слоТными для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ оказались морфологичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· слова ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΡ‹ (Ρ‚Π°Π±Π». 25). ΠŸΡ€ΠΈ этом 40% школьников Π±Π΅Π· Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ (высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ учащихся с ΠžΠΠ  Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ 6,7% второклассников смогли Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, Π° Π² 13,3% случаСв ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π΅ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  часто… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ родствСнныС слова ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ морфологичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· слов (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ родствСнныС слова, ΡƒΠ»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π½ΠΈΡ… сходство ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния сСмантики ΠΈ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΡ — ваТнСйшСС условиС овладСния младшими школьниками ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ правописания [19, 35, 36, 50, 60 ΠΈ Π΄Ρ€.].

Π’ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ отмСчаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ младшиС школьники с Ρ‚яТСлыми Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π΅ родствСнных слов. Они Π½Π΅ Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΠΎΡ€Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… слов, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΡΡƒΡ„Ρ„ΠΈΠΊΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ способ образования Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… слов (А. Π’. ЯстрСбова, 1984). ИмСнно Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π . Π•. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, проявляСтся Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ «ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ вариативности слова», ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ диагностичСского обслСдования ΠΌΡ‹ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Ρ†Π΅Π»ΡŒ — Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ сформированности ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² опрСдСлСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π° родствСнных слову школьников с ΠžΠΠ , Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ морфологичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· слов.

ΠœΡ‹ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ выполнСния Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ обусловливали Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π° ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΊΠΈ» для морфологичСского Ρ€Π°Π·Π±ΠΎΡ€Π° слов, ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ слов ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ словоформ ΠΈΠ· ΡƒΠΆΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…), Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ лСксичСского ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСского значСния ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ исслСдования Π±Ρ‹Π» выявлСн Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ сформированности морфологичСских ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² с ΠžΠΠ  ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅.

Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ слоТными для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ оказались морфологичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· слова ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΡ‹ (Ρ‚Π°Π±Π». 25). ΠŸΡ€ΠΈ этом 40% школьников Π±Π΅Π· Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ (высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ учащихся с ΠžΠΠ  Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ 6,7% второклассников смогли Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, Π° Π² 13,3% случаСв ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π΅ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  часто Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Π»ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ, прописанных Π² «ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΊΠ΅», Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ систСматичСскиС ошибки Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°. Они Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ ставили грамматичСскиС вопросы ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌ (прСкрасный — Ρ‡Ρ‚ΠΎ?, Ρ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎ — Π³Π΄Π΅?). ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ частСй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, числа, Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½ ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго носили случайный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ (Книга — ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, какая?, срСдний Ρ€ΠΎΠ΄, прСкрасный — ΠΊΡ‚ΠΎ? Π“Π»Π°Π³ΠΎΠ», муТской Ρ€ΠΎΠ΄). Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ количСство ошибок Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»Π° (ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΅Π» — настоящСС врСмя). Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π±Π΅Π· Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, учащиСся с ΠžΠΠ  Π½Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, Π½Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ знания ΠΎ ΠΌΠΎΡ€Ρ„ологичСской структурС слов, ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ях Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, прСдусмотрСнныС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΎΠΉ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку.

ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ошибки Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… частСй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΎ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ памяти, ΠΎ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ способности ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ языковых ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΈΡ… Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ°.

УспСшнСС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π° Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΡ‹ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ…. Но ΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ 6,7% второклассников с ΠžΠΠ  Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ошибками (ΠΏΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ убывания) Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅: Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ лСксичСского значСния ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ корня (Π’ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΊΠ½ΠΈΠΆΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΠ½ΠΈΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ ΠΊΠ½ΠΈ-, …ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Ρ‡Ρ‚ΠΎ стоят Π² ΡΠ΅Ρ€Π²Π°Π½Ρ‚Π΅), ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ суффикса (Π’ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… Π³Π»Π°Π·ΠΈΡ‰Π΅ ΠΈ Π΄ΠΎΠΌΠΈΡ‰Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ А), ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ приставки (Π’ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅Ρ…Π°Π» ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ — шСл).

Π—Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ родствСнных слов Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»ΠΎ особых Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ учащихся Π±Π΅Π· Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (60% второклассников ΠΈ 80% Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ²) ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ (высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя лишь 13,3% второклассников ΠΈ 20% Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ высокиС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹. ΠŸΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ родствСнных слов Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  осущСствляли: мСханичСски ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π° (ΠΊΡ€Π°ΡΠΈΡ‚ΡŒ — крас, домашний — Π΄ΠΎΠΌ); Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ситуационной общности Π΄Π΅Π½ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² (Ρ€Ρ‹Π±Π° — суп) ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сходства слов (ΠΊΡ€Π°ΡΠΈΡ‚ΡŒ — краса); Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ носил случайный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ (ΠΊΡ€Π°ΡΠΈΡ‚ΡŒ — малСнький, Ρ€Ρ‹Π±Π° — сук). Часто словообразованиС замСнялось словоизмСнСниСм (Ρ€Ρ‹Π±Π° — Ρ€Ρ‹Π±Ρ‹).

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ родствСнныС слова срСди Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π±Π΅Π· Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (60%) Π±Π΅Π·ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΠΈ Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Π»ΠΈ родствСнныС слова (высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Однако лишь 20% учащихся с ΠžΠΠ  Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, Π° 6,7% ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свой Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€, ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΏΡ€ΠΈ этом Π±Ρ‹Π»Π° нСэффСктивной (Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ). Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ слова родствСнными.

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ «Π»ΠΈΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ» слова Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»ΠΎ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ отмСчался большой разброс Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ количСством ошибок (срСдний ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈ Π½ΠΈΠΆΠ΅ срСднСго), Π° 6,7% школьников с ΠžΠΠ  Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ»ΠΈ всС задания Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ, ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π° ΠΏΡ€ΠΈ этом Π±Ρ‹Π»Π° нСэффСктивна (Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ).

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ.

РаспрСдСлСниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡΠΌ, %.

Высокий.

Π’Ρ‹ΡˆΠ΅ срСднСго.

Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ.

НиТС срСднСго.

Низкий.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ сОНР.

Норма.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ сОНР.

Норма.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ сОНР.

Норма.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ сОНР.

Норма.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ сОНР.

Норма.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡ‹.

ΠŸΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ родствСнных слов.

13,3.

26,7.

13,3.

26,7.

—.

—.

13,3.

—.

—.

6,7.

—.

—.

—.

Π’Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΈΠ· Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ слов родствСнных.

6,7.

13,3.

53,3.

33,3.

—.

—.

13,3.

26,7.

—.

—.

6,7.

6,7.

—.

—.

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ «Π»ΠΈΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ» слова.

33,3.

53,3.

—.

6,7.

—.

—.

53,3.

20,0.

—.

—.

6,7.

13,3.

—.

—.

6,7.

6,7.

—.

—.

НахоТдСниС Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΡ‹.

6,7.

—.

6,7.

13,3.

40,0.

33,3.

—.

—.

40,0.

33,3.

—.

—.

6,7.

—.

—.

ΠœΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· слова.

6,7.

—.

6,7.

26,7.

46,7.

33,3.

—.

26,7.

—.

—.

13,3.

—.

—.

—.

Ошибки ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Π½Π΅ΡΡ„ормированности ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ значСния ΠΊΠΎΡ€Π½Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΡ‹. Выполняя Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅, школьники с ΠžΠΠ  ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π½Π° ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сходства слов. (Из ΡΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ слов конь, ΠΊΠΎΠ½Π½ΠΈΡ†Π°, конСводство ΠΈ коньки Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΈ слова ΠΊΠΎΠ½Π½ΠΈΡ†Π° ΠΈΠ»ΠΈ конСводство'). Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ значСния Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΡ€Π΅Π½ΡŒ, суффикс, Ρ€Π΅ΠΆΠ΅ — приставка.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ большСго количСства Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² школьников с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ, трудностСй овладСния ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π° родствСнных слов, нСумСния ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ вопросы ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ морфологичСских ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ нСусвоСниС грамматичСских Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π½ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½ ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… (Ρ€ΠΎΠ΄, ΠΏΠ°Π΄Π΅ΠΆ, склонСниС). ΠŸΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ части Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  отмСчался Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ спряТСния ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ сформированноС™ процСссов абстракции ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ морфлогичСской структуры слова ΠΈ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π΅ родствСнных слов выявлСн Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΉ ряд Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ носят стойкий Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ° ΠΊ ΠΊΠ»Π°ΡΡΡƒ.

Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ наблюдалось нСусвоСниС ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ², Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ «Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ», «ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅», «ΡΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅», «Ρ€ΠΎΠ΄», «Π²ΠΈΠ΄», «Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ» ΠΈ Ρ‚. Π΄., Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·-Π·Π° нСточности ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅™ ΠΈΡ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ