Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и сущность коррупции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы и других источников показывает, что определения коррупции отличаются большим многообразием. Это обусловлено полистемностью общественных отношений, связанных с коррупцией, а также тем, что коррупция в своем историческом и социальном проявлениях весьма многолика, и поэтому ее политическое, экономическое, социальное, духовное, а также законоведческое измерения представляют… Читать ещё >

Понятие и сущность коррупции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многоаспектность содержания коррупции и ее признаки

Многие проблемы, связанные с теоретическим осмыслением феномена коррупции и эффективностью противодействия данному явлению, обусловлены отсутствием официально принятого канонического определения указанного понятия. По одной из исторических версий, термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов «correi» (корреальность, солидарность) и «гитреге» (ломать, повреждать, нарушать, отменять). Термин «соггитреге» в римском праве применялся для определения деятельности нескольких лиц, целью которых являлась порча нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. В переводе с латинского коррупция означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц; коррумпировать — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Издавна общественное мнение обратило внимание на такую характерную черту коррупции, как многоликость и множественность ее проявлений. Так, уже в языке древних римлян наблюдается многозначность термина «коррупция», которым они обозначали одновременно совращение и подкуп, порчу и расшатанность и т. п. Активная сторона в деле коррупционной преступности (корруптор) именовалась в этом случае исказителем, нарушителем, совратителем или осквернителем, а субъект (или объект) коррупционного воздействия именовался испорченным, расстроенным, пришедшим в упадок, обесчещенным и т. п. Имелись довольно меткие характеристики коррумпированных сограждан — эпитеты «бесчестный», «развращенный», «порочный» адресовались определенным согражданам или присущим таким гражданам нравам; эпитеты «продажный», «подкупный» или «подкупленный» были предназначены для коррумпированного судьи.

На это свойство коррупции на самых ранних этапах своего развития обратила внимание и российская общественная мысль. Так, задолго до законодательного запрета взяточничество, как наиболее распространенная форма коррупции в России, в народном сознании разделилось на мздоимство и лихоимство. Мздоимство — это поборы государственного служащего или «благодарность» ему за то, что и без вознаграждения со стороны он обязан делать в силу обязанностей по занимаемой должности. Лихоимство — взятка за злоупотребление чиновником своей властью, нарушение им своих обязанностей.

Со временем многоплановость коррупции только возрастала. Сегодня что-то к ней можно отнести без сомнений, а иное не столь бесспорно: взяточничество работника военного комиссариата, организация угощения группы проверяющих из вышестоящей организации, вручение бутылки коньяка лечащему врачу за оказание медицинской помощи, дарение конфет, цветов и спиртного медперсоналу роддомов и т. п. — что здесь коррупция, а что нет? Даже о взятке судят по-разному: как стандартная плата за оказанную услугу, как спорная с моральной точки зрения акция, как действие, заслуживающее порицания с этической точки зрения, и как преступление, которое должно караться по закону.

Системная методология при исследовании коррупции заключается в рассмотрении коррупционного действия как системы, как сложного образования, состоящего из неограниченного множества взаимодействующих элементов. Коррупция стала системным фактором развития страны, ведущим к формированию и углублению российского кризиса.

Системный подход рассматривает коррупцию в ее внутренних и внешних характеристиках, во взаимодействии с иными явлениями теневой жизни общества: организованной преступностью и международным терроризмом, отмыванием денег и наркобизнесом, теневой экономикой и теневой властью.

Отсутствие до принятия Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» единого нормативного определения коррупции и связанных с данным термином других понятий (коррупционное преступление, коррупционное правонарушение и др.) являлось и является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией. Однако законодательное определение коррупционных проявлений — это лишь предпосылка к тому, чтобы «враг» был наиболее точно идентифицирован и за ним бы мог быть установлен эффективный контроль. Это обусловлено тем, что не всякое определение коррупции может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднозначность и для применения которого не нужно содержать армию толкователей.

Задание 8.

Анализ зарубежного опыта показывает, что в ряде других государств так же, как и до недавнего времени в России, отсутствует законодательное закрепление термина «коррупция» (например, в Австрии, Англии, Дании, Индии, Китае, США, Швейцарии, Финляндии).

Вместе с тем в отдельных странах указанный термин четко определен в нормативно-правовых актах:

  • а) в ФРГ под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением на государственной службе, в частном секторе или по собственной инициативе в целях получения преимуществ для себя или третьего лица с возможным причинением вреда или ущерба обществу (при исполнении государственной или политической функции) либо предприятию (при деятельности в частном секторе);
  • б) в Японии коррупция определяется как противоправное деяние, выражающееся в умышленном использовании должностными лицами своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а равно и подкуп этих лиц;
  • в) в Греции под определение коррупции подпадает получение денежных средств, подарков, обещаний, а также любые другие косвенные выгоды за совершение государственными или муниципальными служащими действий, выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также действий (бездействия) в рамках их компетенции;
  • г) в Венесуэле под коррупцией понимается незаконное обогащение государственных служащих за счет использования служебного положения. При этом коррупция подразделяется на три группы:
    • — прямая коррупция (непосредственное злоупотребление властью, незаконное обогащение, вымогательство, фаворитизм, непотизм);
    • — опосредованная коррупция (использование влияния, взятка, политический подкуп, подлог при определении результатов голосования);
    • — использование недостатков системы управления (умышленное неправомерное использование государственного имущества или денежных средств в целях личного обогащения, неправомерное использование или сокрытие информации);
  • д) в Сингапуре в соответствии с законом о предотвращении коррупции термин «коррупция» определяется как явление, при котором одно лицо самостоятельно или во взаимодействии с другим лицом просило или получило, или согласилось получить для себя или для другого лица, или дало, обещало дать другому лицу в адрес этого или другого лица любое вознаграждение в качестве побуждения или вознаграждения за действия или бездействие другого лица в отношении любого действительного или предполагаемого вопроса, а также за действия любого другого чиновника или служащего государственного учреждения.

Справочный документ ООН определяет коррупцию как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»[1].

Анализ научной литературы и других источников показывает, что определения коррупции отличаются большим многообразием. Это обусловлено полистемностью общественных отношений, связанных с коррупцией, а также тем, что коррупция в своем историческом и социальном проявлениях весьма многолика, и поэтому ее политическое, экономическое, социальное, духовное, а также законоведческое измерения представляют собой лишь отдельные и достаточно разрозненные характеристики. Многозначность рассматриваемого понятия напрямую связана с усложненным восприятием вреда, причиняемого коррупцией, — вреда организационного, экономического, морального, культурного и т. д. В каждом таком случае со стороны держателей властных полномочий происходит отказ от нормального (стандартного) поведения ради незаконной выгоды. Кроме того, различное понимание термина «коррупция» связано с особенностями менталитета и традициями различных национальных групп и народов.

В самом общем виде коррупция определяется как любое умышленное нарушение должностным лицом или иным публичным служащим своих служебных полномочий в целях извлечения корыстного интереса. Как социальное явление коррупция характеризуется использованием должностным лицом своего официального положения и иных возможностей для получения любых благ и преимуществ для себя, а также предоставление таких благ и преимуществ иным физическим и юридическим лицам.

Коррупция как неправовое явление представляет собой патологическое деяние, не имеющее системной легализации, находящееся в противоречии с интересами общества и потому выходящее за пределы возможности его юридической квалификации. К коррупции следует относить любые действия, способствующие разложению государственной власти и системы государственного управления, способствующие разрушению механизмов, обеспечивающих системное функционирование властных структур в общественных интересах при формировании и укреплении механизмов их функционирования исключительно в личных или корпоративных интересах, а также в интересах очень узких социальных групп.

Задание 9.

Современное понимание коррупции начинает складываться на рубеже нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем. Однако, как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения.

Изучение любого социального явления предполагает уяснение его внутренней сущности; для познания явления необходимо четко разграничить его внутреннее содержание, причины и условия его возникновения. Тесная взаимосвязь этих граней придает общий завершенный вид существующему явлению, но только исследование их различий позволяет понять его внутреннюю суть, установить первопричины, механизм появления, а также исследовать особенности социальной среды в момент его формирования и развития.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная собственность или заказы, льготы и т. п. Взимая не предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник — государственная казна, если не законен — то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник. Государственный служащий обязан принимать решения исходя из целей, установленных правом и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях[2]. Отсюда следует еще один вывод: в отсутствие у публичного должностного лица дискреционной власти коррупция была бы невозможна.

Взгляды общества на коррупцию могут различаться, однако ее последствия всегда одни и те же — это нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц, падение авторитета власти. В то же время, как справедливо заметил П. Берлин еще в начале XX в., «если мы остановим свое внимание на главном поле российского взяточничества, то легко убедимся, что и люди, получавшие взятки, и люди, их дававшие, одновременно обогатели за один общий счет — казенный. Вот почему оно расцветало у нас махровым цветом около казенных предприятий и учреждений, нанося ему колоссальные экономические потери, т. е. взяточничество не только нравственная, юридическая, но и экономическая проблема»[3].

В настоящее время в научной литературе имеется целый ряд определений коррупции. Так, А. И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»[4].

А. И. Кирпичников отмечает, что «коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозионная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости»[5].

В. В. Лунеев определяет коррупцию «как социально-правовое или криминалистическое явление, которое охватывает ряд преступлений, представляющих злоупотребление государственной властью и иными должностными полномочиями для получения материальной и иной выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп»[6].

Д. И. Аминов рассматривает коррупцию более широко: как подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, общественных и политических деятелей[7].

Следует согласиться с мнением многих исследователей[8], утверждающих, что дать четкое определение коррупции, которое было бы общепринятым, весьма проблематично в силу различных причин, и, прежде всего, культурных и нравственных отличий различных цивилизаций. Например, то, что в одном обществе воспринимается как взятка и нарушение моральных норм, в другом не только допускается, но даже и ожидается в соответствии с деловой практикой данной культуры. Зарубежные авторы нередко особо подчеркивают обусловленность многообразия определений понятия коррупции существенными различиями в социальных системах различных стран[9].

Исходя из анализа международного и отечественного законодательства, можно выделить следующие существенные признаки понятия «коррупция»:

  • 1) круг субъектов коррупции — принадлежность одного из лиц, совершивших коррупционные действия, к публичным должностным лицам[10];
  • 2) совершение действий, непосредственно связанных с наличием у лица правового статуса публичного должностного лица, уполномоченного принимать юридически значимые решения и совершать действия, изменяющие правовой статус третьих лиц;
  • 3) корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица, совершающего указанные действия. Причем злоупотребление властью может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, группового интереса;

4) особо опасные социальные последствия совершения этих действий — подрыв доверия к указанным лицам и подрыв авторитета государства, власти как таковых, глубокое отчуждение тем самым государства и общества, государства и его граждан[2].

Задание 10.

Изучая проблему предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти, ряд правоведов[12] предлагают рассматривать ее в различных аспектах: социально-экономическом, политическом и организационно-правовом, охватывающих совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так икриминализированных в нашей стране, но признанных правонарушениями в мировой практике. Кроме того, указанное антиобщественное явление можно условно разделить на две неравные части: на этические (или моральные) отклонения от принятых в обществе правил поведения и на правонарушения.

Глобальная программа против коррупции называет следующие ее проявления: взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, злоупотребление правом на рассмотрение, произвол, использование конфликта интересов, незаконные операции с ценными бумагами, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения, фаворитизм, кумовство, незаконные пожертвования и вклады[13].

В настоящей работе будут подвержены анализу именно коррупционные правонарушения, под которыми понимаются содержащие признаки коррупции проступки, запрещенные нормами права под угрозой юридической ответственности[14].

Здесь следует отметить, что за пределами правового регулирования всегда будет оставаться большая группа плохо идентифицируемых аморальных коррупционных проступков. Следовательно, коррупция не является лишь категорией права, хотя и имеет нормативное определение; коррупцию как сложный феномен необходимо рассматривать не только как антиправовое, но и как криминальное и социальное явление. Многие исследователи справедливо связывают его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, национально-психологических и этнических особенностей конкретной страны или государства.

Корни коррупции скрываются в механизме осуществления публичной власти, когда административный аппарат приобретает определенную степень самостоятельности по отношению к обществу, которое делегирует этому аппарату властные полномочия. Эта самостоятельность питает почву для процветания бюрократии в самом отрицательном смысле этого слова. «Только тот, кто действует как орган власти, может своими действиями ронять достоинство власти и подрывать ее авторитет. Лицо, наделенное полномочиями власти, получает более легкую возможность, пользуясь ими, совершать такие правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами, как, например, лихоимство, неправосудие и др.», — писал в начале XX в. отечественный государствовед Н. М. Коркунов[15].

Как справедливо утверждает А. И. Кирпичников, общественная опасность коррупции заключается вовсе не в обогащении чиновника, а в нарушении принципа безвозмездной деятельности государственного аппарата. Этот принцип нарушается в равной степени, независимо от того, крупную или мелкую по размеру взятку принимает чиновник[16]. Продолжая мысль ученого, можно утверждать, что такое положение дел влияет на формирование общественного сознания, которое утрачивает доверие к власти и веру в справедливость.

Необходимо отметить, что система коррупционных отношений не сводится лишь к поборам или мздоимству. К наиболее типичным проявлениям коррупции можно отнести также фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и присвоение общественных ресурсов и фондов, предоставление льготных кредитов, знаменитый русский «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам) и т. п.

Российское законодательство не содержит исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений, поэтому обратимся к зарубежному опыту квалификации деликтов в качестве коррупционных.

В Палермской конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года[17] выделен ряд признаков криминализации коррупции:

а) наряду с предложением или предоставлением, вымогательством или принятием какого-либо неправомерного преимущества данная Конвенция предлагает признать в качестве уголовно наказуемого деяния обещание предоставить такое преимущество, сделанное умышленно (подп. «а» п. 1 ст. 8);

  • б) какое-либо неправомерное преимущество включает как материальную выгоду, так и преимущества (льготы, услуги и т. п.) нематериального свойства;
  • в) эти неправомерные преимущества могут быть как для самого публичного должностного лица, так и для иного физического или юридического лица (подп. «а», «б» п. 1 ст. 8);
  • г) эти деяния могут совершаться как лично, так и через посредников (п. 1 ст. 8); при этом Конвенция требует признать в качестве уголовно наказуемого участие в качестве сообщника в совершении такого преступления (п. 3 ст. 8);
  • д) участие в совершении указанных деяний какого-либо иностранного публичного должностного лица признается уголовно наказуемым (п. 2 ст. 8);
  • е) перечень видов и форм коррупции Конвенция оставляет открытым: каждому государству-участнику предоставляется возможность признать уголовно наказуемыми иные формы коррупции (п. 2 ст. 8).

В связи с изложенным коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или деликта, но как совокупность родственных деяний (не только противоправных, но и аморальных), включающих в себя ряд должностных злоупотреблений. Так, коррупционное поведение может фиксироваться при нарушении административного, трудового, гражданского, финансового законодательства[18]. В научных исследованиях высказывается справедливое суждение о том, что действующими составами преступлений, предусмотренных УК РФ, не охватываются новые изощренные коррупционные технологии: коррупционный лоббизм; фаворитизм и протекционизм; тайные взносы на выборы с последующей расплатой; келейное проведение приватизации; предоставление налоговых и таможенных льгот и др.[19]

Модельный закон о борьбе с коррупцией, принятый на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ[20], к числу правонарушений, создающих условия для коррупции, относит следующие деяния государственных должностных лиц или лиц, приравненных к ним:

  • 1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
  • 2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;
  • 3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;
  • 4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
  • 5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;
  • 6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если таковая не подлежит официальному распространению;
  • 7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
  • 8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;
  • 9) нарушение установленного порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;
  • 10) дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства в пределах стоимости, определенной национальным законодательством, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
  • 11) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • 12) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за ней;
  • 13) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Негативные последствия коррупции проявляются:

— в экономической области — в нарушении механизмов конкуренции, замедлении экономического роста, экономического развития, росте накладных расходов, уменьшении инвестиций, крайнем увеличении неопределенности и риска;

  • — в социальной сфере — в неоправданном расслоении доходов различных групп населения, вызывающем серьезное ухудшение качества жизни, социальное напряжение в обществе, поскольку, в конечном итоге, источник коррупции состоит в недоплате массе работающих;
  • — в области политики — в политической нестабильности, недееспособности государства, в угрозе демократии, поскольку приватизированное горсткой коррупционеров государство оказывается неспособным к созданию эффективной экономики, обеспечению нормальной жизни людей.

Задание 11.

  • [1] Цит. по: Богданов И. Я., Калинин А. П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Ин-т социл.-полит, исслед. РАН, 2001. С. 37.
  • [2] Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенностиметодологического познания // История государства и права. 2007. № 11.
  • [3] Берлин П. Русское взяточничество, как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. № 8. С. 52.
  • [4] Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией А. Н. Долговой. М., 1997. С. 501. Цит. по: Волженкин Б. В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. С. 5.
  • [5] Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17.
  • [6] Лунеев В. В. Коррупция в России // Государство и право. 2007. № 11. С. 20.
  • [7] Аминов Д. С., Гладких В. И., Соловьев К. С. Коррупция как социально-правовойфеномен и пути ее преодоления. М.: Юристъ, 2001. С. 23.
  • [8] Ожиганов Э. Н. Понятие и структура коррупции. Сравнительный уровень коррупции в Российской Федерации // Социология власти. 1999. № 1. С. 60—62; Мельник Н. И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 201; Куракин А. В. Адми-нистративно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственнойслужбы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009.№ 1.
  • [9] Holmes L. The end of Communist Power. Anti-corruption Campaigns and legitimationCrisis // Oxford University Press. N. Y. 1993. P. 63—65.
  • [10] Статья 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 года резолюцией № 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10. С. 7—54.
  • [11] Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенностиметодологического познания // История государства и права. 2007. № 11.
  • [12] Арямов А. А. Указ. соч. С. 36—39; Дорохов Н. И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. 2006. № 4;Коньков С. Н. О некоторых аспектах борьбы с коррупцией в 2008 г. // Безопасностьбизнеса. 2009 № 2; Куракин А. В. Теоретические и практические проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупциив системе государственной службы в органах внутренних дел (милиции) РоссийскойФедерации // Право и политика. 2007. № 12.
  • [13] Толкачев В. В. Принципы антикоррупционной политики и ее эффективность //Новая правовая мысль. 2006. № 1. С. 24.
  • [14] Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневойэкономике в Российской Федерации (макет-проект). Монография / Под общ. ред.С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2009. С. 16.
  • [15] Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 2. Часть особенная. СПб., 1909.С. 699.
  • [16] Кирпичников А. И. Коррупция в России. СПб., 2004. С. 283.
  • [17] Ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональнойорганизованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввозамигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // СЗ РФ. 4 октября2004 года. № 40. Ст. 3882.
  • [18] Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечениякоррупции в системе государственной службы (история и современность) // Государство и право. 2002. № 9. С. 36.
  • [19] Толкачев В. В. Принципы антикоррупционной политики и ее эффективность //Новая правовая мысль. 2006. № 1. С. 25.
  • [20] Модельный закон о борьбе с коррупцией (Принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля1999 года Постановлением № 13−4 на 13-м пленарном заседании МежпарламентскойАссамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999.№ 21. С. 70—84.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой