Реализация принципа преемственности как фактор повышения качества экологического образования учащихся общеобразовательного учреждения
Диссертация
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что последовательная реализация принципа преемственности невозможна без оперативной обратной связи, пронизывающей весь процесс экологического образования школьников. Данная связь обеспечивается проведением мониторинга, под которым мы понимаем поэтапный процесс оценки состояния изучаемого явления, анализ факторов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Педагогическое обоснование проблемы реализации принципа преемственности в экологическом образовании учащихся общеобразовательного учреждения
- 1. 1. Состояние и развитие проблемы преемственности в теории и практике школьного экологического образования
- 1. 2. Модель осуществления принципа преемственности в экологическом образовании школьников
- 1. 3. Мониторинг процесса реализации принципа преемственности в экологическом образовании школьников
- Выводы по главе 1
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели осуществления принципа преемственности в экологическом образовании учащихся общеобразовательного учреждения
- 2. 1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Основные направления работы по реализации принципа преемственности в экологическом образовании школьников
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели осуществления принципа преемственности в экологическом образовании школьников
- Выводы по главе II
Список литературы
- Агафонов А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1983.- 166 с.
- Аменд А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Моногр. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1996.- 152 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психологии. 1986. — № 6. — С. 27−34.
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Сов. педагогика. 1993. -№ 2.-С. 23−25.
- Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
- Андриянчик А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1978.-239 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с. Ш
- Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: школа // Сов. педагогика. 1982. — № 11.-С. 30−39.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения педагогических исследований: дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Баллер Э.А. Преемственность // Философ, энцикл.: В 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1967. — Т. 4. — С. 360.
- Батаршев А.В. Преемственность в применении методов и дидактическихприемов обучения на уроке. Таллинн: Валгус, 1989. — 96 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 192 с.
- Белкин А.С. Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 105−112.
- Белкин А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург, 1997.
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304 с.
- Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сб. переводов / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Науч.-изд. центр Бийского пед. ин-та, 1993. — 146 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. К. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Большая Советская энциклопедия: В 30-ти т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1973. — Т. 11.- 608 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол. журнал. 1994. — № 3. — С. 45−51.
- Брушлинский А.В. К психологии творческой деятельности // Человек, творчество, наука: философские проблемы / Тр. Моск. конф. молодых ученых.-М., 1967.-С. 14−15.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
- Бушля А.К. О проблеме преемственности // Нач. школа. 1952. — № 12. -С. 38−48.
- Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 640 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2-х ч. / И. Т. Фролов и др. -М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. — 639 с.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Волгоград, 1996. — С. 115−126.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
- Вербицкий А., Бакшаева Н. Развитие мотивации в контекстном обучении II Alma Mater. 1998. — № 1−2. — С. 47−50.
- Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 41 с.
- Временный государственный обязательный стандарт. Общее среднее образование. Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта. М.: Ин-тобщеобр. школы РАО, Г993. — 13 с.
- Временный государственный обязательный стандарт. Общее среднее образование. Педагогические технологии. М.: Ин-т общёобр. школы РАО, 1993.-№ 3−4.-143 с.
- Временный государственный обязательный стандарт. Общее среднее образование. Физика. Математика. Начальная школа. Химия. Живая природа. Информатика. М.: Ин-т общеобр. школы РАО, 1993. — 20 с.
- Вывгорский В.А. О преемственности между восьмилетней школой и средними учебными заведениями // Сов. педагогика. 1981. — № 10. — С. 25−31.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. -519с.
- Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2000. — 397 с.
- Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: Моногр. -Казань: Изд-во КГПУ, 1999. 204 с.
- Ганелин Ш. И. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5 7 классах. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. — 280 с.
- Гара Н.Н. Педагогические условия обеспечения непрерывного экологического образования в учебно-воспитательном процессе школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 212 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Собр. соч.: В 13-ти т. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937.-Т. 5.-715 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей США и России: Дис.. д-ра пед. наук. Уфа, 2002. — 368 с.
- Гильмиярова С.Г. Экологическое образование: теоретические и практические подходы: Учеб. пособие. Уфа: Восточный ун-т, 1999. — 106 с.
- Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Волгоград, 1996. -С. 3−6.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Волгоград, 1996. — С. 39−46.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. — 208 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гуревич К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 143−156.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Данилов М.А. Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Изд-во АПН, 1957.-520 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 477 с.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дистервег Ф.А. В. Руководство для образования немецких учителей / Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — 212 с.
- Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 103−108.
- Драпкина С.Е. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−6 классах // Преемственность знаний и развитие мыслительной деятельности у учащихся: Сб. науч. тр. М., 1961. — С. 50−105.
- Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Моногр. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
- Дуранов М.Е., Михайлов П. А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Е. Дуранов. Челябинск, 1977. — С. 3−11.
- Ефремов К. Экологическое образование в школе: о проблеме дефицита времени, средств и внимания // Нар. образование. 2002. — № 6. — С. 102−111.
- Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. — № 10. — С. 66−72.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. — М.: 0 ИНФРА-М, 2001. — 52 с. — (Сер. «Федеральный закон»).
- Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2000. — № 2. — С. 22.
- Захлебный А.Н. Принципы и условия экологического образования в школе // Педагогические принципы и условия экологического образования: Сб. науч. тр. М., 1983. — С. 10−19.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1985. — 389 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М., 1981. — 184 с.
- Зверев И.Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования // Педагогические принципы и условия экологического образования: Сб. науч. тр. М., 1983. — С. 4−10.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. -Волгоград, 1996. С. 72−81.
- Звягин А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1978.-245 с.
- Зеер Э.Ф., Водеников В. А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых // Образование и наука. -2000.-№ 2(4).-С. 112−121.
- Золотарь К.И. Преемственность в обучении // Сов. педагогика, 1968. -№ 9.-С. 114−129.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системных знаний старшеклассников. М., 1978. — 210 с.
- Игнатова В.А. Экологизация содержания естественно-научного образования как одно из направлений его гуманизации // Образование и наука. 2001. — № 1 (7). — С. 29−41.
- Исаенко Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. -М.: Знание, 1969.-24 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, изд-во «Флинта», 1998. — 192 с.
- Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? «Круглый стол» // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 40−56.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы / Предисловие М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
- Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 60−65.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
- Кинелев В.Г. Целостность, преемственность, качество // Высш. образование в России. 1997. — № 1. — С. 3−9.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.-Т. 1.- 655 с.
- Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998.-558с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Нов. шк., 1993.- 140 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директорам школы о системе и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. — 135 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. 2002. — № 1. — С. 97−126.
- Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области / З. И. Тюмасева и др. 2-е изд. — Челябинск: Изд-во Челяб гос. пед. ун-та, 2001. — 67 с.
- Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир.- 1994.-№ 13.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 262 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10-ти т. / Под ред. Н. Г. Гончарова. М., 1962. — Т. 10. — 426 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практич. пособие для асп. и соиск. ученой степени. 2-е изд. — М.: «Ось — 89», 1998. — 208 с.
- Кузнецов А.А., Бешенков С. А., Лыскова В. Ю. Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 1. — С. 43−48.
- Ю1.Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 44−49.
- Леднев B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. редактор Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1996. — Вып. 2. — С. 28−34.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Ю4.Лернер И. Я. Природа принципов обучения и пути их установления // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / Ред. кол.: А. В. Усова (отв. ред.), А. Н. Звягин. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1985. -С. 35−40.
- Ю5.Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1991.-260 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1987. — 341 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Малыхина З.В. Методы активного обучения в экологическом образовании школьников: хим. аспект. Дис. канд. пед. наук. — М., 1993. — 236 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
- Марксистко-ленинская философия: диалектический материализм. М.:1. Мысль, 1972.-335 с.
- Матрос Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени. -М.: Знание, 1991.- 159 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Пед. об-во России, 2001.- 128 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 170 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
- Моделирование как метод научного исследования: гносеологическийанализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965.-248 с.
- Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: МНЭПУ, 1995.- 56 с.
- Моисеева JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 167 с.
- Моисеева J1.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 376 с.
- Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. Алма-Ата, 1980.-203 с.
- Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы (VII1-XI классы) // Химия в шк. -1993.-№ 5.-С. 35−45.
- Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: хим. аспект образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 281 с.
- Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 187 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюлл. Министерства образования Российской Федерации. 2000. — № 11. — С. 3−13.
- Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Прил. к журн. «Вестн. экол. образования в России». 2000. -№ 1 (15).-20 с.
- Новиков A.M. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения // Доп. образование. 2002. — № 8. — С. 44−51.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. — 271 с.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. -№ 3.- С. 9−15.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 334 с.
- Петров А.В. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе: Дис.. д-ра пед. наук. Горно-Алтайск, 1996.-401 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
- Платонов К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащихся. М.: Педагогика, 1966. — 224 с.
- По страницам журнала «Journal of Chemical Education» // Химия в шк. -1995.-№ 5.-С. 39.
- Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования // Доп. образование. 2002. — № 4. — С. 24−31.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Понятие «качество образования» // Нар. образование. 1993. — № 7−8. — С. 167−170.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
- Программно-методические материалы: примерные программы среднего (полного) общего образования / Авт.-сост. Н. Н. Гара и др. М.: Дрофа, 2000. — 463 с.
- Проект стратегии экологического образования в Российской Федерации // Вестн. экол. образования в России. 2001. — № 2 (20). — С. 15.
- Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -148 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
- Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Моск. науч.-практ. конф. по непрерыв. экол. образованию / Под ред. В. В. Лебединского. М.: МНЭПЦ, 1995. — 148 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
- Реализация принципа преемственности в экологическом образовании школьников: Метод, рекомендации для учителей химии и студ. пед. вузов / Авт.-сост. А. А. Саламатов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. — 64 с.
- Реймерс Н.Ф. Экологизация: введение в экологическую проблематику. -М.: Изд-во РОУ, 1994. 102 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. — 367 с.
- Репин С.А. Управление областной образовательной системой: Науч.-метод. пособие / Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во «Факел», 1997.- 152 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.: БРЭ, 1998.-Т. 2.-672 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1958, — 147 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -712 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703 с.
- Рябинина Н.П. О концепции регионального экологического образования // Проблемы экологии Южного Урала. 1995. — № 1. — С. 44−48.
- Рябинина Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. — 396 с.
- Саламатов А.А. Сущность проблемы формирования экологического сознания школьников в условиях гуманизации экологического образования // Проблема сущности человека и типа личности: Материалы II и III регион, межвуз. конф. Челябинск, 2003. — С. 109−113.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 502 с.
- Самускевич А.В. Закон отрицания отрицания // Вопросы диалектического материализма / Сб. ст. под рук. В. И. Степанова. Минск:' Изд-во БГУ, 1976.-304 с.
- Саранов A.M., Сергеев Н. К. Система непрерывного экологического образования учащихся: инновационный поиск // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1996.-С. 145−154.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994,-№ 5.-С. 16−20.
- Сериков Г. Н. Педагогические системы обучения: методология и психолого-педагогические основы: Учеб. пособие: В 2-х ч. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980.-Ч. 1.-97 с.
- Сиденко А. Как разработать программу эксперимента? // Нар. образование. 1998. — № 4. — С. 36−43.
- Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. — 197 с.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. -280 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 234 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения: Науч.-метод, пособие. М.: Высш. шк, 1991. — 176 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. — 1630 с.
- Сорокин Н.А. Дидактика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974.-222 с.
- Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественно-научного образования в лицее: Дис.. д-ра. пед. наук. Челябинск, 2000. — 436 с.
- Стернин А.О. К вопросу о понятии преемственности в марксистской философии // Методологические вопросы современной науки. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1969. — С. 21−24.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 641 с.
- Суравегина И.Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы // Экол. образование. 2000. — № 1. — С. 13.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 353 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1971. -336 с.
- Сухомлинский В.А. Школа и природа// Сов. педагогика. 1970. -№ 5. -С. 45.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для ср. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Тамарин В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения // Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. -Барнаул, 1975.-С. 3−6.
- Тамарин В.Э. Сущность и пути оптимизации преемственности учебной и внеклассной работы со школьниками // Преемственность учебной и внеклассной работы со школьниками. Барнаул, 1982. — С. 4−48.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Писку -нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 15−24.
- Тулькибаева Н.Н., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации. -Челябинск: Факел, 1998. 161 с.
- Тюмасева З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию. Челябинск: ЧОИУУ, 1989. — 83 с.
- Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 260 с.
- Тюмасева З.И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души: Учеб. пособие. Челябинск: ЧИПКРО, 1995. — 240 с.
- Управление качеством образования: Практико-ориентированная моногр. и метод, пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. — 448 с.
- Урсул А.Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации // Экологическое образование в целях устойчивого развития: Сб. тез. докл. на междунар. конф. Тольятти, 1996. — С. 21−24.
- Урсул А.Д. Перспективы экоразвития / Отв. ред. Д. М. Гицу. М.: Наука, 1990.-269 с.
- Усова А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / Межвуз. сб. науч. тр. -Челябинск: ЧГПИ, 1985. С. 12−23.
- Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: избранное / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 221 с.
- Усова А.В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 72 с.
- Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. пособие. -Челябинск: ЧГПУ, 1996. 36 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / Сост. Н. А. Сундуков. М.: Просвещение, 1968. — 558 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1968. — 136 с.
- Фридман J1.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. — 560 с.
- Химия. Программа общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.-62 с.
- Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. / Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 416 с.
- Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Ком, 1998. — 608 с.
- Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. М.: Центр «Экология и образование», 1992. — 94 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1985. -200 с.
- Черкасов В.А., Кеспиков В. Н. Проблемы школьного образования. Челябинск, 1993.- 175 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Пед. об-во России, 1999. 320 с.
- Шолохович В.Ф. Об одном подходе к использованию информационных технологий в экологическом образовании // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Волгоград, 1996. — С. 225−231.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
- Щукина Г. И. О проблемах современного урока // Сов. педагогика. -1987.-№ 1.
- Экологический аспект преподавания химии: Метод, указания / Авт.-сост. Л. Г. Наумова, И. Ф. Токарева, Л. В. Чупанова. Бирск: Изд-во БирГПИ, щ 2000. 44 с.
- Экологический энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Данилова-Данильяйа. М.: Ноосфера, 1999. — 930 с.
- Экологическое образование в новом Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 12.01.2002 г. / Подгот. Н. Ф. Церцек // Биология в шк. 2002. — № 3. — С. 5−6.
- Экологическое образование школьников / Под ред И. Д. Зверева, И.Т. Су-равегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. К. Ш. Ахиярова. -Уфа: Изд-во БИРО, 1999. 56 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н. О. Управление качеством образования: Учеб.-практ. пособие: В 2-х ч. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — Ч. 1. — 147 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 68 с.
- Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Моногр. М.: Информ.-издат. центр АТиСО, 2002. -194 с.
- Яковлева Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта // Образование и наука. 2002. — № 6 (18). — С. 3−13.
- Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учеб.-практ. пособие. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. 124 с.
- A Problem Solving Approach to Environmental Education // Environmental Education. Series 15. UNESCO: Division of Science, Technical and Vocational Education, 1985.
- Arcury T.M., Johnson T.P. Public Environmental Knowledge: A Statewide Survey // The Journal of Environmental Education. 1987. — № 18. — P. 31 -37.
- Blum A. Student’s Knowledge and Belief Concerning Environmental Issues in Four Countries // The Journal of Environmental Education. 1987. -№ 18.-P. 7−13.
- Chou J., Roth R.E. Exploring the Underlying Constructs of Basic Concepts in Environmental Education // The Journal of Environmental Education. -1995.-№ 26.-P. 36−43.
- Filho W.L. An Overview of Current Trends in European Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 1996. — № 28. — P. 5−10.
- Jacobson S. Rapid Assessment for Environmental education // The Journal of Environmental Education. 1997. -№ 28. — P. 10−19.
- K.napp D., Volk T.L., Hungerfort R. The Identification of Empirically Derived Goals for Program Development in Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 1997. — № 28. — P. 24−34.
- Stapp W.M. The concept of Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 1969. — № 1. — P. 30−32.
- Wang J.Y. A System Approach toward Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 1970. — № 2. — P. 5−7.
- Задания по оценке сформированности знаний об экологическом явлении
- Карта наблюдения за самостоятельной деятельностью учащихся при работе с экологической информацией
- Учебные химические эксперименты с экологическим содержанием
- Определение кислотности образца почвы.
- Воздействие кислот на карбонаты.
- Исследование консервных банок на примесь свинца.
- Распознавание сульфат-ионов в растворе.
- По окончании исследования учащимся предлагается с помощью таблицы растворимости найти еще несколько реактивов на сульфат-ионы и самостоятельно провести исследования.
- Учебно-исследовательские экологические проекты по химии1. «Городская река».
- Результаты химических анализов можно дополнить исследованиями методом био индикации.4. «Бытовые отходы».
- Исследуются местонахождение свалки, ее состояние и влияние на окружающие жилые постройки, а также состав отходов и возможности их обезвреживания, перспектива сокращения площади свалки.6. «Нитраты в продуктах питания».
- Исследуется наличие нитратов в овощах, фруктах, соках и даются рекомендации по предотвращению отравлений нитратами.
- Количественные эколого-химические задачи
- Оценка обобщающей деятельности учащихся при выступлении по результатам исследовательской работы
- Качественные эколого-химические задачи повышенной сложности
- Почему подкисление почвенного раствора улучшает доступ ионов фосфорной кислоты в растения, а подщелачивание снижает? Приведите примеры удобрений, меняющих рН почвы.
- Плотная дымка, окутывающая многие промышленные районы г. Челябинска, представляет собой распыленный сульфат аммония. Откуда он берется?
- В двух километрах от сернокислого завода находится завод, который загрязняет атмосферу сернистым газом. Через несколько лет озеро превратится в болото, погибнут рыбы и растения. Как это объяснить?
- Какова роль озонового слоя? Что такое озоновая дыра? Как можно предотвратить ее появление? Напишите уравнение реакции разложения озона.
- Качественные эколого-химические задачи средней сложности
- Напишите уравнения реакций, лежащих в основе производственной очистки газов N0 и NO2.
- Как можно объяснить, что вблизи заводов, производящих азотную кислоту, вода закислена?
- В конце XVIII века Джон Пристли проводил опыты. В закрытый сосуд поместили свечу, через некоторое время она погасла. Во второй сосуд вместе со свечой поместили зеленое растение свеча продолжала гореть долгое время. Объясните эти факты.
- Подумайте и скажите, как повлияет на окружающую среду и человека накопление углекислого газа в атмосфере.
- Анкета для оценки экологической направленности школьников
- Уважаемые учащиеся! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, которая поможет учесть Ваше мнение при организации экологического образования в общеобразовательном учреждении. Спасибо за искренние ответы! п/п Вопросы Ответы
- Укажите, на какое место Вы поставите изучение экологических проблем в своей познавательной деятельности. Первое Второе Третье Четвертое
- Много ли времени Вы уделяете дополнительному изучению экологических проблем? Очень много Достаточно много Недостаточно Почти не уделяю
- Всегда ли Вы выполняете домашнее задание с экологическим содержанием? Всегда Почти всегда В силу возможности Выполняю после того, как напомнят
- Как Вы относитесь к занятиям по изучению экологических проблем? С удовольствием*посещаю Мне нравятся занятия Не все занятия нравятся Не нравятся
- Какое значение имеет изучение экологических проблем для Вашей дальнейшей учебной деятельности? Очень большое Достаточно большое Недостаточно большое Никакого
- Нравится ли Вам выполнять задания с экологическим содержанием? Очень нравится Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Не нравится
- Доставляют ли Вам удовлетворение занятия по изучению экологических проблем? Полностью удовлетворяют Удовлетворяют Удовлетворяют не все Не удовлетворяют
- С интересом ли Вы выполняете самостоятельную работу по изучению экологических проблем? С большим интересом С интересом Со средним уровнем интереса С малым интересом
- Доставляют ли Вам удовольствие занятия по изучению экологических проблем? Очень большое Достаточно большое Незначительное 1 Никакого