Богородичная символика в русской культуре: Богослужебные книги и акафисты
Диссертация
Среди современных религиоведческих работ, актуализирующих богородичный символ, очень проблематично выделить сочинения, в которых отсутствовала бы жесткая идеологическая подоплека. В целом практика обращения к богородичному символу в религиоведческой литературе советского периода может быть представлена следующими направлениями: посредством использования мифологической терминологии фиксируется… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА БОГОРОДИЧНОЙ СИМВОЛИКИ
- 1. Православие и русская культура: проблема взаимоотношений
- 2. Терминологический аппарат исследования
- 3. Метод исследования
- 4. Богородичный символ в православии (обзор основных положений)
- 5. Становление почитания богородичного символа
- ГЛАВА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ БОГОРОДИЧНОГО СИМВОЛА В ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ)
- 2. 1. Актуализация функциональных аспектов богородичного символа в литургических песнопениях праздника Рождества Пресвятой Богородицы
- 2. 2. Актуализация функциональных аспектов богородичного символа в литургических песнопениях праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
- 2. 3. Функциональные актуализации богородичного символа в литургических песнопениях праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
- 2. 4. Функциональные актуализации богородичного символа в литургических песнопениях праздника Рождества Христова
- 2. 5. Функциональные актуализации богородичного символа в литургических песнопениях праздника Сретения Господня
- 2. 6. Функциональные актуализации богородичного символа в литургических песнопениях о событиях Крестной Смерти, Воскресения и Вознесения Господня
- 2. 7. Функциональные актуализации богородичного символа в литургических песнопениях праздника Успения Пресвятой Богородицы
- 2. 8. Характер трансформаций функциональных аспектов богородичного символа в богослужебных книгах
- ГЛАВА III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АКТУАЛИЗАЦИИ БОГОРОДИЧНОГО СИМВОЛА В РУССКОМ ПРАВОСЛАВНОМ АКАФИСТЕ
- 3. 1. Актуализация функционального аспекта «центральный подвиг» в акафистах
- 3. 2. Актуализация функционального аспекта «материнство» в акафистах
- 3. 3. Актуализация функционального аспекта «место в системе иерархии» в акафистах
- 3. 4. Актуализация функционального аспекта «патронаж» в акафистах
- 3. 5. Специфика актуализации функциональных аспектов богородичного символа в акафистах
Список литературы
- Новый Завет (Юбилейное издание, посвященное тысячелетию крещения Руси). Тэзе, 1989. 343 с.
- Акафист Божией Матери пред иконою Ее «Споручница грешных"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский л^ттог^тпт. КГ.18 Г г 944−94.91V1UX1UV J-». Л.. — i'J V. —. iJ J
- Акафист Покрову Божией Матери // Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 179−189.
- Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии (Благовещению) // Акафистник. Брюссель, Б.Г. 728 .с. — С. 129−146.
- Акафист Пресвятей Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Отрадо или Утешение"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. 'С. 169−178.
- Акафист Пресвятей Богородице перед Ея иконою, именуемой «Спорительница хлебов» //Избранные акафисты и каноны с дополнениями. СПб., 1994. -544 с. С.485−518.
- Акафист Пресвятей Богородице перед Ея иконою, именуемой «Утоли моя печали» //Избранные акафисты и каноны с дополнениями. СПб., 1994. С. 184−224.
- Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа «Умягчение злых сердец» //Избранные акафисты и каноны с дополнениями. СПб., 1994. С.225−254.
- Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа «Нечаянныя радости» //Акафистник. Брюссель, Б.Г. С.295−319.
- Акафист Пресвятей Богородице, пред иконою Ея, именуемою Троеручица // Акафистник. Брюссель, Б.Г. С. 171−193.
- Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, Всех скорбящих Радости//Акафистник. Брюссель, Б.Г. С. 223−244.
- Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, именуемыя «Скоропослушница"// Акафистник. Брюссель, Б.Г. С.245−268.
- Акафист Пресвятей Владьгчице нашей Богородице, честному Ея знамению еже в велицем Новеграде // Акафистник. Брюссель, Б.Г. С.269−294.
- Акафист. Пресвятой Богородице Ахтырской // Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 14−24.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы «Донской"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С.72−82.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее «Владимирской» // Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 49−58.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее «Иверская"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский • монастырь, Б.Г. С. 105−114.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее «Казанская"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 115−125.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее «Почаевской"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 190−200.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее «Толгской"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 254−266.
- Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее, именуемой Боголюбивая // Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 25−37.
- Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ее иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша» // Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 147−157.
- Акафист Пресвятой Богородице явлению чудотворной иконы Ее «Смоленская"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С.211−221.
- Акафист Пресвятой Владычице' нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ея «Неопалимая Купина"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 137−146.
- Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь чудотворной Ее иконы, именуемой «Калужская"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С. 126−136.
- Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице явления ради иконы Ее «Федоровской» // Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С.304−314.
- Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице явления ради чудной иконы Ее «Державная"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С.59−71.
- Акафист Пречистей Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной Ее иконы «Достойно есть» или «Милующая"// Акафисты Пресвятой Богородице. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Б.Г. С.83−93.
- Акафист Успению Пресвятыя Богородицы // Акафистник. Брюссель, Б.Г. С. 195−222.
- Минея. Август. 4.2. М., 1989. 431 с.
- Минея. Декабрь. 4.2. М., 1982. 504 с.
- Минея. Март. 4.2. М., 1984. 399 с.
- Минея. Ноябрь. 4.2. М&bdquo- 1981. 544 с.
- Минея. Сентябрь. М., 1978. 800 с.
- Минея. Февраль. М., 1981. 774 с.
- Октоих. 4.1. Глас 1−4. М&bdquo- 1981. 712 с.
- Октоих 4.2. Глас 5−8. М., 1981. 672 с.
- Службы страстной седмицы великого поста. М., 1985. 357 с.
- Триодь Постная. М., 1992. 420 л.
- Триодь Цветная. М., 1975. 335 л.1. Исследования44. 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988. 448 с.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Ст. 2 // Новый мир. 1988. № 9. С.227−239.
- Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С.25−49.
- Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. / Сост. М.Назаров. М., 1991. С.52−60.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1985. 263с.
- Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 271с.
- Александров А. Об установлении праздника Покров Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // Журнал Московской патриархии. 1983. № 10. С.74−78- № 11.0.69−72.
- Алпатов М.В. Древнерусская живопись. М., 1984. 330 с.
- Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990. 303с.
- Алпатов M.B. Этюды по истории русского искусства М., 1967. Т.1. 214с.- Т.2. — 234с.
- Анастасий, митрополит (Грибановский). Значение Владимирского юбилейного года // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. / Сост. М.Назаров. М., 1991. С. 12−17. '
- Анатолий, архиепископ (Мартыновский). Об ико, но писании //Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология /Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., .1993. С.71−100.
- Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М., 1983. 354с.
- Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. М., 1961. Т. 18. С. 198−205.
- Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской иконописи XI нач. XVIII вв.: Опыт историко-художественной классификации. В 2-х тт. М., 1963. Т. 1. — 394с.- Т.2. — 570с.
- Антонова O.A. Искусство и православие М., 1983. 94 с.
- Аскольдов A.C. Религиозный смысл русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С.210−250.
- Афанасий, епископ (Сахаров). Примечания // Минея. Март. 4.2. М., .1984. С.215−218.
- Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993. 223 с.
- Баткин JIM. О некоторых условиях культурологического подхода. // Античная культура и современная наука. М., 1985. С.303−312.
- БеликА.А. Культурология. Антропологические теории культуры. М., 1998. -241с.
- Бердяев H.A. Pro et contra: Антология. СПб., 1994. 572с.
- Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 77−144.
- Бердяев H.A. Судьба России /Сост. и предисл. К. П. Ковалев. М., 1990. -348с.
- Бессмертный-Анзимиров А. Русская православная Церковь в год своего 1000-летия // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. / Сост. М.Назаров. М&bdquo- 1991. С.90−114.
- Библейская энциклопедия. М. 1990. 902с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М, 1973. 270с.
- БлокМ. Апология истории. М., 1973. 232с.
- Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4-х тт. Т.1. СПб, 1907. -234(27)с.- Т.2. СПб, 1910. 28,474,27с.- Т.З.СПб, 1913. — 340с.- Т.4.СП6., 1917. — 599(37)с.
- Болотцева И. П. Статьи и исследования. Ярославль, 1996. 76 с.
- Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991. -416с.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. 415 с.
- Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х тт. М., 1993. Т.1.- 603с.- Т.2. -752с.
- Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977. 199с.
- Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.. М., 1992. 673с.
- Бычков В.В. Философия искусства Павла Флоренского' // Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 285 -333.
- Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II—III вв.ека. М., 1981. 326 с.
- Вагнер Г. К. Тысячелетние корни. М., 1990. 96 с.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. 255 с.
- Варнава, епископ (Беляев H.H.). Православие. Коломна, 1996. 320с.
- Вениамин, архиепископ. Новая скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992. 503с.
- Вениамин, епископ (Милов). Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. 344с.
- Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996. 208 с.
- Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси М., 1992. 62с.
- Воронин H.H. Зодчество Северо- Восточной Руси (XII-XV вв.) В 2-х тт. М., 1961−1962. Т.1.-583с.- Т.2. 558с.
- Воронин H.H. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в.// Византийский временник. 1965. Т.26. С.208−218.
- Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. 336 с.
- Всенощное бдение. Литургия. М., 1991. 96с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 367 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 704 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. 445 с.
- Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М., 1991. 720с.
- Гладышева Е.В., Несресян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М., 1991. 80с.
- Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов). М., 1994. 180с.
- Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.. М., 1990. 288с.
- Громыко М.М. Православие в жизни русского христианина. // Живая старина, 1994. № 3. С. 3−5.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 317 с.
- Дамаскин Иоанн. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М., 1997. 352с.
- Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология. М., 1993. С. З-26.
- Долгов К. Искатель религиозного единства жизни // Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. М., 1994. С.358−364.
- Ермолин Е.А. Символы русской культуры X—XVIII вв.. Ярославль, 1998. -115 с.
- Ермолин Е.А. Культура Ярославля: Исторический очерк. Ярославль, 1998. -56с.
- Жегин Л.Ф. Язык живопирного произведения. М., 1970. 125с.
- Живов В.М. Святость. М, 1994. 112 с.
- Живов В.М., Успенский Б. А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Русская культура и языки переводимости • /Ред. Б А.Успенский. М., 1987. С.47−153.
- Жизнь Пресвятой Богородицы (По книгам Четьи Минеям). /Сост. Авдотья Глинка. Свято-Даниловский м-рь. М., Б.г. — 200с.
- Закон Божий. Третья книга о православной вере: М., 1991. Репринт, 265 с.
- Замалеев А.Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской древности. Л., 1991. 207 с.
- Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С.Снессорева. Ярославль,. 1993.-460с.
- Зеньковский В., протоиерей. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси / Сост. М.Назаров. М., 1991. С.115−148.
- Зеньковский В.В. История русской философии. СПб., 1991. Т. 1. 4.1. 222с.- Т. 1.4.2. — 280с.- Т.2.Ч.1. — 270с.- Т.2.Ч.2. — 256с.
- Златоуст Иоанн. Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т.2. Б. М, б.г. 901 с.
- Игнатий, святитель (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. Б.м., 1990. 32 с.
- Изгоев A.C. Социализм, культура и большевизм // Вехи. Из глубины. М., 1991.-С.361−387.
- Ильин В.Н. Иночество и подвиг // Путь. 1926. № 4. с.72−87.
- Ильин И.А. Одинокий художник./Сост., предисл. и прим. В. И. Белов. М., 1993.- 348с.
- Иоанн /Кологривов/. Очерки по. Истории Русской Святости. Сиракузы, 1991.-422 с.
- Иоанн, митрополит (Вендланд). Проповеди. Ярославль, 1995. 352 с.
- Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М., 1985. 128с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. -416с.
- Каждан А.П. Византийская культура (Х-ХИ вв.) СПб., 1997. 280с.
- Как была крещена Русь М., 1990. 320 с.
- КандыбаВ.М. История русского народа. М., 1995. 224 с.
- Кармин A.C. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997. -510 с.
- Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994. 176с.
- Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993, — 352с.
- Карташев A.B. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально- культурное значение // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси / Сост. М.Назаров. М., 1991. С.32−40
- Карташев A.B. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1.: Очерки-по истории русской церкви. М., 1992. 686с.- Т.2.: Очерки по истории русской церкви. М., 1992. -569с.
- Киселев А. Крещение Руси духовный стержень нашей истории // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. / Сост. М.Назаров. М., 1991. — С.7−11.
- Киселев A.A. Чудотворные иконы Божией Матери. М., 1992. 222с.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993−1994. Кн. 1. 572с.- Кн.2 — 596с.- Кн.З. — 580 с.
- Козлов М. Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на богородичные праздники// Дамаскин Иоанн. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М., 1997.. С.228- 248.
- Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X нач. XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции М., 1987. — 317с.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 686 с.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Теоретический очерк. М., 1994. 375 с.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1. СПб., 1914 540с.- Т.2. Петроград, 1915. — 560с.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с живописью итальянского раннего Возрождения. СПб., 1911. -395с.
- Короткова З.М. Богородичные праздники. М., 1978. 72с.
- Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (Исторический аспект). М., 1989. 64 с.
- Краткие сведения о праздниках Православной Церкви и сказания о житии особенно чтимых Святых. М., 1991. 265 с.
- Крянев Ю.В., Павлова Т. П. Двоеверие на Руси // Как была крещена Русь. М., 1990. С.304−314.
- Курбатов Г. Л. и др. Христианство, Античность, Византия, Древняя Русь. М., 1988. 333с.
- Лазарев В.Н. Византийская икона комниковской эпохи //Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С.9−29.
- Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970. 343с.
- Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., 1997. 412с.
- Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х тт. Л., 1987. Т.1.- 656с.- Т.2.- 496с.- Т.3.-520 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981. 72 с.
- Лихачев Д.С. Культура русского народа X—XVII вв.. М.- Л., 1961. 120 с.
- Лихачев Д.С. Тысячелетие культуры // Альманах библиофила. Вып. 26. М-, 1989. С.6−13.
- Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993. № 3. С.71−81.
- Логика и методология системных исследований. /А.И.Уемов, А. Ю. Цофнас, З.Пауль. Отв. ред. Л. Н. Сумарова. Киев, 1977. 255с.
- Лосев А.Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.247−274.
- Лосев А.Ф. Проблема символа’и реалистическое искусство. М., 1976. 367 с.
- Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А. Й., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., причем.'Б.В.Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск, 1991. С.67−95.
- Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 288 с.
- Лосский И.О. Бог и мировое зло (Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А.А.Яковлев). М., 1994. 432с.
- Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. М., 1991. 3686.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. Т.21. С. 10−21.
- Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М., 1997. -448 с.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. 336 с.
- Макарий, архиепископ. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. Т.1.СП6., 1868. 604с.- Т.2.СП6., 1857 — 520 с.
- Маясова А.И. Памятник с Соловецкий островов «Икона Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». Л., 1969. 56с.
- Медведева Е.С. Древнерусская иконография Покрова: Рукопись дис. Архив Института археологии АН России: р-2. № 1728.
- Мейендорф Иоанн. Об изменяемости и неизменности православного богослужения // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси / Сост. М.Назаров. М., 1991. С.192−199.
- Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т.7: Сын Человеческий. М., 1992. 381с.
- Мень А. Мировая духовная кулыура. Христианство. Церковь: Лекции и беседы. М., 1997. 672с.
- Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. Брюссель- 1980.-289 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1.М., 1993. 528с.- Т.2.Ч.1.М., 1994. -416с., Ч.2.М., 1994. — 496с.- Т.З.М., 1995.-480с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. /Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1991 -1992. Т.1. 671с.- Т.2. — 719с.
- Михаил, архиепископ (Мудьюгин). Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М., 1995. 124с.
- Михаил, архиепископ (Чуб). Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. Сб. 10. С. 117−120.
- Михельсо.н Т. Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста// ТОДРЛ. Л., 1966. Т.22. С. 36 59.
- Надеждин Н.И. Изображение Божией Матери // Философия русского религиозного искусства XVI- XX вв. Антология. / Сост, общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. С. 65−70.
- Никитин В. Крещение Руси и отечественная культура // Малая Церковь. Настольная книга прихожанина. М., 1992. С.90−104.
- Никитин В. Православные Таинства и обряды, церковное богослужение // Малая Церковь. Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 133−146.
- Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1974. 152с.
- Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995. -286с.
- О жизни православных святых, иконах и праздниках (согласно церковному преданию). Составитель. О. А. Попова. Свердловск, 1991, 257 с.
- Объяснение богослужения Православной церкви. Дмитров, 1997. 96с.
- Овчинникова Е.С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской» //. Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975: С.343−353.
- Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. 421 с.
- Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. -336 с.
- Полонский А. Православная церковь в истории России (синодальный период). Б.м., 1995. 107 с.
- Попова О.С. Свет в византийском и русском искусстве XII XIV вв. // Советское искусствознание — 77. М., 1978. С. 75−99.
- Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения Церквей -1054г.). Брюссель, 1964. 614с.
- Православие: Словарь атеиста. /Под общ. ред. Н. С. Гордиенко. М., 1988. -272 с.
- Православные богослужения, таинства и обычаи. /Редактор Трофимова Н. Б. Ярославль, 1993. 31 с.
- Православные праздники. Автор-составитель. А.Топорков. М., 1990. 64 с. •
- Православные праздники. Их смысл, значение и празднование // Малая Церковь. Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 146−186.
- Пропп В.Я. Морфология сказки.СПб., 1995. 152 с.
- Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизации. М., 1990. 64 с.
- Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. М., 1996. 304с.
- Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. 479с.
- Рапов О.М. Русская церковь в. IX первой трети XII вв. Принятие христианства. М., 1988. -414с.
- Раушенбах Б.В. Развитие Киевской Руси как результат ее христианизации // Русское зарубежье в год тысячелетия Руси. / Сост. М.Назаров. М., 1991. С.18−31.
- Розанов В.В. Возле «Русской идеи» // Розанов В. В. Сочинения / Сост., подг. Текста й коммент. А. Л. Налепина и Т. В. Померанской. М., 1990. С.317−339
- Розанов В.В. Сочинения. Сост. П. В. Крусанов. Л., 1990. 575 с.
- Романова М. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси // Искусство, 1978. № 3. С.64−67.
- Русское православие: вехи истории /Я.М.Щапов, А. М. Сахаров, А. А. Зимин и др. Под ред. А. И. Клибанова М., 1989. 719с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 782с.
- Рябова З.А. Культура Киевской Руси // История культуры России. М., 1993. С.53−77.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974 280с.
- Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ). Ереван, 1980. 226с.
- Свенцицкая И.С. Апокрифические Евангелия: Исследования, тексты, комментарии. М., 1996. 190с.
- Свенцицкая И.С. От общины к церкви: (О формировании христианской церкви). М., 1985. 224с.
- Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988. 336с.
- Свенцицкий В., протоиерей. Диалоги. М., 1995. 224с.
- Семиотика и художественное творчество/ Отв.ред. Ю. А. Барабаш. М., 1977. 368с.
- Сильвестров B.B. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. -239 с.
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (XI первая половина XIV вв.) JL, 1987 — 492с.- Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в). Ч. 1 «А"-"К» Л., 1988 — 515с.- Вып 2. 4.2 «Л» — «Я» Л., 1989 — 527с.
- Снегирев И. Взгляд на православное иконописание // Философия русского религиозного искусства XVI-XXbb. Антология. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М&bdquo- 1993'. С. 101−112.
- Современный философский словарь /Под общ. ред.' д.ф.н. профессора
- B.Е.Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998. 1064с.
- Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения (Сост., вступ. ст., коммент. Н. И. Цимбалева. М., 1991. 525с.
- Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. /Сост., общ. ред. и втсуп. ст. А. Ф. Лосева и А.В.Гулыги/. М&bdquo- 1990. Т.1. -894с.- Т.2. -824с.
- Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России /Сост. и вступ. ст.
- C.С.Дмитриева. М., 1989, 768 с. '
- Толковая Библия. В 3-х тт. Стокгольм, 1987, Т.1. 2200с.- Т.2. — 1880с.- Т.З. -2110с.
- Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995. 875 с.
- Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. П. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М., 1998. 864 с.
- Трубецкой E.H. Смысл жизни / Смысл жизни: Антология /Сост., общ. ред., пред. и прим. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. С.243−488.
- Угринович Д.М. Искусство и религия (Теоретический очерк). М., 1982. -288 с.
- Удальцова З.В. Византийская культураМ., 1988. 287с.
- Успенский Б.А. Принципы структурной типологии М., 1973. 64с.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточном культе Николая Мирликийского). М., 1982. 245с.
- Успенский J1.A. Богословие иконы православной церкви. М., 1989 475 с.
- Успенский Н. Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца // Богословские труды. Вып. 4.М., 1968. С. 190−216. .
- Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990, — 269с.
- Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. 192с. .
- Феофилакт, архиепископ. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. СПб., 1993. 179с.
- Филарет, архиепископ (Гумилевский). Историческое учение об Отцах. Церкви. М., 1996, — 910с.
- Филипповский Г. Ю. Столетие дерзаний. М., 1991. 160 с.
- Философские проблемы культуры и искусства /Отв. ред. А. А. Оганов. М., 1. Ч Г"Г"/Ч -1 п s~1у"и. i /ус.
- Философский словарь (Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М., 196'8 -432с.
- Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. -336с.
- Флоренский П.А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2.: У водоразделов мысли. М., 1990. 448с.
- Флоровский Г. В. Восточные отцы IV-ro века. М., 1992. 240с.
- Флоровский Г. В. Восточные отцы V—VIII вв.еков. М., 1992. 260с.
- Хопко Ф., протоиерей. «Основы православия». Минск, 1991. 344 с.
- Хоружий С.С. Обретение конкретности // Флоренский П. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2.: У водоразделов мысли. М., 1990. С. З 12.
- Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. -448с.
- Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. М., 1993 1995. Т.1.-863с.- Т.2.-671с.- Т.З.- 783с.
- Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. /Под ред. А. М. Лидова. М., 1996. 560с.
- ШпетГ.Г. Сочинения. М., 1989. 602 с.
- Энциклопедический словарь по культурологии /Под общ. ред. А. А. Радугина. М., 1997. 478с.
- Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М., 1989. 447с.
- Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. 212с.
- Яковлева А.И. «Образ Мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С.388−404.