Влияние условий съемки и химико-фотографической обработки на тоновоспроизведение в сквозном фотографическом процессе
Гусев Е. К., Зароченцев К. Д. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки: Сб. статей J1 — М.: Общество психологов АН СССР, ЛГУ, 1988. — с. 308−315. Константинова E. B Исследование тоновоспроизведения в сквозном фотографическом процессе //Проблемы развития техники и технологии кинематографа: Сб. научн. трудов СПИКиТ, вып. 7, СПб, 1997. — с.71… Читать ещё >
Содержание
- 6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОБЩИЕ
- ВЫВОДЫ
Основные направления развития теории фотографического воспроизведения тонов на современном этапе можно разделить на две группы. Первая группа объединяет исследования по разработке и совершенствованию методик оценки объективной фазы тоновоспроизведения, установлению, в рамках данных методик, основных факторов, влияющих на параметры кривой объективного тоновоспроизведения, установлению характера влияния этих факторов для получения фотографических позитивных изображений с заданными параметрами воспроизведения.
В рамках этого направления автором разработаны новые оригинальные методики оценки объективной фазы тоновоспроизведения, расчета сенситометрических параметров кинофотоматериалов и параметров тоновоспроизведения на основе различных способов аналитического представления характеристических кривых и кривых тоновоспроизведения. Определена точность расчетов каждым из предложенных методов. Проведена сравнительная оценка точности определения сенситометрических параметров каждым из разработанных методов с использованием различных модуляторов экспозиций (к=0,100 и к^О, 150) и при проведении испытаний по различным стандартам (ГОСТ, DIN, ANSI, ISO). Результаты показали, что наибольшее влияние на точность определяемых параметров оказывает величина константы клина и способ графоаналитических построений.
Разработана методика построения кривой объективного тоновоспроизведения, в основе которой лежит метод Миза. Основным достоинством предложенной методики является возможность учета всех основных факторов, влияющих на светорассеяние при фотографической съемке и печати.
Проведено исследование влияния условий фотографической съемки и химико-фотографической обработки на параметры кривой объективного тоновоспроизведения. Результаты исследования явились основой при создании программно-аппаратного комплекса, включающего следующие устройства: комплект модуляторов экспозиций, серых шкал, точечный яркомер Asahi-Pentax, цветомер Minolta, сенситометр SO-2, денситометр Brumicro, непосредственно подключенный к персональному компьютеру. Программная часть комплекса включает комплект программ и базу данных параметров объективного тоновоспроизведения, позволяющие производить выбор оптимальных условий проведения сквозного фотографического процесса с целью получения изображения с требуемыми параметрами.
В результате исследований определены оптимальные параметры кривой объективного тоновоспроизведения как по результатам объективного анализа, так и по данным визуальной оценки. Визуальная оценка производилась на основе психофизической теории качества фотографических изображений. Работы в рамках этой теории относятся ко второй группе работ в области фотографического воспроизведения тонов. Это направление в данной работе представлено исследованиями по разработке методики психофизической оценки качества позитивных изображений в портретной фотографии, установлению приоритетных деталей яркости и их значений, а также экспериментальной проверке гипотезы Бартлесона-Бренемана.
Концептуальной задачей исследования является объединение этих двух направлений и создание основы для разработки теории фотографического воспроизведения тонов, которая позволит установить взаимосвязь между объективными параметрами сквозного фотографического процесса и субъективными характеристиками качества фотографических изображений, что открывает широкую возможность прогнозирования результатов фотографического процесса и повышения качества получаемых изображений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие общие
выводы:
1. Разработаны и программно реализованы методы математического описания характеристической кривой и кривой тоновоспроизведения, позволяющие автоматизировать процесс выражения результатов сенситометрических испытаний и определения параметров кривой объективного тоновоспроизведения, что сократило продолжительность сенситометрического испытания, повысило точность определения фотографических свойств и исключило субъективный фактор из процесса обработки результатов. Выбор той или иной программы осуществляется в зависимости от условий оценки и требований к оперативности и точности получаемых результатов.
2. Исследовано влияние величины константы клина сенситометра и способа графоаналитических построений на точность определения сенситометрических параметров. Показано, что применение в качестве модулятора экспозиций оптического клина с константой к=0,100 позволяет существенно повысить точность определяемых величин. Разработан программно-аппаратный комплекс расчета параметров тоновоспроизведения в сквозном фотографическом процессе и определения оптимальных условий проведения сквозного фотографического процесса для получения наилучшего с точки зрения тоновоспроизведения качества фотографического изображения как по результатам анализа кривой объективного тоновоспроизведения, так и по данным визуальной информации на мониторе компьютера. Это дает возможность прогнозирования результатов фотографического процесса, существенно сокращает расход времени и материалов на предварительные испытания, позволяет более эффективно регулировать параметры качества тоновоспроизведения фотографических отпечатков, а также получать изображение с заданными параметрами.
3. Предложенная автором оригинальная методика определения фактора потери контраста путем построения эффективной характеристической кривой позволила более полно учесть все факторы, влияющие на светорассеяние при фотографической съемке и фотопечати, а уровень их варьирования в зависимости от цветовой температуры, относительного отверстия объектива, характера фона и других факторов показывает, что данный метод четко устанавливает место и степень влияния параметров системы объектив — фотокамера как одного из звеньев сквозного фотографического процесса на качество окончательного позитивного фотографического изображения. Таким образом реализовано решение, устраняющее основной недостаток метода Джонса.
4. Исследовано влияние условий химико-фотографической обработки на параметры объективного тоновоспроизведения, определено оптимальное значение величины среднего градиента негативной фотопленки, доказана необходимость установления рекомендованного значения среднего градиента негативной фотопленки g=0.80-^0.85, отличного от рекомендованного ГОСТ 10 691–84 для фотопленок общего назначения. Зависимость субъективного качества от степени проявленности негативного фотоматериала свидетельствует, что наилучшие изображения получены в интервале значений среднего градиента 0.80-М).85. Это полностью подтверждает
выводы, сделанные на основе анализа кривых объективного тоновоспроизведения
5. Разработана методика психофизической оценки качества фотографических изображений в портретной фотографии на основе разбиения интервала плотностей на
145 некоторое варьируемое число психофизических уровней и сопоставления комплексного субъективного индекса качества с качеством передачи отдельных уровней. Это дает возможность разработки автоматической качественной индексации портретных сюжетных фотографических отпечатков. На основании проведенного исследования можно утверждать, что гипотеза Бартлесона и Бренемана о линейности шкалы светлот, пропорциональных референтному белому для наилучших отпечатков, верна для портретных фотографических отпечатков. Выявленная закономерность, а также найденные величины оптических плотностей приоритетных деталей яркости фотографических портретных отпечатков, позволяют устанавливать зависимости между параметрами кривой объективного тоновоспроизведения и индексом субъективного качества, что на новом уровне дает возможность разработки цельной концепции тоновоспроизведения с учетом объективно и субъективной стадий.
6. Сравнительная оценка тоновоспроизведения и цветовоспроизведения в галогенсеребряной фотографии и гибридных системах, использующих цифровые методы обработки изображений, показала, что на сегодняшний день традиционный фотографический процесс с точки зрения качества получаемого изображения имеет бесспорное преимущество.