Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-исторические условия возникновения древнегреческой философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не менее показательным симптомом нарастания новых общественных отношений стал факт учреждения навкрарий, а также процесс колонизации западного побережья Малой Азии, обусловленный географическим положением Греции. Последний вел к быстрому росту крупных центров посреднической торговли и ремесла, накоплению денежных богатств. В связи с этим изменился социальный вес и значение человека в обществе… Читать ещё >

Социально-исторические условия возникновения древнегреческой философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Попытаемся разобраться в том, какие же причины привели в начале 600-х гг. до н.э. к пробуждению философской мысли у ионийского племени в Малой Азии.

VII—VI вв. до н.э. известны в истории человечества как период формирования нового рабовладельческого общества и государства. Мировоззрением, противостоящим гомеровской идеологии, которая возникла еще в условиях патриархального строя, стала греческая философия как реакция на интересы, запросы и потребности нового общественного порядка. Существенные изменения в общественном развитии происходили уже в гомеровскую эпоху. Они касались общественного разделения труда, процесса имущественного расслоения общества, веса и значения родовой знати, позиций царской власти и народного собрания, индивидуализации производительной деятельности, нового назначения рабского труда и т. д.

Обособление земледельческого и ремесленного населения, возникновение мелкого индивидуального хозяйства, развитие торговли, исчезновение царской власти, потеря веса народным собранием, утверждение олигархии знатных родов способствовало возникновению городов-государств, в которых рабский труд стал выполнять функцию обслуживания рынка.

Не менее показательным симптомом нарастания новых общественных отношений стал факт учреждения навкрарий[1], а также процесс колонизации западного побережья Малой Азии, обусловленный географическим положением Греции. Последний вел к быстрому росту крупных центров посреднической торговли и ремесла, накоплению денежных богатств. В связи с этим изменился социальный вес и значение человека в обществе. Эту тенденцию хорошо иллюстрируют высказывания поэтов-аристократов того времени — Алкея и Феогнида Мегарского. Первый говорил, что теперь человека человеком в обществе делают деньги, а второй с возмущением констатировал, что благородные женятся на дочерях простолюдинов, только если они приносят богатство.

В социальной сфере противоречие между родовой знатью и нарождавшимися новыми общественными отношениями нашло свое разрешение в революционном взрыве, который происходят в VII—VI вв. около полутора — двух столетий во всей области Эгейского моря. Борьба старого с новым шла с переменным успехом. Возникали и рушились различные государственные формы, от тирании до монархии и республики, но по сути они представляли собой рабовладельческое государство. У последнего появились новые характерные черты. Частная собственность была закреплена конституционно. Политические права граждан определялись не происхождением, а имущественным цензом ит. д.

Исторически необходимый распад родовой общины и возникновение рабства создали возможности для более широкого разделения труда, который, в свою очередь, был мощным толчком для расцвета древнегреческого мира.

Подумайте, правомерно ли в этом отношении утверждение К. Маркса: «Без рабства не было бы ни греческого государства, ни греческого искусства и науки».

Изменениям мировоззренческих установок в немалой степени способствовало в новую эпоху осознание личностью своей индивидуальности. Возникновение писаного права (законы Дракона и Солона) привело людей к сомнению в непоколебимости неизменного порядка, установленного божественным откровением. В сознание проникает мысль о законе как установлении человека, которое при необходимости можно изменить. В общественной морали появляются черты индивидуализма и утилитаризма[2].

Распадается старая семья, исчезает кровная месть. Эти процессы все больше способствовали освобождению человеческой личности от религиозных и мифологических предрассудков.

Вышеперечисленные коренные изменения в социальном устройстве греческого общества не могли не сказаться и на идеологии той эпохи. Это была не только социальная революция, но и революция в мышлении. Возникла античная наука, которая тогда еще не отделялась от философии. Мифологическим и религиозным представлениям родовых групп новая «имущественная аристократия» противопоставила стихийно-материалистическое понимание. Следует помнить, что смену этих мировоззрений нельзя понимать механически и упрощенно. Известно, что старое никогда не сдается без боя и новое дело переплетается со старым, даже пользуется им как отправным пунктом для обоснования научного знания. Поэтому становление стремления и жажды греков к познанию природы проходило в достаточно ожесточенной борьбе с религиозно-мифологическим мышлением. Несмотря на это, первоначальный материал философским размышлениям о природе, строении и происхождении окружающих вещей давала античным философам мифология.

  • [1] Навкрарий —• территориальный округ.
  • [2] Утилитаризм (с лат. Utilitas — польза) — этическая теория, признающая полезность деяния критерием нравственности человека.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой