Искусство как сложная самоорганизующаяся система
В изучении искусства накоплен богатейший эмпирический материал, V содержащий количественные и качественные закономерности, прошедший проверку столетий. Каждое произведение искусства, выдержавшее испытание временем, имеет структурную и функциональную организации, соответствующую принципам работы мозга. Эмпирические закономерности в рамках музыкознания представляют в этом смысле для наук о мозге… Читать ещё >
Содержание
Изучение любого уровня организации материи (неживая природа, биологическая, социальная), в конечном счете, сводится к установлению законов, управляющих процессами на данном уровне. Однако, только в последнее время в полной мере была осознана в общем-то простая мысль, ч что свойства явлений и процессов на любом уровне эволюционной самоорганизации материи есть либо конечный результат предшествующей эволюции материи, либо само свойство этой эволюционной самоорганизации. В связи с этим в рамках естественных наук в последнее время сформировалась новая научная дисциплина -синергетика, изучающая наиболее общие закономерности самоорганизации, свойственные всем уровням эволюционной самоорганизации материи.
Приложения синергетики сейчас относятся не только к физике и химии, но и к биологии, психологии и социологии.
Вместе с тем проблема самоорганизации, пожалуй, одна из наиболее древних в истории человеческой мысли. В древней мифологии, философии, эстетике понятия «хаоса» и «порядка» были основными в попытках осмыслить и объяснить возникновение Вселенной, Земли, жизни и человеческой культуры.
Уже на заре философской мысли, в частности в ионийской школе древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) возникли представления о закономерностях развития мира («Космоса») из первозданного Хаоса. Гесиод в VII веке до нашей эры в своей поэме «Теогония» провозгласил:
В самом начале был сотворен Хаос, А потом широкогрудая Земля.
Если у Гесиода Хаос означает некое беспорядочное состояние и изображается как некое мифологическое существо, то у Аристофана — это одно из космических первоначал, из которого возникает все сущее. Это представление о хаосе свойственно и античной эстетике, в которой Хаос как нечто бесформенное, расплывчатое, неопределенное противопоставлено гармонии, всегда означающее определенность, единство и оформленность.
Гармония, мера, пропорция, симметрия, ритм, метр — все эти понятия, введенные еще в античные времена, отражают глубокие идеи организации в природе, обществе и в искусстве. Понятия меры у древних греков выражались такими терминами как meros («мера»), symmetria («соразмерность»), issos («уравновешенность»).
У Платона мера есть диалектический синтез понятий предела и беспредельного, а весь неоплатонизм принимает меру как идеальную структуру. Гармонически размеренное человеческое тело берется греками как универсальная мера всех видов искусства, даже поэзии. «Всякая речь, -утверждал Платон, — должна быть составлена как живое существо, она должна как бы иметь свое тело, не быть без головы, без ног, должна иметь свое туловище и конечности — все это в надлежащем соответствии с другим и с целым» (Федр).
Ритор Деметрий сравнивает развитие речи человека от младенчества до зрелого возраста с эволюцией архитектурных или скульптурных форм: отрывочная речь ребенка похожа на разбросанные камни, не сложенные в постройку, тогда как более поздняя гладкая и чистая речь может быть уподоблена архаическим статуям «когда искусство заключалось в сухой простоте форм'. Речь же зрелого мудрого человека можно сравнить с творениями Фидия с их величавостью завершенностью.
Принцип меры в эстетическом сознании древних греков — это и закон развития Вселенной и структура художественного произведения. Такое убеждение в универсальности структурообразующих принципов -от Вселенной до художественной культуры — позднее перешло от античных философов к западноевропейской философии.
Если у греков в основе философии лежит формально-логический способ мышления и конкретные категории, то в основе китайской и японской философии — интуитивно-образное мышление и как следствие этого — отсутствие абстрактных понятий и категориальных определений. Греческому мышлению свойственно дуальное отношение к миру и как следствие этого в философском понятийном языке разделяются сущность и явление, субъект и объект. У восточных философов сущность неотделима от явления, идея от образа, субъект от объекта. Нет разделения на «части» и «целое». Все есть единый, огромный организм, в котором все взаимосвязано и взаимозависимо, где невозможно выделить причину и следствие.
Сущность буддийской" философии — в теории дхарм, нематериальных, неизменных и непознаваемых элементах, вступающих в мгновенные комбинации. Каждый раз, сочетаясь по-новому, дхармы образуют новые структуры. В первопричине Вселенной, и всех закономерностях мира в целом, каждого человека и каждой вещи в отдельности лежит Дао («Путь»).
Основной принцип Дао — следовать своей природе, быть самим собой. Согласно этому принципу высшее назначение искусства -проникновение в подлинную природу вещей. Китайские и японские художники называют свой ме~од следованием Естественности — цзыжань. «Человек следует земле, земля — небу, небо — дао, а дао — самому себе» [33].
Эти представления древних восточных учений удивительным образом перекликаются с современными науками о закономерностях самоорганизации в сложных нелинейных средах. Согласно этим исследованиям, в первоначальной однородной среде уже содержатся потенциальные, еще не проявленные пути развития, определенный спектр целей. Каждой сложной системе соответствует свой спектр конечных структур и форм, а мудрость заключается не в попытках изменить природу
-s этой сложной системы, а в выборе и следовании наиболее подходящему и целесообразному пути развития [68].
Средневековые представления о принципах организации и гармонии в природе и искусстве складывались под влиянием музыкальных теорий (музыка занимала господствующее положение в системе средневековых искусств), причем подчеркивалось, что все виды гармонически организованных структур (как в пространстве, так во времени) имеют числовое измерение, базируются на абстрактных математических принципах.
Если философы средневековья в гармонической организации природы и искусства видели отражение божественного творческого начала, то эстетическая мысль эпохи Возрождения склонна относить это к развитию творческих потенций самой природы, к диалектическому единству телесного и духовного, материального и идеального.
Как уже упоминалось, западноевропейская философия унаследовала от античных философов принцип универсальных структурообразующих закономерностей, справедливых и для Космоса и для художественной культуры. Так, Шефтсбери в своем учении о гармонии мира говорит о некоем космическом центре, из которого исходит гармонизирующее воздействие на природу и человека. В философии Гегеля эта идея универсальности получила наиболее последовательное и конкретное развитие. Разрабатывая теорию меры с точки зрения универсальных законов диалектики и, прежде всего, закона перехода количества в качество, он приводит аналогию между свойствами меры и фазовым переходом воды из жидкого состояния в твердое и обратно. До определенной критической границы мера довольно безразлична к количественным изменениям, и лишь пересечение этой границы приводит к гибели данного качества — соразмерности частей некоего гармонического целого.
Современные исследования по теории самоорганизации показывают, что такие качественные переходы являются инвариантами для любого уровня самоорганизации материи — как в неорганической и органической природе, так и в социально-этической и эстетической областях. В частности, этот инвариант явился основой известной теории пафосной композиции художественных произведений С. М. Эйзенштейта [135] (подробнее об этом речь пойдет ниже).
Следует отметить, чтс1 модели резких качественных переходов особенно широко представлены в эстетических теориях и учениях: от теории катарсиса Аристотеля, утверждающей, что благодаря искусству в душе человека происходит резкий переход от вредных чувственных страстей к чистому гармоническому состоянию (классический фазовый переход «беспорядок — порядок»), до развиваемой в последние годы В. И. Тасаловым эстетической концепции «горнила», как универсального творческого принципа [113].
Другой универсальный принцип самоорганизации — временная упорядоченность сложный систем в виде циклических, ритмических процессов изучается в искусствознании и эстетике еще со времен Аристотеля. Имеются в виду исследования по ритмической организации поэтических и музыкальных форм. Концептуальный и математический аппарат теории сложных систем открывает в этих исследованиях принципиально новые возможности.
Как любая научная дисциплина, синергетика имеет свою область исследования — самоорганизующиеся сложные системы в природе и в обществе. В полной мере это относится и к
приложениям синергетики в сфере искусствознания, эстетики и теории культуры. Она не претендует на то, чтобы свести все закономерности в сфере искусства и культуры к законам самоорганизации. Действительность всегда богаче любых, даже самых универсальных схем. Но практически во всех проявлениях художественной реальности можно встретить процессы взаимодействия хаоса и порядка, устойчивости и неустойчивости и в изучении именно этих аспектов методы синергетики должны оказать неоценимую услугу.
Выход синергетики на гуманитарные исследования глубоко закономерен. Дело в том, что противопоставление естественных и гуманитарных наук в большой степени объясняется изохронным, точнее вневременным подходом, господствующим в естественных науках до последнего времени. В то же время в социальных и гуманитарных науках, как правило, доминировали исторические, диахронные подходы и методы [94−96]. Произошедшая в последние десятилетия в естествознании концептуальная революция привела к пониманию фундаментального значения фактора времени в общей картине мироздания. Наиболее отчетливо эти парадигмальные изменения обозначились на макроскопическом уровне, который и изучает синергетика. Поэтому синергетика и теория сложных систем в наибольшей степени, чем другие естественные науки, «приспособлены» сейчас к внедрению своих понятий и принципов в социальной и гуманитарной сфере.
Разумеется, синергетика и теория сложных систем, как науки о самоорганизации, сформировались не на пустом месте. Им предшествовали ряд научных теорий, предметами исследований которых стали конкретные процессы самоорганизации и развития в природе и обществе.
Среди этих теорий в первую очередь следует назвать термодинамику и учение Ч. Дарвина о биологической эволюции. Классическая термодинамика XX века изучала процессы развития в изолированных, замкнутых системах, вблизи состояния термодинамического равновесия. Второе начало термодинамики сформулировало универсальный закон развития таких систем (закон возрастания энтропии), указывающего на необратимый характер направления такого развития. Однако, конструктивный, предсказательный потенциал этого закона весьма ограничен, поскольку в окружающей нам природе изолированных систем вблизи состояния термодинамического равновесия весьма немного.
В противоположность этому в учении Дарвина речь идет об открытых, далеких от термодинамического равновесия биологических системах. Дарвиным указаны конкретные механизмы такой эволюции (конкуренция и естественный отбор), подчеркнуто значение факторов наследственности и изменчивости в эволюции, сформулирован общий антиэнтропийный характер этой эволюции.
Приблизительно с середины XX века проблемы эволюционной самоорганизации материи стали одними из важнейших в естествознании. Объясняется это несколькими причинами. Вопросы возникновения и эволюции Вселенной после создания общей теории относительности, открытие явления расширения Вселенной, реликтового излучения и фундаментальных открытий в физике высоких энергий стали предметом изучения новой дисциплины — космологии. Успехи в молекулярной биологии и, прежде всего, открытие молекулярных механизмов наследственности заставили на качественно новом уровне переосмыслить и развить учение Дарвина. Острее встала задача сформулировать операциональные законы развития общества. Это привело к тому, что возникла потребность взглянуть на весь процесс эволюционной самоорганизации — от Большого Взрыва, приведшего к возникновению нашей Вселенной, до процессов функционирования общественного сознания — с единых, общих принципов, сформулировать универсальные законы самоорганизации.
Центр внимания в научных исследованиях стал смещаться от проблем изохронных (вневременных) к проблемам диахроннным: взаимосвязь хаоса и порядка, анализ процессов роста и развития, закономерности самовоспроизведения структурных и функциональных организаций и ряд других. Среди ученых, впервые обративших внимание на важность этих проблем и внесших важный вг, лад в их изучение, следует в первую очередь назвать имена А. Пуанкаре, Дж. Неймана, Л. Берталанфи, А.Тьюринга.
Одним из первых исследователей, кто попытался сформулировать общий принцип возникновения новых структур в процессах развития, был бельгийский ученый И. Р. Пригожин. Его подход, получивший название «нелинейная неравновесная термодинамика» представляет собой попытку сформулировать универсальные законы образования упорядоченных пространственных структур («диссипативных структур») в открытых системах вдали от термодинамического равновесия [94−96,64]. Работы Пригожина и его школы стимулировали многие исследования по проблемам развития в биологических, экологических, социальных системах.
Другой подход связан с именем немецкого физика-теоретика Германа Хакена. В рамках междисциплинарного подхода, названного им самим синергетикой, изучают законы спонтанного возникновения макроскопических пространственных, временных и функциональных структур вблизи неустойчивых, критических состояний. Для синергетики характерна общность методов исследования процессов в самых разных областях науки [67,68,120−124]. Основываясь на таких понятиях как неустойчивость, параметр порядка, принцип подчинения и т. д. в синергетике удалось найти универсальные формы поведения самоорганизующихся процессов для всех уровней организации природных и общественных систем.
Как справедливо отметил И. Р. Пригожин, термин «неустойчивость» очень часто носит негативный оттенок, и нередко подразумевается, что соответствующее явление недоступно формальному анализу или его вообще следует исключить из подлинно научного описания реальности. И понятно почему. Одно из важнейших свойств неустойчивого состояния — его непредсказуемое поведение.
Мы не в состоянии предсказать, в какую сторону упадет вертикально стоящий стержень. Направление падения зависит от мельчайших, невидимых и неощущаемых нами воздействий. Можно сказать также, что в неустойчивых явлениях не выполняется один из основных принципов естествознания — принцип воспроизводимости научных результатов, который означает, что научный результат является достоверным, если он воспроизводится при одних и тех же условиях. Однако, мы не в состоянии воспроизвести направление падения стержня при условии его нахождения в строго вертикальном положении.
Физика с момента своего зарождения и до самого последнего времени изучала в основном устойчивые системы и процессы. В научном мировоззрении в целом, включая мировоззрение в биологии, науках о высшей нервной деятельности и общественных дисциплинах, еще со времен Ньютона и Лапласа сложилось детерминистическое мышление, согласно которому все события и процессы в принципе можно моделировать и предсказать с любой точностью. Предполагалось, что явления, которые мы не в состоянии предсказать, обусловлены теми приближениями, которые мы вносим в наше описание природы.
Формирующаяся примерно с середины 1950-ых годов новая научная парадигма связана с изучением неустойчивых систем и процессов. В неустойчивых сложных системах возникают когерентные структуры, охватывающие миллиарды частиц, благодаря чему создаются условия для возникновения жизни, биологической эволюции, появления человека.
Итак, в изучении проблемы самоорганизации искусства как сложной системы можно выделить два подхода. Первый из них в известном смысле традиционный, но, тем не ценее, важный и необходимый: с позиций современных общефилософских представлений и понятий проследить эволюцию концепций, связанных с упорядочением и хаосом, организацией и гармонией, вскрыть диалектическую взаимосвязь этих понятий, их роль в различных эстетических учениях.
Второй подход может быть сформирован в рамках синергетики и теории сложных систем, хотя предмет исследований неизбежно выйдет за традиционные области синергетических
приложений и потребует учесть специфику исследуемой области [39−59, 113]. Здесь также можно выделить два подхода.
Первый подход связан с тем, что искусство и мозг человека образуют функциональное единство, в котором одно невозможно без другого. Поэтому можно попытаться объяснить выявленные ранее структурно-функциональные закономерности организации художественных произведений с точки «зрения сформировавшихся в рамках синергетических исследований принципов функционирования мозга [122, 123, 50, 53]. Иначе говоря, попробовать по структуре «замка» (законов функционирования мозга) понять структуру «ключа» (структурную организацию художественных произведений).
Благодаря методам синергетики, изучение мозга вышло на качественно новый уровень понимания его функционирования. В первую очередь речь идет о синергетических моделях распознавания образов («pattern recognition models»), которые нашли самые широкие
приложения в самых различных областях (военном деле, криминалистике, медицине и т. д.), но, как это ни странно, никогда не применялись в изучении искусства. Как будет показано в диссертации, именно синергетическая модель распознавания образов, позволяет объяснить структуру музыкального лада в музыке, описать восприятие неоднозначных образов, объяснить эмпирически найденную Вундтом эмпирическую закономерность эмоциональной реакции на художественное произведение. Это будет связано с первым, наиболее содержательным и конструктивным, синергетическим подходом в изучении искусства.
Важной задачей второго подхода изучения искусства в рамках синергетической парадигмы является выявление универсальных типов поведения в искусстве как сложной самоорганизующейся системе. Если искусство и вся художественная культура в целом представляют собой высший этап эволюционной самоорганизации материи, необходимо показать, что универсальные виды самоорганизации, свойственные любому уровню организации материи (неустойчивость структурной организации, скачкообразные переходы, синхронизация, фрактальность и т. д.) принципиально важны и в структуре художественных произведений. Применение синергетических методов и теории сложных систем в изучении искусства, в исследование свойств основных эстетических категорий и представляет собой основное содержание данной диссертации.
Актуальность исследования. Хотя синергетика сейчас — живая, развивающаяся наука, тем не кенее, в ней уже сформировался устойчивый и содержательный понятийный аппарат, сформулированы универсальные принципы самоорганизации и методы ее моделирования для разнообразных сложных систем, найдены инвариантные формы поведения в процессах самоорганизации. По сути дела, за последние годы синергетика эволюционировала от частной научной теории, сформировавшейся на стыке нескольких естественнонаучных дисциплин, в новую научную парадигму. В самом деле, сейчас, когда прошло более двадцати лет с момента возникновения синергетики, трудно даже перечислить те области естественных и общественных наук, где были успешно использованы ее методы и принципы. Физика, химия и биология стали уже традиционным полигоном проверки принципов теории самоорганизации. Сейчас идеи теории самоорганизации проникли в экологию, экономику, менеджмент, социологию, политологию, психологию и нейрофизиологию. Пожалуй, одной из немногих областей научного знания, где не произошло осмысления принципов и методов синергетики, остаются искусствознание и эстетика.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы показать, что основные понятия и принципы V синергетики, а также сформулированные в ее рамках универсальные типы поведения самоорганизующихся систем, справедливы в искусстве и художественной культуре. Другая цель состоит в том, чтобы показать, что современные методы синергетики позволяют объяснить некоторые эмпирические закономерности в искусстве, которые не в состоянии объяснить традиционные искусствознание и эстетика. Для достижения этих целей ставятся следующие конкретные задачи.
1. Показать, что любой вид творческой деятельности, в том числе и художественное творчество, представляют собой высший этап эволюционной самоорганизации.
2. Показать, что конечные результаты художественно творчества -художественные произведения — обладают всеми основными формами поведения самоорганизующихся систем.
3. Используя созданные ^ синергетике современные модели распознавания образов и смыслов, объяснить структуру музыкального лада, объяснить эмоциональную реакцию на двусмысленные состояния и сформулировать принципиальную роль неоднозначности в искусстве.
4. Показать роль неустойчивости как важнейшего структурообразующего принципа в искусстве.
Состояние научной разработки проблемы. Как уже упоминалось ранее, проблема самоорганизации в искусстве всегда занимала важное место в трудах великих философов различных эпох: Платона, Аристотеля, Деметрия, Шефтсбери, Гегеля, Канта и других.
Среди современных работ по философской эстетике, посвященных этой проблеме, следует в первую очередь назвать книгу В. И. Тасалова «Хаос и порядок — социально-художественная диалектика» М., 1990, где впервые на современном уровне сформулирована проблема взаимоотношения хаоса и порядка в художественной культуре. В книге В. И. Самохваловой «Красота против энтропии» М., 1990, с позиций неравновесной термодинамики Пригожина дан философско-эстетический анализ взаимосвязи процессов упорядочивания и организации с категорией красоты.
Среди работ естественнонаучного подхода к анализу проблем самоорганизации выделим раСоты Д. Кальоти [63] и А. В. Волошинова [19], изучаются процессы симметрии и нарушения симметрии в произведениях искусства и процессах их восприятия. В сборнике статей «Complexity and Art» под редакцией J. Kasti и A. Karlovisti, Elsevirr, 2003 опубликованы исследования по применению теории фракталов в изучении живописи. В вышедшем недавно сборнике Chaos and Complexity in Art and Architecture году (издательство NOVA PUBLISHER, New York, 2007), содержащим две статьи автора настоящей диссертации, представлено ряд работ, в которых конкретные художественных произведения исследуются методами синергетики. Однако, систематического и сколько-нибудь полного исследования по этой проблеме, где исследовались бы не конкретные художественные произведения, а выявлялись общие структурообразующие принципы искусства, предложена фундаментальная модель художественно восприятия, основанная на принципах функционирования мозга, до настоящего времени ни в нашей стране, ни за рубежом проведено не было. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на основании сформулированных в рамках синергетических исследований принципов работы мозга объяснены некоторые эмпирические найденные ч> закономерности в тональной организации музыки, полимодальной структуре произведений искусства, эмоционального восприятия художественных произведений. В диссертации также впервые показано, что универсальные виды самоорганизации сложных систем (например, мозга), обнаруженные естественнонаучными методами, имеют место и в такой сложной системе как искусство. Таким образом, в диссертации показано, что синергетические методы дают искусствознанию и теории художественной культуры новый научный инструментарий, который позволяет проводить исследования в новых научных направлениях и получать результаты, не доступные традиционным методам эстетики и * искусствознания. Показано также, что методология синергетики способна выполнить интегрирующую функцию в теории искусства, подойдя к изучению огромного числа разрозненных фактов и закономерностей с единых позиций. «
Обсуждение результатов. Материалы, вошедшие в диссертацию, были представлены на всероссийских и международных конференциях: Всесоюзной конференции «Математические методы в социальных исследованиях» Москва, 1989- XI Международной конференции «Логика, методология, философия науки». Москва-Обнинск. 1995- VII международной конференции Математика. Компьютер. Образование. Дубна, 23 — 30 января 2000 г.- VI11 международной конференции Математика. Компьютер. Образование. Г. Пущино, 31−4 февраля 2001 г. Всероссийской конференции «Синергия культуры», Саратов, 2002- 12th International Congress on Empirical Aethetics. Berlin. 1992- International Congress on Empirical Aesthetics. Montreal, Canada, 1994. — 2 International Symposium «Creativity and Cognition» Loughborough, England, 1996 — International Symposium «Mathematics and Art». Suzdal, Russia, 1996 — International Conference on Informatics and Control. St. Petersburg, Russia, 1997- VI International Semiotic Congress «Semiotics Bridging: Nature and Culture». Guadalajara, Mexico, 1997- 4 International Conference of Symmetry. Haifa, Israel, 1998 — 9th Conference Society for Chaos Theory in Psychology and Life Sciences Berkeley, CA, USA, July, 1999 — Second International Conference on Complex Systems. Nashua, USA, 2000- International Workshop «Artificial Life Models for Musical Applications». Prague, September, 2001- European Conference on Complex Systems, Paris, 2005- The First World Conference on Complex Sciences, Shanghai, China, 2009 и других конференциях
Публикации. По теме диссертации опубликовано пять монографий и более пятидесяти работ в различных изданиях, список которых приводится в конце автореферата.
Результаты, выносимые на защиту
1. Композиционное равновесие в живописи, скульптуре, архитектуре является неустойчивым
2. Предложена математическая модель закона В.Вундта.
3. Предложена модель структуры музыкального лада, объясняющая возникновение неустойчивых и устойчивых ступеней.
4. Предложены две базовые модели художественного восприятия: А) модель распознавания неоднозначных образов, связанная с узнаванием стереотипов
Б) «модель аттракционов», связанная с распознаванием новизны
5. Произведения искусства, существуют вблизи неустойчивого, критического состояния.
6. Модель восприятия неоднозначных образов и смыслов приложима для объяснения восприятия комического.
7. Объяснено экспериментально обнаруженное воздействие искусства на формирование творческого потенциала личности
8. Предложено объяснение феномена синестезии как следствие критического состояния мозга