ГАРМОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО СОНЕТА XVIII – первой половины XX века
Диссертация
Анализ функционирования сонета в рамках циклических образований позволяет выделить его следующие жанрово-строфические свойства: 1. Как единица цикла сонет поливалентен, так как обладает способностью к одновременному вхождению в циклические единства разных уровней- 2. Обладая мощным потенциалом к самоорганизации, он может функционировать и как жанр, и как твердая строфическая форма. Как жанр… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОНЕТ И ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРОПОРЦИИ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
- 1. 1. Инвариантная роль архитектонической структуры сонета в процессах гармонической самоорганизации
- 1. 2. Гармонизирующее значение реализации законов пропорции золотого сечения в архитектонике и композиции сонета
- 1. 3. Сонет в контексте эстетических представлений о гармонии, симметрии и пропорции
- 1. 4. Сонет в гармонической парадигме пропорции золотого сечения
- 1. 5. Явление повторяемости в гармонической структуре сонета
- 1. 5. 1. Гармонизирующее значение явления повтора в поэзии и в сонете
- 1. 5. 2. Гармонизирующий повтор и проблема «сонетности» сонетов А.С.Пушкина
- 1. 5. 3. Гармонизирующая роль лексического повтора и его виды в композиционной структуре сонета
- 2. 1. Проблема эстетического потенциала сонетной архитектоники
- 2. 2. Традиция неединообразного рифмования катренов на две общие рифмы и ее влияние на гармоническую структуру сонета
- 2. 3. Сонеты с катренами на четыре рифменных созвучия
- 2. 4. Сонеты с терцетами на два рифменных созвучия
- 2. 5. Гармонизирующее значение нарушений традиционных норм в сонетах И.Ф. Анненского
- 2. 5. 1. Синтаксически не разграниченные катрены
- 2. 5. 2. Отступления в количестве рифм и способах рифменного сочетания стихов терцетов
- 2. 5. 3. Отступления в строе рифменных сочетаний катренов
- 2. 5. 4. Синтаксическая неразграниченность катренов и терцетов
- 3. 1. Жанровая специфика реализации диалогической идеи: художественная рецепция сонетов A.C. Пушкина в жанровом времени-пространстве русского сонета
- 3. 2. Антиномизм структуры в формировании полилогического содержания сонета
- 3. 3. Время-пространственное содержание сонета как результат диалогического взаимодействия с сопредельными жанровыми формами лирики
- 3. 3. 1. Композиционные основы диалогического взаимодействия сонета с посланием
- 3. 3. 2. Имя собственное в заголовочном комплексе как структурный элемент в формировании содержания сонетов-посланий
- 3. 3. 3. Сонетный акростих как результат и форма жанрового взаимодействия
- 3. 3. 4. Диалогический характер взаимодействий сонета — эпитафии -эпиграммы — портретной зарисовки
- 4. 1. Жанровая специфика, принципы и закономерности циклической связи сонетов
- 4. 2. Закономерности воплощения гармонического замысла о форме в «венках» и «коронах» сонетов
- 4. 3. Авторские циклы сонетов (второй и пятый уровни циклических вя-зей)
- 4. 4. Третий и пятый уровни циклических связей сонета: «Мучительный сонет» И. Ф. Анненского в составе и в образовании жанрово-тематических групп
- 4. 5. Тематические циклические единства сонетов разных авторов (шестой уровень сонетных циклических единств)
- 4. 6. Закономерности реализации в циклических образованиях жанрового и строфического потенциала сонета (второй и четвертый уровни сонетных циклических единств)
Список литературы
- Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии. Л., 1959.
- Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979.
- Белый А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. — М.-Л., 1966.
- Бехер И.Р. Сонеты. М., 1960.
- Бутурлин П.Д. Сонеты и разные стихотворения. Спб., 2000.
- Данте Алигьери. Новая жизнь. — М., 1967.
- Максимов М.И. Опыт сонетов. М. 1828. Кн. 1.
- Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967.
- Русская эпиграмма XVIII -XIX вв. М., 1968.
- Русская эпиграмма (XVIII начало XX века). — Л., 1988.
- Русская эпиграмма второй половины XVII начала XX века. — Л., 1975.
- Русская эпитафия. Спб., 1998.
- Русский сонет: XVIII начала XX века. / Сост., послесловие и комм. В.С. Совалина-М., 1983.
- Русский сонет: Сонеты русских поэтов XX века и советских поэтов. / Сост., вступ. ст. и комм. Б. Романова. — М., 1987.
- Сонет серебряного века. Русский сонет конца 19 — начала 20 века. / Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотва. М., 1990.
- Тредиаковский В.К. Избранные произведения. — М.- Л., 1963.
- Хармс Даниил. Старуха: Рассказы. Сцены. Повесть. М., 19 911. Словари и энциклопедии
- Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Изд. 3-е. М., 1972. — Т. 10- 1975.-Т. 20- 1976.-Т. 24.
- Большой энциклопедический словарь в 2 т. Т. 2. — М., 1991.
- Логический словарь. — М., 1971.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
- Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб., 1821.
- Словарь русского языка в 4-х Т. Т. II (к о). — М., 1959.
- Словарь церковно-славянского и русского языка. — Спб., 1927.
- Абрамов М.А., Волошинов A.B. Пушкин и законы симметрии // Человек. 1999, № 3. — С. 75−86.
- Александров И.Б. Поэтическая речь XVIII века. — М., 2005.
- Аникин А. И. Ахматова и Анненский. Заметки к теме 7. — Новосибирск, 1990.
- Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. — 1996, № 5. С. 74 — 84.
- Анисимова Л.Г. Художественная концепция личности в сонетах русских модернистов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филило-гических наук. Ставрополь, СГУ, 2005.
- Арган Дж. История итальянского искусства. — М., 1990.
- Аристотель. Сочинения в 4 Т., Т. 1.: «Метафизики- О душе» М., 1975.
- Артемова С.Ю. Заголовочный комплекс в послании и формирование «образа жанра» в XX веке // Тезисы Международной конференции «Феномен заглавия: Интерпретационные возможности словаря заглавий». М.: РГТУ, 2004.
- Атнабаева Н.А. Жанр сонета в удмуртской поэзии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Ижевск, 2004.
- Баевский B.C. История русской поэзии: 1730 — 1980 гг. М., 1996.
- Бакина М.А., Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи XIX XX вв. Перифраза. Сравнение. — М., 1986.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1989.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1975.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. Спб., 2000.
- Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004.
- Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910.
- Белый А. Поэзия слова. Пбг.: Эпоха, 1922.
- Беляева Н.В. Час сонета // Русская словесность. — 1994, № 4. — С. 84−89.
- Бердников Л.И. К издательской истории русского сонета 1730 — 1750-х годов // Федоровские чтения 1980. — М., 1984. — С. 155 — 169.
- Бердников Л.И. Становление сонета в русской поэзии XVIII века (1715 — 1770). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. -М.: МОПИ, 1985.
- Бердников Л.И. У истоков русского сонета // Проблемы развития лирической поэзии XVII XIX веков и её взаимодействие с прозой. — М.: МОПИ, 1985.
- Бердников Л.И. Счастливый Феникс. Очерки о русском сонете и книжной культуре XVIII начала XIX века. — СПб., 1997.
- Беренштейн П.Е. И. Анненский и романтизм (вопросы метода и стиля).
- Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.- Калинин: КГУ, 1986.
- Бисько И.А. Некоторые структурно-стилистические особенности сонетов И. Р. Бехера (Повторы и стихотворные переносы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1973-
- Бицилли П. Элементы средневековой культуры. Одесса: Гносис, 1919.
- Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. — М., 1975.
- Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1976.
- Благонравов В.Н. В.Я. Брюсов мастер русского сонета. — Самарканд, 1985.
- Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. Изд. 2-е. — М., 1983.
- Бройтман С.Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1989.
- Бройтман С.Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.
- Брюсов В.Я. Далёкие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912.
- Брюсов В.Я. Синтетика поэзии // Брюсов В. Я. Собрание сочинений в 7 Т.- Т. 6 М., 1975. — С. 557 — 573.
- Брюсов В.Я. Опыты по строфике // Собрание сочинений в 7 — Т. 3. М., 1975.-С. 530- 545.
- Бурылина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообра-зования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.
- Бэлза С.И. Брюсов и Польша // История и культура славянских народов. Польское освободительное движение XIX — XX вв. и проблемы истории культуры. М., 1966. — С. 186 — 205.
- Васильев В.Е. Беглый взгляд на эпиграмму // Русская эпиграмма. — М., 1990.-С. 3−26.
- Васильева А.Н. Художественная речь. М., 1983.
- Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.
- Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003. — 280 с.
- Вацуро В.Э. Русский сонет 1820-х годов и европейская романтическая традиция // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси: ТГУ, 1985. — С. 88 — 96.
- Вейль Г. Симметрия. -М.: Наука, 1968.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
- Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971.
- Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., 1935.
- Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
- Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М. 1972.
- Вишневский К.Д. Разнообразие формы русского сонета // Russian verse theorv. Proceedings of the 1987 Conference at UCLA Slavie Studies. Slavika Publishers. 1989. — Vol. 18, USA, pp. 455 — 476.
- Волошин М.А. Тайная доктрина средневекового искусства. М.: Око. -1926, № 14. — С. 13 — 28.
- Волошинов A.B. Математика и искусство. М., 1992.
- Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Слово в жизни и слово в поэзии // Волошинов В. Н., Медведев П. Н., Канаев И. И. Статьи. М., 1996. — С. 72 — 95.
- Воробьев H.H. Числа Фибоначчи. М., 1984.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1986.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
- Гальперин Н.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гартман Н. Эстетика. М., 1958.
- Гаспаров М.Л. Сонет // КЛЭ в 9 т. Т. 7. — М., 1962 — 1978. — Столб. 67 — 68.
- Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. Метр. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984.
- Гаспаров М.Л. Очерки истории европейского стиха. — М., 1989.
- Гаспаров М.Л. Строфическая традиция и эксперимент // Избранные статьи. Том III. О стихе. М., 1997. — С. 366 — 399.
- Гаспаров М.Л. Сонеты Осипа Мандельштама 1912 г.: от символизма какмеизму // Il Sonneto nelle Letteratiire Slave: Un Capitolo di Poetica Storica. A Cura di Mario Capaldo. Europa Orientalis. 1999. Vol. XVIII. N. 1, С. 147 159.
- Гаспаров M.JI. Русский стих начала XX века в комментариях. — М.: 2004.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4 т. T. 1.-М., 1971.
- Герасимов К.С. Сонет в творческом наследии В. Я. Брюсова // Сборник научных трудов СГПИ: Валерий Брюсов. Проблема мастерства. — Ставрополь, 1983.-С. 34- 63.
- Герасимов К.С. Диалектика канонов сонета // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. — Тбилиси, 1985. — С. 17 — 52.
- Герасимов К.С. В. Брюсов и диалектика сонета // Валерий Брюсов. Исследования и материалы. — Ставрополь, 1986. — С. 3 — 24.
- Герасимов К.С. Венок сонетов М.А. Волошина «Corona Astralis» // Il Sonneto nelle Letterature Slave: Un Capitolo di Poetica Storica. A Cura di Mario Capaldo. Europa Orientalis. 1999. Vol. XVIII. N. 1. С. 159 — 169.
- Гиголов Г. М. О сонете А. С. Пушкина «Суровый Дант» (некоторые вопросы). Труды ТГУ. — Т. 61. — Тбилиси, 1956.
- Гиллельсон M.JI. Русская эпиграмма // Русская эпиграмма (XVIII начало XX века). — Л., 1988. — С. 5 — 44.
- Гинзбург Л.Я. Сонеты Иоганнеса Бехера // Иоганнес Р. Бехер. Сонеты. -М.: ГИХЛ, 1960. С. 5 — 12.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
- Греймас А.-Ж. К теории интерпретации мифологического нарратива // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985 — С. 109 — 145.
- Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода. М., 2004.
- Грехнев В.А. Дружеское послание пушкинской поры как жанр // Бол-динские чтения. Горький, 1978.
- Гринбаум О.Н., Мартыненко Г. Я. Русский сонет и «золотая пропорция» ритма. Спб., 1999.
- Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении. Спб., 2000.
- Гроссман Л.П. Поэтика сонета // Проблемы поэтики — М.-Л ., 1925. С. 115−140.
- Гуковский Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. -М, 2001.
- Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. — Пг., 1923.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. -М., 1990.
- Гуссерль Э. Логические исследования: Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.
- Гуссерль Э. Феноменология // Логос. М., 1991 — В. 1. — С. 12 — 20.
- Давыдов Г. А. Жанр дружеского послания в поэзии М.П. Хераскова и поэтов его круга // Филологические науки. — 1997, № 1. С. 92 — 100.
- Данилов Ю.А., Смородинский Я. А. Иоганн Кеплер: от «мистерии» до «гармонии» // Успехи физических наук, 1973, Т. 109, вып. 1.
- Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984.
- Деев А.Н. Категория «Гармония»: Понимание и история эволюции. -Новосибирск, 1999.
- Деррида Ж. Письмо и различие. М., — 2000.
- Добрянский А.Н. Развитие сонета в украинской поэзии в контексте мировой сонетологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Киев, 1981.
- Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
- Донская E.JI. О генезисе и развитии английского сонета XVI века // Филологические науки. 1988, № 2. — С. 30 — 34.
- Дуденкова А.И. Идейно — художественная борьба в русском классицизме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Л., 1955.
- Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. -СПб., 1999.
- Евсеева P.A. Композиция жанра дружеского послания в творческом воплощении В.А. Жуковского // Вестник Оренбургского университета. 2004, № 5.- С. 14−19.
- Ершов Л.Ф. О русской эпиграмме // Русская эпиграмма второй половины XVII начала XX века. — Л., 1975. — С. 5 — 56.
- Жирмунский В.М. Теория стиха. — Л., 1975.
- Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб., 2001.
- Заездная Т.А. Сонеты Андреаса Грифиуса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Ленинград, 1972.
- Зелинский А.Э. Лирический цикл и проблемы циклизации в творчестве В. Я. Брюсова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Тарту, 1983.
- Зелинский Ф. Иннокентий Федорович Анненский как филолог-классик. Аполлон. — 1910, № 4. — С. 1 — 8.
- Иванов Вячеслав. О поэзии И. Ф. Анненского // Аполлон. 1909, № 4 -С. 16−24.
- Иващенко A.B., Агапов B.C., Барышников И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. М., 2000.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
- Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. 1998, № 12 — С. 37 — 49.
- Калачева C.B. Стих и ритм. М., 1978.
- Камчатнов A.M. Подтекст: термин и понятие // Филологические науки, 1988. № 3.-С. 40−45.
- Квятковский А.Н. Поэтический словарь. М., 1968.
- Кихней Л.Г. Стихотворное послание в русской поэзии начала XX века. Развитие жанра в символистской и пролетарской поэзии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1985.
- Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: Структура,-функции, типология (на материале русской прозы XIX XX вв.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М. 1986.
- Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развитиестиля и жанра. М., 1978.
- Колышев А. М. Мир и Гармония. Кемерово, 1998.
- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972.
- Кормилов С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета // Филологические науки. 1993, № 3. — С. 32 — 41.
- Кормилов С.И. Сонеты Георгия Иванова // Вестник МГУ. 1997, № 2. -С. 38−49.
- Кормилов С. И. Сонеты Н.С. Гумилева// Филологические науки. 1999, № 4.-С. 11−19.
- Кошемчук Т. А. Сонет М.А. Волошина «Над зыбкой рябью вод.» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985, С. 214 — 225.
- Кошемчук Т.А. Сонеты Максимилиана Волошина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси: ТГУ, 1990.
- Крадожен Е.М. Повтор в структуре поэтического цикла. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: МПГУ, 1987.
- Кралин М. Сонет «незабвенного друга». Победившее смерть слово. Статьи об Анне Ахматовой. — Томск, 2000.
- Кристева Ю. Бахтин: Слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп.- 1993.-№ 3.
- Кулакова Л. И. Поэзия М.Н. Муравьева // Муравьев М. Н. Стихотворения. -Л., 1967.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.
- Лавров A.B., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. Л., 1981.
- Лапинская Л.Д. Первый сонет Николая Гумилева // Русская речь. 1997, № 2.-С. 21−26.
- Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
- Линник Ю.В. Слово о сонете // Русский сонет (первая четверть XX века). — Петрозаводск, 1991.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927.
- Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. -М., 1990.-С. 393- 655.
- Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927.
- Лосев А.Ф. Философия имени // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. — М., 1990.-С. 11−195.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений.-М., 1990.-С. 195- 393.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лотман М.Ю., Шахвердов С. А. Метрика и строфика А.С. Пушкина // Русское стихосложение XIX века. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М., 1979. — С. 145 — 257.
- Лотман М.Ю. Иннокентий Анненский — разрушитель сонета// SKo-win'nska metryka porownawcza, v. Sonet/Pod red. Lucylli Rszczokowskiy i Dorty Urbaaski ej: Warszawa, 1993. — Str. 123 — 131.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М: Искусство. 1970.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
- Лотман Ю.М. О мифологическом ходе сюжетных текстов // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973.
- Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. -Л., 1983.-С. 416.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии — С.Петербург: «Искусство — СПб», 1996.
- Лотман Ю.М. Русская поэзия первой половины XIX века. СПб, 1999.
- Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.
- Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. — Л., 1981.
- Мандельштам О.Э. О поэзии. М., 1928.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
- Мартыненко Г. Я. Ритмико-смысловая динамика русского классического сонета. — Санкт-Петербург, 2004.
- Марутаев М.А. О гармониии как закономерности // Принцип симметрии. -М., 1978.-с. 363−395.
- Мелентьев Г. В. Венок сонетов: Библиографический указатель. — Саранск, 1988.
- Мещеряков В.Т. Гармония и гармоническое развитие. Л., 1976.
- Мещеряков В.Т. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско-ленинской философии. Л., 1981.
- Михайличенко Б.С. Теория сонетного жанра. Монография. Самарканд, 1995.
- Муратова K.M. Мастера французской готики XII XIII веков. Проблемы теории и практики художественного искусства. — М., 1988.
- Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины 20 века. От Анненского до Пастернака. М., 1992.
- Мушина И.Б. На копьях эпиграммы остри. // Русская эпиграмма XVIII -XIX вв. М., 1968. — С. 3 — 26.
- Некрасова Е.А. «Мадонна» Пушкина // Художник. — 1987, № 2. С. 47 -49.
- Некрасова Е.А. А.Фет, И.Анненский. Типологический аспект описания. -М., 1991.
- Никитина H.A. Русский венок сонетов конца XIX начала XX веков. К истокам жанра: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2001.
- Никишов Ю.М. Онегинская строфа: источники и поэтика// Филологические науки. № 2,1992. С. 11 19.
- Николаев С.И., Царькова Т. С. Три века русской эпитафии // Русская эпитафия. Спб., 1998. — С. 3 — 42.
- Николина H.A. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003.
- Нинов A.A. О стихотворном послании В.Я. Брюсова «К.Д. Бальмонту» (1902) // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван, 1985.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
- Новиков Л.А., Преображенский С. Ю. Ключевые слова и идейноэтическая структура стиха // Язык русской поэзии XX века. — М., 1989.
- Новикова Е. Выбор оружия. Эпиграмма в творчестве Пушкина // Звезда. -1999, № 6.-С. 15−23.
- Останкович A.B. Гармония сонета. М., 2005.
- От структурализма к постструктурализму: Французская семиотика. М., 2000.
- Пашковска-Хоппе К. Некоторые структурно-композиционные особенности сонетов Шекспира. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1970.
- Песков A.M. Сумароков и Буало // Филологические науки. (Научный доклад Высш. Школы). 1982, № 2. — С. 73 — 77.
- Петрова В.И. Анненский и Тютчев (к вопросу о традициях) // Искусство слова. М., 1973. — С. 277 — 288.
- Пинаев С.М. Близкий всему, всему чужой: Макс Волошин в историко-культурном контексте серебряного века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1996.
- Плавскин З.И. 14 магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология / Сост. A.A. Чамеев и др. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1988. С. 3−28.
- Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак призрачной прозы.». Лирика
- B.B. Набокова. Ставрополь, Изд-во СГУ, 2005.
- Подольская И.И. Поэзия и проза И. Анненского // Анненский И. Ф. Избранное. М., 1987. — С. 3 — 20.
- Поляков М.Я. Вопросы поэтики художественной семантики. М., 1978. Пономарева Г. М. Критическая проза И. Анненского (проблема генезиса): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Тарту, 1986.
- Портер Л.Г. Симметрия владычица стихов. Очерк начал общей теории поэтических структур. — М., 2003.
- Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. Сборник статей. М., 1983.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.
- Потебня A.A. Теоретическая поэтика. -М., 1990.
- Протасова Н.В. Жанр поэтического послания в творчестве Валерия Брю-сова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Ставрополь, 2000.
- Растье Ф. Интерпретирующая семантика. Нижний Новгород, 2001.
- Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. М., 1982.
- Романов Б. Певучей музыкой сонета // Русский сонет: Сонеты русских поэтов XX века и советских поэтов. М., 1987. — С. 3 — 26.
- Рымарь Н.Т. О функциях границы в художественном языке // Граница как механизм смыслопорождения. Вып. 2 / Научн. ред. Н. Т. Рымарь. — Самара, 2004.-С. 28−43.
- Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М., 1991.
- Сапогов В.А. Цикл // КЛЭ: в 9 т. Т. 8. — М., 1962 — 1978.
- Сапогов В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла // Русская советская поэзия и стихосложение. — М., 1991.
- Саришвили В. К. Сонеты К.Д. Бальмонта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Краснодар, 1999.
- Сельвинский И.Л. Студия стиха. М., 1962.
- Сельвинский И.Л. Я буду говорить о стихах. М., 1973.
- Сенешаль М., Флек Дж. Прелюдия // Узоры симметрии. — М., 1980. — С. 13−37.
- Сергеева E.B. Ключевые слова в творчестве И. Анненского: Тезисы доклада // Материалы международной лингвистической научной конференции. — Тамбов, 1995.
- Серман И.З. Батюшков. «Мои пенаты». Послание к Жуковскому и Вяземскому // Поэтический строй русской лирики. JL, 1973. — С. 53 — 63.
- Сильман Т.И. Заметки о лирике. — JL, 1977.
- Совалин B.C. Послесловие // Русский сонет: XVIII начала XX века. -М., 1983.
- Солодуб Ю.П. Интертекстуальность как лингвистическая проблема // Филологические науки. 2000, № 2. — С. 51 — 57.
- Сорокин Ю.Ф., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
- Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.
- Скрипов Г. С. О русском стихосложении. М., 1979.
- Смирнов И.П. Два типа рекуррентности: Поэзия и проза // Wiener Slawistischer Almanach. 1985, № 15. — С. 255 — 280.
- СтаховА.П. Коды золотой пропорции. — М., 1977.
- Стахов А., Слученкова А., Щербаков И. Код да Винчи и ряды Фибоначчи. СПб., 2006.
- Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. — М.: Просвещение, 1982.
- Тимердинг Т.Е. Золотое сечение. Петроград: Науч. изд. Петроград, 1924.
- Титаренко С.Д. «Крымские сонеты» А. Мицкевича в русских переводах и развитие сонета в конце 20 30-х гг. XIX века // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. — Тбилиси: ТГУ, 1985. — С. 101 -116.
- Титаренко С.Д. Сонет в русской поэзии первой трети XIX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Томск, 1983.
- Титаренко С.Д. Сонет в русской поэзии первой трети XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Томск, 1983.
- Титаренко С.Д. «Сонет к форме» В. Я. Брюсова и эстетические идеи русского символизма // Сборник научных трудов СГПИ: Валерий Брюсов. Проблемы творчества. Ставрополь, 1989. — С. 3 — 11.
- Титаренко С.Д. Сонет в поэзии серебряного века: художественный канон и проблема стилевого развития. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998.
- Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». — М., 1975. — С. 37 — ИЗ.
- ЗЮ.Томашевская P.P. К вопросу о французской традиции в русской эпиграмме // Поэтика. Сб. 1. JL, 1926.
- Томашевский Б.В. Строфика Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. П.-М.-Л., 1958.-С. 49- 184.
- Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М. — Л., 1959.
- Томашевский Б.В. Стилистика и стиховедение: Курс лекций. М., 1959.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М., 1983.-С. 227−285.
- Травушкин Н.С. Пауль Флеминг в России // Ученые записки Астраханского государственного педагогического института им. С. М. Кирова. Том 8. -Астрахань, 1959.
- Тредиаковский В.К. О древнем, среднем и новом стихотворении российском // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М. — Л., 1963.
- Тростников М. В. Идиостиль И. Анненского: лексико-семантический аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М.: Mill У, 1990.
- Тростников М. Б. Идиостиль И. Анненского: лексико-семантический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: МПГУ, 1990.
- Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное. М., 1979.
- Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка: Статьи. -М. 1965.
- Тюкин В.П. Венок сонетов в русской поэзии XX века // Проблемы теории стиха.-Л. 1984.-С. 208−215.
- Тюкин В.П. Венок сонетов в русской поэзии 1909 1960: материалы к библиографии. — Рим: Б.И., 1995, т. 2. — С. 209 — 217.
- Ужаревич Й. Лирический цикл (Пастернак и Мандельштам) // Studi Russia. XIX. Budapest, 2001
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.
- Федоров A.B. Иннокентий Анненский. Личность и творчество. Л., 1984.
- Федотов О.И. Сонет в творчестве А. Ахматовой // Проблемы творчества и биографии А. А. Ахматовой. — Одесса, 1989, С. 17 — 20.
- Федотов О.И. Сонет серебряного века // Сонет серебряного века Русский сонет конца 19 — начала 20 века. М., 1990. — С. 5 — 34.
- Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. -М., 1997.
- Федотов О.И. Сонеты Анны Ахматовой как цикл // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. 1998: № 4. М., 1998. С. 32−47.
- Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Книга 2: Строфика. М., 2002.
- Федотов О.И. Сонет. — 2008 (в печати)
- Фейен Дж. Неоднозначность в поисках симметрии: Борхес и другие // Узоры симметрии. М., 1980. — С. 151 — 174.
- Фигут Р. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения // Европейский цикл. Историческое и сравнительное изучение. М. 2003.
- Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калининград: КГУ, 1984.
- Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. — Тверь, 1997.
- Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: учебное пособие.-М.: ЛГУ, 1990.
- Форстер Э.М. Избранное. Л., 1977.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
- Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — М., 1977.
- Хворостьянова Е.В. Условия ритма: Историко-типологические очерки русского стиха. СПб., 2008.
- Холшевников В.Е. Мысль вооруженная рифмами. Л: Изд-во ЛГУ, 1984.
- Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л: Изд-во ЛГУ, 1972.
- Царькова Т.С. Русская стихотворная эпитафия XIX XX веков: источники, эволюция, поэтика. — Спб., 1998.
- Цветаева М.И. Письма Марины Цветаевой // Новый мир. — 1969, № 4. -С. 185−214.
- Цейзинг А. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве. М., 1876.
- Черемисина Н.В. Эстетический анализ художественного текста и подтекст // Анализ художественного текста. М., 1976. — С. 32 — 43.
- Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. — Киев, 1981.
- Черемисина H.B. О гармонии композиции художественного целого (роман Пушкина «Евгений Онегин») // Язык и композиция художественного текста. М., 1984. — С. 3 — 15.
- Черемисина Н.В. Семантика возможных миров и лексико-семантические законы. НДВШ. Филологические науки. — 1992, № 2. — с. 11−117.
- Чернов А. Серебряное сечение // Новая газета. — № 2 (422), 13−19 января 1997 г.
- Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. — Л., 1984.
- Шанский Н.М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ. СПб., 1999.
- Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. М., 1986.
- Шевелев И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М., 1990.
- Шенгели Г. А. Техника стиха. М. I960.
- Шерр Б. Русский сонет // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М. Л. Гаспарова. — М: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1996. С. 317 — 321.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973. Шестаков В. П. Эстетические категории. — М., 1983.
- Шишкин А.Б. Русский венок сонетов: истоки, форма, смысл // Russia
- Romana. Vollum // Roma, 1995.
- Шишкин А. Вяч. Иванов и сонет серебряного века // II Sonneto nelle Letterature Slave: Un Capitolo di Poetica Storica. A Cura di Mario Capaldo. (Europa Orientalis. 1999. Vol. XVIII. N. 2), С. 221 270.
- Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989.
- Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония. Ставрополь, 1989.
- Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста. Учебное пособие. -СПб. Ставрополь, 1993.
- Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. — Ставрополь, Издательство СГУ, 2006.
- Штейнер Е. Картины из письменных знаков // Декоративное искусство, 1991.-№ 9−10.-С. 4−5.
- Шубников A.B., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972.
- Шубников A.B. Симметрия или антисимметрия конечных фигур. М.: Академия наук СССР, 1951.
- Шубников A.B. Симметрия подобия // Кристаллография, 1960, № 5. — С. 489−496.
- Шульговская H.H. Теория и практика поэтического творчества. СПБ., 1914.
- Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
- Эткинд Е.Г. Демократия, опоясанная бурей // Блок и музыка. Л.- М., 1972.
- Эткинд Е.Г. Симметричные композиции у Пушкина. Париж, 1988.
- Эткинд Е.Г. Единство «серебряного века» // Звезда. 1989, № 12. — С. 185- 195.
- Эткинд Е.Г. Материя стиха. Париж, 1998.
- Якобсон Р.О., Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. — С. 231 — 256.
- Якобсон Р.О. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге // Работы по поэтике. М.1987. — С. 80 — 98.
- Якобсон Р.О. Грамматический параллелизм и его русские аспекты // Работы по поэтике. М., 1987. — С. 99 — 132.
- Якобсон Р.О. О стихотворном искусстве Уильяма Блейка и других поэтов-художников // Работы по поэтике. — М., 1987. — С. 343 369.
- Янушкевич A.C. Проблема прозаического цикла в творчестве Н. В. Гоголя // Проблемы метода и жанра. — Томск, 1977. Вып. 4. — С. 26 — 33.
- Bahr W. Der goldene Schnette am Sonnet // Das Literarische Echo. Halbmonatschreft fur Literaturfreunde. 1919. — Heft 5. — S. 280 — 282.
- Becher J.R. Philosophie des Sonetts, oder Kleine Sonettlehre // Das poetische Prinzip. Berlin, 1957.
- Cervenka M. The Sonnet of the Czech Decadence // II Sonneto nelle Lettera-ture Slave: Un Capitolo di Poetica Storica. A Cura di Mario Capaldo. (Europa Orientalis. 1999. Vol. XVIII. N. 1), S. 95 103.
- Fechner J.-U. Zur Geschichte des deutschen Sonetts // Das deutsche Sonett. Munchen, 1969.
- Friedrich H. Epochen der italienischen Lyrik. Frankfurt a.M., 1964.
- Fussel P. Poetic Meter und Poetic Form. N.Y., 1965.
- Fuller J. The Sonnet. London: Methuen, 1978.
- Geering A. Rainer Maria Rilkes Sonette an Orpheus. F-a. M., 1948.
- Greber E. Wortwebstuhle oder: Die kombinatorische Textur des Sonetts // Zeichen zwischen Klarheit und Arabeske. Hrsg. von S. Kotzinger u. G. Rippl. Amsterdam, 1994.
- Greber E. Das Sonett als Textus (Gewebe, Netz, Geflecht). Poetologischer Sonettdiskurs, Textilmetaphorik und Textkonzeption // Sonet in sonetni venec / B. Paternu (Hrsg.). Ljubljana, 1997. S. 381 392.
- Hahn W. Symmetry as a Developmental Principle in Nature and Art. Singapore — New Zersey — London — Hong Kong: World Scietific. — 1998.
- Jost F. Le sonnet de Petrarque a Baudelaire. Modes et modulations. Bern, 1989.
- Kestner J. The Spatiality of the Novel. Detroit, 1978.
- Lauer Т. Gedichtform swischen Schema und Vervall. Sonnett, Ronden, Madrigal, Ballade, Stanze und Triolett in der russischen Literatur des XVIII. Jahrhunderts. Munchen: Fink, 1975.
- Lauer T. Das russische Sonnet der Puschkin — Zeit //Gattungen in der slavischer Literaturen: Beitrage zu ihnen Formen in der Ceschiechte. Bohlin, 1988.-P. 315- 336.
- Lentzner K. Uber das Sonett und seine Gestaltung in der englischen Dichtung bis Million. Phil. Diss. Leipzig, 1886.
- Mandelbrot B.B. The Fractal Geometry of Nature. San Francisco: Freeman, 1982.
- Meyer A. Die Sonnetdichtung Ivan Bunins. Wiesbaden, 1990.
- Meyer-Fraatz А. Сонет как строфа в поэме Venezia la Bella А. Григорьева // И Sonneto nelle Letterature Slave: Un Capitolo di Poetica Storica. A Cura di Mario Capaldo. (Europa Orientalis. 1999. Vol. XVIII. N. 1), S. 253 271.
- Monch W. Das Sonett. Gestalt und Geschichte. F. H. KerleVerlag, Heiidelberg, 1955.
- Monch W. Das Sonett. Seine sprachlischer Aufbauformen und stilistischen Eigentumlichkeiten. Syntactika und Stilistika. Festschrift fur Ernst Gamillscheg. Hg. v. G. Reichenkron. Tubingen 1957, P. 387 — 409.
- Spiller M. The development of the sonnet. London N.Y., 1992
- Spiller M. The sonnet sequence. N.Y., 1997.
- Schlegel A.W. Vorlesungen uber schone Literatur und Kunst. Neilbron, 1884,-S. 207- 297.
- Schlegel A.W. Geschichte der romantischen Literatur. Kritische Schriften und Briefe / Hrsg. E. Lohner, IV, Stuttgart, 1965.
- Schlegel A.W. Vorlesung uber das Sonett // Das Literarische Echo. 1921. -Heft 3. — S. 342- 351.
- Tomlinson C. The Sonnet: its origin structure and place in poetry London. -1974.
- Voloshinov A. Symmetry as a Superprinciple of Science and Art // Leonardo, vol. 29, No. 2,1996, P. 109 113.
- Voloshinov A. Alexander Pushkin and the Laws of Symmetry // Symmetry2000. Ed. by I. Hargittai, T.C. Laurent. Part 2. London: Portland Press, 2002, P. 595 608.
- Voloshinov A. Beauty of Fractals and Fractality of Beauty // The Great Book of Aesthetics/ The 15International Congress of Aesthetics. Proceedings Japan2001. Tokyo: University of Tokyo, 2003.
- Weinheber J. Zum Wesen des lyrischen Gedichts. Samtliche Werke. Hrsg. von J. Nadler und H. Weinheber. IV, Salzburg, 1954.
- Weinmann P. Sonett-Idealitat und Sonett-Realitat. Neue Aspekte der Gliederung des Sonetts von den Anfangen bis Petrarka. Tubingen, 1989.
- Wilkins E.H. A General Survey of Renaiss. Petrarchism // Compar. Lit. 2 (1950). S. 327−342.
- Wilkins E.H. The lavention of the Sonnet and other Studies in Italian Literature.-Rom, 1959.
- Yates W.E. Tradition in the German sonnet. Bern etc: Lang, 1981.