Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение будущих педагогов информатике в условиях формирования информационной образовательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо этого следует отметить еще одну выявленную проблему: в педагогических вузах отсутствует системность в разработке, накоплении и практическом использовании информационных ресурсов. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к проблемам содержательного и методологического характера. Очевидна… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Существующие подходы к обучению информатике будущих учителей педагогических вузов
    • 1. 2. Инфраструктура информационной образовательной среды высшего учебного заведения
    • 1. 3. Особенности обучения будущих педагогов с использованием компонент информационной образовательной среды вуза
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
    • 2. 1. Принципы обучения информатике в условиях информатизации образования
    • 2. 2. Цели и содержание обучения информатике будущих учителей педагогических вузов
    • 2. 3. Влияние информационной образовательной среды на методы и средства обучения информатике
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности обучения информатике в условиях формирования информационной образовательной среды
  • Выводы к главе 2

Обучение будущих педагогов информатике в условиях формирования информационной образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование высшего образования, вызванное социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.

Внедрение инновационных технологий в систему высшего педагогического образования влечет за собой повышение профессионального уровня педагогов и, опосредовано, существенное повышение качества всего образования, в целом.

Практически все проводимые реформы и преобразования, касающиеся, системы высшего профессионально образования, так или иначе, обуславливают потребность в совершенствовании информационного обеспечения процессов подготовки будущих педагогов. Информация, средства ее хранения, обработки и представления, а также подходы к обучению и воспитанию с использованием новейших информационных технологий занимают одно из ключевых мест во многих научных исследованиях и государственных программах. Очевидно, что такие запросы делают актуальными проблемы эффективной информатизации системы высшего профессионального образования.

Вопросам информатизации высшего образования посвятили свои научные труды А. Г. Абросимов, И. Б. Готская, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, А. П. Ершов, С. А. Жданов, Ю. И. Капустин, К. К. Колин, А. Ю. Кравцова, A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, С. И. Макаров, C.B. Панюкова, И. В. Роберт, Н. Х. Розов, А. Н. Тихонов и др.

Существует большое количество теоретических и практических исследований, посвященных непосредственной информатизации учебного процесса. Во многих научных трудах описаны соответствующие средства обучения. 3.

В этой связи достаточно сослаться на публикации М. Н. Алексеева, И. М. Бобко, C.F. Григорьева, ВВ. Гриншкуна, В. А. Кудинова, A.A. Кузнецова, В. П. Кулагина, Д. Ш. Матроса, И. Н. Скопина, А. Н. Тихонова и многих других.

Доказано, что информатизация учебного процесса влечет за собой повышение наглядности и интенсивности обучения, выработку у студентов качеств, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в условиях тотальной информатизации общества.

В этой связи особенно велика роль информатики. Этот предмет характерен тем, что в обучении информатике информационные технологии выступают как в качестве средства обучения, так и в качестве объекта изучения, что позволяет не только познакомить студентов с современными информационными технологиями, но и привить будущим-педагогам все необходимые качества, которые позволили бы. осуществлять, профессиональную педагогическую деятельность, эффективно? используя' технологии и средства информатизации.

На данный момент в достаточной степени сложились традиционные цели и задачи обучения информатике. Большой вклад в развитие теории и—методики обучения информатике был внесен исследованиями С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, G.F. Григорьева, ВЛЗ. Гриншкуна, А. П. Ершова, О. ЮЗаславской, Т. Е. Захаровой, Ю. Г. Коротенкова, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. В. Левченко, И. Г. Семакина, E.G. Шолат, И. В. Роберт, Н-Д. Угриновича, А. Я. Фридланда, M.G. Цветковой и др.

С каждым годом обучение информатике все больше варьируется в, зависимости от направления, по которому осуществляется подготовка специалистов. С одной стороны, это обусловлено тенденциями информатизации общества, с другой, — развитием, специализацией и усложнением информационных технологий, с третьей стороны, — профилизацией обучения в школах и вузах. Теории профильного обучения информатике, при котором в содержании и методах обучения выделяются инвариантная и вариативные части, посвящены работы A.A. Кузнецова, Т. Б. Захаровой и других.

Помимо этого следует отметить еще одну выявленную проблему: в педагогических вузах отсутствует системность в разработке, накоплении и практическом использовании информационных ресурсов. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к проблемам содержательного и методологического характера. Очевидна необходимость интеграции в одну унифицированную систему педагогических технологий и средств информатизации, используемых во всех сферах деятельности педагогического вуза. В качестве такой системы может выступать информационная образовательная среда (ИОС) вуза, определяемая во многих научных публикациях как основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов, педагогов, администрациювуза, родителей, общественность.

Сущность и возможные подходы к формированию информационной образовательной среды рассматриваются в работах C.JI. Атанасяна, М. И. Башмакова, Г. А. Бордовского, С. А, Жданова, И. Г. Захаровой, C.B. Зенкиной, Ю. И. Капустина, В. А. Кудинова, A.A. Кузнецова, A.C. Лесневского, М. П. Лапчика, И. В. Роберт, М. А. Сурхаева, А. Ю. Уварова и др.

Необходимо отметить, что методическая система обучения информатике в вузе находится в тесной связи с процессом формирования информационной образовательной среды, так как именно в рамках данной дисциплины будущий педагог может получить необходимые умения и навыки в сфере информационных технологий, систематизированных и интегрированных в информационную образовательную среду вуза.

Очевидно, что выработка теоретических подходов к обучению педагогов информатике с использованием унифицированных и взаимосвязанных информационных ресурсов и сервисов информационной образовательной среды будет способствовать формированию у выпускников педагогических вузов потребности в системном применении таких средств и технологий в последующей профессиональной деятельности.

Однако в современной педагогической науке и практике не исследована необходимость интегрированного применения ресурсов и сервисов информационной образовательной среды при подготовке будущих педагогов по информатике с целью их приобщения к будущей профессиональной деятельности в. условиях формирования информационной образовательной среды.

Наряду с этим следует учитывать, что формирование информационной образовательной среды, в свою очередь, оказывает существенное влияние на методическую систему обучения информатике в вузе. Наличие специальным образом подобранных связанных между собой информационных ресурсов, позволяет применить в обучении информатике новые эффективные методы и средства. Совершенствование целей и содержания обучения информатике необходимо для привлечения будущих педагогов кучастию в формировании информационной-образовательной среды. Соответствующее обучение информатике могло бы способствовать появлению новых ресурсов и компонент среды, значимых с точки зрения информатизации учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности учебного заведения.

Прослеживается взаимовлияние методической системы обучения информатике и процесса формирования информационной образовательной среды: обучении информатике совершенствуется под влиянием среды, а информационная образовательная среда приобретает дополнительный фактор развития в рамках совершенствования системы обучения информатике.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью в специалистах в области образования, способных эффективно использовать возможности информационной образовательной среды в своей педагогическойдеятельности, с одной стороны, и, с другой стороны, тем, что существующая система обучения информатике не учитывает влияние информационной образовательной среды на содержание, цель, методы и средства обучения будущих педагогов.

Разрешение этого противоречия возможно на основе совершенствования методической системы обучения информатике педагогического вуза за счет введения в содержание обучения раздела, посвященного знакомству с возможностями информационной образовательной среды вуза, определения целей, методов и средств такого обучения, что свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования.

Важно подчеркнуть, что такой подход к проведению исследования связан с традиционным толкованием понятия методической системы обучения как взаимосвязанной совокупности целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Проблема исследования: какова должна быть методическая система, обучения будущих педагогов информатике в условиях формирования информационной образовательной среды.

Объект исследования: процесс обучения информатике будущих учителей в педагогических вузах в условиях комплексной информатизации образования.

Предмет исследования: теоретические и методические основы подготовки будущего учителя по информатике в условиях формирования информационной образовательной среды.

Цель исследования: совершенствование системы обучения информатике будущих педагогов в условиях формирования информационной образовательной среды вуза.

Гипотеза исследования: если в методическую систему подготовки будущего педагога по информатике будет включен раздел, посвященный изучению ресурсов и возможностей информационной образовательной среды вуза, то это обеспечит более эффективную подготовку будущих педагогов, как в области информатики, так и к будущей профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды.

В соответствии с выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научно-педагогические исследования, посвященные подготовке по информатике и исследовать существующие подходы к обучению информатике в педагогическом вузе;

2. Рассмотреть понятие и инфраструктуру информационной образовательной среды педагогического вуза и выявить влияние информационной образовательной среды на выбор методов и средств обучения информатике;

3. Дополнить систему принципов подготовки будущих учителей в педагогических вузах по информатике в условиях комплексной информатизации образования;

4. Определить цели и содержание подготовки педагогов в области информатики, связанные с обучением особенностям построения и использования информационной образовательной среды;

5. Сформировать систему методов и средств, а также разработать комплекс практических заданий и упражнений для обучения информатике будущих педагогов;

6. Экспериментально обосновать эффективность использования компонент ИОС при подготовке будущих учителей по информатике.

Методологической основой исследования выступают концепции: информатизации высшего образования (А.Г. Абросимов, И. Б. Готская, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, А. П. Ершов, С. А. Жданов, Ю. И. Капустин, K.K. Колин, А. Ю. Кравцова, A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. В. Лукин, С. И. Макаров, C.B. Панюкова, И. В. Роберт, Н. Х. Розов, А. Н. Тихонов и др.) — методологии и методики обучения информатике в педагогических вузах (М.Ю. Бухаркина, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, А. Р. Есаян, С. Д. Каракозов, В: П. Кулагин, Е. ИМашбиц, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е. С. Полат, В. И. Солдаткин, E.H. Ястребцева и др.) — формирования информационной образовательной среды (С.Л. Атанасян, М. И. Башмаков, Г. А. Бордовский, С. А. Жданов, C.B. Зенкина, В. А. Кудинов, A.A. Кузнецов, A.C. Лесневский, М. П. Лапчик, И. В. Роберт, М. А. Сурхаев, А. Ю. Уваров и др.).

Источниками исследования явились научные труды по психологии, педагогике, информатизации образования, касающиеся процессов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательную деятельность, педагогических вузов, Закон Российской Федерации «Об образовании», учебные планы, программы и пособия, выпущенные в ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», методические материалы, изданные в других вузах.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Обоснована необходимость подготовки будущих учителей в рамках обучения информатике к профессиональной деятельности в условиях формирования информационной образовательной среды. Показаночто содержание обучения' информатике в педагогическом вузе должно быть расширено за счет включения раздела, посвященного особенностям построения и использования информационной образовательной среды;

2. Расширена система принципов подготовки будущих учителей по информатике в условиях комплексной информатизации образования. Сформулированы специфические принципы (соответствия содержания обучения информатике содержательному наполнению ресурсов ИОС, отбора информационных ресурсов ИОС в соответствии с потребностью методической системы обучения информатике будущих педагогов, перспективности при отборе и разработке ресурсов информационной образовательной среды, принцип оправданного использования научно-методических материалов, представленных в среде, в процессе обучения и др.);

3. Усовершенствовано содержание и определены методы обучения информатике с учетом формирующейся информационной образовательной среды (метод моделирования, метод информационного ресурса, исследовательский метод и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость введения дополнительного раздела в курс информатики для будущих учителей в педагогическом вузе, направленного на формирование у педагогов готовности к профессиональному использованию ресурсов информационной образовательной среды, дополнена система принципов обучения информатике, предложены пути совершенствования методической системы обучения педагогов информатике в условиях ИОС.

Практическая значимость исследования состоит в том, что усовершенствована методическая система обучения информатике: традиционный курс дополнен разделом «Знакомство1 с информационной образовательной средой», определены цели, содержание, а также методы и формы обучения разделу для обучения будущих учителей в условиях формирующейся-ИОС, разработан комплекс практических заданий и упражнений для обучения информатике, отобраны информационные ресурсы среды, значимые для обучения информатике, информационная образовательная, среда педагогического вуза дополнена информационными ресурсами, требуемыми для обучения информатике.

Методы исследования: анализ теоретических и практико-ориентированных исследований, учебно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование преподавателей и будущих учителей, интервью с учителями, проведение учебных занятий со студентами, опытно-экспериментальная работа, математическая обработка эмпирического материала.

Достоверность и обоснованность положений, выводов и результатов экспериментальной проверки гипотезы исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияличным участием автора в продолжительной опытно-экспериментальной работе, сравнимостью полученных результатов с массовой практикой педагогического образования.

Этапы исследования. Исследование по. теме проводилось в течение 4-х лет и условно может быть разделено на три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2007;2008 гг.) проводились анализ и оценка состояния подготовки будущего педагога по информатике, специфика формирования ИОС, определялись целии задачи исследования, осуществлялись выработка гипотезы и теоретический анализ проблемы.

На втором этапе (2008;2009 гг.) осуществлялись проверка и конкретизация ключевых понятий и теоретических положений исследования, проведены анализ и систематизация полученной информации, разработана методическая система обучения дополнительному разделу курса информатики, создана система заданий и упражнений, отобраны информационные ресурсы среды.

На третьем этапе (2009—2011 гг.) проведен педагогический эксперимент, получены и обработаны его результаты, сформулированы выводы и оформлены результаты диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система обучения информатике будущих педагогов должна учитывать специфику формирующейся информационной образовательной среды вуза. При этом в содержание курса информатики в педагогическом вузе должен быть включен раздел, посвященный изучению возможностей и ресурсов информационной образовательной среды;

2. Учет специфических принципов, соответствующих обучению в условиях информационной образовательной среды и влияющих на методическую систему обучения информатике будущих педагогов (принцип соответствия содержания обучения информатике содержательному наполнению ресурсов ИОС, принцип отбора информационных ресурсов ИОС в соответствии с потребностью методической системы обучения информатике будущих педагогов и др.^, приводит к повышению эффективности подготовки будущих педагогов в области информатики, а также подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной' среды;

3. Использование методической* системы обучения дополнительному разделу курса информатики будущих педагогов, основанной на использованиикомпонент и ресурсов ИОС, а также разработанного комплекса практических задании и упражнений, приведет к повышению эффективности обучения информатике и к приобщению педагогов к будущей профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды.

Экспериментальной базой настоящего исследования явилась кафедра методики преподавания информатики и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет». Экспериментальные занятия по информатике проводились с будущими педагогами, обучающимися по направлениям подготовки «Религиоведение» и «Теология» в ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, разработанный раздел курса и средства обучения внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

Основные положения и результаты исследования докладывались на' II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье)» (Курск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы» (Губкин, 2008), VIII Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике» (Пенза, 2008), Межрегиональной научно-практической конференции «Использование информационных технологий в промышленности и образовании» (Абакан, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в общем образовании» (Саратов, 2009), III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации в науке, образовании и экономике» (Москва, 2009), Областной научно-практической конференции «Информатизация образовательного процесса в современной школе» (Курск, 2009), Научно-методическом семинаре Института математики и информатики ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (Москва, 2011).

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы к глазе 2.

В ходе исследования, отраженного во второй главе, усовершенствована система подготовки будущего педагога по информатике в условиях формирующейся информационной образовательной среды педагогического вуза.

Традиционный курс информатики для будущих учителей педагогического вуза дополнен новым разделом «Знакомство с информационной образовательной средой»: разработано содержание раздела, выбраны средства и методы обучения, разработан комплекс практических заданий и упражнений.

Используя ресурсы среды, преподаватели стали более эффективно управлять познавательной деятельностью студентов, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний будущих педагогов, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера.

Проведен эксперимент, подтверждающий гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. На основе анализа существующих подходов к обучению информатике будущих педагогов обоснована необходимость совершенствования методической системы обучения информатике с целью выработки у учителей готовности к применению ресурсов и компонент информационной образовательной среды в будущей педагогической деятельности. Показано, что в содержание обучения информатике в педагогическом вузе должен быть включен раздел, посвященного особенностям построения и использования информационной образовательной среды.

2. Дополнена система принципов обучения информатике в условиях информационной образовательной среды, сформулированы принципы: соответствия содержания обучения информатике содержательному наполнению ресурсов ИОС, отбора информационных ресурсов ИОС в соответствии с потребностью методической системы обучения информатике будущих педагогов, соответствия средств обучения разрабатываемым учебным и контрольно-измерительным ресурсам по информатике, учета опыта других вузов при подготовке будущих педагогов по информатике в условиях ИОС, перспективности при отборе и разработке ресурсов ИОС, реализации межпредметных связей при отборе содержания обучения информатике, принцип оптимального использования научно-методических материалов, представленных в ИОС, в процессе обучения.

3. С учетом сформированных принципов предложено расширение методической системы подготовки будущих педагогов по информатике к использованию ИОС, определены цели и содержание обучения в рамках дополнительного раздела «Знакомство с информационной образовательной средой», в который включены такие темы, как информационная образовательная среда вуза: основные понятия и определенияструктура информационной образовательной средыобщая характеристика информационных ре.

173 сурсов ИОСпрограммное обеспечение ИОСбаза данных как основа ИОСтехнология обработки текстовой, числовой и графической информации с использованием ресурсов ИОСресурсы и сервисы Интернет как часть ИОС.

4. Определены методы обучения информатике с учетом особенностей формирования информационной образовательной среды, в числе которых метод моделирования, информационного ресурса, исследовательский метод и др., отобраны информационные ресурсы всех компонент ИОС ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», такие как электронное методическое пособие «Информационная образовательная среда Курского государственного университета», электронный лабораторный практикум «Структура ИОС», электронный тест «Программное обеспечение ИОС», электронный учебник «Информатика», образовательный сайт «Интернет как часть ИОС» и др.

5. Разработан комплекс практических заданий и упражнений по информатике, который включает в себя" задания на построение баз данных в приложении MS Access на основе использования ресурсов организационно-управленческой компоненты ИОСсоздание и размещение в компоненте контроля и измерения качества подготовки ИОС электронного теста по теме «Устройство компьютера" — поиск информации в научно-методической компоненте ИОС и др.

6. Экспериментально доказано, что обучение информатике с учетом особенностей формирования^ информационной образовательной среды способствует повышению эффективности подготовки будущих педагогов в области информатики, а также подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды. В результате экспериментального обучения информатике ИОС ФГБОУ ВПО КГУ была дополнена новыми информационными ресурсами, в числе которых методическое пособие по разделу «Основы алгоритмизации и программирования», учебное пособие по теме «Арифметические основы компьютера», база данных «Деканат», база данных «Расписание занятий» и др.

В ходе дальнейшего исследования планируется выявить оставшиеся вне рассмотрения положительные и отрицательные аспекты предложенной системы подготовки будущих педагогов по информатике, основанной на интеграции и использовании разрозненных информационных средств и ресурсов в рамках информационной образовательной среды вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. // М.: ВЛАДОС, — 1994. — 334 с.
  2. М.М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. // Автореф. д-ра пед. наук / М: МПГУ, 2007. — 41 с.
  3. Г. В. Теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде. // Автореф. дисс. докт. пед. наук, спец. 13.00.08. / СПб.: Институт образования взрослых РАО, — 2002, — 42 с.
  4. А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. // М.: Образование и информатика, 2004. — 256 с.
  5. А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий. // Дисс. докт. пед. наук / М., 2005. — 261 с.
  6. А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. // Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., — 2003. 204 с.
  7. B.C. Современные методы обучения и тестового контроля знаний. //Владивосток: Дальрыбвтуз, — 1999, — 125 с.
  8. В.Н., Древе Ю. Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. // М.: МГУП, — 2003.
  9. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск, 1998. — 310 с.
  10. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. -М.:2005, 1022 с.
  11. В.А. Ролевое информационное моделирование в процессе обучения информатике будущих учителей гуманитарных специальностей. // Автореф. канд. пед. наук, // Ростов-на-Дону, 2007. — 22 с.
  12. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. пед. наук. — М., МЭСИ, 1999. — 41 с.
  13. A.B., Карпенко И. В., Крижановский В. В. Представление упорядоченных деревьев. // Кибернетика. 1980, № 3, — С. 29−34.
  14. И.Н., Заварыкин В. М., Кузнецов Э. И. Подготовка кадров в условиях компьютеризации. // «Советская педагогика», М., 1986. — С. 38−48.
  15. Н.В. Информационные технологии в школьном-образовании / М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994. — 228 с.
  16. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. // М., — 1997.-236 с.
  17. C.JI. Информационная образовательная среда педагогического вуза. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, 2007, № 2−3. — С. 83−89.
  18. C.JI. Моделирование информационной образовательной среды педагогического вуза. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, 2008, № 2. — С. 17−22.
  19. C.JI. Научно-исследовательская компонента информационной образовательной среды педагогического университета. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, 2007, № 4. — С.47−51.
  20. Атанасян C. JL О концептуальных основах постановки учебно-воспитательного процесса в Московском городском педагогическом университете. // Вестник Московского городского педагогическогоуниверситета. /M.: МГПУ, -2001.С. 8−14.
  21. Атанасян C. JL О фундаментальности преподавания педагогических дисциплин в педагогическом вузе. // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» //Москва: МГПУ, 1996. С. 77−78.
  22. Атанасян C. J1. Формирование информационной образователь ной среды педагогического вуза. // Дис. докт. пед. наук / М., 2009. — 509 с.
  23. Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе. // В кн.: Избранные педагогические труды. / М.: Педагогика, 1989, С. 416−434.
  24. Е.В. Методика создания формализованного описания учебного материала по математике для реализации компьютерного обучения. // Дис. канд. пед. наук. / Л. — 1990, 167 с.
  25. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. // М.: ИИД «Филинъ» 2003s, — 616 с.
  26. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб., 1975. 64 с.
  27. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 352 с.
  28. В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. // М^: Педагогика, 1988. — 160 с.
  29. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение, учеб-но-воспитательного процесса подготовки специалистов. // М.: Высшая школа, 1989: — 144 с.
  30. С.А., РакитинаЕ.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие. // М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 336 с.
  31. Блюменау Д: И. Информация и информационный сервис. // Л.: Наука, -1989. 192 с.
  32. Д.А. Методика развития компьютерной грамотности в усло-. виях дистанционного обучения. // Авт. дис. кан. пед. наук. М. 1996,18 с. •
  33. Д.А. Новая профессия: модератор удаленного обучения. // Материалы IV Международной конференции «Применение новых компьютерных технологий в образовании», // Троицк: ФНТО Байтик, -1993.-С. 109.
  34. В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. // СПб.: СПбГПУ, 2000, — 142 с.
  35. В.А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос. 2007. — 192 с.
  36. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02: СПб., -1997.-335 с.
  37. З.Г. О некоторых направлениях профессионально педагогической подготовки учителей математики. // Научно-педагогические основы методической подготовки учителей математики. // Л.: ЛГУ, -1980.-С. 3−9.
  38. Г. Н., Шамец С. П., Криштал В. А. Организация открытого дистанционного образования в регионе // Информационные технологии в открытом образовании. М., 2001. — С.113.
  39. Ю.С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие // Куб. гос. техн. ун-т. -Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001. 415 с.
  40. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики будущих учителей нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. // Автореф. дисс. докт. пед. наук. / М., 1996. — 38 с.
  41. Ю.С., Молчанов A.C. Педагогические информационные технологии (Введение в педагогическую информатику). Учебное пособие. // Ставрополь: СтавГУ 2001. — 88 с.
  42. В.А., Скворцов Д. П., Финн В. К., Цаленко М. Ш. База данных с неполной информацией. Семиотика и информатика. // М., 1985. Вып. 25. — С. 5−45.
  43. М.А. Информациология и глобальные вызовы современности / М. А. Брыкин, П. А. Недотко, Н. Д. Ткаченко. // М.: НОУ «Новый логос», -2001. 111 с.
  44. В.А., Кравцова А. Ю., Климентов С. С. Информационные технологии для будущих учителей психологов. // ИНФО. — 2002. — № 5.
  45. Н.П. Моделирование сложных систем. // М., 1968.
  46. JI.O. Познавательное значение модельных представлений в физике. // Тарту: ТарГУ, 1963. — 136 с.
  47. В.А. Теория подобия и моделирование применительно к задачам электроэнергетики. // М., 1966.
  48. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. //М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  49. A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной программы. // Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 41 с.
  50. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. //М. 1999.
  51. A.A. Педагогические технологии и качество образования. // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. / Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — С. 13−16.
  52. В.В. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. // Ред. Э. А. Микушин. / М.: РИД «Альфа» МГОПУ, -2001.-78 с.
  53. В.В., Власова Ю. Ю. Социальные предпосылки развития массового интернет-обучения в России. // Информационные технологии в образовании. / М.: МЭСИ, 2002. — С. 107−111.
  54. Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения. (Колл. авторов Лаборатории ДО ИОСО РАО под. рук. Е.С. Полат) Режим доступа: http://courses.urc.ac.ru/eng/u7−9.html
  55. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. // М.: Просвещение, 1991. — 237 с.
  56. Ф.С. Информатика: Новый систематизированный толковый словарь-справочник: (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах) / 3-е изд., пе-рераб.и доп. / М.: Физмалит, 2003. — 755 с.
  57. О.Н. Формирование готовности будущих учителей классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности. // Дис. канд. пед. наук / М. 2003. — 204 с.
  58. И.С. Адаптация учащихся и будущих учителей к использованию информационных технологий в дистанционном образовании. Автореф.к.п.н. Смоленск, 2004, — 18 с.
  59. ГалыгинаИ.В. Методика обучения информационному моделированию в базовом курсе информатики. // Дис. канд. пед. наук. / М., 2003, -176 с.
  60. С.Г., Гриншкун В. В. Иерархические структуры как основа создания электронных средств обучения. // Информатика и образование. М., 2004, № 7. — С. 96−98.
  61. С.Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. // Учебник для будущих учителей педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. / Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008, — 286 с.
  62. В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств-информатизации образования. // Дис. докт. пед. наук. / М.: ИОСО РАО, -2004,-550 с.
  63. Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография // Е. В. Данильчук. / М. Волгоград: Перемена, 2002. — 229 с.
  64. Н.Л. Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе. // Автореф. канд. пед. наук / М.: ИИО РАО 2003. — 23 с.
  65. Н.В., Вымяткин В. М. Мультимедиа курсы в дистанционном образовании // Новые информационные технологии в проектированиии производстве. 1997. — № 3. — С. 15−17.
  66. A.C., Кириллов А. И., Сливина H.A., Чубров Е. В., Кривошеее А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы. // Информатика и образование, М., 1995, № 3. — С. 15−22.
  67. Е.Ю. Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования. // Автореф. канд. пед. наук / Ставрополь: СГУ, -2003.24 с.
  68. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. // Дис. д-ра пед. наук / Самара, 1999. — 349 с.
  69. О.Г., Егоров А. Ф., Капустин Ю. И., Щербаков В. В. Электронный учебник для студентов по химии и химической технологии // Открытое образование. 2001, № 3. — С.24−30.
  70. В.П. За органическое единство научной и учебной работы. // Вестник высшей школы. М., 1972. — № 9. — С. 26−34.
  71. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. // Коммунист. / М., 1988, -№ 2.
  72. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре. // М.: Информатика и образование, 1987, — № 6, С. 3−11.
  73. Ю.Л. Выступление на закрытии II конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». // Информатика и образование. М., — 1996. № 5. С. 33−34.
  74. Т.В. Информационное общество это мы! // М.: Институт развития информационного общества, 2008. — 512 с.
  75. З.Ф. Взаимодействие научного и педагогического творчества в деятельности преподавателя высшей школы. // Вопросы педагогики высшей школы. / Л. 1973.
  76. З.Ф. Взаимосвязь научного и педагогического творчества в деятельности преподавателя университета. // Тезисы докладов научной конференции «Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете». / Л., — 1969.
  77. З.Ф. Уровни взаимодействия научного и педагогического творчества преподавателя вуза. // «Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете». Вып. 1. / Л. 1971.
  78. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе. // Автореф. д-ра пед. наук / М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1989. — 48 с.
  79. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. М., 2003. — 336 с.
  80. В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета // СПб, СПбГУ, 1999, 116 с.
  81. Концепция- создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования. // М.: МО РФ, РГИОО, 2004.
  82. Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения. // Дис. канд. пед. наук. / М., -1984. 174 с.
  83. В.В. Подготовка работников муниципальной системы образования к деятельности в условиях информационной образовательной среды. // Автореф. канд. пед. наук. / М. 2008, — 20 с.
  84. Н.Ш. Теория вероятности и математической статистики. М.: ИНФА, 2000.
  85. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. // Советская педагогика. — 1982.-№ 3.-С. 63−66.
  86. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  87. B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе. // Информатика и образование, М., 1998, № 3. — С. 76−78.
  88. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 309 с.
  89. A.B. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореф. дисс. док. пед. наук. МГОПУ. Воронеж. — 1999. — 40 с.
  90. A.B. Современные аспекты развития образовательной области «Информатика» //Педагогическая информатика, № 1,1998, С. 3−9.
  91. Педагогика: Учеб. пособие для будущих учителей педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М: Школа-Пресс. — 1998. — 512 с.
  92. В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности будущих учителей // Сайт кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена (зав. каф. С.Ф.Эхов) Режим доступа: http://akmeo.rus.net/index.php?id= 119
  93. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Акадения. — 2003. — 272 с.
  94. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А.Е Новые педагогические и информационные технологии в образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — 147 с.
  95. O.A. Деловая игра на уроке информатики //Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 32−37.
  96. В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов. Самара: Изд-во СамГПИ.- 1993.-251с.
  97. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения//Информатика и образование. — 1991. — № 1. С. 3−10.
  98. A.C., Хуторской A.B. О повышении квалификации с помощью сети Интернет. // Школьные технологии 2000. № 6. — С. 178.110'. Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании. // Монография: / Красноярск: Крснояр. гос. ун-т. 2002'. — 300 с.
  99. Создание мультимедийных электронных учебников. Метод, разработка. /Н:А. Шигина. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. — 39 с.
  100. О.И. Педагогические основы развития информационной среды вуза // Дис.. канд. пед. наук / М. — 2003. 212 с.
  101. A.B. Информационные технологии-обучения в высшем образовании. // В кн. Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы международной научно-методической конференции. / Новосибирск: НИИ МИОО НГУ 1995. — С. 124−126.
  102. .И. Логическая структура учебного материала. // М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  103. JI.M. Обучение с помощью машин. // М.: Мир, 1965.
  104. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. A.A. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 119 с.
  105. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. // М.: Институт развития информационного общества, — 2009. 24 с.
  106. Ю.К. Инженерная и профессиональная, психология: — М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. 360 с.
  107. М.А. Подготовка будущих учителей информатики для* работы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды.. //Автореф. дис. докт. пед. наук. / М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2010. — 46 с.
  108. И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства. // Автореф. дис. докт. пед. наук. / М: Институт теории и истории педагогики РАО, 2007. — 44 с.
  109. Н. Ф. Управление процессом усвоения' знаний— М.: Изд-во МГУ,-1975. 176 с.
  110. Н.Ф. Теоретические основы разработки, модели специалиста. // Мёждународный журнал социалистических* стран «Современная высшая школа" — / Варшава, 1986, 2/54, С 75−83
  111. Тамм И- О подготовке молодых ученых.// М.: Известия, 1960, 8 сентября.
  112. Чванова.М. С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие. Тамбов: ТГПУ. — 1997. — 121 с.
  113. Ю.А. Информационные процессы и информационная’среда- // НТИ. Сер.2. — 1976. — № 1. — С.3−5.
  114. Advanced Telecommunications, 1996. № 4. -Р. 12.
  115. Berenfeld В. Liking Students to the Infospher, Technology Horizon in. Education // T.H.E. Journal. 1996. — № 23. — p. 78−83.
  116. Berners-Lee T. Weaving the Web: The original design and ultimate destiny of the World Wide Web by its inventor. 1st edition. Collins. — 2000. 256 p.
  117. Cooper A. About Face: The Essentials of User Interface Design. John Wiley & Sons. -2003. -504 p.
  118. Cooper A. The Inmates Are Running the Asylum: Why High Tech Products Drive Us Crazy and How To Restore The Sanity. Second edition. Sams. -2004. 288 p.
  119. Cotler E. and Goto K. Web ReDesign 2.0 Workflow that Works. Second edition. New Riders Press. 2004. — 296 p.
  120. Fleming J. Web Navigation: Designing the User Experience. 1st edition. O’Reilly & Associates, 1998. 264 p.
  121. Hackos J.T., Redish J.C. User and Task Analysis for Interface Design. 1st edition. John Wiley & Sons, 1998. 512 p.
  122. Hartog R.J.M. Computer assisted learning: from process control paradigm to information resourse paradigm of microcomputer applications. // Academic press. 1989.-Vol.12.-№ 1.
  123. Hassard J. Using the Internet as an effective science teaching tool. Resource handbook. Bellevue. 2000.
  124. IEEE 1484.12.1−2002. Learning Object Metadata standard. // New York: IEEE, 2002.
  125. Interacting with Computers. //The Interdisciplinary Journal of Human -Computer Interaction. — Edinburgh.: Butterworth — Heinemann. 1991. — № 2.-Vol. 3.
  126. Janes J.W. and Rosenfeld L.B. «Networked Information Retrieval & Organization: Issues and Questions» Journal of the American Society for Information Science, September 1996.
  127. Johnson J. GUI Bloopers: Don’ts and Do’s for Software Developers and Web Designers. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. — 2000. — 584 p.
  128. Kipfer B. The Order of Things: How Everything in the World Is Organized into Hierarchies, Structures & Pecking Orders. Revised edition. Random House Reference. 2001. — 416 p.
  129. Korhonen M. Project as a Learning Method in Expert Development // Informatics in Education. 2002. Vol. 1.
  130. Krug S. Don’t Make Me Think! A Common Sense Approach to Web Usability. Second edition. New Riders Press. 2005. — 224 p.
  131. Leifer L., Sume D., Wurman R. Information Anxiety 2. 1st edition. Que. -2000.-308 p.
  132. Mayhew D. The Usability Engineering Lifecycle: A Practitioner’s Handbook For User Interface Design. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. — 1999. — 542 p.
  133. Miller E. The Internet Resource Directory for K-12 Teachers and Libraries. -Libraries Unlimited. 1996.
  134. P. «Information Architecture and Ulcers». Argus Center for Information Architecture, June 21, 2000. http://argus-acia.com/strangeconnections/strange002.html
  135. P. «Information Architecture». Mainspring, September 1997.
  136. P. «Worst Web Faux Pas: Three Site-Structure Sins and How to Avoid Them». Macworld, February 1999.
  137. Nielsen J. Designing Web Usability: The Practice of Simplicity. New Riders press. 1999.-432 p.
  138. Nielsen J. Usability Engineering. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. — 1994. — 362 p.
  139. L. «Information Architecture: Critical for Intranet Environments». Intranet Professional, November/December 2000.
  140. L. «Seven Pitfalls to Avoid in Information Architecture». Internet World, December 2000.
  141. Rosenfeld L., Morville P. Information Architecture for the World Wide Web, First Edition. O’Reilly & Associates. 1998. — 486 p.
  142. Rubin J., Handbook of Usability Testing: How to Plan, Design and Conduct Effective Tests. 1st edition. New York.: John Wiley & Sons. — 1994. — 3521. P
  143. Spool J. M. editor. Web Site Usability: A Designer’s Guide. 1st edition. -San Francisco.: Morgan Kaufmann. 1998. — 156 p.
  144. Tomas R. Benefits and costs of computer conferencing in adult education. // Intelligent Tutoring Media. Vol.1. — № 2. — 1990. — P. 65−72.
  145. Toub S. and Rosenfeld L. «Navigating Through Stars: An Information Architecture Critique of Stars.com». The Web Developer’s Virtual Library, August 1997.
  146. Tufte E. The Visual Display of Quantitative Information. Graphics Press, -2001.- 197 p.
  147. T. «Multiple Paths to Web Usability» conference presentation, Make It Easy 2000 (IBM, May 17, 2000). http://www-3 .ibm.com/ibm/easy/eouext.nsf/Publish/l 323
  148. Tulvin B. Memory and consciousness // Canadian Psychologist. 198. -P.26.
  149. Veen J., The Art & Science of Web Design. 1st edition. New Riders Press. -2000. 300 p.
  150. Watson O. A networked learning environment: Toward new teaching strategies in secondary education. // Educational technology. 1996. — Vol. 36, N 5. -P. 40−43.
  151. William W. Research Methods in Education. 8th edition. — Boston.: Allyn & Bacon, 2004. 528 p.
  152. Williams B. The Internet for Teachers. IDG Book Worldwide. — 1999. -380 p.
  153. Wodtke K. Information Architecture: Blueprints for the Web. New Riders Press. 2002. — 368 p.
  154. Wurman R.S. Information Architects. Graphis. 1996. — 350 p.
Заполнить форму текущей работой