Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что только творческий педагог сможет направить ребенка на духовное «сотворение себя». На то, чтобы в самом себе, в своей жизни и деятельности все более полно выявлять свой неповторимый духовный облик. Очевидно, что путь к учительству лежит от любви к педагогическому общению, а уже потом любви к предмету, поэтому вуз должен обучать студентов не физике, истории или математике, а быть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Методологический и содержательный анализ понятия «творческая направленность личности будущего учителя»
    • 1. 2. Эстетическая культура как фактор развития творческой направленности личности будущего учителя
    • 1. 3. Воспитательный потенциал предметов эстетического цикла в развитии творческой направленности личности будущего учителя
  • ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Педагогическая технология развития творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла
    • 2. 2. Организация, методика и результаты опытно — экспериментальной проверки эффективности педагогической технологии развития творческой направленности личности будущего учителя

Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших аспектов профессиональной подготовки будущее учителя является ориентация на развитие его творческой активности. Студент, как будущий педагог, должен следовать принципу: «от творчества учителя — к творчеству учеников». Начало такого творчества — влюбленность студентов в их будущую профессию, желание творить.

Известно, что только творческий педагог сможет направить ребенка на духовное «сотворение себя». На то, чтобы в самом себе, в своей жизни и деятельности все более полно выявлять свой неповторимый духовный облик. Очевидно, что путь к учительству лежит от любви к педагогическому общению, а уже потом любви к предмету, поэтому вуз должен обучать студентов не физике, истории или математике, а быть учителем физики, истории и т. д. Л что, значит, быть учителем? Это, значит, видеть в каждом ученике уникальную личность с присущим ей творческим потенциалом. Личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не вполне осознала себя, и нуждается в помощи учителя. Развитие человека в том и состоит, что он становится тем, кем, в определенном смысле, является и кем никто, кроме него, стать не может — становится самим собой.

Сегодня современной школе необходим учитель с широкой гуманитарной подготовкой, способный не только обучать, но, самое главное, воспитывать. Без воспитательной цели никакие предметные задачи не будут идти на пользу.

Таким образом, способность преподавателя творчески мыслить выступает как решающий фактор формирования учебного процесса. Для этого учителю важно самому быть творческой личностью и владеть той методологической основой, на которой эта мыслительная деятельность проявляется.

Однако система подготовки учителя в вузе не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к педагогической деятельности. Стандартизация высшей школы — это, в определенной степени, процесс воспроизводства одинаковых черт педагогической личности. Отсутствие гибких учебных планов, программ, учебных пособий, реальной возможности выбора дисциплин для своего индивидуального развития лишает студента способности к творчеству. Большинство учебников по педагогике ориентируют студента на «идеальные условия» осуществления педагогической деятельности.

Среди серьёзных противоречий, которые необходимо преодолевать современной системе подготовки будущего учителя есть одно, которое затрагивает саму концепцию принятой системы обучения. Задача педагогического вуза — сформировать творческую личность будущего учителя, однако, реализуется она в системе массового обучения. Но если сам процесс обучения носит массовый характер, в связи с этим неизбежна во многом типовая структура обучения. Ведь воспитание педагога предполагает выявление и развитие уникальной творческой индивидуальности будущего учителя. Однако это практически не учитывается в вузовской практике. Поэтому концепции массово-репродуктивной подготовки учителя необходимо противопоставить индивидуально-творческий подход в его развитии. Это предполагает выявление и формирование его творческой направленности, развитие его профессиональных взглядов, неповторимой «технологии» деятельности.

Таким образом, поиск многообразия различных методик обучения студентов на протяжении всего пребывания в вузе остается одной из главнь*х проблем высшей школы. Их решение позволит создать условия для формирования психологической готовности будущего учителя к педагогической деятельности.

Проблемы творчества, творческой личности, творческой деятельности привлекали внимание многих исследователей. В научной литературе сложилось достаточно отчетливое представление о том, что творчество присуще только совершенствующемуся существу — человеку, и что оно есть интеллектуальная деятельность, состоящая в производстве нового. Необходимым условием развития творческой личности будущего педагога является понимание сущностей педагогического творчества, знание закономерностей и способов его осуществления на основе логико — эвристических функций мышления. Решение этих проблем осуществлялось многими учеными.

Все формы творчества связаны с мышлением и его производной интеллектом, изучение которых сопряжено со многими трудностями. Отсюдаинтерес к психологическим предпосылкам формирования педагогического мастерства (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский). Психологии педагогического творчества посвящены работы Д. Б. Богоявленской, А. Я. Пономарева, Б. М. Тепловапсихологии педагогической творческой деятельности исследованияJI.C. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.

Проблемами творческой личности занимались JI.C. Выготский, А. Я. Пономаревтворческая активность педагога изучалась Ю. К. Бабанским, А. В. Брушлинским, В. И. Загвязинскимтворческую индивидуальность педагога рассматривали А. И. Гильманов, В. А. Сластенин. А также исследовались: творческий потенциал педагога (А.И. Щетинская) — творческая деятельность педагога (В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров) — творческая самореализация педагога (JI.H. Дроздикова, И.В. Золотухина) — творческое саморазвитие педагога (Тихомиров O.K., Маркова А.К.) — творческие педагогические способности (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич В. Г. Разумовский) — инновационная деятельность педагога (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова). Разработана концепция учебно — творческой деятельности (В.И. Андреев, Д. В. Вилькеев, В. Н. Коротяев, Ю. Н. Кулюткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П.И. Пидкасистый), анализировались результаты творческой деятельности (В.И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин). Все эти проблемы принадлежат к наиболее фундаментальным в цикле педагогических наук.

Понятие «творческая направленность учителя» нашло отражение в работах В. И. Андреева, Д. В. Вилькеева, Ф. Г. Гоноболина, В. А. Загвязинского,.

В.А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, JI.C. Подымовой, В. А. Сластенина, М. И. Станкина, В. П. Шумана, В. А. Якунина. Однако оно является в их трудах частью более общих понятий: творчество, творческий педагог, творческая педагогическая деятельность.

Несмотря на разносторонность исследований по направленности личности таких авторов как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др., «творческая направленность» как обобщенная характеристика мотивационно потребностной подструктуры, изучалась мало. Как правило, направленность связывали с доминированием одних мотивов над другими. У современных психологов встречаются достаточно неоднозначные трактовки понимания этого понятия. В своей работе мы постарались проанализировать основные теории и выделить подходы к пониманию направленности личности.

В современных исследованиях неоднократно поднимались вопросы развития творческой личности студента. Механизму творчества студентов посвящены исследования В. И. Андреева, Н. В. Басовой, Д. В. Вилькеева, Л. К. Веретенниковой, Н. А. Гордеевой, В. Ш. Масленниковой, Н. В. Маклаковой, Л.М. Ф. М. Маршевой, Р. Н. Наурызбаевой, Р. А. Низамова, Н. П. Обуховой, Л. М. Попова, Н. Ю. Посталюк, Ф. Л. Ратнер, С. Д. Смирнова, Р. К. Саттаровой и др. Все они подчеркивают, что творчество в конечном счете определяет эффективность и динамику учебно — познавательного процесса, однако, современная система организации учебной деятельности студента не создает необходимых условий для развития творческого специалиста.

Вопросами эстетического воспитания студентов и эффективность комплексного использования различных видов искусства в процессе обучения обоснована в трудах, Ю. Б. Борева, А. Я. Зись, М. С. Кагана, Е. В. Квятковского, Н. И. Киященко, И. Л. Лазарева, Н. Л. Лейзерова, Б. Т. Лихачева, Н. Б. Крыловой, А.А. Мелик-Пашаева, Л. П. Печко, Г. А. Петровой, Т. В. Шуртаковой и др. однако, влияние предметов эстетического цикла, таких как «Мировая художественная культура», «Культура поведения», «Основы эстетики» на развитие творческой направленности будущего учителя практически не изучалось.

Изучение состояния проблемы развития творческой направленности личности студентов средствами предметов эстетического цикла позволяют обозначить следующие ПРОТИВОРЕЧИЯ:

— между имеющимися знаниями подготовленного в вузе будущего учителя и задачами дальнейшей, профессиональной деятельности, требующими творческих действий;

— между требованиями к развитию творческой личности учителя и неразработанностью педагогической технологии реализации данной задачи.

Отсюда возникает ПРОБЛЕМА исследования: в чем сущность педагогической технологии развития творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла и каковы её компоненты: цели, содержание, формы, методы, средства, организация и техника педагогического развития, критерии оценки результата развития творческой направленности будущего учителя.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития творческой направленности студентов — будущих учителей средствами предметов эстетического цикла.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс развития творческой направленности будущих учителей в условиях педагогического вуза.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогическая технология развития творческой направленности будущих учителей средствами предметов эстетического цикла.

В исследовании выдвигается ГИПОТЕЗА о том, что развитие творческой направленности личности студента будет в том случае эффективно, если:

1. Осуществлять систематический педагогический мониторинг развития творческой направленности будущего учителя.

2. Обеспечить систематическое включение студентов в учебно-творческую деятельность.

3. В процессе профессиональной подготовки будущих учителей будет применяться педагогически эффективная технология развития творческой направленности будущих учителей средствами предметов эстетического цикла как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных ЗАДАЧ:

1. На основе научного анализа философской и психолого-педагогической литературы уточнить сущность понятия «творческая направленность личности будущего учителя».

2. Выявить воспитательный потенциал предметов эстетического цикла в развитии творческой направленности личности будущего учителя.

3. Разработать компоненты педагогической технологии развития творческой направленности будущих учителей средствами предметов эстетического цикла и реализовать их в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза.

4. Выявить критерии оценки и эффективности педагогической технологии развития творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла и проверить их в условиях педагогического эксперимента.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоят в том, что в нем:

1. Теоретически углублены представления о сущности понятия «творческая направленность личности будущего учителя», которая, на наш взгляд, должна определяться потребностью и умением реализовать свои творческие возможности, устойчивым интересом к своей профессии, умением адаптироваться к изменяющимся условиям, стремиться к самосовершенствованию.

2. Разработан комплекс методов (традиционные, методы проблемно-творческого характера, методы создания специальных эстетических ситуаций, методы организации коллективной творческой деятельности, методы стимулирования интереса к активному освоению предметов эстетического цикла, исследовательские и эвристические методы) и приемов, направленных на развитие педагогических умений и навыков будущих учителей (структурировать предлагаемый материал, отбирать необходимые сведения для устного сообщения, уметь видеть и решать проблему, импровизировать, организовывать игровую деятельность и эстетическое воспитание детей), обеспечивающих развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла, разработаны оригинальные задания и задачи к ним.

3. Предложена целостная педагогическая технология, обеспечивающая эффективное развитие творческой направленности личности будущего учителя в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

4. Выделены критерии (познавательный, эмоционально-оценочным, профессиональный и деятельностный) и уровни (высокий, средний, низкий) развития творческой направленности будущего учителя, разработана методика их применения.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ результатов исследования определяются исходными теоретическими и методологическими позициями автора, опытно-экспериментальной проверкой полученных результатов в разных условиях, использованием различных методов исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что его результаты дают возможность использовать позитивные педагогические тенденции в разработке структурных элементов педагогического развития творческой направленности личности. Результаты исследования могут быть учтены при дальнейшей разработке системы дидактических материалов по развитию творческой направленности будущих учителей предметами эстетического цикла. Технологии выявленных методов могут быть использованы при обучении будущих учителей различной специализации. Разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для студентов и преподавателей по курсу «Мировая художественная культура» как средства развития творческой направленности будущего учителя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили:

— принципы системного, личностного, деятельностного подходов с целью выявления эффективных средств и условий для развития творческой направленности;

— философские и психолого — педагогические концепции о сущности творчества (В.И. Андреев, Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Ф. Г. Гоноболин, Г. Б. Грановская, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лук, A.M. Матюшкин, А. Я. Пономарев, В. С. Розов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, К. С. Станиславский, Б. М. Теплов, А. Т. Шумилин, А. И. Щербаков и др.);

— концепция эстетического воспитания молодёжи (А.И. Буров, Л. А. Волович, Н. И. Киященко, Н. Б. Крылова, Б. Г. Лихачев, Г. А. Петрова,, Л. М. Печко, В. И. Толстых, Т. В. Шуртакова и др.);

— исследования видных психологов о направленности личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.);

— исследования, посвященные творчеству в педагогической деятельности (В.И.Андреев, С. А. Гильманов, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров, Н. Ю. Посталюк, А. А. Реан, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицина, А. И. Щетинская, В. А Якунин и др.).

— исследования, посвященные творчеству студентов (В.И. Андреев, Н. В. Басова, А. А. Вербицкий, Д. В. Вилькеев, С. М. Годник, В. И. Загвязинский, Л. М. Попов, Ф. Л. Ратнер, Н. А. Савотина, С. Д. Смирнов, Д. А. Хафизова и др.);

— концепции педагогов и искусствоведов о роли искусства и предметов эстетического цикла в эстетическом воспитании (А.В. Луначарский, С. Т. Шацкий, Н. Б. Берхин, Ю. Б. Борев, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Г. С. Лабковская, В. Ф. Мартынов, А. А. Мелик — Пашаев, Б. М. Неменской, Л. М. Предтеченская, В. А. Разумный, Ю. М. Солодовников, В. И. Толстых, Т. В. Шуртакова, И. А. Химик и др.);

— исследования, посвященные педагогической технологии (В.Ф. Башарин, В. П. Беспалько, Г. И. Ибрагимов, М. В. Кларин, М. И. Махмутов, Н. Г. Мошкина, С. Т. Назарова, П. Н. Решетник, Г. К. Селевко, В. Стрыковский, Н. Ф. Талызина, М. А. Чошанов и др.).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие МЕТОДЫ: теоретический анализ философской, дидактической, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме;

— изучение и анализ передового педагогического опыта;

— монографическое изучение личности будущего учителясоциолого-педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, собеседование, самоанализ, самооценка, научные диспуты, социометрические методы, изучение пед. документации, контент — анализ, дискуссии, педагогический эксперимент. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА исследования.

Исследование проводилось в Казанском государственном педагогическом университете на следующих факультетах: психологопедагогическом, факультете иностранных языков, естественно-географическом. В эксперименте приняли участие 5 преподавателей кафедры философии, отделения эстетики. В констатирующем эксперименте приняло участие 530 студентов, в формирующем и контрольном — 180 студентов. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998;1999) осуществлялось изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которою были определены объект, предмет, цели, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, велись наблюдения за учебной деятельностью студентов, использовались методы беседы, интервью, анкетирования. На данном этапе была разработана процедура диагностики творческой направленности будущего учителя. Параллельно изучался опыт развития творческого потенциала будущего учителя средствами предметов эстетического цикла, средствами искусства, на основе которого выявились общие направление и тенденции, определяющие эффективность развития творческого педагога.

На втором этапе (1999;2000) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялась обработка гипотезыосуществлялся формирующий эксперимент, направленный на мотивацию творческой деятельности будущего учителяопределены группы приемов и методов формирования эстетического отношения к действительности и своей профессии и развития качеств, необходимых для проявления творческой направленностиформирования знаний, умений и навыков творческой деятельности средствами предметов эстетического цикла.

На третьем этапе (2000;2001) были проведены анализ и обработка полученных данных в опытно-экспериментальной работе, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику обучения.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Понятийное обеспечение проблемы развития творческой направленности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла.

2. Содержательные компоненты исследуемого педагогического понятия «творческая направленность личности будущего учителя" — специфические средства (посещение музеев, театров, выставок, просмотр видеофильмов), условия и факторы (организация взаимодействия рационального и эмоционального, проблематизация, анализ произведений искусства, межпредметные связи, тесты, опережающие задания, ролевые и дидактические игры, решение эвристических задач) способствующие повышению эффективности творческой направленности будущего учителя.

3. Педагогическая технология развития творческой направленности средствами предметов эстетического цикла и ее составляющие: цели, содержание, формы, методы, средства, организация и техника педагогического развития, критерии оценки результата развития творческой направленности.

4. Комплекс приемов и методов развития творческой направленности будущих учителей, разработанных с учетом учебного, изобретательского, педагогического творчества: традиционные (объяснение, упражнение, демонстрация учебных видеофильмов, использование наглядных пособий, объяснительно-иллюстративный метод, метод художественного объяснения произведений искусства), методы проблемно-творческого характера (решение проблемных задач, создание проблемных ситуаций, метод сравнения, сопоставления и аналогии), методы создания специальных эстетических ситуаций (посещение спектаклей, выставок, музеев, обсуждение картин, написание рецензий), методы организации коллективной творческой деятельности (выполнение творческих заданий, составление кроссвордов, таблиц, написание рецензий), методы стимулирования интереса к активному освоению предметов эстетического цикла (организация конкурсов, викторин, КВН, дидактических игр), исследовательские (конструирование исследовательских и проблемных задач, тесты, метод критического анализа художественных произведений) и эвристические (метод «мозгового» штурма, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и синтеза) методы. Приемы, направленные на развитие педагогических умений и навыков будущего учителя: структурировать предлагаемый материал, отбирать необходимые сведения для устного сообщения, уметь видеть и решать проблему, импровизировать, организовывать навыки игровой деятельности и эстетическое воспитание детей.

5. Совокупность критериев (познавательный, эмоционально-оценочный, профессиональный и деятельностный) и уровней (высокого, среднего, низкого) развития творческой направленности будущего учителя и методики их выявления.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ основных положений и результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы в Казанском государственном педагогическом университете. Изучаемые вопросы обсуждались на научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ на психолого-педагогическом факультете (1998 — 2000 гг.) и научно-методических конференциях кафедры философии, отделение эстетики (1999;2001), VI Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство (Казань, 1999), VIII Международной научно-практической конференции «Формы и методы воспитательной работы в вузе» (Казань, 2001). Материалы исследования используются на занятиях по предметам «Мировая художественная культура», «Культура поведения», «Основы эстетики».

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:

Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 11 таблиц, 346 наименований литературных источников.

Объем диссертации составляет 170 страниц основного текста, 26 страниц библиографии, 29 страниц приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В первой главе «Теоретические основы проблемы развития творческой направленности личности студента — будущего учителя» проанализирована история и теория творчества с позиций философии, психологии и педагогики с целью определения его сущностипроанализированы ключевые понятия исследования «направленность личности», «творческая направленность личности будущего учителя" — обосновано значение эстетической культуры в развитии творческой личности студентавыявлен воспитательный потенциал предметов эстетического цикла в развитии творческой направленности личности будущего педагога.

Вторая глава: «Использование воспитательного потенциала предметов эстетического цикла в развитии творческой направленности личности будущего учителя» посвящена анализу и разработке педагогической технологии развития творческой направленности будущего учителя средствами предметов эстетического циклавыявляет критерии сформированности творческой направленностиопределяет характеристики уровней развития творческой направленностиотражает результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментовраскрывает условия и факторы эффективности развития творческой направленности будущего учителя.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования.

Приложения включают в себя анкеты, тесты, викторины, проблемнотворческие задания, таблицы.

— Выводы студенты делают самостоятельно по наводящим вопросам.

— 1 раз в месяц проводятся экскурсии в музей и 2−3 раза в течение семестра — в театр.

— Наиболее эффективно комплексное воздействие искусств.

— Личность преподавателя накладывает отпечаток на весь учебный процесс.

— Контроль может осуществляться методом тестирования.

— Критерием оценки могут выступить сформированность умений анализа, обобщения, сопоставления и сравнения.

7. Важное значение имела разработка форм, методов и приёмов развития творческой направленности будущего учителя. Была предложена система методов, включающая в себя ряд групп:

1) Традиционные методы (объяснение, упражнение, демонстрация учебных видеофильмов, использование наглядных пособий, объяснительноиллюстративный метод, метод художественного объяснения произведений искусства и др.);

2) Методы проблемно — творческого характера: решение проблемных задач, создание проблемных ситуаций, методы сравнения, сопоставления и аналогии;

3) Методы создания специальных эстетических ситуаций: посещение спектаклей, выставок, музеев, обсуждение картин.

4) Методы организации коллективной творческой деятельности: выполнение творческих заданий, составление кроссвордов, таблиц, написание рецензий на выставки и спектакли, регламентированная дискуссия, тематические творческие задания и сочинения.

5) Методы стимулирования интереса к активному освоению предметов эстетического цикла: организация конкурсов, викторин, КВН, дидактических игр.

6) Исследовательские методы: конструирование исследовательских и проблемных задач, тесты повышенной сложности, метод критического анализа художественных произведений и др.

7) Эвристические методы (метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и синтеза, метод «мозгового штурма», метод контрольных вопросов).

8. Результаты экспериментальной проверки позволяют сделать вывод, что главным компонентом творческой направленности личности будущего учителя является ее потребность в самоактуализации и самосовершенствовании.

9. Разработанная педагогическая технология обучения показала, что процесс развития творческой направленности личности будущего учителя управляем, и определяется не только личностными характеристиками студентов, но и используемыми методами и приемами развития, а также нестандартностью организационных форм обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное общество ставит проблемы, порожденные изменениями, происходящими в нашей стране: переход к рынку, установление новых форм экономических отношений, новых систем управления. На этом этапе необходима опережающая педагогика — система интеллектуального и психологического развития, формирующая у личности устойчивые компоненты творческого мышления. Основная особенность этой системы — умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать варианты таких решений и т. д. Личность с творческими потребностями, творческим мышлением не только готова к постоянным изменениям в технологиях, но и рассматривает эти изменения как возможность получить моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач. Поэтому, потребность в творческом педагоге, готового к нестандартным решениям, особенно высока.

Однако, современная психологическая и педагогическая наука пока не в состоянии удовлетворить возросшие потребности практики обучения и воспитания, поэтому разработка научных рекомендаций и технологий, пригодных для практического применения, остается актуальной проблемой.

Проведенное исследование подтвердило возможность реализации идеи о сущностном развитии творческой направленности личности студентовбудущих учителей средствами предметов эстетического цикла.

Результаты данного исследования свидетельствуют о позитивной динамике развития творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла и позволяют сделать следующие выводы:

1. Творческая направленность личности будущего учителя определяется потребностью и умением реализовать свои творческие возможности, постоянным и устойчивым интересом к своей выбранной профессии, умением адаптироваться к изменяющимся условиям, стремиться к самосовершенствованию, а также умением синтезировать в себе эстетические и искусствоведческие знания и творчески применять их в педагогической деятельности.

2. В содержании предметов эстетического цикла нами было выделено два компонента:

— содержание общего знания по проблемам эстетических курсов,.

— профессиональные навыки, необходимые будущему учителю для осуществления обучения и воспитания.

3. В ходе эксперимента была определена система принципов отбора учебного материала: а) выделение межпредметных и межцикловых компонентов содержания материала, способствующих раскрытию сквозных идей и понятий. б) ориентация на эстетическое осмысление человека в его общественных и личных связях и отношениях. в) акцентирование внимания на собственно художественной проблематике, на анализе произведений искусства. г) выделение компонентов содержания, способствующих развитию образно-эмоционального мышления. д) упор на проблемность материала. е) ориентация на отбор материала с учетом предстоящей педагогической деятельности, направленной на развитие практических умений и навыков организации работы по эстетическому воспитанию.

Такая стратегия позволила вывести познание на уровень анализа явлений и творческого применения знаний на практике, подготовить скачок от системы репродуктивных знаний, навыков, умений к диалектическому методу анализа явлений.

4. Определены условия развития творческой направленности:

• Сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента в учебном процессе.

• Психологический комфорт на занятиях.

• Положительная мотивация.

• Организация взаимодействия рационального и эмоционального в учебной деятельности.

• Включение студента в самостоятельную творческую деятельность.

• Постановка преподавателем интересной и понятной цели занятия.

• Предоставление свободы студенту в выборе изучаемой темы и контроля.

• Ориентация на проблемность обучения.

• Опора на возможности коллективной взаимопомощи.

• Систематический мониторинг уровня творческой направленности личности студентов.

• Реализация межпредметных связей.

• Организация поисково-исследовательской работы.

• Выявление педагогического аспекта в содержании предметов эстетического цикла.

5. Воспитательный потенциал предметов эстетического цикла заключается в формировании у студентов общечеловеческих моральных ценностей, приобщении их к эмоционально-нравственному, духовному опыту человечества, в формировании побуждения у студентов к познанию мира и осознанию себя в этом мире. С другой стороны использование воспитательного потенциала эффективно в развитии творческой направленности будущего учителя тогда, когда при правильной организации процесса обучения предметы эстетического цикла способствуют потребности в саморазвитии и творческой активностиактивизируют познавательную активность, самостоятельность, инверсию мышленияразвивают исследовательские и аналитические способностипобуждают к нестандартному, творческому проявлению себяявляются залогом формирования коммуникативных, перцептивных, информационных умений будущих учителей, закладывают основы для эстетического воспитания детей.

6. При проведении эксперимента нами была определена следующая методика в процессе преподавания эстетических дисциплин, которая наиболее эффективно влияет на развитие творческой направленности:

— Делался акцент на тот вид материала, который интересен группе.

— Поиск материала предлагается по интересам.

— Приоритет отдается опережающим, проблемным заданиям.

— В проведении занятий упор делается на свободную беседу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Е. Мониторинг качества профессиональной подготовки// Высшее образование в России.-1998.- N3 — с. 35 — 39.
  2. М.А. Эстетическое воспитание в педагогической деятельности А.С. Макаренко: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1954. — 26 с.
  3. Т.Ф. Деятельность как механизм саморазвития творческой личности // Учебная деятельность и творческое мышление: Тез. докл. на Всесоюзн. научно практ. конф. Ч. 1. — Москва, 1985. — с.36−39.
  4. Активность личности в обучении. / Под ред. А. А. Вербицкого. М.: НИИВШ, 1986.- 120 с.
  5. Актуальные проблемы педагогической науки: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ.- Казань: КГПУ, 2000.- 206 с.
  6. Ю.А. Роль эстетического воспитания в формировании человека. М.: Сов. Россия, 1961 123 с.
  7. В.В. Эстетическое и художественное воспитание // Искусство в школе: Сб. научн. тр. М., 1990. -с. 18−39.
  8. Г. Н. Гихачев В.П. Пути активизации взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе современного вуза. М, 1987. — 36 с.
  9. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979. 89 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-324 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологич. труды: в 2-хт.ТЛ.-М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  12. В.И. Педагогика творческого самообразования: Инновационный курс: Учебн. пос. Казань: Изд-во КГУ.Кн. 1.-1996.- 567 с.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества. Казань, Изд-во КГУ, 1988.238 с.
  14. О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник Высшей школы. 1987. — N9. — с.40−45
  15. К. Е. Беседы К.С. Станиславского. М.: Искусство. — 1952.- 132 с.
  16. Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя.- М.: Флинта: Наука, 1998.- 88 с.
  17. Г. В. Эстетическое воспитание на уроках художественного цикла. -М: АПН СССР, 1989.- 140 с.
  18. А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИКД992.- 240 с.
  19. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  20. Л.В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента куль туры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991. — с.90 — 99
  21. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 342 с.
  22. Ю.А. Педагогика. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988, — 476 с.
  23. Ю.А. Оптимизация процессов обучения. М.: Педагогика, 1977. — 249 с.
  24. А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания: Автореф. дис.докт.пед.наук. Тбилиси, 1971. -36 с.
  25. А.В. Художественное творчество и воспитание М, 1992. — 86 с.
  26. А.В. Исследования и статьи // М.: Сов. Художник, 1981. -147 с.
  27. A.M. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. -258 с
  28. Барышникова 3.А., Романова Л. Л. Труд учителя музыки: художественно -педагогическое творчество // Педагогика. 1995. — № 2. — 31−33.
  29. Н.В. Педагогика и практическая психология. Р. н/Д: «Феникс», 2000.-416 с.
  30. О.Ю. История искусств (Зарубежное искусство). Iw.: Аквариум, 1997.- 128 с.
  31. А.А. Эстетика. Словарь / Беляев А. А., Новиков Л. И., М.: Политиздат, 1989. — 432 с.
  32. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: Сост. примеч. Р. А. Гальцевой. М.: Искусство: ИЧП «Лига».- т. 2. — 1994. — 509 с.
  33. Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика.-1995.- N2.- с.42−45
  34. В.П. Слагаемые педагогической технологии: М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  35. В. М. Органическая и социальная сфера личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. с.85−87
  36. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: Гений и творчество Грузенберг. М.: 1924. — с. 57
  37. П.П. Трудовая школа, 1919. 86 с.
  38. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей//Психологический журнал. 1995, — т. 16, N5. — с.49 — 58.
  39. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. 134 с.
  40. А.А., Рудкевич Л.А.О субъективных факторах творческой деятельности человека// Педагогика. 1995. — N3. — 19 — 23 с.
  41. Ю.Б. Эстетика. -3-е изд. М.: Полит, лит., 1981 — 398 с.
  42. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988.- 496 с.
  43. В.А. Воспитать воспитателя. Киев: Лыбидь, 1990 — 321 с.
  44. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 134 с.
  45. В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990. — 204 с.
  46. И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно -познавательной активности студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1984.- 16 с.
  47. А.И. Эстетическая сущность красоты. -М.: Искусство, 1956. -206 с.
  48. А. И. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. М: Педагогика, 1974.- 234 с.
  49. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985. — 198 с.
  50. В.А. Сухомлинский о воспитании. Сост. С. Соловейчик. — М., Политиздат, 1975.- 272 с.
  51. Р.А. Педагогические теории, системы, технологии: Методические рекомендации. Казань: КГПУ, 1999. — 58 с.
  52. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса//Педагогика. 1998. — N4. — с. 13 — 18
  53. Э.К. А. Шопенгауэр. СПб, 1981. 127 с.
  54. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М., 1991.- 176 с.
  55. Н. Вопросы теории эстетического воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 217 с.
  56. Д.В. Психология обучения и воспитания: Уч. пос. Казань: КГПИ, 1994. — 142 с.
  57. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие для студентов Казань: КГПИ, 1992. — 108 с.
  58. Д.В. Педагогическая психология: Курс лекций/ Казань, КГПУ, 2001.- 262 с.
  59. Е.В. Эстетика и искусствознание. //Знание. Серия «Эстетика». -1986-N2−64 с.
  60. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань: КГУ, 1976. — 137 с.
  61. Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г. З. Апресяна М.: МГУ, 1970.- 110 с.
  62. Н.Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя. // Педагогика. 1992. — N1 — 2. — с.66 — 70
  63. Воспитательная работа в современном педвузе: Методическое пособие // Под ред. докт. пед. наук, проф. З. Г. Нигматова. Казань: КГПУ, 1999. — 92 с.
  64. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ., 1997.- 96 с.
  65. Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1987. 573 с.
  66. Гегель. Феноменология духа. Соч.Т.4 М., 1959. 296 с.
  67. Гегель. Эстетика. T.l. -М., 1968, 176 с.
  68. С.А. Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.
  69. Ш. М. Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. Знание, 1970. — 254 с.
  70. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996 -350 с.
  71. С.М. О сущности профессионально педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. — Воронеж, 1992. — с. 17 — 26
  72. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  73. Ф.Н. О творческом труде московского учителя. М., 1957.- 72 с.
  74. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. Под ред. М. В. Соколова. М., АПН РСФСР, 1951. 155 с.
  75. Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1996 .- 136 с.
  76. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб, 1993.
  77. Р.И. Система подготовки студентов к реализации конструктивно содержательной функции учителя в процессе обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук — Казань, 1998. — 24 с.
  78. А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.- 286 с.
  79. М.М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учащихся в условиях учебно творческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук — Казань, 2001. — 22 с.
  80. Н.В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций: Автореферат дисс. канд. пед. наук Казань, 2001. — 19 с.
  81. В.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
  82. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. Москва, «Русский язык», 1991.- 645 с.
  83. М.А. Процесс обучения в советской школе М., 1960 230 с.
  84. В.М. Педагогические условия индивидуально творческой подготовки будущего учителя: Дисс.канд.пед.наук., Москва, 1993. — 198 с.
  85. Г. Н. Принципы эстетического воспитания. Тбилиси, 1971. -154 с.
  86. Диалектика и теория творчества. / Под. ред. С. С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 200 с.
  87. О.В. Эстетика М: Изд. центр «Аз», 1995. — 214 с.
  88. В.И. Сознание. Познание. Творчество: Учеб. методич. пособие -М.-Об-во «Знание России», 1992. 40 с.
  89. .И. О системе личность.// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. с. 110−119
  90. Дубинина В. J1. Развитие профессиональных умений молодых учителей в условиях педагогической интернатуры: Дисс. канд. пед. наук Казань, 1993 — 167 с.
  91. Ю. Я. Костина Т. И. Современное образование: гумани-таризация, компьютеризация, духовность. М: РАГС, 1996. — 160 с.
  92. Л.Г. Мировая художественная культура: Учебн. пособие для студ. М.: «Академия», 1999. — 448 с.
  93. Е.Е. Современные тенденции в разработке проблемы самосовершенствования личности средствами эстетического воспитания в Британских псих. пед. исследованиях: Дисс. канд. пед. наук — КГУ, Казань, 1993. — 184 с.
  94. В.И. Преподавание как творческий процесс // Вестник высшей школы. 1987. — N7. — с.22−29
  95. В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
  96. . А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 16 с. 97.3акиров Г. С. Организация самообразования учащейся молодежи. Казань, 2000.-165 с.
  97. Р.Х. Творчество в алгоритмических рамках. М.: Знание, 1989. -№ 6. — с.3−25.99."Звучащее безмолвие" или основы искусствознания. Раб. тетр. по мировой художественной культуре. М.: Издат. центр «Аз», 1997. — 100 с.
  98. Р., Келасьев В., Тихонов Б. Программа «Творческая одаренность» // Alma Mater. 1991. — № 9. — с.21−26.
  99. И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновацион. и традиц. школ: Дисс. канд. пед. наук -КГУ, Казань, 1997 171 с.
  100. Л.В. Психолого-педагогические предпосылки становления профессионального мастерства у преподавателей среднего профтехучилища: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1987 — 203 с.
  101. Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. / Сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1973. — т. 1−2.
  102. ИзюмскийЮ.В. Об эстетическом воспитании школьников. -М., 1960.-123 с.
  103. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., «Питер», 2000. — 512 с.
  104. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX—XXI вв.еков. Материалы к Международ, науч. практ. конф. Часть I. Казань: «Унипресс», 1998.- 186 с.
  105. Интенсификация творческой деятельности студентов. / Под. ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорн. -Казань.:Изд-во КГУ, 1990. 190 с.
  106. М.С. Лекции по м/л эстетике Л, 1971 — 216 с.
  107. М.С. Эстетические факторы перестройки и ускорения. Л.: Знание, 1988.-32с.
  108. М.С. Эстетическая и художественная ценности в мире ценностей. // Проблемы формирования эстетической ценности. -Т.З. М., 1964. — 143 с.
  109. Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по русской культуре. М., 2000. — 40 с.
  110. Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000. — 40 с.
  111. Кан-Калик В. А. Индивидуально творческая подготовка учителя (в вузе) // Советская педагогика.-1989.-N 1.-е.97−100
  112. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  113. Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук -Казань, 1993.-16 с.
  114. А.Г. Педагогическая гимназия: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992.-112 с.
  115. А.Г. Учительское мастерство, или Непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1993. — N6. — с.89 -95.
  116. Е.В. Преодолевая полосу отчуждения.//Педагогика.- 1998. -N.4. с. 63 — 70
  117. Е.В. Эстетическое воспитание школьников на качественно новый уровень // Советская педагогика. — 1987. — № 9. — с. 17−22.
  118. Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.-172 с.
  119. Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1997. -192 с.
  120. Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н. И. Киященко, H.JI. Лейзеров, М. С. Коган и др. М.: Просвещение, 1983. — 244 с.
  121. Н. И. Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М: Знание, 1984. — 112 с.
  122. В.М. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989−77 с.
  123. М. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. — 526 с.
  124. А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов: «Вища школа». Изд-во при Львов, ун-те, 1984. — 160 с.
  125. Е.О. Актуальные проблемы художественно эстетического воспитания // Советская педагогика. — 1991. -№ 1. — с. 136−139.
  126. Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во КГУ, 1984 182 с.
  127. .Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи: НИИВШ.-М., 1995.- 48 с.
  128. П.Ф. Формирование и развитие творческой личности студента. -Киев: Вища школа, 1984. 155 с.
  129. Краткий словарь по эстетике М: Политиздат, 1964 — 234 с.
  130. М. Ю. Педагогика А.С. Макаренко: какой она видится в конце XX столетия // Педагогика. 1996. — № 1. — с.61−69
  131. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990. — 140 с.
  132. Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. // Знание. Серия «Эстетика».-1986. N2. — 64 с.
  133. В.А. Эстетическое воспитание студентов. Киев, 1984. — 31 с.
  134. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., Изд-во ЛГУ, 1961.-98 с.
  135. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л.: Знание, 1985.-32 с.
  136. К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже / / Педагогика. 1998. — N.1. — с.49−54
  137. Культура и творчество: Сб. научн. тр. / Твер. гос. ун-т- Респ. науч. исслед. про. «Народы России: возрождение и развитие». Тверь, 1995. — 179 с.
  138. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1996.- № 2. с.21−30
  139. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин.: «Валгус»., 1980. — 334с.
  140. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание. — 1979. — 48 с.
  141. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
  142. А.Н. Формирование личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. — с. 166- 178.
  143. И.Я. Внимание, технология обучения // Советская педагогика. -1990.- № 3.- с.139−141.
  144. В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -128 с.
  145. .Г. Теория эстетического воспитания школьников. М: Просвещение, 1985. — 276 с.
  146. .Г. Педагогика: курс лекций. М., 1996. 490 с.
  147. .Г. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 244 с.
  148. .Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: «Питер», 2000. с .60−66
  149. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., «Просвещение», 1992. — 158 с.
  150. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986. — 96 с.
  151. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.:Политиздат, 1977. — 132 с.
  152. Ю. А. Скатерщиков В.К. Основы м/л эстетики. М: Высш. школа, 1977.-287 с.
  153. А.В. Октябрь и воспитание нового человека. // Искусство в школе. 1928. — N11. — с. 21
  154. А.В. Собр. Соч.: В 8 т. -Т.7. -М., 1967.-527 с.
  155. И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1987.-16 с.
  156. И. Л. Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания М: Просвещение, 1973. — 234 с.
  157. В.А. Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Ярославский пед. вестник. -1998.-N3.-C.57−61.
  158. А.С. Избр. пед. соч. изд. 2-е. — М., 1956. — 402 с.
  159. Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1990.- 198 с.
  160. И. Технология обучения технология творческого обучения // Современная высшая школа. — 1976. — № 2. — с. 103−105.
  161. М. л. эстетика / Под ред. М. Ф. Овсянникова — М: Высш. школа, 1983. -544 с.
  162. В.Ф. Мировая художественная культура: Учебн. пособие. -Мн.: ТетраСистемс, 1999. 288 с.
  163. Ф.М. Сравнительный анализ тенденций разработки проблемы развития творчества студентов в обучении в вузах ГДР и ФРГ: Автореф.дисс.канд. пед. наук Казань, 1985. — 17 с.
  164. В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентовв учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 18 с.
  165. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975 368 с.
  166. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-376 с.
  167. М.И., Ибрагимов М. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ИССО РАО, 1993. — 88 с.
  168. Маца И. J1. Об эстетическом вкусе. М., 1963. — 103 с.
  169. Мелик-Пашаев. А.А. О прошлом, настоящем и будущем нашей педагогики искусства// Искусство в школе. 1999. — N4. — с.3−6.
  170. Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996. — N4. — с.30−35.
  171. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  172. Методические рекомендации для студентов МПФ и учителей по курсу «Мировая художественная культура». Казань: КГПИ, 1993. — 34с.
  173. Методические рекомендации и планы практических занятий по курсу «Мировая художественная культура».- Казань: КГПИ, 1992. 44 с.
  174. Методы эвристической деятельности. Применение эвристических систем. -М., 1999.-66 с.
  175. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 134 с.
  176. В.Д. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности // Психологический журнал.-1995, т16. N1.- с. 84 -90.
  177. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий // Советская педагогика. 1997. — № 6. — с.26−31 181. «Мой путь от искусства к педагогике». Беседы с Б. Н. Неменским.// Искусство в школе. 1999. -№ 6 — с. 36−39
  178. Г. В., Карева Н. Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1991.-183 с.
  179. Ф.Г. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности в условиях индивидуально дифференцированного обучения студентов педвуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук, Казань, 1993. — 19 с.
  180. Мышление учителя: личностный механизм и понятийный аппарат. / Под. ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской / М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  181. В.Н. Личность и отношения человека. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. — с. 95−105.
  182. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труд. Воронеж, 1995.-353 с.
  183. Т.С. Педагогическая технология: новый этап эволюции?// Педагогика. 1997. -№ 3. — с.20−27.
  184. А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — N5. — с.10−15.
  185. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. — № 5. — с. 44−49.
  186. Народная педагогика основа воспитания: Тезисы докл. межвуз. научн -практ. конф. / КГПИ: Отв. ред.3.Г. Нигматов — Казань, 1993.-125 с.
  187. А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук Казань, 1994. — 17 с.
  188. Р. Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа — вуз»: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1997. — 176 с.
  189. Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информ. сб. / НИИВШ. М. Вып. 11.-1992. — 27 с.
  190. Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. уч. заведен. В 2-х кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение, «Владос», 1994. — 496 с.
  191. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  192. Н.Н. Психолого педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1988 — 166 с.
  193. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы: Автореф. дис.докт. пед. наук. Казань, 1996. — 39 с.
  194. З.Г. Эстетическое воспитание / З. Г. Нигматов, А. И. Хузиахметов // Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. -Казань, 1996. с. 89 — 97.
  195. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. — 86 с.
  196. Л.И. Эстетическое воспитание в школе Л, 1962.201. Общие вопросы эстетического воспитания. — М., 1955. — 144 с.
  197. М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. Из истории эстетической мысли. М.: Просвещение, 1989. — 361 с.
  198. Овсянников М. Ф Из истории эстетической мысли. М., 1982. — 324 с.
  199. С.И. Словарь русского языка. Изд-во 12-е. М.: Русский язык, 1978. — 846 с.
  200. Основы вузовской педагогики / Под ред. В. Н. Кузьминой. JL, 1972. -132 с.
  201. Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие. Под ред. А. К. Дремова. М., «Высшая школа», 1975. 327 с.
  202. Основы эстетического воспитания. / Под ред. Н. А. Кушаева М: Просвещение, 1986 — 240 с.
  203. З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук -Казань, 1999. 16 с.
  204. Н.В. Формирование творческой активности будущих учителей в процессе педагогической практики: Автореф. дисс. канд. пед. наук -Харьков, 1992.-20 с.
  205. Педагогика: Учеб. пособие для студ. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988. — 479 с.
  206. Педагогика: Учебн. пос. для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 638 с.
  207. Педагогика: Учебн. пос. / Под ред. П. И. Пидкасистого. 1998. — 541 с.
  208. Педагогика искусства. М., 1982. 467 с.
  209. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, КГПУ, 1999.-415 с.
  210. Г. А. Вопросы эстетической подготовки учителя: (об эстетическом воспитании студентов) // Советская педагогика. 1987. — N8. -с.93−96.
  211. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд-во КГУ, 1976. 200 с.
  212. Г. А. Теоретические и практические вопросы системы эстетической подготовки учителя в высших учебных заведениях. Казань, Изд-во КГУ, 1984. — с. 78 — 180.
  213. . Избранные психологические труды. М.: Высш. школа, 1969. -220 с.
  214. Л.В. Эстетическая культура личности. М., 1978. — 220 с.
  215. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб: «Питер», 2000.- с. 119−130
  216. А.Я. Психология творчества. М., 1976. — 304 с.
  217. JT.A. Грани духовности: Кадры науки, культуры, образования // Педагогика. 1996. — N1.- с. 40−43.
  218. JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1990.-240 с.
  219. JI.M. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во КГУ, 1983.-78 с.
  220. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт. пед. наук.- Казань., 1993. 205 с.
  221. А.С. Потребность, мотивы и установка. // Проблема формирования социальных потребностей, Тб., 1978. — 87 с.
  222. Л.М. Методика преподавания мировой художественной культуры. Пос. для учителя .- М., Изд. НИИ школ. 1985.- 86 с.
  223. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. научн. труд.- М.: АПН СССР, 1991.-109 с.
  224. Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов: Сб. научн. тр. Л.: ЛГИК, 1981 — 163 с.
  225. Проблемы эстетического развития личности / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. -М.: Педагогика, 1987. 221 с.
  226. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: «Питер», 2000. — 480 с.
  227. Психологические вопросы оптимизации учебно воспитательного процесса. — Алма-Ата: КазПИ, 1990.- 88 с.
  228. Психологические механизмы. Условия развития творческой личности студента в учебной и неучебной деятельности: Отчет о науч. исслед. работе / КГУ, науч. рук. Л. М. Попов. Казань, 1990. — 43 л.
  229. Психологическая служба в вузе. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1981.
  230. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977.
  231. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Просвещение, 1967. — 218 с.
  232. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1969. 190 с.
  233. Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Дисс.докт.пед.наук. Казань, 1997. — 312 с.
  234. Т.Г. Формирование у студентов педвуза интегрально -педагогических умений для работы с одаренными и способными детьми в сельской общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук КГУ, 1994. -217с.
  235. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. 416 с.
  236. Решение коллегии министерства образования (№ 11/1 от 24.05.1995 г.) // Искусство в школе 1996. — № 3. — с. 5−9
  237. И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества. // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — с. 126 — 134.
  238. А. Развитие гибкости и творческого характера мышления. // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — с. 18−23.
  239. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.- 720 с.
  240. Н.Н. Формирование эстетической культуры учащихся пед. училищ во внеучебной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1993 16 с.
  241. Рыжук Д.А.О некоторых аспектах планирования эстетического воспитания в вузах страны. М., 1973 — 51 с.
  242. Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. — N1. — с. 12−18.
  243. В.П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук Майкоп, 1998. — 25 с.
  244. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — с.29−37.
  245. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. 1998. — N3. — с.24−29.
  246. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1. — с. 58 — 61.
  247. Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: Дис.канд.пед.наук. Казань, 1996. — 198с.
  248. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.- 142 с.
  249. А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: «Вища школа», 1977. 159 с.
  250. Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш. шк. 1990 — 235 с.
  251. Н.Е. Эстетическое воспитание в пединституте / Н. Е. Силаев, Л. В. Мельникова // Сб. тр. / МГПИ. М., 1977. — 149 с.
  252. С.Т. О принципах преподавания МХК. // Искусство в школе258. 1998. № 2.-с. 52−54.
  253. М. И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Белгород, 1995. -25 с.
  254. Система педагогической эвристики. М., 1999. — 63 с.
  255. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова М: Педагогика, 1983.- 234 с.
  256. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.95 с.
  257. И. И. Влияние особенностей личности учителя на адекватность отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI., 1986. — 18 с.
  258. В. А. Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  259. Е.И. Современные проблемы профессионализации предметной подготовки учителя в XXI веке. Ярославль, 1996. 168 с.
  260. В.Н. Педагогическая эвристика М., 1995 206 с.
  261. О.М. Педагогическая технология интенсификации учебной деятельности лицеистов: Автореф дисс. канд. пед. наук Саратов, 2000. — 22 с.
  262. Ю.М. Человек в мировой художественной культуре. Опыт самопознания. // Искусство в школе. 1999. — № 6.- с. 49−50.
  263. Л.Я. Художественное познание и гармоничное развитие личности. // Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — с. 24−31.
  264. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческих задач // Вестник Московск. ун-та. -1994.-N2.-c.1325.
  265. А.Г. О творческой силе человеческого разума. М: Прогресс, 1979.- 139 с.
  266. М.И. Акмеология обучения и воспитания. М., «Флинта», 1998. -368 с.
  267. Столович J1.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М., 1983. — 172 с.
  268. В. Дидактическая технология и мультимедийное обучение // Современная высшая школа. 1988. — № 3. — с. 105−109.
  269. У.Ф., Абгарян Э. А. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 82 с.
  270. У.Ф. Эстетическая культура студента. М., Изд-во МГУ, 1977. — 69 с.
  271. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.-239 с.
  272. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. — 345 с.
  273. Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории // Совр. Высш. школа. -1987. № 1. — с.91−97.
  274. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. — 98 с.
  275. Творческая активность сознания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 186 с.
  276. Теория эстетического воспитания. Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1979. — 255 с.
  277. .М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1997. 233 с.
  278. .М. Психологические возможности художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания: Сб. М., 1947. — с. 71−80.
  279. А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. -1996. N4. — с.9−13.
  280. В.И. Эстетическое воспитание: Учебн. пос. для проф. тех. училищ / В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. — 2-е изд., перераб. и дополнен. — М., 1984. — 224 с.
  281. А.В. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: СПб, 1994. — 18 с.
  282. М. От творчества учителя к творчеству ученика // Искусство в школе. — 2000.- N1 — с.11−13.
  283. Тэн И. Философия искусства. М.: «Республика», 1996. — 352 с.
  284. Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. — с. 87−91.
  285. Д.Н. Общая психология. -Тб., 1940. 245с.
  286. Э.У. Эстетика / Э. У. Умаров, И. С. Пал. Ташкент, 1989. — 320 с.
  287. К.Д. Избран, пед. соч.: В 2 т. Т.1.-М., 1974.-311 с.
  288. К.Д. Избран, пед. соч.: В 2 т. Т. 1−2. М., 1977. — 398 с.
  289. К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. — М.: АПН, 1948. — с. 69−80.
  290. И. В. Стельмахович М. И. Будущим учителям навыки эстетического воспитания // Вестник высшей школы. — 1986. — N10. — с.63−64.
  291. Формирование социально профессиональных качеств будущего специалиста // А. Н. Алексюк и др. — М., 1992 — 56 с.
  292. Фохт Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека — М., 1982. -208 с.
  293. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  294. Я.И. Народная педагогическая энциклопедия. Т.З. — М., 1966. -256 с.
  295. И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Высш. школа, 1990. — 576 с.
  296. В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М., 1992.-87 с.
  297. Д. А. Интенсификация учебно творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Казань, 1990. — 16 с.
  298. И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1992. — 160 с.
  299. С.В. О личности учителя. // Вестник высшей школы. 1987. — N9. — с.87−89.
  300. JI.T. Формирование профессионально личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации: Дисс. канд. пед. наук — КГУ, 1997 — 159 с.
  301. Н.Г. Эстетическое отношение к искусству и действительности // Полн. Собр. соч. М., 1949. -Т.2. — 321 с.
  302. Н. Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителей в условиях инновационных школ: Дис.канд.пед.наук Казань, 1995 — 208с.
  303. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание // Педагогика и психология. 1990. — № 2. — с.36.
  304. Л.Г. Педагогическая технология формирования иноязычной деятельности старшеклассников средствами фольклора: Автореф дисс. канд. пед. наук Казань, 2000. — 17 с.
  305. А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей//Педагогика.-1997.→П.-С.56−58
  306. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. 123 с.
  307. Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук -Казань, 1998 -39 с.
  308. С.Т. Собр. соч. т.2, М, 1968. 124 с.
  309. С.Т. Педагогическая библиотека: В 2 т. Т.2. М., 1980. — 362 с.
  310. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — Т.1. -269 с.
  311. Г. Н. Воспитание профессионально педагогической активности студентов университета в процессе непрерывной педагогическойпрактики: Автореф. дисс. канд. пед. наук КГПИ, Казань, 1987.-17 с.
  312. JI.K. Эстетическая среда и духовный мир советского человека // Коммунист. 1981. — № 3. — с.70−71.
  313. Л.К. Искусство и среда // Место искусства в современной эстетической среде. -М., 1972.-е. 10−13.
  314. Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. — N4. — с.6−9.
  315. О. Каким должен быть преподаватель МХК // Искусство в школе. 1999. — N3. — с.62−63
  316. В.П. Актуальные вопросы дидактики. Владимир, 1976. — 60 с
  317. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. Школа, 1989. -143 с.
  318. Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Дисс. докт. пед.наук. -Казань. 1991. -340 с.
  319. Т.В. Формирование мировоззрения студента средствами искусства.- Казань: КГУ, 1987 109 с.
  320. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования, — Л., «Просвещение», 1967. 266 с.
  321. А. И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1998. — 313 с.
  322. Н. Способности влиять на детей // Народное образование. -1994.-N1.- с. 127−131.
  323. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. М.: Образование, 1911. — 132 с.
  324. Эстетика: Учебн. пособие для вузов / Научн. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998.-240 с.
  325. Эстетическое воспитание: Учебн. пос. для учащихся проф. техн. Училищ. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1970. — 384 с.
  326. Эстетическое воспитание в школе. / Под ред. Т. В. Шуртаковой. Казань: ЮГУ, 1991. — 183 с.
  327. Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе: Межвуз. сб. науч. труд. Рига: ЛГУ, 1989. — 99 с.
  328. Эстетическое воспитание молодежи / Б. Г. Лихачев, Г. Зальман, А. Павлюченко и др. / Под ред. Б. Г. Лихачева, Г. Зальмана. М.: Педагогика, 1981.-272 с.
  329. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Г. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 303 с.
  330. Эстетическая культура и искусство // Сб. тр. Вып. 5. — М., 1975. — 120 с.
  331. Эстетическое воспитание в школах Татарии (научный анализ, проблемы, практика обучения и воспитания). Казань, 1991. — 215 с.
  332. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская.-М.: Просвещение, 1983. 253 с.
  333. Этикет от, А до Я / Авт. сост. Гусев И. Е. — Мн.: Харвест, 199. — 464 с.
  334. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и обществе / Под ред. А. Ланецкого. М.: Цитадель — триада, 1992. — 224 с.
  335. П. М. Чувства, их развитие и воспитание. // Знание. Серия «Педагогика и психология». 1976. — N10 — 62 с.
  336. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб, 2000. с. 188−193
  337. В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 128 с.
  338. Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М., 1969. 147с.
  339. В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / 2-е изд. СПб. Изд-во Михайлова В.А.2000. — 349 с.
  340. Marvin Perry, Joseph R. Peden. Sources of the Western Tradition. Bostonl987 -442 c.
Заполнить форму текущей работой