Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, обеспечение его реализации органами внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ф. С. Разаренова, В. М. Редкоуса, Л. М. Розина, М. И. Рябова, А. В. Серегина, Ю. П. Соловья, Г. А. Туманова, Б. Ф. Швецова, А. П. Шергина, А. Ю. Якимова и других. Значительное внимание при исследовании административно-правовых проблем охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в работах вышеназванных авторов уделено вопросам их взаимосвязи с защитой личной безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Административно-правовые основы статуса граждан РФ
  • §-1.Понятие и содержание административно-правового статуса граждан
  • §-2.Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • З.Виды гарантий прав и свобод граждан
  • Глава 2. Функции органов внутренних дел по обеспечению реализации административно-правового статуса граждан РФ
    • 1. Обеспечение личной безопасности граждан, защита их жизни, здоровья, прав и свобод от противоправных посягательств
    • 2. Осуществление в чрезвычайных ситуациях предусмотренных законом мер, связанных со спасением людей, защитой их здоровья, сохранением материальных ценностей
    • 3. Оказание в пределах полномочий милиции содействия гражданам в осуществлении их прав и законных интересов

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, обеспечение его реализации органами внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Осуществляемые в России радикальные перемены в социально-политической и экономической жизни государства, демократизация всех сторон общества, возросшая активность граждан Российской Федерации (РФ) во многом меняют представления о взаимоотношениях между личностью и государством, гарантиях обеспечения прав и свобод граждан, ставят проблемные вопросы, требующие поиска путей их научного разрешения.

В настоящее время на смену приоритету общественных и государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности. Нынедействующая Конституция Российской Федерации закрепила подлинный приоритет прав и свобод человека в обществе и государстве, провозгласив, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства"1. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепринятым принципам и нормам международного права2.

Гарантированность прав и свобод является своеобразным внешним механизмом ограничения власти, которая стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во многих сферах человеческой жизни. Вместе с тем проблемы реальной гарантированное&tradeправ и свобод граждан РФ, их защиты в российском государстве остаются задачей первостепенной важности. Основным условием реализации гарантий прав и свобод граждан.

Конституция Российской Федерации. — М., 1993.Ст.2.

2Всеобщая декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения // Материалы межвузовской региональной конференции. — М.: Академия управления МВД России, 2000. является поддержание такого уровня и качества жизни населения, который обеспечивал бы национальное согласие в стране, общественно-политическую стабильность. В связи с этим, реализация основных прав граждан РФ, а значит, и социальная стабильность в стране зависят от всесторонне продуманной государственной политики.

Целесообразно подчеркнуть, что процессы демократизации общества происходят на фоне осложнения криминогенной обстановки. Криминальный фактор относится к основным деструктивным элементам социальной жизни, поэтому особую значимость в этих условиях приобретает обеспечение надежной охраны общественного порядка. Складывающаяся неблагоприятная обстановка с охраной общественного порядка в стране настоятельно требует значительного укрепления взаимодействия органов внутренних дел с населением.

В системе мер по защите конституционных прав и свобод граждан РФ ведущее место принадлежит органам внутренних дел, а также их важнейшей составной части — подразделениям милиции общественной безопасности, призванным защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств, осуществлять охрану общественного порядка в стране. В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД 26.12.2002 г. Президент Российской Федерации подчеркнул: «Сегодня МВД в первую очередь должно стать одним из инструментов надежной защиты прав и законных интересов граждан и их личной безопасности, именно на это направлена проводимая нами судебная реформа, законодательные и политические инициативы в других сферах, именно этот подход определил идеологию реформ самого МВД"1.

Для современной России проблема реализации административно-правового статуса граждан РФ правоохранительными органами является.

1 Вестник МВД России. 2002 г., № 2.С.7. одной из ключевых, поскольку только на ее основе можно осуществлять меры по развитию и совершенствованию как общества, так и государства в целом. Вся деятельность органов внутренних дел должна быть обращена к человеку, его интересам и выражаться в юридической охране его прав, то есть иметь правовую форму гарантий их осуществления.

Теоретическая разработка проблемы реализации административно-правового статуса граждан РФ органами внутренних дел необходима и потому, что закрепляемые в законе гарантии не в силах автоматически обеспечить реальность прав граждан, поскольку эти гарантии не снабжены действенными средствами претворения их в жизнь. Диссертант разделяет точку зрения профессора В. Н. Бутылина, который считает, что органы внутренних дел до недавнего времени не имели современной теоретико-методологической концепции, которая бы позволила разработать стратегию охраны и защиты, основных прав на обозримый период'.

Актуальность названной проблемы обусловливается тем, что в конституционном праве еще не сложилась целостная концепция государственно-правового механизма охраны прав граждан. В результате такого несоответствия теории и реальной практики обеспечения конституционных прав российские граждане не чувствуют себя защищенными. При этом государство по-прежнему рассматривается как репрессивный орган, осуществляющий в основном государственное принуждение. В итоге в обществе усиливаются правовой нигилизм и равнодушие.

Таким образом, важность решения проблем в сфере охраны и защиты милицией прав граждан очень велика, более того, эта проблема приобрела.

1 Бутылин В. Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 5. общероссийский характер. Данный фактор определил выбор темы диссертационного исследования, а также обусловил ее актуальность и значимость.

Степень разработанности темы исследования. Права и свободы гражданина, его правовой статус, гарантии их реализации неоднократно были предметом исследований. Традиции рассмотрения этих вопросов с позиций формирования правового государства были заложены известными юристами России: JI. И. Петражицким, П. И. Новгородцевым и другими российскими учеными. Отличительной особенностью их российской государственно-правовой школы можно считать приоритет обеспечения и защиты прав граждан, гарантий в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, их должностных лиц.

В трудах отечественных ученых-юристов С. С. Алексеева,.

A. Г. Бережного, С. Н. Братуся, Н. В. Витрука, В. А. Кучинского,.

B. В. Лазарева, А. В. Малько, Н. И. Матузова, В. А. Патюлина, Ф. М. Рудинского содержатся теоретические исследования правового статуса граждан, гарантий их прав и свобод. Формирование гражданского общества, правовой государственности как предпосылки полноценного осуществления провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод исследовано в трудах ученых-административистов Д. Н. Бахраха, Ю. М. Козлова, Е. А. Лукашевой, Л. А. Николаевой, В. П. Сальникова, Н. Ю. Хаманевой.

Важное место в научной разработке проблем охраны общественного порядка занимают исследования В. М. Безденежных, И. И. Веремеенко, В. В. Власенкова, А. 3. Гливинского, М. И. Еропкина, А. Г. Елагина, Л. Н. Игнатова, Н. В. Караханова, И. Ш. Килясханова, Л. М. Колодкина, Ф. Е. Колонтаевского, А. П. Коренева, С. П. Ломтева, А. Ф. Майдыкова, В. С. Обидина, Ю. Н. Ольховникова, Л. Н. Околовича, Л. Л. Попова,.

Ф. С. Разаренова, В. М. Редкоуса, Л. М. Розина, М. И. Рябова, А. В. Серегина, Ю. П. Соловья, Г. А. Туманова, Б. Ф. Швецова, А. П. Шергина, А. Ю. Якимова и других. Значительное внимание при исследовании административно-правовых проблем охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в работах вышеназванных авторов уделено вопросам их взаимосвязи с защитой личной безопасности граждан, исходя из того, что в административно-правовой деятельности органов внутренних дел (милиции) по поддержанию надежного общественного порядка акцент переносится на реализацию прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для их правомерного поведения. На первый план в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав и свобод человека и гражданина, требованиями законодательства о милиции выдвинута задача обеспечения личной безопасности граждан, создания благоприятных условий для реализации их прав и свобод.

В последние годы вышли в свет монографии ученых В. Н. Бутылина, А. С. Мордовца, А. С. Прудникова, И. В. Ростовщикова, посвященные вопросу исследования механизма охраны и защиты прав и свобод граждан.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией административно-правового статуса граждан РФ в сфере государственного управления.

Предмет исследования составляют юридические основы административно-правового статуса граждан РФ, а также функции органов внутренних дел по обеспечению его реализации.

Цель диссертационной работы заключается в комплексном изучении административно-правовых основ статуса граждан РФ, а также раскрытии основных функций органов внутренних дел по обеспечению его реализации. Данное исследование предполагает решение следующих задач: — дать определение административно-правового статуса граждан РФ;

— охарактеризовать механизм гарантий реализации прав и свобод граждан РФ с учетом особенности деятельности органов внутренних дел;

— проанализировать систему обеспечения органами внутренних дел личной безопасности граждан, зашиты их жизни, здоровья, прав и свобод от противоправных посягательств;

— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса граждан РФ.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую базу исследования составляет диалектический метод научного познания социальных явлений. Исследования проводились с использованием частных методов научного познания (наблюдение, анкетирование, изучение документов, практического материала), предполагающих реализацию возможностей сравнительно-правового, конкретно-социологического, исторического, логического анализа.

Эмпирическую базу исследования составляют: международно-правовые документы по правам человека, Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, КоАП РФ от 31.12.2001 г., а также ведомственные нормативные акты, материалы периодической печати и практика деятельности ОВД по обеспечению административно-правового статуса граждан РФ. Автором изучена научная литература по общей теории права, конституционному, административному и другим отраслям права, относящаяся к теме диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении комплексного анализа содержания административно-правового статуса граждан Российской Федерации, отражающего приоритетный характер защиты прав и свобод граждан в правоохранительной деятельности.

Новизной отличается сформулированное автором уточненное определение административно-правового статуса граждан РФ, включающее не только права, обязанности и ответственность граждан в сфере управления, но и их гарантированность в деятельности государственных органов.

Элементы новизны носят результаты анализа и систематизации функций органов внутренних дел по обеспечению реализации административно-правового статуса граждан, которые расширяют научные познания административно-правового регулирования по защите прав и свобод граждан.

Новизной характеризуются также содержащиеся в диссертации предложения и рекомендации по совершенствованию административно-правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Административно-правовой статус граждан — это установленная Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере государственного управления, совокупность прав, обязанностей и ответственности граждан, основанная на приоритете признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан, гарантирующая их реализацию в деятельности государственных органов.

2. Проведение в жизнь системы гарантий обеспечения реализации административно-правового статуса граждан является одновременно приоритетным направлением деятельности ОВД по охране общественного порядка, созданию необходимых условий соблюдения прав и свобод человека. Механизм гарантий реализации административно-правового статуса состоит из:

— выполнения юридических обязанностей по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;

— создания необходимых условий для их реализации;

— постоянного наблюдения и контроля за их реализацией;

— охраны прав и свобод граждан;

— применения санкций в случае их нарушения.

3. Сущность административно-правовой деятельности органов внутренних дел по реализации административно-правового статуса граждан — звено единой системы юридического механизма по обеспечению прав и свобод граждан и заключается в:

— обеспечении личной безопасности граждан, защиты их жизни, здоровья, прав и свобод от противоправных посягательств;

— осуществлении в чрезвычайных ситуациях предусмотренных законом мер, связанных со спасением людей, защитой их здоровья, собственности;

— оказании в пределах полномочий милиции содействия гражданам в осуществлении их прав и законных интересов.

4. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и ведомственных нормативных правовых актов обеспечения реализации административно-правового статуса граждан Российской Федерации включают:

— принятие Федеральных законов «Об обращениях граждан», «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка»;

— уточнение названия проекта Федерального закона «О профилактике преступлений» наименованием «О профилактике административных правонарушений и преступлений» с включением в него не только положений о реализации уголовной политики по предотвращению преступлений, но и о формировании государственной административной политики в этой сфере правоохранительной деятельности;

— обновление основных ведомственных нормативных актов, регламентирующих организационную деятельность дежурных частей, подразделений патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных милиции, инспекций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются комплексным характером исследования и базируются на научно-методическом, нормативно-правовом и эмпирическом материале. Автором были использованы различные методы исследования, соблюдался принцип сопоставления и анализа сведений, взятых из разных литературных источников и материалов практической деятельности органов внутренних дел (милиции) по реализации административно-правового статуса граждан РФ.

Опираясь на результаты исследования, автор провела анкетирование граждан, а также сотрудников правоохранительных органов. Работа получила положительную оценку и экспериментальное внедрение в практическую деятельность сотрудников ОВД.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Дано определение административно-правового статуса граждан РФ с учетом современных представлений о защите прав и свобод, рассмотрено не только его содержание, но и показан механизм гарантированности административно-правового статуса граждан РФ в деятельности органов внутренних дел. Выводы и предложения, сформулированные в работе, дополняют теоретическую базу о сущности административно-правового статуса граждан РФ и создают методические предпосылки для совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Практическая значимость работы определяется совокупностью выдвинутых предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности подразделений милиции по охране и защите прав и свобод граждан административно-правовыми средствами. Результаты исследования могут быть использованы:

— в практической деятельности органов внутренних дел;

— в научно-исследовательской деятельности;

— в учебном процессе образовательных учреждений МВД России при изучении конституционного, административного права, а также административной деятельности ОВД, других специальных курсов, в частности «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД»;

— при совершенствовании административного законодательства, других нормативных правовых актов, раскрывающих административно-правовой статус граждан РФ;

Апробация результатов исследования и внедрение. Выводы и предложения получили практическое применение в практической деятельности ГУ ООП МВД России, ГУВД г. Москвы и Московской области, УВД городов Калуги и Тулы, что подтверждается актами о внедрении.

Положения диссертации были также внедрены в учебный процесс кафедры УДСОБ Академии МВД России. Материалы диссертационного исследования используются в качестве исходного материала в учебном процессе при чтении лекций, а также проведении семинарских и практических занятий по дисциплине «Административное право»: тема № 5 -«Административно-правовой статус граждан», тема № 6 — «Обеспечение органами внутренних дел административно-правового статуса граждан», а также по дисциплине «Управление административной деятельностью органов внутренних дел»: тема № 4 — «Реализация органами внутренних дел административно-правового статуса граждан» и тема № 6 «Взаимоотношение ОВД с государственными органами, учреждениями и организациями».

Основные материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры Академии управления МВД РФ. Отдельные положения диссертационного исследования изложены в ряде докладов на научно-практических конференциях «Право XXI века: взгляд в будущее», «Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел — важнейшая гарантия обеспечения прав человека» 2000 г.

Результаты научного исследования были отражены в четырех научных публикациях.

Структура и объем диссертации

определялись целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исследование показало, что для современной России проблема реализации административно-правового статуса граждан РФ правоохранительными органами является ключевой, поскольку только на её основе можно осуществлять меры по развитию и совершенствованию как общества, так и государства в целом. Вся деятельность органов внутренних дел должна быть обращена к человеку, его интересам и выражаться в юридической охране этих прав и свобод, то есть иметь правовую форму гарантий их осуществления.

2. Необходимость уточнения теоретического понятия административно-правового статуса граждан РФ, продиктована тенденцией усиления защиты прав и свобод граждан в современных условиях. При этом следует обязательно учитывать, что административно-правовой статус граждан РФ — сложное правовое явление, включающее в себя несколько элементов:

— права и обязанности, составляющие правовой статус личности;

— права и обязанности, связанные с гражданством;

— социальная часть административно-правового статуса, связанная с занятием конкретной трудовой деятельностью;

— особая часть, включающая права и обязанности, связанные с индивидуальными интересами.

Применительно к органам внутренних дел как части системы государственного управления реализация административно-правового статуса граждан РФ составляет основное, являющееся частью компетенции, содержание их деятельности.

3. Обеспечение реализации административно-правового статуса граждан РФ органами внутренних дел заключается в охране и защите их прав и свобод, так как государство уполномочено обеспечивать политические права, а для реализации личных прав оно уполномочено поддерживать общественный порядок. Следовательно, важным элементом обеспечения административно-правового статуса граждан РФ являются гарантии реализации прав и свобод граждан. Гарантии рассматриваются как элемент правовой системы общества, государства, как категории, близкие по значению с другими правовыми категориями (юридическая ответственность, меры охраны правовой защиты и т. д.). Выделить следует две группы гарантий: в первую — условия и средства, обеспечивающие их правомерную реализациюво вторую — условия и средства, охраняющие их.

4. До сих пор малоизученными остаются вопросы, касающиеся гарантий прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел. В основном такое положение объясняется отсутствием адекватной правовой базы. Механизм таких гарантий состоит: из создания необходимых условий для их реализациивыполнения юридических обязанностей по обеспечению реализации конституционных прав и свобод гражданпостоянного наблюдения и контроля за их реализациейохраны прав и свобод гражданприменения санкций в случае их нарушения. Основными средствами защиты прав от злоупотреблений, некомпетентности в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

— создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

— существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданамактивная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Механизм обеспечения прав и свобод граждан можно определить уже через развитость демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод. К задачам данного механизма следует относить не только охрану, защиту, но и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры. Ст. 45. Конституции наделяет граждан возможностью самостоятельно выбирать любые, не запрещенные законом формы и способы защиты своих прав и свобод. Каждый человек обладает правомочием обратиться в федеральные и местные органы государственной власти, в соответствующие правоохранительные органы, а также избрать судебный или административный порядок защиты нарушенного, по его мнению, права и свободы.

5. Правоприменительную деятельность по обеспечению прав граждан, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется, следует относить к юридическим гарантиям. К таким гарантиям относится право обжаловать действия государственных органов и их должностных лиц, общественных организаций и их представителей, а также право каждого гражданина на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций и их должностных лиц. Исследование показало, основным актом является союзный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», новая редакция которого была утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.1980 г., с учетом дополнений, внесенных Указом от 02.02.1988 г. Социально-политическая роль этого акта в свое время была достаточно велика. Вместе с тем в нем имеется много недостатков, пробелов в регулировании этой важной сферы общественных отношений. Установив лишь общие положения, касающиеся административного обжалования, Указ от 12.04.1968 г., к сожалению, четко не определяет процедуру рассмотрения таких дел. Кроме того, порядок подачи и рассмотрения жалоб регламентируется еще очень большим количеством различных, как правило, ведомственных нормативных актов. В теории права такие жалобы называются специальными, и они рассматриваются в особом порядке.

В связи с этим целесообразно было бы сосредоточить все правовые нормы, регламентирующие порядок рассмотрения специальных жалоб, в едином нормативном акте. Жизнь настоятельно требует совершенствования законодательства в данной области. Эти доводы дают основание для постановки вопроса о необходимости разработки и принятия нового Федерального закона «Об обращениях граждан». В Закон следует внести новеллы об ответственности органа, должностного лица, государственного и муниципального служащего перед гражданином за ненадлежащую реализацию его конституционного права на обращение, а также нормы, определяющие процедуру рассмотрения таких дел. Таким образом, новый закон должен содержать важнейшие положения, связанные с правом гражданина на подачу обращений.

При подготовке нового проекта Федерального закона «Об обращениях граждан» необходимо учесть положительный опыт других стран (Польши, Венгрии), где эта проблема законодательно урегулирована путем установления права заявителя на тайну подписи. На наш взгляд, подобная практика представляет интерес для решения этого вопроса и в России. Необходимо сформулировать норму, в соответствии с которой при рассмотрении обращения запрещается использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, а также закрепить право гражданина на тайну его подписи, места жительства, работы или учебы. За нарушение этих правил виновное лицо должно привлекаться к ответственности.

6. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательной базы обеспечения реализации административно-правового статуса граждан Российской Федерации:

— включение в проект Федерального закона «Об органах внутренних дел Российской Федерации» самостоятельного раздела о задачах и функциях органов внутренних дел трех уровней управления (федерального, регионального, местного) по обеспечению реализации административно-правового статуса граждан;

— принятие постановлением Правительства Российской Федерации «Типового положения о городских и районных органах внутренних дел» с отражением в нем направлений деятельности их отраслевых служб по реализации административно-правового статуса гражданпредложения и рекомендации по обновлению основных ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность дежурных частей, подразделений ППС, ГАИ, участковых уполномоченных инспекторов милиции, инспекции по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетнихимеется настоятельная потребность ускорения издания Федеральных законов «Об участии граждан в охране общественного порядка» и «О профилактике правонарушений», с включением в него не только положений уголовной политики по предотвращению преступлений, но и формирования государственной административной политики в этой сфере правоохранительной деятельности.

7. Особенность обеспечения безопасности личности милицией общественной безопасности определяется свойствами безопасности личности как объекта правовой охраны. Безопасность в вышеперечисленных и других многолюдных местах складывается преимущественно в условиях внеколлективного поведения, в котором действия людей имеют неустойчивый характер. В результате этого и других обстоятельств появляется вероятность возникновения конфликтных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан. В этих условиях появляется необходимость своевременного предупреждения и пресечения антиобщественного поведения.

Сотрудники милиции общественной безопасности осуществляют организационно-правовые полномочия, устанавливаемые и обеспеченные главным образом нормами административного права. Они осуществляют функции по обеспечению безопасности личности путем проведения общественно-организационных мероприятий. Связь личных прав граждан с деятельностью милиции прослеживается в охране общественного порядка, общественной и личной безопасности граждан. Объектами личных прав в деятельности милиции выступают такие индивидуальные блага, как жизнь человека, его здоровье, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, охрана частной собственности.

8. В наиболее явной форме деятельность органов внутренних дел проявляется в условиях режима чрезвычайного положения. В соответствии новым Федеральным конституционным Законом «О чрезвычайном положении» введение чрезвычайного положения является временной мерой, действие предписаний об ограничении прав распространяется не на конкретных лиц, а на население всей территории.

При этом заметим, что не подлежат ограничению права граждан, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23(ч.1), 24, 28, 34(ч.1), 40 (чЛ), 46 — 54 Конституции РФ. Правовая коррекция отношений по реализации прав осуществляется в основном путем установления особого вида обязанностейадминистративно-правовых запретов.

Правовая регламентация чрезвычайного правового режима образует особый правовой институт, сущность которого выражается в установлении определенных пределов в ограничении возможности реализации административно-правового статуса граждан.

Введение

чрезвычайного правового режима не лишает граждан РФ тех или иных прав (как это имеет место в случае вынесения судебного приговора — решения в отношении конкретного виновного лица), а лишь временно ограничивает возможность их реализации.

Например, в период ЧС техногенного характера государство не лишает правоспособности граждан, поскольку нет оснований ставить под сомнение их способность иметь права и нести обязанности, т. е. выступать в качестве субъектов права. В то же время усечение административно-правового статуса граждан выражается в ограничении дееспособности граждан, т. е. основанной на соответствующем законе способности лица своими действиями в полном объеме приобретать, осуществлять и прекращать свои субъективные права и создавать, исполнять обязанности. Несомненно, ограничение дееспособности, влияет на содержание и объем конкретных прав, свобод и обязанностей, а следовательно и на объем и содержание правового статуса граждан.

Вывод однозначен — целесообразность ограничений прав особенно очевидна в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера, когда в первую очередь необходимо осуществить не меры уголовной репрессии в отношении тех или иных граждан, а провести административно-предупредительные мероприятия по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной и личной безопасности.

9. Задачи, решаемые в процессе охраны общественного порядка, предполагают четкое взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Реальная практическая проблема заключается в отсутствии на сегодняшний день в законодательной базе четкого определения случаев и форм оказания милицией помощи гражданам.

В регионах на местах проводится работа по изысканию новых форм оказания содействия гражданам по защите их прав и законных интересов. За последнее время осуществлен ряд организационных и практических мер по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции. Сейчас, как показывает изучение практики, участковым уполномоченным милиции найдено действительно подобающее место: они органически вошли в структуру милиции общественной безопасности, что позволило создать стройную систему сверху донизу. Участковый уполномоченный в современных условиях становится не номинальным представителем только милиции, а фактическим, реальным представителем власти в городском микрорайоне и особенно в сельской местности. Следует возродить положительный опыт специализированных дружин, которые в тесном взаимодействии с ГАИ проводили значительную работу по предупреждению и пресечению преступлений. Практика свидетельствует, что эффективность работы общественных формирований зависит от того, насколько действенную помощь получают они от подразделений дорожно-патрульной службы.

Важным фактором формирования позитивного мнения населения о милиции общественной безопасности является обеспечение их постоянного взаимодействия со СМИ. На сегодняшний день во взаимодействии органов внутренних дел со СМИ существует целый комплекс проблем, решение которого связано с формированием объективного общественного мнения о деятельности милиции. Отделы информации и общественных связей органов внутренних дел должны занять ведущую роль в отношениях со СМИ.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно утверждать, что чем больше граждан в различных формах общения с милицией будут удовлетворены его результатами, тем выше, будет показатель социального доверия милиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1986 г.: Сб. универсальных и межрегиональных международных документов //Сост. Л. Н. Шестаков М.: МГУ. — 1990. С. 45−66.
  2. Международная защита прав и свобод человека. Сб-к документов. М, 1990 г. С. 43.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.92 г. «О средствах массовой информации» //Ведомости СНД РФ и Верховного Совета РФ № 7. Ст. 300.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» //СЗ РФ 1995. № 35. Ст. 3503. № 151ФЗ.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 05.07.1995 г. «Об основах государственной службы в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.п. Федеральный Конституционный закон РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении» //СЗ РФ. № 23. Ст. 2277.
  7. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991. № 16, Ст. 503- 1993. № 10. Ст. 360- 1993. № 32. Ст. 1231- Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2964- 1999. № 14. Ст. 1666- 2000. № 31. Ст. 3204.
  8. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. «О безопасности» //Ведомости ВС. 1992. № 15. Ст. 799.
  9. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //Ведомости ВС РСФСР, 1993. № 19. Ст. 685.
  10. Указ Президента от 25.05.92 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов и уличных шествий, демонстрации и пикетирования» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 22. Ст. 1216.
  11. Указ Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности». //Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993. № 7. Ст. 562. (с изм. и доп. от 02.12.1998 г.).
  12. Указ Президента РФ от 06.06.1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ 1996. № 24. Ст. 2868.
  13. Указ Президента РФ от 15.06.98 г. № 711 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России». //Российская газета. 23.06.1998.
  14. Указ Президента РФ от 13.01.2001 г. № 31 «О внесении изменения в Положение о МВД Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 18.07.1996 № 1039//СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 220.
  15. Указ Президента РФ от 04.06.2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» //СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.
  16. Постановление Правительства РФ от 05.04.1997 г. № 397 «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактики правонарушений РФ». //СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1797.
  17. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 831 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».
  18. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 924 «Об окружных подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации». //СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4903.
  19. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности». //СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4905.
  20. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 г. № «» //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.№ 19.Ст.685.
  21. Постановлением Правительства г. Москвы от 26.01.1999 № 50 «О порядке организации и проведения в г. Москве митингов, демонстраций, шествий, пикетирования» //Вестник мэрии, 1999. .№ 4. С.42−43.
  22. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 2001 году и задачах на 2002 г. (Директива министра внутренних дел Российской Федерации от 05.01.2002. № 1. 20с.).
  23. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ на период до 2005 г М.: Милиция. — 1996 г. № 6.
  24. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ. Утвержден приказом МВД России от 18.01.1993 г. № 17.
  25. Приказ МВД СССР от 06.07.1989 г. № 127 «Об утверждении инструкции о порядке применения в органах внутренних дел и внутренних войсках специальных средств».
  26. Приказ МВД РФ от 14.06.92 г. № 231 «Об утверждении инструкции по организации работы участкового инспектора милиции».
  27. Приказ МВД РФ от 13.04.93 г. № 166 «О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности», (с изм. от 17.07.1996 г., 10.03.1999 г.).
  28. Приказ МВД РФ от 09.04.1993 г. № 170 «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел».
  29. Приказ МВД РФ от 05.12.95 г. № 460 «О внесении изменений в Устав патрульно-постовой службы милиции».
  30. Приказ МВД РФ от 30.05.96 г. № 296 «О состоянии и основных направлениях совершенствования работы участковых инспекторов милиции».
  31. Приказ МВД РФ от 06.06.2000 г. № 605 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства» (положение о спецприемниках).
  32. Приказ МВД РФ от 28.09.2001 г. «Об утверждении Положения о Службе общественной безопасности МВД РФ».
  33. Г. М. Социальная психология. М., 1988 С.155−167- Шерковкин Ю. А. Социальная психология. /Под ред. В. Предвечного. М., 1975. С. 281.
  34. С. Н. Юридическая ответственность и законность. М. Д976.С.91
  35. Вестник МВД России. 2002 г., № 2.
  36. К. К., Овчинский В. С., Кондратюк JT. В. Улучшение взаимоотношений граждан и милиции: Доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений /Научный доклад, М., Инфра, — М.2001.С.7.
  37. Н. Л., Колесникова О. М. Тимофеева М. С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., Академия СССР.1991. С. 24.
  38. П. С. Среди идеологий. Советская Культура 1990., 1 декабря.
  39. В. М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). М., 1995.
  40. И. Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности милиции. Омск: Юридический институт МВД РФ, 1996. 140с.
  41. Ф. Е. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности: Труды //Академии МВД СССР. М, 1991.- 137с.
  42. Ф. Е. О концепции органов внутренних дел как части системы исполнительной власти. //Академия вчера, сегодня, завтра. М, Академия МВД РФ.- 1995. С.23−28
  43. . П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М. 1998, 295с.
  44. В. А. Личность. Свобода. Право. М, 1978. 115с.
  45. В. П. Институт чрезвычайного правового режима. // Административное право и права человека. Тезисы докладов. Волгоград, 1990. С. 67.
  46. Е. А. Эффективность защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты. /Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994, С. 5.
  47. Е. А. Общественное мнение о милиции: 1995−2000гг, ВНИИ МВД РФ, М. 2001. С31.
  48. А. В. О гарантиях прав и свобод граждан. /Сов. гос. и право.1963, № 8. С.24−33.
  49. А. С, Магомедов А. А, Силантьева Л. В, Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов: СВШ МВД РФ, 1994.С.93.
  50. П. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. Правоведение, 1981,№ 3, С.44−53- Витрук Н. В, указ. работа, С.294−305.
  51. С. И. Словарь русского языка. М., 1978, С. 117.
  52. В. А. Государство и личность в СССР (проблемы взаимоотношений). М., 1974, С.237−239.
  53. А. С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел. Закон и право, М., 1999, 231с.
  54. В. Б. Административно-правовые режимы. М. Изд.-во «ЩИТ-М», 2000.- 264с.
  55. Я. Г., Карачев И. П. Ближе всех к населению. //Вестник МВД Российской Федерации. М., 1995, № 6. С. 61.
  56. С. Д. Особенности административно-правового регулирования в условиях чрезвычайного положения //Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Тезисы докладов. Волгоград, 1991. С. 76.
  57. Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 123 126.
  58. Черниловский 3. М. О реформе правосудия //Государство и право. 1987. № 9.
  59. С. С. Социальная защищенность и ответственность.// Социальные ориентиры: общество и человек. М.1990, С. 262.
  60. А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). М., 1996, 4.1, С. 18.
  61. Ц. А. О взаимодействии государственных органов и общественных организаций в современном советском обществе. //Советское государство и право. 1978. № 8.С.13−16.
  62. УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ЛЕКЦИИ.
  63. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник //Под редакцией А. П. Коренева М., МЮИ МВД РФ-«Щит-М», 2001.-С.75.
  64. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник //Под редакцией А. П. Коренева.- М., МЮИ МВД РФ «Щит-М», 2001.- 362с.
  65. В. К. Теория государства и права, М., Юристъ, 1999. С. 422−423.
  66. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 2000. С. 61.
  67. А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 1999. С. 503.
  68. Н. В. Правовой статус личности в СССР, М., 1985- Боброва Н. А. Зражевская Т. Д., Ответственность в системе гарантий конституционных норм, Воронеж, 1985- Воеводин JI. Д. Юридический статус личности в России, М., 1997 г.
  69. Воеводин J1. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М. изд. МГУ, ИНФРА НОРМА, 1997. С. 50.
  70. И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Ч.1.- М.: ВНИИ МВД СССР. 1981.- 72с.
  71. И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Ч. 2. М., 1982. С. 33.
  72. К. М., Погодин А. В. Форма, содержание и сущность правоотношений //Правоотношения и их роль в реализации права: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. С. 10.
  73. А. 3. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001 г., С. 4.
  74. И.Я. Применение норм советского права. Свердловск., 1973.
  75. М. В. Конституционное право граждан в СССР об обжалованиях. Воронеж, 1989 г. С. 25.
  76. А. Е. Конституционное право. М., 1996. С. 81.
  77. Ю. М. Государственное управление и административное право. М., 1978, С. 340.
  78. . П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к закону РФ «О милиции».- «Проспект», М., 2000 г., С. 28.
  79. Ф. Е. Организационные и тактические основы охраны общественного порядка и безопасности органами внутренних дел. Лекция: М.: Академия МВД РФ, 1994.- 30с.
  80. Ф. Е. Оказание социальной помощи гражданам в деятельности милиции. // Сб. Соблюдение прав и свобод в деятельности органов внутренних дел. М.: Щит М, 2001. С. 225.
  81. Ф. Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности: Учебное пособие. М.: Академия МВД РФ. 1995.- 74с.
  82. В. В. Теория права и государства. Учебник для вузов. Право и Закон, М., 1996.С.156.
  83. Е. А. Права человека, изд. Норма-Инфра, М.2001. С. 96.юз. Марченко. М. Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том. 1. Теория государства. М.: Издательство «Зерцало», 1998. С. 263.
  84. В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 38.- Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 190−191.
  85. Л. Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность, Л.1975. С. 28.
  86. А. С., Андриашин X. А. Общественные объединения как субъекты обеспечения личной безопасности, охраны общественного порядка и общественной безопасности. Учебное пособие, М., 1998 г. С. 61.
  87. И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. дисс.к.ю.н., М., 1999.
  88. В. К. Совершенствование административной деятельности участковых инспекторов милиции: Автореф. дисс. к.ю.н. //Академия МВДСССР.-М., 1992, — 195с.
  89. И. В Права личности в России их обеспечение и защита органами внутренних дел., дисс. .д.ю.н., ВЮИ МВД России, 1997 г.
  90. В.В. Исполнение актов применения норм административного права в деятельности милиции, автореф. дисс. к.ю.н. М., 1984, С.15−16.
  91. П.И. Административно-правовой статус участников дорожного движения и проблемы его реализации: Автореф. дисс. к.ю.н. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.
  92. А.Н. Правовые и организационно-тактические основы деятельности патрульно-постовой службы милиции в экстремальных условиях: дисс. к.ю.н. / Академия МВД РФ М., 1992.- 231с.
  93. Н.Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти в Российской Федерации: Дисс. д.ю.н. М.:1997.-370с.
Заполнить форму текущей работой