Социокультурные и когнитивные основания формирования темы в науке
Диссертация
Одну из основных ролей в процессе формирования темы, на наш взгляд, играет стиль научного мышления. Он начинает функционировать в науке как априорное предпосылочное знание для последующих исследований. Как система методологических норм и регулятивных принципов, стиль научного мышления придает конкретно-историческую форму научному знанию, организует его внешнюю и внутреннюю структуру, тем самым… Читать ещё >
Содержание
- 1. Введение
- Глава.
- I. Методологические основания тематического анализа
- 1. 1. Концептуализация идей тематического анализа в исследованиях Дж. Холтона
- 1. 2. Социокультурная методология: актуализация в науке Гносеологический потенциал проблемы и темы в науке: сравнительный анализ
- I. Методологические основания тематического анализа
- II. Контекст как социокультурное основание генезиса темы в науке
- 2. 1. Статусные характеристики контекста и их роль в дискурсе тематического анализа
- 2. 2. «Контекст открытия» и «контекст обоснования» в научном познании
- III. Роль когнитивных основаннй в формировании темы
- 3. 1. Научно-исследовательская программа как контекстуальное прос гранство существования темы
- 3. 2. Стиль мышления как форма предпосылочного знания и темообразующий фактор
- 3. 3. Парадигма инаучнаятема Эвристическая значимость «парадигмальных прививок»: к вопросу о тематическом диалоге парадигм
Список литературы
- Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. 286 с.
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998. -270 с.
- Аксенов Г. Вернадский. М., 1995. 544 с.
- Американская социологическая мысль. М., 1994. 496 с.
- Аникушина О.Н. Контекст как основа познания: социокультурный аспект. Дисс. на соиск. уч. ст. к. ф. н. Томск, 1999. 140 с.
- Аршинов В.И. О значении эксперимента в развитии научного знания // Теория познания и современная физика. М., 1984. 336 с.
- Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М., 1977. -260с.
- Ю.Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9.
- ЬБакирова А. П. Проблема формирования мировоззрения личности. Электронный ресурс. 2002- Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gubiev/educcs08.html
- Белов В.А. Образ науки в ее ценностном измерении. Философский анализ. Новосибирск, 1995. -263с.
- Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001.-281 с.
- М.Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все, все, все. М., 1990. 122 с.
- Белый Ю.А. Кеплер. Й. М., 1971. 198 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.-323 с.
- Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983. 234с.
- Бернал Дж. Социальная функция науки. М., 1938. -256 с.
- Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии. 1993. № 12.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997. -448 с.
- Болонкин А. НАС, А Достижения и перспективы. Электронный ресурс. -2000. Режим доступа: http://www/n-t.ru/tp/it/nasa/htm
- Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967. 187 с.
- В поисках теории развития науки. Очерки западноевропейских и американских концепций XX века. М., 1987. 293 с.
- Вайсгербер JT. Родной язык и формирование духа. М., 1993. — 210 с.
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. -507 с.
- Визгин В.П. Методологические принципы и научно-исследовательские программы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. -310 с.
- Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. — 210 с.
- Витгенштейн JL О достоверности. // Вопросы философии. 1991. № 2.
- Гадамер Г-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.-704 с.
- Гадамер Г-Г. Человек и язык // от Я к Другому. Минск, 1997. 213 с.
- Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии. 1991. № 6. с. 3−14.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX век. М., 1997.-459 с.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) Формирование научных программ Нового времени. М., 1987. 449 с.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. 566 с.
- Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении//Фауст и Заратустра. СПб., 2001. 320 с.
- Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М., 1987. 224 с.
- Глазунов В.А. Робототехника и постнеклассическая наука // Вопросы философии. 2002. № 11.
- Горфункель А.Х. Дж. Бруно. М., 1973.- 175 с.
- Готт B.C., Семеншок Э. П. Категории современной науки. М., 1884. -247с.
- Грани научного творчества. М., 1999.-282 с.
- Джуа М. История химии. М., 1975. 340 с.
- Дмитриев Е.В. Социальная природа творческого мышления. Минск, 1989. -95 с.
- Дорожкин A.M. О взаимоотношении проблемных ситуаций и проблем в развитии науки. // Философские науки. 1991. с. 32−45.
- Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1974.-840 с.
- Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. 2002. № 1.
- Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002. -412с.
- Дягелев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. М., 1986. 254 с. 49.3андкюлер Х. Й. Репрезентация, или как реальность может быть понятафилософски // Вопросы философии. 2002. № 9.
- Иванова Н.А. Социально-личностные и психологические факторы науки. Дисс. на соиск. уч. ст. к. ф. н. Томск, 1997. 123 с.
- Исследования по истории физики и механики 2000. М., 2001. 251 с.
- Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск, 1987. -319с.
- История возникновения витаминов. Электронный ресурс. 2003.- Режим доступа: http://www.ctolet.m/articles.php?lng=m&pg=88
- Капра Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб. 1994. 304 с.
- Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998. 304 с.
- Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000. 400 с.
- Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века. М., 1993. 144.
- Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. -240 с.
- Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.-224 с.
- Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии. 1991. № 2.
- Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. 2003. 272 с.
- Корниенко A.A. Ардашкин И. Б. Контекстуальный и проблематический аспекты формирования научного знания. Томск, 2003. 139 с.
- Корниенко A.A. Ардашкин И. Б. Чмыхало АЛО Философия науки. Томск, 1999.- 146 с.
- Корниенко A.A. Ардашкин И. Б. Чмыхало А.Ю Философские вопросы научного познания. Томск, 2002. 133 с.
- Корниенко A.A. Макаренко Н. И. Философия науки. Томск. 1999, 100 с.
- Корниенко A.A. Методологический базис социологии науки // Наука и технология. Красноярск 1992. С. 27−47.
- Косарева JI.M. Внутренние и внешние факторы развития науки: философско-социологический аспект проблемы. М., 1984. 108 с.
- Косарева JI.M. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М., 1991.- 143 с.
- Косарева JI.M. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.-247 с.
- Косарева Л.М. Социально-конструктивистские концепции генезиса науки // Вопросы философии. 1984. № 8.
- Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989. 210 с.
- Косарева Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии, 1987. № 8 с. 44−46.
- Кочергин А. А. Методы и формы научного познания. М., 1990. 80 с.
- Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М., 1973. 340 с.
- Кун Т. Структура научных революций. М. 2001. 605 с.
- Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики // Современная философия науки. М., 1996. с. 106−136.
- Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.450 с.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М. 1996.-236 с.
- Ламарк Ж.-Б. Избр. произведения. М., 1959. Т. 2.-450 с.
- Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.
- Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996. -382с.
- Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001. 358 с.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.-256 с.
- Лосев А.Ф. Логика символа // Философия. Мифология. Культура. М. 1991,-400 с.
- Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. 272 с.
- Лотман Ю.М. Текст в Тексте // Избранные статьи. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. 240 с.
- Лунина Н.П. Социокультурный синтез в конструировании образа современной науки. Дисс. на соиск. уч. ст. д. ф. н. Томск, 2002. 204 с.
- Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. 212с.
- Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М.: Наука. 1975. 231 с.
- Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.- 125 с.
- Мамчур Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. 560 с.
- Маркова Л.А. Конец века конец науки? М., 1992. — 133 с.
- Маркова Л.А. Конструирование научного знания как социальный процесс // Философия науки. Вып. 3. М., 1997. с. 110−127.
- Маркова Л.А. Научное творчество как предмет теоретического понимания // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. 400 с.
- Маркова Л.А. О природе социальности в науке: анализ современных исследовательских программ в социологии и истории науки // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982, С. 248−265.
- Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2004. 256 с.
- Мендель Г. Опыты над растительными гибридами. М., 1929.
- Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. Т. 2. Социально-культурная природа познания. М., 1991.-456 с.
- Микешина Л. А. Опенков М. Ю. Новые образы познания реальности М., 1997.-368 с.
- Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. 464 с.
- Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 622 с.
- Микешина JI.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М., 1990. 198 с.
- Микешина Л.А., Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. // Вопросы философии. 2002. № 1.
- Микулинский С.Р. Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1985.-210 с.
- Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979. 245с.
- Мир вокруг нас. М., 1983. 230 с.
- Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.-349 с.
- Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990. 396 с.
- Наука и технология. Социально-философские проблемы. Красноярск, 1992.-200 с.
- Научное творчество. М., 1969. 445 с.
- Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.- 195 с.
- ИЗ. Никифоров А. Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания М., 1991.-354 с.
- Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.- 357 с.
- Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема. Рига, 1988. -184с.
- Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003. -769с.
- Норман Г. Э. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века // Вопросы философии. 2003. № 5.
- Огурцов А.П. Страстные споры о ценностно-нейтральной науке // ЛейсиХ. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001. С. 17−38.
- Опенков М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция // Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995. 364 с.
- Парахонский Б.А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев, 1982. 186 с.
- Познание в социальном контексте. М., 1994. 174 с.
- Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М, 1985. 344 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. Работы. М., 1983. -605с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. 903 с.
- Порус В. Н Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. 315с.
- Порус В.Н. Рыцарь Ratio // Вопросы философии 1995. № 4. С. 127 134.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 431с.
- Природа научного открытия. М., 1986. 303 с.
- Проблема открытия и обоснования в западной философии XX века // Е. П. Никитин. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? М., 2004. 544 с.
- Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999.-457 с.
- Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания (гносеологический аспект). М., 1996. 218 с.
- Равикович А.И. Чарльз Лайель. М., 1976. 172 с.
- Раитина М.Ю. Социокультурные предпосылки развития и исследования науки. Дисс. на соиск. уч. ст. к. ф. н. Томск, 1999. 145 с.
- Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М., 1975. 143 с.
- Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997. -555 с.
- Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. -463с.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. СПб. 2003, Т.З.- 880с.
- Реймерс Н. Ф. Шупер В.А. Кризис науки ли беда цивилизации // Вопросы философии.1991. № 6.
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М., 1996. 258 с.
- Розов М.А. Пути научных открытий // Вопросы философии. 1981.№ 8.
- Розов Н.С. Философия и теория истории. Пролегомены. М., 2002. -656 с.
- Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1997. 179 с.
- Рузавин Г. И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. 1999. № 11.
- Рыжко В.А. Научные концепции: социокультурный, логико-гносеологический и практический аспекты. Киев: 1985. 185 с.
- Рыкун АЛО. Неявные духовные основания научного творчества. Дисс. на соиск. уч. ст. к. ф. н. Томск, 1994 149 с.
- Савин М.В. Содержание и структура педагогических традиций. // Педагогика и психология. Электронный ресурс. 2001- Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagokaipsichologiy/24l/
- Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. 320 с.
- Сен-Симон А. Избранные сочинения. М., 1948. Т.1. 240 с.
- Силин А. А. Возвращение в минувшее столетие.// Вестник Российской академии наук. Электронный ресурс. № 2 1994.- Режим доступа: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/18/42 835/
- Смирнова Н.М. Теоретико-познавательная концепция М. Полани // Вопросы философии 1986. № 2.
- Соловьев Э.Ю. Знание, вера и нравственность // Наука и нравственность. M., 1971. 326 с.
- Сорина Г. В. Искусство аргументации сквозь призму вопросно-ответных процедур // Мысль и искусство аргументации. М., 2003. 214с.
- Социокультурный контекст науки. М., 1998. 693 с.
- Спенсер Г. Принципы социологии. //Мистика. Религия. Наука. М., 1998. с.-390−430.
- Степанов A.A. Основы философской концепции научного авторитета. Томск, 2001. 244 с.
- Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и Постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. 743 с.
- Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.- 190 с.
- Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М, 1996.-210 с.
- Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М., 1990.- 173 с.
- Стиль и контекст. Ленинград, 1972. 125 с.
- Стиль мышления как выражение единства знания. Воронеж, 1981. -192 с.
- Структура и развитие науки. Из бостонских исследований по философии науки. Сборник переводов. М., 1978.-486 с.
- Субъект, познание, деятельность. М., 2002. 560 с.
- Сухотин А.К. Парадоксы науки. M. 1978. 200 с.
- Сухотин А.К. Превратности научных идей. M. 1991. 230 с.
- Сущность и социокультурные предпосылки революций в естественных и технических науках // Вопросы философии 1985 № 7.
- Теория познания: в 4 т. М., 1991−1992.
- Тиссандье Г. Мученики науки. М., 1995. 592 с.
- Томпсон М. Философия науки. М., 2003. 304 с.
- Традиции и революции в истории науки. M., 1991. 250 с.
- Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. 327 с.
- Уемов А.И. К.Поппер. Объективное знание, эволюционный подход // Вопросы философии. 2003. № 8.
- Федотова В.Г. Методологическая роль социокультурных факторов в исследовании науки. Вильнюс, 1982. 192 с.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. -544 с.
- Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. 256 с.
- Философия культуры. СПб. 1998. 448 с.
- Флек JI. Возникновение и развитие научного факта. М., 1999. -372с.
- Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М. 2000. 496 с.
- Фурье Ш. Избр. соч. М.-Л1951. Т. 1. С. 83—108.
- Хаджаров М.Х. Стиль научного мышления в биологическом познании. Электронный ресурс.: — М., 2001.— Режим доступа: http://www.orenburg.ru/culture/credo/02/63.html
- Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. 382 с.
- Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии 1992. № 2.
- Черепанов O.A. Где начало того конца? Об альтернативе законам Ньютона и постулатам Эйнштейна. М., 1994. 184 с.
- Черникова И.В. «Философия и история науки». Томск. 2001, — 352с.
- Швырев B.C. Судьбы рациональности в современной философии // Субъект, познание, деятельность. М., 2002. 560 с.
- Школы в науке. M., 1977. 523 с.
- Шмальгаузен И.И. Кибернетические вопросы биологии. Новосибирск, 1968. -210 с.
- Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1982. 198 с.
- Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. К. Поппер и его критики. М., 2000. 461 с.
- Эволюционная эпистемология проблемы и перспективы. М., 1997. -194 с.
- Audi R. The Cambridge dictionary of philosophy. Cambridge University Press, 2001.- 1000 p.
- Bloor D. Knowledge and social imagery. London 1976.
- Butterfield H. The origins of modern science. London, 1957. 324 p.
- Campbell D.T. Evolutionary Epistemology // in P.A.Schilpp (ed), The Philosophy of Karl Popper. La Salle IL, 1974. 560 p.
- Collins H. Science in context. Электронный ресурс.: — 2001.— Режим доступа: http://www.encarta.com
- Freedman Е. Scientific discourse. Электронный ресурс.: — 1999.— Режим доступа: http://www.bford.tr.org/debats/
- Gilbert J.N. Modeling of structure of academic science. Электронный ресурс.: — 2000. — Режим доступа: http://www.socresoline.org/uk/
- Hanson N.R. Patterns of Discovery. Cambridge, Электронный ресурс.: — 1958. — Режим доступа: http://www.philosophyofscience.com
- Holton G. Einstein, History, and Other Passions. Harvard University Press, 2000.
- Holton G. Perspectives on the Thematic Analysis. Электронный ресурс.: — 2003. — Режим доступа: http://www/philosophypages.com
- Holton G. The Advancement of Science, and its Burdens. Harvard University Press, 1998.
- Holton G. «Only Connect» Bridging the Institutionalized gaps between the Humanities and science in Teaching. Электронный ресурс.: — 2002.— Режим доступа: http://www/philosophypages.com
- Holton G. Bridges I. Connecting Science and Society. MIT Press, 2002
- Holton G. Candor and Integrity in science. Электронный ресурс.: — 2002. — Режим доступа: http: // www.socresonline.org.uk/socresonline/2/ ¾. html
- Holton G. Physics, the Human Adventure: From Copernicus to Einstein and Beyond. Rutgers University Press, 2001.
- Holton G. Science and Anti-Science. Harvard University Press, 1993.
- Holton G. Sonnert G. Gender Differences in Science Careers: Project Access Study. Rutgers University Press, 1995.
- Holton G. The Scientific Imagination. Harvard University Press, 1998.
- Holton G. Thematic Origins of Scientific Thought. Harvard University Press, 2nd ed., 1988.
- Kuhn T. Composing thoughts // Syntheses. Dordreacht, 1905. Vol.104, № 3.
- Lacatos J. Criticism and the Growth of knowledge. Cambridge, 1970. -127 p.
- Lantsch E. The self-organizing Universe: scientific and human implications of the emerging paradigm of evolution. Oxford, 1980. 343 p.
- Laudan L. Progress and its problems. Chicago, 1995. 207 p.
- Merton R. Science, technology and society in 17 th. century. Chicago, 1970.-246 p.
- Merton R. Social theory and social structure. Chicago, 1985. 198 p.
- Nekrasas E. Philosophy and the 17th century Science Revolution. Электронный ресурс.: — 2004. — Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/
- Pickering A. Science as practice and culture. London, 1992. 204 p.
- Popper К. Knowledge and the body-mind problem. London, 1996. -158p.
- Popper K. The logic of scientific discovery. Электронный ресурс.: — 2000. — Режим доступа: http//www.philosophypages.com
- Reichenbach G. Epistemology of discovery. 2001. Электронный ресурс.: — 2001. — Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/
- Reviews of Modern Physics. Электронный ресурс.: — 2002.— Режим доступа: http://www.sciencemag.org./feature/data/150essay/shl
- The methodology of Scientific Research Programmes. Cambridge University Press, 1980. 200 p.
- The philosophical papers of Imre Lakatos. Cambridge University Press, 1978.-340 p.
- Thompson M. Philosophy of science. London, 2001. 192 p.
- Weinberg S. Unified theories of elementary-particle interaction. // Scientific American. Электронный ресурс.: — № 1 1985—Режим доступа: http://philosof/history.coni
- Whewell W. On the Philosophy of Discovery: Chapters Historical and Critical. Электронный ресурс.: — 2000— Режим доступа: http://plato.stanford.edU/entries/whewell/#Bib