Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе научного анализа комплекса правовых норм различной отраслевой принадлежности выявлено, что действующий правовой механизм взимание косвенных налогов в экспортно-импортных операциях имеет следующие особенности: 1) трансграничный характер налогооблагаемых операций, 2) наличие иностранных участников, посредников между поставщиками и конечными потребителями товаров-и услуг, 3) растущее… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика современного развития правовых норм о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях
    • 1. 1. Источники правового регулирования взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях
    • 1. 2. Права и обязанности налогоплательщиков при взимании налога на добавленную стоимость и акцизов в экспортно-импортных операциях
    • 1. 3. Соотношение норм налогового, таможенного, валютного, внешнеэкономического законодательства о взимании косвенных налогов
  • Глава 2. Правовой механизм взимания косвенных налогов при перемещении товаров через таможенную границу
    • 2. 1. Особенности налогового администрирования в сфере косвенного налогообложения экспортно-импортных операций
    • 2. 2. Налоговые правоотношения по взиманию косвенных налогов при перемещении товаров через таможенную границу
    • 2. 3. Правовая характеристика объектов и субъектов правоотношений по взиманию косвенных налогов в экспортно-импортных операциях
  • Глава 3. Основные направления развития налогового законодательства в сфере косвенного налогообложения экспортно-импортных операций
    • 3. 1. Косвенное налогообложение экспортно-импортных операций в европейском интеграционном праве и налоговом праве зарубежных государств
    • 3. 2. Перспективы совершенствования норм российского и интеграционного налогового права о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях

Правовое регулирование взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что сложившаяся к настоящему времени система организационно-правовых основ взимания косвенных налоговых платежей (налога на добавленную стоимость и акцизов) при экспортно-импортных операциях требует развития, гармонизации и унификации с нормами заключенных Российской Федерацией международных соглашений в таможенной и налоговой сфере для обеспечения полной и своевременной уплаты в бюджет налогов от экспортно-импортной деятельности. Уплата косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) является одним из условий перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, основана на правомерном поведении участников экспортно-импортных операций, а при отсутствие легитимности влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций.

Одновременно с позитивными факторами поступления косвенных налогов от экспортно-импортных операций в российский бюджет1 вступление в силу соглашений в рамках Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества поставило под угрозу устойчивость объемов налоговых поступлений. Это связано с тем, что различия режимов косвенного налогообложения экспортно-импортных операций Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, привели к появлению негативных проявлений неконтролируемого «перетока» налога на добавленную стоимость и акцизов между бюджетами государств-участников таможенного союза. Это связано с тем, что, сделав шаги к унификации.

В октябре 2010 года Федеральная таможенная служба Российской Федерации перечислила в казну 3,3 трлн. рублей // www.customs.ru.

2 Соглашение Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 21.05.2010 г. «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров //http:// base.consultant.ru таможенного законодательства, государства-члены таможенного союза пока не достигли необходимого сближения норм их налоговых законодательств.

Вследствие этого на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация, при которой порядок взимания налога на добавленную стоимость и акцизов в экспортно-импортных операциях регулируется различными нормативными правовыми актами на международном (интеграционном) и национальном уровне. Таможенный кодекс Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества (ТК ТС ЕврАзЭС.) в редакции Протокола от 16 марта 2010 г. определяет режим взимания косвенных налогов, объекты обложения таможенными пошлинами, налогами, налоговую базу для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии как с самим кодексом, так и с законодательством государств — членов таможенного союза. Национальный правовой режим взимание косвенных налогов в экспортно-импортных операциях устанавливается, в частности, статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации, где налог на добавленную стоимость и акцизы относятся к федеральным налогам и статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая к ' таможенным платежам относит налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Возникшие коллизии между нормами о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях в рамках Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса таможенного союза ЕврАзЭС обусловлены «медленными» темпами гармонизации и унификации режимов косвенного налогообложения экспортно-импортных операций в государствах-членах таможенного союза, вызванными, в частности, сложностями согласования ценовой и экспортно-импортной политики обеспечения сбалансированности стоимости подакцизных товаров и сырья на рынках как государств таможенного союзам так и на рынках других регионов мира.

В: таможенном, административном законодательстве, законодательстве: о налогах и сборах существуют «разрозненные» нормы по вопросам взимания налога на добавленную стоимость и акцизов) вэкспортно-импортных операциях, по возврату этих налогов? и административной ответственности: в этой сфере. В' современной юридической литературе, теоретическаяоснова налога на добавленную стоимость и акцизов, в экспортно-импортных операциях по-прежнему противоречива и нет единства, в частности-. в определении понятия задолженности по косвенным-налогам, в экспортно-импортных операциях. Вопрос: о таможенной, или налоговой природеналога на добавленную стоимость, и ¡-акцизов в экспортно-импортных операциях является' одним из дискуссионных и в европейском налоговом правегде правовые: регуляторы экспортно-импортного оборота товаров/ и услуг являются? важнейшими: показателями гармонизациитаможенной, бюджетной, налоговой: политики' государств'. Европейского? Союза.

Вышеизложенное: определило' выбор темыдиссертационного исследованиякоторое направлено на> совершенствование1 российского налогового законодательства.

Степень разработанности" темы диссертационного' исследования. Сфере правовых аспектов-косвенного налогообложения* при ввозе и вывозе товаровна таможеннуютерриторию России с учетоммирового опыта уделялось внимание различными учеными в области налогового' права (О.Ю.БакаевойА.В. Брызгалиным, И. И. Кучеровым, С. Г. Пепеляевым, Г. В. Петровой, Г. П. Толстопятенко и другими). В то же времяв отечественномналоговом праве было недостаточно работ, посвященных анализу правового' регулирования взимания налогов в. процессе коммерческих операцийс иностранными партнерами' или на зарубежных рынках. К ним можно отнести отдельные кандидатские диссертации последних лет, защищенные в ВГНА Минфина России, например, И. С. Мамонова «Правовое регулирование взимание акцизов" — в МГИМО (У) МИД России, например, A.C. Захарова «Становление системы налогового права ЕС» Д. О. Иванова «Регулирование налогообложения прибыли компаний в праве ЕС» М. 2009, И. П. Мелешенко «Актуальные правовые проблемы международного налогообложения электронной коммерции» и других.

Однако эти работы не касались комплексного анализа правового регулирования взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях. Правовая доктрина еще окончательно не сформировала свое концептуальное видение специфики правового регулирования в данной сфере, в связи с чем оно требует дальнейшего законодательного развития.

До настоящего времени сфера исполнения налоговой и таможенной обязанности по уплате НДС и акцизов остается одной из наиболее неоднозначных, конфликтных, характеризующихся многочисленными внешнеэкономическими спорами, несогласованностью регламентирующих ее норм и институтов российского права.

Многоаспектный характер темы диссертационного исследования предполагает необходимость осуществления обширного, комплексного исследования, в рамках которого проводился бы сравнительный анализ соответствующих норм российского права, права Европейского Союза, права других зарубежных стран, в ходе которого были бы сформулированы такие выводы, которые могли способствовать вырабатыванию концептуально новых, ранее не применявшихся нормативно-правовых положений, регламентирующих правовое регулирование взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных исследователей в области государства и права, таких как С. С. Алексеев, А. И. Денисов, В. В. Лазарев, A.C. Мицкевич, О. Е. Кутафин, A.C. Пиголкин и другие. Диссертант опирался на труды крупных российских ученых, в области финансового и налогового права: В. В. Бесчеревных, К. С. Бельского, Л. К. Вороновой, Е. Ю. Грачевой, О. Н. Горбуновой, М. И. Пискотина, Е. А. Ровинского, Э. Д. Соколовой, Н. И. Химичевой, С. Д. Цыпкина и др.

Автор основывался на работах широко известных современных российских ученых в области налогового, валютного, финансового и таможенного права: Е. М. Ашмариной, Н. М. Артемова, О. Ю. Бакаевой, А. В. Брызгалина, Д. В .Винницкого, Г. А. Гаджиева, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, В. М. Зарипова, Р. Ф. Захаровой, М. Ф. Ивлиевой, А. А. Исаева, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, И. И. Кучерова, Н. П. Кучерявенко, А. Н. Козырина, С. Г. Пепеляева, Г. В. Петровой, В. Г. Панскова, Е. В. Покачаловой, Н. А. Саттаровой, А. К. Саркисова, А. Д. Селюкова, Э. Д. Соколовой, А. С. Титова, Г. П. Толстопятенко, Д. Г. Черника, Н. И. Химичевой, И. В. Хоменушко, Э. М. Цыганкова, С. Д. Шаталова, H.A. Шевелевой, Р. А. Шепенко, С. О. Шохина, A.A. Ялбулганова и других.

Научные выводы автора сделаны с учетом исследований российских и зарубежных ученых и экспертов в области международных аспектов налогообложения и налогового права, таких как Р. Андерсен (Richard Andersen, Р. Л. Дэрнберг (КХ. Doernberg), У. М. Хасси (W.M Hassy), Д. С. Любик (D.S.Lubik), В. Кесслер (W. Kessler) и др.

В отношении значительного круга вопросов диссертант самостоятельно проводил сравнительный анализ и обобщение законодательства и правоприменительной практики с целью расширения круга проблем, изучение которых и явилось предметом настоящей диссертации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с взиманием косвенных налогов в экспортно-импортных операциях.

Предметом исследования выступают нормы российского законодательства о налогах и сборах, таможенного и внешнеэкономического законодательства, нормы соглашений таможенного союза ЕврАзЭС, законодательство иностранных государств, регулирующее взимание косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, правоприменительная и судебная практика.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и практических положений, направленных на совершенствование национального и международно-правового регулирования взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях.

Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач исследования: проследить. динамику формирования законодательных положений о регулировании взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях и определить перспективы развития данного института налогового и таможенного права с учетом Таможенного кодекса таможенного союза ЕврАзЭСвыявить особенности прав и обязанностей налогоплательщиков по исчислению налоговой базы косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, соблюдению и изменению сроков их уплатыраскрыть соотношение норм налогового, таможенного, валютного законодательства, интеграционного права Европейского Союза 1 и.

Евразийского Экономического Сообщества в сфере регулирования взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операцияхпровести сравнительно-правовой анализ норм европейского налогового права и права других зарубежных стран по вопросам взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операцияхопределить «отсылочную и коллизионную» сущность норм, регулирующих взимание косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, устанавливающих правовой режим оборота подакцизных и других ввозимых и вывозимых за границу товаровразработать рекомендации по совершенствованию норм НК РФ, касающихся уплаты НДС и акцизов в операциях, связанных с перемещением товаров через таможенную территорию с учетом требований Таможенного кодекса таможенного союза Евроазиатского Экономического Сообщества и права Европейского Союзапредложить теоретические подходы по включению в НК РФ специальных положений о режиме деятельности налогоплательщиков-участников трансграничных операций в сфере оборота товаров, работ, услуг.

Методологическую базу и методы исследования составляют такие общенаучные метода познания, применяемые в юриспруденции как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, диалектический, логический, системно-структурный, сравнительный и другие методы, а также частнонаучные методы познания — формально-юридический, метод документального анализа, теоретико-прогностический анализ, метод абстрагирования и обобщенияю.

В частности, метод сравнительного исследования задействован при сопоставлении различных норм регулирования косвенного налогообложения в экспортно-импортных операциях по праву таможенного союза ЕврАзЭС, праву Европейского Союза, налоговому праву отдельных государств. Анализ текстов правовых актов основан на формально-логическом методе.

Авторские определения сформулированы с учетом формально-юридического метода. Метод абстрагирования и обобщения использовался при разработке теоретических положений о гармонизации и унификации норм о взимании налога на добавленную стоимость и акцизов в экспортно-импортных операциях между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией.

Теоретико-прогностический анализ позволил отразить тенденции совершенствования норм законодательства разных государств о взимании налога на добавленную стоимость и акцизов в экспортно-импортных операциях.

Методологической базой исследования выступили труды авторов в области налогообложения и налогового права, таможенного, финансового, валютного права европейского налогового права, акты международных организаций, соглашения в рамках таможенного союза ЕврАзЭС, нормативные, методические и прочие материалы.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что работа представляет собой всестороннее системное исследование правового регулирования взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) в экспортно-импортных операциях в Российской Федерации с учетом развития налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, таможенных норм интеграционного права таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества, норм о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях по праву Европейского Союза,.

Определен развивающийся механизм гармонизации и унификации норм' о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях на национальном и международном уровне с учетом положения заключенных в середине 2010 года международных соглашений о взимании НДС и акцизов, между государствами Таможенного союза ЕврАзЭС. На основе системного анализа норм различной отраслевой принадлежности выявлено, что возникла двухуровневая система регулирования взимания НДС и акцизов в национальном и интеграционном правовом пространстве, когда в налоговых кодексах государств и в международном праве регламентируются сходные налоговые правоотношения.

С учетом российского опыта и практики правового регулирования косвенного налогообложения экспортно-импортных операций в Европейском Союзе и Евразийском Экономическом Сообществе сформулировано содержание таких правовых понятий, как «налоговое администрирование в сфере косвенного налогообложения экспортно-импортных операций», налоговые регуляторы экспортно-импортных операций, имеющие отсылочный или коллизионный характер", «валютный контроль за отсрочкой и рассрочкой уплаты косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, «налогоплательщик-участник трансграничных операций», «юридические основания возникновения налоговых правоотношений по взиманию косвенных налогов при перемещении товаров через таможенную границу» и др.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Определено, что в процессе заключения Российской Федерацией ряда международных интеграционных соглашений в рамках Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества общий режим уплаты, исчисления налоговой базы, возврата, учета и определения стоимостных характеристик НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации приобрел характер «двухуровневого интеграционного» правового регулирования.

В этой связи предлагается законодательно закрепить условия согласования норм о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях на национальном и интеграционном уровне, указав, что если положения международных соглашений государств ЕврАзЭС о взимании НДС и акцизов, заключенных государствами Таможенного Союза, нормы таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах государств-членов Таможенного Союза ЕврАзЭС регламентируют сходные отношения и возникают коллизии, то действует порядок, установленный налоговым законодательством отдельных государств-участников, если иное не предусмотрено соглашениями государств, включив это полоэюение в пункт 2 ст. 2 НК РФ.

2. Выявлены коллизии юридических составов норм о контроле порядка и сроках взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, установленных ст.61−64, ст.ст.151−153 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст.83−93, ст. 227, ст. 283 Таможенного кодекса таможенного.

Союза от 16.04.2010 г. Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ «О ратификации Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», касающиеся соблюдения сроков и размеров уплаты НДС и акцизов в российский бюджет.

В целях защиты бюджетных интересов Российской Федерации от негативных последствий перераспределения налога на добавленную стоимость и акцизов между бюджетами государств-участников таможенного союза предлагается устранить расхождения путем дополнения статью 83 Таможенного кодекса таможенного союза положением о том, что контроль за отсрочкой и рассрочкой уплаты косвенных налогов в экспортно-импортных операциях регламентируется национальными налоговыми кодексами государств.

3. На основе анализа группы нормНалогового кодекса Российской Федерации, регулирующих режим взимания НДС и акцизов при ввозе и вывозе товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации предложено определение налоговых регуляторов экспортно-импортных операций, которые представляют собой нормы имеющие «отсылочный или коллизионный» характер, пересекающиеся с нормами налогового, административного, таможенного права, налоговыми соглашениями Российской Федерации с государствами Европейского Союза, нормами интеграционного права таможенного союза ЕврАзЭС.

Выявлено, что они регулируют экспортно-импортные режимы косвенного налогообложения, такие как «таможенный режим НДС и акцизов в экспортно-импортных операциях стран таможенного союза ЕврАзЭС», «косвенные налоги в особых экономических зонах на территории России», «режим косвенного налогообложения экспортно-импортных операций Европейского Союза» и требуют постепенного их выделения в самостоятельный раздел Налогового кодекса Российской Федерации о праве применимом при налогообложения внешнеэкономических операций.

4. В целях гармонизации норм российского законодательства о налоговом администрировании в сфере взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях с правовым режимом в этой области в рамках таможенного союза Евроазиатского экономического сообщества автором выявлены особенности и виды правового режима осуществления налогового администрирования в сфере косвенного налогообложения экспортно-импортных операций между государствами-участниками Таможенного союза ЕврАзЭС.

Разработано определение налогового администрирования экспортно-импортных операций Таможенного союза ЕврАзЭС, под которым понимается формирующейся организационно-правовой механизм совместной налоговой, таможенной деятельности государственных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, направленной на обеспечение соблюдения таможенного и налогового законодательства, предупреждение, пресечение, расследование нарушений в сфере косвенного налогообложения, проведение отдельных форм совместного налогового и таможенного контроля за уплатой НДС и акцизов, вводится административная система управления рисками неуплаты налогов.

5. Конкретизированы юридические основания возникновения налоговых правоотношений по взиманию косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, под которыми понимается «наличие условий осуществление налогооблагаемых НДС и акцизами операций международной коммерческой деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, их объединений, государств и муниципальных образований, включая реализацию продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав, с использованием установленных НК РФ спег^альных зачетных (учетных), контрольно-компенсационных мер по возврату и возмещению сумм косвенных налогов, осуществление которых создает гарантии защиты имущественных интересов налогоплательщиков и создание им благоприятных конкурентных, расчетных, геновых условий во внешней торговле». Предложенные основания могут быть включены в статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

6. На основе научного анализа комплекса правовых норм различной отраслевой принадлежности выявлено, что действующий правовой механизм взимание косвенных налогов в экспортно-импортных операциях имеет следующие особенности: 1) трансграничный характер налогооблагаемых операций, 2) наличие иностранных участников, посредников между поставщиками и конечными потребителями товаров-и услуг, 3) растущее воздействие на него унифицированных норм ч международных соглашений и документов международных организаций (ВТО, ОЭСР, ЮНСИТРАЛ) — 4) развитие новых форм международной коммерции и расчетов (электронной, бартерной), которые обусловливают необходимость критичного переосмысления современных институтов косвенного налогообложения в мировой торговле. В этой связи установлено, что возникла необходимость дополнения правового регулирования косвенного налогообложения экспортно-импортных операций в Налоговом кодексе Российской Федерации нормами об условиях взимания НДС с оборота «электронных» товаров и Интернет-операций, которые относятся к экспортно-импортным операциям на внешнем рынке.

7. Установлена необходимость усиления валютного контроля со стороны налоговых органов за основаниями незачисления валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации (ст. 198 НК РФ) в целях предотвращения утечки капиталов и осуществления «мнимого» экспорта. Для повышения эффективности валютного контроля налоговыми органами за правомерностью исчисления налоговой базы при уплате акцизов в экспортно-импортных операциях с подакцизными товарами следует законодательно закрепить процедуру проверки «налогового резидентства компании» и «страны инкорпорации компании» при наличие нескольких поставщиков, покупателей-посредников, резидентов и нерезидентов в трансграничной операции с подакцизными товарами, дополнив указанными положениями о контроле валютный поступлений от экспортно-импортных операций пункт 5 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации.

8. Выявлено отсутствие определения «налогоплательщика-участника трансграничных операций, связанных с экспортом и импортом товаров, работ, услуг», в связи с чем предлагается включить в Налоговый кодекс Российской Федерации новую статьи 20.1 «Налогоплательщики-участники трансграничных операций в сфере экспортно-импортного оборота товаров, работ, услуг» в которой бы было определено, что «Налогоплательщики-участники трансграничных операций в сфере экспортно-импортного оборота товаров, работ, услуг для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, являющиеся налоговыми резидентами различных государств, отношения между которыми могут оказывать влияние на конкурентные, ценовые, расчетные условия коммерческой операции, на ее экономические результаты, влияющие на размер исчисляемой налоговой базы, когда одна или несколько организаций-налогоплательщиков участвуют в экспортно-импортной операции по перемещению товаров, работ, услуг на таможенную территорию различных государств как покупатели, поставщики, посредники, кредиторы, налогоплателыцики-участники трансграничных операций, являющиеся взаимозависимыми.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Исследование правового регулирования правового регулирования взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях связано с разработкой юридических оснований возникновения налоговых правоотношений по взиманию косвенных налогов в экспортно-импортном обороте, связанном с перемещением товаров через таможенную границу, изучением правовых гарантий налогоплательщиков в рамках I процедуры возврата, зачета, освобождения от уплаты налогов во внешнеэкономических сделках, определением понятий «налоговой базы в экспортно-импортных операциях», «экспортно-импортной операции для целей косвенного налогообложения».

Практическая значимость связана с раскрытием особенностей взыскания косвенных налогов и налоговой задолженности во внешнеэкономической деятельности и применением комплексного подхода к анализу норм, регламентирующих сферу исчисления налоговой базы «внешних» НДС и акцизов, что позволяют рассчитывать как на повышение эффективности применения нормативно-правовых положений об исполнении обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, так и на увеличение эффективности товарного оборота с иностранными государствами.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, широким использованием научных источников по российскому и зарубежному праву, сравнительно-правовыми подходами к анализу особенностей правового регулирования взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях.

В исследовании автор опирался на практику работы государственных органов России, международных организаций и судов интеграционных сообществ, нормативные акты Федеральной Таможенной Службы, Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, использовал их статистические отчеты и официальные обзоры.

Апробация и внедрение результатов исследования определяются его актуальностью, научной новизной и выводами как теоретического, так и практического характера. Отдельные положения были изложены в вышедших в свет четырех публикациях. Кроме того, некоторые выработанные автором рекомендации и тезисы используются в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации. Рекомендации и предложения могут быть использованы как в нормотворческой деятельности по устранению недостатков в нормативно-правовом регулировании, так и в правоприменительной деятельности органов, вовлеченных в процесс взимания косвенных налогов в экспортно-импортных операциях.

Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Можно выделить ряд гармонизированных и кодифицированных требований, предъявляемых законодательством зарубежных государств к налогообложению косвенными налогами в экспортно-импортных операциях.

Правовые интеграционные нормы, включая нормы Таможенного кодекса ЕврАзЭС, устанавливают, что введение," изменение, отмена косвенных налогов в экспортно-импортных операциях регулируется нормами налоговых кодексов в общих и специальных разделах о международном налогообложении во внешнеэкономической деятельности.

Налоговые кодексы интеграционных сообществ, как правило, требуют, чтобы действие налогов распространялось на всю территорию экономического сообщества. В отсутствие единообразия НДС и акцизов возникает грубейшее и наиболее гнетущее неравенство, затрагивающее жизненно важные интересы участников внешней торговли из разных стран.

Большинство перечисленных понятий и институтов налогового законодательства зарубежных государств о косвенном налогообложении экспортно-импортных операций развивается под влиянием международных разделов о налогообложении модельных налоговых кодексов и процессов гармонизации норм интеграционного налогового и таможенного законодательства.

Необходим системный подход к правовому регулированию взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) в экспортно-импортных операциях в Российской Федерации с учетом развития налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, таможенных норм интеграционного права таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества, норм о взимании косвенных налогов в экспортно-импортных операциях по праву Европейского Союза.

Налоговое администрирование представляет собой развивающийся механизм гармонизации и унификации норм о управлении взиманием косвенных налогов в экспортно-импортных операциях на национальном и международном уровне с учетом положения заключенных в середине 2010 года международных соглашений о взимании НДС и акцизов, между государствами Таможенного союза ЕврАзЭС.

Возникла двухуровневая система регулирования взимания НДС и акцизов в национальном и интеграционном правовом пространстве, когда в налоговых кодексах государств таможенного союза и в международном праве регламентируются сходные налоговые правоотношения.

С учетом российского опыта и практики правового регулирования косвенного налогообложения экспортно-импортных операций в Европейском Союзе и Евразийском Экономическом Сообществе в новую редакцию НК РФ, в специальный Раздел «Об особенностях взимания налогов во внешнеэкономической деятельности» следует включить следующие правовые понятия: «налоговое администрирование в сфере косвенного налогообложения экспортно-импортных операций», «налоговые регуляторы экспортно-импортных операций, имеющие отсылочный или коллизионный характер», «валютный контроль за отсрочкой и рассрочкой уплаты косвенных налогов в экспортно-импортных операциях, «налогоплательщик-участник трансграничных операций», «юридические основания возникновения налоговых правоотношений по взиманию косвенных налогов при перемещении товаров через таможенную границу» и др.

Также в законодательстве следует устранить положение, когда в таможенном, административном законодательстве, законодательстве о налогах и сборах существуют «разрозненные» нормы по вопросам взимания налога на добавленную стоимость и акцизов в экспортно-импортных операциях, по возврату этих налогов и административной ответственности в этой сфере. Недопустима противоречивость в определении понятия задолженности по косвенным налогам в экспортно-импортных операциях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные договоры и международные нормативныеправовые документы
  2. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года //http:// base.consultant.ru // Система Консультант Плюс.
  3. Таможенный кодекс таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 17 (в ред. Протокола Правительств государств членов таможенного союза от 16.04.2010),
  4. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 г. //http:// base.consultant.ru // Система Консультант Плюс.
  5. Совместная конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи при взимании налогов и сборов //Электронная справочно-правовая база КонсультантПлюс ВерсияПроф.
  6. Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г. // Сайт кафедры права Европейского Союза МГЮА электронный ресурс. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchreddocs/evrsoobnice.htm
  7. Типовой закон об электронной торговле, принят UNCITRAL, рекомендован резолюцией 51/162 ГА ООН от 16.12.96. // Официальная страница ООН электронный ресурс. URL: http://www.un.org/russian/ documen/convents/commerce.htm-
  8. Конституция Российской Федерации // «Российская газета». -1993.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824- 1999, N28, ст. 3487- 2006, N 31, ст. 3436- 2007, N 1, ст. 28, ст. 31.
  10. Российской Федерации, 2008, N 1, ст. 7.
  11. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 202-ФЗ «О ратификации Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 11, ст. 1072.
  12. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. I), ст. 6223.
  13. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// СЗ РФ.2004.№ 11. Ст. 945.
  14. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"// Российская газета 2004. № 138.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 300.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции»
  17. Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 9, ст. 968.
  18. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 83н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов
  19. Российской Федерации 2010. № 10
  20. Приказ Федеральной таможенной службы от 8 декабря 2009 г. N 2205 «Об организации учета денежных средств в центральной акцизной таможне» //http://base.consultant.ru//CncTeMa Консультант Плюс.
  21. Приказ Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2010 г. N 201 «О взимании акцизов» //http://base.consultant.ru//CHCTeMa Консультант Плюс.
  22. Письмо Федеральной таможенной службы от 9 апреля 2010 г. N 0111/17 535 «О сроках подачи таможенной декларации и уплаты таможенных платежей"//ЬЦр://Ьазе.соп8икап1.ги//Система Консультант Плюс.
  23. Письмо Федеральной таможенной службы от 15 июля 2010 г. N 01−11/35 045"06 уплате таможенных сборов» //http:// base.consultant.ru // Система Консультант Плюс.
  24. Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М.: СПАРК, 2006.
  25. Конституции государств Европы (в трех томах). Под ред. Д. М. Ковачева М.: Норма. 2004.1456с.
  26. Налоговый кодекс Бельгии 1992 г. r. http:// eulaw. edu.ru/ documents/ legislation/ uchreddocs/evrsoobnice.htm
  27. Налоговый кодекс Бразилии 1966 г. http:// eulaw. edu.ru/ documents/ legislation/ uchreddocs/evrsoobnice.htm
  28. Кодекс внутренних доходов США 1986 г http://us/law. documents/ legislation/ uchred
  29. Общий налоговый кодекс Франции 1920 г. в редакции 1998 г. http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchreddocs/evrsoobnice.htm
  30. Монографии, учебники, статьи
  31. С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.
  32. М. За реформу налоговой системы. Переосмысливая общепризнанные истины / Под ред. И. А. Егорова. Пер. с франц. Т. А. Карлова. М., 2001.
  33. Е.М. Финансовое право. М. Элит. 2009
  34. Е.М. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. М. Проспект. 2010
  35. И. Н. Петрова Г. В. Финансовое право M. РАГС.2009
  36. К.С. Финансовое право. М.: Юристь, 1994.
  37. А.В., Головкин А. Н. и др. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2009 год — «Налоги и финансовое право», 2008 г.
  38. А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Том. 16. Пеня в налоговом праве.//СПС Гарант.
  39. Бюджетное право. Учебник / Под. ред. Н. А. Саттаровой. М.- «Деловой двор». 2009.
  40. Д.В. Российское налоговое прав: проблемы теории и практики. СПб, 2003. С. 27−28.
  41. Е. Ю. Толстопятенко Г. П. Финансовое право. М.: Проспект. 2009.453с.
  42. Е. Ю. Толстопятенко Г. П. Финансовое право. М.: Проспект. 2010.353с.
  43. Е. Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право. М. Юриспруденция 2009.201с.
  44. Е.Ю. Финансовый контроль подотрасль финансового права//. Финансовое право № 2, 2002 г.
  45. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право России. М., 1997.
  46. Р.Л. Международное налогообложение. Краткий курс. М.: ЮНИТИ. 1997.
  47. Дэниэлс Джон Д.,.Радеба .Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции /перевод с анг. М.: Дело. 1998. 747с.
  48. М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М.: Юристь, 2003. С. 55.58
  49. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный). / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2005.
  50. Ю.А. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 2008.
  51. Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М., 2004.
  52. И.И. Налоговое право России. М., 2009.
  53. И.И. Теория налогов и сборов. М., 2009.
  54. И. И. Кикин А.Ю. Меры налогово-процессуального принуждения. М., 2006.
  55. И.И., Мамаев И. В. Акцизы в системе правового регулирования операций со спиртом, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Монография. М. Издательство ВГНА.2009.
  56. Н.П. Налоговые процедуры правовая природа и классификация. Монография. Киев. Правовая единость. 2009
  57. Н.П. Налоговое право. Учебный курс в пяти томах. М.2010
  58. Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. М., 2006.
  59. Налоговые процедуры: Учеб. Пособие /под ред. А. Н. Козырина.
  60. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2009.
  61. Налоговое право: Учебник / Под. ред. С. Г. Пепеляева.- М. Юристъ, 2005.
  62. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / под. Ред. И. И. Кучерова.- М. АО «ЦентрЮринфоР», 2001.
  63. Ф.С. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 240.
  64. Г. В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. М., 2003.
  65. Г. В. Международное финансовое право М.Юрайт.2009
  66. Г. В. Общая теория налогового права. М. ФБК-Пресс. 2004
  67. Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права.Саратов.2007. С. 45.
  68. Пушкарева В М История финансовой мысли и политики налогов Учеб пособие М Финансы и статистика, 2001. С. 256.
  69. Н.А. Принуждение в финансовом праве. Монография. М., 2006.
  70. А.Д. Понятие и порядок формирования собственных доходов местных бюджетов // Конституционное и муниципальное право. М.2003 .№ 1 .С.41 -44.
  71. Современные проблемы теории налогового права (по материалам международной научно-практической конференции в Воронеже 4−6 сентября 2007 г.) //Финансовое право. 2007.№ 11. С.З.
  72. В.А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 41.
  73. B.B. Необходимо ли переносить составы налоговых правонарушений в КоАП РФ// Финансовое право.2007.№ 11.С.ЗЗ.
  74. И.Н. Налоговые преступления: практик работы органов налоговой полиции и судов.- М.: ИД ФБК-Пресс, 2002.
  75. О.В., Толокнева H.A. Государственное принуждение в налоговом праве // Закон и право. 2003. № 6.
  76. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.
  77. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов /под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. Титов A.C. Недоимка: Правовое регулирование взыскания. М. «ЦентрЮрИнфоР», 2003.
  78. A.C. Налоговое администрирование: правовые аспекты М.ЮрИнфор.2007.
  79. Куракова Н. В. Принудительное взыскание безналичных денежных средств должника-организации // Арбитражный и гражданский процесс.№ 7.2003.
  80. О.М. Фискальные валютные операции // Законодательство и экономика. № 7. Июль.2004.
  81. Н. Права авторов и иных правообладателей как предмет взыскания // Право и экономика. 2007. № 7.
  82. Н. Арест интеллектуальной собственности // Право и экономика. 2007. № 3.
  83. Н.М. Исключительные права как объект взыскания: отдельные проблемы исполнительного производства // Право и экономика.№ 4.2008.
  84. Т.А., Тихомиров K.M. «Об администрировании налогов с физических лиц» //www/konfi-nalog/jurati/ru.
  85. Н.Ю., Головнева М. С. Новое в налогообложении средств, полученных государственными (муниципальными) унитарными предприятиями// Налоговая политика и практика.2008.№ 4.
  86. К.Н. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности // Хозяйство и право. 1998. N911. С. 32.
  87. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2003.
  88. А.Т. Необходимость и возможность достижения баланса публичных и частных интересов с помощью имущественного налогообложения // Государство и право.2003.№ 8.С.98.
  89. Л. Ответственность банков при бесспорном и безакцептном списании средств // Закон. 1995. № 1. С. 100.
  90. Л.А. Новые правила старые проблемы // Арбитражная практика. Тематический выпуск. Безналичные расчеты. Апрель 2002 г. С. 76.
  91. О. В. Взыскание налога, штрафа при банкротстве организации // Право и экономика.2006.№З.С.48.
  92. О.В. Порядок принудительного взыскания налогов, пеней, сборов и штрафов // «Налоговые споры: теория и практика», 2008, № 4.
  93. С.Г. Общие принципы налогообложения и сборов //Налоговый вестник. 1997. № 7. С. 12.
  94. C.B. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях // Справочная система «Гарант», 2003.
  95. Ренальд Р. Садыков, Ришат Р. Садыков. Бесспорное списание денежных средств: эхо ушедшей эпохи // Банковское право.2007.№ 5.
  96. Т.Ю. Отдельные элементы понятия «должное исполнение налоговой обязанности» // Финансовое право. 2007. № 1.
  97. Сидорова A.B.// Сочетание бесспорного и судебного порядков взыскания недоимки по обязательным платежам и санкций.
  98. В.Б. Налоговые агенты имеют большие шансы выиграть спор в Конституционном Суде // Бизнес-адвокат. 2000. № 3.
  99. М.М. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по Закону «Об исполнительном производстве» // Арбитражный и гражданский процесс.№ 4.2008.
  100. A.C. Юридические аспекты обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность // «Финансовое право», 2005, № 9
  101. И.В. Процессуальные аспекты налоговых споров России// Налоговые споры: опыт России и других стран. По материалам международной научно-практической конференции 12−13 ноября 2007 г. Москва. С. 20.
  102. Е.М. Субъективное право и обязанность как юридическое содержание правоотношения.//Вестник СГАП. 2008. № 8. СЗЗ.
  103. Черник Д. Г Налоговые системы зарубежных государств. М. ЮНИТИ. 2003 .
  104. Якушкина Е.Е. .Процессуальные аспекты принудительного исполнения налоговой обязанности//Финансовое право. № 9. 2006.
  105. P.A. Налоговая система КНР: правовые аспекты. Монография М. 2005.
  106. P.A. Налоговое право КНР. М.: Волтерс Клувер. 2008
  107. В.М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения. 2005.
  108. Шнейдман JI.3. Как пользоваться международными стандартами финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. 2001. № 11.
  109. Энтин Ю. М. Европейское право
  110. Adams J.P.R., Whalky J. The International Taxation of Multinational Enterprises in Developed Countries. London, 1997.
  111. Ault Hugh J. International Issues in Corporate Tax Integration, 10 Law andPolicyinlnternational Business 461,1988.
  112. Baker Ph. Double Tax Conventions and International Tax Law. Sweetand Maxwell, 2ndedition. London, 2005.
  113. Becker H. Treaty Shopping. Becker and Wurm. Kluwer. Deventer, 1998. Bittker Boris I., Lokken Lawrence. Fundamentals of International Taxation. Boston, N.Y., 1991.
  114. Bone O. Double imposition et evasion fiscale, contribution a l’etude d’un droit fiscal international. These Lille. Paris, 1999.
  115. BiihJer O. Internationales Steuerrecht und Internationales Privatrecht Amsterdam, 1990.
  116. Dalimier G. L’evolution recente du droit fiscal international en France. Clunet, 1996. № 4.
  117. DalimierG. Les conventions internationales en matiere fiscales. Litec. Paris, 1985.
  118. David W. Williams. EC Tax Law. Longman. London and N.Y., 1998.
  119. Doxies David K Principles of International Double Taxation Relief. London, 1985.
  120. DeperonR International Double Taxation. N. Y, 1995.
  121. Doemberg Richard L. International Taxation. St. Paul. Minnesota, WestPubl. Co., 1993.
  122. Doitvier P.-J. Droit fiscal dans les relations internationales. Pedone. Paris, 1996. EC Tax Law. David W. Williams. Longman. London, N. Y, 1998.
  123. Essays on International Taxation. Deventer, Boston, 1993.
  124. Farmer P., LyalR. EC Tax Law. Clarendon press. Oxford. London, 1994.
  125. Fitxmaurice J. The General Principles of International Law, Rdc. 2001-YIT.
  126. Goodman W. International double taxation of Estates and Inheritances. SeekerandWarburg. London, 1988.
  127. Hb’hn E. Handbuch des Internationalen Steuerrechts der Schweiz (Manual ofSwissinternational tax law). Paul haupt. Bern und Stuttgart, 2000.
  128. Jamevic J.-P. Droit fiscal international. Economica coll. Finances publiques. Paris, 1996.
  129. Kerogues J., Tixier G. Droit Fiscal International. Pratique francaise. Berger-Levrault.Paris, 1994.KnechtleA. Basic Problems in International Fiscal Law. Deventer, Boston, 1999.
  130. Knechtle A. Grundfragen des Internationalen Steuerrechts. Helbing und Lichtenhahn. Baselund Stuttgart, 1986.
  131. Lang M. et al. Multilateral Tax Treaties: New Developments in International Tax Law. Boston: Kluwer Law International. London, 1998.
  132. Hanger Marshall J. Practical International Tax Planning. N.Y., 1979.
  133. LemaireD. International taxation. Paris, 2003.
  134. Lenz R General Report on the Interpretation of Tax Treaties. Cahiers de DroitFiscallnternational. Vol. 42. Basel, 1990.
  135. Lenz K Les conventions suisses de droit fiscal international. Lausanne, 2006.
  136. Malherbe J. Droit fiscal compare et international. Syllabus de cours a l’Ecolesuperieuredessciences fiscales. Bruxelles, 2004.
  137. Диссертации и авторефераты диссертаций
  138. Горлов EJI. Актуальные проблемы налогообложения транснациональных корпораций в России. Канд. диссертация. М., 2002.(12.00.14)
  139. КА. Выявление и первоначальный этап расследования уклонений от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (зарубежный опыт).Канд. диссертация. М., 1999.(12.00.14)
  140. Середа И. М Уклонение от уплаты налогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты в мировой практике. Канд. диссертация. Иркутск, 1998. (12.00.08)
  141. НГ. Действие международных договоров РФ в области налогообложения иностранных физических и юридических лиц Канд. диссертация. М., 1998.(12.00.14)
  142. O.A. Закон в системе источников налогового права (на примере англосаксонской правовой системы). Канд. диссертация. М, 1996(12.00.14)
  143. Неварах Азмад Анвар Ахмад. Административная юстиция в арабских странах.(на примере Египта, Сирии и Ливана).Канд. дис. 2007 г.(12.00.14)
  144. P.A. Налоговая система КНР: правовые аспекты. Докт. Диссертация.2005г. (12.00.14)
Заполнить форму текущей работой