Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Снижение шума транспортных машин глушителями: На примере трактора МТЗ 82

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортные машины — наиболее массовая продукция машиностроения. В год во всем мире производятся миллионы грузовых и легковых автомобилей, тракторов, строительно-дорожных машин. Большинство транспортных машин оборудуется двигателями внутреннего сгорания, при работе которых возникает шум высокой интенсивности. Этот шум излучается как в окружающую среду, приводя к акустическому загрязнению, так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Краткое описание объектов исследования и процессов шумообразования в транспортных машинах
    • 1. 2. Нормы шума транспортных машин
    • 1. 3. Характеристики шума транспортных машин
    • 1. 4. Снижение шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания транспортных машин глушителями
    • 1. 5. Связь конструктивного исполнения глушителей с их эффективностью
    • 1. 6. Обоснование требований к акустическим характеристикам глушителей шума выхлопа транспортных машин
  • ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К ЭФФЕКТИВНОСТИ ГЛУШИТЕЛЕЙ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
    • 2. 1. Акустические характеристики трактора МТЗ
    • 2. 2. Вклад выхлопа во внешнее и внутреннее звуковые поля транспортных машин
      • 2. 2. 1. Основные допущения и границы расчетов
      • 2. 2. 2. Расчет внешнего звукового поля от выхлопа
      • 2. 2. 3. Расчет вклада шума выхлопа в кабину
    • 2. 3. Определение акустических требований к эффективности глушителей
    • 2. 4. Пример расчета требуемой эффективности глушителя
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЛУШИТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Методика измерения акустических характеристик трактора
      • 3. 1. 1. Общие положения
      • 3. 1. 2. Условия проведения испытаний
      • 3. 1. 3. Измерительная аппаратура
      • 3. 1. 4. Измерения внешнего шума
      • 3. 1. 5. Измерения шума (внутреннего) в кабине оператора
    • 3. 1. б Измерения шума выхлопа
      • 3. 1. 7. Измерения прочих параметров
      • 3. 1. 8. Измеряемые величины
    • 3. 2. Модели испытываемых глушителей
    • 3. 3. Испытательные стенды
      • 3. 3. 1. Общие положения
      • 3. 3. 2. Стенд для «прозвучивания» глушителей
      • 3. 3. 3. Стенд с реальным двигателем
      • 3. 3. 4. Стенд для холодной продувки глушителей
    • 3. 4. Обработка результатов измерений
    • 3. 5. Оценка точности измерений эффективности глушителей
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛУШИТЕЛЕЙ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И
  • АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
    • 4. 1. Связь эффективности и противодавления в глушителях с их конструктивным исполнением
      • 4. 1. 1. Данные о средней эффективности испытываемых моделей глушителей
      • 4. 1. 2. Связь эффективности и противодавления глушителя с объемом
      • 4. 1. 3. Влияние перфорации и числа камер
      • 4. 1. 4. Влияние поворота потока на выходе из глушителя
      • 4. 1. 5. Влияние звукопоглощения
      • 4. 1. 6. Влияние взаимного расположения входного и выходного патрубков
      • 4. 1. 7. Сравнение глушителей различного конструктивного исполнения
      • 4. 1. 8. Сравнение глушителей с различным числом т
      • 4. 1. 9. Влияние диаметра выходного патрубка
      • 4. 1. 10. Влияние резонансного элемента в глушителе
      • 4. 1. 11. Влияние формы корпуса глушителя
    • 4. 2. Исследование глушителей как акустических фильтров
    • 4. 3. Влияние параметров струи на эффективность глушителей
    • 4. 4. Описание процессов, происходящих в глушителях
    • 4. 5. Эмпирическая формула оценки эффективности глушителей
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГЛУШИТЕЛЕЙ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ
  • КОНСТРУКЦИЙ
    • 5. 1. Рекомендации по проектированию и выбору глушителей
    • 5. 2. Разработка конструкций глушителя шума выхлопа тракторов
    • 5. 3. Апробация предложенного глушителя
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Снижение шума транспортных машин глушителями: На примере трактора МТЗ 82 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортные машины — наиболее массовая продукция машиностроения. В год во всем мире производятся миллионы грузовых и легковых автомобилей, тракторов, строительно-дорожных машин. Большинство транспортных машин оборудуется двигателями внутреннего сгорания, при работе которых возникает шум высокой интенсивности. Этот шум излучается как в окружающую среду, приводя к акустическому загрязнению, так и проникает в кабины, на рабочие места операторов, создавая угрозу здоровью работающих. Основным источником акустического загрязнения в городах является автомобильный транспортно строительно-дорожные машины нередконаиболее интенсивные источники шума, расположенные в жилой застройке. Масштабы воздействия акустического загрязнения в городах огромны, от 30 до 50% населения подвергаются действию шума, превышающего нормы. Повышенный шум по данным специалистов является причиной почти 30% заболеваний в городах, где акустическое загрязнение, характеризуемое эквивалентным уровнем звука, достигает 70−75 дБЛ (норма в дневное время — 55 дБА), т. е. превышение достигает 15−20 дБЛ или в 3−4 раза по субъективному ощущению громкости.

Повышенный шум, действию которого подвергаются операторы транспортных ' машин, при длительном воздействии приводит к ухудшению слуха, снижению работоспособности и даже к тугоухости.

Проблема защиты от шума является важной научно-технической проблемой. Защита от шума — приоритетное направление развития современного общества. Защита от шума осуществляется по многим направлениям, к главным из которых следует отнести разработку норм и законов по борьбе с шумом, создание методов и средств защиты от шума. Так, идет непрерывное ужесточение норм по внешнему шуму автомобилей, за последние 30 лет нормы шума разных групп автомобилей снижены на 10−14 дБА, что соответственно потребовало и разработки средств, обеспечивающих требуемое снижение шума. Ужесточились также и нормы шума тракторов и строительно-дорожных машин. Так, в нашей стране нормы шума в кабинах транспортных машин за последние 30 лет снижены на 10 дБА.

Общая тенденция развития транспортных машин — повышение скоростей, мощности силовых установок, а также непрерывный рост числа транспортных систем. Все это ведет к увеличению излучаемого транспортными машинами шума, а также увеличению акустической нагрузки на операторов и в окружающую среду. Современные транспортные машины оборудованы комплексом эффективной шумозащиты: звукоизолирующими кабинами, капотами, глушителями шума выхлопа и всасывания двигателей внутреннего сгорания, системами виброизоляции двигателей, кабин и пр., обеспечивающих высокое снижение шума, Но по мере роста мощности силовых установок.

• и возрастания требований по шумозащите эффективность этих средств становится недостаточной. Чтобы обеспечивать новые требования по шумозащите необходимо разрабатывать новые средства, исследовать и совершенствовать имеющиеся.

К основным источникам шума транспортных машин, оборудованных двигателями внутреннего сгорания, относится шум выпуска. Шум незаглушенного выпуска может достигать 140 дБА (болевой порог), что во много раз превосходит шум всех остальных источников. Поэтому все без исключения транспортные машины оборудуются штатными глушителями шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания. Разработка глушителей шума выхлопа — важное направление шумозашиты транспортных машин. В области разработки и производства глушителей работают сотни фирм и тысячи специалистов. В этой области отсутствует сколько-нибудь серьезная унификация, почти к каждой повой транспортной машине создается свой глушитель. Глушители «Volvo» не похожи на глушители «BMW», а глушители «Caterpillar» — на глушители «Komatsu».

Несмотря на большое число разработок в области глушителей остается ряд невыясненных вопросов. К главным проблемам, па наш взгляд, следует отнести отсутствие научно обоснованных требований к акустической эффективности, а также обобщенных и практически реализуемых рекомендаций по проектированию глушителей.

Цель работы — разработать научно обоснованные требования к выбору глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания на транспортные машины, разработать рекомендации по проектированию глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания транспортных машин для снижения акустического загрязнения и внутреннего.

• шума.

Научная новизна: в диссертации обоснованы и разработаны научные методы выбора и проектирования глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания. При этом решены следующие задачи:

1. Разработаны методики определения вклада шума выхлопа во внешнее и внутреннее звуковые поля транспортных машин и определения акустических требований к системе шумоглушения в газовыпускном тракте двигателей ф внутреннего сгорания.

2. Установлена связь между основными конструктивными параметрами глушителей, их акустическими характеристиками и противодавлением.

3. Уточнена физическая картина акустических процессов, происходящих в глушителях шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания, связанная как с акустическими, так и с аэродинамическими процессами.

4. Предложена эмпирическая формула для оценки акустической эффективности реактивных и абсорбционных глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания.

Практическая ценность работы:

1. Разработаны рекомендации по проектированию глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания.

2. Определены акустические требования к глушителю шума выхлопа для трактора МТЗ — 82.

3. На основании разработанных рекомендаций разработана конструкция глушителя шума выхлопа для тракторов, испытания которой на тракторе МТЗ-82 показали ее высокую эффективность.

Внедрение результатов работы осуществлено ООО «Автокомплект» г. Санкт-Петербург, Колпино для отечественных тракторов и может быть использовано для автомобилей.

Апробация работы. Результаты работы были доложены па II и III школах-семипарах «Новое в теоретической и прикладной акустике» (октябрь 2002, 2003 гг., С-Пб), на научно-технических советах ООО «Автокомплект» (ноябрь, март 2003 г.) и на заседании кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Балтийского государственного технического университета им. Д. Ф. Устинова «Военмех» (март 2004 г.).

Публикации. Опубликовано б работ, в том числе 4 — по теме диссертации. Теоретические результаты исследований обобщены в докладе, принятом для публикации в трудах XI международного конгресса по звуку и вибрации, Санкт-Петербург, 5−8 июля 2004 г.

На защиту выносятся:

— методика определения вклада выхлопа во внешнее и внутреннее звуковые поля транспортных машин;

— методика расчетного определения акустических требований к системе шумоглушения в газовыпускном тракте двигателей внутреннего сгорания;

— результаты исследования по установлению связи между основными конструктивными параметрами глушителей, их акустическими характеристиками и противодавлением;

— объяснение физической картины шумоглушения в глушителях;

— ориентировочная эмпирическая формула для расчета эффективности глушителей;

— рекомендации по проектированию глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания транспортных машин;

— конструкция глушителя шума выхлопа для тракторов.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, основных выводов, списка.

Выводы по главе.

1. Разработаны рекомендации по проектированию и выбору глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания транспортных машин, основное внимание уделено объему расширительной камеры глушителя, числу камер, звукопоглощению, перфорации и поворотам потока газов.

2. На основании результатов выполненных исследований предложена опытная конструкция глушителя шума выхлопа тракторов. Глушитель комбинированного типа состоит из трех камер, имеет перфорированные трубки и перегородки, звукопоглощение и поворот потока на 90° на выходе, и не содержит резонансных элементов.

3. Испытания показали, что эффективность опытного глушителя более чем в 2 раза выше эффективности штатного, и достигает 15 дБА (6−16 дБ в нормируемом диапазоне частот), противодавление не превышает рекомендуемых значений (500−550 мм вод. ст.). Глушитель принят ООО «Автокомплект» для серийного внедрения на тракторах.

Заключение

.

1. Разработаны расчетные схемы и предложены математические модели, описывающие вклад шума выхлопа во внешнее звуковое поле транспортной машины, с учетом вклада прямого звука, отраженного от близрасположсппой отражающей поверхности (вторичный излучатель звука), и отражения от онорной поверхности. Разработаны расчетные схемы и предложены математические модели, описывающие вклад шума выхлопа в кабину с учетом прямого звука (через близрасположснную панель) и дифрагированного звука (через боковые и заднюю панели).

2. Разработана методика определения требуемого снижения шума выхлопа, т. е. требований к глушителю шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания во внешнее и внутреннее звуковые поля транспортных машин, определения числа основных источников шума и нормативных требований. В качестве примера с учетом разработанной методики были получены дополнительные требования к глушителю шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания на тракторе МТЗ-82, которые составили в среднем 5−10 дБ в широком диапазоне частот.

3. На основании анализа современных конструкций глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на машинах фирмы «Caterpillcr» разработано свыше 30 моделей глушителей для испытании. Разработаны конструкции трех типов испытательных стендов: для прозвучивания искусственным источником шума, для продувки холодной струей воздуха под давлением и испытаний на реальном двигателе.

4. Выполненные исследования 31 модели глушителей на реальном двигателе позволяют сделать следующие выводы:

— увеличение объема глушителя увеличивает его эффективность на низких и средних частотах (до 500 Гц) и не влияет на эффективность на высоких частотах. При этом противодавление полой камеры несколько снижается;

— к числу наиболее важных конструктивных элементов, осуществляющих организацию газового потока в глушителе, относятся перфорированные трубки: перегородки: применением перфорации достигается эффективность в широком диапазоне частот, эффективность глушителя возрастает с увеличением площади перфорации, но с увеличением ее заметно возрастает и противодавление, мелкая перфорация (5−7 мм.) предпочтительнее крупной;

— применение в конструкции глушителя устройства, осуществляющего поворот газов на выходе из глушителя, обеспечивает заметное повышение эффективности в среднеи высокочастотном диапазонах, при этом противодавление существенно не меняется;

— применением звукопоглощения эффективность глушителя существенно возрастает (по эффективности предыдущая и эта меры сравнимы) в среднеи высокочастотном диапазонах, при этом можно не стремиться к максимальному покрытию звукопоглощающим материалом внутренних поверхностей, т.к. даже небольшое (25−50%) по площади звукопоглощение оказывает заметный вклад на эффективность глушителяпри применении звукопоглощающей облицовки противодавление несколько снижается;

— также конструктивные особенности как взаимное расположение входного и выходного патрубков, разумное изменение диаметра входного или выходного патрубков, соотношение диаметра корпуса глушителя к диаметру входного патрубка не сказываются заметно па эффективности глушителей, применение принципа Всптури на выходе из глушителя несколько снижает его противодавление;

— применение резонансного элемента в определенных условиях может увеличить эффективность рассматриваемого глушителя в узком диапазоне частот;

— форма корпуса глушителя не влияет на его акустическую эффективность, но глушители эллипсовидной формы обладают меньшим противодавлением.

5. Выполненные на стендах эксперименты по «прозвучиванию» и продувке глушителей холодной струей позволили выявить, что глушитель следует рассматривать как конструкцию, снижающую интенсивность звука в глушителе (акустический фильтр) и как систему, преобразующую параметры движущейся струи (давление и скорость) и тем самым снижающую звук от струи, выходящей из глушителядля основных конструктивных элементов глушителей получена физическая картина, объясняющая их шумоглушение.

6. Получена приближенная эмпирическая формула расчета эффективности исследуемых глушителей в зависимости от их объема, наличия звукопоглощения, числа камер и пр. основных конструктивных элементов (число камер, объем расширительной камеры, поворот газового потока, перфорация, площадь звукопоглощения). Сравнение расчетов с экспериментом показали, что в основном их точность лежит в пределах ±3 дБ в нормируемом диапазоне частот.

Несмотря на приближенный характер, формула позволяет выполнить оценку глушителей на стадии проектирования.

Разработаны рекомендации по проектированию и выбору глушителей шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания транспортных машин, основное внимание уделено объему расширительной камеры глушителя, числу камер, звукопоглощению, перфорации и поворотам потока газов.

На основании результатов выполненных исследований предложена опытная конструкция глушителя шума выхлопа тракторов. Глушитель состоит из трех камер, имеет перфорированные трубки и перегородки, звукопоглощение и поворот потока на 90° на выходе, и не содержит резонансных элементов. Испытания показали, что эффективность опытного глушителя более чем в 2 раза выше эффективности штатного, и достигает 15 дБА (6−16 дБ в нормируемом диапазоне частот), противодавление не превышает рекомендуемых значений (500 550 мм вод. ст.). Глушитель принят ООО «Автокомплект» для серийного внедрения на тракторах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.В., Полосин М. Д. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин.Учеб. для нач. проф. образования. — М.: ИРПО- Изд. центр «Академия», 2000. — 488с.
  2. Гидравлические экскаваторы и навесное оборудование. М.: СТК «Техстройконтракт», 2002. — 59 с.
  3. Г. В., Ронинсон Э. Г. Бульдозеры, скреперы, грейдеры. М: Высшая школа, 1991.-334 с.
  4. Строительно-дорожные машины: По состоянию на 1 сент. 1988 г./ сост. Лившиц М. Г. и др. М.:ВНИИКИ, 1988. — 64с.
  5. Г. И., Петренко A.M. Тракторы: Устройство и техническое обслуживание. М.:Транспорт, 1999. -221с.
  6. Тракторы: Конструкция. Учеб. для ВУЗов под ред. И. П. Ксеневича, В. М. Шарипова. М.: Машиностроение, 2000. — 821 с.
  7. Техника для строительства, коммунальных, землеройных работ/ОАО «Михнев, ремонтно-механический завод». М.: МРМЗ, 2002. — 14с.
  8. В.А. Современные и зарубежные экскаваторы: Учеб. пособ. Пермь: Перм. гос. тех. ун-т., 1999. — 59 с.
  9. А.А. Дорожные машины. М.: Машиностроение, 1987. — 416 с.
  10. СН 2.2.4/2.1.8.562−96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. -М., 1997.-20с.
  11. Техническая акустика транспортных машин: Справочник/ Л. Г. Балишанская, Л. Ф. Дроздова, Н. И. Иванов и др.- под ред. Н. И. Иванова. СПб.: Политехника, 1992.-365с.
  12. Н.И., Никифоров А. С. Основы виброакустики: Учебник для ВУЗов -СПб.: Политехника, 2000. 482с.
  13. М.А. Борьба с шумом на тракторах. Под. ред. д.т.н., проф. Чудакова Д. А. Минск: Наука и техника, 1973. — 206 с.
  14. Д.А. Разработка рекомендаций по снижению шума бульдозера.//Труды Второй Всероссийской школы-семинара с международным участием «Новое в теоретической и прикладной акустике», Санкт-Петербург, 17−18 октября 2002.-СПб: БГТУ, 2002. с.240−252.
  15. Г. М. Теоретические и экспериментатьные исследования процессов распространения шума и разработка метода расчета строительно-дорожных машин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, JI.: 1980.
  16. Д.А., Курцев Г. М., Элькин Ю. И. Методика акустических испытаний строительных дорожных машин. / Докл. Первой всероссийской школы-семинара «Новое в теоретической и прикладной акустике», Санкт-Петербург, 17 октября 2002. СПб, БГТУ, с. 82−86.
  17. Д.А. Рекомендации по шумозащите строительно-дорожных машин. / Докл. Второй всероссийской школы-семинара «Новое в теоретической и прикладной акустике», Санкт-Петербург, 17 октября 2002. СПб, БГТУ, 104 -110.
  18. Л.П. и др. Снижение шума в кабине трактора путем нанесения эффективных звукопопоглощающих материалов. «Тракторы и сельхозмашны», 1975, № 5, с.8−9.
  19. Экспериментальное оборудование и методы измерений при исследовании ударно-волновых и аэроакустических процессов: Учеб. Пособ./ В. К. Ерофеев, Е. А. Угрюмов, В. Н. Усков, В. П. Шалимов. СПб.: БГТУ, 2001. — 59 с.
  20. В. Н., Горшков Г. Ф. и др. Методы научных исследований в механике: Учеб. пособ. СПб.: БГТУ, 1997. — 48 с.
  21. С.В., Тольский В. Е. Автомобильные глушители: современные требования, тенденции развития, методы расчета и испытаний.//Электронный журнал «Техническая акустика» http://webcenter.ru/~eeaa/ejta 1(2001). — 4.1−4.8
  22. Н.И. Борьба с шумом и вибрацией на путевых и строительных машинах. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1987. — 223 с.
  23. В.Н., Клячко Л. Н. Росин Г. С. Защита от шума и вибрации в черной металлургии. М.: Металлургия, 1976. — 248с.
  24. В.Н. Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1971.-271с.
  25. И.И. Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах. Л.: Судостороение, 1971.-416с.
  26. Аэрогидродинамический шум в технике./Под ред. Р. Хиклинга. М.: Мир, 1980.-336с.
  27. Справочник по технической акустике./ Под. ред. М. Хекла и Х. А. Мюллера. -Л. Судостроение, 1980. 437с.
  28. Noise and Vibration Control Engineering. Principles and Applications./Ed. by Leo L. Beranek, Istvan L. Ver, N.Y. John Willey and Sons Inc. 1992. — 804p
  29. Двигатели внутреннего его ран и я./Учеб для ВТУЗов. Под ред. Орлина М: Машгиз, 1972−456с.
  30. Г. П. Двигатели внутреннего сгорания, автомобили, тракторы и их эксплуатация. М.: ВШ, 1989. — 319с.
  31. .Е. Основы теории и динамика автомобильных и тракторных двигателей. Минск: ВШ, 1980. — 71с.
  32. Метод моделирования глушителей поглотителей. (Modelle zur Berechnung von Absorptionsschalldampfern in Abgasanlagen.) — Teil 1/ Lehringer Frank// MTZ. -1998.-59.-№ 6.-p. 362−366.
  33. Метод проектирования глушителей шума выхлопа судовых двигателей. /Zhang W., Yu Fang//Chuanbo gongcheng=Ship. Eng. 1996. — № 5. — p.39−41.
  34. Оценка методов анализа акустических характеристик глушителей шума выпуска. (Evolution of several methods on muffler acoustic modeling.)/ Lai Peter C.- C. // Noise Contr. Eng. J. 1998. — 46, № 3. — p. 109−119.
  35. Показатели акустической эффективности глушителей./ Терехов А. С., Гулезов С. С., Белякин С. К., Ткаченко ЮЛ.// Вестн. Акад. трансп. Рос. Федер. 1999ю -№ 2. — с.265−267.
  36. Способ оптимизации конструкции глушителя шума выхлопа./ Weng Honglin, Zhou Baokun// Fujian nongyc daxue xuebau=J. Fujian Agriculture Univ. 1999. -28, № 3.-p.367−371.
  37. Расчет глушителя шума выпуска. (A numerical analysis for perforated muffler components with mean flow.) Wang Chao-Nan // Trans. ASME. J. Vibr. and Acoust.- 1999.- 121,№ 2.-p.231−236.
  38. Расчет глушителя шума выпуска. (Numerical estimation of end corrections in extended-duct and perforated duct mufflers.) Torrcgrosa A.J., Broath A., Payri R., Gonzalez F. //Trans. ASME. J. Vibr. and Acoust. 1999. — 121, № 3. — p.302−308.
  39. Математическая модель глушителя шума выпуска. Dong Zhengshen, Su Qin, Li Su // Hebei gongue daxue xuebau = J. Hebei Univ. Technol. 1999. — 28, № 6. -p.46−50.
  40. Математическое моделирование глушителей шума выпуска. Chang Zhi-hong, Liu Jian, Hao Min, Li Xi sha. (School of Mechanical Eng., Hebei University of technology)// Hebei gongue daxue xuebau = J. Hebei Univ. Technol. 2000. — 29 № 6 — p.89−92.
  41. Peter C.-C. Lai Evaluation of several analytical methods on muffler acoustic modeling.//Noise Control Engineering J. 1998. — v.46 (3). -p.109−119.
  42. Bilawchuk S., Fyfe K.R. Comparison and implementation of the various numerical methods used for calculating transmission loss in silencer systems.// Applied Acoustics. 2003. — vol. 64. — p. 903−916.
  43. Sathyanarayana Y" Munjal M.L. A hybrid approach for aeroacoustic analysis of the engine exhaust system. // Applied Acoustics. 2000. — vol. 60. — p. 425−450.
  44. Chao-Nan Wang. A numerical scheme for the analysis of perforated intruding tube muffler components.// Applied Acoustics. 1995. — vol. 44. — p, 275−286.
  45. Глушитель шума выпуска. (Exhaust muffler). Патент 5 326 943 США, Schmid J., N 15 615, Заявл. 27.12.93, опубл. 05.07.94
  46. Глушитель шума выпуска с изменяемым проходным сечением. Заявка 472 408 Япония, МКИ F01 N7/02, Итиномия Т., Ниссан сятай к.к., N 2−181 823, Заявл. 10.07.90, Опубл. 06.03.92, Кокай токке кохо. Сер.5, 1992,20, 57−63
  47. Глушитель шума выпуска. Заявка 4−81 507 Япония, МКИ F0I N1/08, В 63 Н 21/32, Накамура Ю. N 2−193 217, Заявл. 20.07.90, Опубл. 16.03.92, Кокай токке кохо. Сер.5,1992,22, 75−89.
  48. Глушитель шума выхлопа. Патент 2 022 126 Россия, МКИ F01 N1/12, Кругляк Н. В., Жолнерчик А. Л., Киев. НПО полимер, машиностр. «Большевик», № 5 022 703/06. Заявл. 11.12.91, Опубл. 30.10.94 Бюл. № 20
  49. Глушитель шума. Патент 2 046 621 Россия, МКИ F01 N1/90, Мангушев II.И., Виноградов Ю. В., Точилкин В. И., № 5 064 184/06. Заявл. 14.07.92, Опубл. 10.12.95 Бюл. № 34
  50. Глушитель шума выпуска. (Suction silencer apparatus). Патент 5 647 314 США, МКИ F02 М 35/12 Matsumura Y., Hashiba К., Sonc S. Honda Giken Kogyo K, № 563 389, Заявл. 28.1195, Опубл. 15.07.97
  51. Глушитель. (Muffler.) Патент 5 502 283 США, МКИ F01 N 7/08 Ukai Н., Kometani К., Horie К., Nakayama Т., Toyoda Boshoki К.К., № 400 200, Заявл. 03.0395, Опубл. 26.03.96
  52. Глушитель шума выпуска. (Exhaust muffler structure for internal combustion engine). Патент 5 651 249 США, МКИ F01 N 3/28 Nagao Y., Sato Y., Tsutsui K. Kioritz Corp., № 424 670, Заявл. 18.04.95, Опубл. 29.07.97
  53. Глушитель морского двигателя. (Muffler for marine engines). Патент 5 504 280 США, МКИ F01 N 7/12 Woods Woodrow E., № 484 199, Заявл. 02.04.96
  54. Глушитель шума выпуска. (Adjustable exhaust silencer for vehicles). Заявка 2 313 409 Великобритания, МПК F01 N1/18, Swift N. H., Custom Chrome Ltd., N 9 610 651.3, Заявл. 21.05.96, Опубл. 26.11.97 НПК FIB
  55. Экологический фильтр-глушитель для тракторов. Шкрабак B.C., Митрофанов П. Г., Митрофанов С. П., Докл. 2 Всерос. науч-практ. конф. с междунар. участием «Нов. в экол. и безопас. жизнедеятельности», С-Петербург, 20−22 мая, 1997, Т.1,СПб, 1997, 172−173.
  56. Глушитель. (Passive muffler for low pass frequencies). Пат. 5 200 582 США, МКИ F01 N 1/24, Kraai L. A., Sager R.I.,
  57. Глушитель. (Engine exhaust muffler). Пат. 5 220 137 США, МКИ F01 N 1/08, Howerton Kenneth R., Smith Derrell, N 813 533, Заявл. 26.12.91, Опубл. 15.06.93, НКИ 181/264
  58. Глушитель шума выпуска автомобильного двигателя. (Acoustic muffler with one-piece hausing).
  59. Глушитель шума выпуска. (Sportschalldampfer). Autotechnik, 1993, vol.42, (3), c.49.
  60. Глушитель с изменяемым проходным сечением. (Regelauspuff.) Autohaus, 1992, N 22, p. 66−67.
  61. Глушители шума выпуска. (Muffler assembly of internal combustion engine). Пат. 5 183 977 США, МКИ F01 N 1/08, Horitami Y., Suzuki К. K., N 666 865, Заявл.0803.91, Опубл. 02.02.93, НКИ 181/266
  62. Эффективный глушитель шума. Хараг В. И., Машиностроитель, 1992, № 12, с.14
  63. Глушитель шума выпуска ДВС (I.C. engine exhaust silencer). Заявка 2 255 375 Великобритания, МКИ F01 N1/08, Irvine R., Halman Р.А., Irvine engines Ltd. N 9 209 382.2, Заявл. 30.04.92, Опубл. 04.11.92 НКИ F1В
  64. Глушитель шума выхлопа. А.с. 1 800 075 СССР, МКИ F 01 N 1/08, Кикнавелидзе А. В., Какушадзе М. Р., Цнобиладзе Г. К., Кутаис. автомоб. з-д N 4 858 950/06 Заявл. 14,08.90, Опубл. 07.03.93, Бюл.№ 9
  65. Глушитель шума Ефимика. А.с. 1 802 180 СССР, МКИ F 01 N 1/02, Ефимик А. И., Юденко В. А. N 4 910 978/06 Заявл. 13.02.91, Опубл. 15.03.93, Бюл.№ 10
  66. Глушитель шума ДВС. А.с. 1 776 833 СССР, МКИ F 01 N 1/08, Груданов В. Я., Могилев, технол. ин-т. N 4 889 755/06 Заявл. 10.12.90, Опубл. 23.11.92, Бюл.№ 43
  67. Глушитель шума. А.с. 1 776 834 СССР, МКИ F 01 N 1/10, Лукьянов В. П., Запорож. автомоб. з-д Коммунар. N 4 879 806/06 Заявл. 02.11.90, Опубл.2311.92, Бюл.№ 43
  68. Глушители шума. (Der Schalldampfer.) Autofachmann, 1993, N 10, р.9−12
  69. Глушитель. (Muffler with gasdispersing shell and sound-absorption layers.) Пат. 5 892 186 США, МПК F 01 N 1/10, Flugger R.T., Flowmaster Inc., N 963 110, Заявл. 03.11.97, Опубл. 06.04.99, НПК 181/252.
  70. Резонатор, объединенный с глушителем шума выхлопа ДВС (резоглушитель). Патент 2 125 167 Россия, МПК F01 N1/08, Кояков В. Ф., кояков О.В., Кояков С. В. № 96 108 017/06. Заявл. 16.04.96, Опубл. 20.01.99 Бюл. № 2
  71. Глушитель шума выхлопа ДВС. Патент 2 148 723 Россия, МГ1К F01 N1/10, Сапкин Ю. Н., Лазарев Е. К., Еремин Н. В., Ульян, гос. техн. ун-т., № 97 104 937/06. Заявл. 28.03.97, Опубл. 10.05.2000 Бюл. № 13
  72. Глушитель. (Pneumatic hand tool exhaust muffler.) Пат. 5 952 623 США, МПК F 01 N 3/02, Sterling R.E. N 08/999 588, Заявл. 13.01.98, Опубл. 14.09.99, НПК 181/230.
  73. В.Д., Солонцова Л. С. Глушители выпуска и способы очистки отработавших газов за рубежом. М., 1971. 168с.
  74. Глушитель шума ДВС. А.с. 1 802 181 СССР, МКИ F 01 N 1/08, F 02 В 'Гютюма В.Д., Акад. паучн. комплекс ИТМО им. А. В. Лыкова. N 4 918 708/06 Заявл. 24.01.91, Опубл. 15.03.93, Бюл.№ 10
  75. Глушитель шума выпуска (Schalldampfer). Заявка 4 039 697.5 ФРГ МКИ F 01 N 1−02, Zupritt Michael- Заявл. 12.12.90- Опубл. 17.06.92
  76. Устройства подавления шума на выпуске ДВС. (In-line constricted sound-attenating system). Пат. 5 123 501 США, МКИ F01 N 7/00, Rothman James С., Reinbart Ch. O., Monson D.R., Donaldson Co. Inc. N 260 818, Заявл. 21.10.88, Опубл. 23.06.92, МКИ 181/239.
  77. Глушитель шума выпуска. (Muffler for internal combustion engine). Пат. 5 992 560 США, МПК F01 N 1/10, Ibiden Co., Ltd., Matsuoka II., Sakashita K., Yamada K., Nishikawa Y., Fukushma Koji., N 08/945 177, Заявл. 20.11.96, Опубл. 30.11.99, НПК 181/252.
  78. Глушитель шума двигателя. (Muffler dcvice.) Пат. 5 929 398 США, МПК F 01 N 1/08, Ibiden Co., Ltd., Matsuoka H., Sakashita К., Yamada К., Nishikawa Y" Fukushma Koji., N 09/31 676 Заявл. 27.02.98, Опубл. 27.07.99, НПК 181/272.
  79. Глушитель. Silencer. Двухрежимный глушитель. (Bypass muffler.) Пат. 5 959 263 США, МПК F 01 N 1/00, Foltz G.H., Biggs Manufacturing Inc. N 09/74 350 Заявл. 07.05.98, Опубл. 28.09.99, НПК 181/254.
  80. Глушитель шума выпуска ДВС. Патент 2 117 777 Россия, МПК F 01 N 1/08, Пешков А. А., ЗАО Центр междунар. дслов проектов Интербизпсспроект, № 94 028 127/05, Заявл. 21.03.94, Опубл. 28.05.98 Бюл. № 6
  81. Глушитель шума двигателя. (Muffler device.) Пат. 5 929 398 США, МПК F 01 N 1/08 Amino Н., Furukawa К., Honda Giken Kogyo К.К., N 09/31 676 Заявл. 27.02.98, Опубл. 27.07.99, НПК 181/272.
  82. Активный глушитель шума выпуска. (Actively sound reduced muffler having venturi effect configuration.) Патент 2 121 908 Канада, МКИ F 01 N 1/06, Langley A.J., Noise Cansellation Technologies, Inc., Заявл. 30.10.91, Опубл. 16.09.97
  83. Глушитель шума выпуска ДВС. Патент 2 090 763 Россия, МКИ F 01 N 1/10, Пешков А. А. Заявл. 05.07.94, Опубл. 20.09.97, Бюл. № 26.
  84. Глушитель шума выхлопа ДВС. Патент 2 056 507 Россия, МКИ F 01 N 1/08, Задорожный В. М., № 5 025 487/06 Заявл. 31.01.92, Опубл. 20.03.96, Бюл. № 08.
  85. Глушитель шума выпуска ДВС. Патент 20 559 079 Россия, МКИ F 01 N 1/02, Грибанов И. А., Асанов В. И., Гоголев В. В., Корелин Н. С., Перм. университет, № 93 035 617 Заявл. 14.07.93, Опубл. 27.04.96, Бюл. № 12.
  86. Глушитель шума. (Resonator type silencer.) Пат. 5 283 398 США, МПК Е 04 F 17/04 Kotera Н., Ohki Sh., Tsuchiya Mfg. Co., Ltd., N 925 332 Заявл. 06.08.92, Опубл. 01.02.94, НКИ 181/224.
  87. Глушитель шума выпуска для автомобильных двигателей. (Broad band low frequency passive muffler.) Патент 5 350 888 США, МКИ F 01 N 1/00, Sager R.L., Kraii L.A., Tennessee Gas Pipeline Co., № 168 574 Заявл. 16.12.93, Опубл. 27.09.94, НКИ 181/247.
  88. Глушитель шума выпуска. (Exhaust muffler combining components made of different materials.) Патент 5 340 952 США, МКИ F 01 N 7/18, Takiguchi S., Honda Giken Kogyo K.K., № 960 635 Заявл. 14.10.92, Опубл. 23.08.94, НКИ 181/182.
  89. Резонансный глушитель шума. (Resonator type silencer having plural resonance chambers.)
  90. Глушитель шума и способ сборки глушителя. Патент 2 037 056 Россия, МКИ F 01 N 1/00, Агудалин М. Ф., Козыренков В. В., Олефиренко Ю. М., № 5 064 650/06 Заявл. 18.06.92, Опубл. 09.06.95, Бюл. № 16.
  91. Глушитель шума выпуска (Sportschalldampfer.) Autotechnik, 1995, 44, (11−12), 66.
  92. Глушитель шума. Патент 2 050 447 Россия, МКИ F 01 N 1/08, Кояков В. Ф., Кояков О. В., Кояков С. В. № 93 013 507/06 Заявл. 16.03.92, Опубл. 20.12.95, Бюл. № 35.
  93. Глушитель шума. Патент 2 051 278 Россия, МКИ F 01 N 1/00, Допик В. Д., Савченко П. С., Эрастов Е. В., Николаев А. С., Авиац. науч.-техн. комплекс им. О. К. Антонова, № 5 039 787/06 Заявл. 24.04.92, Опубл. 27.12.95, Бюл. № 36.
  94. Глушитель шума выхлопа ДВС. А.с. 1 554 486 СССР, МКИ F 01 N 1/00, Храмов А. Ф., Латыйпов С. Т., кам. Об-ние по пр-ву большегруз, автомобилей, № 4 396 764/06 Заявл. 24.03.88, Опубл. 27.11.95, Бюл. № 33.
  95. Глушитель шума выхлопа ДВС. Патент 2 061 883 Россия, МКИ F 01 N 1/10, Басов В. А., № 93 050 085/06 Заявл. 13.10.93, Опубл. 10.06.96, Бюл. № 16.
  96. Глушитель шума выпуска. (Silencieux pour courant gaseux.) Заявка 2 713 702 Франция, МКИ F 01 N 1/10, Boet J., S.A. Andre ВОЕТ, № 9 314 976, Заявл.1412.93, Опубл. 18.06.95.
  97. Устройство для глушения шума выпуска. (Abgasanlage fur Verbrennungsmotoren). Заявка 19 500 781 ФРГ, МКИ F 01 N 7/08, Coulon J-M., Heinrich Gillet GmbH & Co KG, № 19 500 781/6, Заявл. 13.01.95, Опубл. 10.08.95.
  98. Глушитель шума выпуска. (Muffler for internal combustion engine.) Патент 5 304 749 США, МКИ F 01 N 1/08, Crandell R., № 47 707, Заявл. 14.04.93, Опубл.1904.94, НКИ 181/264.
  99. Глушитель шума. Патент 2 027 869 Россия, МКИ F 01 М 1/06, Евстафьев Н. Н., № 4 690 633/06 Заявл. 16.05.89, Опубл. 27.01.95, Бюл. № 3.
  100. Глушитель шума выпуска. (Exhaust muffler.) Пат. 5 907 135 США, МПК F 01 N 7/18, Hayakawa М., Mitsyuoshi Н., Masuda Y., Honda Giken Koguo К.К., № 08.8 788 296- Заявл. 20.06.97- Опубл. 25.05.99, НПК 181/282.
  101. Исследование механизма снижения уровня шума выпуска. (Schallabstrahlungsmec-hanismen und Stromungsgerausche von Schalidampferanlagen). Erchard Ch" Rosenberg H., VDI-Ber., 1992, (938), P. 91 100
  102. Экология и автомобиль. (La risposta «ecologica» dell’industria automobilistica). Valletrisco M., De Clemente I., Eco, 1993, vol.11 (5).-p. 16−18.
  103. Система снижения токсичности и шума на выпуске двигателя (Noise emission control apparatus). Пат. 5 184 464 США, МКИ F3/28, Herris Harold L., Herris International Sales Corp., № 688 674- Заявл. 22.04.91- Опубл. 09.02.93, ИКИ 60/299.
  104. Волокнистые материалы и составляющая шума выпуска. Надарейшвили Г. Г., Малышев Ю. В., Громов В. Б., Исаев В. В., Галивко Ю. В., Тюрин В. П. Автомобильная промышленность. 1999- № 4- с.34−35
  105. Kruger J., Leistner P. Noise reduction with actively absorbing siIencers.//App!ied Acoustics. 1997. — vol.51.-№ 2.-pp. 113−120.
  106. Shimode S. Acoustical Properties of Porous Material and Dissipative Silencers With Several Gas Media.//Acoustica. 1982/83. — vol.52. — № 2. — p.98−105.
  107. Характеристики глушителей шума выпуска абсорбционного типа. / Absorptionsschalldampfcrn in Abgasanlagen. Jebasinski Rolf// ATZ. 2000. — 102, № 1. -p.58−63.
  108. Снижение шума потока в воздуховодах акустическим. Стенин В. А., Лычаков Л. И. Изв. вузов. Машиностроение, 1997, (1−3), 52−55.
  109. Вопросы акустики в глушителе резонансного типа. Зинатуллин В. Ш. (МГСУ). Изв. Акад. пром. экол. 2000, № 4, с.65−67.
  110. Микрогидродинамика и акустика глушителей-резонаторов. (Microfluid dynamics and acoustics of resonantliners). Tam Christopher K.W., Kurbatskii Konstantin A. AIAA Journal. American Institute of Aeronautics and Astronautics. 2000. 38, № 8, 1331−1339.
  111. Особенности волноводных и резонансных глушителей шума. Баженов Д. В., Баженова Л. А., Римский-Корсаков А.В., Акустическая жизнь, 1996, 42, (5), 597 603.
  112. El-Sharkawy A.I., El-Chazly N.M. Effect of tailpipe reflections on resonator-muffler performance.//Applied Acoustics. 1988. — vol.24. — № 2. — pp.145−155 .
  113. Регулируемый глушитель шума. (Entwicklung, Erprobung und Seirencinsatz cines neuartigen semiaktiven Schalldampfers.) Ozlok Т., Weltens H., Bielert F., Garcia P. ATZ Automobiltechnische Zeitschrift. 1999. — vol.101. — 1. — pp.40−46.
  114. Регулируемый глушитель шума выпуска. (Elfinger G., Hahnt W., Innovative Losung fur semiaktive.) ATZ Automobiltechnische Zeitschrift. 2001. — vol.103, Sonderausgang. — pp.56−58.
  115. Inaba M., Saigo F., Hayakava Y., Hanibuchi Y. Low-noise and Low-pressure Control Technology for Automotive Exhaust Systems. //JSAE Review. 1989. -vol.10.-№ 1.-p. 71−73
  116. Suyama E., Inaba M., Mashito R. Characteristics Of Dual Mode Mufflers. //Journal of Society of Automotive Engineers. 1989.-N 890 612. — p. 9−15.
  117. Совершенствование выпускных систем. Der Abgassystem-Spezialist aus dem Schwarzwald. «Stuka Martin. Autom. Eng. Partner». 2001, № 3, c.20−23.
  118. Акустический дизайн и разработка констукций активных глушителей низкочастотного шума систем газообмена ДВС. Васильев А. В. Науч. тр. Сер. 4. Русен. учив. 1999. 37, 107−124.
  119. Экспериментальное исследование активного глушетеля шума. Asaka Н., Nisida К., Saito К., Jap. Soc. Mech. Eng., 2000, 66, (645), 86−92
  120. Метод и устройство снижения шума выхлопных потоков. (Noise cancellation method and apparatus.) Acoust. J. Soc. Am., 1998, (3), 1246
  121. Устройство для снижения шума двигателя. (Engine noise reduction apparatus.) Acoust. J. Soc. Am., 1998, № 3, p. 1246
  122. Способ оптимизации конструкции глушителя шума выпуска. Wcng Н., Zhou В., J. Fujian Agr. Univ., 1999, 28, № 3, р.367−371 144. 00.06−99.180 Новый тип выпускной системы. (Manifold blessings.) Beard J., New Sci., 1999, 161, (2178), 5
  123. Акустическая нелинейность круглых отверстий. (Acoustic nonlinearity of a circular orifice: An experimental study of the instaneous pressure/flow relationship.) Dickey N.S., Selamet A., Noise Contr. Eng. J., 1998,46, (3), 97−102
  124. . А.С. Встроенный реактивный глушитель шума.//Безопасность жизнедеятельности. 2003. — № 1. — с. 20−23.
  125. K. Garrett. Engine silencing changes in emphasis.// Engineering. — 1975. vol.215. -№ 3. — p.214−217.
  126. Выпускная система автомобиля BMV 740d. (Noue Abgasanlagen fur den BMW Z3 roaster.) Griebel C., Mullcr A., Riedl W. ATZ Automobiltechnische Zeitschrift. -1999. vol. 101, (6), — pp.464−469.
  127. Система выпуска автомобиля. Mersedes SL 500, Die Abgasanlagc des Mersedes SL 500.// MTZ Motortechnische Zeitschrift.-2002.-№ 1(65). -pp.6−8, 10−12, 14.
  128. А.С. Снижение шума колесных тракторов глушителями (на примере трактора К-701м). Автореф. дис. канд. техн. наук. JL, 1991. — 19с.
  129. Jack B. Evans. Engine test cell noise design with performance validation results.// Journal Of Low Frequency, Vibration And Active Control. 2002. — vol.21. — № 4. -pp. 207−218
  130. Olszok Т., Bielert F., Garcia P. Entwickiung, Erprobung und Serieneinsatz eines neuartigen semi-aktiven Schalldampfers.// ATZ Automobiltechnische Zeitschrift. -1999. vol. 101. — № 1. — pp.40−46.
  131. Lehringcr F. Modelle zur Berechnung von Absorptions-schalldampfern in Abgasanlagen.// MTZ Motortcchnische Zeitschrift. 1998. — № 6(59). — pp.362−366.
  132. Глушители шума. (Baugruppen eines Kraftfahrzeugs. Teil 5: Der Schalldampfer). Autofachmann. 1999.№ 11−12, p. 17−20.
  133. РД 22−20−79 Машины строительные и дорожные. Методы определения шумовых характеристик на рабочих местах и внешнего шума.
  134. ISO 6393 Акустика Измерение внешнего шума, производимого землеройными машинами — Статические условия испытаний
  135. ISO 6394 Акустика Измерение шума в кабине оператора, производимого землеройными машинами — Статические условия испытаний
  136. А.И. Методы и техника измерений параметров газового потока. М.: Машиностроение, 1996. — 378с.
  137. ГОСТ Р 41.59−2001 (Правила ЕЭК ООН № 59) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителей.
  138. Аэрогидродинамический шум в технике. Под ред. Р.Хиклинга. М.: «МИР», 1980.-336 с.
  139. Ю.Б. Двигатели внутреннего сгорания. (Теория, конструкция и расчет).-М.: Машгиз, 1959.-341с.
  140. Испытания двигателей внутреннего сгорания./Ред. инж. Е. К. Кореи. М.: Машиностроение, 1972.-367с.
  141. В.В. Исследования в области ДВС с внешним подводом тепла. -Тбилиси: Мецниерба, 1985. 124с.
  142. Двигатели внутреннего сгорания: системы поршневых и комбинированных двигателей./ Под. ред. А. С. Орлина. М.: Машиностроение, 1985. -456с.
  143. Denis A. Kuklin, Nickolay I. Ivanov, Marina N. Drobakha. Requirements for Efficient Exhaust Muffler Design.// Proceedings of Eleventh International Congress on Sound and Vibration. 5−8- July, 2004, St. Petersburg, Russia (находится в печати).
Заполнить форму текущей работой