Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Айдаркин Е. К., Жданов Ю. А., Кураев Г. Я., Пахомов Н. В. Виртуальная реальность — технология иллюзий // Научная мысль Кавказа. 1997. № 4- Семенов А. Е., Розин В. М., Борисов Л. Б., Рабунский Д. Д., Соломенцева С. В., Кузнецова Е. Н. Технология виртуальных реальностей. Проблемы.// Аномалия. 1995. № 1- Форман Н., Вильсон Н. Использование виртуальных реальностей в психологических исследованиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Специфика виртуальной реальности
    • 1. 2. Биопсихические аспекты виртуальной реальности
    • 1. 3. Роль виртуальной реальности в познании мира
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В МАСС-МЕДИА
    • 2. 1. Характер искусства как виртуальной реальности и виртуализация общественного бытия
    • 2. 2. Современное искусство и виртуальные технологии масс-медиа
    • 2. 3. Оптимум взаимоотношения психики человека и компьютерного искусства

Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В XXI столетии человечество продолжит свое дальнейшее развитие благодаря развертывающейся сейчас революции в области виртуальных технологий. Глубокие социальные изменения, происходящие в мире на рубеже 20−21 веков, заставляют по-иному взглянуть на современное общество и выявить его виртуальный характер. Прогнозы в искусстве и науке показывают лидирующую роль в новом веке компьютеризации, которая в условиях глобализации и быстрого распространения виртуальных технологий будет способствовать дальнейшему развитию масс-медиа, охватывающей практически все области общественной жизни. Таким образом, развивающееся сегодня современное общество, в постиндустриальной фазе своего развития, характеризуется следующими параметрами:

1) широкое распространение новейших виртуальных технологий и современного программного обеспечения, кардинально изменяющих процесс творчества современного индивида;

2) массовое использование компьютерных технологий;

3) превращение виртуальных технологий в важный фактор развития творческих способностей личности.

Необходимость в данном исследовании назрела потому, что в период становления постиндустриального общества значительно возрастет степень влияния компьютерного искусства на творчество человека, и следовательно, последствия влияния виртуальных технологий могут быть совершенно непредсказуемыми. Одновременно с открывающимися возможностями дальнейшего развития современных виртуальных технологий значительно возрастет угроза информационно-психического воздействия со стороны других государств и цивилизаций и необходимость обеспечения информационно.

•) J психологической безопасности личности. Активное воздействие электронных СМИ на внутренний мир человека приводит к значительной актуализации проблемы правильного использования компьютерных технологий. Однако последнее реально только при создании современного и хорошо продуманного программного обеспечения. Особенно актуальным является развитие компьютерного искусства.

При этом на первый план выходит следующее: «Возможности ВР-разработок могут использоваться во многих областях: в управлении организационными и техническими системами, проектировании изделий, медицинских исследованиях, градостроительстве, обучении эксплуатации различных устройств и т. д.». 1.

Сформировавшиеся тенденции развития сложно организованного современного общества, связанные с совершенствованием систем виртуальной реальности, позволяют перейти к новому этапу развития человеко-машинных систем, вторгающихся в область культуры: виртуальное кино, виртуальные игры и т. д.

Становящееся постиндустриальное общество, чьи основные параметры детерминированы компьютерной техникой, функционирует на основе информационных технологий. Актуальной становится проблема функционирования современных масс-медиа, для решения которой неправомерно ограничиваться чисто техническим подходом к проблеме виртуальной реальности, необходимо принять во внимание искусство вообще и рассмотреть творческую деятельность человека.

Актуальность темы

исследования определяется также и тем, что использование виртуальных технологий носит двойственный характер. Благодаря виртуальным технологиям человек оказывается в некоторой виртуальной реальности, генерируемой активностью его психики.

Сейчас функционирование масс-медиа набирает новые силы, строит свой мир, и в этом процессе основную роль играет компьютерное искусство.

1 Айдаркин Е. К. Жданов Ю.А. Кураев Г. А., Пахомов Н. В. Виртуальная реальностьтехнология иллюзий//Научная мысль Кавказа. 1997. № 4. С. 5.

Таким образом, актуальность анализа социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека не вызывает сомнений.

Состояние научной разработанности проблемы. Данное исследование предполагает выявление виртуального характера современного искусства на основе анализа виртуальной реальности. В отечественной и зарубежной естественно-научной, культурологической, философской, социологической и художественной литературе в последнее время немалое внимание уделяется проблемам виртуальной реальности, компьютерного искусства и информационной культуре.

Значительный вклад в разработку перечисленного спектра проблем, связанных с виртуальной реальностью и виртуальными технологиями в различных сферах общества, культуры, искусства и науки, внесли работы таких ученых и исследователей, как Е. Е. Айдаркин, Ю. А. Жданов, Г. А. Кураев, Н. В. Пахомов, А. Е. Семенов, В. М. Розин, Л. Б. Борисов, Д. Д. Рубанский, С. В. Соломенцева, Е. Н. Кузнецова, Н, Форман, П. Вильсон, Н. А. Носов, С. Ю. Желтов, А. А. Лихачев, А. А. Степанов, Е. В. Вучетич, Г. П. Меньчиков, И. Г. Корсунцев, О. Р. Маслов, Е. Е. Пронина, Г. К. Конык, Ю. Г. Конык, М. С. Ильин, С. С. Хоружий, Д. В. Иванов и др.2.

Одной из существенных методологических проблем виртуальной реальности является обоснование ее специфики. В философско-социологической, научной и др. специальной литературе имеется достаточное количество дефиниций, различных интерпретаций виртуальной реальности: «Виртуальная реальность — это искусственное пространство, возникающее как бы внутри объективного физического пространства, но эта искусственность часто вы.

2 См.: Айдаркин Е. К., Жданов Ю. А., Кураев Г. Я., Пахомов Н. В. Виртуальная реальность — технология иллюзий // Научная мысль Кавказа. 1997. № 4- Семенов А. Е., Розин В. М., Борисов Л. Б., Рабунский Д. Д., Соломенцева С. В., Кузнецова Е. Н. Технология виртуальных реальностей. Проблемы.// Аномалия. 1995. № 1- Форман Н., Вильсон Н. Использование виртуальных реальностей в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2- Носов Н. А. Виртуальная психология. М. 2000; Носов Н. А. Реальные нереальности // Человек. 1993. № 1- Желтов С. Ю., Лихачев А. А., Степанов А. А. Виртуальная реальность — новая информационная технология // Аномалия. 1995. № 2. Вучетич Е. В. Виртуальная реальность и некоторые аспекты психологических виртуальных состояний // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, применение//Философские науки. 1998. № 3−4- Корсунцев И. Г. Компьютерные технологии и виртуальные реальности // Информационно-аналитический бюллетень. Спец. выпуск. М. 1998 г.- Маслов О. Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. М. 1998. № 6- Конык Г. К., Конык Ю. Г. Феномен виртуальной реальности: опыт категориального анализа // Феномен природы и экология человека. Сб. докл. III Междунар. Симпозиума. Казань. 1997; Ильин М. С. Переход к виртуальным сетевым технологиям // Мир ПК, 1996. № 7- Хоружий C.C. Род или недород? Заметки к онтологии виртуалистики // Вопросы философии. 1997. № 6- Иванов Д. В. Критическая теория и виртуализация общества // Социал-исследования. 1999. № 1. ступает для человека не менее реальной, чем объективность" (Е.В. Вучетич), «Это особая сфера психических моделей реальности разного уровня и разной сложности и есть виртуальная реальность в широком смысле» (О.Р. Маслов, Е.Е. Пронина), «Виртуальная реальность — это один из видов реальностей (их можно отнести к классу символических реальностей), но это такой специфический вид символических реальностей, который создается на основе компьютерной и некомпьютерной техники, а также реализует принципы обратной связи, позволяющие человеку достаточно эффективно действовать в мире виртуальной реальности» (В.М. Розин). И наконец наиболее полное для данного исследования определение: «Понятие В.р. имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле В.р. — это те игровые или необходимые с технической точки зрения искусственные реальности, которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание, когда, например, на человека надевают электронные очки и электронные перчатки. В широком смысле В.р. — это любые измененные состояния сознания: психотический или шизофренический паранойяльный бред (см. психоз, шизофрения, сновидение), наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия мира под действием наркоза» (В.П. Руднев)3.

Все это свидетельствует о том, что понятие виртуальной реальности является многозначным, что многообразие его толкований отображает весьма сложный характер мира виртуальных технологий, затрудняя выявление социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека.

В настоящее время значительное внимание уделяется процессу внедрения компьютерной техники во все области жизнедеятельности общества и в частности в художественное творчество. Все это фиксируется в таких новых терминах, как «интерактивное искусство», «электронное пространство», «коммуникативная среда», «гипермедиа», «кибернетическое общество» и др.

3 См.: Вучетич Е. В. Виртуальная реальность и некоторые аспекты психологических виртуальных состояний // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, применение // Философские науки. 1998. № 3−4- Маслов О. Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Виртуальные реальности: природа и область применения. 1997. № 6- Розин В. М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально политический журнал. 1997. № 6 Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997. С. 53.

Сегодня наблюдается становление широкого круга подходов, систем, структур и стратегий, включающих чувственный опыт, интеллект и эмоции, в создании комплексов мультимедиа с богатыми смысловыми и практическими возможностями. На базе технологически многослойных гипермедиа и телекоммуникационных сетей создается сложное пространство и, взаимодействуя с ним, индивид может вносить изменения в главные направления медиа, управлять пространством данных для получения новой информации и нового знания. Вместе с тем следует подчеркнуть, что определение целей и задач информатизации общества требует наличия развитой теории виртуальной реальности, основанной на изучении внедрения в жизнь общества виртуальной реальности и ее влияния на индивида.

В свою очередь, сделать это невозможно без четкого представления о фундаментальном содержании происходящих процессов виртуализации общественного бытия. Одни исследователи считают, что «виртуальная реальность — это философский вопрос сложного отношения по меньшей мере трех миров: мыслимого человеком мира, видимого человеком мира и объективного мира вне его». 4 Другие, исходя из психической сферы человека считают: «Следовательно, виртуальная реальность это не реальность бытия, а реальность переживания человека, мир его чувств, образующий основу его психики». 5Третьи отмечают свойственные наступлению эры информационного общества анонимность, безличность, виртуальность (феномен АБВ): «Феномен АБВ на индивидуальном уровне — это имя и авторство, измененные состояния сознания и погружение в виртуальный мир компьютерных игр и Интернета"6.

Кроме того, центр виртуалистики под руководством Н. А. Носова занимается исследованием виртуальных реальностей в их философском, техническом, естественнонаучном и гуманитарном аспектах. В центре виртуалистики разработана теория психологических виртуальных реальностей, а также экс.

4 Меньчиков Г. П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение. Философские науки. № 3−4. 1998. С. 171. s Чораян О. Г. Психофизиологические аспекты виртуалистики// Научная мысль Кавказа. 1999. № 2. С. 15.

6 Быченков В. Анонимность, безличность, виртуальность//Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М С, 68. 7 периментальные процедуры и способы практического применения знаний о психологических виртуальных реальностях, что в целом и позволяет говорить о новом научном направлении — виртуалистике.

Также следует отметить, что одним из направлений центра является проблематика компьютерных виртуальных реальностей и их философского смысла. Активная научная и социальная деятельность центра находит свое выражение в большом объеме публикаций.7.

Новое измерение современным общественным процессам в творчестве придает разворачивающийся как в мире, так и в России рост компьютерного искусства, имеющий, несомненно, большое значение для развития современного общества вообще.

Проблематика компьютерного искусства находится в фокусе исследования философии, культурологии, художественного творчества, техники, что обусловливает разброс в концептах и использовании методов компьютерного моделирования, область определения которых обнаруживает сейчас новые назначения.

Таким образом, связанный с понятием виртуальной реальности круг вопросов до сих пор недостаточно четко определен и характеризуется широким кругом подходов к этой проблеме.

Все изложенное выше показывает, что проблема виртуальной реальности требует своего дальнейшего анализа. Это предполагает рассмотрение целого круга таких мало исследованных вопросов как методологические проблемы функционирования виртуальной реальности — в частности^ классификация типов виртуальной реальности, а также подробное исследование функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека.

Цель исследования — анализ социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека.

Данная цель обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:

7 Информация о Центре виртуалистики. Институт человека. Центр виртуалистики. Волхонка 14, 119 842. М.

• определить классификацию типов виртуальной реальности;

• раскрыть биопсихические аспекты виртуальной реальности;

• выявить роль виртуальной реальности в познании мира;

• рассмотреть характер искусства как виртуальной реальности и проблему виртуализации общественного бытия;

• исследовать искусство, создаваемое виртуальными технологиями;

• проанализировать оптимум взаимоотношения психики человека и компьютерного искусства.

Объектом диссертационного исследования выступает виртуальная реальность в жизни человека.

Предметом диссертационного исследования выступают социальные функции искусства как виртуальной реальности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения теории познания, природы художественного творчества, а также роли искусства в познании мира. Анализ социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека обусловил необходимость использования в работе антропологического, исторического и компаративного методов, а также метода аналогии. Антропологический метод исследования был использован при анализе биопсихических аспектов виртуальной реальности. Компаративный метод нашел применение при сопоставлении особенностей состояния человека в системах виртуальной реальности различного типа. Метод аналогии позволил рассмотреть виртуальный характер различных типов искусства. Исходной идеей работы являются особенности функций искусства в жизни человека, а также характеристики виртуальной реальности, перечисленные в методологических исследованиях современности.

Теоретическую базу диссертации составили работы отечественных и зарубежных специалистов в области социальной философии, культурологии, нейрофизиологии, психологии, социологии, информационных технологий.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• определена классификация типов виртуальной реальности;

• раскрыты биопсихические аспекты виртуальной реальности;

• автором рассмотрена роль виртуальной реальности в познании мира как средство манипулирования информацией в виде образов виртуальной реальности;

• исследован характер искусства как виртуальной реальности и виртуальный характер психики человека;

• охарактеризован характер искусства, создаваемого виртуальными технологиями;

• проанализирована сущность искусства как виртуальной реальности в качестве средства защиты психики человека от информационно-психологического воздействия со стороны других государств и цивилизаций;

• выявлен оптимум взаимоотношения психики человека и компьютерного искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика виртуальной реальности заключается в том, что она является сконструированным реально-иллюзорным миром, образующимся в сознании человека различными способами: программой компьютера, шамана, гипнолога, а также воздействием произведения искусства. Основной параметр виртуальной реальности заключается в том, что она существует только во взаимодействии человека и объекта, существует только «здесь» и «теперь». Парадоксальный характер виртуальной реальности заключается в том, что она существует и не существует одновременно. Все эти особенности дают возможность предложить классификацию виртуальной реальности по следующим типам: мифология, гипноз, сон, компьютерные виртуальные реальности, виртуализация общества, искусство.

2. Исходным основным положением анализа виртуального характера искусства является принцип, согласно которому в основе биопсихического аспекта виртуальной реальности находится то, что в памяти фиксируется не сам образ ситуации, а реакция на ситуацию. Механизмы запоминания можно использовать в искусственной системе. В основе биопсихических аспектов виртуальной реальности лежит анализ мыслительных процессов сознания и памяти человека, так как субстратом человеческой психики является физиология. Функционирование человека как творческого индивида невозможно без памяти и воображения, а реакция на образ заключается в тех или иных ощущениях памяти.

3. В основе роли виртуальной реальности в познании мира лежит существование двух способов фиксации знания в памяти человека: в форме понятий (семантическая память) и в виде образов (эйдетическая память). Эти два вида знания репрезентируются в мозгу человека благодаря деятельности левого и правого полушария. Левая гемисфера позволяет при помощи категорий семантики постигать мир абстрактным путем. Правая гемисфера дает возможность образного представления действительности, что присуще, прежде всего, искусству. Системы виртуальной реальности позволят манипулировать информацией в виде образов виртуальной реальности посредством соединения взаимодополняющих способов познания мира — абстрактного (научного) и образного (художественного), что значительно повысит потенциал познания.

4. Виртуальная реальность возникает при воздействии произведений искусства на зрителя. Индивид, созерцая произведение искусства, преобразует наблюдаемые представления, создавая в сознании свои — виртуальные образы. Художник помогает реципиенту создавать новые формы — воображаемую реальность. Реципиент, воспринимая художественный образ, вкладывает в него свои переживания, которые в его сознании преобразуются в виртуальные объекты, находящиеся на границе воображения и реального мира. Психика человека обладает виртуальным характером — это его эмоции в искусстве, чувства и воображение, творческая фантазия. Созданная реципиентом, уже новая действительность является виртуальной, характеризующаяся его воображением и фантазией.

5. Электронно-вычислительная техника находится на этапе развития, который характеризуется ее воздействием на сознание человека посредством технических средств. Виртуальные технологии вторглись в сферу искусства, что изменяет и само искусство, приводя к стиранию границ между произведениями искусства и действительностью. Компьютерное искусство является интерактивным. В нем художественный образ обретает иной характер, выступает в новом качестве в отличие от традиционного искусства. Художник может показать с помощью компьютера свой проект, сделанный в двухмерных чертежах, в трехмерном пространстве с различных ракурсов. В этом случае объект является виртуальным, то есть он выглядит как настоящий, но обладает вымышленными свойствами, фантастичность которых ограничена лишь воображением сидящего за компьютером человека. Программы виртуальной реальности и художественные эффекты эстетически воздействуют на человека и способны координально изменить наши устоявшиеся представления о мире.

6. Искусство как виртуальная реальность может быть применено для защиты психики человека от информационно-психологического воздействия со стороны других государств и цивилизаций. Сегодня перед нами стоит проблема информационной экспансии Запада во все страны мира. Стратегия национальной безопасности невозможна без информационно-психологической безопасности личности. Виртуальная реальность — это определенный конструктивный метод, формирующий у личности на основе функционирования левой и правой гемисфер мозга индивидуальную модель мира, которая позволит блокировать информационно-психологическое воздействие со стороны «врага». Воображаемая модель может разрушить то, что создал агрессор. Таким образом, возможна защита внутреннего мира человека посредством искусства как виртуальной реальности от негативных воздействий СМИ.

7. В век информационных технологий проблема личности наиболее актуальна. Компьютерное искусство и виртуальные технологии создают для индивида иллюзию реальности. Формируется тип личности, погруженный в гипертехничность и среду обитания, «населенную» виртуальными образами, лишенными личностного начала, так как характер виртуальных героев задается зрителем. Виртуальная реальность оказывает определенное влияние на разные типы личности: художественный, мыслительный и другие. В состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован, то есть людям с высокими творческими задатками не нужна дополнительная активация мозговых структур. Людям с низкой творческой потенцией нужны большие усилия для творчества. Им необходима помощь в раскрепощении образного мышления. Такой помощью может явиться сеанс виртуальной реальности.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов философии, социологии, культурологии, спецкурсов (на кафедре И и Ф ТРТУ преподается спецкурс «Человек в виртуальных мирах») в высших и средних специальных учебных заведениях. Они представляют интерес для социальных институтов и спецслужб, занимающихся разработкой национальной безопасности нашей страныимеют значение для работников средств массовой информации и специалистов, чья деятельность связана с информационными технологиями.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-методической конференции «Наукоемкие технологии образования» (Таганрог, 1999 г.), Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности» (Таганрог, 19−21 мая, 1999 г.), Всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения» (Таганрог, 15−16 ноября, 2000 г.), на методических семинарах и заседании кафедры истории и философии Таганрогского радиотехнического университета в 2000 и 2001 гг. Основные положения диссертации отражены в 11 научных публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения, списка использованной литературы, имеющего 171 источник. Общий объем работы составляет 177 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целостный анализ социальных функций искусства как виртуальной реальности в жизни человека позволил получить следующие результаты:

1. Показан парадоксальный характер виртуальной реальности, заключающийся в том, что она существует и не существует одновременно. Эти и другие, исследованные в диссертации особенности виртуальной реальности позволили ее классифицировать следующим образом: мифология, гипноз, сон, компьютерные виртуальные реальности, виртуализация общества, искусство.

2. Раскрыты биопсихические аспекты виртуальной реальности. Было показано, что в основе биопсихического аспекта виртуальной реальности находится то, что в памяти фиксируется не сам образ ситуации, а реакция на ситуацию. Механизмы запоминания можно использовать в искусственной системе. В основе биопсихических аспектов виртуальной реальности лежит анализ мыслительных процессов сознания и памяти человека, так как субстратом человеческой психики является физиология. Функционирование человека как творческого индивида невозможно без памяти и воображения, а реакция на образ заключается в тех или иных ощущениях памяти.

3. Показано, что в основе роли виртуальной реальности в познании мира лежит существование двух способов фиксации знания в памяти человека: в форме понятий (семантическая память) и в виде образов (эйдетическая память). Эти два вида знания репрезентируются в мозгу человека благодаря деятельности левого и правого полушария. Выводом является то, что системы виртуальной реальности позволят манипулировать информацией в виде образов виртуальной реальности, посредством соединения взаимодополняющих способов познания мира — абстрактного (научного) и образного (художественного), что значительно повысит потенциал познания.

4. В работе рассмотрено воздействие искусства на сознании реципиента. Получен вывод, что под воздействием произведений искусства в сознании реципиента возникает виртуальная реальность. Художник помогает реципиенту создавать новые формы — воображаемую реальность. Проанализирован виртуальный характер психики человека. Это его эмоции в искусстве, чувства и воображение, творческая фантазия. Созданная реципиентом, уже новая действительность является виртуальной, она характеризуется его воображением и фантазией. Искусство частично коренится в программах мозга человека, частично обусловлено культурой, оно вторгается в личностный мир человека и влияет на его отношение к миру и к самому себе.

5. Исследовано вторжение технологий в сферу искусства, что определенным способом изменило и само искусство, привело к стиранию границ между произведениями искусства и действительностью. Компьютерное искусство является интерактивным. Интерактивность начинает строить окружающую человека среду. В компьютерном искусстве художественный образ обретает иной характер, выступает в новом качестве в отличии от традиционного искусства. Виртуальные образы и художественные эффекты эстетически воздействуют на человека и способны координально изменить наши устоявшиеся представления о мире. Кроме того, в работе показано, что искусство как виртуальная реальность может быть применено для защиты психики человека от информационно-психологического воздействия со стороны других государств и цивилизаций.

6. Проведено исследование личности в век информационных технологий. Компьютерное искусство и виртуальные технологии создают для индивида иллюзию реальности. Формируется тип личности, погруженный в гипертехничность и среду обитания, «населенную» виртуальными образами лишенными личностного начала, так как характер виртуальных героев задается зрителем. Виртуальная реальность оказывает определенное влияние на разные типы личности: художественный, мыслительный и другие. В ходе исследования был получен вывод, что людям с низкой творческой потенцией нужны большие усилия для творчества. Им необходима помощь в раскрепощении образного мышления. Такой помощью и является виртуальное искусство. Виртуальная реальность — эта фраза все чаще и чаще встречается на страницах популярных изданий, на телевидении, в фантастических боевиках и т. д. Чем больше размышляешь на эту тему, тем больше осознаешь всю глубину и перспективу этого направления.

Перспективой дальнейшего исследования природы виртуальной реальности может являться рассмотрение социально-философских вопросов совершенствования виртуальных технологий и в частности — создание виртуальных органов чувств. Сегодня идет интенсивная разработка генераторов вкуса и запаха. Фирма Digi Sents разработала устройство ismell, снабженные 128 датчиками разных ароматов. Разработан специальный модуль распознавания голоса, ароматические версии игр. Фирма Tri Senx разработала устройство на двух сменных датчиках, содержащих по 20 ароматов каждый. Фирма Sony разработала симулятор полета птицы. Подобные разработки не могут определенным образом не влиять на внутренний мир человека. На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что продолжающееся совершенствование виртуальных технологий требует дальнейшего изучения их социально-философских аспектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. и др. 100 опер. Л.: Музыка, 1964. 628 с.
  2. Д. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983. 152 с.
  3. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991. 383 с.
  4. Л. Искусство и медитация // Психология художественного творчества: Хрестоматия, Минск: Харвест, 1999. С.70−90.
  5. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. 255 с.
  6. Л.Г. Импрессионизм. М.: Из-во МГУ, 1980. 250 с.
  7. A.M. Вопросы философии // Типы существования. 2001. № 7. С.100−112.
  8. Р. Искусство как терапия // Психология художественного творчества: Хрестоматия, Минск: Харвест. 1999. С.731−749.
  9. А. Театр и жестокость // Театральная жизнь. 1990. № 8. С. 24−26.
  10. Э.А. Иван Петрович Павлов. М.: Наука, 1981. 438 с.
  11. В.В., Дышлевский П. С., Лукянец B.C. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев: Наук, думка, 1974. 352 с.
  12. Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. № 4. С.114−128.
  13. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.400 с.
  14. В.А. Эволюция и прогресс. Академия наук СССР. Новосибирск: Наука, 1991.249 с.
  15. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 248 с.
  16. В., Татарников О. Компьютер пресс. № 7. 1999. С.10−15.
  17. . Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000. 95 с.
  18. . Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы. Евразийское обозрение. М., 1998. № 9. С. 13−87.
  19. И.Г. Техническая эстетика и общественная среда. М.: Общество Знание, 1966. 29 с.
  20. Бурлаков И. HOMO GAMER. Психология компьютерных игр. М.: Независимая фирма Класс, 2000. 62 с.
  21. В. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000. С.65−75.
  22. И.Ф. Бытие человека, деятельность и смысл. Рига: ЗИНАТНЕ, 1987. 212 с.
  23. Ю.П. Структура, истинность и правильность мышления. Рига. ЗИНАТНЕ, 1979. 125 с.
  24. Р.К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 183−190.
  25. Н. Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей // Психология художественного творчества: Хрестоматия, Минск: Харвест, 1999. С.191−213.
  26. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994. 283 с.
  27. Ю.Г., Поликарпов B.C. Словарь Человек. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
  28. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 573 с.
  29. И.А. Слово о личности: Философское эссе. Минск: Навука I тэхшка, 1990. 157,1.
  30. Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.
  31. Гегель. Лекции по эстетике, К. З, T. XIV, Академия наук СССР. Институт философии. М.: Социально-экономическая лит., 1958. 440 с.
  32. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. 319с.
  33. Е.С. Структура Волшебства //Феллини Ф.// Феллини о Феллине. М.: Радуга, 1988 г. С.446−457.
  34. Е.А. Биология. Память и ее резервы. М.: Знание, сер: Био"логия. № 8,. 1983. 64 с.
  35. А.В. Что такое эстетика? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 173 с.
  36. В.В., Кудрявцев В. Т. Жизненный путь и научное творчество Т.В. Кудрявцева// Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 102−110.
  37. А. Смысл любви в эстетике русского духовного ренессанса // Аналитические обзоры. Вестник РФФИ. 2000. № 1. С.25−35.
  38. С. Дискуссия // http.www. Zurnal.ru./ 1998.htm.
  39. . С. Статьи по антропологии и философии. http://www.uis.Kiev.va.html.
  40. Дельгадо Хосе. М. Р. Новое в исследовании мозга // Курьер ЮНЕСКО. Февраль.1976. С.26−30.
  41. Диалектика познания. Под ред. Кармина А. С. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983. 201 с.
  42. А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии: Из-во Московского университета, 1986. 246 с.
  43. Л. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. 424 с.
  44. Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980. 286 с.
  45. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Цикл лекций спецкурса для студентов пед. вуза и учителей общеобразовательной школы, Смоленск: Мин-во просвещения PC ФСР, 1974. 153 с.
  46. Западное искусство. XX век. М.:Наука, 1978. 366 с.
  47. А. Французская живопись XIX в. М.: Наука. 366 с.
  48. А. Запад. Феномен западнизма. М.: Мир, 1995. 445 с.
  49. Знаете ли вы? Календарь В мире прекрасного М., Политиздат, 1989, 14 с.
  50. Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. 1999. № 1. С.32−40.
  51. Интуиция, логика, творчество. Под ред. Панова М. И. М.: Наука," 1987. 272 с.
  52. Искусство в системе культуры. Под ред. Каган. М.С. Л.: Наука, 1987. 272 с.
  53. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. 551,1. с.
  54. История философии Т. 1 Под ред. М. А. Дынникова и др. М., из-во Академии наук СССР, 1957, 718 с.
  55. М. Битва за небеса. М.: Крымский мост 9Д, Форум, 2001. 799 с.
  56. Кант. Критика чистого разума. Философское наследие. Том 118. М.: Мысль, 1994. 592 с.
  57. Э. Система и программы психической самозащиты. М.: КСП, 1996. 304 с.
  58. Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. 319с.
  59. М. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 253 с.
  60. Г. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешной пианистической работы. М.: Советский композитор, 1977. 174 с.
  61. Я.Д. Человек: психология. М.: Советская Россия, 1986. 105 с.
  62. Н. Виртуальный музей современного искусства новая ре-anbH0CTb?//http.www.artmedia.pl.ru/1999.htm.
  63. И.Г. Компьютерные технологии и виртуальная реальность // Информационная безопасность России. М., 1998. С.186−192.
  64. Л.П., Сочивко В. П. Бионика. М.: Энергия, 1968. 112 с.
  65. И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1983. 128 с.
  66. А. Виртуальная реальность для игр // http://www.mpcdigest.ru.
  67. . В. Ф. Шеллинг. М.: Мысль, 1976. 200 с.
  68. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1995. 144 с.
  69. В.И. Духи в зеркале психологии. М.: Советская Россия, 1987. 222 с.
  70. Е.Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. Киев: Восток, 1969. 135 с.
  71. Лем С. Сумма технологии. М.: Мир, 1968. 608 с.
  72. Лем. С. Солярис. М.: Правда, 1988. 475 с.
  73. В.И. Полное собр. соч. Т.20. М.: Политиздат, 1961. 583 с.
  74. В.И. Полное собрание соч. Т. 45. М.: Политиздат, 1964. 729 с.
  75. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 479 с.
  76. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 368 с.
  77. А. Первин, Оливер П. Джон. Психология личности теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 601 с.
  78. Н.Б. Эстетика постмодернизма. Спб.: Алетейя, 2000. 220 с.
  79. О.Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. 1998. № 6. С.41−49.
  80. B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1990. 238,1.
  81. К. Виртуальные реальности // http.7/оsp.aanet.ru. 1997.
  82. Г. П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение // Философские науки. 1998. № 3−4. С. 170−175.
  83. Р.П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 114−120.
  84. Миры Гавриша // Чудеса и приключения. 2000. № 1. С.32−33.
  85. Мих. Лифшиц. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980. 582 с.
  86. В. Теория эволюции разума. М.: Аграф, 1999.
  87. Е.Е. Жизнь в пении. М., 1983. № 1. С. 158−171.
  88. Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. М.: Мир, 1988. 144 с.
  89. Н.А. Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Носов Н. А., Жданов В. Ф. Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы. М., 1997. С. 132−143.
  90. Н.А. Виртуальный человек. Научные труды Центра. М.: Магистр 1997. 191 с.
  91. М.Ф. Философия Гегеля. М.: Соцэкгиз, 1959. 306 с.
  92. М.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971. 223 с.
  93. О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности: Из-во Московского университета. 1989. 232 с.
  94. М.Э. Диалектика в современной физике. М.: Наука, 1973.324 с.
  95. A.M. Духи компьютерной анимации. М.: Заря, 1993. 195 с.
  96. В. Война в Интеренете // Солдат удачи. 2000.
  97. И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Медиз, 1954. 192 с.
  98. Павловские среды. М.-Л.: Изд-во АН СССР, Т.1, 1949. 465 с.
  99. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М: Мир, 1993. 176 с.
  100. К.Г. Рождение рассказа. М.: Русский язык, 1979. 350 с.
  101. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
  102. B.C. Лекци з icTopii CBiTOBoi культуры. К.: Знания, 2000. 359 с.
  103. B.C. Горизонты третьего передела мира. СПб.: Академия гуманитарных наук России, 1997. 283 с.
  104. B.C. Современные проблемы науки. Ростов-на-Дону-Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2000. 253 с.
  105. B.C. Феномен Жизнь после смерти Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.576 с.
  106. Ш. Поликарпов B.C. Философские вопросы естествознания. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 321 с.
  107. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 576 с.
  108. Д.А. Моделирование рассуждений. М.: Радио и связь, 1989. 182 с.
  109. Психология восприятия компьютерного пространства //Техника кино и телевидения. 1995. № 2. С.3−7.
  110. В.О. Искусство. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001.191 с.
  111. С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Просвещение, 1978. 108 с.
  112. . Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков: Политиздат, 1974. 65 с.
  113. В.М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально политический журнал. 1997. № 6. С.183−199.
  114. А. Новая религия // http. www.uis.kiev.ua / russian/win/.
  115. B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1999. С.569−593.
  116. B.C., Аршавский В. В. Межполушарная ассиметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. № 4. С.78−86.
  117. В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 381 с.
  118. К. Драконы Эдема: М.: Знание, 1986. 255 с.
  119. К.А. Системы компьютерного дизайна INTEAR и WOODY // Наукоемкие технологии образования. Том 4. 1999. С.74−75.
  120. Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов // Психология художественного творчества: Хрестоматия, Минск: Харвест, 1999. С.214−222.
  121. К.А. Философия культуры Э. Кассирера: истоки, своеобразие, критика // Вопросы философии. 1984. № 9. С.95−103.
  122. .Ф. Тайны памяти. М.: Молодая гвардия, 1981. 272 с.
  123. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. 550 с.
  124. Словарь иностранных слов: М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. 856 с.
  125. Л.Е. Богема Пуччини. М.: Музыка, 1958.
  126. К.С. Собр. Соч. в 8-и т. Т.2: Работа актера над собой. М.: Искусство, 1954. 230 с.
  127. М.С. Человек венец эволюции? М.: Знание, 1990. № 10.
  128. О. Виртуальные миры // Компьютер пресс. 1998. № 7. С.7−11.
  129. Н.М. Система для анимации виртуальных людей // http://miralab www.unige.ch.
  130. А. Эрзац жизни в искусственном мире // Инженер. № 4. 1997. С.14−17.
  131. Титаренко P. http://Kid.ti.chernigov. va/tas/ds/art2.html.
  132. В. Игра в жизнь. Размышления о виртуальной реальности // http://www.librarium.orthodoxy.ru.htm.
  133. В.Г., Богомазова Т. Г. Проект Виртуальная Кунсткамера // http://www.adit.museum.ru.22.06.99.htm.
  134. А.А. Избранные труды. Ленинград: Наука, 1978. 356 с. «
  135. И.П. Воображение в структуре познания. М.: РАН, Институт философии, 1994. 215 с.
  136. М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Tl. М.: Прогресс, 1986. 573 с.
  137. Философская энциклопедия в 6-ти т. М.: Совет, энциклопедия, 1962.
  138. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 837 с.
  139. А.Т. Наглядная геометрия и топология. Математические образы в реальном мире: Изд-во Московского университета, ЧеРо, 1998. 416 с.
  140. Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. Т. 17. № 2. 1996. С.64−79.
  141. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения, М.: Медицина, 1991. 288 с.
  142. . А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.477 с.
  143. О.Г. Бионические аспекты виртуальной реальности // Известия ВУЗОВ. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 1998. № 4.
  144. О.Г. Концепция вероятности и размытости в работе мозга. Рос-тов-на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987. 155 1. с.
  145. Н.И. Проблема материального субстрата психики в свете развития современной нейрофизиологии и смежных наук // Вопросы психологии. 1977. № 1.С.39−51.
  146. И. Виртуальная реальность в действии // http//www.ixbt.ru.30.06.1998.html.
  147. Ф. Система трансцендентального идеализма. М.: Огиз-Соцэкгиз. 1936. 180 с.
  148. JT. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982. 311 с. 160. Элкон Д. Л. Память и нейронные системы // В мире науки. 1989. № 9.1. С.16−25.
  149. Энциклопедия. Культурология XX века. Т.2. СПб.: Университетская книга Алетейя, 1998. 446 с.
  150. В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. 234 с.
  151. Юнг К. Архетипы и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  152. Язневич. В. http://www.nestor.minsk.html.
  153. . Компьютерная бомба опаснее ядерной // Российская газета. 1.10.1996.
  154. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14−26.
  155. Cassirer Е. The Philosophy of Symbolic Forms, vol. 1−3. New Haven and London, 1965, vol. I. 225 p.
  156. Hardison О.В., JR Disappearing through the skylight. Culture and Technology in the Twentieth Centure. Penguin Book SUSA Inc. 1989. 389 p.
  157. Huyghe R. Introduction. In Art and the Creative Consciousness. N.Y. 1972. P. IX-XII.
  158. James M. Cybercorp the new business revolution. Habrut, 1996. 225 p.
Заполнить форму текущей работой