Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации используются в содержании учебных дисциплин (основных и по выбору), входящих в программу подготовки студентов по специальностям «50 714 — Олигофренопедагогика», «50 716 -Специальная психология» и «50 717 — Специальная дошкольная педагогика и психология» и по направлению «50 700 — Педагогика, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития
    • 1. 1. Современные представления о развитии ребенка раннего возраста
    • 1. 2. Проблема воспитания детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 3. Современное состояние изучения детей с задержкой психомоторного развития
    • 1. 4. Проблема коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии в современной литературе
  • Глава 2. Экспериментальное изучение детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
    • 2. 1. Методика экспериментального исследования детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
    • 2. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
  • Глава 3. Организация коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении. ИЗ
    • 3. 1. Психолого-педагогические условия организации коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития
    • 3. 2. Динамика развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях психолого-педагогического центра

Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении всего XX века в России и многих зарубежных странах развивался в разных организационных формах опыт воспитания детей первых трех лет жизни и осуществлялось исследование вопросов их развития (Н.М.Аксарина, Е. Л. Аркин, Т. Бауэр, М. А. Васильева, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. П. Котова, С. М. Кривипа, Н. Ф. Ладыгина, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, Г. Н. Лямина, В. С. Мухина, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, К. Л. Печора, Е. О. Смирнова, А. М. Фонарев, Э. Л. Фрухт, Н. М. Щелованов и др.). В связи с этим в настоящее время хорошо разработаны многие вопросы, важные для дальнейшего совершенствования теории и практики раннего воспитания детей. К их числу принадлежат: вопросы концептуального характера — о синкретичпости психомоторного развития в раннем возрасте (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, O.E.Смирнова, Д. Б. Эльконин, M. Bogdanowicz, V. Shernborn, S. Szuman, M. Zebrowska и др.), о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах деятельности в раннем возрасте (Л.С.Выготский, А. Н. Лсонтьев, М. И. Лисина, Д.Б.Эльконин), о роли и развитии общения в раннем возрасте (Н.М.Аксарина, М. И. Лисина, Н. М. Щелованов, Д. Б. Эльконин, S. Szuman, M. Zebrowska и др.) — вопросы оценки и диагностики психомоторного развития ребенка раннего возраста (Н.М.Аксарина, Ю. А. Афопькина, А. Валлон, Е. Б. Волосова, А. С. Галанов, М. О. Гуревич, А. М. Казьмин, Ю. Н. Карандашев, Н. И. Озерецкий, Г. В. Пантюхи-на, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, Н.М.Щелованов) — вопросы содержания воспитания в образовательных и медицинских учреждениях (Н.М.Аксарина, М. А. Васильева, Л. А. Венгер, Л. Г. Голубева, Г. Г. Григорьева, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Р.В.Тонкова-Ямпольская), комплексного подхода к воспитанию детей (Н.М.Аксарина, Ю. Ф. Змановский, М. Ю. Кистяковская, Э. М. Романовская, Э. Пиклер, А. Тардаш, Н. С. Терехова, А. М. Фонарев, Э. Л. Фрухт, Н. М. Щелованов, Г. Л.Юрко).

В начале 90-х годов XX века в России стала складываться система кор-рекционной помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии и создаваться ее теоретическое обоснование (Н.Н.Малофеев, Л. А. Чистович, Е. В. Кожевникова, В. В. Лебединский, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др.). К настоящему времени созданы модели оказания помощи в развитии детям с сенсорными (Э.И.Леонгард, Е. П. Микшина, Т. В. Пелымская, Л.И.ГТлаксина, Е. Ф. Рау, Н. Д. Шматко и др.) и двигательными нарушениями (Л.О.Бадалян, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько и др.). Проблемы организации и содержания ранней помощи детям с задержкой психомоторного развития (ЗГГМР), которые составляют достаточно многочисленную группу среди детей с проблемами развития, все еще остаются недостаточно раскрытыми.

Авторы немногочисленных еще исследований, посвященных изучению специфики задержки психомоторного развития у детей раннего возраста, приводящей в дальнейшем к интеллектуальной недостаточности (О.В.Баженова, Л. Т. Журба, Е.М.Мастюкова), указывают на наличие нарушений в развитии двигательной, познавательной и эмоциональной сферы, отставание в овладении детьми первыми видами деятельности (О.В.Баженова, Г. Бертынь, М. Г. Блюмина, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, A.A. Катаева, Ю. А. Разенкова, Ю. А. Лисичкина, Э. Кулеша, Н. Д. Соколова, Н.Н.Школь-никова).

Успешный опыт воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии (Н.Ю.Борякова, Е. В. Кожевпикова, Л. И. Плаксина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева Н.Д.Шматко, Г. В. Чиркина, Л. А. Чистович и др.), а также детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в образовательных учреждениях (Л.Б.Баряева, Е. Ф. Войлокова, О. В. Вольская, О.П.Га-врилушкина, А. Зарин, Л. А. Катаева, Е. М. Мастюкова, Л. С. Медникова, Н. Г. Морозова, Ю. В. Нефедова, Е. С. Слепович, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова и др.) показывает, что специально созданные условия способствуют активизации их психомоторного развития и сглаживанию его недостатков.

Вместе с тем, несмотря на достижения отечественной специальной дошкольной педагогики в решении теоретических и прикладных проблем воспитания детей раннего возраста с ЗПМР, до настоящего времени пе представлены психолого-педагогические условия оказания помощи этой категории детей в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проведение научного исследования в этом направлении является актуальным, теоретически и практически значимым.

Объект исследования — организация коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия организации помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития.

Цель исследования — определить и апробировать психолого-педагогические условия организации помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с целью в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ современного состояния проблемы оказания помощи детям раннего возраста с нормальным и нарушенным развитием.

2. Выявить своеобразие проявления задержки психомоторного развития у детей раннего возраста.

3. Определить, научно обосновать и апробировать комплекс психолого-педагогических условий оказания помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования — дети раннего возраста с задержкой психомоторного развития нуждаются в особых условиях воспитания, которые будут обеспечивать благоприятный прогноз их развития как на этом, так и на последующих этапах онтогенеза. Комплекс необходимых и достаточных психологопедагогических условий, способных обеспечить положительные изменения в двигательной, познавательной и социально-эмоциональной сфере, а также во всех доступных видах деятельности любого ребенка с задержкой психомоторного развития вне зависимости от степени ее выраженности, может быть создан в существующих в современной системе образования дошкольных учреждениях.

Методологическую основу исследования составили: положение о сензитивности раннего возраста для общего психического и физического развития, об интенсивности развития психомоторных процессов, обеспечивающихся пластичностью нервной системы (Н.М.Аксарина, Л. С. Выготский, М. Ю. Кистяковская, Н. И. Красногорский, А. Р. Лурия, Р.В.Тонкова-Ямпольская, А. М Фонарев, М. И. Фонарев, Н.М.Щелованов) и необходимости раннего начала коррекциопной помощи ребенку (Л.С.Выготский) — психолого-педагогические исследования, доказывающие синкре-тичность психомоторного развития детей (Е.А.Аркин, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Н. М. Щелованов, M. Bogdanowicz, K. Knill, V. Shernbom, S. Szuman, M. Zebrowska и др.) — положения о деятельности как условии формирования психических нововобразований определенного возрастного периода (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. С. Медникова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф и др.) — положение о ведущей роли семьи (матери) в воспитании ребенка раннего возраста и привязанности ребенка к матери как основе формирования личности (Е.А.Аркин, А. И. Левин, М. И. Лисина, Г. Х. Мазитова, С. Ю. Мещерякова, Р. Мухамедрахимов, Г. Г. Филиппова, Д. Б. Эльконин, H. Olechnowicz и др.) — положение о комплексном и системном подходе к процессу формирования личности ребенка с проблемами в развитии (А.Н.Граборов, А. Зарин, В. П. Кащенко, Ю. В. Нефедова, Л. И. Плаксина, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др.) — положение о коррекциопно-развивающей направленности педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью (О.П.Гаврилушкина, А. А. Катаева, С. Д. Забрамная, А. Зарин, Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).

Для реализации целевых установок исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ медицинской и психолого-педагогической документации, изучение педагогического опыта, анамнестический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, беседа, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Достоверность и надежность научных результатов определяется методологической обоснованностью исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, его поэтапным характером, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, использованием методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

— впервые предпринята попытка осуществить комплексное психолого-педагогическое исследование детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития;

— получены новые данные об особенностях психомоторного развития детей раннего возраста и выявлены разные варианты задержки психомоторного развития;

— впервые установлено наличие у детей с ЗПМР значимых взаимосвязей между двигательной, познавательной и эмоциональной сферой, а также между каждой из них и доступными детям видами деятельности (общение, предмет-пая деятельность, самообслуживание) — впервые сформулированы и научно обоснованы психолого-педагогические условия организации помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития в дошкольном образовательном учреждении, создание которых обеспечивает высокую эффективность коррекционно-развивающей работы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— раскрыты специфические особенности двигательной, эмоциональной и познавательной сферы, умений и навыков в разных видах деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития;

— показаны общие и специфически подходы к организации воспитания детей раннего возраста с нормальным и нарушенным психомоторным развитием;

— сформулированы и раскрыты основные психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения успешного психомоторного развития детей с задержкой психомоторного развития.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— определены и апробированы основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность коррекционной помощи детям с задержкой психомоторного развития в дошкольном образовательном учреждении;

— разработана программа комплексного изучения детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития;

— разработано содержание работы с детьми раннего возраста с ЗПМР в образовательном учреждении, реализация которого способствует активизации их психомоторного развития;

— разработанные в процессе исследования материалы используются при организации коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития в дошкольных учреждениях;

— результаты исследования используются в процессе диагностической работы, проводимой специалистами дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, а также психолого-медико-педагогических комиссий;

— материалы диссертации используются в содержании учебных дисциплин (основных и по выбору), входящих в программу подготовки студентов по специальностям «50 714 — Олигофренопедагогика», «50 716 -Специальная психология» и «50 717 — Специальная дошкольная педагогика и психология» и по направлению «50 700 — Педагогика, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии» («Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», «Дошкольная педагогика (общая и специальная», «Специальная дошкольная психология», «Ранняя коррекционная помощь детям с проблемами в развитии», «Психология раннего вмешательства», «Коррекционная и психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста» и др.).

Организация исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2008 г. На первом этапе (2000;2002) изучалась литература и создавалась программа экспериментального исследования. На втором этане (2002;2004) осуществлялось экспериментальное изучение психомоторного развития детей раннего возраста с ЗПМР, воспитывающихся или посещающих следующие учреждения: психолого-педагогический и медико-социальный центр «Содействие» Института развития ребенка Поморского государственного университета г. Архангельска, Архангельский областной дом ребенка, Архангельский городской дом ребенка, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Архангельска, Детская областная клиническая больница г. Архангельска (неврологическое отделение), Городская детская поликлиника г. Новодвипска, реабилитационный центр г. Северодвинска). На третьем этапе (2003;2005 гг.) в дошкольном образовательном учреждении «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Архангельска, были организованы и проходили апробацию условия оказания помощи детям раннего возраста с ЗГТМР. Четвертый этап (2005;2008 гг.) был посвящен анализу и обобщению материалов исследования, написанию и оформлению рукописи диссертации, апробации и внедрению результатов диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимыми и достаточными условиями оказания коррекцион-ной помощи детям с задержкой психического развития являются: определение ведущих научных положений, составляющих ее теоретическую основу, структурно-организационное оформление системы помощи, создание программы коррекционно-развивающей работы, обеспечение сотрудничества с семьей, создание материально-технической базы.

2. Индивидуализированная коррекционная помощь в раннем возрасте, организованная в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении ряда условий, способствует активизации развития детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития и создает для части из них возможность достижения уровня нормально развивающихся сверстников.

3. Имеющее место при задержке психомоторного развития качественное своеобразие двигательной, познавательной и социально-эмоциональной сферы, с одной стороны, провоцирует трудности в овладении детьми первыми видами деятельности — эмоциональным общением с взрослым и предметной деятельностью, с другой стороны, недоразвитие деятельности задерживает двигательное, познавательное и социально-эмоциональное развитие.

4. Наиболее эффективной формой организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ЗПМР в дошкольном образовательном учреждении является комплексное занятие, в процессе которого ребенок включается в разные виды деятельности, что обеспечивает возможность одновременного воздействия на его двигательную, познавательную и социально-эмоциональную сферу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема организации помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии исследуется отечественными учеными относительно непродолжительное время, что связано с тем, что организационно система оказания им помощи в развитии стала складываться в России только в последнее десятилетие XX века. В связи с этим вопросы раннего воспитания детей с различными нарушениями в развитии изучены и раскрыты сегодня в разной степени. Если можно говорить о сложившихся системах ранней помощи детям с нарушением слуха и зрения, то вопросы оказания помощи детям с задержкой психомоторного развития, которые составляют значительную часть всей популяции детей раннего возраста с нарушениями в развитии, находятся только на начальной стадии теоретического изучения и поиска практических решений. Вместе с тем, единство закономерностей психического развития всех детей, позволяет использовать накопленные теоретические и практические разработки при создании нового опыта организации помощи разным категориям детей. В связи с этим экспериментальное изучение проблемы организации помощи детям раннего возраста с ЗПМР имеет большое и научное, и социальное значение.

Изучение отечественной и зарубежной литературы и опыта оказания помощи детям с разными проблемами в развитии позволили нам определить основополагающие идеи собственного исследования. Понимание психомоторного развития ребенка раннего возраста как триединства двигательного, познавательного и социально-эмоционального компонентов, которые интегрируются в первых видах деятельности, доказывает правомерность и необходимость построения системы помощи детям с проблемами в развитии на основе комплексного подхода. Признание и подтверждение практикой определяющей роли социальных факторов в процессе развития ребенка указывает на необходимость раннего их использования и вселяет педагогический оптимизм в работе с детьми, у которых имеют место грубые нарушения психомоторики.

Основным из социальных факторов успешного развития детей является организованная коррекционно-воспитательная работа, поскольку лишь в специально созданных условиях они могут достигать оптимального для них уровня развития.

На основе этих посылок было построено исследование, в котором предполагалось, что проявляющиеся в раннем возрасте при задержке психомоторного развития недостатки моторной, познавательной и социально-эмоциональной сферы и первых видов деятельности обусловлены не только биологически, но и социально — условиями воспитания детей в первые годы жизни. В связи с этим, создание в дошкольных образовательных учреждениях комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование всех компонентов психомоторного развития как единого целого, даст возможность раскрыть и реализовать потенциальные возможности развития каждого ребенка с ЗПМР.

Анализ литературных источников по проблеме исследования, системы ранней помощи отдельным категориям детей, опыта организации коррекции онно-воспитательной работы в учреждениях и данных обследования детей, раннего возраста с ЗПМР позволил сформулировать следующие условия ком—: плексной помощи в образовательном учреждении:

1. Определение ведущих научных положений, составляющих теоретическую основу оказания коррекционной помощи детям с ЗПМР.

2. Структурно-организационное оформление коррекционной помощи детям с ЗПМР в образовательном учреждении.

3. Создание программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПМР.

4. Обеспечение сотрудничества с семьями детей с ЗПМР.

5. Создание материально-технической базы проведения коррекционной работы с детьми с ЗПМР.

Эти условия были созданы в дошкольном образовательном учреждении — центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции и апробированы в течение двух лет. Основным критерием оценки эффективности работы по оказанию помощи детям с задержкой психомоторного развития в созданных психолого-педагогических условиях выступила динамика в развитии детей. Полученные результаты свидетельствуют о высокой ее эффективности. У всех детей, принявших участие в эксперименте, независимо от глубины нарушений в развитии, была выявлена значительная положительная динамика. Существенно повысился уровень развития общей и мелкой моторики, всех видов восприятия, представлений о разнообразных объектах окружающего мира, цвете, форме, величине и других признаках, уровень развития мышления, речи и внимания, социально-эмоциональной сферы, а также предметной деятельности, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Проблема оказания помощи детям раннего возраста с ЗПМР изучена неполно, хотя проведены исследования, в результате которых представлены этапы ее осуществления, раскрыты отдельные компоненты системы помощи и варианты предоставления отдельных коррекционно-развивающих услуг данной категории детей и др.

2. В раннем возрасте задержка психомоторного развития проявляется у детей весьма разнообразно. С учетом качественного своеобразия комплекса изученных нами показателей двигательного, познавательного и социально-эмоционального развития можно выделить четыре варианта задержки психомоторного развития, которые определяют различную перспективность дальнейшего развития ребенка.

3. У детей раннего возраста с ЗПМР обнаруживаются достоверные корреляционные связи между двигательной, познавательной, социально-эмоциональной сферой, а также между каждой из них и умениями и навыками в разных видах деятельности. Это указывает на наличие тесных взаимосвязей между ними и взаимного влияния друг на друга, и позволяет говорить о целостности психомоторного развития ребенка.

4. Необходимыми и достаточными условиями оказания эффективной коррекционно-развивающей помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении являются: теоретическое обоснование оказания коррекционной помощи детям с ЗПМР и структурно-организационное ее оформление, создание программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПМР, обеспечение сотрудничества с семьями детей с ЗПМР, создание материально-технической базы проведения коррекционной работы с детьми с ЗПМР.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и хороший коррекционно-развивающий эффект созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий оказания помощи детям с ЗПМР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Вы и младенец /H.H. Авдеева, С. Ю. Мещерякова — М.: Педагогика, 1991. 159 с.
  2. И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы /И.Е. Аверина. М.: Айрис Пресс, 2004 — 176 с.
  3. Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина.— М.: Медицина, 1977.-302 с.
  4. Н.М. Принципы и задачи воспитания детей раннего возраста /Н.М. Аксарина-М.: Медицина, 1961. 58 с.
  5. Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (кор-рекционной) педагогики /Л.И. Аксенова //Дефектология.- 2002 № 3. — С. 9— 20.
  6. В. Ясли это серьезно /В. Алямовская- М., 1999. — 144 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин-М.: Медицина, 1975.-445 с.
  8. Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т. Анохина //Дошкольное воспитание. 1999.— № 5 — С. 32−39.
  9. Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Е.А. Аркин.- М., 1968. 446 с.
  10. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) /Е.Ф. Архипова-М.: Просвещение, 1989 77 с.
  11. О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей /О.С. Аршатская //Альманах Института коррекционной педагогики-2004−21 с. www.ise.iip.net.
  12. Ю.А. Психолого-педагогическая оценка развития детей раннего возраста /Ю.А. Афонькина.- Мурманск: Мурм. гос. пед. ин-т, 2001. 27 с.
  13. Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста /Т.С. Ба-баджан М.: Просвещение, 1967. — 192 с.
  14. Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста /Л.О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволжская. — Киев: Здоровье, 1980 525 с.
  15. Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст) /Е.Р. Баенская //Альманах Института коррекционной педагогики —2001 —Вып. 4 — 133с. www.ise.iip.net.
  16. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни /О.В. Баженова, — М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. — 96 с.
  17. Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными или множественными нарушениями /Т.А. Басилова //Дефектология.- 1996, — № 3. С. 47−55.
  18. М.В. Воспитание детей /М.В. Бениаминова- М.: Медицина, 1981.-287с.
  19. H.A. О ловкости и ее развитии /H.A. Бернштейн — М.: Физкультура и спорт, 1991. —228 с.
  20. А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях /А. Бертин СПб.: Мед. науч.-прак. о-во «Жизнь», 1992 — 29 с.
  21. Г. П. Близнецовый метод при изучении олигофрении/ Г. П. Бертынь М. ¡-Педагогика, 1975 — 128с.
  22. М.Г. Олигофрения пренатального происхождения /М.Г. Блю-мина //Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.- М.: НИИ дефектологии, 1976. С. 6−28. 1
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Бо-жович //Психологическое исследование-М.: Просвещение, 1968.-463 с.
  24. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Н.Ю. Борякова М.: «Гном-Пресс», 2000. — 64 с.
  25. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г.М. Бреслав М.: Педагогика, 1990 — 140 с.
  26. А.И. Он видит, слышит, чувствует. /А.И. Брусиловский //Здоровье .- 1989.-№ 12.-С. 17.
  27. Н.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред.Р. С. Буре. М., 1987. — 222 с.
  28. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов /Н.П. Вайзман.- М.: Педагогика, 1976. 104 с.
  29. А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. Л.И. Анцыферо-вой /А. Валлон. М.: Просвещение, 1968. — 195 с.
  30. Л.А. Восприятие и обучение /Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 1969.- 195 с.
  31. В.В. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста /В.В. Ветрова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова //Проблемы общения и воспитания —Тарту, 1974. — С. 128−146.
  32. E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка: Книга для логопеда /E.H. Винарская. — М.: Просвещение, 1987. —160 с.
  33. М. Кормление как одна из форм общения взрослого и ребенка /М. Винце //Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского, попечительства. Дети с отклоняющимся поведением /Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Прометей, 1989. С. 38−43.
  34. A.M. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения /A.M. Витковская //Дефектология.- 2003 № 4. — С. 40−43.
  35. A.M. Формирование предметно-игровых действий у слепых детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук./А.М. Витковская. — СПб, 1992.-17 с.
  36. Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя /Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт- Под ред. Н. Ф. Слезиной М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  37. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. М.: Медицина, 1984. — 207 с.
  38. Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения: Дис. канд. пед. наук./Е.Ф. Войлокова-СПб, 1999.- 197с.
  39. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детейс нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики /Г.А. Волкова — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 144 с.
  40. Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста" (основные показатели)/ Е. Б. Волосова. М.: «Линка-Пресс», 1999. — 61с.
  41. Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспериментальная программа /Под ред. Э. И. Леонгард М.: АПН СССР, 1987 — 273 с.
  42. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л.Н. Павловой-М.: Просвещение, 1986. 174 с.
  43. Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Ляминой.— М.: Просвещение, 1981.-221 с.
  44. Восприятие и действие /A.B. Запорожец, Л. А. Венгер, ВН. Зинченко, А. Г. Рузская М.: Просвещение, 1967 — 323 с.
  45. Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  46. Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. /Л.С. Выготский.— М.: Педагогика, 1983,-Т. 2.-С. 5−361.
  47. Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 449 с.
  48. Л.С. Раннее детство: Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1984 — Т. 4.- С. 5−367.
  49. О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников /О.П. Гаврилушкина М.: Просвещение, 1985 — 72 с.
  50. A.C. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет /A.C. Галанов. М.: АРКТИ, 1999. — 64 с.
  51. А. Этапы нравственного развития ребенка /А. Гармаев — Минск: «Лучи Софии», 2005 336 с.
  52. А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
  53. В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада/В.В. Гербова, А. И. Максаков —М.: Просвещение, 1986—160 с.
  54. Т.Г. Тайны здоровья ребенка /Т.Г. Глушанок, JI.H. Волкова— СПб.: «Интер-спект», 1994. С. 109−75.
  55. Д.Б. Общение ребенка со взрослым /Д.Б. Годовикова //Дошкольное воспитание 1988-№ 5 — С. 51−54.
  56. Л.Г. Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей /Л.Г. Голубева, Э. Л. Фрухт, Т. Я. Черток //Руководство для врачей домов ребенка /Под ред. Л.В. Дружининой-М.: Медицина, 1989 С. 162—168.
  57. H.A. Очерки по олигофренопедагогике/ Н. А. Граборов. М.: Просвещение, 1961. — 200с.
  58. O.E. Формирование начального детского лексикона в1 условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук./О.Е. Громова. М., 2003 — 23 с.
  59. К.Б. Гимнастика и массаж в раннем возрасте /К.Б. Губерт, М. Г. Рысс.-М.: Просвещение, 1981 127 с.
  60. А.Н. Обучение и игра / А. Н. Давидчук. М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 163 с.
  61. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским церебральным параличом /Л.А Данилова.- Л.: Медицина, 1977.-95 с.
  62. Н. Как организовать окружающую среду /Н. Денисенкова //Дошкольное воспитание-2003 -№ 12-С. 17−23.
  63. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития /Под ред. Е. А. Стребелевой. М- 1998 -336 с.
  64. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду// В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина СПб.: Детство-пресс, 2000 — 243 с.
  65. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет /Е.О. Смирнова, JI.H. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — М.: МГППУ, 2002. 128 с.
  66. Г. Гармоничное развитие ребенка /Г. Доман. М.: Аквариум, 1996.- 448 с.
  67. З.М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста /З.М. Дунаева, Л.И. Ростягай-лова //Дефектология.- 2003.- № 4. С. 33−35.
  68. Е.А. Коррекционно-педагогичекая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. дис. канд. пед. наук./ Е. В. Ельникова. М., 2000.-19 с.
  69. Е.А. Воспитание слепых детей в семье /Е.А. Ерастова- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 60 с.
  70. Н.И. Механизмы речи /Н.И. Жинкин.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  71. Л.П. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна /Л.П. Жиянова. М — 2002 — 198 с.
  72. Л.Т. Метод количественной оценки двигательных речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития/Л.'Т.Журба, О.В.Тимонина//Медицинский научно и учебно-методический журнал. 2003. — № 14. — С. 15−43.
  73. Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни /Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1982 — 272 с.
  74. Л.Т. Неврологическое обследование новорожденных /Л.Т. Журба //Педиатрия, — 1968, — № 10. С. 17−22.
  75. JI.T. Особенности задержки психомоторного развития у детей первого года жизни /Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова, Е. Д. Айнгорн //Журнал невропатологии и психиатрии. — 1980.—№ 10.— С. 1475−1479.
  76. С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: Метод, рекомендации /Сост. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик М.: ВЛАДОС. — 2002.-31 с.
  77. A.B. Значение ранних периодов для формирования детской личности /A.B. Запорожец — М.: Наука, 1978. С. 243—267.
  78. A.B. Избранные психологические труды /A.B. Запорожец — М.: Педагогика, 1986-Т. 1. -316 с.
  79. A.B. Психология личности и деятельности дошкольников /A.B. Запорожец, Д. Б. Элысонин.- М.: Просвещение, 1965. 295 с.
  80. А. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду /А. Зарин, Л.С. Петрова- А. Н. Фомииа //Дефектология 2003 — № 5 — С. 64−69.
  81. Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателей детского сада /Е.В. Зворыгина М.: Просвещение, 1988.- 94 с.
  82. Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте /Т.М. Землянухина
  83. Лишенные родительского попечительства /Под ред. B.C. Мухиной-М.: Просвещение, 1991-С. 66−70.
  84. М.И. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в ДОУ /М.И. Земцова-М.: Просвещение, 1978.-39 с.
  85. Е.П. Психомоторная организация человека /Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2003.-384 с.
  86. М.Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет (Тесты и развивающие упражнения) /М.Н. Ильина СПб.: Дельта, 2001. — 160 с.
  87. М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье /М.В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова- М.: Просвещение, 1993. -52 с.
  88. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей /Д.Н. Исаев.- СПб., 2000, — 512 с.
  89. Е.И. Психолингвистические закономерности речевого- онтогенеза /Е.И. Исенина.-Иваново: ИВГУ, 1983.-78 с.
  90. Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении .глухих детей первых лет жизни /Е.И. Исенина Иваново: ИВГУ, 1996. — 88 с.
  91. Е.К. О развитии речи детей первых двух лет /Е.К. Каверина.— М.:Медгиз, 1950.- 123 с.
  92. A.M. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет /A.M. Казьмин, Л. В. Казьмина М.: «Когито-Центр», 2001 — 3-е изд.- 74 с.
  93. A.M. Методика оценки психомоторного развития детей до 12 месяцев жизни /A.M. Казьмин, Л. В. Дайхина //Вопросы охраны материнства и детства.- 1990.- № 4. С. 50−54.
  94. Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве /Ю.Н. Карандашев —Минск — 1993, — 184 с.
  95. Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста/Н.И. Касаткин-Медгиз, 1951 —97с.
  96. A.A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых): Автореф. дис. д-ра психол. наук./А.А. Катаева — М— 1977 33 с.
  97. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни /М.Ю. Кистяковская.- М.: Просвещение, 1970.- 224 с.
  98. С. Чудесное водолечение. Холодная или горячая обыкновенная вода/С. Кнейпп-И.: «Острожье», 1994.- 175 с.
  99. Е.В. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве /Е.В. Кожевникова //Провокационные записки — СПб.: ИРаВ, 2000 С. 46−65.
  100. Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей 1−2 года жизни с нарушениями двигательного развития: Автореф. дис. канд. пед. на-ук./Е.В. Козлова.- М., 2003.- 22 с.
  101. Г. В. Нарушения психического развития у детей сирот /Г.В.Козловская, М. Е. Проселкова // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1995. № 5. — С. 52−56.
  102. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/М.М. Кольцова-М.: Педагогика, 1973 — 141 с.
  103. И.М. Роль взрослых в становлении социальной активности детей раннего возраста /И.М. Кононова //Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста. — М — 1984 — 190 с.
  104. C.B. Влияние содержания общения с взрослым на отношение к нему ребенка /C.B. Корницкая, М. И. Лисина //Общение и его влияние на развитие психики ребенка. М — 1974. — С. 59−79.
  105. Н.И. Физиология становления детской речи /Н.И. Красногорский //ЖВНД.- 1952.- Т. 2, Вып. 4. С. 474−480.
  106. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет /Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.- М.: Просвещение, 2000. -256 с.
  107. Э. Формирование предметных действий умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста /Э. Кулеша //Дошкольное воспитание детей с проблемами в развитии. СПб.: РГПУ, 1999. С. 77−78.
  108. Н.Ф. Воспитание детей 2-го года жизни /Н.Ф. Ладыгина, Н. М. Аксарина //Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов /Под ред. М. Д. Ковригиной. М.: Медицина, 1977, — С. 279−308.
  109. М.Л. Теория и практика препатально-ориентированного образования /М.Л. Лазарев //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.— 2002.-№ 3.-С. 19−23.
  110. С.Я. Физическая культура для малышей /С.Я. Лайзане — М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
  111. Й. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешского /Й. Лангмейер, В. Матейчик — Прага: Авиценум, 1984 336 с.
  112. К.С. Диагностика раннего детского аутизма /К.С. Лебединская, О. С. Никольская М.: Просвещение, 1991- С. 21−25.
  113. В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский. -М — 1985.- 167 с.
  114. И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько М.: Академия, 2001.- 192 с.
  115. Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье /Э.И. Леонгард, Е. Г. Самсоиова М.: Просвещение, 1991. — 319 с.
  116. A.A. Язык, речь, речевая деятельность /A.A. Леонтьев — М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  118. Лехтман-Абрамович Р. Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве /Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина М.: Медгиз, 1949. -73 с.
  119. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми ребенка раннего возраста /М.И. Лисина //Вопросы психологии — 1961-№ 3. С. 117−124.
  120. М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина — М: Педагогика, 1986.- 144 с.
  121. Ю.А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довер-бального развития детей с ППЦНС: Автореф. дис. канд. пед. наук./Ю.А. Лисичкина- М., 2004.- 23 с.
  122. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей /В.И.Лубовский. — М.?Педагогика, 1989. 104 с.
  123. А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. М — 1973. — 376 с.
  124. A.A. Ранние формы мышления ребенка/А.А.Люблинская //Исследования мышления в советской психологии. — М.: «Наука», 1966.-476 с.
  125. Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: (психопатологический и психологический аспекты): Автореф. дис. канд. мед. на-ук./Р.Ф.Майрамян-Москва 1976.-26 с.
  126. Л.П. Учите плавать малышей /Л.П. Макаренко М.: Физкультура и спорт, 1985. — 32 с.
  127. А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта /А.Р. Маллер, Г. В. Цикото- М.: Педагогика, 1988.-265 с.
  128. H.H. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики /H.H. Малофеев //Дефектология 2003- № 4 — С. 7−11.
  129. Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии /Е.М. Мастюкова//Дефектология- 1996-№ 5 — С.3−9.
  130. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст /Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
  131. H.H. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук./Н.Н. Матвеева Н. Новгород — 2004. — 25 с.
  132. JI.C. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Дис. д-ра психол. наук./JI.C. Медникова СПб., 2004- 442 с.
  133. Методика определения психического развития детей до трех лет — ГНОМ /Г.В. Козловская, A.B. Горюнова, Н. В. Шикунова, Т. Г. Кагковская //Журнал неврологии и психиатрии 1997 — № 8 — С. 38−42.
  134. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и в домах ребенка /С.Ю. Мещерякова //Лишенные родительского попечительства / Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Просвещение, 1991. С. 48−53. :
  135. Е.П. Речь и развитие движений у детей с нарушением слуха /Е.П. Микшина //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб.- 1995. С. 74−75.
  136. Е.П. Этапы обслуживания ребенка и семьи в службе ранней помощи /Е.П. Микшина, И. А. Валькова //Дефектология — 2003 № 5 — С. 70−76
  137. Г. А. Формы организации коррекциопно-педагогической работы специалиста дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста (методические рекомендации) /Г.А. Мишина //Дефектология — 2001 № 1. — С. 60−64.
  138. М. Издательский Дом Шалвы Амонашвили. — 1999. — 224 с.
  139. Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста /Е.И. Морозова //Дефектология — 1997-№ 3-С. 49.
  140. Н.Г. Если ребенок плохо видит /Н.Г. Морозова М.: Педагогика, 1969.-77 с.
  141. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекцион-ная ритмика /Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  142. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие /Р.Ж. Мухамедрахимов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 288 с.
  143. B.C. Психология дошкольника /B.C. Мухина.- М.: Просвещение, 1975.-350 с.
  144. Ю.В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Дис. канд. пед. наук./Ю.В. Нефедова.- СПб, 2005. 198 с.
  145. В.Г. Нравственное воспитание дошкольника /В.Г. Нечаева. М.: Педагогика, 1972. — 192с.
  146. В.В. Психомоторика /В.В. Никандров. СПб.: Речь, 2004. -104 с.
  147. C.JI. Развитие мышления, в раннем возрасте /C.JI. Новоселова-Mi: Педагогика, 1968. — 159 с.
  148. Новые подходы к оценке психомоторного развития детей /В.В. Юрьев, Е. И. Алешина, H.H. Воронович, М. М. Хомич //Педиатрия 1998 — № 5.-С. 5760.
  149. JT.A. Лекции по вопросам высшей нервной деятельности /Л.А. Орбели. -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1945. 208 с.
  150. Т.И. Обучение плаванию в детском саду /Т.И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  151. Осязание в процессах познания и труда /Б.Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, A.B. Ярмоленко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 263с.
  152. Л.II. Знакомство малыша с окружающим миром: Книга для работников ДОУ /Л.Н. Павлова. М.: Просвещение, 1987.- 222 с.
  153. Л.Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность и условия ее развития у детей второго-третьего года жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук./Л.Н. Павлова — М, 1976. 23 с.
  154. Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие /Л.Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова,-М-2000 152с.
  155. Г. В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни /Г.В. Пантюхина, K. JL Печора, Э. Л. Фрухт.- М.: ЦОЛИУВ, 1979.-84 с.
  156. М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности /М.С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова — М — 1982.- 104 с.
  157. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой,-М.: Academia, 1998.-336 с.
  158. Т.В. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом /Т.В. Пелымская, Н. Д. Шматко //Альманах Института коррекционной педагогики-2003.—Вып. 7 — 23 с. www.ise.iip.net.
  159. К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева — М.: Просвещение, 1986 — 143 с.
  160. . Избранные психологические труды /Ж. Пиаже М.: Просвещение, 1969.-С. 142−172.
  161. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию /Э.Г. Пилюгина М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  162. М. Маленькие ступеньки. Книги 1−6 /М. Питерси, Р. Трилор. -Институт Общегуманитарных исследований — М — 2001.— 96 с.
  163. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения/Л.И. Плаксина. -М.: ВОС, 1985. 118 с.
  164. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения /Л.И. Плаксина М.: Изд-во ГороД, 1998. -262 с.
  165. H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста /H.H. Поддъяков. М- 1996.-128с.
  166. О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: Дис. канд. пед. наук./О.Б. Половинкина-М., 2005. 199с.
  167. О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями /О.Г. Приходько //Дефектология — 2003 — № 4. — С. 36−39.
  168. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  169. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л.Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова.- СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. 320 с.
  170. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет /Л.И. Аксенова, A.A. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е.В. Шхада-ревич //Дефектология 2002, — № 5. — С.3−27. <>
  171. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет /Под ред. Н. М. Щелованова — М.: Просвещение, 1968. 181 с.
  172. Развитие речи детей дошкольного возраста /В.И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  173. Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Дис. канд. пед. па-ук./Ю.А. Разенкова.-М., 1997. 197 с.
  174. Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка /Ю.А. Разенкова //Альманах Института коррекционной педагогики- 2003.-. Вып. 6— 14с. www.ise.iip.net.
  175. Pay Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи /Е.Ф. Pay. М — 1950. — 139 с.
  176. О.П. Особенности развития познавательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук./О.П. Рожков. М.- 2004. — 17 с.
  177. Розенгарт-Пупко Г. JI. Формирование речи у детей раннего возраста /Г.Л. Розенгарт-Пупко.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 96 с.
  178. С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. СПб.— 1999.-720 с.
  179. В.Л. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми третьего года жизни в условиях дома ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук./В.Л. Рыбкина — СПб, 2003.- 17 с.
  180. C.B. Воспитание детей в детских социальных приютах : Дис.. канд. пед. наук/ С. В. Савенкова. — М, 2005. 187 с.
  181. И.А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна /И.А. Сергеева //Альманах Института коррекционной педагогики 2004.- 7с. www.ise.iip.net.
  182. И.М. Избранные произведения /И.М. Сеченов— М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.- Т. 1 772 с. г
  183. И.М. Рефлексы головного мозга /И.М. Сеченов. М — 1961.- 140 с.
  184. К.С. Психологический анализ становления предметно-манипулятивной деятельности у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. на-ук./К.С. Симеонова. М., 1993. — 16с.
  185. Е.О. Детская психология /Е.О. Смирнова М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
  186. И.С. Игры с водой как средство коррекции ЗПМР у детей раннего возраста: Дипломная работа /И.С. Смольникова. — Архангельск: ПГУ, 2005. 50 с.
  187. Н.Д. Индивидуальная коррекциоиио-воспитательная работа /Н.Д. Соколова //Дошкольное воспитание аномальных детей М.: Просвещение, 1993.-С. 216−223.
  188. Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста /Л.И. Солнцева, С. М. Хорош.- М.: УПП ВОС, 1988. 67 с.
  189. Л.И. Тифлопсихология детства /Л.И. Солнцева М.: Полиграф сервис, 2000 — 249 с.
  190. И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями /И.В. Соломатина //Дефектология—1998.— № 2.- С. 82−88.
  191. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис.канд. психол.наук./А.И. Сорокина — М., 1987. — 19 с.
  192. A.C. Нарушения игровой деятельности /A.C. Спиваков-ская. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 133 с.
  193. Стационар для новорожденных/ Под ред. А. Н. Левина. Л. Медицина Ленингр. отд-ние, 1989 — 99с.
  194. Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей /Е.А. Стреблева //Альманах Института коррекционной педагогики.- 2000 Вып. 2 — Зс. www.ise.iip.net.
  195. Е.А. Коррекциоппая помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. -128 с.
  196. Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании /Е.А. Стреблева //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2002 — № 3. — С. 15−18.
  197. Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости /Е.А. Стреблева//Дефектология- 1994-№ 1-С.53−59.
  198. Ступени общения: от года до семи лет /Под ред. Л. Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой- М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
  199. A.B. Развитие и совершенствование коррекционной помощи детям раннего возраста с психоневрологической патологией: Дис. канд. пед. наук./А.В. Тишкова. М., 2004. — 198 с.
  200. Тонкова-Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмов речи у детей первых трех лет жизни: Автореф. дис. д-ра. мед. наук./Р.В. Ям-польская.-М., 1968.-34 с.
  201. Е.И. Развитие речи детей /Е.И. Тихеева- М.: Просвещение, 1965.- 188 с.
  202. Г. В. Развитие движений у детей с нарушениями слуха в специальном детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук./Г.В. Трофимова. — М, 1980.- 16 с.
  203. Т. Музыкальные инструменты Карла Орфа/ Т. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. 1998. — № 2. — С. 141- 150.
  204. Умственное воспитание детей раннего возраста /Под ред. Е. И. Радиной .— М.: Просвещение, 1968. 240 с.
  205. А.П. Обучение и воспитание в детском саду /А.П. Усова- Под ред. A.B. Запорожца. -М.: Просвещение, 1981 — 176 с.
  206. H.JI. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года /H.JI. Фигурин, М. П. Денисова М.: Медгиз, 1949 — 104 с.
  207. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста1/Под ред. Г. Л. Юрко, В. П. Спириной М.: Медицина, 1978. — 247 с.
  208. Г. Г. Психология материнства /Г.Г. Филиппова. М — 2002 — 240 с.
  209. ФиличеваТ.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников /Т.Б. Филичева, Н. С. Жукова. М.: Просвещение, 1973. — 222 с.
  210. Е.А. Игра и игрушка /Е.А. Флерина. М.:Просвещение, 1973. -111с.
  211. A.M. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста /A.M. Фонарев //Воспитание и обучение детей раннего возраста.— М.: Просвещение, 1974. С. 5−9.
  212. Фонарев М. И Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья /М.И. Фонарев //Развитие движений ребенка дошкольника /Под ред. М. И. Фонарева. -М.: Просвещение, 1975. С. 218−237.
  213. Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка: Руководство для врачей домов ребенка /Э.Л. Фрухт- Под ред. Л. В. Дружининой.- М 1987. — 318 с.
  214. С.С. Становление общения детей первых трех лет жизни со взрослыми: Автореф. дис. канд. психол. наук./С.С. Харин —Минск, 1987. -20 с.
  215. Т. Мюнхенская функциональная диагностика /Т. Хеллбрюг-ге и др.- Минск 1997. — 127 с.
  216. С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника /С.М. Хорош.- М.: ВОС, 1983. 59 с.
  217. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /С.Н. Цейтлин- М.: Владос, 2000. 240 с.
  218. О.Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук./О.Б. Чарова. — Курск, 2003. —21 с.
  219. Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фо-нетико-фонематическим недоразвитием/ Г. В. Чиркина. М.:Шк.Пресса, 2002 — 32с.
  220. H.H. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности: Автореф. дис. канд. пед. наук./Н.Н. Школьникова — М., 1993.- 16 с. :
  221. Шматко Н. Д Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии /Н.Д. Шматко //Альманах Института коррекционной-педагогики- 2003 Вып.7 — 9с. www.ise.iip.net.
  222. Н.Д. Если малыш не слышит /Н.Д. Шматко, Т. В. Пелымская. -М.: Просвещение, 1995. 124 с.
  223. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин// Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭКД997. — 416 с.
  224. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 197 с.
  225. Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха /Е.З. Яхнина- Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  226. Ainsworth M.D.S. The effects of Maternal Deprivation /M.D.S. Ainsworth //Deprivation of maternal care. WHO, Geneva, 1962 — P.97−165
  227. Beyley N. Bey ley Scales of Infant Development. New York: Psycological Corporation, 1969. P. 27−36
  228. Bogdanowicz M. Metoda Veroniki Shernborn w terapii i wspomoganiu roz-woju dziecka /М. Bogdanowicz, B. Kisiel, M. Przasnyska. W-wa: WSiP, 1994. — 160 s.
  229. Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. Tavistoch publication /J. Bowlby. London, 1979.- 198 p.
  230. Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother /J. Bowlbi //International journal of psychoanalysis 1958- Vol. 39 — P.350−373.
  231. Developmental therapy for young children with autistic characteristics /А. Bachrach, A. Mosley, F. Swindle, M. Wood — Baltimor University Park Press— 1978.- 185p. ~
  232. Ferrel K.A. Infancy and early childhood/ K. A Ferrel//Foundations of education for blind and visually handicapped children and youth: Theory and practice/ In G.T. Scholl (Ed.). New York: American Foundation for the Blind. — 1986. -P.l 19−135.
  233. Field T.M. Interaction coaching for high-risk infant and their parents /Т.М. Field //Prevention of human services. Early intervention programs for infants /Ed. by H.A. Moss, R. Hess, C. Swift.-New York.-1982.-P.61−83
  234. Finnie N.R. Handling the young cerebral palsied child at home. 2nd ed. /N.R. Finnie.- New York: E.P. Dutton, 1975.- 117p.
  235. Frankenburg W.K. Denver developmental screening test /W.K. Frankenburg, J.B. Dodds //J. of pediatrics 1971, 2- P. 181−191. Город издания не указан
  236. Gewirtz J.L. Mecanisms of social learning some roles of stimulation and behaviour in early human development /J.L. Gewirtz //Handiooc of socialization theory and reseach /ed. by D.A. Goslin. Chicago. — 1968 — P.57−212
  237. Hanson M.J. Teaching your Down’s syndrome infant /M.J. Hanson — Baltimor: University Park Press, 1977. P.221−228
  238. Kanner L. Early Infantile Autism /L. Kanner, L. Eisenberg // American Journal of Orthopsychiatry. 1956. — № 26. — p.55−65.
  239. Knill. Ch. Kontakt i komunikacja /Ch. Knill. W-wa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej Ministerstwa Edukacji Narodowej, 1997 — 62 s.
  240. McDonough S.C. Intteraction guaidance: understanding and treating early in-fant-caregiver relationship disterbans /S.C. McDonough //Handbook of infant mental health/Ed. by C.H. Zeanah.-New York, 1993.-P.414−426
  241. Norhcott W.H. Curriculum guide: Hearing-impaired children, berth to three years, and their parents /W.H. Norhcott Washihgton, DC: Alexander Graham Bell Association for the Deaf, 1977 — 291 p.
  242. Olechnowicz H. U zrodel rozwoju dziecka / H.Olechnowicz.- W-wa: WsiP. -1988, — 196 s.
  243. Przasnyska M. Nauczanie kulturu fizycznej w szkole zycia wedlug',"Programu ruchu" V. Sherborn M. Przasnyska //Szkola secjalna. 1989.-№ 2.- S. 17−23.
  244. Psychologia rozwojowa dzieci i mlodziecy /Pod red. M. Zebrowskiej. W-wa: WSiP, 1979.-879 s.
  245. , J.M., & Woznniak, J.R. (1996). The Kent Infant Development (KID) Scale (Third Edition). User’s Guide & Thechnical Manual. Kent, OH: Kent Developmental Metrics, Inc. — 99 p.
  246. Stern-Bruschweiler N. A model for conceptualizing the role of the mother’s representational world in various mother-infant therapies /N. Stern-Bruschweiler, D.N. Stern //Infant mental health jornal- 1989.-Vol. 10, № 3.-P. 142−156
  247. Szuman S. Psychologia dziecka w wieku przedskolnym /S. Szuman- W-wa: PZWS, 1960.-238 s.
  248. Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationship /D.W. Winnicott //International journal of psychoanalysis I960.-Vol. 41— P.585−595
Заполнить форму текущей работой