Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция образов женщины в общественном сознании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образы женщин, её роли и статусы в обществе в различных историко-философских концепциях представлены через сравнение с образами мужчин. В трудах Пифагора, Платона и Аристотеля содержится мнение о главенствующем положении мужчины и подчинённой роли женщины. В эпоху Средневековья также распространены идеи о неполноценности женщины, подчёркивается её негативные качества, низменность и коварство… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ЖЕНЩИНЫ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ И РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ
    • 1. 1. Образы женщины в мифологическом сознании
    • 1. 2. Образы женщины в религиозном сознании
    • 1. 3. Образы женщины и взаимоотношения полов в истории философии
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
    • 2. 1. Образы женщины в феминистских концепциях
    • 2. 2. Мизогинистический и филогинистический образы женщины
    • 2. 3. Детерминанты и направленность эволюции образов женщины в современном общественном сознании

Эволюция образов женщины в общественном сознании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С древнейших времён шоди интересовались вопросами взаимоотношений полов, пытались понять их сущность, объяснить происхождение, осмыслить социальные роли и историческое предназначение.

В многочисленных мифах и легендах всех времён и народов предпринимались попытки осмысления тендерной проблематики в образах, включающих как отражение реальной социальной практики, так и фантазии древнего человека. В религиозных доктринах также содержатся описания образов женщин, указывается её место в социальной иерархии и выполняемые социальные функции.

Возрастание научного интереса к проблеме взаимоотношения полов и эволюции образов женщины в общественном сознании в странах Запада связано с возникновением феминизма. Начиная со второй половины XX века в странах Западной Европы и Северной Америки, стали появляться многочисленные общественные организации, ориентированные на борьбу за эмансипацию женщин, предполагающую социальную и политическую свободу женщин и равные права с мужчинами.

Поскольку социально-экономическое и политическое развитие России последних десятилетий подчинено стандартам Западной цивилизации, в которой нивелированы половые различия, существенно изменены функции и статусы полов. Исследования изменения социальных ролей женщины и эволюция их образов в общественном сознании приобретает не только теоретический, но и практический интерес. Особую актуальность исследования эволюции образов женщины в общественном сознании придаёт процесс глобализации, характеризующийся сближением национальных культур, усилением их влияния друг на друга и интенсифицирующейся экспансией Западных технологий, образа жизни, системы ценностей и стереотипов мышления, включая представления о женщинах.

Социальнофилософское исследование эволюции образов женщины в рамках диалектико-материалистической парадигмы позволяет выявить тенденции изменений и использовать их на практике.

В настоящее время активность женщин становится заметной во всех сферах общественной жизни, включая политику и бизнес. Многие про- ' фессии, считавшиеся в прошлом «мужскими», превратились в «женские», например, профессия школьного учителя, бухгалтера, врача. Достижения феминистских движений способствовали тому, что в научной и публицистической литературе последнего времени стал оживленно обсуждаться вопрос возвращения матриархата, идущего на смену трехтысячелетнему патриархату, «нового матриархата». Однако доминирование мужчин сохраняется — средний заработок женщин ниже, мужчины имеют больше возможностей для занятия высокооплачиваемых должностей и т. п. Доминирование мужского начала в истории человечества привело к появлению глобальных проблем современности. Установка на поиск средств снятия их остроты предполагает выявление факторов эволюции образов женщины и мужчины в целях достижения их гармоничного взаимодействия. Именно последнее, по нашему мнению, следует рассматривать в качестве одного из основных условий разрешения проблем современной цивилизации .

Памятуя о том, что в России мужчины в среднем не доживают до пенсионного возраста. Исследование изменений, происходящих в сфере взаимоотношений полов, особенно валено и актуально в нашей стране.

Степень научной разработанности темы. Изучение содержания, исторических изменений и перспектив трансформации образов женщины имеет долгую историю. Данная проблема по своей природе является междисциплинарной. Это позволяет в процессе диссертационного исследования опираться на результаты, достигнутые философами, социологами, культурологами, религиоведами, этнографами и т. д.

При исследовании образа женщины в мифологическом сознании наибольшее значение имеют работы, посвященные описанию сущности, выявлению предпосылок и природы матриархата1. Для того, чтобы решить поставленную задачу, использованы теоретико-методологические конструкции таких известных мыслителей, как И. Я. Бахофен, JI. Морган, К. Маркс и Ф. Энгельс, Г. Ф. Вирт. Они убеждены в том, что в начале человеческой истории было матриархатное устройство общества. Надо признать, что не все авторы принимают этот тезис. Они подвергают сомнению существование исторического матриархата, считая его не более чем мифологическим конструктом. Такая точка зрения изложена в обзорной работе А. В. Бородиной и Д. Ю. Бородина. Тем не менее, в работах таких современных авторов, как М. Ф. Альбедиль, М. Гимбутас, Е. В. Головин, Р. Грейвс, А. Г. Дугин, Ш. Та и многих других убедительно доказано существование периода матриархата в истории человеческой цивилизации.

В работах Л. А. Абрамян, Дж. Шварца, М. Элиаде представлены причины и исследован характер перехода от матриархата к патриархату.

Вопросам места и роли женщины в различных религиях посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов, таких как А. Баркер, Э. Бер-Сижель, Э. Дин, П. Евдокимова, JI.A. Илыонина, А.В.

1 См., например: Овчарова О. Г. Тендерная асимметрия политики: к вопросу об актуальности научного исследования проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. — Саратов, 2008. — № 2- Овчарова О. Г. «Женщина, переделывая себя, переделает мир» (политические представления Мэри Уоллстонкрафт и Кэтрин Маколей: 1763−1792) // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Общественные науки. — 2005. — № 4- Иванов А. М. Цивилизация Мадонны. — М., 2005; Строк А. Мужчины и женщины: равные, но разные. -СПб., 2004; Штайн Э. Женщина, ее миссия по природе и милости Божией. — СПб., 2004; Бестужев-Лада И. В. Женщина нового века // Наука и религия. — 1996. — № 3- Дугин А. Г. Под знаменем Богини // Дугин А. Г. Русская вещь: Очерки национальной философии: В 2-х тт. — М., 2001. — Т. 2. Дугин А. Г. Тайная мать // Дугин А. Г. Философия традиционализма. -М., 2002; Евдокимов П. Женщина и спасение мира. — Минск, 1999; Рюриков Ю. Б. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата // Новый мир. — 1986. -№ 7. и др.

Петрова, А. В. Постернака, М. Т. Степанянц, Й. Телушкина, Г. Шолема, Э. Штайн.

Образы женщин в концепциях феминизма различных видов представлены в работах таких авторов, как С. Г. Айвазова, С. де Бовуар, Г. А. Брандт, Е. В. Водопьянова, Н. М. Габриэлян, М. Дэвис, Е. А. Здравомыслова, Т. А. Клименкова, Э.И. Мольтманн-Вендель, Н. А. Нечаева, H.JI. Пушкаре-ва, Г. Рубин, Е. И. Трофимова, В. И. Успенская, С. А. Ушакин, Б. Фридан, Ф. Шелов-Коведяев, Н. С. Юлина и др. Специфика образов в фемитеистких концепциях отражена в работах Д. Ш. Болен, А. Елисеева, A.M. Иванова, Ж. Парвулеско, Д. М. Рейнольд и др.

Особый интерес для нашего исследования представляет ряд положений и идей тендерной теории, в частности, концепция андрогинной личности и андрогинного общества С. Бем, разработка понятий «гендерные стереотипы», «гендерная идентичность» и др., изложенные в работах Н. А. Блохиной, О. А. Ворониной, Н. Х. Орловой, В. А. Суковатой и др.

Отдельные аспекты образа женщины рассмотрены в работах В. И. Курбатова, В. А. Рамих, С. И. Самыгина, а также в диссертационных исследованиях Бараева З. М., Бикулова З. Р., Гаджимурадова Г. И., Григорьева Д. К., Кузовчикова О. М., Нгуен Тхи Вана, Сааданбекова Ч. Т., Сивова О. В., Черноситова-Усиченко Ю.А., Черноштан О. Н. Представляет интерес диссертационное исследование С. А. Орлянского, посвященное анализу социокультурной трансформации образа мужчины в современной культуре.

Исследованию факторов эволюции современных образов женщины посвящены труды А. Бейли, Е. Весельницкой, В. Калинаускене, Б. Муравьева, Е. И. Рерих, А. Тышкевича, Ю. Эвола, К. П. Эстес.

Вместе с тем следует отметить дискуссионность вопроса структуры образа женщины, а также недостаточная исследованность факторов и тенденций эволюции образов женщины в общественном сознании, что во многом определило выбор темы и предметную область данного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении направленности эволюции образов женщины в современном общественном сознании.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

— концептуализировать образы женщины в мифологическом сознании;

— выявить положительные элементы образов женщины в различных религиях;

— проанализировать образы женщины и взаимоотношения полов в истории философии;

— исследовать образы женщины в концепциях сакрального и про-фанного феминизма;

— рассмотреть образы женщины в мизогинистических и филогини-стических концепциях;

— выявить основные социально-культурные факторы, детерминирующие эволюцию образов женщины в современном общественном сознании и её направленность.

Объектом диссертационного исследования являются образы женщины в современном общественном сознании.

Предмет исследования в данной диссертационной работе — эволюция образов женщины в современном общественном сознании.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют технологии, подходы и методы анализа социальных и духовных феноменов изложенные в классических философских произведениях западных мыслителейПлатона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Мора, М. Монтеля, Ф. Ницше, Э.Фромма. Использовано наследие отечественной философии, и, прежде всего, труды B.C. Соловьёва и Н. А. Бердяева. Автор опиралась также на разработки отечественных и зарубежных исследователей последних лет.

В основу диссертации положен историко-философский метод, позволяющий реконструировать исторические и философские взгляды И. Я. Баховена, К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. Ф. Вирта, а также использовать их методологические приёмы и принципы. Прежде всего, имеются в виду принципы диалектико-материалистического исследования (принцип историзма, принцип взаимосвязи материальных и духовных факторов в развитии социальной действительности, принцип системности и др.).

В ходе социально-философского исследования эволюции образов женщины в современном общественном сознании использовались методы системного и компаративного анализа, позволившие, с одной стороны, рассматривать эволюцию образов женщины как целостный социальный феномен, и, с другой стороны, выявлять специфику новообразований в ходе эволюции образов женщины в современном общественном сознании.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— концептуализация образа женщины в мифологическом сознании основана на ее высоком социальном статусе, обусловленном выполняемыми социальными функциями: материнской, воспитательной, облагораживающей, вдохновляющей;

— выявлены важность женского начала и положительные элементы образов женщины в мировых и национальных религиях: иудаизме, христианстве, исламе, зороастризме и буддизме, что важно для понимания роли женщин не только в традиционном, но и в современном обществе;

— анализ образов женщины и взаимоотношения полов в историко-философских концепциях показывает, что социальные философы обосновывали и идею равноправия полов и уравнивание их социальных, культурных и экономических функций, что и обеспечивает возможность их самореализации;

— проведено исследование феминистских концепций женщины, включая фемитеистские и установлено наличие в них положительного потенциала в формировании нового комплементарного образа женщины;

— установлены причины существования «филогинистических» и «мизогинистических» образов женщины в сознании современных мужчин, позволяющие понять неявные моменты негативного отношения мужчин к женщинам;

— выявлены основные социально-культурные факторы, детерминирующие эволюцию образов женщины в современном общественном сознании, и определена её направленность по пути ресакрализации и компле-ментарности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изначальный образ женщины является элементом первого в истории человечества мифологического сознания. Его отличительной чертой является равноценность женского и мужского начал, представляющих Землю и Небо соответственно, и во взаимодействии которых возникает и изменяется всё многообразие мироздания. Социальный статус женщины обусловлен выполняемыми ею функциями, а именно: сакральной и жреческой, хозяйственной, функцией смягчения и облагораживания нравов, воспитательной, вдохновляющей (по отношению к мужчинам) и др. Физиологические различия полов и осуществляемые виды деятельности обусловили доминирование женского начала в духовной сфере, и мужского-в социальной, а также равноправие в семейно-бытовой сфере.

2. В мировых и национальных религиях важность женского начала объясняется, прежде всего, выполнением когнитивной и сотериологиче-ской функций: в зороастризме — эксплицитно и недвусмысленнов буддизме — в его тантрическом учении и практикев иудаизме — преимущественно в мистических учениях, особенно в саббатаизме, ждущего мессию-женщинув христианстве, особенно в православии — в особом почитании Богородицы и признании сотериологической функции женщины в христианском бракев исламе — в аутентичном шариате и суфизме. В некоторых новых религиозных учениях женщина имеет равные права с мужчинами, в том числе и в духовной сфере.

3.Образы женщин, её роли и статусы в обществе в различных историко-философских концепциях представлены через сравнение с образами мужчин. В трудах Пифагора, Платона и Аристотеля содержится мнение о главенствующем положении мужчины и подчинённой роли женщины. В эпоху Средневековья также распространены идеи о неполноценности женщины, подчёркивается её негативные качества, низменность и коварство. Параллельно утверждается идеи о доминировании мужчин в семье и в общественной жизни. Начиная с Нового времени, в социально-философских концепциях высказываются полярные мнения: от уравнивания прав мужчин и женщин (Т.Мор, Сен-Симон) до возрождения патриархальных вариантов (Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр и др.). В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули идею об угнетении женщин при капитализме не в связи с биологическими различиями, а в связи с возникновением частной собственности в обществе. Социальные философы XX века обосновывают идею равноправия полов, уравнение их социальных, культурных и экономических функций, что обеспечивает возможность самореализации.

4. В сакральном феминизме присутствует мощный потенциал для создания нового образа женщины на основе признания равноценности женского и мужского начал, их обреченности на тесное сотрудничество вследствие естественных, но взаимодополняющих различий, возвышения униженного женского начала и взятия ответственности женщин за судьбу человечества. В сакральном феминизме признаётся равноценность женского и мужского начал, их тесное сотрудничество вследствие естественных, но взаимодополняющих различий. Большинство «профанных» концепций фактически исходят из невысокой оценки женского начала и борются за превращение женщин в мужчин или раздельное существование полов, то есть в профанных концепциях феминизма женское начало имеет невысокую оценку, что пропагандируется раздельное существование полов и уподобление женщин мужчинам.

5. «Мизогинистические» образы женщины, созданные современными мужчинами, порождены, в первую очередь специфическим толкованием библейского мифа о грехопадении, онтологической деградацией мужского начала, связанными с ней мужскими комплексами, в частности в связи с трудностями в преодолении тяготения к женскому началу. «Мизогинистические» образы женщин в сознании мужчин имеют исключительно негативные черты, что является следствием непреодолимости их влечения к женскому началу и зависимости от него. В то время как «филогинисти-ческие» образы по сути заимствуют основные черты изначального образа женщины. «Филогинистические «образы женщины во многом несут положительные черты.

6. Основными социокультурными факторами, детерминирующими эволюцию образов женщины в современном общественном сознании, являются повышенный коэффициент смертности мужчин, овладение женщинами профессиями, ранее считавшимися чисто мужскими, феминизация институтов социализации, распространения идеологии радикального феминизма в массовом сознании. Следует отметить также социально-экономические и политические трансформации российского общества в последние десятилетия, которые деформировали авторитет многих мужчин, и вынудили женщин к более активному участию в общественной, прежде всего, экономической жизни. Изменение образов женщины в современном общественном сознании осуществляется в направлении реса-крализации и комплементарности. Осознание результатов борьбы за эмансипацию женщин приводит к необходимости признания дополнения существующего образа женщины чертами изначального образа женщины, а также положительными элементами различных религиозных концепций, идеологий сакрального феминизма, тантризма и «филогинистических» конструкций.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью и недостаточной изученностью в социальной философии эволюции образов женщины в современном общественном сознании. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в работе положения и выводы, могут быть использованы в определении основ семейной и молодежной политики.

Материалы диссертационного исследования также могут использоваться при чтении курсов социальной философии, культурологии, религиоведения, социологии и философии пола.

Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре истории, философии и политологии Азово-Черноморской государственной агроинженер-ной академии. По проблематике работы были представлены научные доклады на межвузовских конференциях. Результаты исследований нашли отражение в 5 печатных работах общим объемом 2,1 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы. В начале человеческой истории женщина и мужчина представляли собой равноценные природные начала, что нашло точное отражение в образе Инь и Ян. При этом оба начала — мужское и женское обладают специфическими функциями, что обусловливает соответствующий статус. Взаимоотношение полов экстраполировано на мифологическую картину мира: мужчина как носитель духа, а женщина как имеющая ключ от материи. Однако как дух не способен реализовать себя без материи, так и материя не в состоянии самостоятельно оживить себя.

Взаимодействие мужского и женского начал осуществляется в соответствии с принципом дифференцированного равенства. Образы женщин обусловлены тем, что в духовной сфере женщины доминируют и выполняют жреческие функции, в семейно — бытовой сфере взаимодействие обусловлено половозрастными особенностями. Высокий социальный статус женщины обусловлен выполняющими социальными функциями: материнской, воспитательной, облагораживающей, вдохновляющей и др., что обеспечивает привлекательность образов женщины в мифологическом сознании.

В мировых и национальных религиях отмечается важность женского начала. В зороастризме отмечается равнозначимость женщин и мужчин и их взаимодополнение. В многочисленных религиях индийской культуры множество женских образов. Отмечается активность женского начала. В буддизме женщина провозглашается равной мужчине лишь формально — женщины не допускались к изучению Вед и в социально-политическую сферу. В тантризме образ женщины имеет положительные черты вследствие обладания потенциалом, ведущим к просветлению. В иудаизме, с одной стороны, имеет место дискриминация женщин, что объясняется некорректной интерпретацией роли Евы в грехопадении, а, с другой, — признание женщины величайшим творением Бога. Христианские образы женщин во многом совпадают с иудаистскими, что объясняется их генетической связью. Образы женщин в раннем и современном исламе существенно различаются. Для первоначального ислама характерен образ свободной женщины, имеющей право собственности, право выбора рода деятельности и доступ к образованию, право на защиту своего достоинства и т. п. В последствие он стал характеризоваться исключительной дискриминацией женского начала.

Образы женщины в различных историко-философских концепциях в сравнении с образами мужчины. Многих писателей, философов, психологов, антропологов и религиозных деятелей интересовал вопрос взаимоотношения полов и социальная роль женщины. В философии Платона, в русской религиозной философии и частично в восточной философии, идеалом бытия мужчин и женщин являлась гармония и взаимодополнение. Во многих философских построениях средневековья и Нового времени женские качества оценивались намного ниже мужских.

Тем не менее, социальные философы обосновывали и идею равноправия полов, уравнение их социальных, культурных и экономических функций, что обеспечивает возможность их самореализации.

В сакральном феминизме утверждается равноценность женского и мужского начал, их обречённость на тесное сотрудничество вследствие естественных, но взаимодополняющих различий. Образ женщины возвышенный в связи с ответственностью женщин за судьбу человечества. В профанных концепциях феминизма женские образы маскулинизированы.

Мизогинистические образы обусловлены невозможностью преодоления влечения к женщинам. Филогинистические образы характеризуются чертами изначального образа, что объясняется объективностью оценки социальных ролей женщин и их идеализацией.

Под влиянием ряда факторов в современном обществе существенно изменился социальный статус женщин, и, соответственно, образы женщин в общественном сознании. Направленность эволюции образов женщины обусловливает социальная практика, не оправдавшая прогнозы феминистской идеологии. Желаемый образ женщины — следствие воплощения принципа равнозначимости и взаимодополняемости женского и мужского начала, учёта изначальных качеств женской природы. Новый образ женщины должен быть ресакрализированным, комплементарным по отношению к мужчине, иметь большинство черт изначального образа женщины, а также положительные элементы религиозных образов женщины, а также признаки образов, характерных для сакрального феминизма, тантризма и фи-логинистических концепций.

Представляется также, что затронутые в нашем исследовании проблемы нуждаются в дальнейшей разработке. В качестве одного из направлений исследования нами видится выявление специфики образа женщины и его динамики в мифологии наших предков, учитывая то, что, по мнению некоторых авторов, в нашей истории не было не только эпохи рабства, но и эпохи матриархата. Мы полагаем, что исследование в этом направлении приведёт к неожиданным открытиям и расставанию с некоторыми стереотипами.

Кроме того, диахронный анализ образов женщины логично дополнить синхронным анализом образов женщины и мужчины, так как комплекс неполноценности одного из начал нередко приводит к стремлению его преодоления путем необоснованного очернения и даже демонизации противоположного пола. Вообще здесь мы видим также проблему успешной коммуникации полов, вызванную, в том числе, и приписыванием другому полу несуществующих недостатков, пороков и подчас преимуществ. И это нередко связано с искаженным образом собственного пола. А задача философии, по нашему мнению, состоит в критическом анализе предельных оснований наличных образов как женщины, так и мужчины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамян Л А. Былое величие женщины и мифы о «перевороте». -Режим доступа: www.woman.upelsinka.ru. — Загл. с экрана.
  2. Авеста в русских переводах (1861−1996) / Сост., общ. ред., примеч. и справ, раздел И. В. Рака. СПб., 1998.
  3. С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. — № 6.
  4. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
  5. С.Т. Сокровища Валькирии. Страта Севера. М., 2004.
  6. М.Ф. Женская религиозность в древнем мире. Режим доступа: www.woman.upelsinka.m. — Загл. с экрана.
  7. М.Ф. О мифологической семантике сакрального брака в традиционном индуизме. Режим доступа: www.woman.upelsinka.ru. -Загл. с экрана.
  8. Н.И. Социально-философский анализ тендерной проблемы. Ставрополь, 2001.
  9. Е., Ульрих И., Лазарев Е. Мы Дочери Земли // Наука и религия. — 1995.-№ 3.
  10. Э. Мужская сущность. М., 1995. С. 25.
  11. Ф.К. фон. Тезисы философии эроса // Эстетика немецких романтиков. СПб., 2006.
  12. З.М. Женщина в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Махачкала, 2003.
  13. А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.
  14. Й. Материнское право. Предисловие и Введение // Классики мирового религиоведения: Антология / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. -М&bdquo- 1996.
  15. Бейли Алиса А. Компиляция о сексе. М., 2006.
  16. Ф. Сочинения в двух томах. 2-еиспр. и доп. Изд. Т.2., М., 1978.
  17. Бер-Сижель Э., еп. Диоклийский Каллист (Уэр). Рукоположение женщин в Православной церкви. М., 2000.
  18. Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М., 2002.
  19. Н.А. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М., 1991.
  20. Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. -М., 1993.
  21. Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  22. Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
  23. Бестужев-Лада И. В. Женщина нового века // Наука и религия. 1996. -№ 3.
  24. Бестужев-Лада И., Василевская М. Спасут ли женщины Россию? // Наука и религия. 2001. — № 3.
  25. Бестужев-Лада И.В., Захарова О. В. В лабиринтах эмансипации. Женщина как социальная проблема. М., 2000.
  26. Бёме Якоб. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Репринтное изд. 1914 г.-М., 1990.
  27. Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу. СПб., 1994.
  28. Библия. Синодальный перевод. Любое издание.
  29. З.Р. Социальное неравенство женщин в современном российском обществе: философские аспекты. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2004.
  30. Р. По пятам Дикаря (глава из книги «Железный Джон») // Путь к себе. 1993. — № 4.
  31. Н.А. Понятие тендера: становление, основные концепции и представления Режим доступа: http://www.gender-cent.ryasan.ru/school/blohina.htm.
  32. С. де. Второй пол. М.- СПб., 1997.
  33. . Соблазн. М., 2000.
  34. М. Зороастрийцы: верования и обычаи. СПб., 2003.
  35. Д.Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. М., 2006.
  36. Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996. — № 6.
  37. А.В., Бородин Д. Ю. Матриархат: опыт рассмотрения исторической утопии в феминистской перспективе. Режим доступа: vww.femmisLoru.ua. — Загл. с экрана.
  38. Н.В. Небо // Мифы народов мира М., 1992. — Том 2.
  39. Г. А. Природа женщины как проблема (Концепция феминизма) // Общественные науки и современность. 1998. — № 2.
  40. Г. А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000.
  41. Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006.
  42. С. Свет невечерний. М., 1994.
  43. П. Гегемония мужчин // РЖ «Социология». 2002. — № 1. — С. 8−23.
  44. П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996.
  45. О.П. От составителя // Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический словарь / Авт.-сост. О. П. Валянская. Ташкент, 1992.
  46. Валянская О.П. Pro et Contra: Заметки на полях философских трудов о женщине // Наука и религия. 1992. — № 3 .
  47. Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.
  48. Васильева JL Женская революция Петра Великого // Наука и религия. 1997. № 1−5.
  49. О. Пол и характер. М., 1997.
  50. Е. Женщина в мужском мире. СПб., 2008.
  51. А. Алмазная скрижаль: Роман. М., 2006.
  52. Г. Ф. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы / Пер. с нем. Кондратьев А. В. М., 2007.
  53. Е. Европейский феминизм: идеи и движение // Современная Европа. 2000. — № 4.
  54. Возвращение Богини. Беседа с жрицей Изиды Тэйе // Наука и религия. 1998. -№ 3.
  55. М.В. Новый тип сакральности в новых индийских религиозных движениях. Режим доступа: www. woman, upelsinka.ru. — Загл. с экрана.
  56. О.А. Философия пола // Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина и др. М., 1996.
  57. Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. 1996. -№ 6.
  58. Г. И. Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в авраамических религиях. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Махачкала, 2005.
  59. М., Васильевская М. Так нужны ли мужчины? // Наука и религия. 1998.-№ 6.
  60. Г. Д. Национальный Эрос в культуре // Общественные науки и современность. -1996. -№ 6.
  61. Р. Восток и Запад. М., 2005.
  62. Р. Заметки об инициации // Генон Р. Символика креста. М., 2004.
  63. В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. — № 8.
  64. П. Быт и нравы древних римлян / Пер. с фр. Смоленск, 2001.
  65. Е.В. Веселая наука. Протоколы совещаний. М., 2006.
  66. Е.В. Приближение к Снежной Королеве. М., 2003.
  67. Е.В. «Русская вещь» Александра Дугина как противостояние Моря и Суши: Эссе об эссе // НГ Ex libris (Приложение к «Независимой газете). — 2003. 24 июля.
  68. Е.В. Эра Гинекократии // Элементы: Евразийское обозрение.-М., 1995,-№ 6.
  69. Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. Екатеринбург, 2005.
  70. Григорий Синаит, св. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обе-тованиях// Добротолюбие. Том пятый. М., 1992.
  71. Д.К. Философско-антропологические аспекты образа женщины в тендерных исследованиях. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 2004.
  72. Джатака о заклинании тоски // Будда. Истории о перерождениях. -М., 1991.
  73. Дин Э. Все женщины Библии. М., 1998.74. Домострой. М., 1990.
  74. А.Г. Восстание Эроса // Элементы: Евразийское обозрение. -М&bdquo- 1995.-№ 6.
  75. А.Г. Консервативная революция. М., 1994.
  76. А.Г. Метафизика Благой Вести // Дугин А. Г. Абсолютная Родина.-М., 1999.
  77. А.Г. Орден пречистого Единорога // Дугин А. Г. Конспироло-гия (наука о заговорах, секретных обществах и тайной войне). М., 2005.
  78. А.Г. Под знаменем Богини // Дугин А. Г. Русская вещь. Очерки национальной философии: В 2 т. М., 2001. — Т. 2.
  79. А.Г. Пол и субъект // Дугин А. Г. Философия традиционализма. М., 2002.
  80. А.Г. Пути Абсолюта // Дугин А. Г. Абсолютная Родина. М., 1999.
  81. А.Г. Структура мужской души // Дугин А. Г. Русская вещь. Очерки национальной философии: В 2 т. М., 2001. — Т. 2.
  82. А.Г. Тайная мать // Дугин А. Г. Философия традиционализма. -М., 2002.
  83. А.Г. Язык Традиции и парадигмы современных наук: исправление имен и измерение дистанций // Дугин А. Г. Философия традиционализма.-М., 2002.
  84. М. Феминизм наших дней: проблемы организации женщин // Проблемы мира и социализма. 1981. — № 7.
  85. П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999.
  86. И.А. Андрогин в культуре модернизма // Общественные науки и современность. 2003. — № 3.
  87. Елизавета Федоровна, великая княгиня. О служении женщин в русской православной церкви. Нижний Новгород, 1996.
  88. А. Пора возвращать матриархат. Режим доступа: www.allbest. in Го. — Загл. с экрана.
  89. А. Ведьмы и мертвецы: заговор против заговора. Режим доступа: http://www.pravaya.ru/look/9940. — Загл. с экрана.
  90. А. Феминократия на марше. Режим доступа: www.apii.ru. -Загл. с экрана.
  91. И.А. Лезвие бритвы. М., 1988.
  92. И.А. Таис Афинская. М., 1973.
  93. Женщина священнослужитель? // Наука и религия. — 1993. — № 3.
  94. И. Тендерные 90-е, или Фаллоса не существует. СПб., 2003.
  95. Е.А., Тёмкина А. А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. — № 6.
  96. Е. Темкина А. Кризис маскулинности в позднесовет-ском дискурсе // О мужественности: сборник статей. Сост. С.Ушакин. М., 2002.
  97. Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. М., 1996. -Т. 2. Созерцание жизни.
  98. A.M. Цивилизация Мадонны. М., 2005.
  99. В.В. Антропогонические мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. Т. 1 / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1991.
  100. Л.А. Женщины в православии. СПб.- М., 2003.
  101. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. -М., 1986.
  102. В., Тышкевич А. Искусство возвращения королевы. -СПб., 2008.
  103. Г. Бессмертный женский разум // Наука и религия. 1994. -№ 3. — С. 16−19.
  104. Г. Грядет время женщин // Наука и религия. -2001. № 3.
  105. Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира // Общественные науки и современность. 2003. — № 3.
  106. Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х гг. // Вопросы философии. -1998.-№ 5.
  107. Т.А. Философско-мировоззренческие аспекты феминистских представлений о природе «женственности» и «мужественности» // Философия и мировоззрение. -М., 1988.
  108. Климент Александрийский. Строматы. СПб., 2003. — Т. 2 (Книги 45).
  109. С.Ю. Метафизика Эроса Юлиуса Эволы. М., 1996.
  110. К. Обряд сати. Режим доступа: www.woiiian.uDelsinka.ru. -Загл. с экрана.
  111. Н.Н. Тендер и вхождение в модерн // Общественные науки и современность. 1999. — № 5.
  112. М.С. Введение в социологию. М., 1994.
  113. М. Будет матриархат // Наука и религия. -2001. № 3.
  114. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998.
  115. Кон И. С. Мужская роль и тендерный порядок // Вестник общественного мнения. 2008. — № 2.
  116. А.В. Герман Феликс Вирт и «Хроника Ура Линда» // Вирт Г. Ф. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы. М., 2007.
  117. Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1990.
  118. Е.А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: Текст лекции. СПб., 2006.
  119. Кремо Майкл А. Деволюция человека: Ведическая альтернатива теории Дарвина / Пер. с англ. М., 2006.
  120. О.М. Объективация сущностных сил женщины в армии как показатель феминизации общества. Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Тверь, 2006.
  121. А., диакон. Грехопадение // Человек. 1993. — № 5.
  122. А., диакон. Женщина в церкви: Беседы с богословом. М., 2004.
  123. В.И. Женская логика: чего хочет женщина, того хочет Бог.- Ростов н/Д, 2004.
  124. В.И. Женский менеджмент, или Как женщины управляют и манипулируют мужчинами. Ростов н/Д, 2004.
  125. В.И. Либо деловая, либо женщина.: 15 секретов успешности женской карьеры. Ростов н/Д, 2004.
  126. В.И. Мужчина и женщина: коллекция взаимных заблуждений. Ростов н/Д, 2004.
  127. А.С. Проблема пола и брака в трудах В.В. Розанова // По-лигнозис. 2000. — № 1.
  128. В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл. Соловьёв. М., 1997. С. 144
  129. Д.С. «Женщина на Руси не была униженной!» // Наука и религия. 1991. -№ 3.
  130. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.-М., 1998.
  131. А.Ф. Эрос у Платона // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  132. Н .О. История русской философии. Пер. с англ. М., 1991. -480 с.
  133. Маллак Ги де. Мудрость Льва Толстого. Изложение жизненной философии Льва Толстого и других мыслителей / Пер. с англ. под ред. Ю. А. Шрейдера. М., 1995.
  134. С. Вечная Женственность и Вечная Мужественность // Наука и религия. 1996. — № 3.
  135. А.Н. Превращение пола // Максимов А. Н. Избранные труды.-М., 1997.
  136. К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т. 3.
  137. К., Энгельс Ф.- Избранные произведения. В 3-хт. Т. 3. -М., 1986, 639 с.
  138. А. А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае. // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -М., 1991.-С. 56.
  139. М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной-Мн., 2000. С. 222.
  140. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
  141. К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. -1994.-№ 9.
  142. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. Сергиев Посад, 2005.
  143. Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину (Феминистская теология и человеческая идентичность) // Вопросы философии. -1991.-№ 3.146. Мор Т. Утопия. М., 1978.
  144. Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1933.
  145. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М., 1999.
  146. Мысли Имама Хомейни и достоинстве и величии женщины // Персия. 2002. № 1 (6). Режим доступа: ww^v.wonian.iipelsinka.ni. — Загл. с экрана.
  147. Нгуен Тхи Ван. Социальная активность женщин в условиях реформирования общества. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 2000.
  148. Н.А. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира // Гендерные тетради. СПб., 1999. — Вып. 2.
  149. Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. СПб., 1997. — Вып. 1.
  150. Ф. Веселая наука (la gaya scienza) // Ницше Ф. Сочинения в 2 т.-М., 1990.-Т. 1.
  151. Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. — Т. 1.
  152. Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. — Т. 1.
  153. Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения в 2 т.- М., 1990. Т. 1.
  154. Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. — Т. 2.
  155. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса / Пер. с древнегреч. Ю. А. Голубца. СПб., 1997.
  156. О роли женщин в доисламском обществе. Режим доступа: www.reHgio.ru. — Загл. с экрана.
  157. О.Г. Тендерная асимметрия политики: к вопросу об актуальности научного исследования проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2008. — № 2.
  158. О.Г. «Женщина, переделывая себя, переделает мир» (политические представления Мэри Уоллстонкрафт и Кэтрин Маколей: 17 631 792) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -2005.-№ 4.
  159. Н.Х. Пол и тендерная картина мира Режим доступа: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/slovomisl/orlova.htm.
  160. С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.
  161. Т.Е. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай // Общественные науки и современность. 1993. -№ 1.
  162. Т.Е. Победа над рождением и смертью, или Женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX—XX вв.еков // Общественные науки и современность. 1998. — № 4.
  163. Т.Е. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. 1994. — № 1.168. Ошо. О женщине. К., 2003.
  164. А.Н. Бытие у своего порога. Предвыбор // Человек. 1993. -№ 4.
  165. Э.А. Женщины в русском освободительном движении России. От Марии Волконской до Веры Фигнер. М., 1988.
  166. Падмасамбхава. Учения дакини. СПб., 2000.
  167. . Путин и Евразийская империя / Пер. с фр. СПб., 2006.
  168. Д. Женщины переписывают мифы // Женщины в легендах и мифах.-М., 1998.
  169. А.В. Женщина в религии и философии в античности // Ас-тарта. Вып. 1. Культурологические исследования из истории древнего мира и средних веков: проблемы женственности / Под ред. М. Ф. Альбедиль и А. В. Цыба. СПб., 1999.
  170. Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1993. — Т. 2.
  171. В. Женщины XXI века. // Наука и религия. 2000. -№ 3.
  172. Т. Берегитесь мужчин! // Наука и религия. 1998. — № 4.
  173. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.- М., 1998.
  174. В.А. Материнство и культура (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 1997.
  175. Дж. Викка и Тантра. Режим доступа: http^/wwv.grgoddess.esohot.ru. — Загл. с экрана.
  176. Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. -М.: 2002. С. 175.
  177. Е.И. Равноценность двух Начал (фрагменты письма от 1 марта 1929 г.) // Наука и религия. 1993. — № 3.
  178. В.В. Женщина перед великою задачею // Розанов В. В. Сочинения.-Т. 1.-М., 1990.
  179. В.В. Концы и начала. «Божественное» и «демоническое». Боги и демоны (По поводу главного сюжета Лермонтова) // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
  180. В.В. Опавшие листья (фрагменты) // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
  181. В.В. Семья как религия // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
  182. В.В. Уединенное (фрагменты) // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
  183. В.В. Люди лунного пола. Метафизика христианства // Розанов В. В. Сочинения в 2-х т. Т. 2. Уединенное. М.: Правда, 1990.
  184. В.В. Темный лик. Метафизика христианства // Розанов В. В. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Религия и культура. М.: Правда, 1990.
  185. Ю.Б. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата // Новый мир. 1986. — № 7.
  186. О.А. Женщина и женственность в философии Серебряного века. -Иваново, 1997.
  187. Ч.И. Феномен женщины: социально-философское обоснование бытия. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Бишкек, 2004.
  188. С.И. Любовь глазами мужчины. Ростов н/Д, 2000.
  189. С.И. Мужские намеки женщинам. Ростов н/Д, 2004.
  190. Т.В. Современный феминизм: направления, концепции, методология // Истины и ценности на рубеже XX—XXI вв.еков. М., 1992.
  191. Священная сексуальная роль женщины в тантризме. Режим доступа: http://a-u-m.ru/tantra/l 5 .html. — Загл. с экрана.
  192. О.В. Образ женщины в поэзии Серебряного века (этико-эстетический анализ). Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 2002.
  193. Сила женщины в религии Аллаха. Режим доступа: ww’iv.arraid.org.
  194. Словарь тендерных терминов. М., 2002.
  195. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Соч. в двух томах. М., 1988. — Т. 1.
  196. B.C. Смысл любви /Сост. В. А. Роменец. К.: Лыбидь -АСКИ, 1991.-64с.
  197. К. Мужчина в кучке пепла // Путь к себе. 1993. -№ 4.
  198. М.Т. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки и современность. 1993. -№ 4.
  199. А. Мужчины и женщины: равные, но разные. СПб., 2004.
  200. В.А. Женщина в религиозной истории и феминистская теология // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Гл. ред. И. Р. Чикалова. Минск, 2002. — Вып. 2.
  201. Ткачева, А А. Женщина и джайнизм. Режим доступа: www. woman, upelsinka .ru. — Загл. с экрана.
  202. И. Женщины-раввины. Режим доступа: www.woman. upelsinka.ru. — Загл. с экрана.
  203. О.Г. Роль женщины в ведической семье. Режим доступа: aboutcompany.ru. — Загл. с экрана.
  204. Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. -СПб., 1998.
  205. У.Л. Масонское посвящение // Гендель М. Мистерии розенкрейцеров. -М.- СПб., 2000.
  206. Урланис Б. Ц Эволюция продолжительности жизни. М., 1978. С. 116.
  207. Н. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Аламааты, 1994.
  208. В.И. Суфражизм в истории феминизма и русские феминистки. Тверь, 1997.
  209. В.И. Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской. Тверь, 2003.
  210. С. Пол как идеологический продукт // Человек. 1997. -№ 2.
  211. Феминизм (Энциклопедия «Кругосвет») // htlp://www.tangos vet.ru. Загл. с экрана.
  212. М. Когда прекрасный пол был божеством // Наука и религия. 1995.-№ 3.
  213. Философия любви. 4.1. М., 1990. С. 126−127.
  214. В. Матриархат уже был // Наука и религия. -2001. № 3.
  215. . Загадка женственности. М., 1994.
  216. Э. Мужчина и женщина. М., 1998.
  217. Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1998.
  218. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -М., 1996.
  219. К. Женская психология. СПб., 1993.
  220. К. Недоверие между полами // Психологический журнал.1993.-№ 5.
  221. Черноситова-Усиченко Ю. А. Женщина в семье и обществе: социально-философский анализ тендерной идентичности, зависимости и дискриминации. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004.
  222. О.Н. Проблема идентификации женщины на примере трансформации семейно-ролевой модели в социокультурном аспекте. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.
  223. Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А. Бердяева. М., 2004.
  224. Дж. Готовы ли вы расстаться с патриархатом? // Урания.1994.-№ 5−6.
  225. Шелов-Коведяев Ф. Социология женщины. Очерки из культурной антропологии личности и общества // Россия XXI. 2004. — № 5, 6.
  226. Шо М. Страстное просветление женщины в тантрическом буддизме. -М., 2001.
  227. Г. Основные течения в еврейской мистике. М.- Иерусалим, 2004.
  228. А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост. И. С. Нарский. Ростов н/Д, 1997.
  229. А. Метафизика половой любви // Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост. И. С. Нарский. Ростов н/Д, 1997.
  230. Э. Женщина, ее миссия по природе и милости Божией. -СПб., 2004.
  231. Ф. Мужчина и женщина: кто солнце, а кто луна? // Наука и религия. 2005. — № 3.
  232. Ю. Метафизика пола. М., 1996.
  233. Ю. Мистерия Грааля // Милый ангел: Эзотерическое ревю. -М., 1991. Т. 1.
  234. Ю. Мужчина и женщина (глава из книги «Восстание против современного мира») // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1995. -№ 6.
  235. М. Священное и мирское. М., 1994.
  236. М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. -М.- СПб., 1999.
  237. М. Трактат по истории религий. В 2-х томах. СПб., 1999.
  238. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
  239. Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. -М., 1955. -Т.2. -С. 376−377.
  240. К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.-М., 2007.
  241. Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. — № 5.
  242. American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Disorders, Third Edition Revised. — Washington (DC) American Psychiatric Association, 1987.
  243. Bern S. The measurement of phychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. — № 42.
  244. Blankenhorn D. Fatherless America. New York, 1995.
  245. Bowlby J. Attachment and loss // Attachment. N.Y., 1993.
  246. Bronfenbrenner U. Discovering what families do. In: Blankenhorn D., Bayme S., Elstain J. (Eds.). Rebuilding the nest: a new commitment to the American family. Milwaukee, WI, 1990.
  247. Copeland A., White K. Studying families. Newbury Park, CA, 1991.
  248. Familie. Soziologie familialer Lebenswelten. Soziologische Revue. Sonderheft 3. Oldenbourg, 1994.
  249. Giddens A. The Transformation of Intimacy, Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. Stanford (Cal), 1992.
  250. Guilder, George, Men and Marriage. Gretna, Louisiana: Pelican. 1992.
  251. Gimbutas M. The Goddesses and gods old Europe, 6500 to 3500 B.C. Berkeley, 1974.
  252. Hanson M., Lynch E. Family diversity: implications for policy and practice // Topics in early childhood special education. 1992. — V.12 (3).
  253. Hareven T. Historical analysis of the family. In: Sussman M., Steinmetz S. (Eds.) Handbook of marriage and the family. N.Y.- London, 1987.
Заполнить форму текущей работой