Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении
Диссертация
Материалы диссертации используются в содержании учебных дисциплин (основных и по выбору), входящих в программу подготовки студентов по специальностям «50 714 — Олигофренопедагогика», «50 716 -Специальная психология» и «50 717 — Специальная дошкольная педагогика и психология» и по направлению «50 700 — Педагогика, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы организации коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития
- 1. 1. Современные представления о развитии ребенка раннего возраста
- 1. 2. Проблема воспитания детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях
- 1. 3. Современное состояние изучения детей с задержкой психомоторного развития
- 1. 4. Проблема коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии в современной литературе
- Глава 2. Экспериментальное изучение детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
- 2. 1. Методика экспериментального исследования детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
- 2. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
- Глава 3. Организация коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении. ИЗ
- 3. 1. Психолого-педагогические условия организации коррекционной помощи детям раннего возраста с задержкой психомоторного развития
- 3. 2. Динамика развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях психолого-педагогического центра
Список литературы
- Авдеева H.H. Вы и младенец /H.H. Авдеева, С. Ю. Мещерякова — М.: Педагогика, 1991. 159 с.
- Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы /И.Е. Аверина. М.: Айрис Пресс, 2004 — 176 с.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина.— М.: Медицина, 1977.-302 с.
- Аксарина Н.М. Принципы и задачи воспитания детей раннего возраста /Н.М. Аксарина-М.: Медицина, 1961. 58 с.
- Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (кор-рекционной) педагогики /Л.И. Аксенова //Дефектология.- 2002 № 3. — С. 9— 20.
- Алямовская В. Ясли это серьезно /В. Алямовская- М., 1999. — 144 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин-М.: Медицина, 1975.-445 с.
- Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т. Анохина //Дошкольное воспитание. 1999.— № 5 — С. 32−39.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Е.А. Аркин.- М., 1968. 446 с.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) /Е.Ф. Архипова-М.: Просвещение, 1989 77 с.
- Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей /О.С. Аршатская //Альманах Института коррекционной педагогики-2004−21 с. www.ise.iip.net.
- Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая оценка развития детей раннего возраста /Ю.А. Афонькина.- Мурманск: Мурм. гос. пед. ин-т, 2001. 27 с.
- Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста /Т.С. Ба-баджан М.: Просвещение, 1967. — 192 с.
- Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста /Л.О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволжская. — Киев: Здоровье, 1980 525 с.
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст) /Е.Р. Баенская //Альманах Института коррекционной педагогики —2001 —Вып. 4 — 133с. www.ise.iip.net.
- Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни /О.В. Баженова, — М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. — 96 с.
- Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными или множественными нарушениями /Т.А. Басилова //Дефектология.- 1996, — № 3. С. 47−55.
- Бениаминова М.В. Воспитание детей /М.В. Бениаминова- М.: Медицина, 1981.-287с.
- Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии /H.A. Бернштейн — М.: Физкультура и спорт, 1991. —228 с.
- Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях /А. Бертин СПб.: Мед. науч.-прак. о-во «Жизнь», 1992 — 29 с.
- Бертынь Г. П. Близнецовый метод при изучении олигофрении/ Г. П. Бертынь М. ¡-Педагогика, 1975 — 128с.
- Блюмина М.Г. Олигофрения пренатального происхождения /М.Г. Блю-мина //Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.- М.: НИИ дефектологии, 1976. С. 6−28. 1
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Бо-жович //Психологическое исследование-М.: Просвещение, 1968.-463 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Н.Ю. Борякова М.: «Гном-Пресс», 2000. — 64 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г.М. Бреслав М.: Педагогика, 1990 — 140 с.
- Брусиловский А.И. Он видит, слышит, чувствует. /А.И. Брусиловский //Здоровье .- 1989.-№ 12.-С. 17.
- Буре Н.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред.Р. С. Буре. М., 1987. — 222 с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов /Н.П. Вайзман.- М.: Педагогика, 1976. 104 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. Л.И. Анцыферо-вой /А. Валлон. М.: Просвещение, 1968. — 195 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение /Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 1969.- 195 с.
- Ветрова В.В. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста /В.В. Ветрова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова //Проблемы общения и воспитания —Тарту, 1974. — С. 128−146.
- Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка: Книга для логопеда /E.H. Винарская. — М.: Просвещение, 1987. —160 с.
- Винце М. Кормление как одна из форм общения взрослого и ребенка /М. Винце //Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского, попечительства. Дети с отклоняющимся поведением /Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Прометей, 1989. С. 38−43.
- Витковская A.M. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения /A.M. Витковская //Дефектология.- 2003 № 4. — С. 40−43.
- Витковская A.M. Формирование предметно-игровых действий у слепых детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук./А.М. Витковская. — СПб, 1992.-17 с.
- Власова Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя /Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт- Под ред. Н. Ф. Слезиной М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. М.: Медицина, 1984. — 207 с.
- Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения: Дис. канд. пед. наук./Е.Ф. Войлокова-СПб, 1999.- 197с.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детейс нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики /Г.А. Волкова — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 144 с.
- Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста" (основные показатели)/ Е. Б. Волосова. М.: «Линка-Пресс», 1999. — 61с.
- Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспериментальная программа /Под ред. Э. И. Леонгард М.: АПН СССР, 1987 — 273 с.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л.Н. Павловой-М.: Просвещение, 1986. 174 с.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Ляминой.— М.: Просвещение, 1981.-221 с.
- Восприятие и действие /A.B. Запорожец, Л. А. Венгер, ВН. Зинченко, А. Г. Рузская М.: Просвещение, 1967 — 323 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. /Л.С. Выготский.— М.: Педагогика, 1983,-Т. 2.-С. 5−361.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций /Л.С. Выготский.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 449 с.
- Выготский Л.С. Раннее детство: Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1984 — Т. 4.- С. 5−367.
- Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников /О.П. Гаврилушкина М.: Просвещение, 1985 — 72 с.
- Галанов A.C. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет /A.C. Галанов. М.: АРКТИ, 1999. — 64 с.
- Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка /А. Гармаев — Минск: «Лучи Софии», 2005 336 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада/В.В. Гербова, А. И. Максаков —М.: Просвещение, 1986—160 с.
- Глушанок Т.Г. Тайны здоровья ребенка /Т.Г. Глушанок, JI.H. Волкова— СПб.: «Интер-спект», 1994. С. 109−75.
- Годовикова Д.Б. Общение ребенка со взрослым /Д.Б. Годовикова //Дошкольное воспитание 1988-№ 5 — С. 51−54.
- Голубева Л.Г. Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей /Л.Г. Голубева, Э. Л. Фрухт, Т. Я. Черток //Руководство для врачей домов ребенка /Под ред. Л.В. Дружининой-М.: Медицина, 1989 С. 162—168.
- Граборов H.A. Очерки по олигофренопедагогике/ Н. А. Граборов. М.: Просвещение, 1961. — 200с.
- Громова O.E. Формирование начального детского лексикона в1 условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук./О.Е. Громова. М., 2003 — 23 с.
- Губерт К.Б. Гимнастика и массаж в раннем возрасте /К.Б. Губерт, М. Г. Рысс.-М.: Просвещение, 1981 127 с.
- Давидчук А.Н. Обучение и игра / А. Н. Давидчук. М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 163 с.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским церебральным параличом /Л.А Данилова.- Л.: Медицина, 1977.-95 с.
- Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду /Н. Денисенкова //Дошкольное воспитание-2003 -№ 12-С. 17−23.
- Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития /Под ред. Е. А. Стребелевой. М- 1998 -336 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду// В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина СПб.: Детство-пресс, 2000 — 243 с.
- Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет /Е.О. Смирнова, JI.H. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — М.: МГППУ, 2002. 128 с.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка /Г. Доман. М.: Аквариум, 1996.- 448 с.
- Дунаева З.М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста /З.М. Дунаева, Л.И. Ростягай-лова //Дефектология.- 2003.- № 4. С. 33−35.
- Ельникова Е.А. Коррекционно-педагогичекая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. дис. канд. пед. наук./ Е. В. Ельникова. М., 2000.-19 с.
- Ерастова Е.А. Воспитание слепых детей в семье /Е.А. Ерастова- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 60 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи /Н.И. Жинкин.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Жиянова Л.П. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна /Л.П. Жиянова. М — 2002 — 198 с.
- Журба Л.Т. Метод количественной оценки двигательных речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития/Л.'Т.Журба, О.В.Тимонина//Медицинский научно и учебно-методический журнал. 2003. — № 14. — С. 15−43.
- Журба Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни /Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1982 — 272 с.
- Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденных /Л.Т. Журба //Педиатрия, — 1968, — № 10. С. 17−22.
- Журба JI.T. Особенности задержки психомоторного развития у детей первого года жизни /Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова, Е. Д. Айнгорн //Журнал невропатологии и психиатрии. — 1980.—№ 10.— С. 1475−1479.
- Забрамная С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: Метод, рекомендации /Сост. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик М.: ВЛАДОС. — 2002.-31 с.
- Запорожец A.B. Значение ранних периодов для формирования детской личности /A.B. Запорожец — М.: Наука, 1978. С. 243—267.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды /A.B. Запорожец — М.: Педагогика, 1986-Т. 1. -316 с.
- Запорожец A.B. Психология личности и деятельности дошкольников /A.B. Запорожец, Д. Б. Элысонин.- М.: Просвещение, 1965. 295 с.
- Зарин А. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду /А. Зарин, Л.С. Петрова- А. Н. Фомииа //Дефектология 2003 — № 5 — С. 64−69.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателей детского сада /Е.В. Зворыгина М.: Просвещение, 1988.- 94 с.
- Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте /Т.М. Землянухина
- Лишенные родительского попечительства /Под ред. B.C. Мухиной-М.: Просвещение, 1991-С. 66−70.
- Земцова М.И. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в ДОУ /М.И. Земцова-М.: Просвещение, 1978.-39 с.
- Ильин Е.П. Психомоторная организация человека /Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2003.-384 с.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет (Тесты и развивающие упражнения) /М.Н. Ильина СПб.: Дельта, 2001. — 160 с.
- Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье /М.В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова- М.: Просвещение, 1993. -52 с.
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей /Д.Н. Исаев.- СПб., 2000, — 512 с.
- Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого- онтогенеза /Е.И. Исенина.-Иваново: ИВГУ, 1983.-78 с.
- Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении .глухих детей первых лет жизни /Е.И. Исенина Иваново: ИВГУ, 1996. — 88 с.
- Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет /Е.К. Каверина.— М.:Медгиз, 1950.- 123 с.
- Казьмин A.M. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет /A.M. Казьмин, Л. В. Казьмина М.: «Когито-Центр», 2001 — 3-е изд.- 74 с.
- Казьмин A.M. Методика оценки психомоторного развития детей до 12 месяцев жизни /A.M. Казьмин, Л. В. Дайхина //Вопросы охраны материнства и детства.- 1990.- № 4. С. 50−54.
- Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве /Ю.Н. Карандашев —Минск — 1993, — 184 с.
- Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста/Н.И. Касаткин-Медгиз, 1951 —97с.
- Катаева A.A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых): Автореф. дис. д-ра психол. наук./А.А. Катаева — М— 1977 33 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни /М.Ю. Кистяковская.- М.: Просвещение, 1970.- 224 с.
- Кнейпп С. Чудесное водолечение. Холодная или горячая обыкновенная вода/С. Кнейпп-И.: «Острожье», 1994.- 175 с.
- Кожевникова Е.В. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве /Е.В. Кожевникова //Провокационные записки — СПб.: ИРаВ, 2000 С. 46−65.
- Козлова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей 1−2 года жизни с нарушениями двигательного развития: Автореф. дис. канд. пед. на-ук./Е.В. Козлова.- М., 2003.- 22 с.
- Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей сирот /Г.В.Козловская, М. Е. Проселкова // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1995. № 5. — С. 52−56.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/М.М. Кольцова-М.: Педагогика, 1973 — 141 с.
- Кононова И.М. Роль взрослых в становлении социальной активности детей раннего возраста /И.М. Кононова //Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста. — М — 1984 — 190 с.
- Корницкая C.B. Влияние содержания общения с взрослым на отношение к нему ребенка /C.B. Корницкая, М. И. Лисина //Общение и его влияние на развитие психики ребенка. М — 1974. — С. 59−79.
- Красногорский Н.И. Физиология становления детской речи /Н.И. Красногорский //ЖВНД.- 1952.- Т. 2, Вып. 4. С. 474−480.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет /Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.- М.: Просвещение, 2000. -256 с.
- Кулеша Э. Формирование предметных действий умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста /Э. Кулеша //Дошкольное воспитание детей с проблемами в развитии. СПб.: РГПУ, 1999. С. 77−78.
- Ладыгина Н.Ф. Воспитание детей 2-го года жизни /Н.Ф. Ладыгина, Н. М. Аксарина //Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов /Под ред. М. Д. Ковригиной. М.: Медицина, 1977, — С. 279−308.
- Лазарев М.Л. Теория и практика препатально-ориентированного образования /М.Л. Лазарев //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.— 2002.-№ 3.-С. 19−23.
- Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей /С.Я. Лайзане — М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
- Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешского /Й. Лангмейер, В. Матейчик — Прага: Авиценум, 1984 336 с.
- Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма /К.С. Лебединская, О. С. Никольская М.: Просвещение, 1991- С. 21−25.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский. -М — 1985.- 167 с.
- Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько М.: Академия, 2001.- 192 с.
- Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье /Э.И. Леонгард, Е. Г. Самсоиова М.: Просвещение, 1991. — 319 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность /A.A. Леонтьев — М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лехтман-Абрамович Р. Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве /Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина М.: Медгиз, 1949. -73 с.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми ребенка раннего возраста /М.И. Лисина //Вопросы психологии — 1961-№ 3. С. 117−124.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина — М: Педагогика, 1986.- 144 с.
- Лисичкина Ю.А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довер-бального развития детей с ППЦНС: Автореф. дис. канд. пед. наук./Ю.А. Лисичкина- М., 2004.- 23 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей /В.И.Лубовский. — М.?Педагогика, 1989. 104 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. М — 1973. — 376 с.
- Люблинская A.A. Ранние формы мышления ребенка/А.А.Люблинская //Исследования мышления в советской психологии. — М.: «Наука», 1966.-476 с.
- Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: (психопатологический и психологический аспекты): Автореф. дис. канд. мед. на-ук./Р.Ф.Майрамян-Москва 1976.-26 с.
- Макаренко Л.П. Учите плавать малышей /Л.П. Макаренко М.: Физкультура и спорт, 1985. — 32 с.
- Маллер А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта /А.Р. Маллер, Г. В. Цикото- М.: Педагогика, 1988.-265 с.
- Малофеев H.H. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики /H.H. Малофеев //Дефектология 2003- № 4 — С. 7−11.
- Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии /Е.М. Мастюкова//Дефектология- 1996-№ 5 — С.3−9.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст /Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Матвеева H.H. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук./Н.Н. Матвеева Н. Новгород — 2004. — 25 с.
- Медникова JI.C. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Дис. д-ра психол. наук./JI.C. Медникова СПб., 2004- 442 с.
- Методика определения психического развития детей до трех лет — ГНОМ /Г.В. Козловская, A.B. Горюнова, Н. В. Шикунова, Т. Г. Кагковская //Журнал неврологии и психиатрии 1997 — № 8 — С. 38−42.
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и в домах ребенка /С.Ю. Мещерякова //Лишенные родительского попечительства / Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Просвещение, 1991. С. 48−53. :
- Микшина Е.П. Речь и развитие движений у детей с нарушением слуха /Е.П. Микшина //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб.- 1995. С. 74−75.
- Микшина Е.П. Этапы обслуживания ребенка и семьи в службе ранней помощи /Е.П. Микшина, И. А. Валькова //Дефектология — 2003 № 5 — С. 70−76
- Мишина Г. А. Формы организации коррекциопно-педагогической работы специалиста дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста (методические рекомендации) /Г.А. Мишина //Дефектология — 2001 № 1. — С. 60−64.
- Монтессори М. Издательский Дом Шалвы Амонашвили. — 1999. — 224 с.
- Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста /Е.И. Морозова //Дефектология — 1997-№ 3-С. 49.
- Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит /Н.Г. Морозова М.: Педагогика, 1969.-77 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекцион-ная ритмика /Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Академия, 2002. — 224 с.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие /Р.Ж. Мухамедрахимов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 288 с.
- Мухина B.C. Психология дошкольника /B.C. Мухина.- М.: Просвещение, 1975.-350 с.
- Нефедова Ю.В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Дис. канд. пед. наук./Ю.В. Нефедова.- СПб, 2005. 198 с.
- Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника /В.Г. Нечаева. М.: Педагогика, 1972. — 192с.
- Никандров В.В. Психомоторика /В.В. Никандров. СПб.: Речь, 2004. -104 с.
- Новоселова C.JI. Развитие мышления, в раннем возрасте /C.JI. Новоселова-Mi: Педагогика, 1968. — 159 с.
- Новые подходы к оценке психомоторного развития детей /В.В. Юрьев, Е. И. Алешина, H.H. Воронович, М. М. Хомич //Педиатрия 1998 — № 5.-С. 5760.
- Орбели JT.A. Лекции по вопросам высшей нервной деятельности /Л.А. Орбели. -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1945. 208 с.
- Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду /Т.И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Осязание в процессах познания и труда /Б.Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, A.B. Ярмоленко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 263с.
- Павлова Л.II. Знакомство малыша с окружающим миром: Книга для работников ДОУ /Л.Н. Павлова. М.: Просвещение, 1987.- 222 с.
- Павлова Л.Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность и условия ее развития у детей второго-третьего года жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук./Л.Н. Павлова — М, 1976. 23 с.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие /Л.Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова,-М-2000 152с.
- Пантюхина Г. В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни /Г.В. Пантюхина, K. JL Печора, Э. Л. Фрухт.- М.: ЦОЛИУВ, 1979.-84 с.
- Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности /М.С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова — М — 1982.- 104 с.
- Педагогика раннего возраста /Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой,-М.: Academia, 1998.-336 с.
- Пелымская Т.В. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом /Т.В. Пелымская, Н. Д. Шматко //Альманах Института коррекционной педагогики-2003.—Вып. 7 — 23 с. www.ise.iip.net.
- Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева — М.: Просвещение, 1986 — 143 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже М.: Просвещение, 1969.-С. 142−172.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию /Э.Г. Пилюгина М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Питерси М. Маленькие ступеньки. Книги 1−6 /М. Питерси, Р. Трилор. -Институт Общегуманитарных исследований — М — 2001.— 96 с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения/Л.И. Плаксина. -М.: ВОС, 1985. 118 с.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения /Л.И. Плаксина М.: Изд-во ГороД, 1998. -262 с.
- Поддъяков H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста /H.H. Поддъяков. М- 1996.-128с.
- Половинкина О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: Дис. канд. пед. наук./О.Б. Половинкина-М., 2005. 199с.
- Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями /О.Г. Приходько //Дефектология — 2003 — № 4. — С. 36−39.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л.Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова.- СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. 320 с.
- Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет /Л.И. Аксенова, A.A. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е.В. Шхада-ревич //Дефектология 2002, — № 5. — С.3−27. <>
- Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет /Под ред. Н. М. Щелованова — М.: Просвещение, 1968. 181 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста /В.И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
- Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Дис. канд. пед. па-ук./Ю.А. Разенкова.-М., 1997. 197 с.
- Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка /Ю.А. Разенкова //Альманах Института коррекционной педагогики- 2003.-. Вып. 6— 14с. www.ise.iip.net.
- Pay Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи /Е.Ф. Pay. М — 1950. — 139 с.
- Рожков О.П. Особенности развития познавательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук./О.П. Рожков. М.- 2004. — 17 с.
- Розенгарт-Пупко Г. JI. Формирование речи у детей раннего возраста /Г.Л. Розенгарт-Пупко.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 96 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. СПб.— 1999.-720 с.
- Рыбкина В.Л. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми третьего года жизни в условиях дома ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук./В.Л. Рыбкина — СПб, 2003.- 17 с.
- Савенкова C.B. Воспитание детей в детских социальных приютах : Дис.. канд. пед. наук/ С. В. Савенкова. — М, 2005. 187 с.
- Сергеева И.А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна /И.А. Сергеева //Альманах Института коррекционной педагогики 2004.- 7с. www.ise.iip.net.
- Сеченов И.М. Избранные произведения /И.М. Сеченов— М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.- Т. 1 772 с. г
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга /И.М. Сеченов. М — 1961.- 140 с.
- Симеонова К.С. Психологический анализ становления предметно-манипулятивной деятельности у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. на-ук./К.С. Симеонова. М., 1993. — 16с.
- Смирнова Е.О. Детская психология /Е.О. Смирнова М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
- Смольникова И.С. Игры с водой как средство коррекции ЗПМР у детей раннего возраста: Дипломная работа /И.С. Смольникова. — Архангельск: ПГУ, 2005. 50 с.
- Соколова Н.Д. Индивидуальная коррекциоиио-воспитательная работа /Н.Д. Соколова //Дошкольное воспитание аномальных детей М.: Просвещение, 1993.-С. 216−223.
- Солнцева Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста /Л.И. Солнцева, С. М. Хорош.- М.: УПП ВОС, 1988. 67 с.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства /Л.И. Солнцева М.: Полиграф сервис, 2000 — 249 с.
- Соломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями /И.В. Соломатина //Дефектология—1998.— № 2.- С. 82−88.
- Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис.канд. психол.наук./А.И. Сорокина — М., 1987. — 19 с.
- Спиваковская A.C. Нарушения игровой деятельности /A.C. Спиваков-ская. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 133 с.
- Стационар для новорожденных/ Под ред. А. Н. Левина. Л. Медицина Ленингр. отд-ние, 1989 — 99с.
- Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей /Е.А. Стреблева //Альманах Института коррекционной педагогики.- 2000 Вып. 2 — Зс. www.ise.iip.net.
- Стребелева Е.А. Коррекциоппая помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. -128 с.
- Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании /Е.А. Стреблева //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2002 — № 3. — С. 15−18.
- Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости /Е.А. Стреблева//Дефектология- 1994-№ 1-С.53−59.
- Ступени общения: от года до семи лет /Под ред. Л. Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой- М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
- Тишкова A.B. Развитие и совершенствование коррекционной помощи детям раннего возраста с психоневрологической патологией: Дис. канд. пед. наук./А.В. Тишкова. М., 2004. — 198 с.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмов речи у детей первых трех лет жизни: Автореф. дис. д-ра. мед. наук./Р.В. Ям-польская.-М., 1968.-34 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей /Е.И. Тихеева- М.: Просвещение, 1965.- 188 с.
- Трофимова Г. В. Развитие движений у детей с нарушениями слуха в специальном детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук./Г.В. Трофимова. — М, 1980.- 16 с.
- Тютюнникова Т. Музыкальные инструменты Карла Орфа/ Т. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. 1998. — № 2. — С. 141- 150.
- Умственное воспитание детей раннего возраста /Под ред. Е. И. Радиной .— М.: Просвещение, 1968. 240 с.
- Усова А.П. Обучение и воспитание в детском саду /А.П. Усова- Под ред. A.B. Запорожца. -М.: Просвещение, 1981 — 176 с.
- Фигурин H.JI. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года /H.JI. Фигурин, М. П. Денисова М.: Медгиз, 1949 — 104 с.
- Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста1/Под ред. Г. Л. Юрко, В. П. Спириной М.: Медицина, 1978. — 247 с.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства /Г.Г. Филиппова. М — 2002 — 240 с.
- ФиличеваТ.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников /Т.Б. Филичева, Н. С. Жукова. М.: Просвещение, 1973. — 222 с.
- Флерина Е.А. Игра и игрушка /Е.А. Флерина. М.:Просвещение, 1973. -111с.
- Фонарев A.M. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста /A.M. Фонарев //Воспитание и обучение детей раннего возраста.— М.: Просвещение, 1974. С. 5−9.
- Фонарев М. И Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья /М.И. Фонарев //Развитие движений ребенка дошкольника /Под ред. М. И. Фонарева. -М.: Просвещение, 1975. С. 218−237.
- Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка: Руководство для врачей домов ребенка /Э.Л. Фрухт- Под ред. Л. В. Дружининой.- М 1987. — 318 с.
- Харин С.С. Становление общения детей первых трех лет жизни со взрослыми: Автореф. дис. канд. психол. наук./С.С. Харин —Минск, 1987. -20 с.
- Хеллбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика /Т. Хеллбрюг-ге и др.- Минск 1997. — 127 с.
- Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника /С.М. Хорош.- М.: ВОС, 1983. 59 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /С.Н. Цейтлин- М.: Владос, 2000. 240 с.
- Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук./О.Б. Чарова. — Курск, 2003. —21 с.
- Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фо-нетико-фонематическим недоразвитием/ Г. В. Чиркина. М.:Шк.Пресса, 2002 — 32с.
- Школьникова H.H. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности: Автореф. дис. канд. пед. наук./Н.Н. Школьникова — М., 1993.- 16 с. :
- Шматко Н. Д Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии /Н.Д. Шматко //Альманах Института коррекционной-педагогики- 2003 Вып.7 — 9с. www.ise.iip.net.
- Шматко Н.Д. Если малыш не слышит /Н.Д. Шматко, Т. В. Пелымская. -М.: Просвещение, 1995. 124 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин// Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭКД997. — 416 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 197 с.
- Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха /Е.З. Яхнина- Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
- Ainsworth M.D.S. The effects of Maternal Deprivation /M.D.S. Ainsworth //Deprivation of maternal care. WHO, Geneva, 1962 — P.97−165
- Beyley N. Bey ley Scales of Infant Development. New York: Psycological Corporation, 1969. P. 27−36
- Bogdanowicz M. Metoda Veroniki Shernborn w terapii i wspomoganiu roz-woju dziecka /М. Bogdanowicz, B. Kisiel, M. Przasnyska. W-wa: WSiP, 1994. — 160 s.
- Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. Tavistoch publication /J. Bowlby. London, 1979.- 198 p.
- Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother /J. Bowlbi //International journal of psychoanalysis 1958- Vol. 39 — P.350−373.
- Developmental therapy for young children with autistic characteristics /А. Bachrach, A. Mosley, F. Swindle, M. Wood — Baltimor University Park Press— 1978.- 185p. ~
- Ferrel K.A. Infancy and early childhood/ K. A Ferrel//Foundations of education for blind and visually handicapped children and youth: Theory and practice/ In G.T. Scholl (Ed.). New York: American Foundation for the Blind. — 1986. -P.l 19−135.
- Field T.M. Interaction coaching for high-risk infant and their parents /Т.М. Field //Prevention of human services. Early intervention programs for infants /Ed. by H.A. Moss, R. Hess, C. Swift.-New York.-1982.-P.61−83
- Finnie N.R. Handling the young cerebral palsied child at home. 2nd ed. /N.R. Finnie.- New York: E.P. Dutton, 1975.- 117p.
- Frankenburg W.K. Denver developmental screening test /W.K. Frankenburg, J.B. Dodds //J. of pediatrics 1971, 2- P. 181−191. Город издания не указан
- Gewirtz J.L. Mecanisms of social learning some roles of stimulation and behaviour in early human development /J.L. Gewirtz //Handiooc of socialization theory and reseach /ed. by D.A. Goslin. Chicago. — 1968 — P.57−212
- Hanson M.J. Teaching your Down’s syndrome infant /M.J. Hanson — Baltimor: University Park Press, 1977. P.221−228
- Kanner L. Early Infantile Autism /L. Kanner, L. Eisenberg // American Journal of Orthopsychiatry. 1956. — № 26. — p.55−65.
- Knill. Ch. Kontakt i komunikacja /Ch. Knill. W-wa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej Ministerstwa Edukacji Narodowej, 1997 — 62 s.
- McDonough S.C. Intteraction guaidance: understanding and treating early in-fant-caregiver relationship disterbans /S.C. McDonough //Handbook of infant mental health/Ed. by C.H. Zeanah.-New York, 1993.-P.414−426
- Norhcott W.H. Curriculum guide: Hearing-impaired children, berth to three years, and their parents /W.H. Norhcott Washihgton, DC: Alexander Graham Bell Association for the Deaf, 1977 — 291 p.
- Olechnowicz H. U zrodel rozwoju dziecka / H.Olechnowicz.- W-wa: WsiP. -1988, — 196 s.
- Przasnyska M. Nauczanie kulturu fizycznej w szkole zycia wedlug',"Programu ruchu" V. Sherborn M. Przasnyska //Szkola secjalna. 1989.-№ 2.- S. 17−23.
- Psychologia rozwojowa dzieci i mlodziecy /Pod red. M. Zebrowskiej. W-wa: WSiP, 1979.-879 s.
- Reuter, J.M., & Woznniak, J.R. (1996). The Kent Infant Development (KID) Scale (Third Edition). User’s Guide & Thechnical Manual. Kent, OH: Kent Developmental Metrics, Inc. — 99 p.
- Stern-Bruschweiler N. A model for conceptualizing the role of the mother’s representational world in various mother-infant therapies /N. Stern-Bruschweiler, D.N. Stern //Infant mental health jornal- 1989.-Vol. 10, № 3.-P. 142−156
- Szuman S. Psychologia dziecka w wieku przedskolnym /S. Szuman- W-wa: PZWS, 1960.-238 s.
- Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationship /D.W. Winnicott //International journal of psychoanalysis I960.-Vol. 41— P.585−595