Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Жанрово-стилевое своеобразие прозы Абакара Мудунова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жанрово-стилевые искания лирической прозы 1960;80-х тесно связаны с пристальным вниманием писателей, к роли феномена исторической памяти. А Мудунов решает эту проблему, понимая ее как нравственную категорию. Прослеживая судьбы своих героев на том или ином отрезке времени, осмысливая жизнь и судьбы народов в различные периоды их жизни, автор стремится выразить нравственную суть героев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЖАНР ОЧЕРКА В ПРОЗЕ А. МУДУНОВА
    • 1. Производственный очерк
    • 2. Военный очерк
  • ГЛАВА II. РАЗНОВИДНОСТИ РАССКАЗА
    • 1. Лирический рассказ
    • 2. Семейно-бытовой рассказ
    • 3. Сатирический рассказ
    • 4. Военный рассказ
  • ГЛАВА III. ПОВЕСТ
    • 1. Социально-бытовая, производственная повесть
    • 3. Военная повесть

Жанрово-стилевое своеобразие прозы Абакара Мудунова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В истории литератур народов Дагестана есть немало творческих судеб, еще не получивших соответствующего историко-культурного и теоретического осмысления. До настоящего времени проблема жанрово-стилевого своеобразия прозы Абакара Алиевича Мудунова остается неисследованной областью литературоведческой науки.

Дагестанская литература, в том числе и лакская, известна богатыми художественными традициями, в становление и развитие которых вносили свой вклад творческие индивидуальности. Свой вклад не только в дагестанскую, но и российскую литературу внес и лакский писатель А. А. Мудунов. В этой связи исследование процесса развития и формирования жанров и жанровых разновидностей в лакской литературе в контексте освещения творчества выдающихся ее представителей является актуальной задачей современного литературоведения. Повести и рассказы А. Мудунова, рассматриваемые в таком аспекте, делают наглядными художественные обретения литературы, укрепление в них реалистических принципов изображения действительности.

В этом смысле важное значение имеют прошедшие в 60-х годах XX века дискуссии, посвященные вопросам метода и жанра в современной литературе, национальной специфики литературы, взаимосвязи и взаимодействия литератур, гуманизма в современной литературе.

В русле идейно-эстетических исканий эпохи развивается и творчество прозаика А. Мудунова. В своем творчестве А. Мудунов обращается к таким жанрам, как роман, повесть, рассказ, очерк, обзор, эссе, этюд. Писатель, развивая и углубляя традиционные формы, обогащая родную литературу все новыми для себя жанрами, выработал свою манеру письма, свой стиль. Произведения А. Мудунова (80 рассказов, 8 повестей, два романа) свидетельствуют о возросшем эстетическом уровне лакской литературы в целом. Творческая деятельность А. Мудунова — поэта, публициста, прозаика — поистине широка и многогранна. Его произведения отличаются мастерством психологического изображения человека, умением психологически детерминировать поступки героев.

Обращение к исследованию жанра и стиля прозы А. Мудунова закономерно с точки зрения современной литературной науки, ибо темы, раскрытые в его произведениях, обретают совершенное звучание, способствуют осмыслению существующих проблем литературы XX столетия. А. Мудунов, чья творческая зрелость падает на 60-е годы XX века, ищет новые формы художественного обобщения национальной жизни и судьбы народа.

Повествование у А. Мудунова отмечено личностным началом, что позволяет осмыслить события сквозь призму восприятия его лирического «я». Новым для лакской прозы является и то, что в произведениях А. Мудунова взаимодействуют субъективное видение мира и объективное отражение действительности.

В своих повестях и рассказах А. Мудунов, опираясь на общероссийские романные традиции о судьбе народа на переломных этапах его истории, обогащает контекст произведений эпическими и лирическими элементами.

В этом новом видении и состоит новаторство, которое вносит А. Мудунов в национальную эпическую традицию. Представляется актуальным рассмотреть творческие достижения А. Мудунова именно в этом аспекте, учитывая жанровую специфику и стилистическое своеобразие прозы А. Мудунова.

Материалы его литературной творческой лаборатории дают возможность открыть современной дагестанской науке особенности творческого дарования писателя, масштабность его видения, разносторонность поставленных проблем в контексте времени, жанровое и тематическое многообразие прозы А. Мудунова, своеобразие освоения художественного метода.

Это самобытное содержательно-эстетическое достояние писателя не изучено в монографическом плане. Учитывая значительный объем литературных произведений писателя, широкий жанрово-тематический спектр прозаического творчества писателя, необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на его повестях, очерках и рассказах, написанных на лакском языке (романы явились объектом специального исследования), дать их анализ в соответствии с критериями, принятыми в современном литературоведении.

Изученность темы. Как и многие его современники, А. А. Мудунов оказался в тени дагестанского литературоведения. На наш взгляд, исследование литературного процесса должно начинаться с изучения творческих индивидуальностей, чьи усилия и определяют его направление. Между тем, в дагестанском литературоведении даже такой масштабный писатель как А. А. Мудунов не получил адекватного отражения, хотя еще в начале 50-х годов XX века его повесть «В родном ауле» был переведена на русский язык, опубликована в журнале «Дружба народов» (1953) и высоко оценена критиками А. Агаевым, К. Султановым, Г. Аликберовым, Э. Кассиевым и М. Груниным.

Вместе с тем следует отметить, что эта положительная оценка сказалась и в научной литературе: в «Очерках дагестанской советской литературы» (1957) В положительном контексте упоминаются первые повести А. Мудунова «Под солнцем любви» и «В родном ауле». В «Очерках лакской советской литературы» (1964) А. Г. Гусейнаева и Э. Ю. Кассиева повесть «В родном ауле» рассмотрена обстоятельно. В них упоминаются также некоторые рассказы А. Мудунова. То же самое можно сказать об.

Истории дагестанской советской литературы" (1867). Подчеркивая заслуги писателя в описании общественной жизни, авторы «Истории» отмечают и недостатки повести «В родном ауле»: «В противовес описаниям труда, страницы, раскрывающие внутреннюю жизнь героев, зачастую бледны. Многие из свойств их характеров не развиты, а лишь декларированы».1 Сопоставляя повесть «В родном ауле» с повестью кумыкского писателя А. Аджаматова «В кумыкской степи», авторы «Истории» считают, что в последней характеры героев раскрыты «более ярко и убедительно».

Нет необходимости спорить с авторами по поводу достоинств той или иной повести, но мы не можем не отметить, что в повести А. Мудунова также имеются яркие характеры (Халид, Вали). Что касается бригадира Гаруна и отмеченной в «Истории» статичности его образа, то это обусловлено тем, что Гарун пришел в колхоз сложившимся еще на фронте человеком. Его характер в повести А. Мудунова не столько развивается, сколько проявляется в различных жизненных ситуациях.

В сопоставительном плане повесть рассмотрена также в работе С. Х. Ахмедова «Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы» (1990). В ней повесть соотносится с повестями А. Гусейнаева «Смешение крови с молоком» и 3. Айдамирова «Старая шерсть».

Отдельные рассказы, повести и роман А. Мудунова «Огонь в крови» рассмотрены в работах С. Х. Ахмедова, М-3. Аминова, Г. Мудуновой.3.

1 История дагестанской советской литературы. — Махачкала, 1967. — С.216.

2 Там же.

3 Ахмедов С. Х. О современной лакской литературе. — Махачкала, 1972; Он же. О творчестве Абакара Мудунова. //Дружба, 1978. № 1 (на лакском языке) — Он же. Пути лакской прозы. //Сегодня и завтра. -Махачкала, 1981. (на лакском языке) — Он же. Проза. //Дагестанская литература: закономерности развития (1965;1985). — Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. — С. 177−255- Он же. Абакар Мудунов //История лакской литературы: В 2 т. Т. 2. — Махачкала, 2001 — С. 108−114 — (на лакском языке) — Аминов M.-3. Написавший строку в истории народа//Мудунов Абакар. Зеленое поле. — Махачкала, 1978. — С.5−8 — (на лакском языке) — Он же. Блистательный знаток жизни //Дагестанская правда. 1986. 10 июня. — С. 3. Он же. Стихотворения Абакара Мудунова // Аминов Магомед-Загид. Слово о слове. — Махачкала, 1995. — С. 129−142. (на лакском языке) — Мудунова Г. Слово об авторе // Мудунов А. Бессмертие. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. — С. 5−9.

Учебное пособие «Зрячая душа: штрихи к портрету А. Мудунова» (1988) посвятил изучению творчества А. Мудунова A.M. Вагидов. Это пока единственная отдельно изданная работа о творчестве писателя.

К сожалению, целый ряд рассказов и повестей, не говоря уже об очерках А. Мудунова, не получили должного отражения в критической и научной литературе.

Данная диссертация является, по сути, зачином в изучении проблемы жанра и стиля в творчестве лакского писателя А. Мудунова и выявления его вклада в дагестанскую литературу в целом. В предлагаемой работе впервые предпринимается попытка комплексного исследования жанра и стиля прозы (за исключением романов) в творчестве А. Мудунова. Этим и определяется актуальность диссертационного труда.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования заключается в анализе и выявлении мотивов творчества А. Мудунова, в определении роли и места писателя в развитии дагестанской литературы, а также в необходимости решения важнейших проблем, связанных с поэтикой и стилем прозы А. Мудунова, рассмотрением процессов формирования в ней лирического эпоса. В диссертационной работе впервые предпринята попытка исследовать и определить особенности жанра и стиля, обобщить накопленный десятилетиями опыт написания рассказов, очерков, повестей в творчестве А. Мудунова в связи, как с типологическими общими закономерностями литературы, так и с национальным своеобразием и творческой индивидуальностью художника. В ходе анализа произведений социально-бытовой, героико-эпической, лирической тематики, к которой обращалась не раз дагестанская литература, ставятся следующие задачи:

— выявление художественных приемов, отслеживание возросшей роли психологизма, философского постижения темы, индивидуальных форм выражения идей в произведениях А. Мудунова;

— исследование социально-общественных, философских и эстетических основ творческого метода писателя;

— определение роли и значения творчества Абакара Мудунова в развитии лакской и дагестанской прозы, в осмыслении значительных явлений и центральных проблем национальной литературы, общественно-историческое и художественно-эстетическое значение прозы А. Мудунова.

— рассмотрение проблемы духовности и нравственного выбора героев в произведениях писателя;

— исследование проблемы эволюции жанра в творчестве писателя, обращение его к новым формам прозы в лакской литературе;

— выявление особенностей языка, стиля, поэтики и жанра прозаических произведений А. Мудунова;

— изучение повестей и рассказов, составляющих отдельные циклы в зависимости от жанра и тематики, выявление в них наиболее характерных черт творческого дарования писателя;

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым монографическим исследованием жанрово-стилевого своеобразия прозы старейшего писателя Дагестана Абакара Алиевича Мудунова. При этом выбран наиболее характерный для его творчества аспект — концепция нравственности в сложном и многогранном комплексе факторов исторического развития.

Материалом исследования послужили наиболее значимые произведения Абакара Мудунова: повести: «Буттал шяраву» («В родном ауле» — 1952 г.), «Щюлли къур» («Зеленое поле» — 1967 — 1969 гг.), «Аьжаивсса щаращи» («Удивительный родник» — 1974 г.), «Ц1у к1ияйсса ц1араятур» («Огонь» — 1983 г.), а также четыре очерка и 14 рассказов, помещенных в сборниках: «Буттал шяраву», («В родном ауле» — 1957 г.),.

Кьинирдал ца кьини" («День заднем» — 1975 г.), «Ях1» («Честь» — 1983 г.), «Хъат1и ва кьюрт1и («Свадьба и похороны» — 1997 г.).

Методологической и теоретической основой диссертации явились труды классиков русской литературной критики: В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, советских литературоведов, теоретиков и историков литературы, в частности В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Г. Н. Поспелова, М. Б. Храпченко, М. М. Бахтина, А. Бочарова, Н. Утехина, В. Кожинова, В. Синенко, Н. Гея, Арк. Эльяшевича и др., а также опыт известных литературоведов, внесших значительный вклад в изучение национальных литератур: Г. Г. Гамзатова, А. Г. Гусейнаева, Э. Ю. Кассиева, С. М. Хайбуллаева, А.-К.Ю. Абдулатипова, К. И. Абукова, З. Н. Акавова, С. Х. Ахмедова, A.M. Вагидова Г. Г. Гашарова, К. Х. Акимова и др.

Представляется необходимым изучение творчества А. Мудунова с точки зрения жанрово-стилевого своеобразия прозы, с позиций художественной структуры и художественной образности, что позволяет говорить и об образе автора в контексте системы его взглядов, мировоззрения, мироощущения и в аспекте творческого мышления писателя.

В основу исследования положены методы, сложившиеся в традиции литературоведческой науки, используемые в современном литературоведении и предполагающие изучение национальной литературы в ее социально-исторической детерминированности: сравнительно-исторический, системный, аналитический, типологический, ориентированные на изучение внутренней организации художественного произведения.

Выбор методов работы обусловлен исследовательскими задачами: проследить теоретические аспекты возникновения того или иного произведения, написанного в избранном жанре, выявить типологическое сходство и особенности прозы А. Мудунова, через сопоставление с русской и западноевропейской и восточной прозой.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в ней на современном этапе развития литературоведения освещаются вопросы творческой индивидуальности Абакара Мудунова.

Аналитические данные и общие теоретические выводы диссертации могут быть использованы при разработке вопросов развития современной дагестанской прозы, при исследовании национального литературного процесса, изучении творчества писателей Дагестана и Северного Кавказа, научном осмыслении опыта и художественного метода А. А. Мудунова, его вклада в развитие жанровой системы и стиля в лакской и дагестанской литературе.

Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для более полного изучения истории литературы Дагестана, жанров повести, очерка и рассказа в национальной литературе. Они могут быть использованы также при разработке факультативных курсов и спецсеминаров в вузах республики, при создании программ, учебных и методических пособий по литературе и культуре Дагестана.

Апробация работы.

Основные положения исследования обсуждены на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, отражены в четырех научных статьях (сборник работ молодых ученых, сборник статей научных сотрудников ДГПУ, журналы и др. издания).

Структура и объем исследования определяются целями и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из и введения, трех глав, заключения. К работе прилагается список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творческий путь Абакара Алиевича Мудунова продолжается. Исследование современной дагестанской литературы свидетельствует о том, что литература последних десятилетий значительно продвинулась вперед.

Происходит интенсивное развитие национальных традиций, их возрождение в качественно изменившихся условиях, расширение их идейно-эстетического объема. Одновременно возникают новаторские по своей сущности традиции. Эти традиции, соединяясь с национальным опытом, поднимают его к новым высотам, становятся внутренней движущей силой литературы.

Дагестанская литература развивалась в русле национальных художественных традиций и в то же время ее развитие связано с новыми поисками, обретениями в плане структурном, жанровом, художественном, идейно-тематическом.

А. Мудунов работает и создает почти во всех жанрахнесмотря на жанровое разнообразие его творчества, оригинальные образы, неожиданные композиционные решения, отточенность языка и стиля, нет специального монографического исследования, посвященного творчеству А. Мудунова.

Биография Абакара Алиевича Мудунова сама по себе имеет поучительный смысл и воспитательное значение.

Предпринятый анализ творчества Абакара Алиевича Мудунова дает возможность сделать ряд выводов и обобщений, свидетельствующих о значительном вкладе писателя в лакскую литературу 50−90-х годов XX века.

Писатель пришел в литературу в 50-е годы. Предшествующие годы войны для А. Мудунова были периодом его становления как гражданина и воина-патриота. Верность любви, как и верность солдатскому долгу, является главной чертой лирического героя А. Мудунова — поэта периода войны. Им изданы 5 сборников стихов и поэм. Но в сознание дагестанского читателя он вошел как прозаик, в чьих рассказах, повестях и романах становятся и решаются актуальные вопросы времени, действуют герои со своими личностными качествами и социальными ориентирами.

А. Мудунов во многом обогатил жанры лакской национальной прозы, углубил уровень идейно-эстетического познания бытия и человека.

Шестидесятые годы — период становления таланта писателя. В 60−80-е годы XX в. Интегрируются процессы взаимодействия и взаимовлияния литератур народов России. Это привело к тому, что в дагестанской национальной литературе усилялось стремление осмыслить народную жизнь в полном объеме, выявить историческую перспективу, разнообразить характеры литературных персонажей. Характерной чертой прозы становится эволюция жанров, формирование повести и романа. В эти годы многие поэты обращаются к прозе, находя в ней новые возможности образного отражения мира. Это привносит лирическую струю в прозу, приводит к развитию лирического эпоса. Интенсивно развивается лирическая, социально-бытовая повесть, рассказ.

Исследование прозы А. Мудунова дает широкие возможности для постановки проблемы жанрово-стилевого своеобразия лакской литературы в контексте общероссийского литературного процесса. В русле художественных исканий отечественной прозы 60−80-х годов А. Мудунов одержим проблемой разорванных нравственных связей человека с землей, его заботит мысль о необходимости восстановить утраченное чувство настоящего хозяина земли («Удивительный родник», «Зеленое поле», «В родном ауле»). Содержательная направленность в творчестве А. Мудунова определила и ее жанровое своеобразие.

Преобладающим в 60−70-е годы был жанр социально-бытовой, производственной повести и лирического рассказа.

В первых же повестях и рассказах «В родном ауле», «Банавша», «Гайдар», «Червоточина» А. Мудунов предпринимает попытку исследования проблем духовности. Композиция их построена по принципу циклизации, известному и в фольклоре (повесть «Рассказы Ниловны», рассказы «На годекане», «Удивительный родник»). Произведения состоят из ряда новелл, которые могут существовать и самостоятельно. Но все сюжеты объединяются общей идеей и, будучи объединенными, обретают новое качество: они становятся конструктивными элементами целого.

Сосредоточившись на современности, А. Мудунов, однако, не забывает следить за динамикой развития героико-эпической традиции народа.

Новаторские искания в области поэтики у А. Мудунова выражаются как в умелом использовании символических образов («Удивительный родник», «У окопа»), так и в качественно новом использовании пейзажа, выступающего как параллель чувств персонажа («Хажалат», «Знаки любви», «Ильяс», «Удивительный родник»), выраженная в символике дождя, колосящейся пшеницы, образе цветущего сада, любовь к Родине, к народу, углублено не средством умелого воссоздания пейзажа. Заметим, что само обращение к этой проблеме — новое слово в лакской литературе 60-х годов. Следует отметить, что А. Мудунов не декларирует идею, а выявляет ее посредством психологически выверенных образов, конкретных жизненных ситуаций. В творчестве А. Мудунова от произведения к произведению углубляется морально-этическая проблематика. Труд — смысл жизни. В народном понимании, человек, работающий на благо людей, не может быть безнравственным (Вали в повести «В родном ауле», Анвар в «Зеленом поле», Бари в «Удивительном роднике»). Труд для А. Мудунова — категория нравственная. Зачастую в произведениях А. Мудунова моральное выступает в жесткий конфликт с аморальным. А. Мудунов сознательно драматизирует ситуацию: герои расстаются («Озабоченность», «В больнице»). Писатель последовательно анализирует состояние души героя, пытается психологизировать его мысли и эмоции. В этой душевной сумятице прозревает человек сильный, цельный, обретающий опору в нравственно чистых людях.

Одним из главнейших приемов психологического анализа у А. Мудунова выступает внутренний монолог. Писатель погружает своего героя в сложные психологические ситуации.

Внутренний монолог — это спор героя с самим собой. Как это свойственно дагестанской лирико-эпической традиции, писатель использует в сюжетном потоке множество стихотворных вставок, призванных углубить суть образов, усилить героико-патриотические мотивы произведения.

Правдивы до великого трагизма чувства матери, узнавшей о гибели сына («Сын», «Живой образ», «Огонь загорается от огня»). Материал народно-героического эпоса становится жанрообразующим фактором повести.

Таким образом, в своих повестях и рассказах А. Мудунов, опираясь на героико-патриотические и лирико-эпические традиции дагестанской литературы, сумел показать героизм, проявленный народом и отдельными людьми в годы Великой Отечественной войны.

Историзм художественного мышления, обнаруживший себя качества ведущей тенденции лакской прозы 60−80-х годов, ярко проявлялся в произведениях А. Мудунова.

В ходе анализа неоднократно были отмечены важная стилеобразующая роль устно-поэтические традиции, и опыт многонациональной литературы народов России в становлении и развитии литературной повествовательной традиции. В структуре повестей А. Мудунова важную роль в качестве формообразующего фактора играют комментарии, отступления, свидетельствующие об изменениях функции рассказчика-повествователя.

Его образ — особая тема, которая неотделима от жанра автобиографической повести, начало которому было положено произведениями А. Мудунова. Следует отметить, что подвергнутые нами анализу повести и частично рассказы также содержат в себе автобиографический элемент, стремление изобразить себя через рассказчика-очевидца («Озабоченность», «На Брянском фронте», Рассказы Ниловны").

Историзм художественного мышления А. Мудунова проявляется и в обострении интереса к духовному миру своих героев. Выразить национальное А. Мудунова, конечно, помог родной фольклор, в котором автор находит самые выразительные черты народа (притча о деревьях, народные песни).

Становление характеров в повестях А. Мудунова происходит в борьбе и противоречиях. Поэтому осмысление бытия происходит в прозе А. Мудунова с позиции историзма. Автор стремится выявить существенные черты национального характера своих героев, опираясь на фольклорные традиции. Герои А. Мудунова являются выразителями нравственных и моральных устоев дагестанцев, проявляющихся в новых исторических условиях. Повести и рассказы А. Мудунова 60−80-х годов серьезное завоевание реалистической прозы в лакской литературе. Такой вывод вытекает из анализа прозы А. Мудунова, явившегося основоположником лирической и автобиографической повести в лакской национальной литературе.

В изменившихся общественно-политических и социально-исторических условиях проявился и личный опыт писателя. Повествование окрашивается в личностные тона, интонация становится доверительной. Появляются вставные новеллы, в которых писатель получает возможность высказать напрямую свои мысли, чувства, переживания, делать выводы и обобщения.

Также в прозе А. Мудунова важную формообразующую и структурообразующую роль играет фольклор.

В автобиографических и социально-бытовых произведениях А. Мудунова идет продуманный отбор национальных традиций, идей и образов. С уверенностью можно сказать, что национальные традиция и повествования обрела в автобиографической прозе А. Мудунова («У окопа», «На Брянском фронте») новое качество: она стала реалистичнее и психологичнее. Этот тезис хорошо можно иллюстрировать на материале рассказов «В больнице», «Старуха Шагалай» и повести «Удивительный родник». Рассказчик в них с самого начала обращается к слушателю и ориентирует его на то, что речь пойдет о правдивой истории, имевшей место в жизни.

В автобиографических и лирических повестях писатель использует все формы традиционного повествования, все образы — символы, способствующие выражению философской сути произведения.

В произведениях А. Мудунова часты поэтические вставки, фольклорные песни и притчи. Переход от прозаичности к стихотворному тексту, как правило, свидетельствует о том, что писатель не механически, а творчески включает их в ткань повествования.

Проблематика его лирической повести и рассказа «Удивительный родник», «Банавша» органичнее включается в русло исторически непреходящих споров о духовном мире нашего современника, о тех традиционных представителях, что складывались у народа веками.

Жанровая природа рассказов и повестей А. Мудунова не всегда имеет четко обозначенные границы, его повествование содержит и чисто лирическое повествование и эссеизм («Банавша», «Знаки любви», «Озабоченность», «У окопа»), но все это он умело объединяет взволнованным голосом рассказчикаписателя, человека, знающего вчерашний и сегодняшний день, проблемы села. Он замечает философский смысл каждой тропы, ведущей к родниковой воде, родной земли. Только на земле, которая является родной, которую исходил вдоль и поперек, рождается святое чувство Родины. В то же время писатель публицистичен в своем повествовании. Он ставит острые проблемы дня, дает неожиданные аспекты ее решения.

Лирическое «Я» в прозе А. Мудунова выражается в сознании героем себя в гуще задач времени. Народ его трудолюбивый, земля, на который он трудится, Родина — вот то, что составляет объект лирической прозы и содержания нового мира эпоса, воссозданного А. Мудунова в лакской литературе.

В современной прозе он заинтересованно говорит о проблемах, которые решаются сегодня в многонациональной литературе. Лирические повести А. Мудунова следует рассматривать в жанровом контексте произведений многонациональной литературы, обозначивших новые горизонты, новые художественный и жанровые обретения.

Ранняя проза А. Мудунова отмечена особым вниманием к подробностям, деталям. Но в этой отрывочной детализации писатель не отступает от постижения типического, отталкиваясь от которой он стремится к обобщающей картине. Так строятся повести «В родном ауле», «Зеленое поле».

С точки зрения эпического целого, коими являются книги «Ях1» («Честь»), «Кьинирдал ца кьини» («Один из дней»), «Щюлли къур» («Зеленое поле», составляют часть нового эпоса, созданного А. Мудуновым. Отдельные фрагменты, отдельные главы повестей и рассказов этих книг являются составляющим элементом единого целого.

Любой изолированно взятый эпизод ограничен во времени и пространстве. Но приобретает индивидуальную неповторимость, оказавшись в цепи других эпизодов. Отсюда иллюзия бесконечности потока народной жизни, ее спокойного уверенного течения. Торжество общего над чистым ощутимо в книгах. Каждая миниатюра, каждая глава в них содержит индивидуальное проявление национального бытия. И будучи собранным вместе под общим названием, образует как бы единый организм, новый эпический жанр, передающий целостный мир национального бытия. Все это делает прозу А. Мудунова национально самобытной, отразившей характеристику сегодняшнего бытия, движения народа от прошлого к настоящему.

В 60−80-е годы в отечественной многонациональной литературе появляются произведения, отмеченные неповторимой индивидуальностью стиля. Формируются стилевые течения — лирическая, исповедальная документальная проза. Границы жанров становятся значительно размытыми, их деление — во многом условное.

Известный литературовед Н. Гей в этой связи отмечал, что «согласно существующим точкам зрения, представляется наиболее аргументированным следующее основополагающее направление в широком и свободном потоке при всей приблизительности терминологических обозначений, конкретно реалистическое, условно коммуникативное"1. Об этом же говорили Д. Марков, Ю Борев, С. Асадуллаев и др.

Ориентируясь на эти наблюдения, приведем ряд характерных для стиля А. Мудунова примеров. А. Мудунов последовательно придерживается исследовательского аналитического начала, которое ведет его к обостренному взгляду на внутреннюю жизнь человека, на психологический анализ, на тонкое выявление механизма человеческих поступков и заблуждений.

1 Гей. Н. Пафос социалистического реализма. — М.: Художественная литература, 1973. — С.143.

А. Мудунов активно использует диалоги, монолог, в том числе и внутренний, который становится носителем многоголосья жизни, изображений писателем.

Через внутренний монолог («Озабоченность», «В родном ауле», «Зеленое поле», «Удивительный родник») писатель передает поток впечатлений и собственных мыслей. Монологи и диалоги в произведениях прозы А. Мудунова являются существенной и подлинной формой поэтики и стилистики. Они могут выразить идею не только через героя, но и через лирическое «Я» автора, стоящего за этим героем.

А. Мудунов первым из лакских писателей разрабатывает такую жанровую разновидность, как исповедальный рассказ («Озабоченность», «У окопа»). Это преобразило и обогатило поэтику рассказа, стилевое своеобразие. Этот психологизм реализует себя во многих компонентах повествования: в портрете, пейзажных картинах, внутреннем монологе, несобственно-прямой речи.

Заметный вклад внес А. Мудунов в проблему художественной типизации национального характера. Так, например, в книге новелл и рассказов «Мои аульчане» он резко дистанцируются от фольклорно-романтической типизации и переводит исследование характера персонажа в индивидуально-психологический план. В результате рождаются образы живых людей, отмеченных «лицом не общим выражением».

Можно с уверенностью утверждать, что А. Мудунов выразил особенности национального самосознания, его художественного мировоззрения и миропонимания.

Значит влияние на поэтому произведения А. Мудунов оказали традиции лакского народа, а также способы обобщения действительности и создания образа человека в фольклоре. Лирическая линия рассказов повестей.

А. Мудунова «пытается» эстетическими накоплениями лирико-эпического и лирического эпоса лакцев.

Лирическая повесть и рассказ в творчестве А. Мудунова обозначается как жанровая разновидность, которая характеризуется некоторым ослаблением сюжетности и выдвижением на первый план речи. В этой связи заглавную роль обретает субъект повествования, иными словами, лирический герой, сквозь призму восприятия которого пропускаются события, их видение. Событийная сторона, которая часто использовались в произведениях лакского писателя 50-х годов, как бы сжимается неполной развернутостью. В этой связи интернациональное звучание материала, его оценка, достигается за счет привлечения эмоционального начала, окрашивающего тот или иной факт и состояния души героя (возмущение и хула Вали, сыплющееся на голову Халида, «В родном ауле»).

Представленные произведения исследуемого писателя дают возможность говорить о типологических закономерностях формирования лирических жанров прозы.

Жанрово-стилевые искания лирической прозы 1960;80-х тесно связаны с пристальным вниманием писателей, к роли феномена исторической памяти. А Мудунов решает эту проблему, понимая ее как нравственную категорию. Прослеживая судьбы своих героев на том или ином отрезке времени, осмысливая жизнь и судьбы народов в различные периоды их жизни, автор стремится выразить нравственную суть героев, их поступков, рассказывая о переломном моменте истории (рассказы и повести о войне), видит эти события глазами современника и очевидца событий. Герои лирико-эпических произведений А. Мудунова всегда стоят в эпицентре повествования. Эмоциональный настрой создается за счет того, что рассказ от первого лица и лирического «Я» совмещены.

В произведениях А. Мудунова лироэпического содержания структурообразующую значимость приобретают наличествующие в них раздумья, идущие от главного героя. Это дает право говорить о том, что жанрово-стилистические искания и обретения А. Мудунова, усиления его психологизма, наметившиеся в пределах лироэпической темы проходят в русле нравственно-этической проблематики отечественной многонациональной литературы.

Проза А. Мудунова явилась значительным вкладом в лакскую литературу и составляет веху в развитии лакской прозы 60−90-х годов XX века.

На основе исследованного материала можно с полной уверенностью заявить, что с именем А. Мудунова связаны достижения повествовательных жанров лакской литературы, развития в ней лирической повествовательности. А. Мудунов заложил основы лирико-романтического повествования, дал начало лирическому направлению жанра, как стилевого течения. Этим он обозначил в современной лакской литературе с собственно-реалистическим стилевым течением, традиционным для нее и новое лирико-романтическое и лирическое.

Произведения прозы А. Мудунова подтверждает жизнеспособность жанров лирической прозы в лакской литературе. Многие произведения А. Мудунова отмечены свободной композицией, в которой сочленяются различные художественные компоненты — стихотворные вставки, фольклорные притчи, собственные комментарии и т. д., что свидетельствует о достижениях жанра и является показателем его природы, выражающими стилевую манеру писателя.

Творчество А. Мудунова составляет важнейшее звено динамики развития лакской литературы. Анализ прозы А. Мудунова убеждает в том, что писатель внес серьезный вклад в развитие национальной лакской литературы, утвердив в ней жанрово-стилевое течение, реализовавшееся в лирических повестях, рассказах исповедального характера, очерках-рассуждениях.

Важнейшим завоеванием прозы А. Мудунова следует признать и его историзм, который стал одним из средств типизации. В его творчестве объединились философские, мировоззренческие и эстетические аспекты художественного сознания, ставшие творческим принципом реалистического художественного метода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Eugen A Nida Toward a Science Translating. Leiden E.J. Brill, 1964. -P.162.
  2. А.А. Проблема художественного перевода. Махачкала: ГУП «Даг. кн. Изд-во», 2002. — 216 с.
  3. М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. 263 с.
  4. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1993.-236 с.
  5. К.И. Ступени роста.- М.: Советская Россия, 1982. 180 с.
  6. К.И. У костра, зажженного М. Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многообразия дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. 108 с.
  7. A.M. Дальние дороги песни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.- 110 с.
  8. М.Акавов З. Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. — 232 с.
  9. С.Х. Истоки. Махачкала, 1994 — 112 с.
  10. А.В. Размышления. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. — 198 с.
  11. М.З. Стихотворения Абакара Мудунова. // Аминов Магомед-Загид. Слово о слове. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. — 236 с.
  12. Аминов М.-З.А. Блистательный знаток жизни. //"Дагестанская правда", 1986, 10 июня.
  13. С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. -96 с.
  14. С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. 136 с.
  15. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.-280 с.
  16. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. — 470 с.
  17. Бахтин Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  18. JI.A. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. — 288 с.
  19. Г. А. Закономерности стилевого развития современной прозы. -М.: Наука, 1997.-254 с.
  20. А.И. В мастерской художника слова. М.: Высшая школа, 1989.- 158 с.
  21. В.Г. Собр. Соч. в 3-х т. М.:ГИХЛ, 1948. — T. I — 800с., т. Н -932с., т. Ш-385 с.
  22. Болыпая советская энциклопедия. Гл. ред. A.M. Прохоров. Т. 28. М.: Советская энциклопедия", 1978.-418 с.
  23. А.Г. Художественный опыт народа. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1977. — 189 с.
  24. А.Г. Бесконечность поиска. М.: Сов. писатель, 1986. — 424 с.
  25. В.В. Сюжет и стиль. -М., 1963. 192 с.
  26. И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 264 с.
  27. Вопросы теории социалистического искусства. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  28. Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1966. -39 с.
  29. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. — 655 с.
  30. Р.Г. Верность таланту. М.: Сов. Россия, 1970. — 128 с.
  31. М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. 78 с.
  32. Гегель Георг В. Ф. Сочинения. Лекции по эстетике. М.: Изд-во СЭЛ, 1958. — T. XIV, книга третья. — 440 с.
  33. Гегель Георг В. Ф. Эстетика. В 4-х т. /Под ред. и с предисл. М. Лифшица. М.: Искусство, 1968. Т. 1 312 е., т.2 — 326 е., т. З — 622 е., т.4 — 676 с.
  34. Гегель. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. -М., 1971.-461 с.
  35. М.М. Ритм художественной прозы. Монография. М.: Сов. писатель, 1982. — 367 с.
  36. A.M. Собр. Соч. в 30-ти т. Т.30. М., 1968. — 120 с.
  37. В. Жизнь и судьба. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1990. — 759 с.
  38. В.Д. Черты романа XX века. М.-Л.: Сов. писатель, 1965. -548 с.
  39. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.-350 с.
  40. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. -Махачкала, 1987. 135 с.
  41. История Дагестана. В 4-х т. М.: Наука, 1967. Т. 1.-431 е., т.2. — 368 е., т. 3−426 с, т.4−300 с.
  42. Э. Неизданное. Сост. и примечания Н. Калиевой. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. — 169 с.
  43. э. Сочинения. В 2-х т. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. Т.1 -288 е., т.2−335 с.
  44. Н.В. Жизнь, прожитая набело. М.: Сов. Писатель, 1975. — 342 с.
  45. В. Происходящие романа. Теоретико-исторический очерк. -М.: Сов. писатель, 1963.-439 с.
  46. Н.В. История, тексты и биография А.П. Платонова (1926−1946)// «Здесь и теперь», 1993. № 1. 284 с.
  47. Ф. За все в ответе: нравственные искания в современной прозе и методология критики. М.: Сов. Россия, 1984. -588 с.
  48. А.А. Интерпретация текста. М., Просвещение, 1988. -196 с.
  49. О.В. Художественный метод и стиль. М.: изд-во МГУ, 1964.-271 с.
  50. Н.Л. Движение времени и законы жанра. -Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1982. 254 с.
  51. Г. И. Нравственные истоки подвига. М.: 1975. — 108 с.
  52. Методологические проблемы науки. М.: Наука, 1964. — 350 с.
  53. Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972.-248 с.
  54. Об очерке: Сб. статей. М.: МГУ, 1958. — 269 с.
  55. С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  56. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  57. М.В. Проблемы гуманизма в современном русском рассказе. Харьков, 1969. — 331 с.
  58. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. Отв. Ред. Г. И. Ломидзе, С. М. Хитарова. М.: Наука, 1978. — 690 с.
  59. Современная русская повесть. Л.: Наука, 1975. — 263 с.
  60. К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979.- 128 с.
  61. Тема войны в произведениях дагестанских поэтов и писателей. Эфенди Капиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. — 81 с.
  62. Н.П. Жанры эпической прозы Л.: Наука, 1982. — 185 с.
  63. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. Изд. 3-е. М.: Сов. писатель, 1982.-416 с.
  64. К.И. Высокое искусство. О принципах художественного перевода. М.: Искусство, 1964. — 356 с.
  65. В.Б. Заметки о прозе русских классиков. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. писатель, 1955.-460 с.
  66. Эльяшевич Арк. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. Л., 1975. — 250 с.
  67. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ На лакском языке:
  68. А. Буттал шяраву. (Повести, рассказы, очерки). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957 — 120 с.
  69. А. Кьинирдал ца кьини. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. -152 с. .
  70. А. Щюлли къур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. — 216 с.
  71. А. Ях1. (Повести и рассказы). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.-230 с.
  72. А. Хъат1и ва кьюрт1и. (Повесть и рассказы). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. — 352 с. 1. На русском языке:
  73. А. Мои аульчане. Повести и рассказы. М.: Современник, 1980.
  74. А. Восьмое чудо. Рассказы и повесть. М.: Современник, 1987.
  75. А. Бессмертие. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. — 128 с.
Заполнить форму текущей работой