Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категория личности в психологической науке относится к числу базовых. Являясь одним из сложнейших психологических феноменов, личность развивается и формируется под влиянием различных социально-психологических факторов. В психологии понятие личности рассматривается как «системное качество индивида», которое и обеспечивает процесс преобразования и присвоения материальных и культурных ценностей… Читать ещё >

Введение. Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало нового тысячелетия принесло человечеству значительные катастрофы, военные конфликты, манифестируемые террористические акты, характеризуемые как экстремальные. В этих условиях рост преступности в самых ее дерзких формах максимально актуализирует роль и значение личности сотрудника правоохранительной системы. Усиление ее действенности выступает как один из наиболее важных аспектов повышения эффективности деятельности сотрудников. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром научного исследования многих отраслей знания философии, юриспруденции, психологии, социологии и педагогики.

Актуальность темы

исследования обусловлена социальной и практической значимостью вопросов, развитием их способностей к самосовершенствованию и самоактуализации. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному анализу деятельности, протекающей в психотравмирующих (особых и экстремальных) условиях, и разработке психологических основ развития личности как ее субъекта. В монографии предпринята попытка осуществить системный анализ психологии развития личности взрослого человека в целом и разработать психологические основы его личностного роста в одной из жизненно важных для России сфер деятельности.

Категория личности в психологической науке относится к числу базовых. Являясь одним из сложнейших психологических феноменов, личность развивается и формируется под влиянием различных социально-психологических факторов. В психологии понятие личности рассматривается как «системное качество индивида», которое и обеспечивает процесс преобразования и присвоения материальных и культурных ценностей в процессе деятельности. По этой причине развитие личности как субъекта деятельности в особых и экстремальных условиях нами понимается в виде процесса прогрессивных изменений когнитивных, коммуникативных и саморегулятивных (волевых) компонентов в структуре личности.

Анализ понятия «развитие личности» в контексте ряда концепций (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, А. В. Петровский, В. А. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Е. В. Шорохова и др.) позволил выделить ряд ю наиболее существенных особенностей, одна из которых заключается в понимании развития личности как процесса ее вхождения в новую социальную сферу. Такой новой социальной сферой и формой может выступать, по нашему мнению, деятельность правоохранительной системы, особенно одна из ее разновидностей — оперативная деятельность. Очевидно, правоохранительная система как социальный институт формирует определенный тип личности и выступает в качестве важнейшей детерминанты ее развития. Деятельность в особых и экстремальных условиях как вид «социального производства» направлена на обеспечение безопасности личности, общества и государства, создание правопорядка на основе принципов законности и демократии. Ее специфика обусловливает формирование новых отношений, которые складываются, во-первых, преимущественно по поводу безопасности личности, общества и государства;

во-вторых, в процессе регламентированной законом деятельности, с преобладанием элементов стресса, риска и непредсказуемости;

в-третьих, в условиях жесткого психологического давления, оказываемого на личность различными группами населения, преступающих закон, сокрытия содержания и специфики своей профессиональной деятельности от преступных элементов.

Анализ проблемы развития личности в особых и экстремальных условиях деятельности проводился нами при сравнительно небольшом количестве работ по психологии, в которых косвенно раскрываются различные аспекты оперативной деятельности. Вместе с тем психологических исследований, анализирующих влияние необычных условий на развитие личности, в литературе по данной проблеме не просматривается.

Социально-экономический кризис в России обусловил трансформацию ценностных ориентаций, породил ряд явлений (цинизм, грубость, жестокость, насилие, злоупотребления и т. д.), вызывающих у населения негативизм и неуверенность в завтрашнем дне. В наиболее трудном положении оказались сотрудники правоохранительной системы, которым приходится иметь дело с особым контингентом людей, преступающих закон. Необходимость острого и своевременного противодействия преступному миру в условиях дальнейшей криминализации общества и жесткого столкновения с преступным миром, при отсутствии должного понимания со стороны общества и государства может, в отдельных случаях, привести к деформации личности сотрудника.

Коррупция, аморальное и делинквентное поведение, неадекватное понимание целей и выбор средств и способов решения задач, потеря иммунитета и противодействия негативным воздействиям криминалитета, потеря профессионализма, самоуспокоенность, отсутствие самоконтроля, ухудшение результатов деятельности, агрессия, раздражительность, обида, подозрительность, скрытность и т. д. характеризуют деформационные процессы личности сотрудников. Возникающие в процессе профессиональной деятельности противоречия между чувством долга и реалиями жизни довольно часто приводят к внутриличностному конфликту и искусственной задержке профессионального развития, а также формированию отдельных негативных качеств личности сотрудников правоохранительной системы. В этих условиях развитие личности сотрудника правоохранительной системы является одним из наиболее важных составных элементов осуществляемых в государстве реформ.

В связи с этим представляется важным проведение исследования обобщающего характера, включающего выявление факторов и психологических механизмов развития личности в психотравмирующих (особых) условиях деятельности. Целью исследования явилась разработка психологических основ развития личности в психотравмирующих условиях деятельности. Для реализации указанной цели потребовалось решить следующие:

  • — выявить объективные условия и факторы развития личности в экстремальных и особых условиях деятельности и пути их реализации в контексте возрастных этапов жизнедеятельности взрослого человека, осуществляющего оперативную деятельность;
  • — провести изучение процесса развития личности сотрудника правоохранительной системы;
  • — определить совокупность основных факторов развития личности в экстремальных и особых условиях деятельности для повышения эффективности работы правоохранительной системы;
  • — систематизировать, обобщить и уточнить результаты собственных экспериментально-теоретических исследований, проведенных в разное время;
  • — наметить перспективные направления дальнейшего совершенствования системы развития личности в особых условиях деятельности.

Учебное пособие состоит из четырех глав, введения, заключения и библиографии. Первая глава посвящена теоретико-методологическому анализу деятельности в экстремальных и особых условиях. Во второй главе с позиции общей психологии излагается психологическая сущность развития личности в процессе оперативной деятельности. В третьей главе анализируется психосемантика развивающейся личности сотрудника правоохранительной системы. В четвертой главе раскрываются теоретико-прикладные вопросы мотивационной сферы развивающейся личности.

Разработанный нами подход к развитию личности, осуществляющей деятельность в экстремальных и особых условиях, позволил со значительной эффективностью подойти к реализации данной проблемы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой