Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование таможенного режима временного ввоза: проблемы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа проблем, возникающих в процессе привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение правил режима временного ввоза, сформулирован ряд предложений по совершенствованию норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Установлено, что отдельные нормы гл. 16 КоАП РФ дублируют друг друга, в силу чего подлежат изменению. Обращается внимание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-правовые аспекты таможенного режима временного ввоза товаров и транспортных средств
    • 1. 1. Таможенные режимы как составная часть процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (теоретикоправовые аспекты)
    • 1. 2. Нормативное регулирование таможенного режима временного ввоза товаров и транспортных средств
    • 1. 3. Временный ввоз в системе экономических таможенных режимов
  • Глава 2. Проблемы правоприменения норм таможенного законодательства в части перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами и субъектами предпринимательства в режиме временного ввоза
    • 2. 1. Временный ввоз транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: особенности правовой регламентации по таможенному законодательству Российской Федерации
    • 2. 2. Особенности применения таможенного режима временного ввоза в отношении товаров и транспортных средств физических лиц
    • 2. 3. Административная ответственность за нарушение порядка временного ввоза товаров и транспортных средств: проблемы теории и практики

Правовое регулирование таможенного режима временного ввоза: проблемы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важной составляющей развития торговых отношений с другими государствами является упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В связи с этим, одним из приоритетных направлений регулирования внешнеторговых отношений становится унификация таможенных процедур и формальностей на границе, приведение их в соответствие с мировыми стандартами.

Товары перемещаются через границу посредством различных видов транспорта, в том числе с использованием трубопровода и линий электропередачи. Современное таможенное законодательство четко регламентирует права, обязанности заинтересованных в перемещении товаров лиц, содержит четкий перечень документации, необходимой для перемещения товара любым способом. Прозрачность таможенных формальностей, удобство восприятия таможенно-правовых норм невозможны без знания содержания и назначения основных категорий таможенного права. К числу базовых понятий данной отрасли законодательства относится «таможенный режим».

Наряду с общими правилами, действующими в отношении любых грузов, декларант вправе избрать для своего товара такой таможенный режим, который максимально удовлетворяет его собственным интересам. Посредством таможенного режима определяется статус товара для таможенных целей1, а также дополнительные права и обязанности самого декларанта. Унификация режимных правил позволит максимально упростить не только производство таможенного оформления товаров и транспортных средств, таможенный контроль, но и станет гарантией исполнения обязательства самого государства перед участниками внешнеэкономической деятельности. В целях упрощения торговли, развития туризма, обмена научными, культурными и иными достижениями современного прогресса в мировой.

1 См.: Козырин А. Н. Таможенные режимы. М., 2000. С. 19−20. практике используется таможенный режим временного ввоза товаров и транспортных средств. Временный ввоз относится к таможенным процедурам, наиболее четко регламентированным международными нормами, законодательством стран Западной Европы.

В России применение данного режима осложняется запутанностью производства таможенного оформления, отсутствием совместной информационной межведомственной базы данных о временно ввезенных товарах и транспортных средствах, а также несовершенством механизма таможенного контроля на границе с отдельными странами. Это становится препятствием для добросовестных участников торговых отношений, законопослушных граждан.

Мировая торговля базируется на принципе свободы международного транзита, в связи с чем в Таможенном кодексе РФ (далее — ТК РФ)1 нашли свое отражение нормы различных конвенций, которые прямо либо опосредованно позволяют претворить в жизнь данный принцип. Среди таких норм можно выделить не только правила перемещения товаров и транспортных средств непосредственно в режиме международного таможенного транзита, но и временного ввоза, включенного кодексом в перечень экономических режимов.

Вопросы взаимодействия таможенного режима временного ввоза с иными таможенными режимами, определение его места в системе режимных правил, значение данного режима в решении задачи свободы международного транзита представляются актуальным.

Таможенные режимы как категория таможенного права уже неоднократно подвергались научному анализу. Однако изучение механизма правового регулирования временного ввоза с позиции совершенствования процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, упрощения данной таможенной процедуры в целях повышения эффективности работы таможенной администрации, проводится впервые.

1 Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп., включая от 18 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5038- 2004. № 27. Ст. 2711- № 34. Ст. 3533- N 46 (ч. 1). Ст. 4494- 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3101- 2006. № 1. Ст. 15- № 3. Ст. 280- № 8. Ст. 854.

Цель настоящего исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию таможенной процедуры временного ввоза товаров и транспортных средств различными участниками таможенных правоотношений. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— выявление особенностей, анализ содержания и структуры таможенного режима как базовой категории таможенного права;

— анализ норм международного права и российского законодательства, регулирующих процесс временного ввоза товаров и транспортных средств;

— выявление взаимообусловленности и взаимосвязи таможенного режима временного ввоза и таможенных режимов транзита, таможенного склада, выпуска для внутреннего потребления, а также иных таможенных процедур;

— определение значения режима временного ввоза в числе иных экономических таможенных режимов;

— изучение классификаций таможенных режимов, представленных в науке и закрепленной в таможенном законодательстверазработка авторской концепции по данной проблематике- ¦

— раскрытие особенностей временного ввоза транспортных средств как таможенного режима, используемого субъектами внешней торговливыявление проблем, возникающих в ходе применения данной процедуры;

— характеристика применения таможенного режима временного ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами;

— выявление проблем, возникающих в ходе правоприменительной практики, в том числе в части квалификации нарушений правил временного ввоза товаров и транспортных средств, а также при назначении мер административной ответственности;

— разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм таможенного законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.

Объект диссертационного исследования составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу применения таможенного режима временного ввоза товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами.

Предметом диссертационного исследования являются нормы таможенного, международного таможенного, административного и иных отраслей права, регулирующие процесс перемещения товаров и транспортных средств в режиме временного ввоза, а также практика их применения таможенными и судебными органами.

Степень разработанности темы. Понятию правовых режимов, их содержанию и структуре, классификации режимных правил посвящено множество научных трудов ученых-представителей различных отраслей права. В ходе исследования были изучены мнения по данной проблеме таких представителей юридической науки, как: С. С. Алексеев, В. Б. Исаков, O.E. Кутафин, A.B. Малько, Н. И. Матузов, С. А. Комаров О.С. Родионов, И. С. Самощенко, М. М. Султыгов.

Определенное влияние на формирование авторского понимания содержания и назначения правового режима, освещение проблем применения режимных правил оказали труды ученых — представителей науки административного и финансового права, таких как: Д. Н. Бахрах, Н. М. Конин, В. М. Манохин, A.C. Матинов, A.B. Минашкин, JI. JL Попов, Ю. Н. Старилов, О. М. Соловьева, О. С. Рогачева, Ю. А. Тихомиров, Н. И. Химичева, В. Н. Ульянова и др.

Важное значение для написания настоящей работы имели труды ученыхпредставителей науки таможенного права: О. Ю. Бакаевой, Г. В. Баландиной, А. Н. Козырина, В. В. Егиазаровой, Г. В. Матвиенко, А. Ф. Ноздрачева, А. Г. Рязанцева, В. П. Шавшиной, A.A. Шахмаметьева и др.

Теоретическая основа исследования. В ходе написания настоящей работы был изучен целый ряд диссертационных исследований и авторефератов, монографий, научных статей, учебных пособий по общей теории права, конституционному, административному, международному таможенному и российскому таможенному праву. Важное значение в ходе написания диссертации придавалось также анализу нормативных актов, материалам правоприменительной практики (таможенных органов, судов).

Методологической базой исследования является комплекс научных методов — диалектический общенаучный метод познания, а также частно-научные методы: системно-структурный, исторический, логический, сравнительно-правовой и другие.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном изучении процесса перемещения товаров и транспортных средств различными субъектами таможенных правоотношений в режиме временного ввоза, которое проводится впервые. В диссертации предлагаются следующие теоретические положения, которые характеризуют научную новизну проблематики и выносятся на защиту:

1. В ходе исследования было сделано заключение, что принципы действия режимных правил производны от общих принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Кроме того, содержание любого таможенного режима представляет собой логическое продолжение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу либо его завершение. *.

Институт таможенных режимов предлагается рассматривать как межотраслевой, поскольку он включает в себя комплекс норм международного, таможенного, административного, финансового и гражданско-правового характера.

2. На основе анализа условий получения разрешения на помещение груза под таможенный режим временного ввоза, условий действия данной таможенной процедуры обоснован вывод о необходимости совершенствовать нормы ТК РФ. Так, в ст. 160 ТК РФ предлагается конкретизировать перечень гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных режимными правилами, в целях уточнения обязанностей декларанта, желающего получить разрешение на пользование таможенным режимом временного ввоза.

3. Законодательное положение о возможности замены одного режима на другой находит свое отражение применительно к режиму временного ввоза. Однако перечень таможенных режимов, которые могут быть заменены на временный ввоз, законодательно не закреплен. В целях обеспечения логической взаимосвязи таможенных режимов, предлагается сформулировать п. 3 ст. 210 ПС РФ следующим образом: «под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ и нормами о завершении действия таких таможенных режимов».

4. Содержание таможенного режима временного ввоза образуют требования условного полного или частичного освобождения временно ввозимых товаров, транспортных средств от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также применения к ним мер экономического характера. Поскольку четкий перечень нетарифных мер экономического характера четко не установлен, предлагается закрепить на законодательном уровне, какие экономические барьеры применяются к товарам, временно ввозимым на территорию РФ, помимо прямо перечисленных в ТК РФ антидемпинговых, компенсационных и специальных мер и пошлин.

5. Поддерживая позиции отдельных ученых по поводу существа таможенного режима и его разновидностей (Д.Н. Бахраха, C.B. Кивалова, А. Н. Козырина, В.В. Егиазаровой), в целях удобства восприятия норм таможенного законодательства предлагается разграничить таможенные режимы на два вида: общий и специальный.

Общий таможенный режим распространяется на все перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства (правила таможенного оформления, таможенного контроля и др.). При этом наряду с обязательными (общими) для всех правилами, на декларанта возлагаются дополнительные обязательства, связанные с соблюдением правил избранного (специального) режима. Специальный таможенный режим предлагается рассматривать как совокупность норм материального и процессуального характера, конкретизирующих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, устанавливающих набор прав, обязанностей декларанта, тарифных и нетарифных льгот, порядок их реализации и совершения таможенных операций в целях достижения значимого результата заинтересованным в перемещении товара лицом, — с одной стороны, и государства, — с другой.

Таким образом, общий и специальный таможенные режимы не исключают друг друга, а гармонично сосуществуют, позволяя, с одной стороны, обеспечить интересы государства, и с другой — извлечь декларанту максимальную выгоду от перемещения своего товара.

6. В результате комплексного анализа процесса временного ввоза транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предлагается: во-первых, наделить Федеральную службу по надзору в сфере транспорта при Министерстве транспорта РФ правом осуществлять контроль за целевым использованием российскими лицами временно ввезенных транспортных средств и образовать единую информационную базу временно ввезенных транспортных средств ГИБДД МВД РФ, ФТС РФ и указанной Службы, в целях усиления контроля за временно ввезенными транспортными средствамиво-вторых, освободить от таможенного сбора за таможенное оформление транспортные средства российских лиц, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в случае временного ввоза, вывоза либо помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны. Целесообразно внести соответствующее изменение в под. 22 п. 1 ст. 357.9 ТК РФв-третьих, ограничить в законодательстве четкими временными рамками срок временного ввоза транспортных средств, по прошествии которого на них должны распространяться все правила, применяемые к условно выпущенным товарам.

7. В связи с отсутствием четкого механизма межведомственного контроля за временно ввезенными транспортными средствами, предлагается включить в число функций таможенных органов ведение ими реестров транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами и юридическими лицами.

8. В целях совершенствования и унификации временного ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами обоснована необходимость:

— распространения упрощенного порядка таможенного обложения отдельных видов морских (речных) и воздушных судов, принадлежащих физическим лицам, в случае их выпуска для внутреннего потребления;

— установления предельных сроков временного ввоза не только в отношении автомобилей, но и иных транспортных средств, временно ввозимых физическими лицами для личных нужд в соответствии с п. 4 ст. 283 ТК РФ.

— решения вопроса о ставках сборов за таможенное оформление в отношении различных видов транспортных средств (а не только автомобилей), временно ввозимых на территорию РФ физическими лицами для личных нужд.

9. В результате анализа проблем, возникающих в процессе привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение правил режима временного ввоза, сформулирован ряд предложений по совершенствованию норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Установлено, что отдельные нормы гл. 16 КоАП РФ дублируют друг друга, в силу чего подлежат изменению. Обращается внимание на особенности правового статуса субъектов подобных нарушений таможенных правил. Также обоснована целесообразность принятия постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющего отдельные вопросы применения норм главы 16 КоАП РФ, поскольку таможенные органы на практике руководствуются лишь ведомственными подзаконными актами, а суды сталкиваются с проблемами неоднозначного толкования норм ТК РФ и Особенной части КоАП РФ.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертации предопределены актуальностью тематики исследования и рассмотренных в ней проблем. Положения диссертации могут быть восприняты законодателем при внесении изменений и дополнений в таможенное и административное законодательство.

Предложенные в работе выводы теоретического и практического характера могут быть использованы как в учебном процессе при изучении и подготовке к преподаванию курсов «Административное право», «Таможенное право», «Международное таможенное право», так и при подготовке учебных, методических материалов.

Апробация результатов диссертации. Настоящая диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре публичного права ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», обсуждена также на кафедре административного и муниципального права ГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД России». Результаты исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в докладах на научно-практических конференциях. Отдельные результаты исследования были апробированы при проведении практических занятий по курсу «Таможенное право» в Саратовском государственном социально-экономическим университете.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и библиографический список использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного анализа норм таможенного законодательства в части перемещения товаров и транспортных средств посредством таможенного режима временного ввоза, можно обозначить следующие важные выводы.

Таможенный режим" является базовой категорией таможенного права, поскольку посредством режимных правил законодатель устанавливает рамки поведения субъектов таможенных правоотношений. Изучив различные точки зрения по поводу содержания и назначения правовых режимов и их разновидностей (административных, финансовых, таможенных), можно заключить, что таможенный режим представляет собой комплексный институт таможенного права как отрасли законодательства, включающий в себя нормы как процессуальные (как следует из определения ТК РФ), так и материальные. На это обстоятельство уже не раз указывали ученые в области таможенного права. Полагаем, что данное положение также необходимо закрепить в нормах ТКРФ.

В ходе исследования и сопоставления общих принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с принципами действия режимных правил, мы пришли к логическому заключению о том, что последние производны от первых. Кроме того, содержание любого таможенного режима, на наш взгляд, является логическим продолжением процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу либо его завершения.

В процессе анализа международно-правовых основ таможенного режима < временного ввоза обосновано мнение о том, что рассматриваемый таможенный режим в мировой практике воспринимается как категория, парная временному вывозу, а правовая регламентация таких режимов позволяет прямо или косвенно реализовать важный принцип мировой торговли — принцип свободы транзита. В целях реализации отдельных положений международно-правовых норм о таможенном режиме временного ввоза предлагается внести в российское законодательство ряд дополнений. Так, Конвенция о карнете А.Т.А. предполагает наличие в стране, присоединившейся к Конвенции, органа, гарантирующего выполнение обязательств перед Международным бюро торговых палат, гарантирующей ассоциации по конвенциям, посвященным временному ввозу. Правительством РФ был решен вопрос о выдающем карнеты А.Т.А. органе и гаранте перед Международным бюро торговых палат. Так, Торгово-промышленная палата РФ выполняет работу по оформлению и выдаче карнетов ATA и функции гарантирующей ассоциации по указанным конвенциям, а Внешторгбанк России является гарантом.

В Уставе Торгово-промышленной палаты РФ названные в постановлении Правительства РФ функции, не перечислены. В подп. 11 п. 6 Устава установлено, что Торгово-промышленная палата РФ содействует организации международных выставок и обеспечению подготовки и проведения выставок российских товаров за границей. Предлагаем внести в Устав данной организации такое дополнение: «Торгово-промышленная палата выполняет функции гарантирующей ассоциации по конвенциям о временном ввозе товаров и транспортных средств».

Правовые основы применения таможенного режима временного ввоза в Российской Федерации закреплены таможенным законодательством. Рассматривая процесс применения данного режима, исходя из предложенных в науке стадий применения таможенного режима (предоставление разрешения на применение, использование таможенного режима, завершение действия конкретного таможенного режима) мы пришли к ряду выводов.

Очевидно, что ТК РФ детально регламентирует процесс действия рассматриваемого таможенного режима во времени.

Между тем, отдельные положения ТК РФ требуют корректировки. Так, важной характеристикой содержания любого таможенного режима являются условия помещения товаров и транспортных средств под режимные правила. Так, законодатель требует идентификации помещенных под данный режим товаров в случае их обратного вывоза. '.

Кроме того, таможенные органы наделяются правом требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. К числу подобных гарантий относятся обеспечение уплаты таможенных платежей, а также представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иные гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленные подразделом ТК РФ, посвященным таможенным режимам.

К сожалению, законодатель не указывает, какие «иные гарантии» надлежащего исполнения обязательств при режиме временного ввоза, кроме указанных в ст. 160 ТК РФ, могут обеспечить соблюдение декларантом режимных правил. Полагаем, что в ст. 160 ТК РФ необходимо конкретизировать перечень гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных режимными правилами, в целях уточнения обязанностей декларанта, желающего поучить разрешение на пользование таможенными режимом временного ввоза.

Таможенное законодательство устанавливает, что под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ (п. 3 ст. 210). В данном случае находит свое выражение конкретизация принципа свободы выбора таможенного режима. Полагаем, что в законодательстве следовало бы закрепить, какие таможенные режимы могут быть заменены на временный ввоз. В целях обеспечения логической взаимосвязи таможенных режимов, предлагаем сформулировать п. 3 ст. 210 ТК РФ следующим образом: «под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ и нормами о завершении действия таких таможенных режимов».

Таможенный режим временного ввоза предусматривает полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ряда товаров, перечень которых приведен в ТК РФ (ст. 212). К ним относятся лишь те категории товаров и транспортных средств, которые способствуют международному развитию торговли, науки, культуры. Очевидно, что перемещение физическими лицами товаров для личных нужд в режиме временного ввоза также не наносит ущерба национальным экономическим интересам. Поэтому перечень оснований для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов предлагаем дополнить за счет товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, временно ввозимых физическими лицами.

Порядок обложения товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, регламентируется не только нормами ТК РФ, но и налоговым законодательством.

Так, при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 151 НК РФ). Предусмотрены также налоговые вычеты в случаях приобретения налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отдельных таможенных режимах, в том числе в режиме временного ввоза (ст. 171 НК РФ).

При помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 185 НК РФ).

Думается, что изъятие из общего порядка налогообложения свидетельствует о специальном характере режима временного ввоза в налоговом отношении. Если вернуть таможенной пошлине статус налога, таможенный режим временного ввоза можно будет причислить к специальным налоговым режимам. В настоящее время регламентация специальных налоговых режимов проводится по иным основаниям, чем в прежней редакции НК РФ. Однако, на наш взгляд, такая возможность не исключена.

Предоставление льгот в таможенном обложении — не единственное преимущество финансового характера, применяемое к временно ввозимым товарам.

ТК РФ предусматривает также неприменение мер экономического характера на период временного ввоза.

В настоящее время законодательством установлены различные виды экономических барьеров на пути нежелательных к перемещению товаров. Проблема заключается в том, что четкий перечень нетарифных ограничений экономического характера отсутствует, так же как и нет единого кодифицированного источника, регламентирующего порядок применения таких мер. Исключение составляют антидемпинговые, компенсационные и специальные меры и пошлины. Полагаем, что на законодательном уровне следует закрепить, какие экономические барьеры применяются к товарам, временно ввозимым на территорию РФ, помимо указанных разновидностей пошлин.

Таможенный режим временного ввоза на практике может быть заменен также на иные таможенные режимы, например, на реэкспорт, таможенный склад, переработку на таможенной территории и для внутреннего потребления. Полагаем, что законодательно необходимо закрепить порядок завершения действия таможенного режима временного ввоза указанными таможенными режимами и регламентировать особенности проведения в отношении товаров различных таможенных операций. Так, законодатель регламентирует порядок изменения таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада.

В ТК РФ указано, что помещение временно ввезенного товара на таможенный склад приостанавливает действие режима временного ввоза. То есть, в случае повторного помещения товара под режим временного ввоза срок последнего не исчисляется заново. Таким образом, позиция законодателя по этому вопросу ясна: нельзя бесконечно пользоваться льготами таможенных режимов временного ввоза и таможенного склада. Предлагаем установить также возможное количество случаев изменения таможенного режима временного ввоза на таможенный склад, и наоборот.

В работе обосновывается вывод о том, что таможенные режимы, предусматривающие освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, на которые может быть заменен режим временного ввоза, позволяют не только завершить действие режима временного ввоза, но и приостановить его.

Изучение различных оснований для классификации правовых режимов (в том числе и таможенных), изучение опыта стран Европейского Союза, позволяет сделать ряд выводов о законодательной дифференциации таможенных режимов, месте режима временного ввоза среди экономических таможенных режимов. Так, учитывая межотраслевой характер норм таможенного права, предлагаем рассматривать институт таможенных режимов как комплекс норм международного, административного, финансового и гражданско-правового характера, способствующий достижению цели декларанта в получении льгот и привилегий в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Анализ существующих в науке классификаций таможенных режимов позволил расширить перечень оснований для такого деления. Так, исходя из территориальных пределов, действие отдельных режимов может ограничиваться определенной территорией (например, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, свободная таможенная зона (свободный склад). На это уже указывали ученые. Предлагаем назвать такие режимы локальными.

Таможенные режимы могут распространять действие своих норм на товар в пределах всей территории РФ, то есть быть внутригосударственными. Таможенный режим международного таможенного транзита потому и называется международным, что его действие начинается и заканчивается за пределами государства. Итак, исходя из территориальных пределов действия режимных правила, таможенные режимы могут быть локальными, внутригосударственными и международными.

В науке таможенного права предлагаем выделять общий таможенный режим и специальные таможенные режимы (на это уже указывали такие ученые, как Д. Н. Бахрах, C.B. Кивалов, но применительно к нормам ТК РФ 1993 г.).

Думается, что общий таможенный режим как совокупность норм материального и процессуального характера, позволяющих обеспечить соблюдение общеобязательных правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, действует в отношении любых категорий грузов. Вместе с тем, определенные изъятия из общих правил могут быть установлены нормами международного права или национальным законодательством. Обычно они касаются порядка производства таможенного оформления, особенностей контрольных процедур и привилегий в таможенном обложении.

Таможенное законодательство определяет таможенный режим как процедуру, то есть совокупность норм, предусматривающих порядок проведения с товарами ряда операций. Мы полагаем, что таможенная процедура представляет собой лишь совокупность процессуальных норм, тогда как режимные правила включают и нормы материального характера.

Специальный режим — это своеобразное изъятие из общего порядка перемещения товаров и транспортных средств и пользования ими. Аналогично общему таможенному режиму, он представляет собой совокупность норм материального и процессуального характера. В отличие от общего, специальный режим избирается декларантом самостоятельно, таможенные органы не вправе 1 «навязать» его использование, тогда как общие правила перемещения в части таможенного оформления, контроля, применения нетарифных барьеров неэкономического характера (административных, технических) распространяются на все товары и транспортные средства, независимо от воли их владельцев.

Избирая специальный режим для своего груза, декларант получает льготы тарифного и нетарифного характера. Однако, взамен привилегий, на него возлагаются дополнительные обязательства, связанные с соблюдением правил < избранного режима, помимо тех, что установлены общими правилами. Таким образом, общий и специальный таможенные режимы не исключают друг друга, а гармонично сосуществуют, позволяя, с одной стороны, обеспечить интересы государства, и с другой — извлечь декларанту максимальную выгоду от перемещения своего товара.

Итак, специальный таможенный режим — совокупность норм материального и процессуального характера, конкретизирующих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, устанавливающих набор прав, обязанностей декларанта, тарифных и нетарифных льгот, порядок их реализации и совершения таможенных операций в целях достижения значимого результата заинтересованным в перемещении товара лицом, — с одной стороны, и государства, — с другой.

Законодательная классификация таможенных режимов закреплена ст. 155 ТК РФ. Они подразделены на основные, экономические, завершающие, специальные и иные специальные. В результате проведенного анализа практической и теоретической обоснованности данной классификации предлагаем: во-первых, воспринять в науке понятие экономических таможенных режимов и режимов с освобождением от уплаты таможенных платежей из ТК Европейского Союза, в связи с чем, к экономическим режимам причислять как международный таможенный транзит, так и временный вывоз. во-вторых, отказаться от понятия завершающие таможенные режимы, специальные и иные специальные таможенные режимы, поскольку критерий причисления названных в ТК РФ режимов к названным разновидностям не установленв-третьих, предлагаем реставрировать норму ТК РФ 1993 г., в которой все таможенные режимы причислялись к специальным;

Среди специальных таможенных режимов, на наш взгляд, можно выделить лишь базовые (выпуск для внутреннего потребления, экспорт) и производные от них режимы. Причем законодательное закрепление классификации специальных таможенных режимов совсем не обязательно.

Особое внимание в исследовании было уделено взаимообусловленности таможенных режимов, их взаимосвязи. Изучив порядок перемещения товаров и транспортных средств в режиме временного ввоза на территории особых экономических зон, мы пришли к выводу, что отдельные нормы правовых актов об особых экономических зонах, в части учета временно ввезенных товаров и транспортных средств и предъявления отчетности об их использовании, могут быть распространены и на остальную территорию России.

Полагаем также, что таможенные органы должны вести реестр временно ввезенных товаров, принадлежащих юридическим лицам, а также реестры временно ввезенных транспортных средств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам. Это позволит упростить таможенный контроль за условно выпущенными товарами.

Рассматривая проблемы применения норм таможенного законодательства в части применения таможенного режима временного ввоза, особое внимание было уделено порядку временного ввоза транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Законодатель устанавливает лишь два вида режима, используемых в отношении таких транспортных средств — временный ввоз и временный вывоз. В ходе исследования, мы пришли к выводу о несостоятельности закрепления такого исчерпывающего перечня, поскольку транспортные средства могут перемещаться и в режиме международного таможенного транзита.

В целях усиления контроля за временно ввезенными транспортными средствами, предлагаем наделить Федеральную службу по надзору в сфере транспорта при Министерстве транспорта РФ правом осуществлять контроль за целевым использованием российскими лицами временно ввезенных транспортных средств. Необходимо также вести единую информационную базу временно ввезенных транспортных средств Управления ГИБДД МВД РФ, ФТС РФ и указанной Службы.

Рассматривая проблему таможенного обложения транспортных средств, временно ввозимых российскими лицами, мы пришли к выводу о том, что под. 22 п. 1 ст. 357.9 ТК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «от <(таможенного сбора за таможенное оформление освобождаются транспортные средства, перемещаемые российскими лицами и используемые для международной перевозки грузов и пассажиров, помещаемые под таможенные режимы временного ввоза, временного вывоза или свободной таможенной зоны». На наш взгляд, это необходимо в целях поддержания интересов российских перевозчиков, перемещающих грузы любым видом транспорта, в том числе морским и воздушным. Дело в том, что постановление Правительства.

РФ, регламентирующее порядок взимания таможенных сборов за таможенное оформление не предусматривает таких льгот, если транспортные средства (кроме автомобильного транспорта) помещены под экономические таможенные режимы. Предлагаем распространить обязанность по уплате таких сборов только на те ситуации, когда транспортное средство подвергается переработке на таможенной территории или для внутреннего потребления, либо выпускается в свободное обращение как товар.

В отличие от временного ввоза товаров, ограничительный срок временного ввоза транспортных средств, в ТК РФ не установлен. Он зависит то завершения самой транспортной операции либо обстоятельств, связанных с эксплуатацией или обслуживанием транспортного средства. Полагаем, что предельный срок временного ввоза транспортных средств следует ограничить в законодательстве четкими временными рамками, по прошествии которых на транспортные средства должны распространяться все правила, применяемые к условно выпущенным товарам. Очевидно, что подобные сроки должны соотноситься со сроками международного и внутреннего таможенного транзита с учетом периода, необходимого для проведения операций с такими транспортными средствами.

В ходе исследования было установлено, ТК РФ не закрепляет порядок завершения действия режима временного ввоза в отношении транспортных средств. На этом основании предлагаем: во-первых, сделать оговорку в ст. 239 и п. 1 ст. 240 ТК РФ и распространить действие таможенного режима реэкспорта и на транспортные средстваво-вторых, внести в ст. 214 и 272 ТК РФ дополнение: «действие таможенного режима временного ввоза товаров (транспортных средств) завершается обратным их вывозом за пределы РФ, при этом применяется режим реэкспорта. В случае применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, указанные суммы подлежат возврату, если товары (транспортные средства) вывозятся за пределы РФ в течение 6 месяцев с момента их ввоза».

Таким образом, в законодательстве будет четко установлена взаимосвязь таможенных режимов. Аналогично следует регламентировать правила завершения действия режима временного вывоза транспортных средств режимом реимпорта и внести в ст. 274 ТК РФ соответствующее дополнение.

Поскольку законодательство разрешает приостанавливать действие режима временного ввоза транспортного средства его временным вывозом, но не указывает на необходимость получения разрешения на временный вывоз такого транспортного средства, предлагается внести в ч. 3 ст. 274 ТК РФ соответствующее дополнение.

Анализ установленного порядка производства таможенного оформления транспортных средств позволяет сделать вывод о сложности данной процедуры, связанной с неоднозначностью формулировок в подзаконных актах. Так, например, приказ ГТК РФ от 2 марта 1995 г. № 137 предусматривает возможность не регистрировать в ГАИ (в настоящее время — ГИБДД) МВД РФ временно ввезенные на срок свыше 6 месяцев транспортные средства, не предназначенные для эксплуатации на территории России в связи с характером их временного ввоза. Остается неясным вопрос: какие транспортные средства не требуют регистрации и оформления удостоверения ввоза транспортного средства? Предлагаем закрепить перечень таких транспортных средств.

В ходе таможенного оформления транспортных средств в качестве въездной или выездной таможенной декларации таможенный орган принимает стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ. Предлагаем оповещать по ведомственной линии те таможенные органы, которые осуществляют таможенное оформление транспортных средств, о содержании таких международных договоров и соглашений.

ТК РФ указывает на особенности перемещения транспортных средств с запчастями и оборудованием как единого целого, так и по отдельности. В последнем случае подзаконные акты требуют гарантировать соблюдение перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Однако перечень ситуаций, требующих такой гарантии, не установлен.

В связи с этим, применительно к таможенному обложению запчастей и оборудования предлагаем четко установить на уровне подзаконного нормативного акта, в каких случаях декларант должен гарантировать уплату таможенных пошлин и налогов в отношении запчастей и оборудования, поскольку данный вопрос в настоящее время частично регулируется ненормативным актом ГТК РФ.

В целях совершенствования процесса временного ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами, необходимо, на наш взгляд: во-первых, распространить упрощенный порядок таможенного обложения отдельных видов морских (речных) и воздушных судов, принадлежащих физическим лицам, в случае их выпуска для внутреннего потребленияво-вторых, установить предельные сроки временного ввоза для всех транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных нужд в соответствии с п. 4 ст. 283 ТК РФ (а не только в отношении автомобилей) — в-третьих, решить вопрос о ставках сборов за таможенное оформление в отношении иных видов транспортных средств, временно ввозимых на территорию РФ физическими лицами для личных нужд.

В результате анализа правоприменительной практики мы пришли к мнению о том, что порядок таможенного контроля на границе с Республикой Белоруссия за временно ввозимыми транспортными средствами физических лиц, необходимо закрепить на уровне нормативного акта.

В целях защиты добросовестных лиц, важно предусмотреть в ТК РФ: если временно ввезенные товары (транспортные средства) не вывезены в установленный срок в силу обстоятельств, не зависящих от владельца (например, в случае кражи) и при отсутствии в его действиях вины, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов не возникает. На важность закрепления такой нормы указывает правоприменительная практика.

В настоящем исследовании детальному изучению подвергались, и проблемы привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение правил режима временного ввоза и условий действия такого режима. В результате чего, нами было внесено ряд предложений по совершенствованию норм таможенного и административного законодательства. В работе содержится анализ судебной и правоприменительной практики, связанной с проблемами квалификации нарушений правил режима временного ввоза.

Поскольку квалификация любого правонарушения тесно связана с доказательственной базой, а особенность нарушений режима временного ввоза заключается в том, что большая часть информации может быть собрана по линии оперативной связи с таможенными и иными правоохранительными органами других государств, предлагаем разработать типовой договор о направлении запросов в таможенные органы иностранных государств. Пока такое взаимодействие оперативно налажено только с отдельными странами ЕврАзЭс.

Отдельные нормы главы 16 КоАП РФ в настоящее время являются «неработающими», например, ч. 1 ст. 16. 18 в части невывоза временно ввезенных физическими лицами товаров. Это объясняется отсутствием четкого перечня товаров, которые должны быть вывезены в обязательном порядке за пределы РФ физическими лицами. Такой перечень должен быть утвержден Правительством РФ.

Предлагаем также на законодательном уровне закрепить: во-первых, предельный срок временного ввоза товаров физическими лицами для личных нуждво-вторых, установить период, в течение которого физическое лицо вправе обращаться за продлением срока временного ввоза товаров и транспортных средств. Думается, что установление такого срока позволит избежать привлечения к ответственности лиц, которые по уважительным причинам пропустили дату продления срока временного ввоза, и, по сути, не нарушили общий срок, установленный Правительством РФ.

В диссертационном исследовании были изучены проблемы конкуренции составов нарушений таможенных правил. Так, конкурирующими являются нормы ч. 1 ст. 16.20 (пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение условно выпущенным товаров) и ч. 2 ст. 16.19 (пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами) в нарушение таможенного режима, под который они помещены).

Был сделан вывод о том, что состав нарушения таможенных правил, предусмотренный ч. 1 ст. 16.20, является надуманным, такие ситуации вполне вписываются в рамки ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ. Более того, отдельные специальные процедуры как раз и предполагают условный выпуск товаров в соответствии с льготным режимом без документов и сведений (например, временный ввоз транспортного средства в гуманитарных целях). Предлагаем исключить ч. 1 ст. 16.20 из КоАП РФ, а ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе в случае условного выпуска таких товаров и (или) транспортных средствпередача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, а также передача условно выпущенного товара или транспортного средства в нарушении требования специальной процедуры.».

В целях разъяснения отдельных положений главы 16 КоАП РФ, правильной квалификации таких нарушений предлагаем принять постановление Пленума Верховного Суда РФ, поскольку таможенные органы в настоящее время руководствуются ненормативным письмом ФТС РФ, а в судах (в силу объективных причин) возникает множество споров в связи с неоднозначностью отдельных положений КоАП РФ и неверным толкованием норм таможенного законодательства.

Таковы основные итоги проведенного исследования. Надеемся, что наши предложения найдут свое отражение при рассмотрении содержания и назначения таможенных режимов, а также в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях//
  2. Н.Г. О роли советского социалистического государства и права в развитии советского общества: Учебное пособие по теории государства и права. Вып. 1. М., 1953.
  3. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
  4. С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 1989.
  5. O.A. Организационно-правовые проблемы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами: Дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004.
  6. С.А. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, вводимого в связи с социальными конфликтами: (По материалам международных конфликтов): Дис. канд. юрид. наук. М., 1994
  7. К.В. Административные правонарушения в области таможенного дела, предметом или орудием совершения которых являются морские суда: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.
  8. B.C. Привлечение к административной ответственности предпринимателей и юридических лиц // Арбитражная практика. 2005. № 1.
  9. A.A. Подходы к установлению правового режима информационных ресурсов // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М., 2003.
  10. О.Ю. Институт льгот в таможенном праве // Современное право. 2005. № 2.
  11. О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003.
  12. Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999.
  13. Д.Н. Административное право. М., 1996.
  14. Д.Н., Кивалов C.B. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995.
  15. Д.Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., 2004.
  16. А.Г. Административная ответственность юридических лиц: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  17. К.Г. Международное таможенное право. М., 2001.
  18. .Н., Чернявский А. Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.
  19. Н.В. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенных правоотношениях: Дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  20. О.В., Майоров В. И. Правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Федерации. Челябинск, 2005.
  21. С.А. Международно-правовая система Всемирной торговой организации и интересы России: Дис. .докт. юрид. наук, М., 2000.
  22. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1994.
  23. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат.- Отв. ред. JI.JI. Кофанов. Т. VII. М., 2005.
  24. Ю.А., Евтеева A.A., Петров С. М. Административное право: Учебник. М., 2005.
  25. A.A. Современное антидемпинговое регулирование ВТО и России // Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов. М., 2001.
  26. И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., 1997.
  27. Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. JI.M. Энтина. М., 2001.
  28. В.В. Правовое регулирование таможенных режимов переработки: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  29. М.В. Административная ответственность должностных лиц: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004.
  30. А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.
  31. А.Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001.
  32. А.Д., Сизова К. А. Льготы и преференции в таможенном деле: Учебное пособие. СПб., 2004.
  33. О.В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004
  34. В.В. Правовые основы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушениях таможенных правил: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  35. В.Б. Механизм правового регулирования правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987.
  36. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. М., 2004.
  37. А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: (Сравнительно-правовое исследование): Дис.. д-ра юрид. наук. -М., 1994.
  38. А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. докт. юрид. наук. М., 1994.
  39. А.Н. Таможенное право Франции //Российская юстиция.1995. № 2.
  40. А.Н. Таможенные режимы. М, 2000.
  41. А.Н., Егиазарова В. В. Правовые основы регулирования таможенных режимов. Комментарий законодательства. М., 2001.
  42. С.А., Малько A.B. Теория государства и права. М., 1999.
  43. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. М, 2004.
  44. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. Азарова и Г. В. Баландиной. М, 2004.
  45. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под общ. ред. В. П. Шавшиной. СПб., 2004.
  46. Комментарий Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"/ Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс».
  47. Н.М., Журик В. В., Петров М. П. Административное право Российской Федерации / Под ред. Н. М. Конина. М., 2005
  48. П.И. Административная ответственность должностных лиц: Дис. канд. юрид. наук. М., 1993.
  49. Д.В. Правоотношения в таможенной сфере (историко-теоретический аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.
  50. Коротин А. В Не оформленные в таможенном отношении товары и транспортные средства // Форум: Метод, сборник. Вып. 11 / Под общ. ред. А. И. Лутовинова. М., 2002.
  51. А. Порядок взыскания штрафов с юридических лиц // Хозяйство и право. 2003. № 10.
  52. В.В. Режим приграничной торговли в российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
  53. Л.А. Конвенциональное регулирование Внешнеэкономической деятельности: Монография. М., 2000.
  54. И.В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. 2005. № 4.
  55. В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (финансово правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  56. A.B. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие / A.B. Малько. 4 изд., переработанное и дополненное. — М., 2004.
  57. A.B., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательства // Журнал российского права. 2000. № 9.
  58. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право. Саратов, 2000.
  59. Г. В. Административная ответственность за нарушения таможенных правил: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  60. A.C. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) // Финансовое право. 2002. № 4.
  61. Г. М. Организационно-правовые аспекты привлечения физических и юридических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  62. A.A. Основы таможенного дела Европейского Союза: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  63. Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис— канд. юрид. наук. М., 2001.
  64. И.В. Таможенное право Российской Федерации. Курс лекций. Орел, 2003.
  65. И.В. Правовой статус субъектов административной ответственности в таможенной сфере: Автореф.. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  66. Основы таможенного дела: Учебник / Под общей ред. В. Г. Драганова. М., 1998.
  67. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  68. Д.М. Правовые основы управления таможенным делом в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1994.
  69. И.Н., Шнур JI.B. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Основная часть. СПб., 1996.
  70. В.И. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли России. Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  71. И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9.
  72. К.К. Международное таможенное право. Киев, 2001.
  73. И.С. Охрана режима законности советским государством. М., 1966.
  74. В.Г. Правовые основы помещения товаров под «завершающие» и «специальные» таможенные режимы // Право и экономика. 2005. № 7.
  75. В.Г. Правовые основы помещения товаров под «основные» и «экономические» таможенные режимы // Право и экономика. 2005. № 6.
  76. В.Г., Щербина Г. П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. № 8.
  77. Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования): Дисканд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  78. О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в системе специальных административно-правовых режимов // Современное право. 2005. № 8.
  79. И.В. Правовой режим конфиденциальной информации: правовой аспект: Дис. канд. юрид наук. Екатеринбург, 2004-
  80. М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: Дис. докт. юрид. наук. СПб., 2005.
  81. И.В. Административная ответственность. (Серия «Юридическое образование»). М., 2004
  82. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  83. А.И. Особенности административной ответственности в сфере таможенных правоотношений в России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
  84. В.Н. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.
  85. В.М. Правовое регулирование ответственности за нарушения таможенных правил (Аспекты квалификации). М., 2003.
  86. Д.И. Административно-правовой режим регулирования налогообложения и сборов в России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  87. ЧубаровА.В. Административно-правовые аспекты рассмотрения споров в арбитражных судах (Проблемы совершенствования законодательства и арбитражной практики): Дис. канд. юрид. наук. Люберцы, 2003.
  88. P.A. Антидемпинговый процесс. Источники права. М., 2001.
  89. Е.В. Финансово-правовые аспекты взаимодействия банковской системы и таможенных органов в Российской Федерации: Дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
  90. A.A. Таможенный режим по законодательству России и Франции (сравнительное исследование на примере режима таможенного склада): Дис. .канд. юрид. наук. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой