Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла
Диссертация
Известно, что только творческий педагог сможет направить ребенка на духовное «сотворение себя». На то, чтобы в самом себе, в своей жизни и деятельности все более полно выявлять свой неповторимый духовный облик. Очевидно, что путь к учительству лежит от любви к педагогическому общению, а уже потом любви к предмету, поэтому вуз должен обучать студентов не физике, истории или математике, а быть… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
- 1. 1. Методологический и содержательный анализ понятия «творческая направленность личности будущего учителя»
- 1. 2. Эстетическая культура как фактор развития творческой направленности личности будущего учителя
- 1. 3. Воспитательный потенциал предметов эстетического цикла в развитии творческой направленности личности будущего учителя
- ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
- 2. 1. Педагогическая технология развития творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла
- 2. 2. Организация, методика и результаты опытно — экспериментальной проверки эффективности педагогической технологии развития творческой направленности личности будущего учителя
Список литературы
- Абуллина О.Е. Мониторинг качества профессиональной подготовки// Высшее образование в России.-1998.- N3 — с. 35 — 39.
- Агатова М.А. Эстетическое воспитание в педагогической деятельности А.С. Макаренко: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1954. — 26 с.
- Акбашев Т.Ф. Деятельность как механизм саморазвития творческой личности // Учебная деятельность и творческое мышление: Тез. докл. на Всесоюзн. научно практ. конф. Ч. 1. — Москва, 1985. — с.36−39.
- Активность личности в обучении. / Под ред. А. А. Вербицкого. М.: НИИВШ, 1986.- 120 с.
- Актуальные проблемы педагогической науки: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ.- Казань: КГПУ, 2000.- 206 с.
- Алексеев Ю.А. Роль эстетического воспитания в формировании человека. М.: Сов. Россия, 1961 123 с.
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание // Искусство в школе: Сб. научн. тр. М., 1990. -с. 18−39.
- Алова Г. Н. Гихачев В.П. Пути активизации взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе современного вуза. М, 1987. — 36 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979. 89 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-324 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологич. труды: в 2-хт.ТЛ.-М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого самообразования: Инновационный курс: Учебн. пос. Казань: Изд-во КГУ.Кн. 1.-1996.- 567 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества. Казань, Изд-во КГУ, 1988.238 с.
- Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник Высшей школы. 1987. — N9. — с.40−45
- Антарова К. Е. Беседы К.С. Станиславского. М.: Искусство. — 1952.- 132 с.
- Антонова Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя.- М.: Флинта: Наука, 1998.- 88 с.
- Арзямова Г. В. Эстетическое воспитание на уроках художественного цикла. -М: АПН СССР, 1989.- 140 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИКД992.- 240 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
- Бабич Л.В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента куль туры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991. — с.90 — 99
- Бабанский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 342 с.
- Бабанский Ю.А. Педагогика. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988, — 476 с.
- Бабанский Ю.А. Оптимизация процессов обучения. М.: Педагогика, 1977. — 249 с.
- Балян А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания: Автореф. дис.докт.пед.наук. Тбилиси, 1971. -36 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание М, 1992. — 86 с.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи // М.: Сов. Художник, 1981. -147 с.
- Банфи A.M. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. -258 с
- Барышникова 3.А., Романова Л. Л. Труд учителя музыки: художественно -педагогическое творчество // Педагогика. 1995. — № 2. — 31−33.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Р. н/Д: «Феникс», 2000.-416 с.
- Белова О.Ю. История искусств (Зарубежное искусство). Iw.: Аквариум, 1997.- 128 с.
- Беляев А.А. Эстетика. Словарь / Беляев А. А., Новиков Л. И., М.: Политиздат, 1989. — 432 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: Сост. примеч. Р. А. Гальцевой. М.: Искусство: ИЧП «Лига».- т. 2. — 1994. — 509 с.
- Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика.-1995.- N2.- с.42−45
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Бехтерев В. М. Органическая и социальная сфера личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. с.85−87
- Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: Гений и творчество Грузенберг. М.: 1924. — с. 57
- Блонский П.П. Трудовая школа, 1919. 86 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей//Психологический журнал. 1995, — т. 16, N5. — с.49 — 58.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. 134 с.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л.А.О субъективных факторах творческой деятельности человека// Педагогика. 1995. — N3. — 19 — 23 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. -3-е изд. М.: Полит, лит., 1981 — 398 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988.- 496 с.
- Босенко В.А. Воспитать воспитателя. Киев: Лыбидь, 1990 — 321 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 134 с.
- Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990. — 204 с.
- Булатова И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно -познавательной активности студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1984.- 16 с.
- Буров А.И. Эстетическая сущность красоты. -М.: Искусство, 1956. -206 с.
- Буров А. И. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. М: Педагогика, 1974.- 234 с.
- Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985. — 198 с.
- В.А. Сухомлинский о воспитании. Сост. С. Соловейчик. — М., Политиздат, 1975.- 272 с.
- Валеева Р.А. Педагогические теории, системы, технологии: Методические рекомендации. Казань: КГПУ, 1999. — 58 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса//Педагогика. 1998. — N4. — с. 13 — 18
- Ватсон Э.К. А. Шопенгауэр. СПб, 1981. 127 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М., 1991.- 176 с.
- Ветлугина Н. Вопросы теории эстетического воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 217 с.
- Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Уч. пос. Казань: КГПИ, 1994. — 142 с.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие для студентов Казань: КГПИ, 1992. — 108 с.
- Вилькеев Д.В. Педагогическая психология: Курс лекций/ Казань, КГПУ, 2001.- 262 с.
- Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. //Знание. Серия «Эстетика». -1986-N2−64 с.
- Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань: КГУ, 1976. — 137 с.
- Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г. З. Апресяна М.: МГУ, 1970.- 110 с.
- Воробьев Н.Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя. // Педагогика. 1992. — N1 — 2. — с.66 — 70
- Воспитательная работа в современном педвузе: Методическое пособие // Под ред. докт. пед. наук, проф. З. Г. Нигматова. Казань: КГПУ, 1999. — 92 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ., 1997.- 96 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1987. 573 с.
- Гегель. Феноменология духа. Соч.Т.4 М., 1959. 296 с.
- Гегель. Эстетика. T.l. -М., 1968, 176 с.
- Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.
- Герман Ш. М. Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. Знание, 1970. — 254 с.
- Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996 -350 с.
- Годник С.М. О сущности профессионально педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. — Воронеж, 1992. — с. 17 — 26
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. О творческом труде московского учителя. М., 1957.- 72 с.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. Под ред. М. В. Соколова. М., АПН РСФСР, 1951. 155 с.
- Гордеева Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1996 .- 136 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб, 1993.
- Губайдуллина Р.И. Система подготовки студентов к реализации конструктивно содержательной функции учителя в процессе обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук — Казань, 1998. — 24 с.
- Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.- 286 с.
- Гумерова М.М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учащихся в условиях учебно творческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук — Казань, 2001. — 22 с.
- Гуща Н.В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций: Автореферат дисс. канд. пед. наук Казань, 2001. — 19 с.
- Давыдов В.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. Москва, «Русский язык», 1991.- 645 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе М., 1960 230 с.
- Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально творческой подготовки будущего учителя: Дисс.канд.пед.наук., Москва, 1993. — 198 с.
- Джибладзе Г. Н. Принципы эстетического воспитания. Тбилиси, 1971. -154 с.
- Диалектика и теория творчества. / Под. ред. С. С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 200 с.
- Дивненко О.В. Эстетика М: Изд. центр «Аз», 1995. — 214 с.
- Добрынина В.И. Сознание. Познание. Творчество: Учеб. методич. пособие -М.-Об-во «Знание России», 1992. 40 с.
- Додонов Б.И. О системе личность.// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. с. 110−119
- Дубинина В. J1. Развитие профессиональных умений молодых учителей в условиях педагогической интернатуры: Дисс. канд. пед. наук Казань, 1993 — 167 с.
- Егоров Ю. Я. Костина Т. И. Современное образование: гумани-таризация, компьютеризация, духовность. М: РАГС, 1996. — 160 с.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебн. пособие для студ. М.: «Академия», 1999. — 448 с.
- Журавлева Е.Е. Современные тенденции в разработке проблемы самосовершенствования личности средствами эстетического воспитания в Британских псих. пед. исследованиях: Дисс. канд. пед. наук — КГУ, Казань, 1993. — 184 с.
- Загвязинский В.И. Преподавание как творческий процесс // Вестник высшей школы. 1987. — N7. — с.22−29
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
- Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 16 с. 97.3акиров Г. С. Организация самообразования учащейся молодежи. Казань, 2000.-165 с.
- Зарипов Р.Х. Творчество в алгоритмических рамках. М.: Знание, 1989. -№ 6. — с.3−25.99."Звучащее безмолвие" или основы искусствознания. Раб. тетр. по мировой художественной культуре. М.: Издат. центр «Аз», 1997. — 100 с.
- Зобов Р., Келасьев В., Тихонов Б. Программа «Творческая одаренность» // Alma Mater. 1991. — № 9. — с.21−26.
- Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновацион. и традиц. школ: Дисс. канд. пед. наук -КГУ, Казань, 1997 171 с.
- Иванцова Л.В. Психолого-педагогические предпосылки становления профессионального мастерства у преподавателей среднего профтехучилища: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1987 — 203 с.
- Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. / Сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1973. — т. 1−2.
- ИзюмскийЮ.В. Об эстетическом воспитании школьников. -М., 1960.-123 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., «Питер», 2000. — 512 с.
- Инновационные образовательные технологии на рубеже XX—XXI вв.еков. Материалы к Международ, науч. практ. конф. Часть I. Казань: «Унипресс», 1998.- 186 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов. / Под. ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорн. -Казань.:Изд-во КГУ, 1990. 190 с.
- Каган М.С. Лекции по м/л эстетике Л, 1971 — 216 с.
- Каган М.С. Эстетические факторы перестройки и ускорения. Л.: Знание, 1988.-32с.
- Каган М.С. Эстетическая и художественная ценности в мире ценностей. // Проблемы формирования эстетической ценности. -Т.З. М., 1964. — 143 с.
- Калинина Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по русской культуре. М., 2000. — 40 с.
- Калинина Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000. — 40 с.
- Кан-Калик В. А. Индивидуально творческая подготовка учителя (в вузе) // Советская педагогика.-1989.-N 1.-е.97−100
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Караваева Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук -Казань, 1993.-16 с.
- Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992.-112 с.
- Каспржак А.Г. Учительское мастерство, или Непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1993. — N6. — с.89 -95.
- Квятковский Е.В. Преодолевая полосу отчуждения.//Педагогика.- 1998. -N.4. с. 63 — 70
- Квятковский Е.В. Эстетическое воспитание школьников на качественно новый уровень // Советская педагогика. — 1987. — № 9. — с. 17−22.
- Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.-172 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1997. -192 с.
- Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н. И. Киященко, H.JI. Лейзеров, М. С. Коган и др. М.: Просвещение, 1983. — 244 с.
- Киященко Н. И. Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М: Знание, 1984. — 112 с.
- Кларин В.М. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989−77 с.
- Кнебель М. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. — 526 с.
- Комарова А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов: «Вища школа». Изд-во при Львов, ун-те, 1984. — 160 с.
- Коновалова Е.О. Актуальные проблемы художественно эстетического воспитания // Советская педагогика. — 1991. -№ 1. — с. 136−139.
- Королева Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во КГУ, 1984 182 с.
- Коссов Б.Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи: НИИВШ.-М., 1995.- 48 с.
- Кравчук П.Ф. Формирование и развитие творческой личности студента. -Киев: Вища школа, 1984. 155 с.
- Краткий словарь по эстетике М: Политиздат, 1964 — 234 с.
- Красовицкий М. Ю. Педагогика А.С. Макаренко: какой она видится в конце XX столетия // Педагогика. 1996. — № 1. — с.61−69
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990. — 140 с.
- Крылова Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. // Знание. Серия «Эстетика».-1986. N2. — 64 с.
- Кудин В.А. Эстетическое воспитание студентов. Киев, 1984. — 31 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., Изд-во ЛГУ, 1961.-98 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л.: Знание, 1985.-32 с.
- Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже / / Педагогика. 1998. — N.1. — с.49−54
- Культура и творчество: Сб. научн. тр. / Твер. гос. ун-т- Респ. науч. исслед. про. «Народы России: возрождение и развитие». Тверь, 1995. — 179 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1996.- № 2. с.21−30
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин.: «Валгус»., 1980. — 334с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание. — 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Формирование личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. — с. 166- 178.
- Лернер И.Я. Внимание, технология обучения // Советская педагогика. -1990.- № 3.- с.139−141.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -128 с.
- Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания школьников. М: Просвещение, 1985. — 276 с.
- Лихачев Б.Г. Педагогика: курс лекций. М., 1996. 490 с.
- Лихачев Б.Г. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 244 с.
- Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: «Питер», 2000. с .60−66
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., «Просвещение», 1992. — 158 с.
- Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986. — 96 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.:Политиздат, 1977. — 132 с.
- Лукин Ю. А. Скатерщиков В.К. Основы м/л эстетики. М: Высш. школа, 1977.-287 с.
- Луначарский А.В. Октябрь и воспитание нового человека. // Искусство в школе. 1928. — N11. — с. 21
- Луначарский А.В. Собр. Соч.: В 8 т. -Т.7. -М., 1967.-527 с.
- Лунева И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1987.-16 с.
- Люблинский И. Л. Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания М: Просвещение, 1973. — 234 с.
- Мазилов В.А. Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Ярославский пед. вестник. -1998.-N3.-C.57−61.
- Макаренко А.С. Избр. пед. соч. изд. 2-е. — М., 1956. — 402 с.
- Маклакова Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1990.- 198 с.
- Марев И. Технология обучения технология творческого обучения // Современная высшая школа. — 1976. — № 2. — с. 103−105.
- М. л. эстетика / Под ред. М. Ф. Овсянникова — М: Высш. школа, 1983. -544 с.
- Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебн. пособие. -Мн.: ТетраСистемс, 1999. 288 с.
- Маршева Ф.М. Сравнительный анализ тенденций разработки проблемы развития творчества студентов в обучении в вузах ГДР и ФРГ: Автореф.дисс.канд. пед. наук Казань, 1985. — 17 с.
- Масленникова В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентовв учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 18 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975 368 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-376 с.
- Махмутов М.И., Ибрагимов М. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ИССО РАО, 1993. — 88 с.
- Маца И. J1. Об эстетическом вкусе. М., 1963. — 103 с.
- Мелик-Пашаев. А.А. О прошлом, настоящем и будущем нашей педагогики искусства// Искусство в школе. 1999. — N4. — с.3−6.
- Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996. — N4. — с.30−35.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- Методические рекомендации для студентов МПФ и учителей по курсу «Мировая художественная культура». Казань: КГПИ, 1993. — 34с.
- Методические рекомендации и планы практических занятий по курсу «Мировая художественная культура».- Казань: КГПИ, 1992. 44 с.
- Методы эвристической деятельности. Применение эвристических систем. -М., 1999.-66 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 134 с.
- Моляко В.Д. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности // Психологический журнал.-1995, т16. N1.- с. 84 -90.
- Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий // Советская педагогика. 1997. — № 6. — с.26−31 181. «Мой путь от искусства к педагогике». Беседы с Б. Н. Неменским.// Искусство в школе. 1999. -№ 6 — с. 36−39
- Мухаметзянова Г. В., Карева Н. Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1991.-183 с.
- Мухаметзянова Ф.Г. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности в условиях индивидуально дифференцированного обучения студентов педвуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук, Казань, 1993. — 19 с.
- Мышление учителя: личностный механизм и понятийный аппарат. / Под. ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской / М.: Педагогика, 1990. 104 с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. — с. 95−105.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труд. Воронеж, 1995.-353 с.
- Назарова Т.С. Педагогическая технология: новый этап эволюции?// Педагогика. 1997. -№ 3. — с.20−27.
- Найн А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — N5. — с.10−15.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. — № 5. — с. 44−49.
- Народная педагогика основа воспитания: Тезисы докл. межвуз. научн -практ. конф. / КГПИ: Отв. ред.3.Г. Нигматов — Казань, 1993.-125 с.
- Насифуллина А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук Казань, 1994. — 17 с.
- Наурызбаева Р. Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа — вуз»: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1997. — 176 с.
- Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информ. сб. / НИИВШ. М. Вып. 11.-1992. — 27 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. уч. заведен. В 2-х кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение, «Владос», 1994. — 496 с.
- Неменской Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Нечаев Н.Н. Психолого педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1988 — 166 с.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы: Автореф. дис.докт. пед. наук. Казань, 1996. — 39 с.
- Нигматов З.Г. Эстетическое воспитание / З. Г. Нигматов, А. И. Хузиахметов // Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. -Казань, 1996. с. 89 — 97.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. — 86 с.
- Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе Л, 1962.201. Общие вопросы эстетического воспитания. — М., 1955. — 144 с.
- Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. Из истории эстетической мысли. М.: Просвещение, 1989. — 361 с.
- Овсянников М. Ф Из истории эстетической мысли. М., 1982. — 324 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд-во 12-е. М.: Русский язык, 1978. — 846 с.
- Основы вузовской педагогики / Под ред. В. Н. Кузьминой. JL, 1972. -132 с.
- Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие. Под ред. А. К. Дремова. М., «Высшая школа», 1975. 327 с.
- Основы эстетического воспитания. / Под ред. Н. А. Кушаева М: Просвещение, 1986 — 240 с.
- Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук -Казань, 1999. 16 с.
- Палеха Н.В. Формирование творческой активности будущих учителей в процессе педагогической практики: Автореф. дисс. канд. пед. наук -Харьков, 1992.-20 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988. — 479 с.
- Педагогика: Учебн. пос. для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 638 с.
- Педагогика: Учебн. пос. / Под ред. П. И. Пидкасистого. 1998. — 541 с.
- Педагогика искусства. М., 1982. 467 с.
- Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, КГПУ, 1999.-415 с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки учителя: (об эстетическом воспитании студентов) // Советская педагогика. 1987. — N8. -с.93−96.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд-во КГУ, 1976. 200 с.
- Петрова Г. А. Теоретические и практические вопросы системы эстетической подготовки учителя в высших учебных заведениях. Казань, Изд-во КГУ, 1984. — с. 78 — 180.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Высш. школа, 1969. -220 с.
- Пирадов Л.В. Эстетическая культура личности. М., 1978. — 220 с.
- Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб: «Питер», 2000.- с. 119−130
- Пономарев А.Я. Психология творчества. М., 1976. — 304 с.
- Попов JT.A. Грани духовности: Кадры науки, культуры, образования // Педагогика. 1996. — N1.- с. 40−43.
- Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1990.-240 с.
- Попов JI.M. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во КГУ, 1983.-78 с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт. пед. наук.- Казань., 1993. 205 с.
- Прангишвили А.С. Потребность, мотивы и установка. // Проблема формирования социальных потребностей, Тб., 1978. — 87 с.
- Предтеченская Л.М. Методика преподавания мировой художественной культуры. Пос. для учителя .- М., Изд. НИИ школ. 1985.- 86 с.
- Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. научн. труд.- М.: АПН СССР, 1991.-109 с.
- Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов: Сб. научн. тр. Л.: ЛГИК, 1981 — 163 с.
- Проблемы эстетического развития личности / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. -М.: Педагогика, 1987. 221 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: «Питер», 2000. — 480 с.
- Психологические вопросы оптимизации учебно воспитательного процесса. — Алма-Ата: КазПИ, 1990.- 88 с.
- Психологические механизмы. Условия развития творческой личности студента в учебной и неучебной деятельности: Отчет о науч. исслед. работе / КГУ, науч. рук. Л. М. Попов. Казань, 1990. — 43 л.
- Психологическая служба в вузе. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1981.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Просвещение, 1967. — 218 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: «Мысль», 1969. 190 с.
- Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Дисс.докт.пед.наук. Казань, 1997. — 312 с.
- Рахматуллин Т.Г. Формирование у студентов педвуза интегрально -педагогических умений для работы с одаренными и способными детьми в сельской общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук КГУ, 1994. -217с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. 416 с.
- Решение коллегии министерства образования (№ 11/1 от 24.05.1995 г.) // Искусство в школе 1996. — № 3. — с. 5−9
- Розет И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества. // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — с. 126 — 134.
- Рошка А. Развитие гибкости и творческого характера мышления. // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — с. 18−23.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.- 720 с.
- Румянцева Н.Н. Формирование эстетической культуры учащихся пед. училищ во внеучебной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1993 16 с.
- Рыжук Д.А.О некоторых аспектах планирования эстетического воспитания в вузах страны. М., 1973 — 51 с.
- Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. — N1. — с. 12−18.
- Рябцев В.П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук Майкоп, 1998. — 25 с.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — с.29−37.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. 1998. — N3. — с.24−29.
- Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1. — с. 58 — 61.
- Саттарова Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: Дис.канд.пед.наук. Казань, 1996. — 198с.
- Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.- 142 с.
- Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: «Вища школа», 1977. 159 с.
- Семушина Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш. шк. 1990 — 235 с.
- Силаев Н.Е. Эстетическое воспитание в пединституте / Н. Е. Силаев, Л. В. Мельникова // Сб. тр. / МГПИ. М., 1977. — 149 с.
- Синчук С.Т. О принципах преподавания МХК. // Искусство в школе258. 1998. № 2.-с. 52−54.
- Ситникова М. И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Белгород, 1995. -25 с.
- Система педагогической эвристики. М., 1999. — 63 с.
- Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова М: Педагогика, 1983.- 234 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.95 с.
- Скрипюк И. И. Влияние особенностей личности учителя на адекватность отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI., 1986. — 18 с.
- Сластенин В. А. Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Смирнов Е.И. Современные проблемы профессионализации предметной подготовки учителя в XXI веке. Ярославль, 1996. 168 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика М., 1995 206 с.
- Соколенко О.М. Педагогическая технология интенсификации учебной деятельности лицеистов: Автореф дисс. канд. пед. наук Саратов, 2000. — 22 с.
- Солодовников Ю.М. Человек в мировой художественной культуре. Опыт самопознания. // Искусство в школе. 1999. — № 6.- с. 49−50.
- Солодовниченко Л.Я. Художественное познание и гармоничное развитие личности. // Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — с. 24−31.
- Спиридонов В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческих задач // Вестник Московск. ун-та. -1994.-N2.-c.1325.
- Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. М: Прогресс, 1979.- 139 с.
- Станкин М.И. Акмеология обучения и воспитания. М., «Флинта», 1998. -368 с.
- Столович J1.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М., 1983. — 172 с.
- Стрыковский В. Дидактическая технология и мультимедийное обучение // Современная высшая школа. 1988. — № 3. — с. 105−109.
- Суна У.Ф., Абгарян Э. А. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 82 с.
- Суна У.Ф. Эстетическая культура студента. М., Изд-во МГУ, 1977. — 69 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.-239 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. — 345 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории // Совр. Высш. школа. -1987. № 1. — с.91−97.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. — 98 с.
- Творческая активность сознания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 186 с.
- Теория эстетического воспитания. Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1979. — 255 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1997. 233 с.
- Теплов Б.М. Психологические возможности художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания: Сб. М., 1947. — с. 71−80.
- Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. -1996. N4. — с.9−13.
- Толстых В.И. Эстетическое воспитание: Учебн. пос. для проф. тех. училищ / В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. — 2-е изд., перераб. и дополнен. — М., 1984. — 224 с.
- Третьякова А.В. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: СПб, 1994. — 18 с.
- Тукмачева М. От творчества учителя к творчеству ученика // Искусство в школе. — 2000.- N1 — с.11−13.
- Тэн И. Философия искусства. М.: «Республика», 1996. — 352 с.
- Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: «Питер», 2000. — с. 87−91.
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. -Тб., 1940. 245с.
- Умаров Э.У. Эстетика / Э. У. Умаров, И. С. Пал. Ташкент, 1989. — 320 с.
- Ушинский К.Д. Избран, пед. соч.: В 2 т. Т.1.-М., 1974.-311 с.
- Ушинский К.Д. Избран, пед. соч.: В 2 т. Т. 1−2. М., 1977. — 398 с.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. — М.: АПН, 1948. — с. 69−80.
- Фичора И. В. Стельмахович М. И. Будущим учителям навыки эстетического воспитания // Вестник высшей школы. — 1986. — N10. — с.63−64.
- Формирование социально профессиональных качеств будущего специалиста // А. Н. Алексюк и др. — М., 1992 — 56 с.
- Фохт Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека — М., 1982. -208 с.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Ханбиков Я.И. Народная педагогическая энциклопедия. Т.З. — М., 1966. -256 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Высш. школа, 1990. — 576 с.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М., 1992.-87 с.
- Хафизова Д. А. Интенсификация учебно творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Казань, 1990. — 16 с.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1992. — 160 с.
- Чебанов С.В. О личности учителя. // Вестник высшей школы. 1987. — N9. — с.87−89.
- Чернова JI.T. Формирование профессионально личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации: Дисс. канд. пед. наук — КГУ, 1997 — 159 с.
- Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение к искусству и действительности // Полн. Собр. соч. М., 1949. -Т.2. — 321 с.
- Чинкина Н. Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителей в условиях инновационных школ: Дис.канд.пед.наук Казань, 1995 — 208с.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание // Педагогика и психология. 1990. — № 2. — с.36.
- Чумарова Л.Г. Педагогическая технология формирования иноязычной деятельности старшеклассников средствами фольклора: Автореф дисс. канд. пед. наук Казань, 2000. — 17 с.
- Цветкова А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей//Педагогика.-1997.→П.-С.56−58
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. 123 с.
- Шаймарданов Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук -Казань, 1998 -39 с.
- Шацкий С.Т. Собр. соч. т.2, М, 1968. 124 с.
- Шацкий С.Т. Педагогическая библиотека: В 2 т. Т.2. М., 1980. — 362 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — Т.1. -269 с.
- Швецова Г. Н. Воспитание профессионально педагогической активности студентов университета в процессе непрерывной педагогическойпрактики: Автореф. дисс. канд. пед. наук КГПИ, Казань, 1987.-17 с.
- Шепетис JI.K. Эстетическая среда и духовный мир советского человека // Коммунист. 1981. — № 3. — с.70−71.
- Шепетис Л.К. Искусство и среда // Место искусства в современной эстетической среде. -М., 1972.-е. 10−13.
- Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. — N4. — с.6−9.
- Шуликова О. Каким должен быть преподаватель МХК // Искусство в школе. 1999. — N3. — с.62−63
- Шуман В.П. Актуальные вопросы дидактики. Владимир, 1976. — 60 с
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. Школа, 1989. -143 с.
- Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Дисс. докт. пед.наук. -Казань. 1991. -340 с.
- Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студента средствами искусства.- Казань: КГУ, 1987 109 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования, — Л., «Просвещение», 1967. 266 с.
- Щетинская А. И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1998. — 313 с.
- Щуркова Н. Способности влиять на детей // Народное образование. -1994.-N1.- с. 127−131.
- Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. М.: Образование, 1911. — 132 с.
- Эстетика: Учебн. пособие для вузов / Научн. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998.-240 с.
- Эстетическое воспитание: Учебн. пос. для учащихся проф. техн. Училищ. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1970. — 384 с.
- Эстетическое воспитание в школе. / Под ред. Т. В. Шуртаковой. Казань: ЮГУ, 1991. — 183 с.
- Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе: Межвуз. сб. науч. труд. Рига: ЛГУ, 1989. — 99 с.
- Эстетическое воспитание молодежи / Б. Г. Лихачев, Г. Зальман, А. Павлюченко и др. / Под ред. Б. Г. Лихачева, Г. Зальмана. М.: Педагогика, 1981.-272 с.
- Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Г. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 303 с.
- Эстетическая культура и искусство // Сб. тр. Вып. 5. — М., 1975. — 120 с.
- Эстетическое воспитание в школах Татарии (научный анализ, проблемы, практика обучения и воспитания). Казань, 1991. — 215 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская.-М.: Просвещение, 1983. 253 с.
- Этикет от, А до Я / Авт. сост. Гусев И. Е. — Мн.: Харвест, 199. — 464 с.
- Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и обществе / Под ред. А. Ланецкого. М.: Цитадель — триада, 1992. — 224 с.
- Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. // Знание. Серия «Педагогика и психология». 1976. — N10 — 62 с.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб, 2000. с. 188−193
- Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 128 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М., 1969. 147с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / 2-е изд. СПб. Изд-во Михайлова В.А.2000. — 349 с.
- Marvin Perry, Joseph R. Peden. Sources of the Western Tradition. Bostonl987 -442 c.