Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Хоровая композиция в современной отечественной музыке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хоровая «инструментовка». Формообразующие свойства тембра Темброформа: типы и тенденции использовання. Соотношение канона и эвристики в исполнительской практике Интерпретация как соотношение канона и эвристики Виды вариативности музыкального произведения Тождественность графнческого и акустического музыкального произведения Сценическая композиция: хоровой театр в исполиительском искусстве… Читать ещё >

Содержание

  • ТОМ I Введение
  • Глава.
    • I. Хоровая композиция в контексте композиторского и исполиительского творчества
    • 1. Предпосылки создания Литературные источники Специфика хорового звучания Творческие союзы Система заказов
    • 2. Музыкально-исполнительская специфика хорового искусства
  • Глава.
    • II. Компопенты хоровой композиции
      • 1. 0. некоторых нанравлениях в развитии жанров Основные темы и литературные источники Жанровый плюрализм Хоровая композиция как сочетание оперных, ораториальиых и симфонических жанровых принципов
      • 1. 1. Хоровой коицерт Принцип «обобщенной концертностн» Содержание и образный строй Структура
      • 1. 2. Духовная музыка

      1.2.1. Многочастные хоровые цнклы Духовные жанры на современном этапе К проблеме канона н эвристики в современной хоровой композиции Канон: В, Мартынов, Трубачев, Н. Ведерников Канон и эвристика в сочинениях Н. Каретникова, В. Успенского, Д, Смирнова, А Шнитке

      1.2.2. Католнческне жанры Реквием Месса 2S Страсти

      1.3. Синтез вероисповеданий как проявление универсальности современного художественного сознания

      2. Взаимодействие музыкального и словесиого рядов

      2.1. Интерпретация поэтического слова Новая фольклорная волна: В. Калистратов, Ю. Буцко Духовная музыка: Н. Каретников. В. Мартынов, А. Шнитке Хоровые сочинения на светские стихи разных поэтов: Р. Щедрин, В. Суслин, Р. Леденев, А. Ларин, Губайдулнна

      2.2. Поэтический текст в хоровом цикле Циклы на стихи одного поэта Цнклы на стихи разных поэтов: композшщонная идея

      3. Хоровая «инструментовка»

      3.1. Фактурообразующие свойства тембра Тнпы хоровой фактуры Особенности голосоведения Особенности трактовки тембра Сонорный и пуантнлнстнческий склад письма

      3.2. Формообразующие свойства тембра Темброформа: типы и тенденции использовання

      4. Сценическая композиция: хоровой театр в композиторском творчестве Некоторые индивидуальные композиторские трактовки театральности Сценическая композиция Театральиость как форма музыкального мышления

      Глава

      III. К проблеме исполнения современной хоровой компознцни

      1. Соотношение канона и эвристики в исполнительской практике Интерпретация как соотношение канона и эвристики Виды вариативности музыкального произведения Тождественность графнческого и акустического музыкального произведения Сценическая композиция: хоровой театр в исполиительском искусстве Специфика работы режиссера и дирижера Специфика работы певца-актера Некоторые тенденции в театрализации современной хоровой композиции

      Заключение JlHTepaiypa ТОМП

      ПРИЛОЖЕНИЕ I Нотиые примеры Иллюстрации

      ПРИЛОЖЕНИЕ П Методические аспекты освоения современной хоровой композиции

      1. Интоиация

      2. Нотографические трудности Энгармоническая адаптация Мелодические фигурации

      3. Гармония Консонанс и диссонанс Кластерные созвучия Роль тембра в восприятии гармонического комплекса Ладотональная система

      4. Метр и ритм Ритмические фигуры Ритмические диссонансы Полиритмия, Полиметрия, Ритмический план Нерегулярно-акцентные метры Роль темпа при освоении ритмических структур Нотные примеры

Хоровая композиция в современной отечественной музыке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование проблем современной музыкальной композиции представляется важным аспектом осмысления художественной культуры наших дней. Находясь в гуще событий, внутри самого процесса создания произведения, можно острее и глубже проникнуть во все его потайные ходы и сформулировать задачи, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию искусства. Это захватывающий процесс, и хоровая музыка занимает в нем одно из главных мест. Хоровое искусство как древнейшая форма музицирования, обладает огромным потенциалом выразительности, эмоциональным воздействием на слушателя, поэтому интерес к хоровой музыке с конца XX века все более возрастает. Для рассмотрения такого емкого понятия, как хоровая композиция, требуются многоаспектные методы анализа. Здесь необходимо опираться на исследования, касающиеся современной музыки в целом, а также на труды, в которых анализируются состояние современной исполнительской практики и проблемы интерпретации. На первый взгляд, подобная область исследования почти всецело находится в сфере хороведения. Действительно, многие аспекты хороведческой проблематики явились отправной точкой для изучения специфики хоровой композиции это неизбежное и, одновременно, необходимое условие для достижения значимых научных результатов. Хоровая композиция вплетена в контекст творчества композитора и нерасторжимо связана с другими сторонами его художественного мьппления. Поэтому, естественно, для ее изучения предполагаются профессиональные навыки музыкального анализа это обстоятельство уже само по себе вводит проблематику исследования хоровой композиции в область музыковедения, определяя актуальность постановки данной проблемы и подходов к ее решению именно со стороны ученых-музьшоведов. Таким образом, изучение хоровой композиции представляется полным лишь при условии синтеза м е т о д о в и с с л е д о в, а н и я и результатов анализа двух смежных областей музыкального искусства хороведения и музыковедения. В настоящей работе делается попытка обобщения теоретических аспектов и практических особенностей хоровой композиции в современной отечественной музыке как результата композиторской и исполнительской деятельноста. За последние десятилетия XX и в начале XXI века создано немало хоровых сочинений высокого класса, которые могли бы стать объектом исследования современной музыкальной науки. Многие современные композиторы охотно пишут для хора, считая инструментальную музыку менее демократичной. И хотя мнение это спорно, доля истины в нем есть, так как отсутствие в инструментальной музыке литературного текста порой затрудняет процесс восприятия сочинения, сужая аудиторию слушателей. Автором диссертации не ставилась цель охватить максимально большое число хоровых сочинений, созданных в период конца XX начала XXI векаэто невозможно по определению слишком много разножанровой музыки написано в это время и слишком широки направления, которые она представляет. Главной задачей было отобрать важнейшие теоретические проблемы, которые в наибольшей мере могли бы охватить такое сложное понятие, как хоровая композиция. Именно для демонстрации тех или иных проблем и подбирались образцы хоровых сочинений, содержапще в себе, на наш взгляд, наиболее яркие, специфические черты изучаемой проблематики. Отметим, что анализ большей части рассматриваемых сочинений базируется на собственном исполнительском опыте, полученном автором в Камерном хоре Московской консерватории (художественный руководитель Б. Тевлин). Работа над многими хоровыми композициями в Камерном хоре стала для автора своеобразной аналитической лабораторией, дала возможность изнутри ощутить анализируемую музыку. Основные задачи исследования связаны с обособлением термина «хоровая композиция» и раскрытием возможности его трактовки, с выявлением специфики компонентов, входящих в это понятие. В данной работе под хоровой композицией понимается особый вид м у з ы к, а л ь н о й п р, а к т и к и зак л ю ч, а ю щ и й с я в двух в з, а и м о с в я з, а н н ы х и в з, а и м о з, а в и с и м ы х, а с п е к т, а х з, а л о ж е н н ы х в самом п о н я т и и х о р о в о е и с к у с с т в о, а именно, композиторской и исполнительской деятельнос т и Высказывания многих композиторов, да и сама музьшальная практика. Данная трактовка термина соприкасается с трактовкой Е. В. Назайкинского, отмечающего в частности, что «слово „композиция“ в трех своих значениях процесс сочинения, сочиненная пьеса, композиционная организация пьесы демонстрирует сфокусированное в семантике термина движение от реальной деятельности композитопозволяют предположить, что хоровая композиция это особый вид сочинения, содержащий в себе специфические особенности хорового звучания (вокальная природа человеческого голоса, тембровая палитра своего рода хоровая инструментовка, связь музыки и поэтического текста), воплощенный исполнительскими средствами. Учитывая вышесказанное, рассмотрение хоровой композиции представляется также в двух ракурсах- 1) хоровая композиция как сочинение для хора, обладающее спецификой компонентов- 2) хоровая комнозшщя как художественная интерпретация воплощеиие замысла композитора в живом звучании. В диссертации современная хоровая композиция виервые специально исследуется к о м п л е к с н о с точки зрения ее создания и иснолнення. В систематизированном виде представлены характерные для нее специфические черты. Среди них: жанровая основа, взаимодействие музыкального и словесного рядов, хоровая инструментовка, музыкальный материал, элементы хорового театра. Несмотря на то, что рассмотрению жанров, формообразования, гармонических и полифонических приемов, техник композиции XX века посвящены многие научные труды, проблемы, связанные с и с п о л н е н и е м современной музыки, в том числе хоровой, исследованы до сих пор не в полной мере. Активная публикация в отечественном музыкознании работ, носвященных наиболее общим тенденциям развития хоровой музыки, началась сравнительио недавно в конце 80-х начале 90-х годов. Вышли в свет труды Г. Григорьевой, Л. Никитиной, Ю. Наисова, В. Ценовой и др. Важнейшим этапом в развитии современпого курса русской музыки стало рождение коллективного авторского учебника „История современной отечественной музыки“. Параллельно с указанными трудами стали появляться различиые работы студентов и аспирантов, подробно освещающие некоторые сочииения и их осора, совершающейся во времени, в конкретном жизненном контексте, к собственно музыкальному ее результату и к специфической абстракции музыкальной формы в узком смысле слова». Побробнее об этом: Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 14. Григорьева Г. В. Русская хоровая музыка 1970;1980;х годов. М., 1991; Никитина Л. Д. Советская музыка. История и современность. М., 1991; ПаисовЮ. И. Современная русская хоровая музыка (1945;1980). Очерки истории и теории. М., 1991; Музыка из бывшего СССР: Сб. статей. Вып. 1 и 2 Ред.-сост. В. Ценова. М., 1994, 1996. История современной отечественной музыки. Вып. 1, 2, 3 Ред.-сост. Е. Б. Долинская. бые средства музыкальной выразительности, характерные для творчества современных композиторов. Таковы, например, многие дипломные рефераты, выполненные в Московской консерватории на кафедре хорового дирижирования. В кандидатской диссертации А. Тевосяна «Современные проблемы хорового искусства (1965;1995)» акпент сделан на социокультурных условиях современного хорового искусства, определяющих иовые формы его бытования и возможности развития. Важность исследовательского иаправления, освещающего наиболее значительные и яркие явления современной хоровой зарубежной и русской музыки, а также затрагивающего исполнительские вопросы, подчеркивается и современными авторами. Одна из первых попыток систематизировать новые техники письма в хоровой композиции XX века была предпринята И. Батюк в книге «Современная хоровая музыка: теория и исполнение». Научные обобщения данной работы основываются на результатах анализа ошрокого круга произведений, преимущественно московских авторов, ранее подробно не освещенных в музыковедческих трудах. Таким образом, в научный обиход вводнтся много новой музыки. Это сочииения Р. Щедрина (Две поэмы на стихи А. Вознесенского, «Многия лета», «Боярыня Морозова»), Р. Леденева (циклы хоров иа стихи Р1вана Бунина и Семена Росина), Слонимского (Реквием и Два хора на стихи А. Введенского), А. Эншая («Воспоминание»), А. Вустнна (Veni Sancte Spiritus, «Звезда», «Песня из романа Платонова», «Похвала земле»), В. Калистратова («Плач Земли», «Преображение», «Покаяние»), Е. Подгайца («Маятник», «Вещая печаль», Missa Veris и New York Mass), Л. Карева (Ave Maria), В. Тарнопольского («Psalmus poenitentialis»), В. Суслина (цикл на стнхи Д. Хармса), А. Ларина («Испанское сольфеджио», кантаты «И жар, и миражи», «Дрома романэ дороги цыганские»), Ю, Фалика («Элегии»), В. Мартынова, Трубачева, Н. Ведерннкова, См., например: СафиуллинаМ. К проблеме жанра хорового концерта в современной русской музыке (70−80-х годов) Науч. рук. Г. В. Григорьева. 1987; Лескова Е. Хоровое письмо Кирилла Евгеньевича Волкова Науч. рук. Г. В. Григорьева. 1999; Золотпова Е. Весенняя месса Ефрема Подгайца Науч. рук. И. В. Степанова. 2000; Гриненко Е. Циклы духовных песнопений Н. Н. Каретникова. Основные аспекты музыкальной стилистики и драматургии Науч. рук. В. Ценова. 2001; КонореваЕ. О хоровом театре в русской музыке XX века Науч. рук. Е. Б. Долинская. 2002, и др. Батюк И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М., 1999. Некоторые аспекты были затронуты в книгах: Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. М., 1991; История отечественной музыки второй половины XX века Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005.Н. Каретникова, В. Успенского, Д. Смирнова («Рождение крыла»), а также Г. Канчели, А. Шиитке, Э. Денисова, Губайдулиной, К. Волкова, Ю. Буцко, Г. Свиридова, Н. Сидельникова, В. Арзуманова, А. Волконского, Ю. Потееико и др. композиторов. Многие из этих сочинений фигурируют в различных отделах диссертации неоднократно для демонстрации разных проблем современной хоровой композиции. Особенно ценными представляются свидетельства самих композиторов, их живое слово, а также размышления мастеров отечествеиной исполнительской практики. Высказывания композиторов и исполнителей обильно используются в диссертации для подтвервдения многих ее положений. Необходимо отметить, что одним из важнейших аспектов является обнаружение многообразия индивидуальных художественных вкладов композиторов, сложности их вплетения в развитие совремешюй русской музыкальной культуры, в ткань культурно-исторического бытия. Помимо специально научного значения разработки проблем современной хоровой композиции, данное исследование имеет широкую практическую направленность. Настоящая диссертация может быть использована в качестве практического пособия в курсах хоровой литературы, хороведения, истории музыки, сольфеджио, при работе над сочинением или аранжировкой для хора, а также в репетиционном процессе исполнительского освоения хоровых партитур. Диссертация представлена в виде двух томов. Том I состоит из трех глав. В первой главе «Хоровая композиция в контексте современного композиторского и исполнительского творчества» делается попытка осмысления предпосылок создания произведения для хора, среди которых немаловажную роль играют литературные источники, знание специфики хорового звучания, а также характерные для нашего времени творческие союзы и система заказов. Здесь же затрагивается проблема музыкально-исполнительской специфики хорового искусства с точки зрения составляющих его компонентов. Во второй главе «Компоненты хоровой композиции» дается систематика специфических особенностей современной хоровой композиции в отечественной музьпсе. Среди важных параметров выделяются: жанр, взаимодействие музыкального и словесного рядов, хоровая «инструментовка», сценическая композиция. Анализируя жанровый плюрализм современных хоровых композиций. подчеркивается выбор тем и литературных источников, а также выделяется характерный для их воплощения синтез оперных, ораториальных и симфонических жанровых признаков. Третья.

1. Обобщенно-текстовый, предполагающий наличие опосредованных связей между музыкальной формой и словесным прообразом: структура предложения, периода, строфы, композиция.

2. Материал основан на личных беседах с композитором. Уместно вспомнить «Плачи» Э. Денисова для сопрано, фортепиано н ударных на народные тексты, заимствованные из сборника «Причитания» (Л., 1960). В про3. Нотный пример 115) — архаичность звучания выражена асимметричным ритмом (9/8:4=3=2), а также акцентами на слабых долях такта*. Со словом тесно связана природа музыки Ю. Буцко. По признанию самого композитора, в качестве важного для него.

4. Напомним, что в христианской традиции числа имеют определенную символику, а в музыкальной теории, как и в традиции прочтения Библии, каждая буква, называющая звук это еще и число (ля, а 1). На этих комбинациях числа и звука Мартынов выстраивает форму своего произведения. Она подчинена символике чисел 1,3,7 и.

5. Композитор объясняет их значение: «В христианской символике семь есть число полноты мира, три число Троицы, а один число Единого Бога. Кроме того, семь плюс один дает число восемь, которое в православной традиции почитается числом будущего века и воскресения» {Мартынов В, О красоте, плаче, богослужебном пении и музыка Мартынов В, Партитура «Плач Иеремии». 68.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой