Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 24 марта 2003 г., № 12. Ст. 1099. ствуют. Так, если в 1999 году число осужденных судами за. незаконные действия с НСПВ (уголовные преступления, предусмотренные ст.ст.228 — 233 УК РФ) составило 115 100 человек, то за незаконные приобретение… Читать ещё >

Содержание

  • Указатель сокращений
  • Глава 1. Юридическая ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: история и современность
    • 1. 1. Становление и развитие юридической ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России
    • 1. 2. Современное административно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ
    • 1. 3. Система органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

    1.4. Современное состояние законодательства, устанавливающего ответственность за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ, и практики его применения.

    Глава 2. Пути совершенствования законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и практики его применения

    2.1. Пути совершенствования законодательства, устанавливающего административную ответственность за незаконные приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, и практики его применения.

    2.2. Пути совершенствования законодательства, устанавливающего административную ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, и практики его применения.

Административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что едва ли сегодня в мире существует угроза жизни и здоровью людей и всех будущих поколений более опасная, чем незаконное распространение наркотиков. И хотя люди уже с древних времен употребляли в различных целях наркотические средства и психотропные вещества1 (далее — НСПВ), никогда еще масштабы их незаконного распространения и немедицинского потребления не приобретали таких ужасающих размеров, как в наше время. Правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сегодня лидируют в криминальных сводках по многим параметрам — темпы роста, масштабы, прибыльность незаконного бизнеса и т. д. По отдельным экспертным оценкам, в России в настоящее время насчитывается уже до 5 млн. потребителей наркотиков. При этом латентность правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оценивается как 5−10 кратная.3 По оценкам экспертов ООН, доходы наркобизнеса ежегодно составляют десятки миллиардов долларов и уступают только прибыли, получаемой от международной торговли оружием.4

О беспрецедентной опасности для общества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, говорит хотя бы тот факт, что борьбе с ними посвящены нормы и специальных международных актов (Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Единая Конвенция о наркотических

1 В научной и популярной литературе, официальных актах наркотические средства и психотропные вещества нередко именуются обобщающим понятием — наркотики. В Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999;2001 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1030) под наркотиками понимаются не только наркотические средства и психотропные вещества, но и сильнодействующие вещества. В данной работе под наркотиками будут пониматься наркотические средства и психотропные вещества.

2 Дьяченко А., Цымбал Е. Совершенствование законодательства о предупреждении злоупотреблений психоактивными веществами // Уголовное право, 2000, № 1.С.100.

Дьяченко А., Четвертанова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по уголовным кодексам зарубежных стран // Уголовное право, 2001, № 1. С. 8.

4 Харьковский Е. Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Московская академия МВД России, 2002. С. 24. средствах, Конвенция о психотропных веществах), и национального законодательства (двух кодифицированных актов России — Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, специального федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др.).

Актуальность темы

обоснована и тем, что исторически законодательство России по вопросу установления административной ответственности за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ развивалось непоследовательно, и даже — противоречиво. В последнее время был принят целый ряд правовых актов, по-новому регулирующих порядок оборота НСПВ и устанавливающих ответственность за его нарушение (Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Кодекс РФ об административный правонарушениях). Поэтому исследование проблем административной ответственности за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ, предусмотренной обновленным законодательством РФ, сейчас особенно актуально.

Повышенный интерес к избранной теме вызван также и тем, что незаконный оборот НСПВ влечет за собой целый комплекс проблем медицинского, социального, правового, экономического, психологического характера. Деградация личности потребителей наркотиков в совокупности с широким охватом всех слоев общества и стремительным ростом делает наркоправонарушения без преувеличения национальным бедствием. Так, на научно-практической конференции, посвященной проблемам противодействия распространению наркомании в России, правового регулирования оборота НСПВ, ответственности за их незаконный оборот и защите прав граждан, уже несколько лет назад прозвучал прогноз — «если ситуация не изменится, общество в скором времени разделится на две равные половины — здоровую и больную наркоманией. Причем первой: придется обслуживать вторую». 1

1 Белозер В., Долгишев В. Защита от наркотиков (научно-практическая работа) // Российская юстиция, 1998, № 7. С. 19.

Озабоченность российского государства проблемой неуклонного расширения незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ, борьбы с наркоправонарушениями1 наглядно продемонстрирована и в очередной Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002;2004 годы». Заказчиками данной программы выступили многие государственные органы (Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство юстиции РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ и др.). В Разделе I Программы констатируется, что в России постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За 19 962 000 годы число потребителей наркотиков, состоящих на учете, увеличилось более чем в 2 раза и на момент утверждения Программы уже официально насчитывало 451 603 человека. По экспертным оценкам, уровень немедицинского потребления наркотиков за указанный период возрос в 20 раз!3

Осознавая критическое положение, сложившееся в связи с расширением масштабов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, и для предотвращения распространения наркомании до уровня, угрожающего национальной безопасности и здоровью населения страны, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ были вынуждены обратиться к Президенту РФ с призывом взять под личный кон

1 Здесь и далее под наркоправонарушениями будут пониматься административные проступки, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2 Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 января 2002 г. № 44 // Собрание законодательства РФ от 28 января 2002 г., № 4. Ст. 335.

3 Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002;2004 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 января 2002 г. № 44) // Собрание законодательства РФ от 28 января 2002 г., № 4. Ст. 335. троль координацию действий федеральных органов государственной власти по обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков в России.1

В свою очередь, совсем недавно было осуществлено коренное реформирование системы органов по контролю за оборотом НСПВ. В России появился специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий осуществление мер по противодействию незаконному обороту НСПВ и их прекурсоров — Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.2

Сложность проблем, возникающих в процессе противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, очевидна. С одной стороны, они давно известны, а с другой — относительно новы и тем самым особенно актуальны для России именно сейчас. Избранная в данной работе тема актуальна еще и потому, что находится на стыке публичных и частных интересов. В нашей стране только начат длительный переход от тотального государственного контроля над всеми сферами жизни к гражданскому обществу, только формируется реальная автономия личности от государства. В этих условиях чрезвычайно сложно определить пределы вторжения государства в частную жизнь граждан и определить, должно ли государство запрещать своим гражданам приобретение или хранение наркотиков для личного потребления, а также само их потребление. Неоднозначность разрешения данного вопроса подтверждается продолжающимися спорами ученых, а также тем, что наряду с проходящими на Западе референдумами о легализации оборота наркотиков, в России произошло запрещение их немедицинского потребления.

Избранная тема имеет особый практический интерес, поскольку в настоящее время нормы, устанавливающие административную ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ, фактически бездей

1 Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ «К Президенту РФ В. В. Путину в связи с распространением наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № 296-СФ» // Собрание законодательства РФ от 4 декабря 2000 г., № 49. Ст. 4755.

2 Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 24 марта 2003 г., № 12. Ст. 1099. ствуют. Так, если в 1999 году число осужденных судами за. незаконные действия с НСПВ (уголовные преступления, предусмотренные ст.ст.228 — 233 УК РФ) составило 115 100 человек, то за незаконные приобретение и хранение наркотиков в небольших размерах судами за тот же период было наложено административное взыскание всего на 4 486 правонарушителей.1 Хотя объем и характер непреступных проявлений (т.е. административных правонарушений) в реальной жизни современного общества объективно значительно шире, чем криминальных (т.е. преступлений) и «в общем объеме всех регистрируемых правонарушений административные проступки составляют девять десятых и лишь одна десятая часть приходится на преступные проявления». 2 В связи с бездействием норм КоАП РФ сформировалось мнение о крайней неэффективности мер административной ответственности в борьбе с наркоправонарушениями, их недооценка не позволяет полноценно бороться с незаконным приобретением, хранением и потреблением НСПВ в России. Анализ причин такого бездействия, их устранение чрезвычайно важно и необходимо именно сейчас.

Степень разработанности проблемы исследования

Важность данной работы состоит в том, что в настоящее время все еще чрезвычайно мало исследований, посвященных вопросам именно административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным приобретением, хранением, потреблением наркотических средств и психотропных веществ. А ранее, как отмечали специалисты, какой-либо специальной литературы по этим вопросам не было вообще.3 В России традиционно акцент в борьбе с наркоправонарушениями делался прежде всего на мерах уголовной ответственности, поэтому и подавляющее число научных исследований в этой сфере посвящено теме уголовной, а не административной ответственности за наркоправонарушения.

1 Черноусое Е., Целинский Б. Доза допустимого //Домашний адвокат, № 3,2001. С. 8.

2 Севрюгин В. Е. Теоретические проблемы административного проступка: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1994. С. 8.

3 Клеандров М. И. Административная ответственность за потребление наркотических ве ществ. Душанбе: Общество «Знание» Таджикской ССР, 1987. С. 20.

Исследованию правовых, криминологических, социальных и медицинских аспектов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также немедицинского потребления наркотиков посвящены работы Бабаян Э. А., Богомоловой Т. А., Габиани A.A., Прохоровой M. JL, Романовой Л.И.

Уголовно-правовые аспекты незаконного оборота наркотиков и вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, рассматривали Метревели Д. Е., Миньковский Г. М., Мирошниченко H.A., Музыка A.A., Мусаев А. Н., Наумов A.B., Побегайло Э. Ф., Рыжиченков В. И., Сби-рунов П.Н., Сергеев А. Н., Целинский Б. П., Харьковский E.JI. и др.

Административно-правовые средства борьбы с наркоправонарушениями и наркоманией (преимущественно, меры предупреждения и пресечения) исследовались Газизовым Д. А., Дугушкиным М. А., Жуйковым A.B., Канибер Ю. Н., Кириченко Б. П., Никулиным М.И.

История распространения наркотиков и наркомании, а также развития антинаркотического законодательства изучалась Байковой В. Г., Горанским А. Н., Калачевым Б. Ф., Клименко Т. М. и др.

Международные акты и зарубежное законодательство, посвященные борьбе с незаконным оборотом наркотиков, анализируются в работах Антоняна Ю. М., Гасанова Э. Г., Князева В. В., Ревина В. П. и др.

Объектом исследования данной работы является институт административной ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье населения.

Предметом исследования в работе выступают нормы правовых актов Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также практика их применения.

Цели и задачи диссертационного исследования

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа действующих норм российского права, устанавливающих основы административно-правового оборота НСПВ, а также административную ответственность за незаконные приобретение, хранение или потребление НСПВ, изучения соответствующих теоретических исследований и эмпирического материала, разработать конкретные предложения по совершенствованию и обеспечению эффективного использования на практике законодательства, устанавливающего административную ответственность за незаконные приобретение, хранение или потребление НСПВ, а также внести предложения, направленные на предупреждение ошибок, возникающих при квалификации указанных наркоправонарушений на практике.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— изучение развития и современного состояния законодательства, устанавливающего административную ответственность за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ в России, а также практики его применения;

— анализ международных норм, российского и зарубежного законодательства, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, связанные с незаконным приобретением, хранением либо потреблением наркотических средств или психотропных веществ;

— выявление недостатков правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок отнесения средств и веществ к категории наркотических или психотропныхпорядок определения размеров количеств НСПВпорядок приобретения, хранения, потребления НСПВ, а также устанавливающих административную ответственность за нарушение данного порядка;

— исследование практики реализации административной ответственности за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ;

— разработка и обоснование конкретных предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ;

— разработка и обоснование конкретных рекомендаций для устранения ошибок в квалификации незаконных приобретения, хранения либо потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили положения, содержащиеся в научных работах ученых, государственных деятелей, практических работников, рассматривавших отдельные вопросы конституционного, административного и уголовного права, исследовавших проблемы правовой и административной ответственности, вопросы правовых основ государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту.

В ходе научного исследования автором были изучены работы Агапова А. Б., Александрова А. И., Бабаян Э. А, Бахрах Д. Н., Габиани A.A., Газизова Д. А., Га-санова Э.Г., Гиоргадзе Г. П., Готлиб P.M., Гунарис Р. Г., Дугушкина М. А., Дьяченко А., Жуйкова A.B., Игнатенко В. В., Калачева Б. Ф., Комиссарова B.C., Метревели Д. Е., Миньковского Г. М., Мирошниченко H.A., Музыка A.A., Наумова А., Побегайло Э. Ф., Ревина В. П., Романовой Л. И., Сбирунова П. Н., Сев-рюгина В.Е., Сергеева А. Н., Скворцова С. М., Смитиенко В. Н., Харьковского Е. Л., Целинского Б. П., Цымбал Е. И., Шаталова Г. Х., Черноусова Е. и ряда других авторов. Однако, и это естественно, в силу многоаспектности изучаемой проблемы и ее сложности, в работах указанных ученых разрешены далеко не все существующие в данной области вопросы, что обуславливает необходимость ее дальнейшего комплексного исследования.

В основе данной исследовательской работы заложены фундаментальные положения юридической науки, науки административного права. Для полноты и достоверности выводов исследования использовались также методы познания: диалектико-материалистический, сравнительно-правовой, формальнологический, конкретно-исторический, системного анализа, методы конкретно-социологического исследования (анкетирование, интервьюирование).

Нормативную базу исследования составили: Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.,

Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конституция РФ 1993 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., региональное административное законодательство об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, ведомственные нормативные акты, законопроекты, постановления Конституционного Суда РФ и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, зарубежное законодательство об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Эмпирическую базу исследования составили результаты, полученные в ходе проведенного в 2002;2003 годах опроса по специально разработанной анкете, посвященной вопросам предмета исследования (350 опрошенных).1

При написании работы была изучена административная практика и работа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел г. Нижневартовска за 1998;2002 годы по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 44 КоАП РСФСР (Незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах) и преступлениях, предусмотренных ст. 228 ч. 1 УК РФ (Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) — были проанализированы все дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 6.8. КоАП РФ (Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов) и ст. 6.9. КоАП РФ (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), рассмотренные мировыми судьями судебных участков №№ 11−19 г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа за 2002;2003 годы (53 административных дела). Были изучены уголовные дела, возбужденные по ст. 228 УК РФ (Незаконные изготовление, приобретение, хра

1 Анкета утверждена 28 мая 2002 года протоколом № 8 заседания кафедры административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета. нение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ), рассмотренные Нижневартовским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа за 2000;2002 годы (303 уголовных дела).

При написании работы использовались статистические данные о состоянии и динамике развития незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ Управления по охране здоровья населения администрации м/о г. Нижневартовск, Муниципального учреждения «Психоневрологический диспансер» г. Нижневартовска, Отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Управления внутренних дел г. Нижневартовска, подразделений Милиции общественной безопасности Управления внутренних дел г. Нижневартовска, Управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и его Нижневартовского межрайонного отдела, Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при администрации г. Нижневартовска, а также прокурорско-следственная, судебная и административная практика по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в т.ч. опубликованные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам, статистические данные Главного Информационного Центра МВД России, результаты социологических исследований по рассматриваемой категории дел) в целом по России, по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, по городу Нижневартовску.

При написании работы использовались также результаты личных встреч, опросов, бесед по теме диссертационного исследования с рядом федеральных судей, мировых судей, сотрудников органов внутренних дел и Госнаркоконтро-ля России, должностных лиц государственных и муниципальных органов.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что она является одним из первых научных трудов по комплексному исследованию теоретических и прикладных вопросов административной ответственности за незаконные приобретение, хранение либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, установленной обновленным российским законодательством. Автор детально рассмотрел вопросы именно административной ответственности за указанные правонарушения как важной, но в тоже время все еще малоизученной составляющей комплекса мер борьбы с наркоправонарушениями и наркоманией в нашей стране.

На основе выявленных недостатков действующих правовых норм и обоснованных автором предложений по их устранению, в исследовании представлены проект изменений и дополнений в п."м" ст. 71 Конституции РФдоктринальные модели ст. 6.8. и ст. 6.9. КоАП РФпроекты изменений и дополнений в ст.ст.1, 54 Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах" — предложены авторские определения некоторых ключевых понятий, используемых при квалификации правонарушений, связанных с незаконным оборотом НСПВ.

В данном исследовании — одном из немногих — предпринята попытка исследовать причины бездействия на практике норм, устанавливающих административную ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ, показаны роль и значение мер административной ответственности в противостоянии незаконному распространению и немедицинскому потреблению наркотиков в России.

В работе сформулированы и обоснованы конкретные предложения по совершенствованию правовых норм и практики их применения, которые позволят эффективно использовать меры административной ответственности в борьбе с незаконным приобретением, хранением, потреблением наркотических средств или психотропных веществ в России.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту: 1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ необходимо передать в исключительное ведение Российской Федерации, изложив п."м" ст. 71 Конституции РФ в следующей редакции: м) оборона и безопасностьоборонное производствоопределение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имуществаоборот наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ".

2. Поскольку в настоящее время законодательно не определено содержание многих ключевых понятий, используемых при квалификации наркоправонарушений, ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо дополнить следующими основными понятиями:

Приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — любые умышленные действия лица, в результате которых оно получает во владение наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги;

Хранение наркотических средств, психотропных веществ или их аналоговлюбые умышленные действия (бездействие), связанные с фактическим нахождением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов во владении виновного;

Перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналоговлюбые умышленные действия по перемещению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенные лицом с использованием любых видов транспортных средств, иных устройств или животных;

Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — любые умышленные действия лица по использованию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов для извлечения их психоактивного воздействия на свой организм.

Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ — любые умышленные действия с аналогами наркотических средств или психотропных веществ (включая их разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, отпуск, реализацию, распределение, приобретение, использование, потребление, уничтожение, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации)".

3. В п. 1 ст.54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо внести изменения, заменив слова «медико-социальную реабилитацию» на «медицинское и социальное восстановление», поскольку в действующей редакции данная норма не соответствует Примечанию к ст. 6.9. КоАП РФ.

4. Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также порядок отнесения их количеств к небольшим, крупным или особо крупным размерам необходимо определить специальным федеральным законом, поскольку до настоящего времени они устанавливаются подзаконными актами, что недопустимо, т.к. противоречит принципу законности, не соответствует нормам Конституции РФ и КоАП РФ.

5. В тексте вышеуказанного закона необходимо закрепить порядок определения размеров количеств НСПВ и их аналогов, обнаруженных в незаконном обороте, посредством исчисления минимальной токсической дозы для каждого вида НСПВ или аналога НСПВ. Действующий порядок не отвечает принципам справедливости и дифференциации ответственности, искусственно ограничивает сферу действия норм административного права. Кроме того, предлагаемый порядок определения размеров НСПВ и их аналогов позволит определить реальную опасность конкретного наркотика для человеческого организма, индивидуально учитывая генетические признаки наркотика, географическое происхождение наркотикосодержащего растения, способы его обработки и т. д.

6. В тексте федерального закона, регламентирующего порядок определения размеров количеств НСПВ и их аналогов, обнаруженных в незаконном обороте, небольшие размеры количеств НСПВ и их аналогов необходимо установить, по крайней мере, соответствующими одной условной единице минимальной токсической дозы.

7. Статьи 6.8. и 6.9. КоАП РФ, устанавливающие ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ, необходимо дополнить отсылкой на федеральный закон, которым утверждаются перечень наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также установлен порядок определения размеров их количеств.

8. В статье 6.9. КоАП РФ необходимо установить ответственность за потребление аналогов НСПВ без назначения врача.

9. Поскольку основанием административной ответственности за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ в небольшом размере без цели сбыта является совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.8. и 6.9. КоАП РФ, в работе представлен подробный анализ составов данных правонарушений и обосновано мнение по дискуссионным вопросам квалификации. В частности, полагаем, что объектом незаконного приобретения, хранения или потребления НСПВ являются здоровье человека и установленный порядок приобретения, хранения либо потребления НСПВданные правонарушения могут быть совершены только с прямым умыслом и т. д. Спецификой норм является их отсылочный характер.

10. Примечание к статье 6.9. КоАП РФ необходимо изменить, предусмотрев возможность освобождения от административной ответственности за незаконное потребление НСПВ или их аналогов в случае добровольного обращения лица для лечения в лечебно-профилактическое учреждение только государственной или муниципальной систем здравоохранения.

11. С учетом вышеуказанных предложений, считаем необходимым изложить нормы КоАП РФ в следующей редакции:

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в небольшом размере влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

2. Под наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, перечень которых утвержден федеральным законом.

3. Под небольшим размером наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в статьях настоящего Кодекса понимается утвержденное федеральным законом количество данных средств или веществ.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача

Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения для лечения в связи с потреблением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов".

12. Для избежания ошибок в квалификации незаконных приобретения, хранения или потребления НСПВ, необходимо обратить внимание практических работников на обязательность проведения экспертиз по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, для установления наименования (вида) и размера количеств изъятого НСПВ, а также факта потребления НСПВна недопустимость квалификации деяния как изготовление НСПВ при наличии признаков незаконного приобретенияна недопустимость квалификации деяния одновременно как хранение и приобретение НСПВ при отсутствии доказательств незаконного приобретения.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно посвящено комплексному исследованию вопросов административно-правовой ответственности за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ в соответствии с последними изменениями нормативно-правовой базы России в этой области.

Сформулированные в данном исследовании предложения могут быть использованы в законотворческом процессе для совершенствования действующих нормативно-правовых актов РФ, а также в решении теоретических и прикладных вопросов, возникающих при квалификации незаконных приобретения, хранения либо потребления НСПВ, привлечении виновных к административной ответственности за данные правонарушения.

Материалы данного исследования могут быть использованы в учебном процессе для преподавания учебной дисциплины «Административное право», курсов «Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье населения», «Особенности квалификации правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др.

Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы данного исследования прошли обсуждение на кафедре административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета, отражены в восьми научных публикациях автора.

Результаты и основные положения исследования использовались автором в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского государственного университета в 2001;2004 годах.

Основные положения диссертационного исследования докладывались: на окружном конкурсе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ студентов высших и средних профессиональных заведений ХМАО (г.Ханты-Мансийск, 1999 г.);

— на форуме студентов и молодых ученых (г.Екатеринбург, 1999 г.);

— на межвузовских научно-практических конференциях в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского государственного университета (г.Нижневартовск, 2001; 2002 г. г.);

— на межвузовских научно-практических конференциях в ЗападноСибирском институте финансов и права (г.Нижневартовск, 2002 — 2003 г. г.),

— на межвузовских научно-практических конференциях в Нижневартовском филиале Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова (г.Излучинск, 2002 — 2003 г. г.);

— на окружной конференции молодых ученых Ханты-Мансийского автономного округа (г.Сургут, 2002 г.);

— на научной конференции, посвященной 70-летию исторического факультета Томского государственного педагогического университета (г.Томск, 2002 г.);

— на Всероссийской научной конференции (г.Сургут, 2003 г.);

— на научно-практической конференции, посвященной 10-летию Конституции РФ (г.Нижневартовск, 2003 г.);

— на научно-практическом семинаре, организованном Прокуратурой г. Нижневартовска и проходившем с участием судей и должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (г.Нижневартовск, 2003 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Выводы работы свидетельствуют о крайней неэффективности принудительного лечения наркоманов и обосновывают необходимость сохранения и совершенствования условий, стимулирующих наркозависимых правонарушителей лиц к добровольному обращению для лечения.

Согласно ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило НСПВ без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование в специально уполномоченное учреждение здравоохранения. В настоящее время для доказательства факта потребления лицом НСПВ признается достаточным и преимущественно используется на практике медицинское освидетельствование, результат которого оформляется протоколом. Полагаем, что по делам рассматриваемой категории обязательно проведение наркологической экспертизы.

Санкция статьи 6.9. КоАП РФ предусматривает, что потребление НСПВ без назначения врача влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административного ареста на срок до пятнадцати суток. Выводы исследования подтверждают необходимость сохранения административного ареста за немедицинское потребление НСПВ.

Согласно международным нормам, Примечание к ст. 6.9. КоАП РФ предусматривает два основания освобождения лица от административной ответственности, несмотря на наличие в его действиях состава административного правонарушения: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением НСПВ без назначения врача или при согласии лица, признанного больным наркоманией, быть направленным на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическом учреждении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9. КоАП РФ, рассматривают только мировые судьи. Протоколы о данных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) и должностные лица органов по контролю за оборотом НСГГО.

Исследование выявило, что в настоящее время не существует установленного перечня аналогов НСПВ, в законодательстве не определено содержание ключевых понятий, используемых в ст. 6.8. и 6.9. КоАП РФ (приобретение, хранение, потребление НСПВ). Существует несоответствие терминологии, используемой в Примечании к ст. 6.9. КоАП РФ и Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», в Примечании к ст. 6.9. КоАП РФ не конкретизированы системы здравоохранения, к которым должны принадлежать лечебно-профилактические учреждения.

Полагаем, что в статье 6.9. КоАП РФ необходимо установить ответственность за потребление аналогов НСПВ без назначения врача.

Анализ практики выявил ошибки в квалификации незаконных приобретения, хранения или потребления НСПВ. Таким образом, выводы нашего исследования свидетельствуют о существовании острой необходимости совершенствования российского законодательства, устанавливающего административную ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, обеспечения эффективного использования превентивного потенциала мер административной ответственности на практике. Для устранения выявленных в работе недостатков действующего законодательства, а также ошибок его применения, возникла необходимость предложить следующие рекомендации, в том числе изменения и дополнения в нормативно-правовые акты:

1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ необходимо передать в исключительное ведение Российской Федерации, изложив п."м" ст. 71 Конституции РФ в следующей редакции: м) оборона и безопасностьоборонное производствоопределение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имуществаоборот наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ".

2. Статью 1 Закона РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо дополнить следующими основными понятиями:

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — любые умышленные действия лица, в результате которых оно получает во владение НСПВ или их аналоги;

Незаконное приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов осуществляемое в нарушение законодательства Российской Федерации;

Хранение наркотических средств, психотропных веществ или их аналоговлюбые умышленные действия (бездействие), связанные с фактическим нахождением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов во владении лица;

Незаконное хранение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — хранение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, осуществляемое в нарушение законодательства Российской Федерации;

Перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналоговумышленные действия по перемещению НСПВ или их аналогов, совершенные лицом с использованием любых видов транспортных средств, иных устройств или животных;

Незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, осуществляемая в нарушение законодательства Российской Федерации.

Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ — любые умышленные действия с аналогами наркотических средств или психотропных веществ (включая их разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, отпуск, реализацию, распределение, приобретение, использование, потребление, уничтожение, ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с таможенной территории РФ);

Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — любые умышленные действия лица по использованию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов для извлечения их психоактивного воздействия на свой организм".

3. В п. 1 ст.54 Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо внести изменения, заменив слова «медико-социальную реабилитацию» на «медицинское и социальное восстановление», поскольку в действующей редакции данная норма не соответствует Примечанию к ст. 6.9. КоАП РФ.

4. Перечень НСПВ и аналогов НСПВ, порядок отнесения их количеств к небольшим, крупным или особо крупным размерам необходимо определить федеральным законом, поскольку до настоящего времени они устанавливаются подзаконными актами, что недопустимо, т.к. противоречит принципу законности и не соответствует нормам Конституции РФ и КоАП РФ.

5. В вышеуказанном законе необходимо закрепить порядок определения размеров количеств НСПВ и их аналогов, обнаруженных в незаконном обороте, посредством исчисления минимальной токсической дозы для их каждого вида, что позволит определить реальную опасность конкретного наркотика для организма человека, индивидуально учитывая генетические признаки наркотика, географическое происхождение наркотикосодержащего растения и способы его обработки и т. д. Действующий порядок определения размеров не отвечает принципам справедливости и дифференциации ответственности, искусственно ограничивает сферу действия норм административного права.

6. В федеральном законе, регламентирующем порядок определения размеров количеств НСПВ и их аналогов, обнаруженных в незаконном обороте, необходимо установить небольшие размеры количеств НСПВ и их аналогов, по крайней мере, соответствующими одной условной единице минимальной токсической дозы.

7. Статьи 6.8. и 6.9. КоАП РФ необходимо дополнить отсылкой на федеральный закон, которым утверждается перечень НСПВ и их аналогов, а также установлен порядок определения размеров их количеств.

8. В статье 6.9. КоАП РФ необходимо установить ответственность за потребление аналогов НСПВ без назначения врача.

9. Поскольку основанием ответственности за незаконные приобретение, хранение либо потребление НСПВ в небольшом размере без цели сбыта является совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.8. и 6.9. КоАП РФ, в работе представлен подробный анализ составов данных правонарушений и обосновано мнение по дискуссионным вопросам квалификации. В частности, считаем, что объектом незаконных приобретения, хранения или потребления НСПВ являются здоровье человека и установленный порядок приобретения, хранения или потребления НСПВданные правонарушения могут быть совершены только с прямым умыслом.

10. Примечание к ст. 6.9. КоАП РФ необходимо изменить, предусмотрев возможность освобождения от ответственности за незаконное потребление НСПВ или их аналогов в случае добровольного обращения лица для лечения в лечебно-профилактическое учреждение только государственной или муниципальной систем здравоохранения.

11. С учетом указанных предложений, считаем необходимым изложить рассматриваемые нормы КоАП РФ в следующей редакции:

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в небольшом размере влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

2. Под наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, перечень которых утвержден федеральным законом.

3. Под небольшим размером наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в статьях настоящего Кодекса понимается утвержденное федеральным законом количество данных средств или веществ.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача

Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения для лечения в связи с потреблением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов".

12. Для избежания ошибок в квалификации незаконных приобретения, хранения или потребления НСГТВ, необходимо обратить внимание практических работников:

— на обязательность проведения экспертиз по делам данной категории для установления наименования (вида) и размера количеств изъятого НСГТВ, а также факта потребления НСПВ;

— на недопустимость квалификации деяния как изготовление НСПВ при наличии признаков приобретения;

— на недопустимость квалификации деяния одновременно как хранение и приобретение НСПВ при отсутствии доказательств приобретения.

В заключение необходимо отметить, что несмотря на выявленные в работе недостатки правовых норм, устанавливающих административную ответственность за незаконные приобретение, хранение либо потребление наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.8. и 6.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях), сегодня уже очевидно намерение государства максимально усилить контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также установить эффективный механизм реализации ответственности за его нарушение. Полагаем, этому в полной мере будут способствовать выводы настоящего исследования. Сформулированные в настоящей работе выводы, предложения и рекомендации, не претендуя на полноту и бесспорность, на наш взгляд, смогут оказаться полезными в дальнейшем совершенствовании правотворческой и правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

Устранение выявленных в данном исследовании недостатков действующего законодательства и ошибок его применения, а также практическое воплощение авторских предложений, расширит сферу действия мер административной ответственности в борьбе с наркоправонарушениями и позволит с большей эффективностью противостоять незаконным приобретению, хранению, потреблению наркотических средств или психотропных веществ в нашей стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и РФ, выпуск ХЬУП. М., 1994.
  2. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981 г., вып. XXXV.
  3. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) // Бюллетень международных договоров, август 2000 г., № 8.
  4. АКонституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
  5. Конституция (Основной закон) СССР (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г., № 41. Ст. 617.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г. (Часть I), № 1. Ст. 1.
  7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25. Ст. 2954.
  8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984 г., № 27. Ст. 909.
  9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета от 16 декабря 2003 года.
  10. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г., № 1. Ст. 2.
  11. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ от 13 августа 2001 г., № 33 (Часть I). Ст. 3430.
  12. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ от 26 июня 2000 г., № 26. Ст. 2729.
  13. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» // Собрание законодательства РФ от 19 июля 1999 г., № 29. Ст. 3697.
  14. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ от 29 июня 1998 г., № 26. Ст. 3006.
  15. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ от 12 января 1998 г., № 2. Ст. 219.
  16. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., № 33. Ст. 1318.
  17. Постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. № 5494−1 «О концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 32. Ст. 1265.
  18. Федеральный закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 9 апреля 1992 г., № 15. Ст. 769.
  19. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1978 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 44. Ст. 717.
  20. Указ Президиума ВС РСФСР от 15 июля 1974 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1974 г., № 29. Ст. 782.
  21. Указ Президиума ВС СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» // Свод законов СССР. Том 10. М.: Известия, 1989.
  22. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1965 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1965, № 27. Ст. 670.
  23. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 года «О ратификации Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года» // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1963, № 52. Ст. 546.
  24. Закон г. Москвы от 8 июля 1999 г. № 29 «Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ» // Ведомости Московской Думы, № 8, 1999.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2003 г. № 624 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета от 11 июня 2003 года.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета от 11 июня 2003 года.
  27. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 24 марта 2003 г., № 12. Ст. 1099.
  28. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 18 января 2000 года.
  29. Указ Президента России от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Ведомости РФ от 5 марта 1992 г., № 10.
  30. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» // Собрание законодательства РФ от 9 октября 2000 г., № 41. Ст. 4076.
  31. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами» // Собрание законодательства РФ от 17 августа 1998 г., № 33. Ст. 4009.
  32. Постановление Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ от 22 ноября 1993 г., № 47. Ст.4531
  33. Приказ Минздрава СССР от 8 сентября 1988 г. № 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» // Текст приказа официально опубликован не был.
  34. Обзор надзорной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2002 год // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003, № 9.
  35. Постановление № 385п01пр Президиума Верховного Суда РФ. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2001 года (по уголовным делам) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002, № 4.
  36. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2001 года // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002, № 3.
  37. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 5.
  38. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 4.
  39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета от 10 июня 1998 г.
  40. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Невинномысского районного суда Ставропольского края» // Вестник Конституционного Суда РФ, 1998, № 1.
  41. Аналитическая справка информационного центра УВД Ханты-Мансийского автономного округа (Ф1 -41 -2,Ф 1−41 -6) от 05.01.2003 г.
  42. Аналитическая справка о работе УВД г. Нижневартовска (Ф1−41−2) от 05.01.2003 г.
  43. Отчеты о работе судов I инстанции (Нижневартовского городского суда) по рассмотрению уголовных дел для Управления судебного департамента в ХМАО за 1999−2002 годы.
  44. Дело № 3−2559/16/2002 мирового судьи судебного участка № 13 в м/о г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа Югра.
  45. Дело № 3−2100/11/02 мирового судьи судебного участка № 13 в м/о г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа Югра.
  46. Справка МОБ УВД г. Нижневартовска от 10.12.2001 г. «О проведении оперативно-профилактической операции „Мак-2001“ на территории г. Нижневартовска».
  47. Справка УВД г. Нижневартовска «Сведения об административной практике органов внутренних дел за 2001 год» (Форма 1-АП, Приложение к приказу МВД России от 19.06.1997 г. № 379).
  48. Справка Муниципального учреждения «Психоневрологический диспансер» г. Нижневартовска «Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями за 2000−2002 годы» (Форма № 37).
  49. Справка Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета от 03.06.2003 г.
  50. МОНОГРАФИИ, КОММЕНТАРИИ, УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ
  51. А.Б. Административная ответственность. М.: Статут, 2000.
  52. Административное право /Под ред. Козлова Ю. М., Попова Л.Л./. М.: Юристъ, 2000.
  53. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (милиции) /Под ред. Коренева А.П./. М.: МВШМ МВД СССР, 1988.
  54. А.И., Айбиндер М. Я., Афанасьев В. В. и др. /Под редакцией Сальникова В.П./ Наркотики в России: преступления и расследование. СПб., 1999.
  55. Анисимов J1.H. Наркотики: правовой режим. Международно-правовые и внутригосударственные проблемы регулирования производства, применения и распространения наркотических и психотропных веществ. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974.
  56. Ю.М., Князев В. В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 2000.
  57. В.Г., Белогулов С. Б., Горанский А. Н. Наркомания: причины, последствия, меры защиты. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000.
  58. Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Учебное пособие. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989.
  59. Д.Н. Состав административного проступка. Свердловск: Свердловский юридический институт, 1987.
  60. В.Н., Стешиц В. К., Скворцов С. М. Деятельность участковых инспекторов милиции по борьбе с наркоманией. Минск: МВШ МВД СССР, 1990.
  61. A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.
  62. И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Воронежский университет, 1970.
  63. Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сравнительно-правовой аспекты. М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2000.
  64. С.П., Готлиб P.M., Романова Л. И. Наркомания: правовые и медицинские проблемы. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1988.
  65. P.M., Романова Л. И., Яцков Л. П. Социально-правовые и медицинские аспекты борьбы с тунеядством, пьянством и наркоманией. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1987.
  66. А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М.: Контракт-Инфра М, 2003.
  67. С. Внимание наркомания! (перевод с польского Васильева Л.В.) /Под редакцией Бабаян Э.А./ М.: Медицина, 1988.
  68. В.В. Оценочные понятия и административно-деликтный закон. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1996.
  69. М.Г. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. Ташкент: Издательство Фан Узбекской ССР, 1982.
  70. .П. Административно-правовые меры борьбы с наркоманией (лекция). Хабаровск: Высшая школа МВД РСФСР, 1991.
  71. М.И. Административная ответственность за потребление наркотических веществ. Душанбе: Общество «Знание» Таджикской ССР, 1987.
  72. Т.М., Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков (криминологические и уголовно-правовые аспекты). Саратов: СЮИ МВД России, 1999.
  73. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Козлова Ю.М./. М.: Юристь, 2002.
  74. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под общей редакцией Рекова Э.Н./. М.: Норма-Инфра М, 2002.
  75. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях /Под ред. Веремеенко И. И., Салищевой Н. Г., Студеникиной М.С./. М.: Проспект, 2001.
  76. Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000.
  77. H.A., Музыка A.A. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. Киев, Одесса: Вьпца школа, 1988.
  78. A.A. Квалификация органами внутренних дел преступлений, совершаемых на почве наркомании. Киев: Издательство НИиРИО КВШ МВД СССР, 1988.
  79. А.Н., Сбирунов П. Н., Целинский Б. П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств. М.: ВНИИ МВД России, 2000.
  80. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева. Первый этап — Древняя Русь // http://www.narkotiki.ru/research5281 .html.
  81. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева. Второй этап Великорусское государство // http://www.narkotiki.ru/research5282.html.
  82. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева. Третий этап Всероссийская империя // http://www.narkotiki.ru/research5284.html.
  83. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева. Четвертый этап Советское государство // http://www.narkotiki.ru/research5301.html.
  84. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева. Периодизация хронологии распространения наркотиков в России // http://www.narkotiki.ru/research5280.html.
  85. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева. Пятый этап Постсоветское время // http://www.narkotiki.ru/research5314.html.
  86. М.И. Административно-правовые меры борьбы с наркоманией. Социальные, правовые и криминологические проблемы борьбы с наркоманией (Под общей ред. Сабитова P.A.). Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1991.
  87. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994.
  88. Н.И., Кадыров М. М. Уголовно-правовая борьба с преступлениями, связанными с наркотическими средствами. Ташкент: Ташкентская высшая школа МВД СССР, 1989.
  89. Организационные проблемы борьбы с незаконным распространением наркотиков и особенности развития этого явления в Российской Федерации. Избранные труды Б.Ф. Ка-лачева // http://www.narkotiki.ru/research5218.html.
  90. Противодействие незаконному обороту наркотических средств. Учебное пособие /Под общей редакцией Сергеева А.Н./. М.: УБНОН МВД России, Московская академия МВД России, Щит-М, 2000.
  91. Ю.С. Административные правонарушения, рассматриваемые органами внутренних дел. М.: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1981.
  92. П.Н. Состояние теоретической разработки проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их злоупотреблением. Теоретические и правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. М.: ВНИИ МВД России, 1999.
  93. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 — 1952 г.г. /Под ред. И.Т. Голякова/. М., 1953.
  94. В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. М.: Академия МВД СССР, 1988.
  95. В.Н. Уголовно-правовая охрана здоровья населения в СССР. Киев: Выща школа, 1989.
  96. Теория государства и права /Под ред. Корельского В. М., Перевалова В.Д./. М.: Норма-Инфра-М, 1999.
  97. Уголовное право России. Общая часть /Под ред. Здравомыслова Б.В./. М.: Юристь, 1996.
  98. Уголовное право России. Особенная часть /Под ред. Здравомыслова Б.В./. М.: Юристь, 1996.
  99. Ф.Т., Котов А. К. Расплата за дурман. Алма-Ата, 1989.
  100. СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
  101. ЗЛ.Ахмадуллин А. Сложности применения статьи 228 Уголовного кодекса // Законность, 2000, № 11.
  102. В., Долгишев В. Защита от наркотиков (научно-практическая работа) // Российская юстиция, 1998, № 7.
  103. В. Перекос в борьбе с наркоманией // Законность, 1998, № 3.
  104. Г. Борьба с наркоманией в округе // Законность, 2000, № 1.
  105. В Новосибирске подвели итоги работы территориальных органов Госнаркоконтроля России Сибирского федерального округа // http://www.narkotiki.ru/gnk5618.html.
  106. А. Факт приобретения наркотиков надо доказывать // Российская юстиция, 1999, № 6.
  107. Т.Ю., Калачев Б. Ф., Целинский Б. П. Изучение региональных характеристик незаконного распространения наркотиков в Российской Федерации // Теоретические и правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. М.: ВНИИ МВД России, 1999.
  108. В. Определить законом крупный размер наркотических средств // Российская юстиция, 2003, № 2.
  109. A.A. Криминологические аспекты потребления наркотиков (на материале Грузинской ССР) // Советское государство и право, 1987, № 7.
  110. Госкомитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Ханты-Мансийскому АО намерен пресечь поставки в регион наркотиков // http://www.narkotiki.ru/gnk5600.html.
  111. Госнаркоконтроль информирует. Управление общественных связей Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // http://www.narkotiki.ru/gnk5588.html.
  112. Р., Стегний Т. Борьба с наркотизмом ведется плохо // Законность, 1995, № 9.
  113. P.M., Романова Л. И. О некоторых причинах наркомании (по материалам криминологического исследования в Приморском крае) // Советское государство и право, 1990, № 1.
  114. Л. Постоянный комитет по контролю наркотиков в России // Адвокат, 1998, № 11.
  115. В.Г. Применение административно-правовых средств в предупреждении незаконного оборота наркотиков // Проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. Межвузовский сборник научных статей. Саратов: СЮИ МВД РФ, 1998.
  116. А., Цымбал Е. Совершенствование законодательства о предупреждении злоупотребления психоактивными веществами // Уголовное право, 2000, № 1.
  117. А., Четвертанова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по уголовным кодексам зарубежных стран // Уголовное право, 2001, № 1.
  118. Интервью министра здравоохранения России, академика РАМН Ю. Л. Шевченко информационно-публицистическому сайту «Нет-наркотикам» // http://www.narkotiki.ru/ecolumn5238.html.
  119. А. Доклад «Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления» (по заказу Института стратегических исследований) // Безопасность (информационный сборник фонда национальной и международной безопасности), 1998, № 11−12.
  120. B.C. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по уголовному кодексу РФ // Законодательство, 1998, № 10.
  121. Е.А. Оценка распространенности наркоманий и токсикоманий в динамике на федеральном и региональном уровнях // Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы /Под общей ред. Поздняковой М.Е./. М.: Институт социологии РАН, 1999.
  122. Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году // Российская юстиция, 2003, № 5.
  123. В. Добровольная сдача наркотиков в теории и судебной практике // Российская юстиция, 2003, № 9.
  124. В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право, 1996, № 3.
  125. А.Г. Значение нормотворческой деятельности МВД в борьбе с наркобизнесом // Проблемы государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 1999.
  126. Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П., Целинский Б. П. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М.: Издательство ИНИОН РАН, 1999.
  127. На смену героину спешит кокаин // Местное время от 5 марта 2002 года.
  128. Наркодело: последнее слово за судом // Новости Югры от 2 марта 2002 года.
  129. А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция, 2000, № 7.
  130. А.Г. К вопросу об отграничении незаконного хранения от незаконной перевозки наркотических средств или психотропных веществ // Адвокатская практика, 2002, № 1.
  131. Г. С. Разграничение административной и уголовной ответственности за противоправные действия, связанные с наркотическими средствами // Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Самара, 1990.
  132. И. Первые итоги антинаркотической программы // Местное время от 6 ноября 2001 года.
  133. И. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств // Законность, 1999, № 1.
  134. Правовые средства воздействия на преступность // Уголовное право, 2000, № 2.
  135. В. Некоторые вопросы применения судами законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами // Юридический мир, 1998, № 7.
  136. JI.C. История становления наркобизнеса в России // Проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. Межвузовский сборник научных статей. Саратов: СЮИ МВД РФ, 1998.
  137. П.Н., Шаталов Г. Х. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Пути совершенствования действующего законодательства. // Следователь, 1998, № 1.
  138. А.Н. К вопросу об отмене ответственности за немедицинское потребление наркотиков // Актуальные проблемы контроля за незаконным оборотом наркотиков. Межвузовский сборник научных статей. М.: МЮИ МВД России, 1996.
  139. С.М., Гиоргадзе Г. П. Меры административного принуждения в борьбе с незаконным потреблением и оборотом наркотиков // Советское государство и право, 1991, № 1.
  140. Совершенствование борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: международный опыт и опыт России (научно-практическая конференция). Материал подготовлен Осмоналиевым K.M. // Государство и право, 1996, № 5.
  141. A.B. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Следователь, 1998, № 5.
  142. М.М., Карасева Е. В. О путях повышения эффективности административной практики по делам о потреблении наркотиков // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел в свете новой Конституции РФ. М., 1995.
  143. С. Многие нормы проекта КоАП провоцируют злоупотребления чиновников // Российская юстиция, 2000, № 6.
  144. М.С. Что такое административная ответственность? М.: Советская Россия, 1990.
  145. Судебная статистика за первое полугодие 2002 года // Российская юстиция, 2003, № 1.
  146. Т.Д. Новый Уголовный кодекс о незаконных действиях с наркотическими действиями // Уголовное право, 1997, № 3.
  147. ., Черноусов Е. О проблемах антинаркотического законодательства // Адвокатские вести, 2002, № 4.
  148. Е.И. Пути совершенствования законодательства, направленного на борьбу с наркоманиями // Вопросы наркологии, 1989, № 2.
  149. Е., Целинский Б. Доза допустимого // Домашний адвокат, 2001, № 3.
  150. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ4.?.Боголюбова Т. А. Наркотизм: основы частной криминологической теории: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка прокуратуры СССР, 1991.
  151. Д.А. Административно-правовые основы предупреждения и пресечения милицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств: Дис.. канд. юрид. наук. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1999.
  152. Р.Г. Незаконный оборот наркотических средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2002.
  153. Е.В. Основание административной ответственности. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт, 1965.
  154. М.А. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения распространения наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: Московская академия МВД России, 2002.
  155. В.М. Борьба с наркоманией (уголовно-правовые и криминологические аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ленинград: Ленинградский государственный университет, 1991.
  156. В.В. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с организованным незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: Московский институт МВД России, 2001.
  157. H.A. Уголовная ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт наркотических веществ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Харьков: Харьковский юридический институт, 1984.
  158. K.M. Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств (по материалам Кыргызской Республики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 1997.
  159. М.Л. Наркотизм: социально-психологические, криминологические, уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис.. д-р юрид. наук. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2001.
  160. А. Эффективность уголовно-правовых норм об ответственности за наркотизм (на материалах Туркменской ССР): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Институт государства и права АН СССР, 1983.
  161. В.Е. Теоретические проблемы административного проступка: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1994.
  162. Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Московская академия МВД России, 2002.
Заполнить форму текущей работой