Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вторая схоластика (XVI — начало XVII в.): культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы. Материал диссертации, использованные в ходе исследования методологические подходы и полученные результаты, заключающиеся прежде всего в разработке концепции второй схоластики, позволяют углубить и дополнить понимание специфики европейского историко-философского процесса, что имеет как теоретическую, так и практическую значимость. В теоретическом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Начальный этап второй схоластики
    • 1. 1. Понятие и феномен второй схоластики
    • 1. 2. Возрождение университетской философии в первой трети XVI в. 37 Саламанкская школа
    • 1. 3. Схоластическая реформа в Саламанке. Философская теология 58 Франсиско де Витории
    • 1. 4. Морально-правовые идеи в философии Саламанкской школы
  • Глава 2. Иезуиты и развитие второй схоластики
    • 2. 1. Иезуиты как интеллектуальная сила Контрреформации
    • 2. 2. «Ratio studiorum» и педагогическая система иезуитов
    • 2. 3. Луис де Молина и учение о свободе воли. Пробабилизм как мо- 133 ральная доктрина иезуитов (от Медины к Васкесу)
    • 2. 4. Педро да Фонсека и «Курс» коимбрских докторов (новый стиль 147 изложения философии)
  • Глава 3. Франсиско Суарес и его философская система
    • 3. 1. Франсиско Суарес — вершина второй схоластики
    • 3. 2. Историко-биографические сведения
    • 3. 3. Становление философской системы
    • 3. 4. Основные произведения
  • Глава 4. Проблемы метафизики
    • 4. 1. Структура и предмет метафизики
    • 4. 2. Теологические основания метафизики
    • 4. 3. Единство бытия и проблема индивидуации
    • 4. 4. Индивидуальное сущее и принцип его индивидуации
  • Глава 5. Границы метафизики. Учение о познании и о «воображаемом 300 пространстве»
    • 5. 1. Между физикой и метафизикой. «Наука о душе»
    • 5. 2. Единство познания
    • 5. 3. Проблема познания индивидуального
    • 5. 4. Разум и космология. Проблема «воображаемого пространства»

Вторая схоластика (XVI — начало XVII в.): культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы и актуальность темы исследования. В отечественной историко-философской науке вторая схоластика XVI — начала XVII в. до настоящего времени не нашла достойного освещения. Очевидно, однако, что она занимает особое место в истории мышления. Как группа философских систем, принадлежавшая средневековой традиции, но сложившаяся в условиях раннего Нового времени, или, как иногда говорят, «на перекрестке эпох» — Средних веков, Возрождения и Нового временивторая схоластика сама по себе является проблемой в истории философии и вызывает оправданный исследовательский интерес.

В отличие от средневековой схоластики (ранней, высокой и поздней), которая существовала и развивалась как часть универсального теологического мировоззрения, схоластическая философия XVI в. представляла собой интеллектуальное движение, испытывавшее воздействие современных ей форм мышления, в том числе реформационной идеологии и ренес-сансных учений.

Важным и интересным представляется то, что католическая схоластика XVI столетия не только стала формой саморефлексии средневековой философии и «удачно схватила в мысли» современную ей эпоху, но также и то, что она оказала значительное влияние на последующее развитие философии, образования и культуры.

Вторая схоластика стала субстратом новоевропейской метафизики, оказала воздействие на развитие теории познания и психологии. В рамках второй схоластики были разработаны философско-правовые учения, которые легли в основу концепций международного права и общественного договора, новых этических систем. Особый интерес вызывает то, что вторая схоластика представляет собой философское выражение переходной эпо хи, смены логик, мыслительных парадигм. При этом классический новоевропейский рационализм (понимаемый предельно широко), пришедший на смену средневековому типу философствования, продолжает оставаться одной из определяющих мировоззренческих позиций и в настоящее время, что свидетельствует об актуальности темы диссертации.

Помимо сказанного о значимости темы в историко-философском отношении, следует заметить, что результаты представленного исследования могут быть включены в контекст современных нам дискуссий по ряду ключевых вопросов онтологии и теории познания, этики, философии политики и права. Последнее объясняется тем, что в работе на материале второй схоластики рассматриваются такие «вечные» вопросы, как единство бытия, индивид, индивидуальность, индивидуация в различных смыслах, познание индивидуального, свобода воли, критерии морального выбора, ценность человеческой жизни и др.

Кроме того, наше исследование рассматривает один из классических образцов и традиций мысли, к которым в современной философии, несмотря на развитие в ней различных стилей мышления, направлений, позиций и тенденций, проявляется постоянный устойчивый интерес.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на отсутствие в нашей стране специальных исследований, посвященных второй схоластике как целостному явлению, следует заметить, что отдельные вопросы, связанные с этой темой, рассматривались О. В. Журавлевым, А. Г. Погоняйло, М. Р. Бургете, И. В. Лупандиным. В той или иной мере вторая схоластика затрагивалась в соответствующих разделах общих историко-философских работ А. Х. Горфункеля, Д. В. Джохадзе и Н. И. Стяжкина, А. О. Маковельского, Н. В. Мотрошиловой, В. В. Соколова.

Серьезная традиция, сложившаяся в современной отечественной медиевистике, позволяет при изучении второй схоластики в ее содержательных связях со средневековой мыслью, ренессансными и новоевропейскими формами философии, опереться на целый ряд исследований. Среди них следует выделить работы С. С. Аверинцева, В. Ф. Асмуса, В. П. Гайденко, П. П. Гайденко, М. А. Гарнцева, A.JI. Доброхотова,.

B.П. Зубова, А. Ф. Лосева, Г. Г. Майорова, М. К. Мамардашвили,.

C.С. Неретиной, Д. В. Никулина, Ю. В. Перова, П. С. Попова, К. А. Сергеева, Я. А. Слинина, Г. А. Смирнова, Э. Ю. Соловьева, Ю. Н. Солонина.

Кроме того, важное значение для понимания второй схоластики как преимущественно иберийской католической философии времени Контрреформации имеют историко-культурные, религиоведческие и литературоведческие работы, формирующие социокультурный фон исследований второй схоластики. Это труды М. А. Барга, J1. M Баткина, М. М. Бахтина, B.C. Библера, П. М. Бицилли, Е. О. Вагановой, В. А. Ведюшкина, А .Я. Гуревича, О. Ф. Кудрявцева, А. Н. Немилова, М. К. Петрова, В. И. Рутенбурга, М. М. Смирина, A. J1. Штейна и других авторов. Отдельно следует назвать переводные работы, опубликованные в XIX—XX вв. (некоторые из которых переизданы в последнее время). Авторами указанных сочинений являются: Р. Альтамира-и-Кревеа, Г. Бемер, В. Геттэ, Т. Гризингер, Ж. Губер, В. Прескотт, М. Филиппсон.

В иностранной научной литературе ситуация сложилась существенно иная. Хотя исследований, которые прямо ставили бы своей целью всестороннее рассмотрение второй схоластики, немного (можно назвать работы К. Джакона), схоластика XVI в. получила достойное освещение в трудах X. J1. Абельяна, X. Бельды Планса, X. Грасии, А. Гуя, Дж. П. Дойла, М. Соланы, Х. М. Алехандро, Э. Г. Арболейи, М. Бечота, Ж.-П. Кужу, Ж.-Ф. Куртина, Х. Ф. Йельи Утрильи, М. Менендеса-и-Пелайо, К. Нореньи, X. Субири, Н. Уэллса, С. Фернандеса Бурильо, X. Эльина и др. Чрезвычайно ценными для понимания второй схоластики являются ставшие классическими работы Э. Жильсона, Ф. Коплстона, Ж. Ле Гоффа, Й. Хейзинги.

Культурный контекст эпохи Контрреформации, место и в ней Три-дентского собора, Саламанкской школы, развитие контрреформационной идеологии иезуитами рассматривают такие исследователи, как У. Бэнд-жерт, К. Холлис, М. Батайон, Дж. Бродрик, Дж. О’Мэлли, X. Хиллербранд, М. Меллетт, Б. Томпсон, Дж. Олин и др.

Цель и задачи исследования

Аналитический обзор литературы позволяет утверждать, что в современной историко-философской науке отсутствуют работы, специально посвященные второй схоластике как целостному явлению в истории мышления.

Общей целью работы, таким образом, стало восполнение указанного пробела, т. е. формирования концепции второй схоластики как целостного явления в истории философии: определение ее хронологических рамок, этапов развития, характерных черт, исследование ключевых тем и проблем в философских учениях наиболее важных ее представителей.

Для достижения сформулированной цели автором решались следующие задачи исследования:

1. Проведение анализа основных концепций и идей, имеющихся по теме исследования в зарубежной историко-философской литературе, ограничение хронологических и тематических рамок исследования, определение понятия «вторая схоластика» и уточнение его содержания, представление имеющихся подходов к периодизации схоластики и оценке схоластической философии XVI в.

2. Выявление особенностей процесса возрождения схоластической философии в первой трети XVI в., рассматриваемого во взаимосвязях с социальными и культурными явлениями эпохи.

3. Формирование представлений о Саламанкской теологической школе как явлении в истории мысли в соотнесении с процессом возрождения схоластики в Европе и изменениями в системе университетского образованиявыявление основных направлений теоретической деятельности представителей Саламанкской школыоценка их влияния на развитие схоластики.

4. Оценка основных теоретических результатов работы Тридентско-го собора (1545−1563) — выявление особенностей формирования второй схоластики как философии католической Контрреформации.

5. Анализ причин возвышения ордена иезуитов (Общество Иисуса, Societatis Jesu) как ведущей теоретической силы католической Контрреформации, осмысление роли философов-иезуитов в развитии схоластики середины XVI — начала XVII в.

6. Проведение историко-философского анализа основных направлений и характерных черт философской деятельности иезуитов, в том числе узловых моментов морально-теологических, социально-философских и метафизических учений.

7. Формирование представлений о наиболее полной и завершенной философской системе в рамках второй схоластики, автором которой стал самый известный представитель схоластического ренессанса XVI в. Фран-сиско Суарес.

8. Исследование структуры и предмета метафизики Суареса, ее теоретических оснований, анализ новых решений традиционных метафизических проблем (аналогия бытия, сущность и существование, единство бытия и принцип его индивидуации и т. п.) — оценка влияния метафизической системы Суареса на новоевропейскую философию.

9. Определение места и роли второй схоластики в целом в истории мысли.

Основные методы н методологические принципы исследования. Автором использовались традиционные методы исследовательской работы: историко-философский анализ исследовательской литературы и текстологический анализ источников — произведений представителей схоластики XVI в.

Вместе с тем, в основу диссертационного исследования положены следующие теоретико-методологические принципы:

1. Реконструкция второй схоластики как относительно устойчивого историко-философского образования в его целостности при одновременном рассмотрении ее в контексте преобразования философской традиции (переходе от средневековой мыслительной парадигмы к новоевропейской).

2. Оптимальное (необходимое и достаточное для достижения цели работы) ограничение исследуемого материала, т. е. рассмотрение второй схоластики в ее наиболее существенных параметрах, с концентрацией внимания на интересующих нас ключевых моментах философских систем «фигур первого ряда». При этом за рамками работы остаются учения достаточно большого числа теологов, также принадлежавших второй схоластике как явлению в истории мысли.

3. Фокусирование исследования на решении представителями второй схоластики проблем, связанных с проблемой индивидуации и с индивидуальным сущим в различных их проявлениях (от метафизики до этики), а также рассмотрение этих ключевых вопросов не только в историческом, но и в общеметодологическом плане.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материал диссертации, использованные в ходе исследования методологические подходы и полученные результаты, заключающиеся прежде всего в разработке концепции второй схоластики, позволяют углубить и дополнить понимание специфики европейского историко-философского процесса, что имеет как теоретическую, так и практическую значимость. В теоретическом отношении диссертация дает историко-философский анализ второй схоластики, а также является применением нового в современной методологии исследований подхода, направленного на реконструкцию и изучение «разломов», «сдвигов», переходных эпох в истории мысли, преобразования философской традиции в ее существенных параметрах. В практическом отношении диссертация может служить восполнению пробела в учебной литературе для студентов и аспирантов, обучающихся по философским, религиоведческим, историческим и культурологическим специальностям (направлениям). Содержание и выводы работы могут применяться в преподавании общих и специальных курсов по истории философии. Отдельные темы и сюжеты (преимущественно связанные с актуальными для настоящего времени вопросами этики, религии, политики, теории права) могут быть использованы при чтении общего вузовского курса философии.

Апробация исследования и публикация материалов работы.

Материалы работы на протяжении ряда лет использовались автором при чтении историко-философских курсов для студентов философского и других факультетов Санкт-Петербургского университета, а также спецкурса «Контрреформация и схоластика» для студентов Русского христианского гуманитарного института (Санкт-Петербург).

Результаты работы представлялись автором в ходе различных научных форумов, среди которых:

• III Санкт-Петербургский симпозиум историков русской философии (апрель 1995);

• Богословие и философия: опыт и перспективы встречи. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, апрель 1996);

• Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Ежегодные международные конференции молодых ученых (С.-Петербург, 1996,1997,1999);

• Новации в современном научном познании. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, февраль 1997);

• Универсум платоновской мысли. V и VI Платоновские конференции (С.- Петербург, май 1997, май 1998);

• Культура России в переломную эпоху. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, ноябрь 1997);

• Франсиско Суарес и европейская культура ХУ1-ХУИ веков. Межвузовский научно-теоретический семинар (С.- Петербург, июнь 1998);

• Аксиологические проблемы научной и технической реальности. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, январь 1998);

• XXI Сервантесовские чтения. К 80-летию академика Г. В. Степанова (С.- Петербург, апрель 1999);

• Университеты и традиции образования в истории европейской культуры (С.- Петербург, апрель 1999);

• Модернизация России на рубеже веков. Межвузовская научно-теоретическая конференция (С.- Петербург, октябрь 2000);

• Научно-теоретический семинар Центра изучения средневековой культуры при философском факультете С.- Петербургского государственного университета (С.- Петербург, октябрь 2000);

• Фома Аквинский как авторитет? Семь веков проблем и перспектив. Международная конференция (Утрехт, Нидерланды, декабрь 2000);

• Аристотель и средневековая метафизика. Международная научная конференция (С.- Петербург, октябрь 2001);

• Семинар Центра средневековых и ренессансных исследований, Университета Сент-Луиса (США, февраль 2002).

• Саламанкские школы и история ибероамериканской мысли: теория и практика. I Симпозиум Института истории ибероамериканской мысли Саламанкского папского университета (Саламанка, Испания, октябрь 2002).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на расширенном заседании кафедры философии Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова (технического университета), по результатам которого кафедра приняла положительное заключение о работе и рекомендовала ее к защите.

По теме диссертации автором написана и вышла в свет монография:

Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2002. 201 с. (11,7 п.л.).

За время работы над диссертацией автором опубликованы более 30 печатных работ, в которых отражаются основные положения и выводы, содержащиеся в исследовании и представленные к защите. Среди них в первую очередь следует отметить статьи в периодических и продолжающихся изданиях, включенных в рекомендательный список ВАК РФ для публикации основных положений докторских диссертаций:

О философии иезуитов, или «Три крупицы золота в шлаке схоластики» (Молина, Васкес, Суарес) // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 141−152. (1,2 п.л.).

Ratio studiorum" и парадоксы иезуитского образования // Записки Горного института. Т. 152. СПб, 2002. С. 266−268. (0,3 п.л.).

Отвага изощренного ума // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 6.2002. Вып. 1 (№ 6). С. 251−256.0,5 пл.

Франсиско Суарес и его метафизические рассуждения о принципе инди-видуации // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 6. 1998. Вып. 2 (№ 13). С. 3−9. (0,5 п.л.- в соавторстве с Т.В.Антоновым).

Далее следует отметить статьи и материалы докладов, опубликованные в других российских и иностранных изданиях:

Испанская схоластика XVI — начала XVII в. (Лекция 7) // Программа, методические указания и материалы по курсу «История философской мысли в Испании» / Сост. и общ. ред. проф. О. В. Журавлева. Санкт-Петербургский гос. университет. СПб, 2003. С. 55−63. 0,45 п.л.

La Filosofia como profesion en Rusia:?Un modo de pensamiento europeo? // Dialogo filosofico [Madrid]. Ano 18. № 54. 2002. Septiembrediciembre. P. 545−558. (0,5 п.л.). — Статья в испанском научном журнале.

Португальский Аристотель" Педро да Фонсека: комментарии и философия // ПЛАТСЖОПОЛИ. Философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических иследований. Материалы лекций 1-й молодежной научной школы. 19−24 августа 2002 г. СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 125−131.

Knowledge of singular things in the treatise «De anima» of Francisco Suarez // Verbum. Альманах. Вып. 6. Аристотель и средневековая метафизика. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2002. С. 269−270. 0,1 п.л. — Тезисы доклада, сделанного на английском языке в ходе международной научной конференции.

European scholasticism in Orthodox thought: The reception of the Scholastic tradition in eighteenth century Russia // Jaarboek 2000 / Thomas Instituut te Utrecht: Utrecht, 2001. P. 31−41. 0,55 п.л. — Статья на английском языке, опубликованная в «Ежегоднике-2000» Томас-института Утрехтского католического университета.

Наука о душе (Метафизика познания Франсиско Суареса) // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления. СПб: Издательство С.-Петербургского философского общества, 2001. С. 184−211. 1,55 п.л.

Франсиско Суарес. Комментарии на книги Аристотеля «О душе».

Введение

(фрагмент) // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2001. С. 174−183. 0,5 п.л. — Перевод текста и примечания к нему.

Курс" коимбрских докторов: послесловие к статье проф. Дойла // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2001 .С. 110−116. (0,4 п.л.- в соавторстве с Л.В. Цыпиной).

Поворот в лабиринте: Луис де Молина о свободе воли // Verbum. Альманах. Вып. 2. Наследие средневековья и современная культура. СПб: Издательство С.-Петербургского философского общества, 2000. С. 39−51. 0,75 п.л.

Контрреформация и схоластика // История средневековой философии. Программы специальных курсов / Санкт-Петербургский государственый университет. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2000. С. 19−26. 0,5 п.л.

Жизнь, как и политика, — искусство возможного // Петербургский час пик. 2002. № 31 (134). С. 11. 0,25 п.л. — Научно-популярная статья.

Об истоках современной европейской системы образования // Модернизация России на рубеже веков. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. 18 октября 2000 г. СПб, 2000. С. 142−145. 0,3 п.л.

Введение

в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика // УегЬит. Альманах. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура ХУ1-ХУН веков. СПб: Издательство С.-Петербургского философского общества, 1999. С. 58−79. 1,4 п.л.

К 450-летию Фр. Суареса. // УегЬит. Альманах. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура ХУ1-ХУ11 веков. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 1999. С. 184−200. 0,9 п.л. (в соавторстве с О. В. Журавлевым).

Искусство шутить с Богом" (Еще раз о моральной доктрине иезуитов) // Человек. Природа. Общество. Материалы 10-й международной конференции молодых ученых. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. С. 117−122. 0,25 п.л.

Иезуиты и образование // Четвертая Санкт-Петербургская ассамблея молодых ученых. Тезисы докладов. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. С. 162−163. 0,05 п.л.

Трансформация понятия аналогии бытия (От Фомы к Суаресу) // Универсум Платоновской мысли: Космос, Мастер, Судьба: Материалы VI Платоновской конференции 28−29 мая 1998 г. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1998. С. 135−138. 0,25 п.л.

Современное понимание проблемы индивидуации: эпистемологический и аксиологический аспекты // Аксиологические проблемы научной и технической реальности. Тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 28−29 января 1998 г. СПб, 1998. С. 132−133. 0,1 п.л.

Поиск определенности в познании бытия (Об одной эпистемологической установке классического рационализма) // Сборник научных статей по итогам диссертаций, защищенных в СПГГИ в 1997 г. СПб, 1998. С. 200−203. 0,3 п.л.

Понятие «вторая схоластика» в отечественной истории философии // Человек. Природа. Общество. Материалы 8-й международной конференции молодых ученых. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. С. 26−31.0,2 п.л.

Культура философского мышления как образовательная ценность // Культура России в переломную эпоху. Материалы международной научно-практической конференции. 25−26 ноября 1997 г. СПб, 1997. С. 159−162. 0,1 п.л.

Проблема познания и онтологический статус индивидуального в платоновской философии // Универсум Платоновской мысли: Вопросы познания. Процедуры правильного мышления. Докса и ноэсис: Материалы V Платоновской конференции 26−29 мая 1997 г. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. С. 165−168. 0,25 п.л.

Схоластическое понятие субстанциальной формы и деятельная природа монады в метафизике Лейбница // Богословие и философия: опыт и перспективы встречи: Материалы научной конференции 18−19 апреля 1996 г. / С.- Петербургский институт богословия и философии. СПб, 1997. С. 0,25 п.л.

Интеллектуальная интуиция и познание индивидуального // Новации в современном научном познании. Тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 3−4 февраля 1997 г. СПб, 1997. С. 52−53. 0,07 пл.

Старые доски корабля Тезея (Philosophia Prima Томаса Гоббса об акциденциях и индивидуальности телесных субстанций) // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы конференции молодых ученых 26−30 декабря 1996 г. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1996. 0,2 п.л.

Понятие сущности у Аристотеля как источник проблемы индивидуации в средневековой метафизике. // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы конференций и семинаров молодых ученых СПбГУ (сентябрь 1994 — апрель 1995 гг.) / Санкт-Петербургский государственный университет: СПб, 1995. 0,1 п.л.

Фр. Суарес и западная русская традиция конца XVII — первой половины XVIII в.: естественный закон и проблема свободы в индивидуальной этике // Нравственный идеал русской философии. Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии (3−5 апреля 1995 г.) / Санкт-Петербургский государственный университет: В 2 ч. СПб, 1995. Ч. 1.С. 102−105. 0,2 п.л.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

Итогом нашего исследования можно считать следующие выводы:

1. Вторая схоластика представляет собой группу католических философских учений, генетически связанных со средневековым схоластическим аристотелизмом и являющихся непосредственным теоретическим выражением идей католической Контрреформации и философским обоснованием внутренней реформы католицизма в XVIначале XVII в.

2. Второй схоластике соответствуют следующие хронологические рамки:

Первые два десятилетия XVI в — преддверие второй схоластики, связанное с постепенным оживлением, после длительного периода упадка в XV в., схоластической философии в ведущих университетских центрах Испании и Португалии (в меньшей степени Франции и Италии).

Вторая половина 20-х — конец 50-х гг. XVI в — начальный этап второй схоластики, главную роль на котором играли теологи-доминиканцы, представители Саламанкской школы. Характерными чертами начального этапа второй схоластики стали: восстановление ведущей роли томистского аристотелизма в схоластике как теоретической основы формирующейся программы католической Контрреформацииразработка на основе томизма морально-теологических, теоретико-правовых и социально-философских проблем, актуальных для религиозной, интеллектуальной, социально-политической и экономической ситуации в Европе и миреактивная педагогическая деятельность доминиканцев, позволившая к середине XVI в. создать интеллектуальную среду, в которой сформировалась собственно вторая схоластика. 60-е гг. XVI в — первые два десятилетия XVII в. — расцвет второй схоластики как группы философских систем, преимущественно принадлежавших теологам-иезуитамвторая схоластика как католическая философия иезуитов эпохи Контрреформации.

3. Начальный этап второй схоластики связан с возрождением схоластической философии в рамках Саламанкской школы, которое началось в конце 20-х гг. XVI столетия доминиканскими теологами, профессорами Саламанкского университета (Франсиско де Виториа, Домин го де Сото, Мельчор Кано и др.). При этом основными направлениями для доминиканцев стали морально-теологические проблемы и философия права. И в этике и в философско-правовых учениях важным направлением мысли является осмысление роли личности, индивидуальности, ценности человеческой жизни, неотчуждаемости личных свобод, концепция власти и суверенитета и др.

4. Наибольшее воздействие на формирование собственно второй схоластики оказали философы и теологи, принадлежавшие ордену иезуитов, который во второй половине XVI в. стал ведущей интеллектуальной силой католицизма. Таким образом, вторую схоластику следует понимать как католическую философию эпохи Контрреформации, содержание которой преимущественно составили учения геологов-иезуитов, наиболее крупными из которых были Франсиско Суарес (1548−1617), Педро да Фонсека (1528−1599), Луис де Молина (1535−1600), Габриэль Васкес (1549−1604).

5. Ведущая роль иезуитов в создании второй схоластики обусловлена уникальными особенностями ордена. Среди особенностей мы выделяем оптимальную организационную структуру этого монашеского объединения, полностью соответствовавшую цели и задачам иезуитов (восстановлению духовной и интеллектуальной мощи католицизма), а в.

•взд"педагогической деятельности ордена — создание и реализацию новой образовательной парадигмы, учитывавшей потребности современного общества и новоевропейского человека.

6. Во второй половине XVI в. — начале XVII в. вторая схоластика окончательно сложилась как обширная и целостная группа философских систем, которая охватила практически все области, традиционно включавшиеся в философский дискурс. К последнему, помимо теологических дисциплин, относятся метафизика как философская наука о бытии, «наука о душе», включающая в себя философско-антропологические концепции, логико-гносеологические и психологические основания познания, а также о морально-правовые и социально-философские учения.

7. Вторая схоластика представляет собой необходимое звено в истории западного мышления, фиксирующее переход «от теологии к метафи*ике», от средневековой схоластики к философии Нового времени. В учениях второй схоластики завершилась систематизация философского знания, которая сохранила свое значение в европейской философии вплоть до начала Х! Х в. и продолжает воздействовать на структуру, методологию и категориальный аппарат последующих форм философии.

8 Схоластика иезуитов эпохи Контрреформации является одним из оснований, на которых строятся методологические принципы новоевропейского философского рационализма. Рассматриваемые с тгой точки зрения учения новоевропейских философов (прежде всего Р Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница) при признании содержательных и внешних отличий от схоластики, могут, тем не менее, полагаться как определенное извлечение (тематическое, проблемное, терминологическое и т. п.) из «субстрата» второй схоластики.

9. Наибольшим вкладом второй схоластики в развитие европейской мысли следует считать:

• в метафизике — возвращение интереса к проблеме бытия, причем в первую очередь к миру индивидуальных, реально существующих вещей как обладающих максимальным онтологическим статусом;

• в теории познания — исследование «порядка познания», с акцентом на механизмы познавательной деятельности человеческой души в процессе познания индивидуальных вещей;

• в морально-правовых теориях — внимание к комплексу проблем, связанных с индивидуальной свободой человека, моральным выбором (доктрина пробабилизма), решение которых в наибольшей степени соответствовало духу зарождавшегося буржуазного общества и успешно противостояло «протестантской этике».

• в социально-философских учениях — разработка теории естественного права, в котором значительное место уделяется проблемам социального статуса личности, взаимоотношениями личности, общества и государства, что способствовало становлению юридического мировоззрения и буржуазных свобод;

Таким образом, во второй схоластике, преимущественно понимаемой как философия иезуитов второй половины XVI — начала XVII в., в целом обнаруживается существенная характерная черта — интерес к индивидуальному бытию, к жизненному миру единичных сущих в различных смыслах и значениях.

10. Философия Франсиско Суареса представляет собой вершину второй схоластики, причем наиболее ярко это проявляется в его метафизике (включая учение о единстве бытия и принципе индивидуации) и теории познания.

11. Вопрос об индивидуации относится к числу главных собственно философских вопросов. Исследование того, как он решается в определенной системе, в определенную эпоху, является одновременно и существенной характеристикой данной системы и данной философской эпохи. Принцип индивидуации Суареса оказывается своеобразной точкой превращения логик: средневековой идеи знания как приобщения к определенным уровням и проявлениям бытия (в иерархии сущих) в новоевропейскую идею бесконечного открытия мира в многообразии элементов универсума и связей между ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Тео-логические трактаты. М., 1995.
  2. П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3.
  3. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / Под ред. В. А. Карпушина. М., 1976.
  4. С.С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.- СПб, 1999.
  5. А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI начало XIX в. М., 1998.
  6. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
  7. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976−1983.
  8. В.Ф. Декарт. М., 1956.
  9. М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.
  10. Ю.Баткин J1.M. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М., 1975.11 .Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М&bdquo- 2000.
  11. Л.М. Итальянский гуманистический диалог XV в. // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.
  12. Л.М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.
  13. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1975.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.
  15. Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в. // Культура Возрождения и общество. М., 1986.
  16. Бродский А.И. Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики // Homo philosophans. К 60-летию профессора К. А. Сергеева. СПб, 2002. С. 279−294.
  17. П. Исторический и критический словарь. В 2 т. М., 1968.
  18. В.А. Лейбниц и Спиноза // Ученые труды С.- Петербургской духовной академии. Вып. 2. СПб, 1914.
  19. Г. Иезуиты. М., 1913.
  20. Г. Иезуиты. Ли Г. Инквизиция. СПб, 1999.
  21. Г. История орден иезуитов. Смоленск, 2002.
  22. Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. М., 1991.
  23. П.М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.
  24. П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб, 1996
  25. Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. М., 1990.
  26. В.В. Понятие субстанции в метафизике XVII в. Автореферат. к.ф.н. СПб, 1994.
  27. Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
  28. Т.Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме // Античность как тип культуры. М., 1988.31 .Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
  29. Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.
  30. А.Р. Некоторые проблемы исследования философской мысли средних веков (католическая традиция) // Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990.
  31. М.Р. Проблема предмета метафизики в философии Фр. Суареса. // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования / Под ред. В. М. Богуславского, A.A. Столярова. М., 1985.
  32. М.Р. О «Метафизических рассуждениях» Фр. Суареса // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.
  33. Е.О. Романизм в испанской живописи эпохи Возрождения // Сервантесовские чтения / Под ред. акад. Г. В. Степанова. Л., 1985.
  34. А.И. Учение Лейбница о материи в связи с монадологией. СПб, 1886.
  35. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  36. В.А. Идальго и кабальеро: испанское дворянство в XVI -XVII вв. // Европейское дворянство XVI XVII вв.: границы сословия. М., 1997.
  37. Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
  38. В. История новой философии. Т. 1. От Возрождения до1. Канта. СПб, 1902.
  39. А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм. Реформация. Католическая реформа. Пг., 1922.
  40. В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука с средние века. М., 1989.
  41. В.П. О трактате Фомы Аквинского «О началах природы». // Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М., 1991.
  42. П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
  43. П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.): Формирование научных программ нового времени. М., 1987.
  44. П.П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М., 1991.
  45. П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М., 1988.
  46. П.П. Понимание бытия у Фомы Аквинского // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985.
  47. М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М., 1987.
  48. М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту. К характеристике августинианства второй половины XIII начала XIV в. // Средние века. Вып. 51. М., 1988.
  49. М.А. Онтологическая проблематика у Каэтана и его трактат «О понятии сущего» // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.
  50. А. Средневековые реформаторы. СПб, 1900. Т. 1.
  51. Г вардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
  52. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб, 1993−1994.
  53. В. Философия и теология в европейской культурно-образовательной среде XIV начала XV века // Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества. 1991. М., 1991. С. 6478.
  54. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.
  55. В. Лейбниц и его век. СПб, 1868.
  56. В. Западное монашество и папство. М., 1913.
  57. Гетте, аббат. История иезуитского ордена, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам: В 2 т. М., 1912.
  58. Т. Сочинения. В 2 т. М., 1989−1991.
  59. А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
  60. И.Р. история инквизиции. М., 1970.
  61. Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени: В 2 т. СПб, 1868−1869.
  62. Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени / Предисловие А. А. Петровой, C.B. Шершневой. СПб, 1999.
  63. С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1960.
  64. . Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. СПб, 1898.
  65. Гуманизм и религия. JI., 1980.
  66. А.Я. Категории средневековой культуры. 2 изд. М., 1984.
  67. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
  68. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  69. А.Я. Время как проблема культуры // Вопросы философии. 1969. № 3.
  70. А.Я. Европейское Средневековье и современность // Европейский альманах. М., 1990.
  71. И. Е. От Средних веков к Возрождению. М., 1975.
  72. И.Е. О категории времени в живописи средних веков и Раннего Возрождения // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.
  73. Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989−1994.
  74. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  75. . Развитие организационного сознания и методической мысли в западноевропейском мышлении эпохи Возрождения // XIII Международный конгресс исторических наук. Москва, 16−23 августа 1970 г. Тезисы докладов. М., 1970.
  76. Н.П. Кастильская деревня в XVI в. (К Характеристике развития производства) // Средние века. Вып. 48. М., 1985.
  77. Д.В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.
  78. Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья: Научное наследие. М., 1987.
  79. А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
  80. А.Л. К публикации перевода «Книги о причинах» // Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991.
  81. Дуне Скот И. Трактат о первоначале / Пер. A.B. Аполлонова. М., 2001.
  82. Дуне Скот И. Оксфордское сочинение (фрагмент). // Антропологическая проблематика в западной философии. М., 1991.
  83. О.Э. Истина и бытие в высокой схоластике (Фома Аквинский и Дуне Скот). Автореф. канд. филос. наук. СПб., 1992.
  84. О.Э. «Фундаментальная онтология М. Хайдеггера и традиция средневековой метафизики» // Мартин Хайдеггер и философия XX века: Сб. докладов. Минск, 1997.
  85. Э. Работы по культурологии и истори мысли. Вып. 1−2 М 1987−1988.
  86. Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского / Пер Г. В. Вдовиной // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. М.- СПб, 1999.
  87. Э. Откровение и разум в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
  88. О.В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX—XX вв. М., 1992.
  89. О.В. Правовая мысль и этика в эпоху конкисты. // Iberica Americans. Культуры Нового и Старого Света XVI—XVIII вв. в их взаимодействии. СПб, 1991.
  90. Е.В. Философско-эстетическое осознание тени в классической культуре Китая // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / Под ред. В. А. Карпушина. М., 1976.98.3аиченко Г. А. Джон JIokk. М., 1988.
  91. В.П. Аристотель. М., 1963.
  92. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения М., 1980.
  93. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.
  94. Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение М., 1977
  95. История диалектики XIV—XVIII вв. М., 1974.
  96. История философии. В 3 т. / Под ред. Г. Ф. Александрова, Б. Э. Быховского, М. Б. Митина, П. Ф. Юдина. М., 1941−43. Т. 1.
  97. История философии: Запад—Россия—Восток: В 4 кн. Кн 2. Философия XV—XIX вв. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1996
  98. История философии и вопросы культуры. М., 1971.
  99. Л.П. Монашество в средние века. СПб., 1912.
  100. Л.П. Католичество. Пб, 1918.
  101. В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993.
  102. Каэтан. О понятии сущего. // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.
  103. В.Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века: Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции. М., 1994.
  104. В.JI. Апокалипсис и еретики: Лекций по истории католической церкви до начала XVI в. М., 1994.
  105. Л.И. Латинские рукописи Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978.
  106. М.А. Джамбаттиста Вико. М, 1980.
  107. Книга о причинах. // Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991.
  108. Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви. Минск, 1996.
  109. А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии. // Очерки истории философской мысли. М., 1985.
  110. Ф. История средневековой философии. М., 1997.
  111. Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М&bdquo- 1997.
  112. О.Ф. Схоласты о собственности // Средние века. Вып. 53. М., 1990.
  113. .Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV—XVI вв.еков в свете современной науки). М., 1979.
  114. .Г. Разум и бытие (Этюды о классическом рационализме и неклассической науке). М., 1972.
  115. .Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М., 1970.
  116. Культура Возрождения XVI в. М., 1997.
  117. Культура эпохи Возрождения и реформация. Л., 1981.
  118. В.В. Становление философского сознания Нового времени. М, 1987.
  119. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  120. Г. В. Сочинения. В 4 т. М., 1982−1989.
  121. Г. В. Тайна творения // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.
  122. Г. В. Размышление о принципе индивидуации // Элементы сокровенной философии. Казань, 1913.
  123. Г. В. Неизданные сочинения Лейбница. Исповедь. Казань, 1915.
  124. Г. В. Неизданные заметки Лейбница о душе. Казань, 1917.
  125. Г. В. Избранные философские сочинения. М., 1890.
  126. Л. де. Стихи. Сонеты // Поэзия испанского Возрождения / Пер. сисп. М., 1990.
  127. А. О зловредных действиях иезуитов в отношении к православной церкви в России в конце XVI и в начале XVII в. Казань, 1856.
  128. С.Г. История папства. М., 1986.
  129. Дж. Сочинения. В. 3 т. М., 1985−1988.
  130. Л.М. История новой философии. М., 1902.
  131. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
  132. А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
  133. А.Ф. Античный космос и современная наука // Бытие-Имя-Космос. М., 1993.
  134. А.Ф. Расцвет и падение номинализма // Мифология. Философия. Культура. М., 1991.
  135. А.Ф. Самое само. // Миф—Число—Сущность. М., 1994.
  136. С.С. Испанский гуманизм XV XVI вв. Представители и проблемы // Вопросы истории. 1987. № 2.
  137. М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520 -1526 гг. Харьков, 1992.
  138. М. Избранные произведения. СПб, 1994.
  139. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
  140. Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
  141. Г. Г. Теоретическая философия Г.В.Лейбница. М., 1973.
  142. А.О. История логики. М., 1969.
  143. Ю.П., Коцюбинский Д. А. Ранний западноевропейский капитализм и его феодальные истоки // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. СПб. 1996.
  144. М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
  145. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.
  146. М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1.
  147. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.413
  148. М.К. Сознание как философская проблема //
  149. Вопросы философии. 1990. № 10.
  150. .В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб, 1993.
  151. .В. Гоббс. М., 1975.
  152. М.И. Бог Декарта, Ньютона и Лейбница // Философский век. Альманах. Г. В. Лейбниц и Россия. СПб, 1996.
  153. Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). М., 1955.
  154. Н.Д. Очерк развития механики. М., 1961.
  155. Г. Введение. Об истории Общества Иисуса // Бемер Г. Иезуиты. Ли Г. Ч. Инквизиция. СПб, 1999.
  156. М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени: В 2 ч. СПб, 1867−1870.
  157. И.С. Западноевропейская философия XVII з. М., 1974.
  158. И.С. Г.В. Лейбниц. М., 1972.
  159. И.С. Метод Лейбница//Вопросы философии. 1971. № 10.
  160. Н.Р. Фома Аквинский против Хайдеггера // Вопросы философии. 1971. № 6.
  161. А.Н. Эпоха Возрождения в периодизации европейской истории // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. СПб, 1996.
  162. С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1995.
  163. С.С. Проблема высказывания у Абеляра // История науки в контексте культуры. М., 1990.
  164. Д.В. Пространство и время в метафизике XVII в. Новосибирск, 1993.
  165. О человеческом в человеке. М., 1991.
  166. Ортега-и-Гассет X. Введение в Веласкеса (фрагменты) // Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.-т—лг-г—т" — -'.т-¦—¦-¦--- 1 --.и >'"* «' 1
  167. Ортега-и-Гассет X. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
  168. Ортега-и-Гассет X. Вера и разум в сознании европейского средневековья // Человек. 1992. № 2.
  169. Ортега-и-Гассет X. Размышления о „Дон Кихоте" — Размышление об Эскориале // Ортега-и-Гассет X. Размышления о „Дон Кихоте“ / Пер с исп. СПб., 1997.
  170. Э. Готическая архитектура и схоластика. // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
  171. . Письма к провинциалу. Киев, 1997.
  172. . Мысли. СПб, 1999.
  173. Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М&bdquo- 1908.
  174. Ю.В. Судьбы моральной философии // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Л., 1991
  175. Ю.В. Человек в социальной философии Нового времени // Человек в зеркале наук. СПб, 1993.
  176. Ю.В. Уроки классической социальной философии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 1994. Вып. 2 (№ 13)
  177. Ю.В. Историчность и историческая реальность. СПб, 2002
  178. Ю.В., Сергеев К. А. Бытие—как—история (Наброски к современной философии истории) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1995. Вып 3 (№ 20).
  179. Ю.В., Сергеев К, А „Философия истории“ Гегеля от субстанции к историчности Гегель Г.В.Ф Лекции по философии истории. СПб, 1993.
  180. М.К. Историм и юсофские исследования. М., 1996
  181. Письма и донесения m <итов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб, 1904.
  182. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. M., 1989−1994.
  183. С.Н. Папство и Украина: Политика римской курии на украинских землях в XV XVII вв. Киев, 1989.
  184. А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб, 1998.
  185. А.Г. Разработка теории барокко в Италии XVII в. // Лекции по истории эстетики / Под ред. проф. М. С. Кагана: В 4 кн. Л., 1973−1980. Кн. 1.
  186. А.Г. Когито и пайдейа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1994. Вып. 2 (№ 13).
  187. А.Г. „Со мною шагает душа моя, форма форм.“ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1994. Вып. 4 (ДО20.
  188. А.Г. Машина и картина // Универсум Платоновской мысли: метафизика или недосказанный миф? (Материалы III Платоновской конференции 11 мая 1995 г.). СПб, 1995.
  189. А.Г. Поэзия в школе // Начало. Журнал Института богословия и философии. 1999. № 8.
  190. А.Г. Метафизика механицизма в новоевропейской философии XVII—XVIII вв.. Автореферат. докт. филос. наук. СПб, 2001.
  191. Порфирий. Введение к „Категориям“ Аристотеля // Аристотель. Категории / Пер. A.B. Кубицкого. М., 1939.
  192. В. История царствования Филиппа II, короля испанского: В 2 т. СПб, 1858−1859.
  193. Проблемы культуры итальянского Возрождения. Л., 1979.
  194. . История западной философии. В 2 кн. М., 1993.
  195. . Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.
  196. В.Г. Испанская эстетика XVII в. // Лекции по истории эстетики / Под ред. проф. М. С. Кагана: В 4 кн. Л., 1973−1980. Кн. 1.
  197. В.Г., Погоняйло А. Г. Картина Эль Греко „Апостолы Петр и Павел“ в контексте испанской культуры XVI XVII // Сервантесовские чтения. 1988. Л., 1988.
  198. А.Д. Основные черты экономического развития Италии в XVI—XVII вв.. // Возниконвение капитализма в промышленности и сельском хозяйстве стран Европы, Азии и Америки. М. 1968.
  199. В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
  200. В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. Л., 1974.
  201. A.B. Ибн Рошд (Аверроэс). М., 1973.
  202. В. Трансцендентальный характер учения Лейбница о монаде. Харьков, 1916.
  203. Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. 3 изд. М., 1870.
  204. К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб, 1993.
  205. К.А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени. Л., 1987.
  206. К.А., Слинин Я. А. Природа и разум: Античная парадигма. Л., 1991.
  207. К.А., Перов Ю. В. Гегелевская история философии в контексте новоевропейской метафизики. // Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. Кн. 1. СПб, 1993.
  208. Современные зарубежные исследования по средневековой философии. М., 1979.
  209. В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  210. В.В. История философии XV—XVII вв.. М., 1984.
  211. В.В. Спиноза. М&bdquo- 1977.
  212. В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Соч.: в 2 т. М., 1989−1994. Т.1.
  213. Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера- Феномен Локка // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
  214. Е. Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914.417, с
  215. H.H. Лейбниц и Декарт (Критика Лейбницем общих начал философии Декарта). Казань, 1915.
  216. Н.И. Проблема универсалий в средневековой философии./ Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 2.
  217. Н.И., Талышлы С. Н. К характеристике философии Дунса Скота. // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1975. № 6.
  218. Ф. Метафизические рассуждения. Введение и 1 раздел I рассуждения // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.
  219. Н. Средневековые университеты. М., 1898.
  220. Н. Казуистика и пробабилизм // Юридический вестник. 1889 Т III. Кн. 2.
  221. Р.И. Эволюция средневековых учений о свободе воли // Мораль. Общество. Личность. Вып. 2. М., 1980.
  222. . Этика. СПб., 1993.
  223. Схоластика: от античности к современности (Введение) // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования / Под ред. В. М. Богуславского, A.A. Столярова. М., 1985.
  224. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
  225. O.B. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.
  226. А.Н. Процесс и реальность- Приключения идей. // Избранные работы по философии. M., 1990.
  227. У истоков классической науки. Сб. статей. М., 1968.
  228. Р. История новой философии. От Николая Кузанского до нашего времени. М., 1910.
  229. JI. История философии. В 3 т. M., 1974.
  230. А.Ф. Социология и космос // Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1.М., 91.
  231. К. История новой философии. Т. 1. СПб., 1906.
  232. Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988.
  233. Фома Аквинский. О началах природы. // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991.
  234. М. Время и бытие. М., 1993.
  235. М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии. 1989. № 9.
  236. Й. Осень средневековья. М., 1995.
  237. Хрестоматия по всеобщей истории / Сост. проф. П. Н. Ардашев. Ч. 1. Эпоха гуманизма и реформации. Киев, 1914.
  238. X. Диалектика Г. В. Лейбница // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. № 3.
  239. А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М&bdquo- 1991.
  240. А.Н. Учение Аристотеля о сущности. // Вестник Московского университета. Серия 7. 1989. № 2.
  241. Л.А. Схоластический аристотелизм периода Контрреформации в Белоруссии и Литве. Автореферат. канд. фил ос. наук. М., ИФАН СССР, 1982.
  242. A.A. Фома Аквинский и особенности средневекового способа философствования // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования / Под ред. В. М. Богуславского, A.A. Столярова. М., 1985.
  243. Н.Г. Соч: В 2 т. М., 1986−87. Т. 2.
  244. А.Г. Учение Суареса о сущности и существовании в интерпретации Мартина Хайдеггера // Verbum. Вып. 1. Франсиско' fv ^y^WWJ'^'^W^P'-, 1. F •?“»< i / * ft" *K419
  245. Cyapec и европейская культура XVI XVII веков. Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. СПб, 1999.
  246. А.Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. Вып. 48. М., 1985.
  247. Г. Проблема универсалий в арабоязычной и западноевропейской философии средневековья // Ибн Сина и средневековая философия. Душанбе, 1981.
  248. Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Сочинения. В 2 т. М., 1987−1989. Т. 2.
  249. А. История средневековой философии. М., 1912.
  250. Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб, 1907.
  251. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
  252. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.
  253. Юнг К. Г Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
  254. А.И. К проблеме понятия «субстанция» в философии Декарта // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.
  255. И.И. Философия Лейбница: Процесс образования системы Первый период (1658−1672). Казань, 1914.
  256. Alcorta JI. La creacion y la contingencia de los seres. Anales de la Catedra Fr Suarez. Num. 2. Granada, 1962.
  257. Alejandro, Jose M. La gnoseologia del Doctor Eximio y la accusacion nominalista, Santander, 1948.
  258. Alejandro, Jose M. Gnoseologia de lo singular segun Suarez // Pensamiento. 1948. V.4. P. 131−152.
  259. Alejandro J.M. Esencia y valores del conocimiento humano segun Francisco Suarez (comunicacion) // Congreso Internacional De Filosofia. Barcelona, 4−10 Octubre, 1948 Con motivo del Centenario de los Filosofos
  260. Angel Castello Gallo La omnipotencia divina segun Suarez. Pamplona, 2002.
  261. Arboleya E. G. Fransisco Suarez, su situacion espiritual, vida y obra. Md., 1946.
  262. Ashworth, E.J. Suarez on the Analogy of Being: Some historical Background // Vivarium 1995. V. 33. P. 50−75.
  263. Baciero, Carlos. Suarez y sus Disputationes metaphysicae. Importancia y significado historico//Arbor. 1998. V.159. P. 451−471.
  264. Bangert W.V. A History of the Society of Jesus. 2nd edition. St. Louis, 1986.
  265. Beuchot M. La esencia y la existencia en los escolasticos post-medievales. La lucha entre Francisco Suarez y Juan Martinez de Prado // Doctor Communis. 1993. V. 45. P. 153−161.
  266. Belda Plans J. La Escuela de Salamanca. Madrid, 2000
  267. Beltran de Heredia V. Domingo de Soto. Estudio bigrafico documentado Salamanca, 1960.
  268. Bernoville G. Los jesuitas. Madrid, 1935.
  269. Bibliografia suareciana. Madrid, 1947.
  270. Brodrick J. The origin of the Jesuits. Chicago, 1986.
  271. Brodrick J. The progress of the Jesuits (1556−1579). London, 1946 (2nd edition: Chicago, 1986).
  272. Burlando G.B. Configuracion psicologica de la libertad humana en F. Suarez // Teologia y vida. 1999. V. 40. P. 31−48.
  273. Calcillio, M. Francisco Suarez. Mexico, 1945.
  274. The Cambridge History of the Later Medieval Philosophy. Cambridge, 1982.
  275. Cano M. Opera: En 3 vols. Romae, 1890.*1 it1- i- -да1. Л*
  276. Cano M. Tratado de la victoria de si mismo / Biblioteca de autores espanoles. T. LXV. Madrid, 1873.
  277. Cantens, B.J. The Relationship between God and Essences and the Notion of Eternal Truths according to Francisco Suarez // The Modern Schoolman. 2000. V.77. P. 127−143.
  278. The Catholic Reformation: Savonarola to Ignatius Loyola: reform in the Church, 1495−1540. New York, 1992.
  279. Carillo Prieto I. Cuestiones juridico-politicos en Francisco Suarez. Mexico, 1986.
  280. Castellote Cubells S. Die Antropologie des Suarez. Freiburg-Munchen, 1962.
  281. Cedroni L. La comunita perfetta. II pensiero politico di Francisco Suarez. Roma, 1996.
  282. Collegii Conimbricensis Societatis Jesu Commentarii in universam dialecticam Aristotelis. Lugduni, 1607.
  283. The Conimbricenses. Some questiones on signs. / Translated by John P. Doyle. Milwaukee, 2001.
  284. Copleston, Frederick. A History of Philosophy, Garden City, New York 1963 (The Revival of Platonism to Suarez, pp. 173−228.)
  285. Coujou Jean-Paul. Suarez et la refondation de la metaphysique comme ontologie Etude et traduction de l’Index detaille de la Metaphysique d’Al istote de Francisco Suarez. Louvain-la-Neuve- Paris, 1999.
  286. Coujou, Jean-Paul. Suarez et la Renaissance de la metaphysique", in Francis Suarez, Disputes metaphysiques I, II, III, texte integral presente et traduit par Jean-Paul Coujou, Paris, Vrin Bibliotheque des textes philosophiques., 1998. P. 7−45.
  287. Courtine, Jean-Francois. Nature et empire de la loi. Etudes suareziennes, Paris, 1999.
  288. Courtine, Jean-Francois. Suarez et le systeme de la metaphysique, Paris, PUF. 1990.
  289. Davis D. P. Suarez and the problem of Positive Evil // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).
  290. Doyle J.P. Suarez on the Reality of the Possibles // The Modern Schoolman. Vol. XLVI. 1967. P. 29−40.
  291. Doyle J.P. Suarez on the Analogy of Being. Part 1−2 // The Modern Schoolman. Vol. XLVI. 1969. P. 323−341- 323−341.
  292. Doyle J.P. Heidegger and Scholastic Metaphysics // The Modern Schoolman. Vol. XLIX. 1972. P. 201−220.
  293. Doyle J.P. The Suarezian Proof for God’s Existence // History of Philosophy in the Making: A Simposium of Essays to Honor Professor James D. Collins on his 65th Birthday. Washington, 1982.
  294. Doyle J.P. Suarez on Truth and Mind-Dependent Beings: Implications for a Unified Semiotic," Stmiotics. 1983 (New York, 1987). P. 121−133.
  295. Doyle J.P. Prolegomena to a Study of Extrinsic Denomination in the Work of Francis Suarez, S.J.//Vivarium. 1984. XXII (2). P. 121−160.
  296. Doyle J.P. Suarez on Beings of Reason and Truth // Vivarium. 1987. XXV (1). P. 47−75- Vivarium. 1988. XXVI (1). P. 51−72.
  297. Doyle J.P. Extrinsic Cognoscibility: A Seventeenth Century Super-transcendental Notion // The Modern Schoolman. Vol. LXV1II. 1990. P. 5780.
  298. Doyle J.P. Suarez and the Unity of a Scientific Habit // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).
  299. Doyle J.P. Francisco Suarez: On Preaching the Gospel to People like the American Indians // Fordham International Law Journal. 1992. XV (4).
  300. Doyle J.P. The Conimbricenses on the Semiotic Character of Mirror Images // The Modern Schoolman 1998. LXXVI.
  301. Doyle J.P. Francisco Suarez on the Law of Nations // Religion and International Law. Lancaster (United Kingdom), 1999.
  302. Doyle, J. P. Suarez on the Truth of the Proposition, 'This is My Body,' The Modern Schoolman, 2000. V. 77. P. 145−163.
  303. Dutton, B. D. Suarezian faundations of Descartes’Ontological argument // Modern Schoolman. 1993. Vol. 70 (4).
  304. Enciclopedia universal ilustrada europeo-americana. Madrid-BilbaoBarcelona, 1907−1926.
  305. Esposito C. The Concept of Time in the Metaphysics of Suarez // The Medieval Concept of Time. The Scholastic Debate and Its Reception in Early Modern Philosophy, ed. Pasquale Porro. Leiden, Brill, 2001. P. 383 398.
  306. Esposito C. L’ente, l’essenza, il bene. Suarez e Heidegger // Annali chieresi. 1998. P. 61−76.
  307. Fereira, G. J. Pedro da Fonseca: Sixteenth century portuguese philosopher // International philosophical quarterly. 1966. No 4. P. 632−644.
  308. Fernandes Burillio S. Introduccion a la teoria del conocimiento de Francisco Suarez // Pensamiento. Revista de investigacion e informacion filosofica. 1992. Vol. 48. Num. 190.
  309. Fernandes Burillio S. Francisco Suarez, Teologo y Filosofo del Humanismo Renacentista // Espiritu. 1995. Vol. XVIV.
  310. Fernandez Burillo, Santiago. Metafisica de la creacion en Francisco Suarez // Cuadernos salmantinos de filosofia 1998. V. 25. P. 5−55.
  311. Fernandez Burillo, S. Fransisco Suarez, teologo y filosofo del humanismo renacentista. Una metafisica del ser como accion // Espiritu. 1993. Vol. 42,1. P 45−54
  312. Fernandez Burillo, S. Suarez y el ontologismo // Cuadernos salmantinos de filosofia. 1993. Vol. 20. P. 213−243.
  313. Fernandez Burillo, S, La genesis de la metafisica en Francisco Suarez, Granada, 1988.
  314. Fichter J.H. Man of Spain. Francis Suarez. New-York, 1940.
  315. Filosofia espanola y portuguesa de 1500 a 1650 / Junta del centenario de Suarez. Exposicion bibliografica / Biblioteca nacional. Madrid, 1948.
  316. Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani. in Metaphysicarum Aristorelica Stagiritae libros. Coloniae, 1604. T. 3−4.
  317. Forteza, Bartomeu. La influencia de Francisco Suarez sobre Thomas Hobbes // Convivium. Revista de filosofia 1998. V. l 1. P. 40−79.1 v 1
  318. Fulop-Miller R. The Jesuits: A History of the Society of Jesus. New York, 1956.
  319. Garcia Cuadrado J.A. Domingo Banez (1528−1604): Introducion a su obra filosofica y teologica. Pamplona, 1999.
  320. Garcia Cuadrado J.A. La renovacion de la metafisica en el siglo de Oro: Suarez y Banez (En el cuarto centenario de las Disputaciones metafisicas de Francisco Suarez) // Analogia Filosofica 1999. Vol. 13. P. 59−78.
  321. Garrote Perez F. Pensamiento y naturaleza en Espana durante los siglos XVI y XVII. Salamanca, 1981.
  322. Gnemmi A. II fondamento metafisico analisi di struttura sulle «Disputationes metaphysicae» di Fr. Suarez. Milano, 1969.
  323. Gomez Robledo, I. El origen del poder politico segun Francisco Suarez Mexico, 1948.
  324. Gracia, Jorge J.E. Suarez // Concepciones de la metafisica, ed. J J E Gracia, Madrid, Editorial Trotta-CSIC Enciclopedia Ibero-Americana de Filosofia, vol. 17., 1998. P. 101−124.
  325. Gracia, Jorge J.E. The Ontological Status of the Transcendental
  326. Attributes of Being in Scholasticism and Modernity: Suarez and Kant // Was ist philosophic im Mittelalter/ edd. Jan A. Aertsen, Andreas Speer, Berlin, 1998. P. 213−225.
  327. Gracia, J. Francisco Suarez: The Man in History // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).
  328. Gracia, J. Suarez’s conception of metaphysics // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).
  329. Gracia, J. Suarez and metaphysical mentalism: The last visit // American Catholic Philosophical Quarterly. 1993. Vol 67 (3).
  330. Gracia, Jorge J.E. Individuation in Scholasticism. The Later Middle Ages and the Counter Reformation 1150−1650, New York, 1994.
  331. Gracia, Jorge J.E. What the Individual adds to the Common Nature according to Suarez // The New Scholasticism 1979. V. 53, 221−233.L
  332. Griesinger Th. The Jesuits. London, 1903.
  333. Hamilton, Bernice, Political Thought in Sixteenth-Century Spain, Oxford. 1963.
  334. Hanke L. The Spanish struggle for Justice in the Conquest of America. Boston, 1965.
  335. Hellin J. Existencialismo escolastico suareciano // Pensamiento. 1957. Vol. 13. Num. 49.
  336. Hellin J. El concepto formal segun Suarez // Pensamiento. 1962. Vol. 18. Num. 72.
  337. Hellin, Jose. La teoria de los modos en Suarez // Pensamiento 1950. Vol. 6. P. 216−226
  338. Hillerbrand H.J. Historical dictionary of the Reformation and Counter-Reformation. Lanham, 2000.
  339. Hollis Ch. The jesuita. New York, 1968.
  340. Homenaje al Doctor Eximio y P. Suarez, S.J., en el IV centenario de su nacimiento, 1548−1617. Salamanca, 1948.
  341. Index generalis in omnes libros Instituti Socirtatis Iesu. Antverpiae, 1635.
  342. Johns M.D.W. The Counter Reformation: religion and society in early modern Europe. Cambridge (UK) — New York, 1995.
  343. Kronen J. D. The importance of the Concept of Substantial unity in Suarez’s Argument for hulomorphism // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).
  344. Letson D.R., Higgins M. The Jesuit mystique. Chicago, 1995.
  345. Leon L. de. De legibus. Madrid, 1963.
  346. Lugo J de. Disputationum de justitia et jure. Lugduni, 1642.
  347. Maceiras Fafian, Manuel, El pensamiento espanol en la epoca de Felipe II, in: Felipe II y su epoca, vol. II, San Lorenzo del Escorial, Estudios Superiores del Escorial, 1998. P 7−63.
  348. Macia Manso, R. Juridicidad y moralidad en Suarez. Oviedo, 1967.
  349. Macia Manso, R. Derecho y justicia en Suarez. Granada, 1968.
  350. Madrid Ramirez R. // La cuestion de la 'lex aeterna' en Suarez: una comparacion sobre bases tomistas, Persona y derecho. 1999. V.40. P. 157 173.
  351. A Manual of Councils of the Holy Catholic Church. Edinburg, 1909. Vols. 1−2.
  352. Marias J. Historia de la filosofia espanola. Madrid, 1976.
  353. Martin de la Hoz J.C. Las Relecciones teologicas en la Universidad de Salamanca. Siglo XVI // Archivo Dominicano. 1993. Vol. 14. P. 149−194.
  354. Martinez Gomez, L. Lo existencial en la analogia de Suarez // Pensamiento. 1948. V. 4. P. 215−243.
  355. Mas Herrera, O. La esencia y la existencia: Santo Tomas y Francisco Suarez // Revista de filosofia de la Universidad de Costa Rica. Ano 37.1999. P. 115−122.
  356. Menn, Stephen. Suarez, Nominalism and Modes // Hispanic Philosophy in the Age of Discovery, ed. Kevin White, Washington, D.C., The Catholic University of America Press, 1997. P. 201−225.
  357. Molina L. Liberi arbitrii concordia. Antverpiae, 1609.
  358. Molina L. Dejustitia et jure. Coloniae, 1614. T. 1,3(1−2), 4.
  359. Mugica, P. Bibliografia suareciana. Con una introd. sobre el estado actual de los estudios suarecianos. Granada, 1948.
  360. Mullet M.A. The catholic Reformation. London, New York, 1999.
  361. Nicolini G.B. History of the Jesuits. London, New York, 1893.
  362. Norena C. Heidegger on Suarez: 1927 Marburg lectures // International philosophical quarterly. 1983. Vol. XXIII. No 4.
  363. Norena, Carlos G. Ockham and Suarez on the Ontological Status of Universal Concepts //The New Scholasticism 1983. V. 45/3. P. 348−362.
  364. Norena, Carlos P. Suarez and the Jesuits II American Catholic Philosophical Quarterly. V. 65. 1991. P. 267−286.
  365. Norena, Carlos G. Francisco Suarez on Democracy and International Law II Hispanic Philosophy in the Age of Discovery. Washington, D.C., 1997, P. 257−271.
  366. O’Malley J.W. Trent and all that: renaming Catholicism in the early modern era. Cambridge (USA), 2000.
  367. Olin J. Catholic reform: from Cardinal Ximenes to the Council of Trent, 1495−1563. New York, 1990.
  368. Perena Vicente L. Teoria de la gerra en Francisco Suarez. Madrid, 1954.
  369. Perena, Luciano. La genesis suareciana del 'ius gentium' // Corpus Hisp. de pace. Madrid, 1973. XIV, pp. XIX-LXXIII.
  370. Perez San Martin, Hector Determinacion del objeto y estudio de la metafisica, sus limites y su correlato con el nombre de esta ciencia segun el pensamiento del P. Francisco Suarez // Cuadernos salmantinos de filosofia 1999. V. 26. P 5−39.
  371. Presencia y sugestion del filosofo Fr. Suarez, su influencia en la Revolucion de mayo / por Atilio Dell’Oro Maini, Miguel A. Fiorito y otr. Buenos Aires, 1959.
  372. Prouvost, G. La Naissance de l’Ontologie // Revue Thomiste. 1993. Vol 93 (3).
  373. Ratio Studiorum et Institutiones scholasticae Societatis Jesu. T. I-IV. Berlin, 1832−1890.
  374. Recasens Siches L. La filosofia del derecho de Francisco Suarez. Con un estudio previo sobre sus antecedentes en la patristica y en la escolastica. 2 ed Mexico, 1947.
  375. Roig Gironella, J. La sintesis metafisica de Suarez // Pensamiento. 1948. V 4 P 169−213.
  376. Ross, J. F Suarez on 'Universals' //Journal of Philosophy. Vol 59. New York, 1962 P. 736−748.
  377. Santich J.J. Missio Moscovitica: the role of the Jesuits in the westernization of Russia, 1582 1689. New York: P. Lang, 1995.
  378. Sanz, V. La reduccion suareciana de los trascendentales // Anuario filosofico. 1992. Vol. 25(2).
  379. Solana M. Historia de file sofia espanola. Epoca del Renacimiento (siglo XVI). En 3 vols. Vol. 3. Madrid, 1940.
  380. Solana, Marcial. Los grandes escolasticos espanoles de los siglos XVI y XVII. Sus doctrinas filosoficas y su significacion en la historia de la filosofia, Madrid, 1928.
  381. Solana, Marcial. Doctrina de Suarez sobre el primer principio metafisico // Pensamiento. 1948. V. 4. P. 245−270.
  382. Sommervogel C. Biblioteque de la Compagnie de Jesus. Brussels, 1870.
  383. Soto D. de. De justitia et jure: En 5 vols. Madrid, 1967−1968.
  384. South J. B. Suarez on Imagination //Vivarium. 2001. V. 39. P. 119−158.
  385. Suarez F., S.J. Opera omnia. Paris: Ludovicus Vives, 1856−1878. Vol. 128.
  386. Suarez F., S.J. On Beings of Reason (De Entibus Rationis), Metaphysical Disputation LIV. Translated from the Latin with an Introduction and Notes by J.P. Doyle. Milwaukee, 1995.
  387. SuarezF. On creation, conservation, and concurrence: Metaphysical disputations XX, XXI and XXII. Translated by Alfred J. Freddoso. South Bend, Indiana: St. Augustine’s Press, 2000.
  388. SuarezF. Disputaciones metafisicas: Edicion y traduccion tie Segio Rabade Romeo, Salvador Caballero Sanchez y Antonio Puigcerver Zanon. V. 1−7. Madrid: Editorial Gredos, 1960−1966.
  389. Suarez F. Disputationes metaphysicae. Hildesheim: G. Olms, 1965.
  390. SuarezF. Defensa de la fe cat lica y apostolica contra los errorers del anglicanismo: Version Espacia por Jose Ram n Eguillor Muniozguren- Instituto de estudios politicos. Madrid, 1970−1971.
  391. Suarez F. Tratado de las leyes y de Dios legislador: En 6 vols. Madrid: Instituto de estudios politicos, 1967.
  392. SuarezF. Lectiones de fide anno 1583 in Collegio Romano habitas ad fidem codicum manuscriptorum editit Carolus Deuringer / Facultad de filosof a. Universidad de Granada. Granada, 1967.
  393. Suarez F. Tractatus de legibus. Edicion critica bilingue / por Luciano Perena et al. / Consejo Superior de Investigaciones Cientificas. Madrid, 1971.
  394. SuarezF. Disputazioni metJisiche I-III /Traduzione di Constantino Esposito. Milano: Rusconi, 1996.
  395. Suarez F. Tractatus una cum quaestionibus Aristotelis De Anima. Editio critica. Bilingue: texto latino y castellano. Introduccion de X. Zubiri, 3 vol.
  396. Madrid, Labor, 1992 Estudio comparativo de los 12 primeros capitulos de la edicion parisina de Vives y la del manuscrito de Salamanca, editado por Salvador Castellote, Tractatus De Anima.
  397. Tapia J. Iglesia y teologia en Melchor Cano (1509−1560): un protagonista de la restauracion eclesial y teologica en la Espana del siglo XVI. Roma, 1989.
  398. Thompson B. Humanists and reformers. Grand Rapids, 1996.
  399. Uscatescu Barron- J. El concepto de metafisica de Suarez: su objeto y dominio // Pensamiento. 1995. Vol. 51. Num. 200.
  400. Vitoria F. de. O.P. Obras: Relecciones teologicas. Edicion critica del texto latino, version espanola, introduccion general e introducciones con el estudio de su doctrina teologico’juridica por el padre T. Urdanoz, O.P. Madrid, 1960-
  401. Vitoria F. de. O.P. Political writings. Ed. by A. Pagden and J. Lawrance. Cambridge, 1991.
  402. Vitoria F. de. O.P. On homicide and Commentary on Summa theologiae Ila-Iiae. Q. 64 (Thomas Aquinas) / by John P. Doyle. Milwaukee, 1997.
  403. Volpi, F. Suarez et le probleme de la metaphisique // Revue metaphisique morale. 1993. Vol. 98 (3).
  404. , N. J. «Esse cognitum» and Suarez Revised // American Catholic Philosophical Quarterly. 1993. Vol 67 (3).
  405. Wells, Norman J. Descartes and Suarez on Secondary Qualities. A Tale of Two Readings // Review of Metaphysics. 1998. V. 51. P. 565−604.
  406. Wells, Norman J. Objective Reality of Ideas in Descartes, Caterus and Suarez // Journal of the History of Philosophy 28 (1990), 33−61.
  407. Wells, Norman J. Suarez on the Eternal Truths // The Modern Schoolman 58, 73−104- 159−174.
Заполнить форму текущей работой