Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ птицы в произведении Чехова «Чайка»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нина Заречная, появляясь впервые, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку… мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно. В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова — сбиваясь и путаясь в словах — сравнивает себя с чайкой: «Я — чайка… Читать ещё >

Образ птицы в произведении Чехова «Чайка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чайка — это убитая Треглевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Это и сама Нина, сначала соединившая себя с образом убитой чайки, а затем нашедшая свою дорогу. Это в какой то мере и Треглев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когдато убил чайку. Это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. Образ-мотив чайки содержит заряд всеобъемлющего лиризма — трагически-напряженного и философски-глубокого. Под воздействием его силового поля, по замечанию Л. И. Иезуктовой «одни персонажи становятся „крылатыми“, музыкальными», другие — «бескрылыми», «прозаическими». Образ Чайки восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица. Образ вольной птицы — символа свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.

Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова — озеро. Вода — одна из фундаментальных стихий мироздания. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно по этому нашу героиню — чайку так манит к себе вода. Но вода — стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны. Героиня «Чайки» собралась взлететь на крыльях любви, но обломала крылья. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально.

Нина Заречная, появляясь впервые, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку… мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно. В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова — сбиваясь и путаясь в словах — сравнивает себя с чайкой: «Я — чайка». Как видим, образ Чайки уже в момент его зарождения и принадлежит Нине. И олицетворяет ее, Нину, того времени, когда она еще жила по-детски — проснувшись утром, пела, любила Треплева, мечтала о славе. В неразрывной связи с озером и Чайкой находится Трегорин. Вспомним, он постоянно находится на берегу озера в имении Сорина и удит рыбу, совсем как Чайка. Здесь уже открывается другая сторона образа Чайки — чайки-хищницы, убивающей, что бы добыть себе пропитание. И в конечном итоге именно Трегорин — хищник губит белую чайку — Нину. Образ Чайки возникает вновь в 4 акте пьесы. Прежде всего в рассказе Треплева о Нини, о ее жизни за истекшие два года. Свои письма Нина подписывала Чайкой. Она потому и подписывается Чайкой, что не может избавится от мысли — Трегорин был прав, его «сюжет для небольшого рассказа („пришел…увидал и от нечего делать погубил… как… чайку“») оказался пророческим.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой