Виды администртивного наказания
Административный штраф денежное взыскание. Он может выражаться в величине, кратной: а) минимальному размеру оплаты труда; б) стоимости предмета административного правонарушения. Административный штраф может выражаться также в величине, кратной сумме, исчисляемой в зависимости от характера административного правонарушения. Например, сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Административное наказание
- 1. 1. Понятие системы административного наказания
- 1. 2. Цели административного наказания
- 2. Назначение и виды административного наказания
- 2. 1. Виды административного наказания
- 2. 2. Назначение административного наказания
- Заключение
- Глоссарий
- Список литературы
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195ФЗ (далее КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административноюрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях. Поновому была представлена и сама структура мер административной ответственности.
Для административного наказания как явления социальноправовой действительности системное представление его компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся между собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется с административным наказанием.
Административные наказания представляют собой систему, в понимание которой КоАП РФ внес некоторые корректировки. Однако понятно, что данный факт не может существенно изменить трактовку системы наказаний в юридической доктрине, но, тем не менее, ставит перед исследователем новые вопросы.
Система административных наказаний исторически формировалась в российском административноделиктном законодательстве, она была закреплена и находила отражение в законодательстве как социалистического, так и постсоциалистического периода. Говорить о системе административных наказаний применительно к досоциалистическому периоду истории нашего государства нет разумного основания, хотя бы потому, что всякая система это не только целостная и органически выстроенная, но и мыслимая в качестве таковой в сознании людей категория.
Однако система административных наказаний нуждалась не только в обосновании своего существования, но и в выработке тех требований, которые бы обеспечили ей динамический характер.
В советский период законодательным актом, впервые закрепившим систему мер административной ответственности, были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 года. Первый же российский КоАП 1984 года воспроизвел перечень всех установленных Основами административных взысканий: их было 7, в основе их расположения лежала степень суровости: от менее суровых к наиболее суровым.
Между тем в науке административного права имеют место и противоположные взгляды. К примеру, М. С. Студеникина последовательно считает, что в отличие от уголовного законодательства, где все наказания расположены в определенной последовательности от более тяжких к менее тяжким (ст. 21 УК РСФСР); от менее тяжких к более тяжким (ст. 44 УК РФ), по расположению в перечне видов административных взысканий нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем суровости каждого из видов административных взысканий в их соотношении между собой.
В дальнейшем ст. 24 КоАП РСФСР была дополнена таким видом административного взыскания, как административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и впоследствии не изменялась, не дополнялась. Такое построение системы административных наказаний в российском административноделикатном законодательстве существовало вплоть до принятия КоАП РФ.
Действующий КоАП РФ, как, впрочем, и предыдущий, не содержит нормы, определяющей понятие системы административных наказаний, нет и специальной нормы, которая излагала бы принципы построения системы таких наказаний.
Как справедливо замечает А. С. Дугенец, «с течением времени по мере развития общественных отношений значительно изменилась … система административных наказаний»; при этом «следует вести разговор о ее … несовершенстве» в виду отсутствия определенной государственной позиции по вопросам применения административных наказаний" .
Думается, что отсутствие по данной проблеме четкого государственновластного решения является существенны недостатком, выражающимся в неопределенности и непоследовательности всей административнонаказательной политики России.
В правовой литературе также отмечается, что в административной практике … наблюдались периоды ее активизации и спада: чрезмерное ужесточение принимаемых мер вело к общественному возмущению, реакция на которое выражалась в неоправданном смягчении таких мер и тем самым вела к попустительству.
Все это не способствовало снижению административной деликатности, меры административной ответственности периодически пересматривались. Однако вопрос об адекватных средствах наказательного воздействия так и оставался нерешенным, поскольку государство, на наш взгляд, еще не выработало целостной и комплексной системы административной ответственности. Эти проблемы концептуально не рассматривались также и наукой административного права по причине, как представляется, существования традиционных научных подходов к ним в доктрине уголовного права.
Попытки решения этой проблемы всетаки предпринимались отдельными административистами. Так, например, И. И. Веремеенко рассматривал понятие и признаки системы административноправовых санкций. Однако использование результатов таких изысканий не может быть полным, поскольку понятия «административноправовая санкция» и «административное взыскание» не тождественны.
Актуальность темы данной работы на основании вышеизложенного не вызывает сомнений. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственноуправленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социальнокультурной и чисто административной (оборона, безопасность, внутренние дела и т. п.) работы.
Исходя из всего этого, я считаю изучение видов административного наказания чрезвычайно важным и актуальным для административной теории и практики.
Цель данной работы я вижу в том, чтобы раскрыть понятия «административное наказание и его виды» и «система административного наказания», их содержание в соответствии с действующим законодательством, представив различные точки зрения по данным воросам; а также рассмотреть цели и назначение административного наказания.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и смысл понятий «административное наказание» и «система административного наказания».
2. Рассмотреть существующие виды административного наказания.
3. Указать цели административного наказания.
4. Дать общую характеристику основным правилам назначения административных наказаний.
5. Сделать обобщающие
выводы по теме.
1. Административное наказание
1.1. Понятие системы административного наказания
Административное наказание установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административные наказания являются одним из видов административнопринудительных мер. Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.
«Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение предупреждение правонарушений» .
Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных наказаний и не влияют на их выбор органом, судьей, должностным лицом, решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовнопроцессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.
Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего, своей функциональноцелевой направленностью.
Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. «Особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административноправовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т. е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага» .
Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).
Итак, содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями. Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.
Принимая во внимание «довольно разнообразное, говоря словами В. И. Зубковой, множество понятий системы наказаний и вариантов построения самой системы», наблюдая их разночтение с философскими и теоретическими представлениями о системе правовых явлений, целесообразна необходимость выработки новых подходов, взглядов на некоторые устоявшиеся и, казалось бы, незыблемые, но на самом деле далеко небесспорные основополаающие понятия, относящиеся к институту административного наказания в целом.
Стремление выявить понятие системы наказаний, дав ей определение, восходит к временам, когда Н. С. Таганцев трактовал ее применительно к уголовному закону как своеобразную «лестницу наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного Кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении» .
В трудах современных авторов такое понимание системы наказаний отображается уже с некоторыми вариациями; при этом ударение делается либо на исчерпывающий характер перечня видов наказаний, на социальную обусловленность и совокупность видов наказаний, либо на их взаимосвязь, взаимозависимость и взаимозаменяемость.
«Система философская по истокам возникновения категория, характеризующая организацию материи и духовного мира человека. Поэтому
приложение к праву философского понимания системы способствует в оптимальном варианте обогащению гносеологического, познавательного инструментария при теоретической проработке данной правовой проблемы" .
Как правильно подчеркивает А. А. Чистяков, «философская трактовка проблемы не только позволяет комплексно рассмотреть существующую проблему, но и является отправной точкой системного анализа рассматриваемого явления». Это может к тому же дать правовому пониманию системы известный познавательный эффект, привести к существенному приращению правовых знаний о ней. Здесь значимо и то, что характеристика права, даваемая на базе философии либо с учетом ее положений, не покидает «почву права» и является характеристикой, выводимой непосредственно из правового материала, из его сути и логики" .
Категория «система административных наказаний» как терминологически комплексное явление и объект административноправового значения должна находиться в согласии со следующими требованиями, которым должны отвечать термины административноправовой науки: вопервых, определенности, означающей отсутствие неточностей, многозначности, неясности в значениях слов; вовторых, системности, т. е. отсутствия в науке случайного скопления терминов, системно не связанных и не организованных; в-третьих, дефинитивности (дефинитивная функция).
Таким образом, система административных наказаний в своем философскоправовом (широком) понимании представляется как внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплекснофункциональное предназначение административного наказания в социальной среде. Из данного определения с очевидностью вытекают все основные и характерные признаки, которым должна отвечать дефиниция, раскрывающая данное образование собственно как «систему административных наказаний».
Список литературы
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Издательство «Омега», 2007. 304 с.
- Административное право/Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юрист, 2005. 697 с.
- Административное право Российской Федерации/Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Юрист, 2006. 556 с.
- Агапов А. Б. Курс административного права. М.: Статут, 2005. 621 с.
- Административная ответственность в СССР/Под ред. В. М. Манохина, Ю. С. Адушкина. Саратов, 1988. 140 с.
- Алехин А.Б., Кармолицкий А. А. Административное право России. М.: Издательство «Зерцало», 2007. 712 с. Бахрах Д. Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс//Государство и право. 2005. № 2. С. 1925. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. 2е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006. 800 с.
- Богданов А.В. и др. Административное право/Под ред. Б. В. Россинского. М.: Норма, 2005. 352 с.
- Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, Крутских В. Е. 2е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРАМ, 2004. 704 с.
- Веремеенко И.И. Административноправовые санкции. М., 1975. 90 с.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г., КимКимэн А.Н. Административное право. М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2006. 480 с.
- Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. М., 2003. 150 с.
- Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права. 2е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, НОРМАИНФРАМ, 2006. 800 с.
- Козлов Ю.М., Попов Л. Л. Административное право/Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юрист, 2005. 728 с.
- Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юрист, 2005. 1116 с.
- Конин Н.М. Административное право России. М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2006. 448 с.
- Максимов И.В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система. Саратов, 2003. 230 с.
- Максимов И.В. Система административных наказаний: понятие и признаки//Государство и право. 2005. № 4. С. 18−27.
- Манохин В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. М.: Юрист, 2004. 472 с.
- Масленников М.Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуальноправовая регламентация, перспективы развития//Государство и право. 2002. № 9. С. 1018.
- Михлин А.С., Селиверстов В. И. Проблемы правовой реформы в сфере исполнения наказаний//Государство и право. 2002. № 6. С. 46−53.
- Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юрист, 2004. 304 с.
- Рарог А.И., Степалин В. П. Судейское усмотрение при назначении наказания//Государство и право. 2002. № 2. С. 3642.
- Салищева Н.Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство//Государство и право. 2002. № 1. С. 511.
- Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М., 1990. 80 с.
- Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юрист, 2005. 798 с.
- Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России//Государство и право. 2002. № 7. С. 2329.