Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа различных подходов в формулировании определений, связанных с институтом негражданства, выведены следующие формулировки исследуемых понятий. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государствалицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятийный аппарат правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
    • 1. 1. Понятие и содержание гражданства
    • 1. 2. Содержание основных понятий, связанных с институтом негражданства
  • Глава 2. К истории вопроса административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
    • 2. 1. Государственное регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в советский период
    • 2. 2. Законодательство государств-участников СНГ, регулирующее административно-правовое положение неграждан
  • Глава 3. Правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
    • 3. 1. Конституционные права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства
    • 3. 2. Правовые основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В настоящий период российская политика ориентирована на достижение мирового консенсуса, приоритет общечеловеческих ценностей, отход от конфронтации к диалогу, расширение сотрудничества государств в сфере экономики, права, науки, культуры и других областях общественной жизни. С приведением законодательства в соответствие с международными стандартами, расширением международных контактов, упрощением порядка въезда и выезда из России постоянно возрастает число иностранцев в нашей стране. Но, независимо от целей посещения России негражданином, каждого из них касаются вопросы правил пребывания, объема прав, свобод и обязанностей, юридической ответственности.

Кроме того, существует очевидная взаимосвязь между проблемой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства и вопросом о защите прав человека. Нарушение прав человека является одной из причин такой значительной проблемы как рост беженцев и вынужденных переселенцев. В современный период существует обеспокоенность международного сообщества и активизация деятельности международных организаций по делам данной категории лиц. На сегодняшний день одним из первых вопросов в ООН, связанных с защитой прав человека, является судьба беженцев, перемещенных лиц, репатриантов, вынужденных в результате войн покидать места своего проживания и нуждающихся в помощи. Для России наиболее актуальной проблемой является вопрос о выработке действенных мер по предупреждению незаконной иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства.

Государственная политика Российской Федерации направлена на решение данных проблем, чему свидетельствует обширная обновленная правовая база, регламентирующая административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Принят новый закон 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который, на наш взгляд, нуждается в корректировке.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления своих прав и обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства в сфере управления. Предметом исследования является правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретического представления об административно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России и обосновании современного механизма правового регулирования данного института.

Для достижения этой цели поставлены следующие основные задачи:

— сформулировать содержание основных понятий исследуемого института;

— исследовать развитие законодательства об иностранных гражданах и, лицах без гражданства в советский период;

— раскрыть правовое положение рассматриваемой категории лиц в странах — участниках СНГ;

— проанализировать действующее законодательство, регулирующее административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства;

— разработать конкретные рекомендации для совершенствования правовой базы данного института.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектико-материалистический метод, в рамках которого применены и иные методы познания социально-правовых явлений и процессов: сравнительно-правовой, исторический, системный, формальнологический, сравнительный, социологический.

Теоретической основой диссертации послужили монографии, диссертационные исследования и научные труды ряда российских ученных, принадлежащим к различным научным направлениям. Это работы: О. В. Абрамовой, С. С. Алексеев, JI.H. Анисимова, Е. В. Атутова, Е. В. Балацкого, H.A. Баринова, Ю. Р. Боярса, Е. В. Виноградова, Г. В. Витковской, И. В. Витрука, Д. А. Гайдукова, JI.H. Галенской, Ж. А. Зайончковской, В. А. Ионцева, В. И. Кайнова, А. Н. Каменского, Н. Касаткиной, С. С. Кишкина, Е. И. Козловой, Е. С. Красинца, O.E. Кутафина, В. В. Комарова, К. А. Корсика, С. К. Косакова, JI.B. Лазарева, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашука, Г. В. Мальцева, Н. И. Марышевой, В. В. Мещярекова, A.B. Мицкевича, О. О. Миронова, Л. А. Николаевой, И. В. Пантелеева, Ю. А. Петрова, С. И. Русиновой, В. П. Сальникова, В. Д. Сорокина, Б. Н. Топорнина,.

A.M. Турубинера, М. А. Федотова, C.B. Черничнко, М. А. Шафира,.

B.C. Шевцова и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что применительно к современной социальной российской обстановке на уровне диссертационной работы проведено комплексное административно-правовое исследование проблемы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Новым является ряд предложений по совершенствованию современной государственной политики регулирования административно-правового положения иностранцев и апатридов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государствалицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государствабеженецфизическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, находящееся вне страны своей гражданской принадлежности или обычного местожительства и опасающееся стать жертвой дискриминационных преследованийвынужденный переселенец — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, но постоянно проживающее на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившее место жительства в пределах территории Российской Федерации с целью избежать дискриминационных преследований.

2. Результатом несовершенного миграционного законодательства государств-участников СНГ являются массовые неконтролируемые перемещения населения, изменившие демографическую картину в регионах, что, в свою очередь, приводит к напряженности в отношениях между странами. Устранить указанные проблемы могла бы конвенция стран СНГ, принятие которой, помимо прочего, способствовало бы еще и единообразному толкованию понятий и юридических терминов, касающихся данного правового института.

3. Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. усовершенствовал подходы к формированию нормативно-правовой базы, регулирующей административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. В нем четко регламентируются правила пребывания данной категории лиц на территории Российской Федерации, но для оптимизации их административно-правового статуса необходимо включить также нормы, которые позволят упростить прием в российское гражданство лиц, прибывающих в нашу страну из стран ближнего зарубежья.

4. Существует необходимость разработки Концепции единой системы миграционного контроля в Российской Федерации, в которую должны войти пункты миграционного контроля за границей для предварительной проверки иностранных граждан, въезжающих в Россиюпункты миграционного контроля на границе РФ, работающие совместно с пограничной службой, и пункты миграционного контроля уже на территории Российской Федерации, которые должны действовать совместно с участковыми, оперативными уполномоченными.

5. В целях более эффективной работы консульских учреждений России за рубежом по выдаче необходимых документов для регистрации иностранных граждан, убывающих в Российскую Федерацию, необходимо увеличить штатную численность сотрудников, которые занимаются оформлением данных документов и увеличить срок регистрации по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории российского государства до 12 месяцев.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные в работе положения и выводы дополняют и развивают теоретические представления об институте административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений России при чтении курсов «Конституционное право» и «Административное право».

Основные предложения и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве научно-методической базы при подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам регулирования пребывания, использования прав и исполнения обязанностей лицами данной категории в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты диссертационного исследования получили выражение в пяти опубликованных научных работах автора объемом 2 п.л. и докладывались на межведомственной научно-практической конференции «Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы и перспективы», (Санкт-Петербург, 2 октября 2001 г.) — юбилейной научно-практической конференции.

МВД России — 200 лет: история и перспективы развития", (Санкт-Петербург, 20−21 сентября 2002 г.).

Некоторые аспекты настоящего исследования нашли отражение в сборнике трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 9, Часть 2 1998 годаВып. 11, Часть 3 1999 годасборнике научных трудов. Вып. 8 2003 года.

Структура диссертации обусловлена ее предметом, целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка библиографических источников, приложений.

Заключение

.

Таким образом, сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина.

Проблема административно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства существует с тех пор, как образовались первые в истории человеческой цивилизации государства и население разделилось по территориальному признаку. Отношение к данной категории лиц претерпело в мировой истории длительную эволюцию — от нетерпимости до правовой защиты. Но в изменяющемся мире все больше расширяются международные контакты, идет непростой поиск взаимопонимания и конструктивных решений.

В настоящем исследовании автор исходит из того, что гражданствоесть устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В результате анализа различных подходов в формулировании определений, связанных с институтом негражданства, выведены следующие формулировки исследуемых понятий. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государствалицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государствабеженец — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, находящееся вне страны своей гражданской принадлежности или обычного местожительства и опасающееся стать жертвой дискриминационных преследованийвынужденный переселенецфизическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, но постоянно проживающее на законных основаниях на территории Российской.

Федерации и изменившее место жительства в пределах территории Российской Федерации с целью избежать дискриминационных преследований.

Предлагается с целью единообразного толкования понятий иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженец и вынужденный переселенец принять единую международную конвенцию.

Распад Советского Союза привел к появлению в бывших республиках собственного законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. С одной стороны, оно предусматривает общие параметры, закрепляющие требования к негражданам, с другой стороны, содержание этих требований характеризуется рядом особенностей.

Основополагающий принцип отношения Российского государства к иностранцам и лицам без гражданства заключается в их общем равноправии с гражданами России — национальный режим. То есть указанные лица имеют те же права и свободы, и несут такие же обязанности, что и граждане данного государства, за определенными изъятиями, зафиксированными в законодательстве. Причем эти изъятия не представляют собой какой-то дискриминации по отношению к иностранцам и лицам без гражданства, а обусловлены интересами государства и осуществлением в нем государственной власти, что может быть доверено, по общему правилу, лишь своим гражданам.

Принятие новых законов РФ «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г., а также иных нормативно-правовых актов, касающихся данного института, привело к созданию общей правовой базы, которая отражает административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Тем не менее, Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев и апатридов.

В Закон о правовом положении иностранных граждан необходимо, на наш взгляд, внести перечень прав, которыми наделены иностранные граждане в России — имущественные и неимущественные права, право на социальное обеспечение, на труд, образование, жилище, участие в общественных организациях, на свободу совести и вероисповедание и иные права, которые и составляют статус иностранного гражданина и лица без гражданства.

Кроме прочего, политика государства должна быть направлена на эффективную разработку Концепцию единой системы миграционного контроля для борьбы с нелегальной миграцией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные источники.
  2. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Гражданство и свобода передвижения: нормативные акты и документы. М.: Юрид. лит., 1994. 269 с.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  4. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека от 13 декабря 1985 г. М. 145 с.
  5. Договор об образовании Сообщества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 1996 г. // Российская газета. 1996. 13 мая.
  6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Изд-во Московского университета, 1990. С. 85−117.
  7. Закон РФ «О беженцах» // Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 425.
  8. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.
  9. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 14 и юл я.
  10. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565- Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1974- СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346- 1996. № 17. Ст. 1915.
  11. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 6. Ст. 243- СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.
  12. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 685- 1995. № 51. Ст. 4970.
  13. Законодательные акты о гражданстве в 4-х т. / Сост. Громушкин П. Г. М.: Терра, 1993. 569 с.
  14. Закон РФ «О гражданстве РФ» (научно-практический комментарий) // Ильинский И. П. М.: Известия: Верх. Совет РФ, 1992. 71с.
  15. Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Ведомости СССР. 1981. № 26. Ст. 836.
  16. Итоговый документ Венской встречи представителей государства-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. М., 1989.
  17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: «Ось-89″, 2002 г. 288 с.
  18. Конституция Российской Федерации. М., 1995.64 с.
  19. Конституции государств Восточной Европы: Учебное и справочное пособие. М.: Изд-во „Инфра. М-Норма“, 1996. 160 с. 121 .Конституции зарубежных государств / Под ред. Маклакова В. В. М.: Изд-во „БЕК“, 1997. 586 с.
  20. Конституции республик в составе РФ (сборникдокументов) / Сост. Дмитриев Ю. Л., Малахова Е. Л. М.: Манускрипт, 1995. 383 с.
  21. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1990. С. 20−34.
  22. Международный пакт о гражданских и политических правах // Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1990. С. 35−60.
  23. Семейный Кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 8 декабря 1995. СПб.: Изд-во „Альфа“, 1996. 80 с.
  24. Об основах государственной службы РФ. Федеральный закон РФ от 5 июля 1995 г. // Российская газета. 1995. 3 августа.
  25. Об урегулировании вопросов двойного гражданства. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г. // Дипломатический вестник. № 10. 1995. 126 с.
  26. Об урегулировании вопросов двойного гражданства. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г. // Дипломатический вестник. № 1−2. 1994. 129 с.
  27. Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Постановление Правительства от 1 ноября 2002 г. № 794.
  28. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О гражданстве РСФСР“. Закон РФ от 17 июня 1993 г. № 5206−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1112.
  29. О внесении изменения в Закон РФ „О гражданстве РФ“. Федеральный Закон РФ от 6 февраля 1995 г. № 13-Ф3 // Российская газета. 1995. 9 февраля.
  30. О воинской обязанности и военной службе. Закон РФ от11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 325.
  31. О гражданстве Кабардино-Балкарской республики. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 1992 г. Нальчик, 1996. 230с.
  32. О гражданстве Латвийской Республики. Закон Латвийской Республики от 21 июня 1994 г. Рига, 1996. 21 с.
  33. О гражданстве Литовской Республики. Закон Литовской Республики от 5 декабря 1991 г. Вильнюс, 1996. 23 с. 136.0 гражданстве Республики Калмыкия. Закон Республики Калмыкия от 14 февраля 1992 г. Элиста, 1996. 21 с.
  34. О гражданстве СССР. Закон СССР от 19 августа 1938 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11.
  35. О гражданстве СССР. Закон СССР от 1 декабря 1978 г. М.: Юрид. лит., 1978. 12с.
  36. О гражданстве СССР. Закон СССР от 23 мая 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 435.
  37. О гражданстве РСФСР. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 6. Ст. 243.
  38. О гражданстве Республики Саха (Якутия). Закон Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 1992 г. Якутск, 1996. 24 с.
  39. О гражданстве Эстонской Республики. Закон Эстонской Республики от 19 января 1995 г. Таллинн, 1996. 24 с.
  40. О милиции. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. 7/ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  41. О некоторых вопросах реализации Закона РФ „Огражданстве РФ“. Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. № 2007 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 27. Ст. 2854.
  42. О порядке введения в действие Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Постановление ВС РФ от 22.07.93.
  43. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. // Российская газета. 1996. 22 августа.
  44. О принятии иностранцев в российское гражданство. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 62. Ст. 437.
  45. О приобретении прав российского гражданства. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г.// СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.
  46. Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы //САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4934.
  47. Положение о Федеральной миграционной службе // Российская газета. 1993. 20 марта.
  48. Положение о гражданстве СССР от 13 июня 1930 г. // Собрание Законодательства СССР. 1930. Ст. 367.
  49. Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931 г. //
  50. Собрание Законодательства СССР. 1931. Ст. 196.
  51. Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 3966.
  52. Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 14 марта 1995 г. // Действующее международное право / Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. Т. 1. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. 510 с.
  53. Положение о союзном гражданстве // СЗ СССР. 1924. Ст. 202.
  54. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство // Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794
  55. Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне // Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003
  56. Положение об Управлении Президента РФ по вопросам гражданства от 24 апреля 1998 г.// Собрание Законодательства РФ. 1998. № 17. Ст. 1919.
  57. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности п. „г“ ст. 18 Закона РФ „О гражданстве РФ“ в связи с жалобой Смирнова А. Б. // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1996. С. 29−39.
  58. Постановление Правительства РФ № 782 „Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности“ от 30.10.2002 г.
  59. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789 „Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание“. Российская газета. 13 ноября 2002 г., № 215 (3083).
  60. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. „Об утверждении Федеральной миграционной программы“ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4177.
  61. Постановление Правительства Москвы от 16 июля 1996 г. „Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы“ // Вестник мэрии Москвы. 1996. № 18.
  62. Правила пребывания иностранных граждан в СССР // СП СССР. 1991. № 12−13. Ст. 55.
  63. Распоряжение мэра Москвы от 23 августа 1995 г. „О порядке взимания оплаты за возвращение (выдворение) иностранной рабочей силы“ // Вестник мэрии Москвы. 1995. № 17(1295).
  64. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. „О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы“ // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 77.
  65. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. „О Федеральной миграционной программе“ // Российская газета. 1996.24 июля.
  66. Федеральный закон от 19 апреля 2002 г. „О гражданстве Российской Федерации“ // Российская газета. 5 июня 2002 г.
  67. Федеральный закон РФ „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ № 115-ФЗ. Российская газета, № 140 (3008). 31.07.02.
  68. Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
  69. Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“ // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  70. Федеральный закон „О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.
  71. Федеральный закон „Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4372.
  72. Монографии, учебники, учебные пособия.
  73. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2002. 608 с.
  74. Э.М. Международное право и труд. М., 1982.
  75. З.А. История советского исправительно-трудового права. Рязань, 1985.
  76. З.А. Буржуазные пенитенциарные системы и тюрьмоведение. Учебное пособие. Рязань, 1991.
  77. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право РФ. М., 1996. 299 с.
  78. Е.В. Государственное регулирование трудовой эмиграции (международный опыт). Проблемы теории и практики управления. М., 1994.
  79. В. Социалистическое гражданство: актуальные теоретические и практические проблемы, М., 1977. 320 с.
  80. М.М. Международное частное право. М., 1998.
  81. В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно-правового отношения. Свердловск, 1969. 223 с.
  82. Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве. Рига, 1981. 254 с.
  83. Г. С. Миграция населения как фактор формирования трудовых ресурсов // Проблемы трудовых ресурсов России (социально-экономическое исследование) СПб., 1995.
  84. Д.А. Гражданство в СССР. М., 1940. 166 с.
  85. JI.H. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982. 159 с.
  86. Государственное право Германии. Т. 2. М., 1994. 361 с.
  87. A.C. Начало русского государственного права. Т.1. СПб, 1875. 396 с.
  88. Н.Л. Конституционное право / Под ред. Козлова А. Е. М., 1996. 264 с.
  89. К.Н., Курилин М. Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях МОТ). М., 1992.
  90. А.И., Кириченко М. Г. Советское государственное право. М., 1957. 237 с.
  91. В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999.
  92. A.B. Основы конституционного права. СПб, 1996. 299 с.
  93. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. 267 с.
  94. Н. Гражданство по законодательству зарубежных стран. Вып. 88. М., 1974. 226 с.
  95. И .Я. Международный труд: практическое пособие. М., 1997.
  96. С.С. Советское гражданство. М., 1925. 317 с.
  97. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 1996. 354 с.
  98. С.А. Личность в политической системе Российского общества. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1995. 297 с.
  99. Конституции зарубежных государств / Под ред. Маклакова B.B. М., 1997. 469 с.
  100. Конституционный статус гражданина / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1989. 262 с.
  101. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Страшуна Б. А. М., 1993. Т.1. 385 с.
  102. Н.М. Русское государственное право. T.l. М., 1984. 457 с.
  103. К.А. Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в РФ. М. 1999. 248 с.
  104. С.К. Конституционные основы советского гражданства. Фрунзе, 1984. 314 с.
  105. Е.А., Семенцова И. А., Смоленский М. Б. Административное право. Ростов/на Д. 2002. 352 с.
  106. В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. 245 с.
  107. А.И. Курс советского государственного права. Т.1. 1960. 457 с.
  108. Л.В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане: правовое положение / Под ред. Н. И. Марышевой. М. Российское право. 1992.347 с.
  109. Л.А. Международное частное право. Особенная часть. М., 1975.
  110. И.А. Межгосударственная миграция научных кадров: факторы, причины, последствия. Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного знания.М., 1997.
  111. В.В. Развитие теории советского гражданства. Саратов, 1985. 385 с.
  112. Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. 256 с.
  113. Г. В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М., 1968. 219 с.
  114. Н.И. Иностранец: правовая защита. М., 1993. С. 17.
  115. И.И. Личность, права, демократия. Саратов, 1972. 458 с.
  116. H.A. Социалистическая конституция (проблемы теории). М., 1981. 445 с.
  117. A.B. Комментарий к законодательству государств-участников СНГ о гражданстве. М., 1996. 290 с.
  118. А.П. Права человека и международные соотношения. М., 1982.
  119. Т.Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М., 1998.
  120. JI. Международное право. T.l. М., 1949. 249с.
  121. Права человека. Отв. Ред. Е. А. Лукашева. М. 2000. 426 с.
  122. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ. М., 1999. С. 8.
  123. М. Конституционное право Франции. М., 1957. 489 с.
  124. С.И. Закон о гражданстве СССР, 1980. 582 с.
  125. В.П., Бородин В. В., Баранов В. М. и др. Основы Конституции Российской Федерации. СПб, 1996. 386 с.
  126. Сравнительное конституционное право / Под ред. Чиркина В. Е. М., 1996. 275 с.
  127. А. М. Гражданство. Энциклопедия государства и права. Т. 1. М., 1925−1926. 937 с.
  128. И.Е. Советское государственное право. М., 1979. 465 с.
  129. М.А. Конституционный статус советского гражданина. М., 1982. 328 с.
  130. Т. Гражданство, нация и двойное гражданство. Российский бюллетень по правам человека. М., 1993. 598 с.
  131. К. Основы Конституционного права ФРГ. М., 1981 524 с.
  132. C.B. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. 528 с.
  133. .Н. Курс государственной науки. Т.1. Общее государственное право. М., 1894. 496 с.
  134. М.А. Гражданство РФ и его законодательное регулирование. Конституционный строй России. М., 1992. 358 с.
  135. B.C. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969. 331 с. 3. Отдельные статьи.
  136. О.В. Иностранные граждане трудятся в России // Право и экономика в Европе и Азии. 1997. № 1−2.
  137. О.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации // Трудовое право. 1997. № 2.
  138. JT.H. Из эмигрантов в эмигранты //Мёждународнаяжизнь. 1990. № 12.
  139. JI.H., Колосов Ю. М. Эмиграция и гражданство // Советское государство и право. 1989. № 5.
  140. Л., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 1997. № 7.
  141. Е.В. Проблемы занятости в России // Экономика России: теория и практика возрождения. М., 1996.
  142. Е.В. Государственное регулирование импорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7.
  143. Е.В. Работа за рубежом — по закону или без? // Социальная защита. 1996. № 1.
  144. H.A. Трудовая миграция на Дальнем Востоке // Экономист. 1997. № 3.
  145. В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. 1992. № 18. С. 59.
  146. Е.В. Защита прав трудящих-мигрантов: международные нормы и российские реалии // Человек и труд. 1994. № 6.
  147. Е.В. Международная трудовая миграция // Мировая экономика и международные отношения. 1994. Янв. 12.
  148. Е.В. Международный рынок труда и перспективы российской трудовой эмиграции // Труд за рубежом. 1996. № 4.
  149. Г. Л. Вынужденные мигранты в России. Беда или благо? // Человек и труд. 1995.№ 11.
  150. И.В. Актуальные проблемы гражданства в постсоветском пространстве // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, 23−24 февраля 1995 г. Москва. М., 1995. С. 36.
  151. И.К. Миграционная политика: актуальные задачи // Человек и труд. 1997. № 10.
  152. В., Горбачева Т., Липпольдт Д. Движение рабочей силы // Вопросы экономики. 1997. № 2.
  153. В.В. Труд иностранцев в России // Правовое положение иностранных граждан в трудовых отношениях в России. М., 1997.
  154. Г. Д. Государственная политика в области трудовой миграции // Внешняя торговля. 1995. № 1.
  155. ОД. Миграционная политика как фактор развития отрасли // Человек и труд. 1994.№ 10.
  156. O.K. Международное сотрудничество в области трудовой миграции // Труд за рубежом. 1997. № 3.
  157. Р.Ш. К вопросу об определении понятия „внешняя трудовая миграция“ в российском праве // Российский юридический журнал. 1997. № 3.
  158. Л. Определение гражданства // Административный вестник. 1925. № 9−10.
  159. И.Н. Мигранты и новые реалии на рынке труда Москвы // Федерализм. 1997.№ 1.
  160. . А. Миграция населения как индикатор социальной ситуации в постсоветском пространстве // Проблемы прогнозирования. 1997. № 3.
  161. Иммиграция рабочей силы в США // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 4.
  162. В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социологические исследования, 1998. № 1.
  163. И., Каменский А., Ким И. Иностранные рабочие в России // Человек и труд. 1995.№ 12.
  164. А.Н. Нужны ли России китайские строители? // Человек и труд, 1994. № 6.
  165. А.Н. Женская трудовая миграция // Человек и труд, 1994. № 12.
  166. А.Н. Миграция и рынок труда // Человек и труд. 1996.1. Y № 9.I
  167. Е.К. Временная трудовая миграция из Украины в Россию // Проблемы прогнозирования. 1996. № 6.
  168. К. Допущение и поощрение множественного гражданства // Российский бюллетень по правам человека. Вып.З. М., 1994. С. 71.
  169. Н. Нужны квалифицированные иммигранты // Человек и труд. 1994. № 2.
  170. Е.С., Баринова Н. М. Трудовая миграция в Россию из стран ближнего зарубежья // Вопросы экономики. 1996. № 1.
  171. Е.С., Баринова Н. М. Гастербайтеры в России // Социологические исследования. 1996. № 3.
  172. Е.С. Миграция населения // Экономист. 1997. № 8.
  173. В.А. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вопросы экономики. 1998. № 5.
  174. O.E. Перспективы развития института российского гражданства и реализация действующего в этой области законодательства // Дипломатический вестник. 1997. № 2.
  175. И.И. Права трудящихся-мигрантов // Советский журнал международного права. 1991. № 3−4.
  176. К. Одно или два гражданства? // Российский бюллетень по правам человека. Вып.З. М., 1994. С. 50
  177. Л.Б. Правовой режим иностранных инвестиций свободных экономических зон // Иностранные инвестиции в странах СНГ и Великобритании. М., 1992.
  178. А.К. Не великое переселение, а двойное гражданство // Российская газета. 1994. 29 апреля.
  179. О.О. Проблемы гражданства и защита прав и интересов личности. М., 1995. С. 48 // Актуальные проблемыгражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, 22−23 февраля 1995. М., 1995. С. 48.
  180. Л., Потемкина О. Миграционные процессы в СНГ (тенденции развития, проблемы, перспективы)//Социально-политический журнал. 1995. № 1.
  181. В.Е. Трудовая миграция и профсоюзы //Труд за рубежом.1996. X» 4.
  182. В.Е. Трудовая миграция // Профсоюзы и экономика. 1997.5.
  183. Мор М. Международные контрольные механизмы в области прав человека: возможности и пределы // Права человека в истории человечества и в современном мире. М&bdquo- 1989.
  184. Ю.А. Соотношение понятия гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестник ЛГУ. Вып. 1, 1975. С. 116.
  185. В.В. Двойное гражданство и защита прав человека // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, 23−24 февраля 1995 г. Москва. М., 1995, С. 133.
  186. В.В. Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. № 5. С. 123.
  187. Е.П. Порядок трудоустройства россиян за границей // Российская юстиция. 1996. № 8.
  188. H.A. О концепции формирования единого рынка труда в странах СНГ // Вестник профсоюзов. 1997. № 9.
  189. H.A. Профсоюзы за интеграцию рынков труда стран СНГ // Человек и труд. 1997.№ 10.
  190. Д.В. Учет нелегальной рабочей силы возможен // Человек и труд. 1996. № 10.
  191. Ю.В. Внешняя трудовая миграция в России // Миграция. 1997. № 2.
  192. Т.М. Миграция в цивилизованных формах закономерна и экономически выгодна // Человек и труд. 1998. № 3.
  193. В.А. Гражданство и федерализм // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, 2324 февраля 1995 г. Москва. М., 1995. С. 71.
  194. A.B. Координирование систем социальной защиты граждан в ЕС // Труд за рубежом, 1994. № 1.
  195. Рыбаковский J1. J1. Миграционный обмен населения между Центральной Азией и Россией // Социологические исследования. 1995. № 9.
  196. Российские специалисты за рубежом // Патенты и лицензии. 1996.3.
  197. В.И. Россия и международный рынок труда // Проблемы занятости и социальная защита населения. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 1996.
  198. В.М. Прошу у суда защиты // Защита прав человека. М., 1993.
  199. В.К. Конституционное развитие республики Башкортостан // Актуальные проблемы Конституционного законодательства. М., 1992. С. 25.
  200. Е.П. Безработные в структуре общества // Социологические исследования. 1998. № 7.
  201. В., Смидович С. Рабочая виза. Столичный опыт использования иностранной рабочей силы // Миграция. 1996. № 1.
  202. В.Б. Центры притяжения // Миграция. 1997. № 1.
  203. Тарлецкая J1.C. Международная миграция и социально-экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 7.
  204. В. Общие начала назначения наказания // Российская юстиция 1997. № 1.
  205. A.B. Общий рынок труда в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12.
  206. B.C. Миграция и рынок труда в России // Общество и экономика. 1995. № 2.
  207. Г. И. Закон о гражданстве СССР // Государство и право. № 7, 1979. С. 23.
  208. А. М. Гражданство // Энциклопедия государства и права. Т. 1. М., 1925−1926. С. 726−737.
  209. H.A. О нецелесообразности допущения Российской Федерацией двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, 23−24 февраля 1995 г. Москва. М., 1995, С. 127.
  210. И.Г., Малахова И. В. Надо ли бояться «утечки умов»? // Миграция. 1996.№ 1.
  211. Э.Н. Межгосударственная трудовая миграция в восточноевропейских странах: опыт и проблемы // Труд за рубежом. 1996. № 3.
  212. И.В. Иммиграционная политика Канады // Труд за рубежом, 1997. № 2.
  213. И.В. Трудоустройство иностранной рабочей силы в США // Труд за рубежом. 1996.№ 3.
  214. Л.Г. О современном состоянии миграции населения в мире //Внешнеэкономический бюллетень. 1998.№ 1.
  215. О.В. Приключения иностранцев в России: заметки о трудовой миграции // Российская Федерация. 1996. № 21.
  216. С.А. Иностранные кадры развивают конкуренцию // Деловые люди. 1996.№ 12(72).
  217. Словари, справочники, энциклопедии.
  218. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. М, 1975−1978. Т.Т. 15,21,29.
  219. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1998.
  220. Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М., 1954. 354 с.
  221. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. 1110 с.
  222. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997. 384 с.
  223. М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Юринформцентр, 1995. 365 с.
  224. Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 529.
  225. Юридическая энциклопедия. М., 1997.
  226. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001.5. Иностранные источники.
  227. CIS Migration Report 1996. International Organization for Migration.1997.
  228. Schade H. The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1.
  229. Workshop of International Law and Nationality Laws in the Former USSR // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1.
Заполнить форму текущей работой