Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен ритуала ЛИ: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные российские и китайские ученые отмечают, что концепт «ритуал» (^Ь, ли) имеет особое значение для китайской духовной культуры. Несмотря на то, что обычаи и традиции в различных регионах Китая значительно отличаются, ритуал ли) — это единое духовное начало на территории всей страны, не имеющее географических различий. Ритуал ли) распространяется на все сферы жизни общества, включая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РИТУАЛА В НАУКЕ
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к анализу понятия ритуал"
    • 1. 2. Типы ритуала и его социальные функции
  • ГЛАВА II. РИТУАЛ (4L, ЛИ) В СТРАНАХ КОНФУЦИАНСКОГО 56 АРЕАЛА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
    • 2. 1. Ритуал (4L, ли), его социальное содержание, основные 56 характеристики в контексте социально-философского знания
    • 2. 2. Социальные функции и типы ритуала (4L, ли)
    • 2. 3. Ритуал (4L, ли) в социокультурном пространстве стран конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона

Феномен ритуала ЛИ: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Мощное экономическое развитие стран конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона — предмет исследования многих научных дисциплин. Особая роль ритуала (41, ли) в социокультурных процессах этих странах, его эвристический потенциал в модернизации данного региона определяют необходимость социально-философского анализа этого ритуала, который выполняет функцию социального регулирования.

В условиях обострения глобальных и национальных проблем важным становится поиск идентичности, опыт сохранения локального, традиционного, преемственности поколений.

Значимость настоящего исследования вызвана и тем обстоятельством, что научные представления о ритуале (41, ли) требуют своего дальнейшего развития в контексте современных социальных процессов. Развитие социальной практики, ее динамизм детерминируют необходимость исследования ритуала, ли) как одной из интегральных характеристик жизнедеятельности китайского общества. Актуализирует постановку данной проблемы и расширение межнационального и межконфессионального диалога между народами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важность исследования ритуала, его различных видов и типов, роли в жизнедеятельности общества возрастает в современную эпоху развития общества, сложных и быстрых перемен в экономической и социально-политической сферах жизни. Среди основных явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на жизнедеятельность современного общества, следует выделить: глобализацию экономикивозрастание роли информационных, интеллектуальных технологийпревращение человеческого, социального капитала, научных знаний в решающий фактор мирового развитиявозникновение новой социальной реальности, основанной на знаниях и интеллектеизменение отношения общества к человеку и технике.

Обращение к духовным ценностям, гуманистическому потенциалу культуры определяется особенностями современного развития общества. Активно развивается процесс модернизации государств, направленный на создание условий для достойной жизни не только нынешних, но и будущих поколений. На смену технологическому детерминизму и экономоцентризму приходит идеология нового антропоцентризма, гуманизма, где человек рассматривается как главное мерило и критерий всех событий в мире. Эти процессы связаны с необходимостью создания новых и адаптации уже существующих, проверенных временем и практикой социальной действительности технологий управления действиями людей, способов социальной регуляции. В условиях мультикультурной и полисубъектной социальности важной становится выработка согласованных действий индивидов.

Таким образом, специфика современной социокультурной ситуации, процессы модернизации и глобализации, интенсивность социально-экономического развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особая роль ритуала (, ли) как социального регулятора в данных странах, необходимость межцивилизационного диалога, без которого вряд ли возможно устойчивое мировое развитие, определяют научный интерес к ритуалу^Ь, ли), значимость его социально-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Научное исследование ритуала началось в середине XIX века и продолжается до сих пор. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, прямо или косвенно касающихся проблем ритуала, позволяет выделить ряд направлений исследования по интересующей нас проблеме. В частности:

— изучение ритуала как символа, средства коммуникации, вида обрядности, его роли в жизнедеятельности общества (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Э. Лич, Э. Тэйлор, В. Тернер, Дж. Фрэзер и др.);

— определение понятий «ритуал», «миф», «обряд» (Р. Грэйвз, 4.

К. Клакхон, Г. Мюррей, Р. Смит, Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер и др.).

— анализ основных видов ритуала, их функций (О. Баллок, Р. Л. Граймс, Э. Дюркгейм, Л. Г. Ионин, Э. Лич, А. Рэдклифф-Браун и др.);

— изучение ритуалов на уровне конкретных обществ и культур (Р. Бенедикт, А. Кребер, Б. Малиновский, А. Р. Рэдклифф-Браун и др.);

— исследование социально-психологических характеристик ритуала (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.);

— выделение и анализ основных свойств ритуала (А. К. Байбурин, А. ван Геннеп, Э. Дюркгейм, В. Тернер и др.);

— исследование ритуала в архаических обществах (Е: Мелетинский, О. Фрейденберг, Й. Хейзинга и др.);

— рассмотрение взаимосвязи мифа, искусства и ритуала (Т. Гастер, Э. Кассирер, Ч. Пирс и др.);

— исследование конфуцианства, его различных аспектов и роли в жизнедеятельности общества (Н. А. Абрамова, В. М. Алексеев,.

A. К. Байбурин, М. И. Варакина, Л. В. Васильев, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов, Л. С. Переломов и др.);

— исследование духовных традиций и гуманитарных ценностей китайской культуры (Н. А. Абрамова, Л. С. Васильев, А. Е. Лукьянов, Л. С. Переломов, Ф. Фукуяма, Л. Е. Янгутов и др.);

— исследование национальных особенностей поведения, места и роли конфуцианских традиций в Японии, психологического склада японцев (С. А. Арутюнов, Р. Бенедикт, Н. И. Конрад, Н. И. Корнилов, С. И. Королев,.

B. В. Овчинников, И. Сабуро, Г. Е. Светлов, X. Эйдзиро и др.);

— изучение распространения конфуцианства в Корее (Г. Н. Ким, А. Н. Ланьков, Т. М. Симбирцева, В. Хан и др.).

Большой вклад в разработку проблем ритуала, в частности ритуала (41, ли), внесли современные российские и китайские ученые (Л. С. Васильев, Гу Цзеган, М. Е. Ермаков, А. И. Кобзев, М. Е. Кравцова, А. Е. Лукьянов,.

Л. С. Переломов, Су Чжихун, Суй Сянь, М. Л. Титаренко, Цзоу Чанлинь, Цзянь Сюань, Чан Цзиньцан, Чжан Хэцюань, Чэнь Сюйго, Шэнь Вэньчжо, Ян Сянкуй, Ян Хуа и др.).

Анализ работ современных российских и китайских авторов позволил выделить следующие направления исследования:

— происхождение ритуала ли) и его эволюция в истории китайской цивилизации;

— исследование взаимодействия между понятиями «ли» («ритуал») и «жэнь» («гуманность»);

— выявление общего и особенного в ритуале (4Ц ли) и законе;

— анализ классических трудов, посвященных ритуалу ли) («Или», «ШЬ» «Чжоули» и ((}|Дй>> «Лицзи»);

— исследование структуры и функций ритуала ли), выявление его роли, места и функций в системе государственного управления.

Помимо указанных работ анализ внутреннего содержания ритуала (4Ц ли) с новых, нетрадиционных позиций представлен в таких трудах, как «Рассуждение о ритуале и музыке в эпоху Цинь и Хань» Су Чжихуна, «Изучение ритуалов эпохи Чжоу» Чан Цзиньцана, «Ритуал ли), музыка и религия в Древнем Китае» Се Цяня и других.

Современные российские и китайские ученые отмечают, что концепт «ритуал» (^Ь, ли) имеет особое значение для китайской духовной культуры. Несмотря на то, что обычаи и традиции в различных регионах Китая значительно отличаются, ритуал ли) — это единое духовное начало на территории всей страны, не имеющее географических различий. Ритуал ли) распространяется на все сферы жизни общества, включая семейную жизнь (рождение, смерть, брак, домашние дела и т. д.), политическую, культурную, военную деятельность, а также отношения между властью и народом. Ритуал (41, ли) регулирует мельчайшие детали поведения человекаманеру одеваться, разговаривать, принимать гостей и т. п. Поэтому понимание истории и современности китайского общества невозможно без обращения к концепту «ритуал» ли).

Вместе с тем, анализ исследовательской литературы, связанной с данной проблематикой, свидетельствует о необходимости исследования ритуала (И, ли) как социального феномена, тенденций его эволюции, специфических особенностей в странах конфуцианского ареала.

Данные исследования особенно актуальны в связи с тем, что в настоящее время возрастает роль и значимость национальных, традиционных механизмов организации коллективной деятельности, управления людьми, сохранения преемственности поколений, что обеспечивается, в первую очередь, благодаря восстановлению и сохранению традиционных ценностей, ритуалов, обрядов, выступающих в качестве социальных регуляторов. Примером этому может служить Китай, который продемонстрировал всему миру жизненность и устойчивость традиций, в том числе ритуала (^Ь, ли).

Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи данного диссертационного исследования.

Объект исследования — ритуал как социальный феномен.

Предмет исследования — ритуал (, ли) в историческом и современном социокультурном пространстве Китая.

Цель исследования — социально-философский анализ содержания, функциональной определенности, основных этапов генезиса, тенденций эволюции ритуала ли).

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— осуществить анализ основных теоретических подходов к исследованию ритуала в истории науки, позволяющих раскрыть и обосновать его социальную сущность;

— рассмотреть существующие классификации ритуалов, выделить и описать социальные функции ритуала;

— раскрыть и обосновать социальную природу, специфику и содержание ритуала (41, ли), выделить основные его характеристики;

— уточнить классификацию ритуала (4Ь, ли) в традиционной китайской культуре в контексте современных социально-экономических процессов;

— выявить основные тенденции эволюции ритуала (4Ь, ли) в странах конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона с точки зрения его современной социальной значимости, раскрыть связь ритуала (41, ли) с социально-политическими условиями, экономическими процессами, объективными и субъективными факторами жизнедеятельности общества.

Теоретическую основу исследования составляют:

— структурный функционализм (М. Вебер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.);

— теория эволюционизма (Л. Морган, В. Тернер, Э. Тэйлор. и др.);

Методологическую основу исследования составляют системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный подходы. Системный подход позволил раскрыть целостность ритуала, выявить его структурные элементы, выявить взаимосвязь между ними, выделить наиболее существенное. Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить комплексный социально-философский анализ ритуала (4Ь, ли), выявить тенденции его эволюции. Структурно-функциональный подход был использован при выявлении функций ритуала, а также дал возможность рассмотреть исследуемый феномен с точки зрения его воздействия на общество.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация, типология, индукция и дедукция.

Научная новизна диссертационного исследования:

— установлено, что исследование ритуала в рамках таких теоретических подходов, как философский, культурологический, социологический, антропологический, в значительной мере дополняет и расширяет возможности социального анализа исследования ритуала;

— на основе рассмотренных классификаций выявлены социальные функции ритуала, раскрыта и обоснована его социальная природа;

— предложена классификация ритуалов по критериям: а) сферам деятельностиб) содержанию, которое включает объективные условия социального бытия, социальные взаимодействия, реальное поведение социальных субъектовв) формам и функциям проявления;

— ритуал (4L, ли) представлен как предмет социально-философского анализа, в процессе которого выделены специфические черты данного ритуала, описана структура, выявлены функции и типы;

— социально-философский анализ позволил сформировать целостное комплексное представление о процессах эволюции ритуала (4L, ли) в странах АТР, раскрыть основные его тенденции, факторы, детерминирующие эти процессы на личностном и общественном уровнях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-философский анализ позволяет установить, что ритуалсложное многоуровневое образование, имеющее специфическую структуру. Ритуал выступает как совокупность компонентов: гносеологического, функционального и ценностного. Гносеологический компонентсовокупность знаний в форме символов, знаков, условностей, отражающих характер социальных отношений, статусные позиции, ролевые социальные действия в конкретных условиях пространства и времени. Функциональный компонент — нормы и правила поведения, комплекс упорядоченных действий, позволяющий регулировать взаимоотношения между людьми. Ценностный компонент ритуала — ценностные установки, ориентиры личности, нормы и образцы культуры, обряды, традиции.

2. Социально-философский анализ критериев классификации ритуалов позволил обобщить существующие типологии ритуалов и их функций. Выявлен такой тип ритуала, как сохраняющий и несущий цивилизационное содержание. К данному типу относится ритуал (^Ц ли), который выполняет функцию социального регулятора.

3. Выявление и описание социальных функций ритуала детерминировано пониманием ритуала в социально-философском знании, в контексте которого:

— ритуал рассматривается как явление производное от природного и социального бытия людей, пронизывающее всю их повседневную жизнь и выполняющее функции социализации, интеграции, воспроизводства, коммуникации, установления и поддержания нормального порядка в обществе и др.;

— ритуал трактуется как механизм, регулирующий жизнедеятельность общества. Ритуал выполняет такие функции, как: сглаживание социальных конфликтов и создание условий для интеграции общества, обеспечение защиты личности, общества, государства от воздействия различного рода рисков, исходящих от природной, социальной и технологической реальностей, что способствует стабильности и устойчивости общества;

— ритуал понимается как специфический образ мироустройства, явление, связанное с повествованием о деяниях духов и богов.

4. Социально-философский анализ ритуала ли) раскрыл его общее цивилизационное содержание — быть социальным регулятором жизнедеятельности конфуцианского общества, обеспечивать операциональную нормативность социальных отношений, социальную иерархию, устойчивость, социальную динамику и мобильность.

5. В рамках социально-философского анализа становится возможным выявление общего и особенного в тенденциях эволюции ритуала (41, ли) в странах конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона. В ходе проведенного анализа ритуала ли) определены следующие тенденции его эволюции: сохранение отдельных элементов ритуала (41, ли), их интеграция в историю, политику, экономику, культуру страны с учетом ее спецификиизменение отдельных элементов ритуала (4L, ли) и их адаптация к историческим, культурным, социально-экономическим, политическим особенностям страныиндивидуализация ритуала (4L, ли), которая состоит в том, что из сферы социального бытия общества он перемещается в сферу социального бытия личности.

Ритуал постоянно претерпевает обновления, которые обеспечивают функционирование его системы в соответствии с требованиями времени.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие современного социального знания, (социальной философии, философии религии, социологии религии и др.) — расширяют методологический потенциал социальной философии в исследовании ритуалаконкретизируют общую теорию ритуаламогут использоваться в качестве методологической основы при разработке программ политических, социологических, психологических и культурологических исследований по проблемам, связанным с ритуалом. Полученные в ходе исследования результаты могут стать основой дальнейшего изучения современной и традиционной культуры.

Практическая значимость исследования. Основные положения и материалы диссертации могут использоваться: при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по дисциплинам «Социальная философия», «Философия религии», «Социальная антропология», «Культурология» и др.- в процессе преподавания русского языка как иностранного для граждан стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также китайского языка для русскоязычных гражданпри изучении традиционной и современной культуры стран конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона, в практике межкультурного взаимодействия.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены на симпозиумах, научно-практических конференциях и семинарах различного уровня: II, III, IV международных научно-практических конференциях «Лингвистика и.

Ii межкультурная коммуникация в современном мире" (г. Чита, 2008, 2009, 2010), XIII международной молодежной научно-практической конференции «Молодежь Забайкалья: мир человека и человек мира» (г. Чита, 2009), международной научно-практической конференции «Компетентностный подход как фактор повышения качества образования» (г. Чита, 2010), научно-практической конференции «Международное сотрудничество стран СевероВосточной Азии: проблемы и перспективы» (г. Чита, 2010), IV международной научно-практической конференции «Человек и его ценности в современном мире» (г. Чита, 2009).

По теме диссертации опубликовано 7 работ, 2 из них — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы на русском, английском и китайском языках, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ ритуала в рамках философского, социологического, культурологического, психологического подходов позволил выделить стороны, аспекты, особенности его проявления в различных сферах жизнедеятельности общества.

Ритуал (, ли), фиксируя нормы поведения, подчинен общим закономерностям возникновения и развития ритуала, ему присущи характерные черты, которые отличают ритуал от других феноменов социального бытия. В то же время ритуал ли) — весьма специфичный вид ритуала. Он специфичен во всех своих характеристиках, формах проявления, содержании. Ритуал ли) — институализированный церемониал, и потому в его структуру включаются: обряд, церемониал, этикет, правила приличия, долг и т. д. В ритуале более важное место отводится не внешней стороне, а внутренней — духовной и интеллектуальной. Ритуал (, ли) являлся и является объединяющим, культурообразующим, интегрирующим началом для всех многочисленных национальностей Китая на протяжении многих поколений. Ритуал (, ли), выступая способом утверждения новых социальных отношений, видоизменяясь сам, обеспечивает стабильность в обществе.

В современных условиях существуют несколько тенденций эволюции ритуала в странах конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона, которые связаны с процессами модернизации экономической, социальной жизни стран конфуцианского ареала Азиатско-Тихоокеанского региона. Изменение ритуала (, ли), появление его новых форм обеспечивает функционирование данного ритуала в современном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Morishima Michio. Жибэнь вэйшэммэ «чэнгун» сифан дз цзишу хэ жибэнь дэ миньцзу цзиншэнь Почему Япония достигла «успеха» — западная технология и японский национальный дух. / Пер. с японского языка. Сычуань: Жэньминь чубаныпэ, 1986. 290с.
  2. В.А., Абрамова H.A. История философии Китая :истоки, основные этапы развития, современность. Чита: ЧитГУ, 1997. 205с.
  3. H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие. Чита: ЧитГУ, 1998. 258с.
  4. H.A., Беляева Е. В., Ерёмкина Т. А. Китайский этнос: от традиции к современности: учебное пособие по курсу «Этнология Китая». Чита: ЧитГУ, 2006. 111с.
  5. А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240с.
  6. И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999. 304с.
  7. В. С. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994. 252с.
  8. Бертронг Д и Э. Конфуцианство / Пер. с. англ. О Перфильева. М.: Фаир-пресс, 2004. 304с.
  9. Беседы и суждения Конфуция / Под ред. Р. В. Грищенкова. СПб.: Кристалл, 2001. 188с.
  10. Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный дом, 2002. 432с.
  11. Ф. Цзунцзяо жэньлэйсюе даолунь Введение в религиозную антропологию. / Пер. с англ. Цзи Цзе. Пекин: Чжунго жэньминь дасюе чубаныпэ, 2004. 335с.
  12. В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. М: 2000. 206с.
  13. Ван Вэйминь. Чжунго гудай лису Китайские древние обряды. Пекин: Шан’у инынугуань, 1997. 209с.
  14. Ван Цзяньцзюнь. Чжунго цзяоюйши синьбянь Новый взгляд на историю китайского образования. Гуанчжоу: Гуандун гаодэн цзяоюй чубаньшэ, 2003. 419с.
  15. Ван Цичжэнь. Ли юй чуаньтун вэньхуа Ритуал ли и традиционная культура. Наньчан: Цзянси гаосяо чубаньшэ, 1995. 212с.
  16. Ван Юйдэ, Дэн Жубо, Яо Вэйцзюнь. Чжунго чуаньтун вэньхуа синьбянь Новый взгляд на традиционную культуру Китая. Ухань: Хуачжун лигун дасюе чубаньшэ, 1996. 347с.
  17. Л.С. История религий Востока : религиозно-культурные традиции и общество. М.: Высш. шк., 1983. 368с.
  18. Вэй Миндэ. Цюаньцю вэньхуа юй Чжунго ивэй фаго сюечжэ тань дандай вэньхуа цзяолю Глобальная культура и Китай — французский ученый о современной межкультурной коммуникации. Пекин: Шанъу иныпугуань, 2002. 268с.
  19. Вэнь Сыхэ. Шицзе тунши: шангу буфэнь История мира: «Древний мир». Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1973. 446с.
  20. Го Можо. Ши пипаныиу Десять критических статей. Пекин: Дунфан чубаньшэ, 1996. 522с.
  21. Го Цинтао. Жуцзя вэньхуа дуй дун’я цзинцзи дэ инсян и Ханьго дэ сяньдайхуа даолу вэй чжунсинь Влияние конфуцианства на экономику Восточной Азии — путь модернизации Южной Кореи. // Современная Корея.1996. № 4 С. 54−61.
  22. Гу Сицзя. Ли’и юй Чжунго вэньхуа Ритуал и культура Китая. Пекин: Жэньминь чубаныиэ, 2001. 500с.
  23. Гу Чжи. Чжуго чуаньтун вэньхуа цзинхуа эрши эр цзян Двадцать два урока о квинтэссенции китайской традиционной культуры. Тайюань: Шаньси гуцзи чубаныиэ, 2004. 428с.
  24. Гэ Чэньхун. Чжунго ли’и вэньхуа Культура обряда в Китае. Пекин: Цзинцзи кэсюе чубаныиэ, 2001. 299с.
  25. Дин Сяжун. Ханьго дэ чуаньтун цзя вэньхуа Традиционная семейная культура Южной Кореи. // Современная Корея. 2001 г. № 2 С. 70 -75.
  26. Древнекитайская философия: в 2 т. Ян Хин-Шуна. М.: ПринТ, 1994. 362с.
  27. Ду Вэймин. Сяньдай цзиншэнь юй жуцзя чуаньтун Современная духовность и традиционное конфуцианство. Пекин: Синьчжи саньлянь шудянь, 1997. 472с.
  28. Э. Цзунцзяо шэнхо дэ чуцзи синши Элементарные формы религиозной жизни. / Пер. с англ. Лин Цзунмянь, Пэн Шоуи. Пекин: Чжун’ян минцзу дасюе чубаныиэ, 1999. 499с.
  29. Э., Мосс М. Юаныпи фэньлэй Классификация первобытного общества. / Пер. с англ. Цзи Чжэ. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаныиэ, 2000. 151с.
  30. Е Го, Дэн Люшэн, Цюйли лиюнь шичжу Комментарий на Цюйли и Лиюнь. Гуанчжоу: Гуанчжоу чубаныпэ, 2001. 282с.
  31. . С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука, 1990. 465с.
  32. М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики. СПб.: Азбука-классика- Петербургское востоковедение, 2003. 208с.35. Ёсида Тэиго. Цзунцзяо жэньлэйсюе Религиозная антропология. /
  33. Пер. с япон. Ван Цзыцзиня, Чжоу Супин. Сиань: Шаньси жэньминь чубанынэ, 1991.231с.
  34. Жибэнь Ханьго дэ жусюе яньцзю Исследование конфуцианства в Японии и Южной Корее. / Под ред. Лю Хоуцзиня. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1997. 834с.
  35. Жу Цзиньюань, Сюнь Юэчжи. Чуаньтун вэньхуа ABC Введение в традиционную культуру. Шаньдун: Шаньдун юи чубаныпэ, 1996. 682с.
  36. Жуцзя сысян цзай сяньдай дун’я (ханьго юй дуннань’я пянь) Кофуцианская идеология в современной Восточной Азии (Серия Южная Корея и Юго-Восточная Азия). / Под ред. Лю Шусяня. Пекин: Чжун’ян яньцзююань чжунго вэньчжэ яньцзюсо, 1990. 272с.
  37. И. Т. Классическое конфуцианство: Мэн-цзы, Сюнь-цзы. СПб.: Нева- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 208с.
  38. И ши юй шэхуэй бяньцянь Ритуал и его социальные изменения. / Под ред. Го Юйхуа. Пекин: Шэхуэй кэсюе вэньсянь чубаныпэ, 2000. 383с.
  39. История Китая: Учебник/Под ред. A.B. Меликсетова. М.: Изд-во МГУ- Изд. Дом «ОНИКС 21 век», 2004. 752с.
  40. Кан Юй. Лунь жуцзя сяодаогуань дэ яньбянь Развитие представления сыновней почтительности конфуцианства. // Ланьчжоу сюекань [Вест. Ланьчжоу]. 2006. № 2
  41. Э. Жэньлунь Теория человека. / Пер. с англ. Гань Яна. Шанхай: Шанхай Ивэнь чубаныпэ, 1985. 288с.
  42. Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования. Сост. А.Е. Лукьянов- Отв. Ред. М. Л. Титаренко. М.: Вост. Лит., 2003. 247с.
  43. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. с кит. и коммент. А. И. Кобзева, А. Е. Лукбянова, Л. С. Переломова, П. С. Попова. М.: Вост. Лит., 2004. 431с.
  44. Конфуций. Суждения и беседы / Пер. с кит. П. С. Попова. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. 224 с.
  45. М.Е. История культуры Китая. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 416с.
  46. Х.Г. Кунцзы юй Чжунго чжидао Конфуций и путь Китая. / Пер. с англ. Гао Чжуаньчэн. Чжэнчжоу: Дасян чубаньшэ, 2004. 386с.
  47. Р. Китай. Полная история Поднебесной / Пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга. М.: Эксмо, 2006. 448с.
  48. М.В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М.: Наука, 1987. 312с.
  49. С.Ф., Лучкин К. В., Ульяненко В. В. Китайская цивилизация как она есть: Путеводитель по современному Китаю. М.: Восток-Запад, 2005. 496с.
  50. Ли Иъюань, Ян Гошу. Чжонгожэнь дэ сингэ Характер китайцев. Нанкин: Цзянсу цзяоюй чубаньшэ, 2006. 408с.
  51. Ли Минхуэй. Дандай жусюе дэ цзыво чжуаньхуа Трансформация конфуцианства в современном обществе. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, 2001. 172с.
  52. Ли Цзехоу. Мэй дэ личэн История изящных искусств в Китае. Гуйлинь: Гуанси шифань дасюе чубаньшэ, 2000. 291с.
  53. Лин Шуцзюнь. Луньюй дэ чжихуай Мудрость в Луньюй. Пекин: Чжунго сицзюй чубаньшэ, 2008. 268с.
  54. Лич Эдмунд. Вэньхуа юй цзяолю Культура и коммуникация. / Пер. с англ. Го Фаня, Цзоу Хэ. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2000. 107с.
  55. Ло Чэнле. Кунсюе яньцзю Исследование конфуцианства. Цзинань: Чилу шушэ чубаньшэ, 2002. 330с.
  56. Лю Су. Чжунго чжэнчжи вэньхуа цуншу ли дэ цзиншэнь лиюе вэньхуа юй чжунго чжэнчжи Серия «Китайская политическая культура: сущность ли культура церемонии и музыки и китайская политика. Цзилинь: Цзилинь цзяоюй чубаныпэ, 1990. 259с.
  57. Люй Цзяньвэнь. Чжунго гудай яньинь ли’и Древнекитайский ритуал застолья. Пекин: Бэйцзин лигун дасюе чубаныпэ, 2007 г. 156с.
  58. Люй Юаньли. Чжэнчжи вэньхуа: чуаньтун юй сяньдай дэ хуэйтун Политическая культура: Связь между традицией и современностью. Пекин: Жэньминь чубаныпэ, 2004. 378с.
  59. . Си тайпин’ян дэ ханхайчжэ Аргонавты западной части Тихого океана. / Пер с англ. Лян Юнцзя. Пекин: Хуася чубаныпэ, 2002. 448с.
  60. В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 2001. 357с.
  61. Маркарь-янц С. Б. Образ жизни и ценностные ориентации японцев в преддверии 21 века (Япония: мифы и реальность). М., 1999.
  62. С.Б., Молодякова Э. В. Истоки и корни японского национального характера. М. 1994.
  63. А. А. Китай: колокольца в пыли. (Странствия мага и интеллектуала). М.: Алейтейа, 2003. 376 с.
  64. А. В. История Китая. М.: Оникс, 2007. 750 с.
  65. Пань Чанхэ. Дуй Жибэнь жуцзя дэ тэчжэн цзай цзюаныпи Еще раз об особенностях конфуцианства в Японии. // Дунцзян сюебао [Вест. Дунцзян], 2004. № 1 С. 10−16.
  66. Л. С. Конфуций: „Лунь юй“ / Пер. с кит. М.: Вост. лит., 2001. 168 с.
  67. Пояснение тринадцати цзин. / Под ред. Ли Сюйцзинь, перевод Лицзи, первая часть. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1999. 1678с.
  68. Пэн Линь. Чжунго гудай ли’и вэньмин Культура древнекитайского этикета. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2004. 298с.
  69. Пэн Чжаожун. Жэньлэйсюе иши дэ лилунь юй шицзянь Теория и практика ритуала в антропологии. Пекин: Миньцзу чубаныиэ, 2007. 387с.
  70. Пэн Чжаожун. Жэньлэйсюе иши лилунь дэ чжиши пуси История исследования теории ритуала в антропологии. // Миньцзу янцзю. 2003. № 2 С.5−20
  71. Пэн Чжаожун. Жэньлэйсюе яньцзю пиншу Обзор антропологических исследований. // Миньцзу янцзю. 2002. № 2 С.88−96
  72. Пэн Юньфэн. Чжунго миньсуши История китайских народных обрядов. / Под ред. Ли Анхуэй. Кайфэн: Хэнань дасюе чубаньшэ, 2001. 209с.
  73. Се Сянь. Чжунго гудай цзунцзяо юй лиюе вэньхуа Религия и музыкальная культура в Древнем Китае. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 1996. 281с.
  74. С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI XVII вв.). М.: Наука, 1990. 278с.
  75. Сышу уцзин цюань Четверокнижие и Пятикнижие. / Под ред. Ан Пинцю. Пекин: Цзинхуа чубаньшэ, 1998. 446с.
  76. Сюе Ибин. Шэньшэн дэ юйлэ Священный ритуал: антропологическое исследование китайского народного ритуала жертвоприношения и его музыкального сопровождения. Пекин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ, 2003. 547с.
  77. Ся Цзяньчжун. Вэньхуа жэньлэйсюе лилунь сюепай вэньхуа яньцзю дэ лиши Теоретические направления культурной антропологии -история исследования культуры. Пекин: Чжунго жэньминь дасюе чубаньшэ, 1997. 348с.
  78. Сяо Бин. Нола чжифэнь Культура театральных представлений в бассейне Янцзы. Нанкин: Цзянсу жэньминь чубаньшэ, 1992. 708с.
  79. Г. А. Культура Китая. М.: ИД „Муравей“, 1999. 384с.
  80. В. Иши гочэн цзегоу юй фаньцзегоу Процесс ритуала -структура и антиструктура. / Пер. с англ. Хуан Цзяньбо, Лю Бобиня. Пекин:
  81. Чжунго женьминь дасюе, 2006. 227с.
  82. Тянь Жуйцзюань, Сунь Синьсюань. Чжунхуа гудянь минчжу дубэнь: сышу уцзин Китайская древняя классика: Четырехкнижие и Пятикнижие. Пекин: Цзинхуа чубаныпэ, 1998. 446с.
  83. Тянь Илинь. Цзиньтянь Ханьго цзяоюй Воспитание в современной Южной Корее. Гуандун: Гуандун цзяоюй чубаныпэ, 1996. 178с.
  84. Фингаретт Герберт. Кунцзы цзифань эршэн Конфуций святой и простой. / Пер. с англ. Пэн Госян, Чжан Хуа. Цзянсу: Жэньминь чубаныпэ, 2002. 173с.
  85. Фрейд 3. Фулоидэ синьли чжэсюе Фрейд Философия психологии. / Пер. с англ. Ян Шаоган Пекин: Цзючжоу чубаныпэ, 2003. 420с.
  86. Дж. Цзиньчжи Золотая ветвь. / Пер. с англ. Сюй Юйсинь, Ван Пэйди. Пекин: Синыницзе чубаныпэ, 2006. 1009с.
  87. Фу Пэйжун. Жуцзя юй сяньдай жэныпэн Конфуцианство и современная жизнь. Шанхай: Саньлян Шудянь, 2007. 166с.
  88. Ху Чжии. Шэньхуа юй иши: сицзюй дэ юаньсин чаныпи Миф и обряд: К вопросу о первоначальной форме драмы. Шанхай: Сюелинь чубаныпэ, 2001. 317с.
  89. Хуан Жэньсянь. История образования в Китае. Фучжоу: Фуцзяньское народное издательство, 2003. 562с.
  90. Хуан Сяньфань. Гушу цзеду чутань Исследование интерпретации древних книг на начальном этапе.: сб науч. работ Хуан Сяньфаня. Гуйлин: Гуанси цзяоюй дасюе чубаныпэ, 2004. 569с.
  91. Цай Маосун. Ханьго жусюеши (1) ди’и чжан Ханьго жусюе дэ циюань История конфуцианства в Южной Корее первая глава происхождение конфуцианского учения в Южной Корее. // Чжунго сюебао [Вест. Китая]. 1996. Вып. 6. С.65−91
  92. Цао Бэньчжи. Чжунго миньцзянь иши яньцзю Исследованиекитайского народного ритуала. Шанхай: Шанхай иньюе сюеюань чубаныпэ, 2007. 1017с.
  93. Цзинь Биньинь, Цзинь Хусюн, Цзянь Чуньхэ. Чаосянь Ханьго вэньхуа дэ лиши юй чуаньтун История и традиции культуры Северной и Южной Кореи. Муданьцзян: Хэйлунцзян чаосянь миньцзу чубаньшэ, 2005. 419с.
  94. Цзоу Чанлинь. Чжунго ли вэньхуа Культура китайского ритуала ли. Пекин: Шэхуэй кэсюе вэньсянь чубаньшэ, 2000. 412с.
  95. Цзяньмин вэньхуа жэньлэйсюе цыдянь Краткий словарь культурной антропологии. / Под редакцией Чэнь Гоцяна. Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 1990. 581с.
  96. Цуй Тяньмо. Жуцзя вэньхуа дуй Ханьго цзиньцзи чэнчжан дэ инсян Влияние культуры конфуцианства на рост экономики в Южной Корее. // Тихоокеанский вестник. 1997 г. № 1 С. 36−43.
  97. Му. Чжунго вэньхуаши даолунь Введение в историю китайской культуры. Пекин: Шанъу иныпугуань, 1996. 261с.
  98. Цяо Цзянь. Чжунгожэнь дэ гуаньнянь юй синвэй Воззрения и поведение китайцев. Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 1995. 456с.
  99. Чжан Жуньчжу. Цзинь байнянь лай Ханьго жусюэ яньцзю дэ тэчжэн. Особенности исследования конфуцианства в Южной Корее за последнее столетие. // Дунцзянь сюебао [Вест. Дунцзянь]. 2005. № 2 С. 1−7.
  100. Чжан Минь. Жусюе цзай Чаосянь дэ чуаньбо юй фачжань Распространение и развитие конфуцианства в Корее. // Изучение Конфуция. 1991. № 4 С. 106−112.
  101. Чжан Фэньтянь. Цинь Шихуан чжуань Повествование о Цинь
  102. Шихуане. Пекин: Жэньминь чубаныпэ, 2003. 690с.
  103. Чжао Цзе. Дунфан вэньхуа юй дун’я миньцзу Восточная культура и национальности Восточной Азии. Пекин: Юйянь вэньхуа дасюе чубаныпэ, 2000. 230с.
  104. Чжоу Илян. Шицзе тунши: шангу буфэнь История мира: „Древний мир“. Пекин: Жэньминь чубаныпэ, 1973. 446с.
  105. Чжу Синхуань. Жуцзяо вэньхуа дуй Ханьго цзинцзи дэ инсян Влияние культуры конфуцианства на экономику Южной Кореи. // Современная Корея. 2001. № 1. С. 14−20
  106. Чжу Сяосинь. Чжунго гудай дэ ли’и чжиду Система древнекитайского ритуала ли. Пекин: Шанъу иньшугуань, 2007. 198с.
  107. Чэн Чжие. Ханьго жувэньхуа сюйлунь Введение в конфуцианскую культуру в Южной Корее. // Корееведение. 1994. № 1. С. 5159.
  108. Чэнь Шуньчэнь. Чжунгожэнь юй жибэньжэнь тунвэнь тунжун гуань дэ вэйсянь Китайцы и японцы — опасность концепции: одна письменность, одна раса. / Пер. с яп. Ли Даожун. Фу Чжо: Фуцзянь жэньминь чубаныпэ, 1989.146с.
  109. Шисаньцзин чжушу Пояснение тринадцати цзин. / Пер. Лицзи, / Под ред. Ли Сюйцзинь. Пекин: Бэйцзин дасюе чубаныпэ, 1999. 1678с.
  110. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сборник статьей. М.: Наука, 1988. 329с.
  111. Ян Цзухань. Цун дандай жусюе гуаньдянь кань Ханьго жусюе дэ чжун’яо луньчжэн Рассмотрение важных дискуссий в древне корейскомконфуцианстве с точки зрения современного конфуцианства. Шанхай: Хуадун шифань дасюе чубанынэ, 2008. 410с.
  112. Ян Чжаомин. Жуцзя вэньхуа мяньмяньгуань Всестороннее изучение конфуцианской культуры. Цзинань: Ци Лу шушэ, 2001. 172с.
  113. Ян Чжиган. Чжунго ли’и чжиду яньцзю Изучение китайской ритуальной системы. Шанхай: Хуаду шифань дасюе чубаныдэ, 2000. 597с.
  114. Работы на английском языке:
  115. , В. С. Ritual and Current Studies of Ritual: Overview. In Glazier, S. D. (ed.) Anthropology of Religion: A Handbook. Westport, CT: Greenwood Press. 1997: 139p.
  116. Boas, F. General Anthropology. Boston, New York: D.C. Heath, 1938. P.718
  117. Bowie, Fiona. The Anthropology of Religion: An Introduction. Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 2000. 284p.
  118. Gaster, Theodor: Thespis: Ritual, Myth and Drama in the Ancient Near East. Gordian Press, 1961. 515p.
  119. Geertz, C. After the fact: Two countries, four decades, one anthropologist. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1995. 198p.
  120. Geertz, Clifford. The Interpretation of Cultures: selected essays. New York: Basic Books, 1973. 470p.
  121. Gennep, Arnold van. The rites of Passage. University of Chicago Press, 1961. 198p.
  122. Grimes, Ronald L. Beginnings in ritual studies. Columbia: S. C: University of South Carolina Press, 1995. 299p.
  123. Hicks, David. Ritual and Belief: Readings in the Anthropology of religion. London: McGraw-HillCollege, 1999. 454p.
  124. Leach, E. R. Political systems of Highland Burma: A Study of Kachin Social Structure. Cambridge. Publisher: Harvard University Press, 1954.324p.
  125. Leach, E.R. Ritual in the International encyclopedia of the social science. New York: Macmillan, 1968. 820p.
  126. Marcus, George E. Anthropology as Cultural Critique: An Experimental Moment in the Human Sciences. Chicago: University of Chicago Press. 1989. 205p.
  127. Michael, Howard: Contemporary cultural anthropology. Little, Brown, 1983. 459p.
  128. Radciliffe-Brown, A. R. Structure and function in primitive society: essays and addresses. The Free Press, 1952. 219 p.
  129. Rappaport, R. Ecology, Meaning and Religion. Richmond, California: North Atlantic Books, 1979. 174p.
  130. Schechner, R. The Future of Ritual: Writing on Culture and Performance. London & New York: Routledge. 1995. 283p.
  131. Smith, J. Z. To Take Place: Toward Theory in Ritual. Chicago: University of Chicago Press. 1987: 198p.
  132. Turner, V.W. The Forest of Symbols: Aspects of Ndembu Ritual. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1967. 417p.
  133. Turner, Victor. Drama, Fields and Metaphors: Symbolic Action in
  134. Human Society. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1974. 354p.
  135. Turner, Victor. The Anthropology of Performance. New York: PAJ Publication. 1988. 185p.
  136. Turner, Victor. The Drums of Affliction: A study of Religious Processes among the Ndembu of Zambia. Oxford: Clarendon for the International African Institute. 1968. 326p.
  137. Большой фестиваль в честь 2554-го дня рождения Конфуция в корейском храме. Электронный ресурс. URL: http://news.sohu.com/50/69/news206846950.shtml (Дата обращения: 09.03.2011 г.)
  138. Вклад конфуцианства с японской спецификой в мировую культуру. Электронный ресурс., http://www.chinanews.com/hr/2011/03−04/2 884 789.shtml (Дата обращения: 09.03.2011 г.)
  139. Влияние конфуцианства на внешний мир за две тысячи лет и перспективы азиатского конфуцианского ареала Электронный ресурс. URL: http://www.chinanews.com/news/2005/2005−04−14/26/562 857.shtml (Дата обращения: 09.03.2011 г.)
  140. Влияние конфуцианства на Восточную Азию. Электронный ресурс. URL: http://baike.baidu.eom/view/40 289.htm#6 (Дата обращения: 10.03.2011 г.)
  141. Влияние Конфуция на внешний мир за 2000 лет. Внимание к Азиатскому конфуцианскому ареалу. Электронный ресурс. URL: http://www.chinanews.com/news/2005/2005−04−14/26/562 857.shtml (Дата обращения: 9.03.2011г.)
  142. Е Лу Краткий анализ конфуцианской культуры в Сингапуре». http://wenku.baidu.com/view/7701 fedl26fff705cc 170a26. html (Дата обращения: 9.03.2011г.)
  143. Значение и развитие ритуала (4L ли). Электронный ресурс. URL: http://www.confucianism.com.cn/html/zhexue/1 997 275.html (Дата обращения: 05.06.2011 г.)
  144. Конфуцианство в Японии. Электронный ресурс. URL: http://www.vuzlib.net/beta3/html/l/21 669/21865/ (Дата обращения: 27.05.2011 г.)
  145. Кратко о влиянии китайской культуры на японскую анимацию.
  146. Электронный ресурс. URL: http://art.mblogger.cn/smjj/posts/15 023.aspx (Дата обращения: 10.03.2011 г.)
  147. Линь Сяньцзю Распространение и влияние конфуцианства в Корее. Электронный ресурс. URL: http://www.csscipaper.com/zhexue/zhongguozhexuesixiangshi/84 901.html (Дата обращения: 9.03.2011г.)
  148. Наставления Конфуция указывают мне путь. Электронный ресурс. URL: http://club.china.com/data/thread/1011/2087/82/23/2l.html (Дата обращения: 09.03.2011 г.)
  149. Рассуждение о поликомпонентной культуре и трансформация конфуцианства. Электронный ресурс. URL: http://tieba.baidu.com/f?kz=84 272 763 (Дата обращения: 10.03.2011 г.)
  150. Составляющие элементы в образе китайского дракона. Электронный ресурс. URL: http ://wenwen.soso.com/z/q209482232.htm?ri= 1036&rq= 14 743 7&uid=0&ch=w.x g. llyjj (Дата обращения: 07.09.2010 г.)
Заполнить форму текущей работой