Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники уголовно-процессуального права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая многообразие общественных отношений, возникающих в ходе производства по уголовному делу, нельзя исключить возможность обращения к Конституции для истолкования возможности применения тех или других процессуальных норм в каждом конкретном случае. Наглядный пример тому дал Конституционный Суд РФ, который Постановлением от 14.03.2002 № 6-П признал нс соответствующими Конституции ряд… Читать ещё >

Источники уголовно-процессуального права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение Конституции РФ для формирования уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальное право — отрасль российского права. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие и функционирующие: в стадии возбуждения уголовного дела; в ходе производства по уголовному делу; в стадии исполнения приговора.

Источники уголовно-процессуального права — это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения. В отличие от многих других областей общественных отношений сфера уголовного судопроизводства регулируется только законом. Нормы уголовно-процессуального закона регламентируют деятельность суда по осуществлению судебной власти в сфере уголовного судопроизводства, определяют права и обязанности прокурора, руководителей следственных органов, следователей, начальников подразделений дознания, дознавателей, органов дознания, обвиняемых, потерпевших, защитников и других участников уголовного судопроизводства.

Законом предписано, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК, основанном на Конституции (ст. 1 УПК), однако при этом последняя (сама по себе) не может быть исключена из числа источников уголовно-процессуального права, поскольку она имеет высшую юридическую силу и прямое действие при регулировании любых общественных отношений.

Учитывая многообразие общественных отношений, возникающих в ходе производства по уголовному делу, нельзя исключить возможность обращения к Конституции для истолкования возможности применения тех или других процессуальных норм в каждом конкретном случае. Наглядный пример тому дал Конституционный Суд РФ, который Постановлением от 14.03.2002 № 6-П признал нс соответствующими Конституции ряд положений ст. 10 Федерального закона от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которыми до 1 января 2004 г., т. е. после введения в действие УПК, допускалось без судебного решения заключение под стражу и содержание лица под стражей свыше 48 часов.

Конституцией установлена система принципов уголовного судопроизводства (гл. 2 и 7), определена компетенция Федерации в области формирования уголовно-процессуального законодательства. Ей принадлежит особая роль в установлении: высшей юридической силы Конституции; ее прямого действия на всей территории России; недопустимости противоречия Конституции норм иных нормативных актов; иерархии нормативных актов; всеобщей обязанности соблюдать Конституцию; правил о включении в правовую систему РФ общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров; обязательного опубликования законов и других нормативных актов о правах человека.

Все эти и многие другие положения Конституции имеют особое значение для формирования законодательства об уголовном процессе и правосудии.

Конституция четко устанавливает следующее:

  • • судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  • • правосудие осуществляется только судом;
  • • судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ст. 118, 120).

Согласно Конституции только суд является носителем судебной власти, поэтому его статус в уголовном процессе оказывает влияние на все построение судопроизводства. Не случайно некоторые установки, данные Конституцией, казалось бы, только суду, по существу имеют нс меньшее отношение и к другим органам власти, осуществляющим производство по уголовному делу. Например, в ч. 2 ст. 50 Конституции говорится, что при отправлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, но, поскольку собиранием доказательств занимаются не только суд, но и другие государственные органы (на досудебных этапах), ясно, что сфера действия указанной нормы выходит далеко за рамки деятельности суда. Вот почему не противоречащими конституционной норме (ч. 2 ст. 50 Конституции), а развивающими ее следует признать положения ст. 75 УПК, установившей, что доказательства, полученные с нарушением требований УПК, являются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения и доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК.

Эти и другие положения Конституции свидетельствуют о том, что УПК не просто базируется на ее основе (см. ч. 1 ст. 1 УПК). Ее роль важнее и глубже: нормы Конституции имеют первостепенное значение для уголовного судопроизводства. Следует учитывать, что конституционные нормы имеют высшую юридическую силу и обладают свойством прямого действия на территории РФ. При этом все законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции).

Развернутое регулирование уголовно-процессуальных отношений на различных этапах производства, но уголовному делу, а также в стадиях возбуждения уголовного дела и исполнения приговора дает Уголовно-процессуальный кодекс РФ — единственный федеральный уголовно-процессуальный закон, специально предназначенный для регулирования уголовно-процессуальных отношений.

Кроме того, в современной России действует ряд федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые необходимо знать в целях обеспечения законности в ходе уголовного судопроизводства. В их числе федеральные конституционные законы: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Кроме того, имеется немало федеральных законов, которые должны знать судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и другие юристы. К ним, во всяком случае, относятся федеральные законы: от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», а также закон РФ от 26.06.1992 № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Для правильного понимания институтов уголовного процесса важно уметь пользоваться такими федеральными законами, как Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Перечисленные и некоторые другие федеральные законы посвящены прежде всего регулированию не уголовнопроцессуальных, а иных правовых отношений. Но в них содержатся отдельные нормы, имеющие важное значение для решения ряда вопросов, возникающих в ходе производства по уголовным делам, а также при исполнении приговоров и других решений судов по уголовным делам. Как было отмечено, специально для регулирования уголовно-процессуальных отношений предназначен УПК.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой