Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Порядок предъявления исполнительных документов к исполнению и последствия его несоблюдения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов, а в соответствии с законодательством РФ исполняется другими органами власти (например, ст. 242.2 БК). По данному основанию судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если в службу судебных приставов поступает исполнительный документ, выданный судом иностранного… Читать ещё >

Порядок предъявления исполнительных документов к исполнению и последствия его несоблюдения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предъявление исполнительного документа к исполнению возможно двумя способами: по заявлению взыскателя и без такового в случаях, установленных действующим законодательством об исполнительном производстве.

Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, которое подается в территориальный орган ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного ст. 21 Федерального закона об исполнительном производстве (об определении места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения см. гл. 8 «Общие правила исполнительного производства»). Что же касается запроса центрального органа о розыске ребенка, то он направляется в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

Исполнительное производство возбуждается судебным приставомисполнителем без заявления взыскателя на основании:

  • — вынесенных в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с и. 9 ч. 2 ст. 43 Федерального закона об исполнительном производстве, о взыскании расходов, но совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем;
  • — постановления судебного пристава-исполнителя о поручении на совершение исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона об исполнительном производстве;
  • — направления исполнительного документа судебному приставуисполнителю судом, другим органом или должностным лицом в соответствии с федеральным законом (например, постановления о взыскании административного штрафа).

Если должником является гражданин (физическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества; если должником является организация (юридическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по юридическому адресу такой организации, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В случае если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, законом предусмотрена возможность направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России, т. е. Главному судебному приставу субъекта РФ. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов.

Заявление с просьбой о принятии исполнительного документа к исполнению подписывается взыскателем либо его представителем. Право представителя на подписание и предъявление заявления в службу судебных приставов, как указано в п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона об исполнительном производстве, должно быть выражено в доверенности (за исключением уставных и законных представителей, полномочия которых оформляются иным способом).

Норма, зафиксированная в ч. 2 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве представляется эффективной (по аналогии с обеспечением иска). В соответствии с ней по ходатайству взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе наложить арест на имущество должника (ст. 80), а также установить для должника ограничения, предусмотренные законом (ст. 67), о чем и указывается в данном постановлении.

Исполнительный документ вместе с заявлением сдается взыскателем либо его представителем в канцелярию соответствующего подразделения службы судебных приставов, откуда передается судебному приставуисполнителю в течение трех дней со дня поступления. Если требование подлежит немедленному исполнению, то исполнительный документ передается судебному приставу-исполнителю немедленно. При этом следует иметь в виду, что немедленное осуществление процессуального действия означает его совершение в тот же рабочий день. Таким образом, судебный пристав-исполнитель должен получить исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, в день его поступления в подразделение службы судебных приставов.

Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней (при немедленном исполнении — в течение суток) должен принять одно из решений: возбудить исполнительное производство либо отказать в его возбуждении по основаниям ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве.

Если основания для отказа отсутствуют, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, специфика содержания которого будет рассмотрена в следующем параграфе.

В случае предъявления исполнительного документа по корпоративным спорам судебный пристав-исполнитель в тот же день обязан уведомить об этом главного судебного пристава субъекта РФ (приказ ФССП России от 27.02.2008 № 101 «Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам»).

Возбуждение исполнительного производства влечет за собой следующие правовые последствия: между судебным приставом-исполнителем и иными участниками исполнительного производства складываются исполнительно-процессуальные правоотношения; в отношении должника становится возможным применять меры государственного принуждения с отнесением на него всех расходов, связанных с исполнением требований исполнительного документа.

Несоблюдение порядка предъявления исполнительных документов к исполнению влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства по правовым последствиям делятся на две группы: первую группу составляют основания, устранение которых возможно, и заявитель не лишается права на повторное предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (п. 1—4 (в части несоответствия требованиям, предъявляемым к исполнительным документам) и п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве). Наличие второй группы оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства препятствует повторному обращению заявителя в службу судебных приставов (п. 4 (в части того, что предъявленный документ не является исполнительным), п. 5, 6, 8 ч. 1 ст. 31 данного Федерального закона), так как они являются неустранимыми.

В возбуждении исполнительного производства отказывается, о чем судебный пристав-исполнитель обязан вынести мотивированное постановление, если:

— заявитель не предоставил одновременно с предъявлением исполнительного документа к исполнению заявление либо такое заявление не подписано самим заявителем или его представителем; за исключением случаев, когда исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя (ч. 5, 6 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве);

исполнительный документ предъявлен судебному приставу-исполнителю нс по месту совершения исполнительных действий, в нарушение требований ст. 33 Федерального закона об исполнительном производстве, за исключением случаев, когда взыскателю неизвестно, где должно быть возбуждено исполнительное производство (ч. 4 ст. 30);

  • — истекший срок предъявления исполнительно документа к исполнению не восстановлен судом;
  • — исполнительный документ не соответствует требованиям ст. 13 названного Федерального закона об исполнительном производстве либо вообще не является таковым;
  • — исполнительное производство по ранее предъявленному исполнительному документу было прекращено по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона об исполнительном производстве, либо в случае отмены приговора в части назначения штрафа (ч. 14 ст. 103);
  • — исполнительное производство по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с: фактическим исполнением требований исполнительного документа; выплатой штрафа за преступление; заменой штрафа другим видом наказания или отменой штрафа; смертью должника или объявлением его умершим в установленном законом порядке;

исполнительный документ либо судебный акт или акт другого органа или должностного лица, на основании которого выдан исполнительный документ, не вступил в законную силу;

исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов, а в соответствии с законодательством РФ исполняется другими органами власти (например, ст. 242.2 БК). По данному основанию судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если в службу судебных приставов поступает исполнительный документ, выданный судом иностранного государства, без соответствующего разрешения на принудительное исполнение на территории РФ (Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства, утвержденные ФССП России от 30.07.2014 № 0007/18);

  • — исполнительный документ предъявлен к исполнению ранее установленного нормой срока (в этой связи представляется необходимым включить п. 9 ч. 1 ст. 31 в группу оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства как не исключающий возможность повторной подачи документа на исполнение, добавив указание на этот пункт в ч. 3 ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве);
  • — исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора с участием Российской Федерации и ребенок имеет возраст, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению;

исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 Федерального закона об исполнило тельном производстве (в случае если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований).

Вместе с копией постановления об отказе в возбуждении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня направляет взыскателю и органу, выдавшему исполнительный документ, сам исполнительный документ и заявление взыскателя.

Следует уточнить, что помимо подлинника исполнительного документа основанием для возбуждения исполнительного производства может служить его дубликат, выданный в соответствии с законом (например, ст. 430 ГПК) юрисдикционным органом, который принял соответствующий акт (ч. 3 ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве).

В целях упорядочения и согласования действий по возбуждению исполнительного производства во исполнение законодательства об исполнительном производстве изданы приказы и распоряжения некоторых юрисдикционных органов (например, ФАС, налоговой службы, ФССП России). В частности, ФССП России утвердила своим приказом от 15.05.2009 № 195 Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Следует отметить, что в указанных Методических рекомендациях предусмотрена возможность возвращения исполнительного документа взыскателю без возбуждения исполнительного производства, хотя Федеральный закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности его возвращения на стадии возбуждения, а регламентирует лишь возвращение исполнительного документа только после возбуждения исполнительного производства (ст. 46). Такое разъяснение объясняется правилом ч. 2 ст. 1 Федерального закона об исполнительном производстве, согласно которой условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством, а именно гл. 24.1 БК, регулирующей вопросы исполнения судебных актов, но обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой