Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящий момент с учетом ухудшения минерально-сырьевой базы страны, необходимостью освоения мелких нефтяных месторождений, расположенных в малоосвоенных районах, объективно возникает потребность в развитии малого предпринимательства в нефтедобывающей отрасли промышленности России. Исходя из специфики нефтедобывающей отрасли, малые нефтедобывающие предприятия по формальным признакам… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. Правовое положение субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности
    • 1. 1. Экономические предпосылки возникновения и развития малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности
    • 1. 2. Правовая основа деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности
      • 1. 2. 1. Формирование и развитие законодательства о малом предпринимательстве в России и за рубежом
      • 1. 2. 2. Основы государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
    • 1. 3. Понятие и признаки субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности
      • 1. 3. 1. Общее понятие и признаки субъектов малого предпринимательства по законодательству Российской Федерации
      • 1. 3. 2. Субъекты малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности
  • Глава 2. Основные проблемы правового обеспечения деятельности малых нефтедобывающий предприятий
    • 2. 1. Правовое обеспечение доступа малых нефтедобывающих предприятий к участкам недр при лицензионной системе недропользования
    • 2. 2. Правовое обеспечение доступа малых нефтедобывающих предприятий к участкам недр на условиях соглашения о разделе продукции
    • 2. 3. Правовое обеспечение доступа малых нефтедобывающих предприятий к трубопроводному транспорту и объектам инфраструктуры
    • 2. 4. Правовые средства информационного обеспечения деятельности малых нефтедобывающих предприятий
    • 2. 5. Правовое регулирование налогообложения и кредитования малых нефтедобывающих предприятий

Правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности темы диссертационного исследования. Актуальность выбранной темы определяется появлением значительного числа субъектов малого предпринимательства в нефтедобыче, выделением их из общего круга субъектов малого предпринимательства в промышленности, а также ролью малых нефтедобывающих предприятий в развитии нефтедобывающей отрасли России.

Востребованность малых нефтедобывающих предприятий вызвана как объективным ухудшением минерально-сырьевой базы, так и необходимостью вовлечения в оборот мелких месторождений углеводородов. На сегодняшний день наиболее крупные месторождения нефти, на которые приходится основной объем нефтедобычи, выработаны на 70 — 90%. Доля запасов нефти с обводненностью в 70% составляет свыше трети всех разрабатываемых запасов. Выросли объемы трудноизвлекаемых запасов нефти, доля которых достигла 5560% разрабатываемых1. За последние десять лет количество открываемых месторождений нефти уменьшилось в 2,5 раза, а доля в них средних и крупных — в 4,5 раза2.

В настоящее время в нефтедобывающей промышленности России функционируют около 160 малых нефтедобывающих предприятий, не входящих в состав вертикально — интегрированных нефтяных компаний. Минерально-сырьевая база этих предприятий представлена участками недр, содержащими мелкие нефтяные месторождения, а также месторождения с истощенными и трудноизвлекаемыми запасами нефти. Всего за период 1995;2000гг. малыми нефтедобывающими предприятиями добыто свыше 200 млн. тонн нефти. К настоящему моменту, на долю данной группы субъектов предпринимательства См.: Аналитическая записка о состоянии и ходе разработки «Основ государственной политики Российской Федерации в области минерального сырья и недропользования». Подготовлена постоянной рабочей группой Президиума Государственного Совета РФ по минеральному сырью и недропользованию // Нефть, газ и право. -2002. — № 6. — С. 25.

2 Перчик А. И., Авалишвили Г. Д. Освоение мелких нефтяных месторождений консорциумом малых предприятий на условиях СРП. — М., 2002. — С. 15. приходится порядка 7% в структуре годового общероссийского объема добычи нефти3. Малые нефтедобывающие предприятия осуществляют деятельность в 22 субъектах РФ, обеспечивают занятость свыше 50 тысяч человек. По итогам 2002 года предприятия этого сектора уплатили 33 млрд. рублей в бюджеты всех уровней4.

Эти тенденции, как утверждают экономисты, предопределяют очевидную необходимость изменения стратегии нефтедобычи, выражающуюся в развитии сектора малых предприятий5. Соответственно требуется совершенствование внешней среды (условий), в которой работают субъекты малого предпринимательства, прежде всего нормативно-правовой базы, с учетом специфики предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, высокой фондо-и капиталоемкости российских нефтедобывающих предприятий, конкурентной ситуации на рынке нефтедобычи.

Проблемы правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в юридической литературе исследуются, в основном, без учета отраслевой принадлежности данной группы хозяйствующих субъектов. Авторами анализируются общие проблемы определения понятия малого предприятия, государственной регистрации и лицензирования малых предприятий, рассматриваются вопросы налогообложения субъектов малого предпринимательства в свете обновленного налогового законодательства Российской Федерации.

Например, по общим вопросам государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации опубликованы работы В. К. Андреева, М. М. Бринчука, Т. М. Гандилова, А. П. Гуляева, И. Н. Музалевской, А. Ю. Пахолковой, К. Р. Садыкова, М. А. Супатаева и других ученых.

3 Добыча и экспорт нефти в октябре 2003 года. Статистика // Нефть и капитал. — 2003. — № 12. — С. 56−57.

4 И радость, и печаль. Интервью с Министром энергетики И. Х. Юсуфовым // Нефть России. — 2003. — № 10. — С. 9.

5 Арбатов А. О некоторых причинах бедственного положения малых и средних нефтедобывающих компаний // Нефть, газ и право. 2002. — № 5. — С. 19. Земцов Р., Токарев А. Современные тенденции развития малых и средних нефтяных компаний России // Нефть, газ и бизнес. — 2003. — № 2. — С. 11.

Применительно к нефтедобывающей промышленности отдельные вопросы правового обеспечения малого предпринимательства рассматривались в монографиях JI.B. Каланды, Р. Н. Салиевой, К. Н. Трубецкого, Г. Н. Краснянского, А. Н. Курского, Е. И. Панфилова.

Проблемам правового регулирования отдельных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов в нефтегазовом комплексе России посвящены научные статьи Н. Н. Вознесенской, Д. Василевской, М. А. Даниленко, М. И. Клеандрова, А. А. Конопляника, П. Г. Лахно, М. И. Махлиной, А. И. Перчика, С. В. Рогинского, С. А. Сосны, кандидатские диссертации Э. П. Андрюхиной, Р. Н. Миргазизовой, И. А. Парфенова, С. А. Савченко, В. Ю. Чуева и ряда других авторов.

Вместе с тем, проблемы правового обеспечения хозяйственной деятельности малых нефтедобывающих предприятий исследованы недостаточно.

Специфика деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности исследовалась в основном экономистами. Опубликованные научные работы А. А. Арбатова, Г. Д. Авалишвили, В. И. Грайфера, М. А. Даниленко, В. А. Емкеева, Х. З. Кавеева, Е. В. Корзун, В. А. Крюкова, А. И. Перчика, И. Н. Пупченко, А. Н. Токарева и других ученых-экономистов в большей степени относятся к выработке экономических механизмов обеспечения эффективной деятельности малого предпринимательства и освещают проблематику с точки зрения экономического обоснования целесообразности развития малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности.

В перечисленных работах не ставилась задача дать характеристику правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, а также с учетом судебной и правоприменительной практики выявить правовые средства обеспечения эффективности деятельности малых нефтедобывающих предприятий и гражданско — правовые методы регулирования отношений в сфере добычи нефти. Указанные проблемы требуют специального исследования.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования правовых средств обеспечения деятельности малых предприятий в нефтедобывающей промышленности с учетом положений Закона РФ «О недрах», ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и других нормативно-правовых актов в сфере недропользования, а также расширения сферы применения гражданско-правовых методов регулирования отношений недропользования в целях повышения эффективности деятельности малых нефтедобывающих предприятий. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что исследуемая тема, наряду с другими проблемами нефтегазового комплекса, относится к числу актуальных и недостаточно изученных.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления субъектами малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности их основного вида хозяйственной деятельности: добычи нефти.

Предметом исследования данной работы выступают нормы законодательства Российской Федерации и другие правовые средства, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, а также соответствующая теме исследования хозяйственная и судебная практика.

Цель работы — изучение правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленностивыявление противоречий и пробелов правового регулирования малого предпринимательстваразработка рекомендаций по применению действующего законодательства, регулирующего деятельность малых нефтедобывающих предприятий, а также выработка специальных мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности Российской Федерации.

В соответствии с целью настоящего исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

— определить понятие и критерии выделения субъекта малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности;

— проанализировать особенности становления российского законодательства о малом предпринимательстве, его этапы и историюсравнить с зарубежным законодательством и выявить закономерности развития и правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности России и зарубежных стран;

— выявить основные проблемы применения действующего законодательства Российской Федерации о малом предпринимательстве к малым нефтедобывающим предприятиям;

— проанализировать правоприменительную практику, касающуюся деятельности малых нефтедобывающих предприятий;

— выработать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, а также специальные меры их государственной поддержки.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретической основой в разработке темы диссертации стали труды видных российских экономистов и правоведов: А. А. Абрамова, С. С. Алексеева, В. К. Андреева, B.C. Белых, М. И. Брагинского, Г. Е. Быстрова, В. В. Витрянского, Т. М. Гандилова, С. А. Зинченко, М. И. Клеандрова, Б. Д. Клюкина, А. А. Конопляника, В. А. Крюкова, В. В. Лаптева, B.C. Мартемьянова, М. И. Махлиной, Р. Н. Салиевой, С. А. Сосны, А. И. Перчика, О. М. Теплова, Г. Ф. Шершеневича и других.

Основными методами научного познания, положенными в основу анализа проблем правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, явились: формально-логический, исторический, системный, статистический, а также методы комплексного исследования и сравнительного правоведения.

Нормативно-правовую и правоприменительную базу исследования составили федеральное законодательство, законодательство о недропользовании субъектов РФ, на территории которых осуществляется разведка и добыча нефти и газа, постановления и определения Высшего Арбитражного Суда РФ, судебные акты федеральных арбитражных окружных судов.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является одним из первых комплексных исследований правовых проблем обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности России. Кроме того, на основе комплексного анализа нормативно-правовых актов и хозяйственной практики деятельности нефтедобывающих предприятий выработаны предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, закреплению в нем специальных критериев выделения субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, а также специальных мер их государственной поддержки.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Доказывается необходимость установления критериев субъектов малого предпринимательства в промышленности с учетом специфики предпринимательства в различных отраслях народного хозяйства. Предлагается внести дополнения в ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», допускающие возможность определения критериев субъектов малого предпринимательства в промышленности иными федеральными законами.

2. Принятие Федерального закона «О малом предпринимательстве в нефтедобывающей промышленности Российской Федерации», закрепляющего наряду с критериями численности работников и структуры уставного капитала организации, требование об отнесении к субъектам малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу нефти на участках недр, содержащих мелкие месторождения нефти, месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти, будет способствовать развитию малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности и отвечать задаче рационального использования ресурсов недр.

Участки недр, содержащие выше указанные месторождения нефти, могут быть определены посредством составления Перечня участков недр, утвержденного Правительством РФ.

3. Одним из наиболее эффективных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности должно быть решение правовых проблем, связанных с обеспечением доступа малых нефтедобывающих предприятий к объектам недропользованияучасткам недр. Для субъектов малого предпринимательства необходимо упростить порядок лицензирования пользования недрами посредством передачи полномочий по предоставлению прав пользования участками недр, содержащими мелкие месторождения нефти, месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Государственная поддержка малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности должна быть направлена на упрощение порядка подготовки, заключения и исполнения соглашений о разделе продукции для малых нефтедобывающих предприятий. Доказывается необходимость передачи полномочий органов государственной власти Российской Федерации по подготовке, заключению и исполнению соглашения о разделе продукции в отношении участков недр, включающих мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными нефтяными запасами, которые являются сырьевой базой малых нефтедобывающих предприятий, органам государственной власти субъектов РФ.

5. Действующее законодательство РФ лишает малые нефтедобывающие предприятия возможности приобретения прав пользования недрами, в случаях, когда их конкурентами при проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами выступают вертикально-интегрированные нефтяные компании. Включение в Закон РФ «О недрах» норм, устанавливающих правила проведения отдельных конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр среди субъектов малого предпринимательства, обеспечит соблюдение интересов малых нефтедобывающих предприятий и создаст объективные условия предоставления прав недропользования.

6. Вовлечение в гражданский оборот прав пользования недрами и, как следствие, обеспечение возможности перераспределения прав пользования недрами между различными субъектами предпринимательства на рыночной основе, будет способствовать развитию предпринимательства в целом и малого в частности. Предлагается внести изменения в Закон РФ «О недрах», допускающие возможность уступки права недропользования по участкам недр, включенным в Перечень участков недр, содержащих мелкие месторождения нефти, месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти, пользователями которых, в большинстве случаев, являются малые нефтедобывающие предприятия.

7. Доступ субъектов малого предпринимательства к системам транспортировки нефти может быть обеспечен путем решения двух блоков проблем: 1) разработки и принятия нормативного акта, устанавливающего порядок определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг в нефтедобывающей промышленности- 2) законодательного закрепления обязанности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (услуг), обеспечить недискриминационный доступ субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности к системам транспортировки произведенного углеводородного сырья по внутрипромысловым нефтепроводам, а также доведения такого сырья до товарных параметров, необходимых для транспортировки.

8. В качестве меры государственной поддержки малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности предлагается введение льготы по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства, в случае направления малыми нефтедобывающими предприятиями сумм облагаемой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения.

Научно-практическая значимость настоящей работы.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы для совершенствования российского законодательства в сфере регулирования отношений с участием малых нефтедобывающих предприятий. Содержащиеся в работе выводы и заключения могут быть использованы в хозяйственной деятельности в целях обеспечения реализации и защиты прав и интересов малых нефтедобывающих предприятийприменены при разработке концепции государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, при подготовке изменений в ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в Закон РФ «О недрах», при разработке Федерального закона «О малом предпринимательстве в нефтедобывающей промышленности РФ», в работе по совершенствованию действующего российского законодательства, в договорной и арбитражной практике. Кроме того, содержащиеся в работе положения могут найти отражение в учебниках, учебных пособиях и иных научных исследованиях, а также при преподавании курса предпринимательского права в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 11 опубликованных научных статьях и тезисах докладов, которые были озвучены на нескольких научных конференциях: Всероссийской научной конференции «Геология и нефтегазоносность ЗападноСибирского мегабассейна» (Тюмень, 2002 г.) — научно-технической конференции «Нефть и Газ»: проблемынедропользования, добычи и транспортировки" (Тюмень, 2002 г.) — международной научно — технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень, 2003 г.) — международной российско-германской научно-практической конференции «Структурно-экономические проблемы занятости и безработицы» (Самара, 2003 г.).

Также материалы исследования были использованы диссертантом в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по предпринимательскому праву в Институте государства и права Тюменского государственного университета.

В настоящий момент с учетом ухудшения минерально-сырьевой базы страны, необходимостью освоения мелких нефтяных месторождений, расположенных в малоосвоенных районах, объективно возникает потребность в развитии малого предпринимательства в нефтедобывающей отрасли промышленности России. Исходя из специфики нефтедобывающей отрасли, малые нефтедобывающие предприятия по формальным признакам не подпадают под критерии субъекта малого предпринимательства, установленные ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», поэтому нормы данного Закона фактически не распространяются на малые нефтедобывающие предприятия, а это значит малые нефтедобывающие предприятия лишены реальной государственной поддержки. С учетом данного положения, в целях совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности и обеспечения мер государственной поддержки, данной группе субъектов предпринимательства, по мнению диссертанта, необходимо:

1. Внесение изменений в ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», устанавливающих, что в отдельных отраслях промышленности критерии определения малого предприятия могут быть установлены иными Федеральными законами.2. Принятие ФЗ «О малом предпринимательстве в нефтедобывающей промышленности РФ», в котором следует закрепить понятие и статус субъекта малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности, предусмотреть меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности. Исходя из анализа данных о структуре уставного капитала и средней численности работников нефтедобывающих предприятий к субъектам малого Предпринимательства в нефтедобывающей промышленности должны относиться:

а) коммерческие организации с численностью работников не более 200 человек, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, фондов, общественных, религиозных организаций (объединений) и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, должна составлять менее 50%, а также коммерческие организации (пользователи недр), отвечающие указанным выше критериям и осуществляющие добычу нефти на участках недр, содержащих мелкие месторождения нефти, месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти. б) индивидуальные предприниматели, с численностью, привлекаемых по найму работников не более 200 человек, а в случаях установленных законом, осуществляющие добычу нефти на участках недр, содержащих мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти.3. Необходимо на законодательном уровне, как этого требует нормы Закона РФ «О недрах» разграничить все участки недр на участки федерального, регионального и местного значения. Передать полномочия федеральных органов, в части принятия решений о предоставлении участка недр в пользование малых нефтедобывающих предприятий и оформлении прав недропользования, в том числе на основании СРП, органам государственной власти субъектов РФ.

4. В действующем законодательстве необходимо закрепить возможность проведения отдельных конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр для малых нефтедобывающих предприятцй. В Законе о СРП также следует предусмотреть возможность проведения аукционов на право пользование недрами на условиях СРП среди малых нефтедобывающих предприятий.5. В рамках совершенствования действующего законодательства целесообразно предусмотреть возможность уступки права пользования участками недр третьим лицам.6. По мнению диссертанта, применительно к малым нефтедобывающим предприятиям, в законе необходимо прямо закрепить обязанность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (услуг), обеспечить недискриминационный доступ к системам транспортировки произведенного углеводородного сырья по внутрипромысловым нефтепроводам, а также подготовке такого сырья до товарных параметров, необходимых для транспортировки.7. В целях развития инвестиционной деятельности малых нефтедобывающих предприятий на сегодняшний день имеется необходимость во введении льготы по налогу на прибыль, в случае направления малыми нефтедобывающими предприятиями сумм облагаемой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Кроме того, в целях обеспечения эффективного налогообложения проектов по добыче нефти в налоговом законодательстве необходимо установить дифференциацию ставок налогообложения в зависимости от природных условий каждого проекта, а также от различных стадий естественной динамики постепенной выработки месторождений нефти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая V Всероссийскимсъездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года // СУ РСФСР, 1918, № 51, ст. 582.
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Официальный текст. — М.:НОРМЛ-М — ИНФРА, 1997. — 96 с.
  3. Декрет «О земле» от 26 октября 1917 года // СУ РСФСР, 1917, № 1.ст. 3, 2-е издание.
  4. Декрет об учреждении Главного нефтяного комитета от 17 мая 1918 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918, № 36, отдел. 1.
  5. Декрет СНК «О недрах земли» от 30 апреля 1920 года // СУ РСФСР, 1920,№ 36, ст. 171.
  6. Гражданский кодекс РСФСР // СУ РСФСР, 1922, № 71, ст. 904.
  7. Горный закон РСФСР от 15 июля 1928 года // СУ РСФСР, 1928, № 133.
  8. Основы законодательства СССР и союзных республик о недрах от 9июля 1975 года // Собрание действующего законодательства СССР. Том 20. — М. Известия, 1976, 7.
  9. Кодекс РСФСР «О недрах» от 9 июля 1976 года // ВВС РСФСР, 1976, № 28, ст. 895.
  10. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года // ВВССССР, 1988, № 21 (2459), ст. 354−355.
  11. Закон СССР «О предприятиях в СССР» от 04 июня 1990 года //Ведомости СДН СССР и ВС СССР от 20.05.1990 г., № 25, ст. 460.
  12. Закон РСФСР от 25.12.90 № 445−1 «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1990, № 30, ст. 418.
  13. Закон РСФСР от 22.03.91 № 948−1 (ред. от 09.10.2002) «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 16, ст. 499- СЗ РФ, 14.10.2002. № 41. ст. 3969.
  14. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 488−1 <<Об инвестиционнойдеятельности в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РФ, 1991, № 29, ст. 1005.
  15. Постановление Совета Министров СССР от 03.05.1984 № 393 «Омерах по улучшению деятельности артелей старателей» // Свод законов СССР, Т. 6. — м. , 1990. с. 630−634.
  16. Постановление Совета Министров СССР «Об особенностяхприменения Закона СССР «О кооперации в СССР» в артелях старателей от 1206.1989 № 464 // Кооперация и аренда. Сборник документов и материалов. Кн. 1.-м., 1989. 377−379.
  17. Постановление Секретариата ЦК КПСС от 10 ноября 1989 года «Оразвитии в СССР сети малых и средних предприятий» // Известия ЦК КПСС, 1989.№ 12(299). 14.
  18. Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 года № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» // Собрание постановлений СССР, 1990, № 19, ст. 101.
  19. Постановление Совета Министров в РСФСР «О мерах поподдержке и развитию малых предприятий РСФСР» от 18.07.1991 № 406 // Закон. Приложение к газете Известия. Март. 1998. № 3. 14−15.
  20. Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения вдействие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» от 1507.1992 № 3314−1//Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 33, ст. 1917.
  21. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116 -1 «О налоге на прибыльпредприятий и организаций» (в ред. 09.05.2001) // СЗ РФ, № 20, 14.05.2001, ст. 1973.
  22. Закон РФ от 25.01.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 1001.2003 № 15-ФЗ // Российская газета, 22.02.1995, № 39- 15.01.2003, № 5.
  23. Федеральный закон от 12.05.1995 № 88-ФЗ «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995.№ 25, ст. 2343.
  24. Закон РФ от 19.07.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях"(с изм. и доп. от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // СЗ РФ, 21.08.1995, № 34. ст. 3426- СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1). ст. 2.
  25. Федеральный закон от 25.10.1995 № 187-ФЗ «О континентальномшельфе Российской Федерации» (с измен, и доп. от 10.02.1999 № 32-ФЗ- от 0808.2001 № 126-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, № 49, ст. 4694- 1999. № 7, ст. 879, 2001. № 33(4.1), ст. 3429.
  26. Федеральный закон от 06.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях оразделе продукции» (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ) // СЗ РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 18- СЗ РФ, 09.06.2003, № 23, ст. 2174- СЗ РФ, 0507.2004, № 27, ст. 2711.
  27. Федеральный закон от 24.06.1997 № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» // СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3584.
  28. Федеральный закон от 17.06.1997 № 122-ФЗ «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ, 2807.1997, № 30, ст. 3594.
  29. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года. Библиотека кодексов: Выпуск 15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 512 с.
  30. Федеральный закон от 15.07.1998 № 39-ФЗ «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с измен, и доп. от 02.01.2000 № 22-ФЗ) // СЗ РФ, 1999, № 9, сх. 1096- 2000, № 2, ст. 143.
  31. Федеральный закон от» 25.06.1999 № 160-ФЗ «Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 28, ст. 3493.
  32. Федеральный закон от 13.07.2001 № 128-ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности» // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430.
  33. Федеральный закон от 20.12.2001 № 7-ФЗ «Об охранеокружающей среды» // СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 133.
  34. Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
  35. Федеральный закон от 27.09.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
  36. Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 № 540 «О мерахпо регулированию экспорта геологической информации о недрах» // С АПН РФ, 1992, № 6, ст. 328.
  37. Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 922 «Об особенностяхпреобразования государственных предприятий, объединений организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» // С АИЛ РФ, 3108.1992, № 9, ст. 591.
  38. Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1485 «Об организационныхмерах по развитию малого и среднего бизнеса» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1012.1992, № 49, ст. 2934.
  39. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от1105.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства» // С АНН РФ, 17.05.1993, № 20, ст. 1762.
  40. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от2105.1993 № 480 «О мерах по содействию частной инициативы в горно добывающей промышленности» // С АНН РФ, 24.05.1993, № 21, ст. 1916.
  41. Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральныхприродных ресурсах» // САПП РФ, 1993, № 51, ст. 4932.
  42. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственнойпрограмме приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // САПП РФ, 1994, № 1, ст. 2.
  43. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2285 «Вопросы соглашений оразделе продукции при пользовании недрами» // СА1111 РФ, 03.01.1994, № 1, ст. 3.
  44. Постановлением Правительства РФ от 31.12,1994 № 1446 «Овывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 года» (с изм. и доп. от 02.11.2000), СЗ РФ, 1995, № 2, ст. 162- 2000, № 45, ст. 4492.
  45. Постановление Правительства РФ от 31.07.1995 № 775 «Обутверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр» // СЗ РФ, 1995, № 32, ст. 3315.
  46. Указ Президента РФ от 31.08.1995 № 889 «О порядке передачи в1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» // САПП РФ, 1992,№ 9, ст. 591.
  47. Указ Президента РФ от 14.08.1996 № 1176 «О системефедеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4081.
  48. Указ Президента РФ от 19.05.1997 № 505 «О продаже ранеезакрепленных в федеральной собственности акций отдельных акционерных обществ топливно-энергетического комплекса в России» // СЗ РФ, 26.05.1997, № 21, ст. 2465.
  49. Постановление Правительства РФ «О федеральной программегосударственной поддержки малого предпринимательства на 1998−1999 годы» от 03.07.1998 № 697 // СЗ РФ, 13.07.1998, № 28, ст. 3355.
  50. Постановление Правительства РФ от 02.09.1997 № ИЗО «Ораспределении дополнительных объемов транспортировки нефти на экспорт» // СЗ РФ, 1997, № 36, ст. 4194.
  51. Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 № 866 «Обобеспечении поставок отдельных видов нефтепродуктов потребителям Российской Федерации» (с изм, от 22 февраля 2000 г.) // СЗ РФ, 1999, № 32, ст. 4089- 2000, № 9, ст. 1036.
  52. Постановление Правительства РФ «О федеральной программегосударственной поддержки малого предпринимательства на 2000−2001 годы» от 14.02.2000 № 121 // СЗ РФ, 21.02.2000, № 8, ст. 959.
  53. Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 № 990 «Обутверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ, 2001, № 1 (ч.П), ст. 125.
  54. Распоряжение Пpaвиfeльcтвa РФ от 10.07.2001 № 9IO7P «Опрограмме социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)» // СЗ РФ, 30.07.2001, № 31, ст. 3295.
  55. Постановление Правительства РФ от 25.01.2002 № 57 «О плате загеологическую информацию» // СЗ РФ, 04.02.2002, № 5, ст. 524.
  56. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 15.03.2004, № 1 1, ст. 945.
  57. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 284 «Обутверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ, 21.06.2004, № 25, 2566.
  58. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения оФедеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3259.
  59. Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370 «Обутверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3260.
  60. Приказ МНР РФ от 07.03.1997 № 40 «Об утвержденииклассификаций запасов полезных ископаемых» // Текст официально опубликован не был.
  61. Письмо МИР РФ от 16.01.1998 № БЯ-61/171, ГосгортехнадзораРоссии от 16.01.1998 № 204−35/43 «О лицензировании пользования недрами» // Налоговый вестник, 1998, № 3.
  62. Приказ МАП РФ от 06.05.2000 № 340а «Об утверждении «Порядкаопределения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» // Российская газета, 19.10.2000, № 202.
  63. Приказ МАП РФ от 06.05.2000 № 342 «Об утверждении «Порядкаопределения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг» // Российская газета, 26.07.2000. № 143.
  64. Закон города Москвы от 28.06.1995 «Об основах малогопредпринимательства в Москве» // Вестник Мэрии Москвы, 1997, № 16, 1829.
  65. Закон Тюменской области от 04.11.1996 № 52 «О недрах» (в ред. от 07.12.2000) // Тюменские известия, 12.11.1996, № 220- Тюменские известия, 1412.2000, № 237.
  66. Закон Тюменской области от 13.11.1996 № 56 «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Тюменской области» (в ред. от 1104.2001) // Тюменские известия, 17.12.1996, № 243- Тюменские известия, 1704.2001, № 78−79.
  67. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.02.1997 «Онедрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе» // Ведомости Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 1997, № 1.
  68. Закон Республики Татарстан от 19.06.1997 «О нефти и газе"(Утратил силу) // Республика Татарстан, 1997, 8 июля.
  69. Закона Тюменской области от 22.03.1999 № 90 «О нефти и газе» (вред. от 26.10.2001) // Тюменские известия, 08.04.1999, № 55- Тюменские известия, 01.11.2001. № 214.
  70. С. Теория права. — М.: БЕК, 1993. — 222 с.
  71. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М., 2001.-752 с.
  72. B.C. Предпринимательское право: Учеб. для студ. Высш.Учеб. заведений.-М., 2003. -392 с.
  73. Л.М. Мелкая крестьянская промышленностьЦентрального Нечерноземного района России. — М., 1995. — 162 с.
  74. Баженов Г. Е, Организационно-экономические основы малогобизнеса. — Новосибирск, 1994. — 58 с.
  75. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория ипрактика: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»., 2003.-356 с. •
  76. Блэкман С, Курский А. Н., Сондерс О. Освоение ресурсов нефти игаза в федеративных государствах (опыт Канады и России). — М.: ВНИИОЭНГ, 1997. — 142 с.
  77. СМ., Перчик А. И. Соглашения о разделе продукции.Теория, практика, перспективы. Пр$.во. Экономика. — М.: Нефть и газ, 1999. 496с.
  78. А., Краюшкина Е. Г. Комментарий к Федеральномузакону «О континентальном шельфе Российской Федерации». — М.: «Юстицинформ», 2003. — 240 с.
  79. Большой энциклопедический словарь. Йзд. 2-е, переработанное идополненное. — М. — СПб., 1997. — 1436 с.
  80. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книгапервая: Общие положения. Изд. 2-е. испр. — М.: «Статут», 2000. — 848 с.
  81. Р., Калинкин Е., Виане Ж., Десхулместер Д. Малый бизнес.М.: Экономика, 2001. — 214 с.
  82. А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России.М., 2000. — 275 с.
  83. В.И., Крапивин О. М. Комментарий к законодательству омалых предприятиях. — М., 2001. — 416 с.
  84. Н.Н. Соглашения о разделе продукции в сференефтедобычи. — М., 1997. — 115 с.
  85. И.Н. Регулирование предпринимательскойдеятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. — М., 2002. 704 с.
  86. В.И., М.А. Даниленко «Малый и средний бизнес внефтяной промышленности России». — М., 2000. — 175 с.
  87. Л.Ф., Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес:Учебное пособие. 1997. — 266 с.
  88. Договор к Энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговледля Востока и Запада (под ред. Т. Вальде — англ. изд. и А. Конопляника — рус. изд.). — М.: Междунар. отношения, 2002. — 632.
  89. Э. Предпринимательское право (правовая основапредпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд. изм и доп. М., 2000. — 672 с.
  90. Законодательное регулирование развития малогопредпринимательства (Проект Тасис SMERUS 9501.) — М., 1998. — 98 с.
  91. К.В. Проблемы учета и калькулирования себестоимостьпродукции в подразделениях нефтегазового комплекса (вопросы теории и практики). — Тюмень.: Издательство ТГУ, 2000. — 240 с.
  92. О.С. Обязательственное право. — М., 1975. — 880 с.
  93. Л.В., Салиева Р. Н. Правовое обеспечение деятельностихозяйствующих субъектов в нефтегазовом секторе экономики. — М., 2001. — 158 с.
  94. А.И. Очерки торгового права. — М., 2002. — 547 с.
  95. М.И. Нефтегазовое законодательство в системероссийского права. — Новосибирск, 1999. — 144 с.
  96. М.И. О выборе юристом темы диссертационногоисследования. — Тюмень, 2002. — 68 с.
  97. М.И. Кандидатская диссертация юриста: первые шагиисследователя. — М., 2003. — 107 с.
  98. .Д. Горное законодательство в странах Западной Европыи Америки. — М., 2000. — 443 с.
  99. О.Л. Малые предприятия, основы их налогообложения всовременных условиях. Учебно-информационный центр государственной налоговой инспекции г. Москвы. — М., 1998. — 269 с.
  100. Коммерческое право: Учебник / А. Ю Бушёв, О. А. Городов, Н. С. Ковалевская и др.- под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб., 1997. 518 с.
  101. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». Коллектив авторов. — М., 2001. — 400 с.
  102. А.А. Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. — М., 2002. — 224 с.
  103. Концепция стабильности закона (серия «Конфликт закона иобщества») / отв. ред. В. П. Казимирчук. — М., 2000. — 175 с.
  104. КПСС в резолюциях и решениях съездов, Конференций и пленумовЦК. Т. 2. — м. , 1970.-518 с.
  105. Крассов О. И, Комментарий к Закону Российской Федерации «Онедрах». — М.: Юристъ, 2002. — 480 с.
  106. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В.В.Особенности регулирования рынка легкого углеводородного сырья (на примере Западной Сибири). — Новосибирск: ИЭИОП СО РАН, 2002.- 75 с.
  107. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В.В.Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.-168 с.
  108. Курс экономической теории. Учебное пособие под. ред. ЧепуринаМ.Н., Киселевой Е. А. — Киров, 1996. — 624 с.
  109. М.С. Предприниматель без образования юридическоголица: Практическое пособие. 2 -изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М., 2000. 349с.
  110. Л.К. Налоговое регулирование при пользовании недрами вРоссии и зарубежных странах. — М.: ВНИИВС, 2002. — 125 с.
  111. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство:Учебное пособие. 2-е изд. — М., 2002. — 272 с.
  112. Д.С. Экономика развития. — М., 2002. — 511 с.
  113. Малые предприятия: организация, учет, налоги / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандера В. А. / Учебное пособие для вузов. — М., 2001. — 357 с.
  114. Малые и средние предприятия. Управление и организация / подред. Пихлера Й. Х., Пляйтнера Х. Й., Шмидта К.-Х. — М., 2002. — 280 с.
  115. B.C. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Том1.-м.: БЕК, 1994.-401с.
  116. B.C. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Том1.-м.: БЕК, 1994.-400 с.
  117. В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб.пособие. — М., 2002. — 480 с.
  118. Н.Б., Мороз СП. Горное право (учебное пособие).Алма-Ата, 1999. — 404 с.
  119. К. История российского предпринимательства. — М.:ЗАО «Издательсво «Экономика», 2001. — 303с.
  120. А.Г. Правовое обеспечение автоматизированныхсистем управления. — М., 1973. — 55 с.
  121. Д.В. Лицензионно-разрешительная система в РоссийскойФедерации. Монография. — Екатеринбург. УрГЮА, 1999. — 372 с.
  122. А. Конкурентное право (правовое регулированиеконкуренции и монополии). — М., 2002. — 416 с.
  123. А.И. Горное право. — М.: Изд-во «К^вадрум», 2000. — 523 с.
  124. А.И. Горное право. Словарь. Термины, понятия, институты. — М., 2000. — 297 с.
  125. А.И., Авалишвилй Г. Д. Освоение мелких нефтяныхместорождений консорциумом малых предприятий на условиях СРП. — М.: Нефть и газ, 2002. — 224 с.
  126. А.И. Трубопроводное право. — М.: Нефть и газ, 2002.368с.
  127. А.И. Горное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп.М., 2002. — 525 с.
  128. В.В., Поляков Г. А., Полякова Т. В., Сергеев В.М.Долгосрочные перспективы российской нефти (анализ, тенденции, сценарии). М.: ФАЗИС, 2003.-200 с.
  129. Л.Н. Научно-практический Комментарий кФедеральному закону «О соглашениях о разделе . продукции». — М.: Издательство ТОРУС ПРЕСС, 2002. — 304 с.
  130. Правовые проблемы малого предпринимательства / Отв. Ред. Т. М. Гандилов. — М.: Экзамен, 2001. — 320 с.
  131. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М.: Юрист. 2002. — 416 с.
  132. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн.М., 1993. — 4 8 0 с.
  133. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Т. 1. / Отв.Ред. О. М. Олейник. — М., 2000. — 727 с.
  134. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Горфинкеля В. Я, проф. Поляка Г. Б., проф. Швандара В. А. — М., 2000. 475 с.
  135. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М., 2002. — 448 с.
  136. .И. Коммерческое право России. — М.: Юрайт-М., 2002.-314 с.
  137. Н. Налогообложение малого предпринимательства.М.: «Книжная редакция «Финансы», 2001. — 112 с.
  138. СВ. Государство и нефтегазовый комплекс. ОпытНорвегии и России. — М., 2002. — 245 с.
  139. Р.Н. Правовое обеспечение развитияпредпринимательства в нефтегазовом секторе экономики. — Новосибирск, 2001. — 2 3 2 с.
  140. П. Экономика. Т. 2. — М., 1994. — 430 с.
  141. Свод законов Российской Империи. Кн. 2. — М., 1910.
  142. А. Имущественные комплексы в российскомгражданском праве. — М., 2002. — 176 с.
  143. А. Концессионное соглашение: теория и практика. — М., 2002. — 256 с.
  144. В.А. История российского, предпринимательства:Учебное пособие для студентов лицеев, колледжей, вузов. — Ростов — на -, Дону: Издательство «Феникс», 1997. — 256 с.
  145. Ю.А. Теория закона. — М., 1982. — 257 с.
  146. А.Н. Налоговое регулирование нефтегазового сектора:региональные аспекты. — Новосибирск: ИэиОПП СО РАН, 2000. — 256 с.
  147. . К.Ю. Конкурентное право (правовое регулированиеконкуренции). Учебник. — М., 2000. — 352 с.
  148. К.Н., Краснянский Г. Л., Курсткий А. Н., Панфилов Е.И.Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра. — М., 2000. — 247с.
  149. А.В., Курова Т. П. Экономика малогопредпринимательства: Учебное пособие. — М., 2001. — 124 с.
  150. Г. Ф. Курс торгового права. Т 1: Введение. Торговыедеятели. — М.: «Статут», 2003.- 480 с. (Классика российской цивилистики). 1.I. Научные статьи.
  151. Г. Д. Роль мелких нефтяных месторождений внефтедобывающем комплексе России // Нефть, газ и бизнес. — 2002. — № 6. — 11−15.
  152. Г. Д., Перчик А. Определение и организационноправовой статус малого нефтедобывающего предприятия // Нефть, газ и право. 2002.-№ 5. -С. 23−32.
  153. М. Большие возможности малых предприятий // Хозяйствои право. — 1990.-№ 3. — 19−22.
  154. В.К. Проблемы правосубъектности впредпринимательской деятельности: .Правовое регулирование предпринимательской деятельности / под ред. В. В. Лаптева. — М. — 1995. — 1727.
  155. В. Правовой статус малых предприятий // Российскаяюстиция. — 2000. — № 9. — 10−12.
  156. В. Государственная поддержка малогопредпринимательства // Российская юстиция. 2000. № 12. 16−18.
  157. В.К. Роль государства в развитии малогопредпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. / Отв. Ред. Т. М. Гандилов. — М. — 2001. — 59−91.
  158. А., Крюков В. Есть ли будущее у «малых» нефтегазовыхкомпаний? // Нефть России. — 1999. — № 8. — 12−15.
  159. А. О некоторых причинах бедственного положениямалых и средних нефтедобывающих компаний // Нефть, газ и право. — 2002. — № 5. — 19−23.
  160. А. Залог и право пользования недрами. Материалызаседания Клуба юристов нефтегазового сектора // Нефть, газ и право. — 1998. № 3. -0 .41 -43 .
  161. B.C. Теория хозяйственного права в условиях становленияи развития рыночных отношений в России // Государство и право. — 1995. — № 5. -С. 53−61.
  162. B.C. Предприятие как имущественный комплекс и субъектпредпринимательской деятельности // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Отв. ред., сост. Белых B.C. Екатеринбург. — 2002. — 288−296.
  163. B.C. Предпринимательское право в системе права России//Правоведение. — 2002. — № 1. — 136−141.
  164. Блэкман Нормативно-правовая база по приобретению прав наразработку нефти и газа в Канаде // Нефть, газ и право. — 1999. — № 1. — 38−41.
  165. А.А. Правовые аспекты и проблемы взаимоотношенийРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации в нефтегазовом комплексе // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001−2002. — М., 2002. 50−57.
  166. А. Место малых и средних нефтегазодобывающихпредприятий Ямало-Ненецкого округа в нефтяном комплексе страны // Нефть, газ и право. — 2002.- № 5. — 20−23.
  167. Т.Н. Из практики разрешения споров, связанных сприменением антимонопольного законодательства, а арбитражных судах Северо-Западного округа // Вестник ВАС. Специальное приложение к № 7 июль 2001.-С. 54.
  168. В.А. Правовое регулирование предпринимательства:Частные и публичные начала // Хозяйство и право. — № 9. — 2000. — 12−23.
  169. Д.В. Защищены ли интересы РФ в соглашениях оразделе продукции // Нефть, газ и бизнес. — 2001. — № 5. — 52−55.
  170. Д., Никандрова Е. О .соотношении норм частного ипубличного права в законодательстве о недрах // Нефть, газ и право. — № 4. 2002.-С. 21−24.
  171. Д., Винидиктов А., Никандрова Е. Российская модельсоглашений о разделе продукции: особенности и пути совершенствования законодательства // Нефть, газ и право. — 2002. — № 5. — 31−36.
  172. Р.В. Законодательное обеспечение малогопредпринимательства в нефтедобывающей промышленности // Минеральные ресурсы России. — 2001.-№ 6. — 53−56.
  173. Вереземский Деньги наши — проблемы ваши! // Нефть и капитал.-1996. -№ 4. — С. 52−54.
  174. О. Послесловие к интервью или как защиш-аютинтересы независимых компаний в США // Нефтегазовая вертикаль. — 2002. — № 5. — 28−30.
  175. Н. О необходимости законодательной поддержки малых исредних нефтегазодобывающ, их организаций // Нефть, газ и право. — 2001. — № 2. — 22−26.
  176. Возобновление дискуссии вокруг соглашений о разделе продукции// Новости ТЭК. — Выпуск № 8 (436) 17−23. — февраль 2003. — 23−24.
  177. А.С. Не бывает в природе рынка без малых и среднихпредприятий // Нефть, газ и бизнес. — 2000. — № 6. — 2−5.
  178. В. Состояние и перспектива развития нефтяной и газовойпромышленности России // Нефть, газ и право. — 1999. — № 1. — 21−23.
  179. В.З. Состояние разработки нефтяных месторождений ипрогноз нефтедобычи на период до 2015г. // Нефтяное хозяйство. — № 7. — 2000. -С. 11−14.
  180. СВ. Деятельность Госдумы по поддержкепредпринимательства и малого бизнеса (на примере) НГК // Нефть, газ и бизнес. — 2000. — № 6. — 11−14.
  181. Генералов Повышение инвестиционной привлекательностиТЭК путем совершенствования законодательства // Нефть, газ и право. — 2002. № 5. — С. 13−17.
  182. Генералов Регулирование отношений собственности внедропользовании // Нефть, газ и право. — 2002. — № 6. — 6−9.
  183. А.Н. Вопросы применения антимонопольногозаконодательства в ТЭК // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001−2002. М. -2002. -С. 95−113.
  184. А. Предприятие: проблемы доктрины изаконодательства//Хозяйство и право. — 2000. — № 5. — 36−41.
  185. Э. Подарки для маленьких // Нефтегазовая вертикаль.2002.-№ 5. -С. 22−24.
  186. В., Конопляник А. Некоторые проблемы подготовки изаключения СРП по так называемым мелким месторождениям и возможные пути их решения // Нефть, газ и право. — 2001. — № 6. — 34−37.
  187. В.А., Конопляник А. А., Оксенгорн Н. В. О порядкеперевода мелких месторождений углеводородов на режим СРП // Нефтяное хозяйство. — 2002. — № 6. — 83−89.
  188. А., Гловацкая Н., Лазуренко С, Нешитой А.Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. — 2002. — № 7. — 128−136.
  189. М.А. Малые предприятия и горный бизнес //Минеральные ресурсы. — 1997. — № 2. — 31−33.
  190. М.А. Налоговое законодательство и защита^ правсубъектов малого предпринимательства в недропользовании // Минеральные ресурсы. — 1997.-№ 6. — 36−38.
  191. М. Малое предпринимательство и нефтянаяпромышленность России // Нефть, газ и право. 1997. — № 6. — 3−5.
  192. М.А. Об опыте работы инновационнойнефтедобывающей компании // Минеральные ресурсы России. — 1999. — № 5. — 38−43.
  193. М. О законодательной поддержке небольшихотечественных предприятий нефтяной отрасли // Нефть, газ и бизнес. — 2000. — № 6. — 20−22.
  194. М.А. Поддержка малого и среднегонефтегазодобывающего бизнеса — теория и реальность // Нефть, газ и бизнес. 2002.-№ 4. — С. 14−17.
  195. М. В роли падчерицы // Нефть России. — 2000. — № 1.С. 32−34.
  196. М.А. Развитие малого нефтяного бизнеса в России иСША // Нефть, газ и право. — 2000. — № 1. — 11−17.
  197. М. Недостоверность информации: причины иследствия // Нефть России. — 2000. — № 4. — 15−21.
  198. М. «Двойка» по чистописанию. Российское налоговоезаконодательство — сплошная «работа над ошибками» // Нефть России. — 2002. № 8. — 36−39.
  199. М. Законопроектов громадье // Нефть России. — 2003.№ 9. — 66−70.
  200. Д., Мадай-Арслан М. В поисках «идеального» режима. Попытка сравнительного анализа существующих в мире финансово-правовых норм для нефтяной отрасли // Нефть России. — 2001. — № 7. — 50−54.
  201. Добыча и экспорт нефти в октябре 2003 года. Статистика // Нефтьи капитал. — 2003. — № 12. — 56−58.
  202. Е. Отнять и поделить // Нефть и капитал. — 2002. — № 5.С.6−7.
  203. Е., Мареева Краткий обзор опыта США поюнитизации участков недр при освоении ресурсов углеводородов // Нефть, газ и право. — 2001.-№ 2. — 27−39.
  204. Ежегодное послание губернатора Ханты-Мансийскогоавтономного округа населению и государственной думе Ханты — Мансийского автономного округа // Новости Югры. — 2001. — 23 июля.
  205. Ежегодное послание Губернатора Ямало-Ненецкого автономногоокруга населению и Государственной думе Ямало-Ненецкого автономного округа // Красный Север. Спецвыпуск. — 2002. — 29 мая.
  206. А., Лапач В. А. Субъекты предпринимательства какюридическое лицо // Государство и право. — 1995.- № 7. — 50−59.
  207. Р., Токарев А. Современные тенденции развития малых исредних нефтяных компаний России // Нефть, газ и право. — 2003. — № 2. — 1119.
  208. Иваненко Интервью с Председателем КомиссииГосударственной Думы по правовым вопросам пользования недрами на условиях СРП Иваненко СВ. // Нефть и капитал. — 2002. — № 2. — 12−14.
  209. В. Актуальные вопросы правового регулирования малогопредпринимательства в республике Молдова на фоне опыта индустриально развитых стран // Вопросы экономики. — 2001. — № 7. — 5 — 16.
  210. И. Комментарий к Главе 26 Налогового кодексаРоссийской Федерации «Налог на добычу полезных ископаемых» // Приложение к журналу «Хозяйство и право» № 1. — январь 2003. — 3−63.
  211. И печаль, и радость. Интервью с Министром энергетики РФ И. Х. Юсуфовым // Нефть России. — 2003. — № 10. — 5−10.
  212. Н.Ю. Юридические аспекты переоформления лицензиина право пользования недрами // Нефть, энергетика и законодательство 20 012 002. -М., -С. 154−160.
  213. И.А. О понятии малого предприятия // Правовые проблемымалого предпринимательства / Отв. ред. Т. М. Гандилов. — М.: Экзамен, — 2001. 233−252.
  214. Итоги производственной деятельности отраслей за сентябрь и 9месяцев 2002 года (по данным ГП ЦДУ ТЭК) // Индекс РИА ТЭК. 5775,89. сентябрь 2002. — 5−6.
  215. В. «Государство все время пытается изымать мифическиесверхприбыли» Интервью с заместителем председателя Правительства ХМАО // Нефть и капитал. — 2000. — № 6. — 36−37.
  216. В. Антимонопольное регулирование в энергетике: теорияи практика. // Хозяйство и право. — 2003. — № 2. — 52−67.
  217. М.И. Современное состояние обеспечениедеятельности в нефтегазовом комплексе // Современный международный нефтегазовый бизнес и проблемы подготовки экономистов международного профиля: сборник статей. Тюмень. ТГУ. — 1999. — 26−31.
  218. М.И. О правовом поле действия норм нефтегазовогозаконодательства // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов. Выпуск. 1. Тюмень. — 1999. — 21−32.
  219. М.И. Конституционная и муниципальная отраслиправа-фундамент правоприменения в нефтегазовом комплексе // Ученые записки Института государства и права ТГУ. Выпуск 1. Актуальные проблемы цивилистики. Тюмень. — 2000. — 5−19.
  220. М.И. О полихронологическом подходе к вопросу оправе собственности на запасы нефти и газа // Нефть, газ и право. — 2000. — № 2. 2−7.
  221. М.И. О состоянии реформы арбитражногопроцессуального законодательства России // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001−2002. — М., — 2002. — 232−235.
  222. М.И. О тематике диссертационных исследований вобласти правовых проблем нефтегазового комплекса // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Тюмень. — 2002. 41−57.
  223. .Д. Формирование Российского горногозаконодательства на основе законодательства о недрах // Законодательство и экономика. — 1995. — № 17−18. — 25−37.
  224. О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексеРоссии // Гражданский кодекс. Проблемы. Теория. Практика. / Отв. ред. А. Л. Маковский. — М. — 1998. — 271−298.
  225. Д.И. Состояние соглашений о разделе продукции вРоссии. Нефть, газ и бизнес. — 2001. — № 5. — 13−16.
  226. Компетентные мнения. Вестник топливно-энергетическогокомплекса. — 2002. — № 12. — 15.
  227. А.А. Энергетическая стратегия России: новые условияновые подходы, новые ориентиры // Нефть и капитал. — 1999. — № 10. — 14−18.
  228. А.А. Неизбежен ли кризис в российскойнефтедобыче? // Минеральные ресурсы. — 2001. -№. 1. — 30−39.
  229. Е.В. О необходимости государственной поддержкималого и среднего предпринимательства в нефтедобыче // Нефтяное хозяйство. — 2002. — № 5. — 38−40.
  230. Е.В. Не обижайте «малышей» // Нефть России. — 2002. — № 6. -С. 11−14.
  231. Е.В. «Маленькие» хозяева «большой» нефти. Кое-что изопыта налогообложения для малых и средних нефтедобывающих организаций. // Нефть России. — 2002. — № 10. — 34−37.
  232. Е.В. Малое и среднее предпринимательство в нефтедобычеРоссии // Бурение и нефть. — 2003. — № 3. — 44−45.
  233. Е.В. Немалый вклад малых компаний // Нефть России.2003. № I. e. 53−55.
  234. О.И. Современное состояние и перспективысовершенствования Закона «О СРП» и соответствующей нормативной базы. Нефтегаз, энергетика законодательство 2001−2002. — М., — 2002. — 59−62. ,
  235. В., Севастьянова А., Шмат В. Механизм недропользования- содержание и основные особенности // Нефть, газ и право. — 1995. — № 5. — 110.
  236. А., Курская В. Государственное регулирование нефтянойпромышленности Бразилии // Нефть, газ и право. — 2001. — № 5. — 44−55.
  237. А. Законодательство о недрах: преимущества Кодексаперед Законом // Нефть, газ и право. — 2002. — № 6. — 17−19.
  238. В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной)правосубъектности // Государство и право. — 1999. — № 11. — 13−21.
  239. В.В. Законодательство о предприятиях (критическийанализ) // Государство и право. — 2000. — № 7. — 22−28.
  240. В.В. Современные проблемы предпринимательского(хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. — М., — 2002. — 3−26.
  241. П.Г. Энергетическое законодательство РоссийскойФедерации // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001−2002г. — М., — 2002. 21−25.
  242. В. Страсти по лицензированию // Нефть и капитал.2001.-№ 11.-С. 12−18.
  243. В. Возможности минерально-сырьевого потенциалаРоссии // Нефть, газ и право. — 2002. — № 2. — 12−23.
  244. В. И вновь продолжается бой // Нефть и капитал.2002. -№ 3. -С. 4−5.
  245. B.C. Деловой климат в минерально-сырьевомкомплексе // Минеральные ресурсы России. — 2002. — № 1. — 5−9.
  246. М.Ф. Правовая природа соглашений о разделепродукции // Ученые записки Института государства и права ТГУ. Выпуск 1. Актуальные проблемы цивилистики. — Тюмень, — 2000. — 59−63.
  247. Л.И. Проблемы формирования договорных отношенийпоставки в условиях становления РФ рыночных отношений: Дис… докт. юрид. наук. — Кемерово, 2001. — 364 с.
  248. Э.П. Административно-правовое регулированиенефтегазового комплекса Российской Федерации: Дис… канд. юрид. наук. — М., 2000. — 197 с.
  249. В.А. Формирование малого бизнеса в нефтедобыче:содержание, направления и перспективы развития: на примере республики Татарстан: Дис… канд. эконом, наук. — Казань, 2002. — 151с.
  250. Х.З. Взаимодействие малых, совместных предприятий скрупной нефтяной компанией: Дис… канд. эконом, наук. — М., 1999. — 187 с.
  251. Р.Н. Правовое регулирование отношенийсобственности в сфере поиска разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации (на примере нефти и газа): Дис… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1997. — 148 с.
  252. И.В. Управление холдингом в нефтегазовом комплексе:Дис… канд. юрид. наук. — Тюмень., 1999. — 184 с.
  253. А.Ю. Правовое регулирование малогопредпринимательства в Российской Федерации: Дис… канд. юрид. наук. — М., 2002.-241 с.
  254. К.Р. Государственно-правовое регулирование малогопредпринимательства в России: Дис… канд. юрид. наук. — М.^ 1997. — 153 с.
  255. А.Н. Малый и средний бизнес в современноймирохозяйственной стратегии государства: Дис… канд. эконом, наук. — М., 1994.-216 с.
  256. О.М. Институт лицензирования пользования недрами ВРоссийской Федерации: Дис… канд. юрид. наук. — М., 1995. — 211 с.
  257. В.Ю. Управление имуществом предприятий нефтегазовогокомплекса через залоговые операции (правовые аспекты): Дис… канд. юрид. наук. — Тюмень, 1999. — 186 с.
  258. И.В. Право государственной собственности на недра:Автореферат дис… канд. юрид. наук. — Тюмень, 2003. — 23 с.
  259. И.Н. Обеспечение развития малых нефтедобываюпдихпредприятий: Автореферат дис… канд. эконом, наук. — СПб., 2003. — 19 с.
  260. А.Ф. Соглашение о разделе продукции: понятия, заключение, реализация: Автореферат дис… канд. юрид. наук. — М., 2000. — 27с.
Заполнить форму текущей работой