Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики расчета жесткой ошиновки напряжением 35-750 кВ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность работы. Современные распределительные устройства (РУ) 35 кВ и выше электрических станций и подстанций все чаще выполняются с использованием конструкций с жесткими трубчатыми шинами (шинные конструкции, жесткой ошиновкой). Последние годы активно разрабатываются и внедряются новые конструкторские решения. Стремление к экономичному использованию площади РУ в настоящее время привело… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
    • 1. 1. Применение жесткой ошиновки в современных распределительных устройствах
    • 1. 2. Основные требования к жесткой ошиновке
    • 1. 3. Состояние вопроса электродинамической стойкости
    • 1. 4. Состояние вопроса по расчету шинных конструкций на ветровую стойкость, ветровой резонанс и другие параметры
    • 1. 5. Выводы
  • 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ШИННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ С ПОВОРОТАМИ И ОТВЕТВЛЕНИЯМИ
    • 2. 1. Введение
    • 2. 2. Основные положения методики расчета электродинамических нагрузок в системе прямолинейных произвольно расположенных проводников
    • 2. 3. Условия наступления максимальных электродинамических нагрузок при КЗ
    • 2. 4. Оценка влияния геометрических размеров конструкции при решении практических задач
    • 2. 5. Расчет коэффициентов Д, при временных составляющих электродинамической нагрузки
    • 2. 6. Выводы
  • 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКАЯ СТОЙКОСТЬ ЖЕСТКОЙ ОШИНОВКИ С ПОВОРОТАМИ И ОТВЕТВЛЕНИЯМИ
    • 3. 1. Расчетные схемы жесткой ошиновки
    • 3. 2. Условия стойкости шинных конструкций
    • 3. 3. Основные положения методики расчета шинной конструкции как балки с распределенными параметрами на абсолютно жестких опорах
    • 3. 4. Расчет электродинамической стойкости жесткой ошиновки на основе расчетной схемы балки на абсолютно жестких опорах с шарнирным опиранием
    • 3. 5. Оценка электродинамической стойкости жесткой ошиновки на основе решения уравнения колебаний системы с одной степенью свободы
    • 3. 6. Расчет напряжений в материале шин и нагрузок на изоляторы при КЗ
    • 3. 7. Выводы
  • 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ЭФФЕКТИВНОГО ГАШЕНИЯ ВЕТРОВЫХ РЕЗОНАНСНЫХ КОЛЕБАНИЙ ЖЕСТКИХ ШИН И ПОВЫШЕНИЯ ВЕТРОВОЙ СТОЙКОСТИ
    • 4. 1. Ветровые воздействия на жесткую ошиновку
    • 4. 2. Способы гашения ветровых резонансных колебаний
    • 4. 3. Методика проведения экспериментально-аналитических исследований параметров свободных колебаний жесткой ошиновки
      • 4. 3. 1. Определение логарифмического декремента колебаний с помощью акселерометра
      • 4. 3. 2. Экспериментальное определение логарифмического декремента колебаний
    • 4. 4. Цифровая обработка осциллограмм свободных колебаний жесткой ошиновки
    • 4. 5. Результаты экспериментального определения логарифмических декрементов и основной частоты свободных колебаний шинных конструкций напряжением 35−750 кВ
      • 4. 5. 1. Общие сведения
      • 4. 5. 2. Результаты испытаний
    • 4. 6. Разработка демпфирующего устройства для длиннопролетных шинных конструкций
    • 4. 7. Выводы
  • 5. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ И ИСПЫТАНИЙ ЖЕСТКОЙ ОШИНОВКИ ОРУ 35−750 кВ
    • 5. 1. Современные конструкции жесткой ошиновки напряжением 35−750 кВ
    • 5. 2. Проверка шин по допустимым прогибам от собственного веса и веса гололеда
      • 5. 2. 1. Расчет максимального прогиба шин
      • 5. 2. 2. Экспериментальное определение статического прогиба шин
      • 5. 2. 3. Влияние конструктивных параметров жесткой ошиновки на статический прогиб от собственного веса, а также веса гололеда
    • 5. 3. Проверка шин по нагреву в рабочих режимах
    • 5. 4. Термическая стойкость шин
    • 5. 5. Проверка изоляторов и шин на стойкость при действии ветровых, гололедных и электродинамических нагрузок
      • 5. 5. 1. Ветровая стойкости шинных конструкций с жесткими проводниками
      • 5. 5. 2. Электродинамическая стойкость при неуспешных АПВ (повторных включениях на КЗ)
      • 5. 5. 3. Выбор прочности изоляционных опор, исходя из условия стойкости конструкции при сочетании нагрузок
    • 5. 6. Выводы

Разработка методики расчета жесткой ошиновки напряжением 35-750 кВ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Современные распределительные устройства (РУ) 35 кВ и выше электрических станций и подстанций все чаще выполняются с использованием конструкций с жесткими трубчатыми шинами (шинные конструкции, жесткой ошиновкой). Последние годы активно разрабатываются и внедряются новые конструкторские решения. Стремление к экономичному использованию площади РУ в настоящее время привело к тому, что наравне с классическим плоскопараллельным расположением токоведущих частей широко применяются конструкции с жесткими шинами сложных пространственных сооружений.

Вместе с тем, для поддержания требуемой эксплуатационной надежности, особенно при воздействии токов КЗ, штормовых ветрах, гололедных отложениях необходимы достоверные оценки работоспособности шинных конструкций в этих условиях. Существующие инженерные подходы, выполняемые приемо-сдаточные испытания и проверки в настоящее время не в полном объеме отвечают на эти вопросы. В частности, нет решений для конструкций с поворотами и ответвлениями при воздействии электродинамических нагрузок, представленных в удобном для практических расчетов виде. В результате новые прогрессивные современные конструкции открытых распределительных устройств (ОРУ) с жесткими шинами в ряде случаев не обеспечивают необходимый уровень надежности. Недостатки принятых проектных и конструкторских решений проявляются в одних случаях на этапе монтажа, а в других — в процессе достаточно длительной эксплуатации. Вместе с тем, необоснованное завышение запаса прочности (стойкости) приводит к увеличению стоимости ОРУ.

Анализ аварий за рубежом, где накоплен большой и продолжительный опыт сооружения компактных РУ с жесткой ошиновкой, показал, что в среднем для всех напряжений около 20% аварий в РУ происходят на сборных шинах. Непрерывный рост уровней токов короткого замыкания (КЗ) указывает на то, что надежность проектируемых конструкций токоведущих частей РУ в значительной степени зависит от их электродинамической стойкости.

Кроме того, в связи с существующей тенденцией сокращения габаритов проектируемых РУ и оптимизации расположения электрооборудования в условиях реконструкции существующих РУ под большие рабочие токи актуальность проблемы электродинамических воздействий токов КЗ на жесткую ошиновку возрастает. В этих условиях перед заводами-изготовителями жесткой ошиновки стоит задача разработки компактных конструкций стойких к электродинамическому действию больших токов КЗ.

Вычисление электродинамических нагрузок (ЭДН) в конструкциях жестких шин с поворотами и ответвлениями, а также возникающих при их воздействии напряжений в материале шин и нагрузок на изоляторы представляет собой сложную задачу при проектировании РУ. Существующие методы расчета жестких шин охватывают не все конструкции или не приведены к удобному виду для инженерных расчетов. Это значительно затрудняет оценку эффективности отдельных конструкторских решений, а также разработку новых. В результате существующие методы разработаны непосредственно к определенным типам шинных конструкций, поскольку частота колебаний, а, следовательно, и коэффициент динамической нагрузки, жесткость и податливость системы шина-изолятор являются функциями многих переменных и зависят от расчетной схемы, способов крепления шин на изоляторах, от крепления самих изоляторов к фундаменту и т. д.

За последнее десятилетие в России активно разрабатывались и внедрялись аналоги зарубежных узлов крепления жестких шин обжимного типа, как правило, отвечающих шарнирному условию закрепления в отличие от условий закрепления шин напряжением до 35 кВ, обеспечивающих защемление шины. До настоящего времени не была представлена методика расчета электродинамической стойкости жесткой ошиновки при неравномерном распределении ЭДН.

Для проведения оценки электродинамической стойкости современных конструкций жесткой ошиновки с поворотами и ответвлениями необходима универсальная методика определения распределения электродинамических нагрузок вдоль каждого проводника и расчета механической прочности конструкции с учетом взаимовлияния всех проводников друг на друга. Следует отметить, что в отличие от шин 6−10 кВ жесткая ошиновка выше 35 кВ обладает низкой частотой собственных колебаний, таким образом, следует также исследовать распределение и влияние отдельных составляющих ЭДН. Такая методика и разработанные на ее основе алгоритмы расчета, представленные в программе МаШСаё, позволяют исследовать различные конструкции жесткой ошиновки с поворотами и ответвлениями при КЗ.

В связи с развитием в последние годы жесткой ошиновки наблюдается расширение классов напряжения разрабатываемых конструкций до 750 кВ. В результате опыта эксплуатации, а также экспериментальных исследований было установлено, что отстройка длиннопролетных шин напряжением 330 750 кВ от устойчивых ветровых резонансных колебаний при применении типовых демпфирующих устройств, используемых на ошиновках до 220 кВ, не эффективна.

Ветровые вибрации шин нежелательны, так как они оказывают отрицательное психологическое воздействие на персонал ОРУ, а также могут приводить к ослаблению болтовых соединений и даже к усталостным разрушениям, поскольку их продолжительность может быть длительной: практически ежедневной в течение нескольких часов. Поэтому одной из задач работы являлось разработка гасителей колебаний для длиннопролетных конструкций жесткой ошиновки, обеспечивающих глубокий уровень демпфирования как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости колебаний.

Объектом исследования является жесткая ошиновка ОРУ на класс напряжения 35−750 кВ.

Предметом исследования являются:

— электродинамические нагрузки в конструкциях жесткой ошиновки с поворотами и ответвлениями, а также влияние отдельных составляющих ЭДН на электродинамическую стойкость изоляторов и шин;

— электродинамическая стойкость конструкций жесткой ошиновки сложной пространственной конструкции;

— ветровые (эоловые) колебания длиннопролетных конструкций с жесткими трубчатыми шинами;

— способы демпфирования этих колебаний;

— современные отечественные конструкции жесткой ошиновки ОРУ 35−750 кВ различного исполнения и оценка их работоспособности при заданных условиях эксплуатации;

Целью работы является разработка методики расчета электродинамической стойкости шинных конструкций с поворотами и ответвлениямиразработка демпфирующих устройств, обеспечивающих эффективное подавление устойчивых ветровых резонансных колебаний длиннопролетных шин, а также повышение их ветровой и электродинамической стойкости.

Задачи работы:

1) разработать методику расчета электродинамических нагрузок в шинных конструкциях с поворотами и ответвлениями и рекомендации по инженерным расчетам их электродинамической стойкости;

2) провести экспериментальные исследования свободных колебаний жесткой ошиновки напряжением 35−750 кВ и оценить факторы, влияющие на рассеяние энергии при колебаниях в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

3) разработать конструкцию эффективного динамического гасителя вибраций для шинных конструкций напряжением 330−750 кВ, провести его натурные испытания на полномасштабных конструкциях;

4) разработать рекомендации по проектированию жесткой ошиновки на основе анализа работоспособности современных конструкций напряжением 35−750 кВ;

5) разработать экспериментально-аналитическую методику проверки эффективности отстройки жесткой ошиновки от ветровых резонансов, а также методику экспериментального определения прогиба шин от собственного веса и веса гололеда.

Методы исследования. Решение поставленных задач проводилось численными методами на основе решения систем уравнений, а также на основе решения дифференциальных уравнений четвертого и второго порядка в частных производных с использованием программы МаШСаё.

Научная новизна. В диссертации получены следующие новые научные результаты:

1) разработана методика расчета неравномерно распределенных электродинамических нагрузок в конструкциях жесткой ошиновки с поворотами и ответвлениями;

2) разработана методика расчета электродинамической стойкости ошиновки сложной пространственной конфигурации при неравномерно распределенных ЭДН;

3) разработана и внедрена конструкция динамического гасителя вибраций длиннопролетных шин ОРУ 35−750 кВ и выше;

4) разработан экспериментально-аналитический метод определения эффективности отстройки от ветровых резонансов;

5) разработана методика экспериментального определения прогиба шин (в том числе для конструкций с поворотами и ответвлениями) от собственного веса и веса гололеда;

6) разработаны рекомендации по проектированию и модернизации современных шинных конструкций напряжением 35−750 кВ различного исполнения на основании анализа расчетов и испытаний работоспособности ошиновки.

Достоверность научных положений диссертационной работы обусловлена:

— корректным использованием расчетных моделей при расчете электродинамической стойкости шинных конструкций и сопоставлением результатов расчета жесткой ошиновки по разработанной методике с известными решениями;

— проверкой работоспособности исследуемой жесткой ошиновки при испытаниях токами КЗ, а также в эксплуатационных условиях;

— обоснованностью принятых допущений при разработке методики расчета колебаний шин с динамическим демпфером и удовлетворительным совпадением результатов расчета с экспериментальными данными, а также положительным результатом испытаний разработанного демпфера на полномасштабных конструкциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1) методика определения электродинамических нагрузок в системе параллельных и перпендикулярных проводников относительно друг друга;

2) методика расчета электродинамической стойкости конструкций жесткой ошиновки с поворотами и ответвлениями;

3) результаты экспериментально-аналитических исследований параметров свободных колебаний жесткой ошиновки с различными демпфирующими устройствами;

4) методика расчета ветровых резонансных колебаний жесткой ошиновки с динамическим гасителем вибраций;

5) результаты исследования параметров свободных колебаний длиннопролетных конструкций с динамическим гасителем колебаний, оценка его конструктивного исполнения внедренного в производство;

6) методика экспериментального определения прогиба шин, включая конструкции сложной пространственной конфигурации, от собственного веса, а также собственного веса и веса гололеда;

7) рекомендации по совершенствованию конструкций жесткой ошиновки, повышению технико-экономических показателей и эксплуатационной надежности конструкций, а также расширению класса напряжений применения жестких шин.

Реализация и внедрение результатов работы:

1) предложенные рекомендации по гашению ветровых резонансных колебаний были использованы при разработке шинных конструкций напряжением 35−750 кВ следующими заводами-изготовителями: ЗАО ПФ «КТП-Урал» (г. Екатеринбург), ЗАО «ЗЭТО» (г. Великие Луки), ОАО «Орбита» (г. Саранск), ЗАО ГК «Электрощит-ТМ «Самара» (г. Самара), ЗАО «ЧЭАЗ» (г. Чебоксары) и другими;

2) теоретические результаты работы по оценке электродинамической стойкости шинных конструкций с поворотами использованы при разработке жесткой ошиновки ОРУ, выполненных по мостиковым схемам, напряжением 35, 110 кВ ЗАО ПФ «КТП-Урал" — 110, 220 кВ ЗАО ГК «Электрощит-ТМ «Самара" — 35−220 кВ ЗАО «АИЗ" — 35, 110 кВ ЗАО «ЧЭАЗ»;

3) разработанное демпфирующее устройство внедрено в производство и принято к установке в конструкции жесткой ошиновки напряжением 330, 500 кВ производства ЗАО ПФ «КТП-Урал» и 330, 500 и 750 кВ — ЗАО «ЗЭТО»;

4) разработаны методика проведения испытаний по определению максимального статического прогиба при гололеде и методика экспериментально-аналитической проверки эффективности отстройки жестких шин ОРУ от ветровых резонансов, которые включены в стандарт ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56 947 007−29.060.10.117−2012 «Типовые программы и методики квалификационных, периодических и приемосдаточных испытаний жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110−500 кВ».

Реализация и внедрение результатов работы подтверждены актами о внедрении и использовании результатов диссертационной работы от ЗАО «ЗЭТО», ЗАО ПФ «КТП-Урал», ЗАО ГК «Электрощит-ТМ «Самара», ООО.

НТЦ «ЭДС» (автор стандарта ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 5 694 700 729.060.10.117−2012).

Апробация работы. Работа была апробирована на следующих конференциях:

— научно-технический семинар на XII международной специализированной выставке «Электрические сети России 2009» секция «Электротехническое оборудование и распределительные устройства» (ВВЦ, г. Москва, 2009 г.);

— XVI ежегодная международная научно-технической конференция студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» (МЭИ, г. Москва, 2010 г.);

— XVII ежегодная международная научно-технической конференция студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» (МЭИ, г. Москва, 2011 г.);

— всероссийская научно-практическая конференция «Повышение надежности и эффективности эксплуатации электрических станций и энергетических систем» — ЭНЕРГО-2010 (МЭИ, Москва, 2010 г.);

— II всероссийская научно-практическая конференция «Повышение надежности и эффективности эксплуатации электрических станций и энергетических систем» — ЭНЕРГО-2012 (МЭИ, Москва, 2012 г.);

— научно-производственная конференция по теме «Особенности конструирования и проектирования жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110 кВ и выше» (МЭИ, Москва, 2010 г.);

— II научно-производственная конференция по теме «Современные ОРУ 35−750 кВ с жёсткой ошиновкой» (МЭИ, Москва, 2011 г.);

— III научно-производственная конференция «Жесткая ошиновка и современное электрооборудование ОРУ 35−750 кВ» (МЭИ, Москва, 2012 г.).

Публикации. По результатам исследований было опубликовано десять печатных работ [29, 136−144], в том числе две статьи в журналах рекомендованных ВАК РФ для публикаций материалов диссертационных работ «Энергетик» и «Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность» [137, 138], стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56 947 007−29.060.10.117−2012 «Типовые программы и методики квалификационных, периодических и приемосдаточных испытаний жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110−500 кВ» [29], получен патент на полезную модель № 100 859 [136].

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 144 наименований, шести приложений. Основной текст изложен на 154 страницах, включает 71 рисунок. Общий объем диссертации 259 страниц.

3. Результаты работы позволили разработать и успешно внедрить более 25 типов шинных конструкций различного исполнения в ОРУ напряжением 35−750 кВ, обеспечив необходимую эксплуатационную надежность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе получены новые теоретические и практические результаты:

1. В результате работы были определены распределенные электродинамические нагрузки и отдельные их временные составляющие в шинных конструкциях с поворотами и ответвлениями при двухи трехфазных КЗ.

2. Обоснована методика расчета электродинамической стойкости жесткой ошиновки с поворотами и ответвлениями, которая основана на определении прогибов, напряжений в материале шин и нагрузок на изоляторы от статической нагрузки равной сумме первой и эквивалентной второй составляющим электродинамической силы с учетом динамического коэффициента, равного 2.

3. Разработан и внедрен эффективный гаситель вибраций длиннопролетных шин ОРУ напряжением 330−750 кВ, обеспечивающий подавление ветровых резонансных колебаний и повышающий электродинамическую и ветровую стойкость ошиновки. Разработана методика расчета шинных конструкций при ветровых резонансах с учетом влияния динамического гасителя колебаний, определены его конструктивные параметры и даны рекомендации по его применению.

4. Разработана экспериментально-аналитическая методика определения эффективности отстройки от ветровых резонансов жесткой ошиновки ОРУ 35−750 кВ.

5. Разработана методика экспериментального определения прогиба шин от собственного веса и веса гололеда.

6. Разработаны рекомендации по проектированию жесткой ошиновки на основе анализа работоспособности современных конструкций напряжением 35−750 кВ различного исполнения.

Использование практических результатов:

1. Методика определения эффективности отстройки от ветровых резонансов, а также методика экспериментального определения прогиба шин от собственного веса и веса гололеда включены в стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56 947 007−29.060.10.117−2012 «Типовые программы и методики квалификационных, периодических и приемосдаточных испытаний жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110−500 кВ» (разделы 12 и 18) [29].

2. Рекомендации по проектированию жесткой ошиновки на основе анализа работоспособности современных конструкций напряжением 35−750 кВ были использованы ЗАО ПФ «КТП-Урал», ЗАО «ЗЭТО», ЗАО ГК «Электрощит-ТМ «Самара» и другими.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П., Шонгин Г. Ф. Открытые распределительные устройства с жесткой ошиновкой. М.: Энергоатомиздат, 1988.-192 с.
  2. A.A., Шаталов Г. Г., Штеренфельд Н. С. Разработка и внедрение блочных подстанций 35−220 кВ заводского изготовления // Энергетическое строительство. 1980. № 9. С.32−35.
  3. А.П. Современные токопроводы. М.: Высшая школа, 1988.-80 с.
  4. А.П. Электродинамическая стойкость сварных шин // Промышленная энергетика. 1983. N 12. С.23−26.
  5. А.П., Шонгин Г. Ф. Пути совершенствования конструктивных решений ОРУ с жесткой ошиновкой // Энергетическое строительство. 1988. N 5. С.32−34.
  6. А.П. Научные основы методики расчета и эффективности применения жесткой ошиновки ОРУ 110 кВ и выше // Электрические станции. 1990. N 10. С.36−41.
  7. Конструкции открытых распределительных устройств и компоновки электростанций и подстанций / А. П. Долин, И. П. Крючков, В. А. Старшинов и др. М.: Изд-во МЭИ, 1993.-28 с.
  8. А.П., Козинова М. А. Основные положения и требования новых нормативных документов по жесткой ошиновке ОРУ и ЗРУ 110−500 кВ // Электро. 2008. № 2. С. 31−37.
  9. Г. Ф. Внедрение распределительных устройств 110−500 кВ с жесткой ошиновкой // Энергетическое строительство. 1982. N11. С.50−52.
  10. JI.C., Шонгин Г. Ф. Открытое распределительное устройство 500 кВ с применением жесткой ошиновки // Электрические станции. 1976. № 1. С. 39−44.
  11. А.И. Внедрение жесткой ошиновки в тресте электростройподстанции при сооружении ОРУ 110, 220 кВ // Энергетическое строительство. 1982. N 9. С.28−29.
  12. Е.П., Долин А. П. Расчет жесткой ошиновки распределительных устройств. М.: Энергия, 1981.-96 с.
  13. Е.П. Основные положения расчета шинных линий на электродинамическую стойкость // Межвузовский тематический сборник № 16. Методы расчета, проектирования и оптимизации управляемых систем, машин и механизмов. М.: МЭИ, 1983. С. 92−97.
  14. Е.П., Долин А. П. Расчет жесткой ошиновки распределительных устройств. М.: Энергия, 1981.-96 с. 15. «ЭнТерра»: применение жесткой ошиновки 35, 110, 220, 330 и 500 кВ в распределительных устройствах // Новости электротехники. 2011. N 2. С.2−3
  15. А.П., Козинова М. А. Инженерный расчет жесткой ошиновки на электродинамическую стойкость при неуспешных АПВ // Сб. научных трудов N 163. Повышение надежности и экономичности электрической части электростанций. М.: МЭИ, 1988. С.78−84.
  16. ЗАО «ЗЭТО» Комплекты жесткой ошиновки // Новости электротехники. 2002. N 5. С. 21.
  17. СТО 56 947 007−29.060.10.005−2008. Руководящий документ по проектированию жесткой ошиновки ОРУ 110 500 кВ. Утверждён и введён в действие Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 25.06.2007 № 176.
  18. СТО 56 947 007−29.060.10.006−2008. Методические указания по расчету и испытаниям жесткой ошиновки ОРУ 110 500 кВ. Утверждён и введён в действие Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 25.06.2007 № 176.
  19. Hayde David. An electrical switchboard assembly. 2002 г.: Заявка 2 354 887 826, МКИН 02 В 1/20,Н 02 G 5/02- N 9 922 988.2- Заявл. 19 990 929 Опубл. 20 010 404 НКИ Н2Е, U1S.
  20. Norio Sugiyama, Yazaki Corp. Bus bar-holding structure. 2002 г.: Заявка 5 967 821 840,МКИ H 01 R 13/64 /.- N 09/78 136- Заявл. 19 980 514 Опубл. 19 991 019. Приоритет 1 997 0515N 9−1 255 170 НКИ 439/246
  21. Okashita Hiroshi, Kawakami Junichi, Mitsubischi denki K.K. Busbar connecting terminal. 2004 г.: Заявка 1 396 917 220,МКИ H 02 G 5/06,Н 02 В 11/04, — N 19 386 671- Заявл. 20 010 614 Опубл. 20 040 310.
  22. Roane R. W., Thomas W.G. TV, А opts for rigid buswork at 500 kV // Electrical world. 1979. № 2. P. 90−92.
  23. Bisson Didier, Chantrel Philippe, Mougin Franck. Dispositif de fixation et de contact pour barres de bus.: Заявка 2 844 926 250,МКИ H 02 В 1/044 / FCI SA.- N 211 807- Заявл. 20 020 924 Опубл. 20 040 326.
  24. СТО 56 947 007−29.060.10.117−2012 «Типовые программы и методики квалификационных, периодических и приемосдаточных испытаний жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110−500 кВ». Утверждён и введён в действие Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 20.03.2012 № 135.
  25. A.A. Электрическая часть станций и подстанций. 4.1. М.-JL: Госэнергоиздат, 1963.-495 с.
  26. Е.П., Долин А. П. Расчет жесткой ошиновки распределительных устройств. М: Энергия, 1981.-96 с.
  27. В. В. Короткие замыкания в электроустановках напряжением до 1 кВ. Изд-во МЭИ, 2004 г.-192 с.
  28. И.П., Неклепаев Б. Н., Старшинов В. А. Расчет коротких замыканий и выбор электрооборудования М.: Издательский центр «Академия», 2005.-416 с.
  29. И.П., Старшинов В. А., Гусев Ю. П., Долин А. П., Пираторов М. В., Монаков В. К. Короткие замыкания и выбор электрооборудования. М.: Издательский дом МЭИ, 2012.-568 с.
  30. А.И. Токопроводы промышленных предприятий. Л.: Энергоиздат, 1982. -208 с.
  31. В.Б. Об электродинамическом воздействии между токоведущими системами // Вестник электротехники. 1931. N 5−6. С.71−107.
  32. Г. Б. Расчет электродинамических усилий в электрических аппаратах. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962.-156 с.
  33. Г. Б. Расчет электродинамических усилий в электрических аппартах. Л.: Энергия, 1971.-156 с.
  34. А.И. Электрические станции и подстанции. Минск: Высшая школа. 1974,-438 с.
  35. E.H., Стрелюк М. И. Электродинамические силы при произвольном расположении фаз токопровода // Известия вузов. Энергетика. 1965. N 12. С.8−16.
  36. М.И., Зарецкий Е. Ф. Расчет электродинамических усилий в системе произвольно расположенных прямолинейных проводников // Электричество. 1976. N 5. С.77−79.
  37. М.И., Павловец В. В. Электродинамические усилия в системе прямолинейных и винтовых проводников // Известия вузов. Энергетика. 1980. N 6. С.95−100.
  38. Л.А., Карацуба A.C. Электродинамические усилия в системе проводников с учетом их пространственного расположения. Киев: ИЭД АН УССР, 1977.-51 с.
  39. Christenen А.Н. Calculating rigid bus A-frame supports strength // Trasmiss and Distribution. 1979. V.31. N 8. P.26−30.
  40. М.И., Зарецкий Е. Ф. Электродинамические усилия между произвольно расположенными проводниками, имеющими форму дуг окружностей // Известия вузов. Энергетика. 1976. N 12. С.48−53.
  41. М.И., Павловец В. В. Численный метод расчета электродинамических усилий в системе произвольно расположенных винтообразных проводников // Электричество. 1981. N 5. С.86−88.
  42. Ю.М. Электродинамические силы, действующие на спиральные проводники с током // Электричество. 1987. N 2.С.39−42.
  43. М.И., Скварко Э. А. Коэффициент формы для прямоугольных шин // Научные и прикладные проблемы энергетики. Вып.4. Минск: 1977. С. 90−95.
  44. В.Г., Цицикян Г. Н. Электродинамические силы взаимодействия тонкостенных прямоугольных шин с током // Электричество. 1984. N5. С.39−42.
  45. IEC 865/1993 (МЭК 865/1993). Short-circuit currents—Calculation of effects. Part 1: Definitions and calculation methods, Bureau Central de la CEI.
  46. Geneve/Suisse.Triantafyllidis, D.G., Dokopoulos, P. S., Labridis, D.P. Parametric short-circuit force analysis of three-phase busbars-a fully automated finite element approach // IEEE Transaction on Power Delivery. 2003. V.18. N 2. P.531−537.
  47. В.Б. Теория колебаний шин и изоляторов под влиянием электродинамических усилий // Высоковольтное аппарато-строение. М.: ОНТИ НКТП СССР. 1935. С.207−268.
  48. А.И., Стрелюк М. И. Расчет токопроводов с расположением фаз в разных плоскостях на механическую прочность при коротких замыканиях // Известия вузов. Энергетика. 1968. N 4. С.7−13.
  49. М.И., Скварко Э. А. Расчет трехфазных токопроводов с произвольным расположением изоляторов на электродинамическую стойкость при КЗ // Известия вузов. Энергетика. 1974. N 8. С. 14−18.
  50. А.И., Стрелюк М. И., Скварко Э. А. Распределение тока КЗ в пакетных токопроводах в переходном режиме // Известия вузов. Энергетика. 1975. N 8. С.9−13.
  51. А.И., Скварко Э. А. Силюк С.М. Резонансные явления в шинных устройствах // Известия вузов. Энергетика. 1979. N 8. С.3−9.
  52. М.И. Колебания токоведущих шин при расположении фаз токопровода в разных плоскостях // Известия вузов. Энергетика. 1966. N 3. С.6−12.
  53. М.И. Моделирование колебаний токоведущих шин при расположении фаз токопровода в различных плоскостях // Известия вузов. Энергетика. 1968. N 3. С. 1−6.
  54. Электрическая часть электростанций и подстанций / Под ред. A.A. Васильева. М.: Энергоатомиздат, 1990.- 576 с.
  55. Е.П., Долин А. П., Васильев A.A. Методика расчета шин и опорных изоляторов распределительных устройств напряжением до 35 кВ на электродинамическую стойкость // Промышленная энергетика. 1975. N 11. С.36−39.
  56. A.A., Кудрявцев Е. П., Долин А. П. ПриближенныйIрасчет шин и опорных изоляторов на электродинамическую стойкость при коротких замыканиях // Известия вузов. Электромеханика. 1976. N 7. С.797−800.
  57. Е.П. К методике оценки электродинамической стойкости токопроводов // Труды МЭИ. Вып.274. М.: МЭИ, 1975. С.142−146.
  58. В.Н., Кудрявцев Е. П. Статистические оценки электродинамической стойкости шинных линий распределительных устройств электроустановок // Известия вузов. Энергетика. 1987. N 7. С.7−10.
  59. Е.П., Долин А. П. Электродинамическая стойкость жесткой ошиновки напряжением 110 кВ и выше // Электрические станции. 1980. N 5. С.52−55.
  60. Е.П., Долин А. П. Методика расчета электродинамической стойкости токопроводов напряжением 110 кВ и выше с учетом упругости опор // Электричество. 1977. N 5. С.15−19.
  61. Е.П., Долин А. П. К выбору расчетной схемы для оценки электродинамической стойкости токопроводов // Труды МЭИ. N 307. Электрическая часть электростанций. М.: МЭИ, 1976. С. 18−23.
  62. Е.П., Долин А. П., Крючков И. П. Основные положения методики электродинамического расчета токопроводов // Современные проблемы энергетики и электротехники. М.: МЭИ. 1977. С. 163.
  63. А.П., Кудрявцев Е. П., Козинова М. А. Расчет электродинамической стойкости и других параметров жесткой ошиновки ОРУ высоких и сверхвысоких напряжений // Электрические станции. 2005. N 4. С.49−53.
  64. А.П., Базыкин Р. В. Экспериментальные исследования поведения шин, работающих в области упруго-пластических деформаций // Труды МЭИ. N 346. Повышение надежности и экономичности работы электрических станций. М.: МЭИ. 1977. С.29−32.
  65. Р.В., Долин А. П. Исследование стойкости изоляционных опор ЗхОНШ-35−2000 // Электрические станции. 1984. N 1. С.56−59.
  66. А.П. Расчет электродинамической стойкости жесткой ошиновки с учетом ее колебаний при коротких замыканиях. М.: МЭИ, 1981.32 с.
  67. А.П. Электродинамическая стойкость шин и опорных изоляторов при двухфазных коротких замыканиях // Труды МЭИ. N 274. Электрическая часть электростанций. М.: МЭИ, 1975. С. 137−141.
  68. А.П. Приближенный расчет токопроводов на электродинамическую стойкость с учетом податливости опор // Повышение надежности и мощности энергетического оборудования. М.: МЭИ, 1976. С.14−15.
  69. А.А., Гуреев И. А. Некоторые сведения о выборе и проверке шин по механическому резонансу в ошиновке // Промышленная энергетика. 1960. N 4. С. 18−22.
  70. А.А., Буй Тхань Жанг. Исследование колебаний шинопроводов с поворотами методом продолжения // Промышленная энергетика. 1978. N 4. С.29−31.
  71. А.А., Юркевич Г. П. Электродинамическая стойкость шинопроводов // Труды МЭИ. Вып. 558. М.: МЭИ, 1982. С.3−10.
  72. Г. П. Напряженно-деформированное состояние трехфазной системы перпендикулярных шин под действием электродинамических усилий // Труды МЭИ. Вып. 261. М.: МЭИ, 1984. С.110−115.
  73. Г. П. Экспериментальные исследования упругих колебаний шинопроводов // Труды МЭИ. Вып. 37. М.: МЭИ, 1984. С. 150−156.
  74. Г. П. Инженерная методика расчета электродинамической стойкости трехфазной системы перпендикулярных шин, расположенных в одной плоскости // Труды МЭИ. Вып.59. М.: МЭИ, 1984. С.131−135.
  75. Schurig O.R., Sayre M.F. Mechanical stresses in busbar supports during short-circuits // Transactions AIEE. 1925. N 2. P.217−237.
  76. Schurig O.R., Frick C.W., Sayre M.F. Practical calculation of short-circuits stresses in supports for straight parallel bar conductors // General Electrical Rewiew. 1926. V. XXIX. N 8. P.534−544.
  77. Mavromaras D., Sieber P. Zur Berechnung der Beanspruchung von Sammelschienen und Stutzisolatoren im Rurzschlussfall // Elektrizitatswirtschaft. 1966. V.65.N8. S.251−259.
  78. Mavromaras D., Sieber P. Beitrag zur Ermittlung der dei Kurzschlussen fur Stromleiter zulassigen mechanischen Beanspruchnung // Electrotechnishe eitschrift. 1968. Bd.89. N 2.S.34−38.
  79. Quilico G. Summary of the study mechanical behavior under short-circuit of a set bars assembled on flexible supports // Electra. 1970. N 12. P. 83−86.
  80. Deter O. Berechnung der Dymanischen Kurzschussbeanspru-chung von Anlagen mit biegesteifen Stromleitern und elastichenStutzpunkten // Brown Boveri Mitt. 1975. A.62. N 3. S.99−104.
  81. Hoseman G., Tsanakas D. Beitrag zur analytishen Berechnung der dynamischen Kurzschlussbeanspruchung von Schaltanlagen // Electrotechnische Zeitschrift. 1976. A.97. N 8. S.493−498.
  82. Tsanakas D. Dynamische Kurzschlussbeanspruchung von Hochspannungsschaltanlagen mit biegesteifen leitern // Electrotechnische Zeitschrift. 1977. A.98. N 6. S.399−403.
  83. Tsanakas D., Papadias B.C. Influence of short-circuit duration on dynamic stresses in substations // IEEE Transaction on Power Apparatus and System. 1983. V.102. N 2. P.636−650.
  84. Hoseman G., Tsanakas D. Efforts dynamiques de court circuit sur des structures de barres omnibus aves der conducteurs rigid. Etudes parametriques et conclusions des methodes simplifiees de calcul // Electra. 1980. N 68. P.37−64.
  85. Mesyrement of culating the forces short-circuit stresses on rigid conductor busbar system and comparison of test results / Deter O., Gibbon R.R., Hoseman G. and other // Electra. 1973. N 30. P.35−54.
  86. Keller W. Zur Dimensionierung von Mehrfachstromschienen im Kurzschlussfall // Elektrie. 1971. A.25. N 11. S.424−426.
  87. Scheider D., Keller W. Die mechanische Kurzschluss-beansruchung von Mehrfachleitern // Elektrie. 1979. A.33. N 4. S. 179−183/
  88. .Н. Электрическая часть электростанций и подстанций. М.: Энергоатомиздат, 1986. 640 с.
  89. В. В. Выбор электрических схем, аппаратов и проводников распределительных устройств электростанций и подстанций / Ред. В. А. Старшинов. М.: Изд-во МЭИ, 1989. — 60 с.
  90. А.С., Юровская Э. Е. Трубчатые токопроводы для электроснабжения промышленных предприятий. М.: Энергия, 1976.- 144 с.
  91. В.Б. Теория колебаний шин и изоляторов под влиянием электродинамических усилий // Высоковольтное аппарато-строение. М.: ОНТИ НКТП СССР. 1935. С.207−268.
  92. Attri N.C., Edgar John N. Response of bus bars on elastic supports subjected to a suddenly applied force // IEEE Transaction on Power Apparatus and System. 1967. V.86. N 5. P.636−650.
  93. Quilico G. Summary of the study mechanical behavior under short-circuit of a set bars assembled on flexible supports // Electra. 1970. N 12. P. 8386.
  94. Palante G. Behaviour of rigid conductors and their supports under short-circuit conditions comparision of calculated measured values. CIGRE. International Conference on Large Voltage Electric Systems. 1976 Session. Paper 23−10. 11 p.
  95. СНиП 2.01.07−85. Нагрузки и воздействия / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988.-36 с.
  96. Г. А. Ветровая нагрузка на сооружения. М.: Стройиздат. 1972.-520 с.
  97. М.Ф. Динамический расчет высоких сооружений на действие ветра // Динамический расчет зданий и сооружений. М.: Стройиздат, 1984. С. 169−197.
  98. А.П. Вероятностные характеристики динамического воздействия ветровой нагрузки на жесткую ошиновку ОРУ // Известия вузов. Энергетика. 1987. N 4. С.30−35.
  99. А.П. Исследование стойкости жесткой ошиновки при ветровых нагрузках // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. Т.36. 1990. N4. С.57−66.
  100. И.М. Применение трубчатых шин в открытых распределительных устройствах высокого и сверхвысокого напряжений в ФРГ // Энергохозяйство за рубежом. 1976. № 3. С.33−36.
  101. Adami H., Batch В.А. Aeolion vibrations of tubulars in outdoor substations // Electra. 1981. N 75. P.99−120.
  102. Г. С. Трубчатые и гибкие шины для открытых распределительных устройств // Энергетическое строительство за рубежом. 1981. N6. С.28−33.
  103. Diana G., Falko M. Jn the forces transmitted to a vibrating cylinder by a blowing fluid // Meccanica. 1971 Vol.6, N 1. P.9−22.
  104. Schlotz H. Eigenschwingungen an Stromschienen aus AI-Rohren und deren Dampfung // Eletrizitats Wirtschaft. Ig.74. 1975. H.18. S.697−702.
  105. Прочность, устойчивость, колебания. Спр-к в трех томах / Под ред. И. А. Биргера и Я. Г. Пановко. М.: Машиностроение, 1968. Т.1 -831 с. Т.2 -463 с. Т. З 567 с.
  106. А.П. Исследование стойкости жесткой ошиновки при ветровых нагрузках // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. Т.36. 1990. N4. С.57−66.
  107. А.П., Корягин АЛ. Расчет колебаний жесткой ошиновки ОРУ при ветровых резонансах // Известия вузов. Энергетика. 1989. N10. С.21−26.
  108. Winterstein Steven R., Kashef Tina. Moment-based load and response models with wind engineering applications // Trans. ASME. J. Sol. Energy Eng.-2000.-T.122,.-c. 122−128: 8.-17.-ISSN 0199−6231.
  109. Вибрации в технике. Спр-к в 6-ти т. Т.1 Колебания линейных систем / Под ред. В. В. Болотина. М.: Машиностроение, 1978.-352 с. Т.2 Колебания нелинейных механических систем / Под ред. И. И. Бехмана. М.: Машиностроение, 1979.-351 с.
  110. Я.Г. Основы прикладной теории колебаний и удара. М.: Машиностроение, 1976.-320 с.
  111. Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем. М.: Наука, 1987.-352 с.
  112. И.М. Теория колебаний. М.:Дрофа, 2004.-591 с.
  113. .Г., Резников J1.M. Расчет сооружений, оборудованных динамическими гасителями колебаний // Динамический расчет сооруженийна специальные воздействия. М.: Стройиздат, 1981. С. 149−175.
  114. А.Н. Расчет конструкций на сейсмостойкость. СПб.: Наука, 1998. -255 с.
  115. Lehman W., Lilien J.I., Orkis J.G. The mechanical effects of short-circuit currents in substations with flexible conductors numerical methods computer approach // CIGRE. 1982. Pap. N 23−08.8 p.
  116. Справочник по сопротивлению материалов /Писаренко Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В.В.- 3-е изд., перераб. и доп.- К.: «Издательство Дельта», 2008.-816 с.
  117. Правила устройства электроустановок. 7-е изд. М.: Энергосервис, 2003.
  118. Г. В., Казновский П. С., Казновский А. П. Спектральный метод определения декрементов механических колебаний по результатам динамических испытаний // Заводская лаборатория. 2008, 74. № 6. С. 55−62.
  119. Г. В., Казновский П. С., Казновский А. П. Функциональные аспекты оценки сейсмостойкости по данным динамических испытаний // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2008. № 6. С. 13−23.
  120. Вибрации в технике. Спр-к в 6-ти т. Т.5 Измерения и испытания / В. В. Алесенко, и др. — Ред. М. Д. Генкин. М.: Машиностроение, 1981. — 496 с.
  121. А.П. Колебания деформируемых систем. М.: Машиностроение, 1970.-732 с.
  122. Программа N AGRE VEDSV3. Свидетельство о государственной регистрации № 2 010 615 912 от 10.09.2010 г.
  123. ГОСТ 18 475–82. Трубы холоднодеформированные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Утвержден и введен вдействие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.1982 г. № 4801
  124. A.B., Шапошников H.H. Строительная механика. СПб.: Издательство «Лань», 2005.-656 с.
  125. А.П., Егорова JI.E. Анализ конструкций и опыт проведения расчетов и испытаний жесткой ошиновки 110 кВ и выше // Энергетик. 2010. № 8. С. 36−39.
  126. А.П., Егорова JI.E. Современные демпфирующие устройства жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 35−750 кВ // Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2012. № 2. С. 28−32.
  127. А.П., Егорова JI.E. Конструктивные особенности и опыт аналитических и экспериментальных исследований жесткой ошиновки ОРУ 110−500 кВ // Электроэнергия. Передача и распределение. 2011. № 5(8). С. 7681.
  128. А.П., Егорова JI.E. Применение современных шинодержателей в отечественных конструкциях жёсткой ошиновки // Электроэнергия. Передача и распределение. 2012. № 4(13). С. 66−71.
Заполнить форму текущей работой