Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы технологии ремонта и защиты цилиндровых втулок судовых двигателей эрозионностойкими покрытиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известны различные способы борьбы с кавитационной эрозией цилиндровых втулок, в основном конструкционного и материаловедческого характера. Целью конструкционных мероприятий является снижение виброактивности втулок, а материаловедческое направление заключается в применении эрозионностойких материалов и покрытий. Практическая реализация указанных мероприятий производится, как правило, без учета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ надежности деталей судовых ДВС в системах охлаждения
    • 1. 1. Статистика отказов
    • 1. 2. Идентификация повреждений в системах охлаждения дизелей
    • 1. 3. Характер кавитационно-эрозионного изнашивания ЦВ
    • 1. 4. Сравнительный анализ способов повышения кавитационно — эрозионной стойкости ЦВ ДВС
    • 1. 5. К механизму микроударного нагружения деталей при кавитации
    • 1. 6. Влияние конструкции системы охлаждения и температуры воды на скорость изнашивания втулки
    • 1. 7. Постановка общей и частных задач исследования
  • Глава 2. Лабораторное оборудование и методы испытаний материалов
    • 2. 1. Стенды для эрозионных испытаний материалов
    • 2. 2. Исследования кавитационно-эрозионной стойкости полимерных материалов и композитов
    • 2. 3. Стойкость нихромовых газотермических покрытий
  • Глава 3. Моделирование кавитационно-эрозионной стойкости демпфирующих материалов и покрытий
    • 3. 1. Теоретическая модель поведения эластичных покрытий в потоке жидкости
    • 3. 2. Сопоставление результатов моделирования с опытными данными
  • Глава 4. Структурно-энергетическая модель надежности материалов и покрытий
    • 4. 1. Критерии стойкости материалов и покрытий при ударном внешнем воздействии
    • 4. 2. Экспериментальная оценка работоспособности материалов по новым критериям
  • Глава 5. Разработка технологии защиты ИВ ЛВС эластичными покрытиями
    • 5. 1. Определение оптимальной толщины синтетического защитного покрытия боковой стенки цилиндровой втулки
    • 5. 2. Технологический процесс нанесения на поверхность втулок синтетического защитного покрытия
    • 5. 3. Стендовые испытания двигателей с штатными и опытными втулками с синтетическим покрытием
    • 5. 4. Результаты натурных испытаний двигателей

Основы технологии ремонта и защиты цилиндровых втулок судовых двигателей эрозионностойкими покрытиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) судовых двигателей внутреннего сгорания (СДВС) в процессе эксплуатации подвергаются весьма жесткому силовому, температурному, гидрои газообразивному воздействию, а также различным видам изнашивания трибосопряжений поршневые кольца — цилиндровая втулка [7, 8, 12].

Значительное число работ посвящено способам предотвращения кавитационной эрозии блоков цилиндров и втулок со стороны охлаждающей жидкости и еще больше — повышению износостойкости внутренней поверхности втулок, так называемого «зеркала» при трении скольжения в условиях гидродинамической и граничной смазки, а также в режиме полусухого трения при адгезионном и абразивном изнашивании пары втулка — кольцо [12, 19, 27, 28, 32, 33, 34, 38, 39, 40].

Ресурс (долговечность) втулок по допустимой глубине эрозионных раковин на водоохлаждаемой поверхности примерно в четыре раза меньше ресурса по изнашиванию «зеркала». Это означает, что выбраковка цилиндровых втулок ВОД и СОД двигателей во многих случаях производится по кавитационным разрушениям, а не по износу внутренней поверхности. В связи с этим для достижения примерно одинаковой долговечности втулок при изнашивании с наружной и внутренней стороны следует существенно снизить интенсивность эрозии водоохлаждаемых поверхностей ДВС при вибрационной кавитации.

Известны различные способы борьбы с кавитационной эрозией цилиндровых втулок, в основном конструкционного и материаловедческого характера. Целью конструкционных мероприятий является снижение виброактивности втулок, а материаловедческое направление заключается в применении эрозионностойких материалов и покрытий. Практическая реализация указанных мероприятий производится, как правило, без учета режимов эксплуатации ДВС, которые для двигателей одного и того же типа могут быть существенно различными. Так, например, при эксплуатации двигателей 8НФД36 температура охлаждающей воды может изменяться в пределах от 44 до 78 °C. При этом скорость изнашивания «зеркала» втулки уменьшается с ростом температуры охлаждающей воды в три раза, т. е. имеет место квадратичная зависимость [37−40].

Приведенный пример свидетельствует о том, что при недогретом двигателе рабочий процесс может быть далек от оптимального, что сопровождается повышением скорости изнашивания деталей Hill', увеличением расхода топлива и масла.

Очевидно, что при стремлении повысить надежность деталей ЦПГ двигателей наилучшим решением было бы такое, которое одновременно защитило бы втулку от гидроэрозии и обеспечило бы оптимальные условия для протекания рабочего процесса двигателя со всеми вытекающими из такого комплексного решения благоприятными последствиями [40].

При обозначенном комплексном подходе актуальность и значимость проблемы повышения надежности деталей ЦПГ ДВС значительно возрастет. Опыт показывает, что технически эта проблема может быть успешно решена путем разработки состава композиционного эрозионностойкого теплоизоляционного покрытия и технологии его нанесения на водоохлаждаемые поверхности цилиндровых втулок ДВС.

Целью работы является обоснование целесообразности применения предложенной технологии для защиты водоохлаждаемой поверхности цилиндровых втулок от эрозии, повышающей надежность деталей и эффективность эксплуатации судовых ДВС по наиболее важным показателям.

Методы испытаний. При моделировании особенностей воздействия жидких сред на поверхность деталей применялся структурно — энергетический подходнадежность материалов и покрытий оценивалась уровнем энергетических и физико — механических характеристик, в частности — акустическим сопротивлением деформируемых сред. Сравнительные испытания материалов и покрытий производились на магнитострикционных и ударно — эрозионных стендах, адекватно воспроизводящих условия кавитационно — эрозионного изнашивания водоохлаждаемых поверхностей ЦВ в действующих ДВС.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Предложена структурно — энергетическая (гидродинамическая) модель взаимодействия внешней среды с эластичным покрытием, раскрывающая сущность защиты упрочненных деталей от кавитационной эрозии.

2. Разработана методика расчета толщины теплоизоляционного эрозионно стойкого композиционного покрытия по высоте водоохлаждаемой поверхности ЦВ с учетом отличия температуры охлаждающей воды от оптимальной.

3. Установлены физико-механические критерии, определяющие поведение металлических материалов, пластмасс и комбинированных покрытий на полимерной основе в условиях динамического воздействия на них неоднородных жидких сред.

Заключение

.

1. Обоснована методика оценки износостойкости и долговечности материалов и деталей по установленным физико — механическим критериям кавитационно — эрозионной стойкости.

2. Разработана структурно — энергетическая (гидродинамическая) модель взаимодействия внешней среды с эластичным покрытием, раскрывающим сущность защиты упрочненных деталей от кавитационной эрозии.

3. Разработана гидродинамическая модель динамического взаимодействия жидкостей с эластичными поверхностями деталей, объясняющая их повышенную износостойкость за счет локального демпфирования микроударного внешнего воздействия.

4. Разработана схема определения оптимальной толщины синтетического покрытия цилиндровых втулок, с учетом условий эксплуатации двигателей.

5. Проведены сравнительные испытания материалов и покрытий на износостойкость.

6. Оценено влияние втулок с покрытиями на важнейшие эксплуатационные характеристики ДВС, на стендах и в натуральных условиях.

7. Разработан и внедрен технологический процесс нанесения на водоохлаждаемую поверхность цилиндровой втулки защитного композиционного покрытия, состоящего из эпоксидного компаунда, армированного стеклотканью в виде стекложгута.

Реализация этой технологии на практике примерно в два раза увеличивает долговечность ЦВ С ДВС по предельной глубине эрозионных повреждений и обеспечивает 5. .6% экономию топлива и масла.

Личный вклад автора заключается в предложении новой методики прогнозирования, расчета и зашиты цилиндровых втулок и цилиндропоршневой группы от эрозии и коррозии. Данный подход позволяет решить ряд задач связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности ДВС. Так же, становится возможным снизить выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в частности такого, как окислы азота (NOx).

Практическую ценность представляют:

1. Результаты сравнительных испытаний на надежность при кавитационно — эрозионном изнашивании на лабораторных стендах широкого круга материалов и покрытий — сталей, чугуна, сплавов цветных металлов, газотермических покрытий и покрытий на синтетической основе, применяемых для защиты новых деталей и восстановления изношенных.

2. Методики оценки износостойкости и долговечности материалов и деталей по установленным физико — механическим критериям кавитационно — эрозионной стойкости.

3. Результаты продолжительных испытаний, упрочненных покрытиями втулок судовых ДВС в условиях эксплуатации.

4. Технология нанесения защитных покрытий на поверхность цилиндровых втулок.

5. Материалы теоретических и практических разработок диссертации использовано в учебном процессе Санкт —Петербургского гос. унт-та водных коммуникаций при изучении дисциплины «Надежность судовых технических средств».

Достоверность полученных результатов обеспеченным корректным использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, критическим сопоставлением установленных критериальных параметров начала кавитации и эрозии с известными (классическими) закономерностями с оценкой адекватности структурно — энергетических моделей реальным процессам и, наконец, удовлетворительной корреляцией результатов лабораторных исследований надежности материалов и покрытий с данными продолжительных испытаний опытных деталей в условиях эксплуатации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Выбор параметра кавитационной стойкости сплошных металлических материалов и покрытий / Защитные покрытия на металлах. Киев: Наукова думка, 1983. вып.17.С.70−74.
  2. М.А. Кавитационное разрушение металлов и полимеров. Тбилиси: «Сабчота Сакартвело», 1973. 140с.
  3. С.А. Многомасщтабные процессы локализации динамического деформирования и их связь механическими характеристиками металлов: Автореферат.: докт., дис. СПб. Ин-т проблем машиноведения РАН, 1994.
  4. O.K. Основы комплексного совершенствования охлаждения судовых дизелей. Автореферат, дис. д-ра техн. наук.- СПб.- СПГУВК, 1995.-48с.
  5. И.Н., Минц Р. И. Кавитационное разрушение железоуглеродистых сплавов. М: Машгиз, 1959.-106с.
  6. И.Н. Кавитационное разрушение и кавитационностойкие сплавы. М.: Металлургия, 1972. -286с.
  7. Ю.Т., Погодаев Л. И. Повышение кавитационной стойкости двигателей внутреннего сгорания. Киев: Вища школа, 1980, -208с.
  8. Д.В. Вопросы износостойкости и надежности судовых дизелей. Л., 1973. С. 161−171.
  9. А.Г. Комплексные методы решения проблем повышения долговечности цилиндровых втулок судовых дизелей, дисс. докт. техн. наук, Калининград, БГАРП, 2008.-274с.
  10. В.И. Проблемы физики и изнашивания // Физико-химическая обработка материалов, 1974, № 2. С. 23−30.
  11. С.Н., Томашевский Э. Е. Исследование прочности твердых тел // ЖТФ.1955. XXV. Вып. 1. С. 66−73.
  12. Н.Н., Скуридин А. А. Никитин М.Д. Кавитационные разрушения в дизелях. JL: Машиностроение, 1970. — 152 с.
  13. B.C., Гордиенко JI.K. Новые пути повышения прочности металлов. М.: Наука, 1964. 118 с.
  14. В.К. Пузырьковый кластер, кумулятивные струи и кавитационная эрозия // Прикладная механика и техническая физика, 1996, т. 37, № 4.С.22−31.
  15. М. Упругость и прочность жидкостей. М-Л.: ГИТТЛ, 1951.-107С.
  16. Л.Б. Формирование параметров поверхностного слоя чугунных деталей пластическим деформированием // Металлообработка, № 3 (15), 2003.С.28−31.
  17. О.О. Эффективность эксплуатации ДВС с упрочненными цилиндровыми втулками. СПб.: Изд-во «ПарКом», 2008. С. 158−166.
  18. О.О. Лабораторные стенды и методы эрозионных испытаний материалов // «Трение, износ, смазка». Т.10, № 3, 2008, С.20−55.
  19. М.А., Тузов Л. В. Борьба с кавитационными разрушениями гильз цилиндров в быстроходных дизелях. -М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1969, № 6. С. 22.
  20. А.И., Анализ кавитационно-эрозионного изнашивания как процесса коррозионно-механического разрушения //Трение и износ. 1984.Т.5 № 4. С. 718−753.
  21. К.А. Некоторые акитивируемые процессы в твердых металлах и сплавах. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-129с.
  22. В.Е., Гриняев Ю. В. Структурные уровни динамики пористых тел // Ре логические модели и процессы деформирования порошковых и композиционных материалов. Киев.: Наукова думка, С.90−98.
  23. В.Е., Лихачев В. А., Гриняев Ю. В. Структурные уровни деформации твердых тел, Новосибирск: Наука, 1985. — 229 с.
  24. В.Е. Методология физической мезомеханики как основа построения моделей в компьютерном конструировании материалов // Изв. вузов: Физика. 1995. Т. 38. № 11. С. 6−25.
  25. Н.С. Гуммирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1977. — 225 с.
  26. А .Я. К вопросу о допустимых зазорах между поршневым кольцом и телом поршня судового двигателя. «Бурмейстер и Вайн». ММФ, ЦБНТИ. Технико-экономические информация. Серия «Техническая эксплуатация флота», вып. 22(252), 1991.
  27. А.П. Повышение кавитационной стойкости цилиндровых втулок // Морской флот, 1973, № 5. С. 45−46.
  28. А.П., Кошелев И. Ф. Кавитационные разрушения в малооборотных дизелях. Мурманск, 1974.
  29. А.П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений. JL: Судостроение, 1983. 120 с.
  30. А.П., Немыченков А. В. Расчеты параметров системы охлаждения дизеля при замене чугунных втулок биметаллическими. / Труды Калининградского технологич. инст. Рыбного хозяйства. .1989. -Вып. 37. С. 71−78.
  31. А.П. Биметаллические сталь чугунные втулки дизелей. // Инженерные проблемы трения, смазки, изнашивания: Сб. трудов БГАРФ. Калининград, вып. 48, 2001, С. 34−37.
  32. А.П., Валишин А. Г. Комплексные методы повышения надежности цилиндровых втулок судовых дизелей. — М.: Колос, 2007.-168 с.
  33. И.С. Защита системы охлаждения дизеля от кавитационного разрушения. Л.: Машиностроение. 1978. 150 с.
  34. Л.И., Шевченко П. А. Гидроабразивный и кавитационный износ судового оборудования. Л.: Судостроение, 1984. -254 с.
  35. Л. И. Хмелевская В.Б. и др. Исследование надежности модифицированных газотермических покрытий для деталей ЦПГ ДВС / Судостроение и судоремонт. СПб.: СПГУВК, 1998. — С. З — 17.
  36. Л.И. Моделирование процессов изнашивания материалов и деталей машин на основе структурно-энергетического подхода // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1998. № 5. С. 94−103.
  37. Л.И., Кузьмин В. Н., Дудко П. П. Повышение надежности трибосопряжений. СПб: Академия транспорта, 2001. 304 с.
  38. Л.И., Кузьмин А. А. Эрозия материалов и судовых технических средств в неоднородных жидкостях и газообразных средах. — СПб.: СПГУВК, 2004. 378 с.
  39. Л.И., Кузьмин А. А. Эрозия материалов и судовых технических средств в неоднородных жидких и газообразных средах. -СПб.: СПГУВК, 2004. 363
  40. Л.И., Кузьмин В. Н. Структурно-энергетические модели надежности материалов и деталей машин, СПб.: Академия транспорта РФ, 2006. 608 с.
  41. Л.И., Третьяков Д. В., Валишин А. Г., Матвеевский О. О. Моделирование долговечности цилиндровых втулок ДВС при вибрационной кавитации СПб.: Трение, износ, смазка. Т5. № 3, 2007. С. 525.
  42. Л.И., Кузьмин В. Н. Защита деталей пленками и покрытиями // Актуальные проблемы трибологии. Т.1 М.: Машиностроение, 2007. С. 299−306.
  43. А.А. Развитие теории и создания методов расчета кавитационных разрушений полостей охлаждения дизелей. Авторефрат. дис. докт. техн. наук. JL: ЦНИДИ, 1983. 46 с.
  44. Дж. Эрозия при воздействии капель жидкости. М.: Машиностроение, 1981.- 199 с.
  45. А. Тр. общества амер. инж. мех. Сер. Д. Техн. механика. 1963. Т. 85. № 3. с. 48−59.
  46. Д.В., Валишин А. Г., Матвеевский О. О. Моделирование долговечности цилиндровых втулок ДВС при вибрационной кавитации. // Пробл. Маш-ия и надежности машин, № 2, 2008. С. 50−60.
  47. В.В. Кинетика поврждаемости и разрушения твердых тел. Ташкент, Фан, 1985. 168 с.
  48. В.В. Гидроэрозия материалов.: М., Машиностроение, 1966.-352 с.
  49. Ю.Н. Методические основы прогнозирования износостойкости судостроительных сплавов при гидроэрозии. Дис.. д-ра техн. наук. СПб.: СПГУВК 1995. 396.
  50. Ю.Н. Трение и износ в машинах. Учебное пособие. СПб.: СПГУВК, 2005−237 с.
  51. Ю.Н. Кавитационное изнашивание металлов и оборудования. СПб.: Изд-во СПГУВК, 2003.- 155 с.
  52. С., Окада Ц., Баба Е. Фундаментальные исследование кавитационной эрозии // Нихон Кикай Гоккай ромбунсю. 1968. Т. 34. № 627. С. 1831−1838.
  53. Эрозия. Перевод с англ. под ред. К. Прис. М.: Мир, 1982. 464 с.
  54. Klebanoff P. S. Characteristics of turbulence in a boundary lager with zero pressure gradient // NACA. 1954. T.N., 3178.
  55. Thiruvengadam A.A. Unified Theory of Cavitation Damage. Trans. ASME.// J. Basic Engr., D, 85, 3.365−376, 1965.
  56. Thiruvengadam A.A. Warning S. Mechanical properties of Metals and their cavitation-damage resistance // Journal of Ship Research. 1966. Vol. 10, № 1, p. 1−9.
Заполнить форму текущей работой