ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² «просвСщСнной Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅Β»

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Как сторонник сСнсуалистичСской философии ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Ѐрэнсиса Бэкона Π―. А. КомСнский ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ начинаСтся с ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡ, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ — ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ максимально ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅ «Π’Сликая Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°» Π―. А. КомСнский ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊ: Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ являСтся «…всС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ для… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² «просвСщСнной Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅Β» (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π­ΠΏΠΎΡ…Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ достиТСния Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ связаны с ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π―Π½Π° Амоса КомСнского (1592—1670). ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… просматриваСтся нСкоторая Π΄Π²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΠ½ Π±Ρ‹Π» послСдоватСлСм философии сСнсуализма ΠΈ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ этого Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Π» Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Π» Π½Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π° чувствСнного познания Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — стал Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, фактичСски Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

Π’Π°ΠΊ, Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π°ΠΉΡˆΠ΅Π΅ ΠΈΠ· Π΅Π³ΠΎ достиТСний — классно-урочная систСма обучСния, прСкрасно Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСски Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΠ΅Ρ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎ дСйствСнных инструмСнтов обучСния ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠœΡ‹ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ рассмотрим этот вопрос ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ, Π° ΠΏΠΎΠΊΠ° остановимся Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ сторонС учСния Π―. А. КомСнского, которая Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· Π΅Π³ΠΎ сСнсуалистичСского понимания ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° постиТСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅.

Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π° мироздания выступаСт Ρƒ Π―. А. КомСнского ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ природосообразности. ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ основой развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° являСтся, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, сама ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ. Он ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ развития Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· понятиС «Π΄Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ понимаСтся ΠΈΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ свойства Π΄ΡƒΡˆΠΈ, слуТащиС прСдпосылками развития.

Как сторонник сСнсуалистичСской философии ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Ѐрэнсиса Бэкона Π―. А. КомСнский ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ начинаСтся с ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡ, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ — ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ максимально ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅ «Π’Сликая Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°» Π―. А. КомСнский ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊ: Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ являСтся «…всС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ для восприятия чувствами, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ для восприятия Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠ΅ — слухом, Π·Π°ΠΏΠ°Ρ…ΠΈ — обоняниСм, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΊΡƒΡΠΈΡ‚ΡŒ — вкусом, доступноС осязанию — ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ осязания. Если ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ сразу ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ нСсколькими чувствами, ΠΏΡƒΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΡΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ нСсколькими чувствами» [КомСнский Π―. А. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ пСдагогичСскиС сочинСния. — М., 1982. — Π’. 1. — Π‘. 384].

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ «Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ» обучСния вводится с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ подчСркивания ваТности пробуТдСния Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ впослСдствии Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π» Π―. А. КомСнский, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ познания Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΏΠ΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ, словно это Π½Π΅ Ρ‚яТкий Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄, Π° Π²Π΅ΡΠ΅Π»Π°Ρ ΠΈΠ³Ρ€Π°. КаТдоС ΠΈΠ· Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π² ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ обучСния, основанного Π½Π° Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ поисковой активности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Но ΡΡ‚ΠΈ устрСмлСния ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΡ‹ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΉΡΡ ΠΏΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΉΡΡ Π½Π° Π²Π΅ΠΊΠ°.

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ сторонником сСнсуализма Π±Ρ‹Π» Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ английский философ Π”ΠΆΠΎΠ½ Π›ΠΎΠΊΠΊ (1632—1704). Π£Π±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ утвСрТдСния ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΈΡ€Π° Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ощущСния, ΠΎΠ± ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ сущСствовании ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, Π½Π΅ Π·Π°Π²ΠΈΡΡΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ Π½Π°ΡˆΠΈΡ… ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π•Π³ΠΎ ΠΎΠ±Π²ΠΈΠ½ΠΈΠ»ΠΈ Π² Π΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ΅ Π·Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ½ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ» ΠΎ Ρ‚ворчСствС Π΄ΡƒΡˆΠΈ, ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° внСшнСго сущСствуСт Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ собствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ рассудка. Но Ρ€Π°Π·Π²Π΅ это сущСствСнно расходится с ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ прСдставлСниями? Π•Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ характСризуСтся понятиСм «Π΄Π΅ΠΈΠ·ΠΌ». Π‘ΠΎΠ³, считал ΠΎΠ½, — бСзличная ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° ΠΌΠΈΡ€Π°, Π½Π΅ Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ Π² Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ событий.

Π’Π°ΠΊ Π»ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… наблюдСний Π·Π° Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ?

Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π”ΠΆ. Π›ΠΎΠΊΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° радостно, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π΅Π³ΠΎ интСрСсы ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Он Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ слСдуСт Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ знания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ пригодятся Π΅ΠΌΡƒ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ всС ΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ (знания), Π° ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ. ΠŸΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΡΡ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π”ΠΆ. Π›ΠΎΠΊΠΊ, Π½Π°Π΄ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌ. Он ΡΠ΅Ρ‚ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воспитатСли часто ΡƒΠ±ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ это ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ своим ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ понятиСм Π΅Π³ΠΎ философско-пСдагогичСской систСмы являСтся понятиС ΠΎΠ± ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅. ВсС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ основываСтся Π½Π° Π½Π΅ΠΌ ΠΈ ΠΈΠ· Π½Π΅Π³ΠΎ происходит. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ„лСксии — Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡƒΠΌΠ°. ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ· Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ощущСния. Они постСпСнно ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ, благодаря ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ, Π² Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТныС умствСнныС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, строящССся Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ этот ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ, ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ.

Π‘ ΠΈΠ΄Π΅ΡΠΌΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния, Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π”ΠΆ. Π›ΠΎΠΊΠΊΠ° Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ‚ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Ρ‚Π΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎ выступал ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² «Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ» ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ боролся ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² доминирования словСсных Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ, стрСмился ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ с ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹ΠΌ. Одной ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ систСмы Π±Ρ‹Π»Π° идСя ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ умСния ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ.

ИдСи ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ своих сторонников ΠΈ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ ярких прСдставитСлСй ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ России XVIII Π²Π΅ΠΊΠ°. Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π½ΠΈΡ…: Π€Π΅Π΄ΠΎΡ€ Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π‘Π°Π»Ρ‚Ρ‹ΠΊΠΎΠ² (Π³ΠΎΠ΄ роТдСния нСизвСстСн — 1715), Иван Π’ΠΈΡ…ΠΎΠ½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Посошков (1652—1726), Π€Π΅ΠΎΡ„Π°Π½ ΠŸΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΏΠΎΠ²ΠΈΡ‡ (1681−1736), Василий Никитич Π’Π°Ρ‚ΠΈΡ‰Π΅Π² (1686—1750). Они считали Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащихся ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΌΡƒ познанию Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· нСпосрСдствСнноС соприкосновСниС с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ. Π“Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ всС прСпятствия ΠΊ Π΅ΡΡ‚СствСнному Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ².

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ русским Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ — Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π½Π°ΡƒΠΊ, Π±Ρ‹Π», ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ историки, ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ ΠŸΠΎΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ². ПослС Блавяно-грСколатинской Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ ΠΎΠ½ Π±Ρ‹Π» Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ Π² ΠŸΠ°Π΄ΡƒΠ°Π½ΡΠΊΠΈΠΉ унивСрситСт, ΠΏΠΎ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π² 1694 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° философии ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Ρ‹. ΠšΡ€ΡƒΠΏΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ российским ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΌ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠΉ слСд Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ отСчСствСнной, ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π±Ρ‹Π» ΠœΠΈΡ…Π°ΠΈΠ» Π’Π°ΡΠΈΠ»ΡŒΠ΅Π²ΠΈΡ‡ Ломоносов (1711—1765). Бвою Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ М. Π’. Ломоносов ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ сочСтал с ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚орской ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Π•Π³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-пСдагогичСскиС изыскания Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ. Он ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ внимания удСлял популяризации ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π―. А. КомСнского, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» собствСнныС дидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹: доступности, логичности, наглядности, высокой стСпСни научности прСподавания, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, связи Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, активности ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся, ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° возрастных ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ