Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свобода массовой информации: Теорет. — правовые аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свобода массовой информации предполагает, прежде всего, невмешательство государства в процесс распространения информации для масс. Многообразие информационных процессов создает проблемы правового регулирования в сфере свободы массовой информации. В зависимости от конкретно-исторических условий страны, традиций, менталитета, господствующей правовой доктрины существует множество теоретических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕМОКРАТИИ
    • 1. Понятие массовой информации
    • 2. Свобода массовой информации (понятие и содержание)
    • 3. Злоупотребление свободой массовой информации
    • 4. Место и роль средств массовой информации в политической системе общества
  • ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • 1. Теоретические проблемы правовой регламентации отношений, складывающихся в сфере свободы массовой информации
    • 2. Законодательные основы свободы массовой информации в Российской Федерации
    • 3. Законодательные основы свободы массовой информации в зарубежных странах
    • 4. Международно-правовые основы свободы массовой информации

Свобода массовой информации: Теорет. — правовые аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная демократия немыслима без свободы массовой информации, которая является ее необходимым элементом. Только обладая объективной и достоверной информацией, соответствующей реально происходящим политическим, экономическим, социальным процессам, народ может осуществлять свою власть. Поэтому именно беспрепятственный поиск, сбор, производство и распространение средствами массовой информации сведений, информирующих население об истинном положении дел в стране закладывает основу для любых демократических процессов, будь то выборы народных представителей в высший законодательный орган страны, импичмент президента, референдум, проведение рыночных реформ.

Сокрытие же информации, распространение недостоверных сведений, ограничение свободы массовой информации путем введения цензуры, вмешательства государства в работу журналиста, дает возможность государству манипулировать общественным сознанием, навязывать гражданскому обществу единую, как правило, официальную государственную идеологию, управлять поведением людей, что в конечном счете может привести к тоталитаризму.

Влияние массовой информации, носящей преимущественно социальный характер, на общественное сознание, а, следовательно, и поведение индивидуумов, с развитием новейших средств коммуникаций стало настолько велико, что американский журналист Дуглас Кейтер назвал печать, радио, телевидение «четвертой» (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти. Действительно, средства массовой информации путем обнародования, сокрытия, фальсификации информации могут влиять на ход политических или экономических событий, вмешиваться в государственное управление путем проведения журналистских расследований, организации сенсационных разоблачений высших должностных лиц, пропаганды войны, призывов не повиноваться властям, разглашения сведений, составляющих государственную или военную тайну. Таким образом, наряду с позитивным воздействием на общественные процессы, политико-правовую действительность, свобода массовой информации может обладать и негативным влиянием.

Свобода массовой информации предполагает, прежде всего, невмешательство государства в процесс распространения информации для масс. Многообразие информационных процессов создает проблемы правового регулирования в сфере свободы массовой информации. В зависимости от конкретно-исторических условий страны, традиций, менталитета, господствующей правовой доктрины существует множество теоретических подходов к решению проблем, возникающих при нормативно-правовом регулировании информационных общественных отношений, которые необходимо исследовать и попытаться разрешить. Все это и предопределяет актуальность выбранной темы.

Целью исследования является расширение научных представлений о значении свободы массовой информации для демократии, о проблемах правового регулирования информационных общественных отношений, одним из обязательных субъектов которых являются средства массовой информации (далее СМИ).

Для достижения цели исследования автор поставил перед собой следующие основные задачи:

— дать определение понятия «массовая информация» и «свобода массовой информации», выяснить их природу и социальные функции;

— определить содержание понятия свободы массовой информации, разграничить ее от свободы слова и мысли, свободы печатипроанализировать основные концепции свободы массовой информации, попытаться сформулировать концепцию, соответствующую современной теории плюралистической демократии;

— рассмотреть проблемы, связанные со злоупотреблением свободой массовой информации и с ограничением данной свободы;

— выяснить роль и место средств массовой информации в политической системе общества;

— обосновать наличие теоретико-правовых проблем свободы массовой информации и попытаться найти пути их решения;

— на основе анализа законодательных основ массовой информации в Российской Федерации выявить недостатки в нормативно-правовом регулировании и предложить пути для их устранения;

— проанализировать законодательные акты некоторых зарубежных стран, а также международно-правовые документы, действующие в сфере свободы массовой информации, с целью использования опыта нормативно-правовой регламентации информационных отношений в российском законотворческом процессе.

Объектом исследования является свобода массовой информации как право беспрепятственно (прежде всего, без вмешательства со стороны государства) искать, получать, собирать, производить и распространять информацию среди масс. Особое внимание уделяется анализу возникающих при этом информационных правоотношений.

В диссертации исследуются теоретико-правовые проблемы регламентации процессов сбора, поиска, производства, передачи и распространения средствами массовой информации, при помощи специальных технических систем и устройств, информации (сведений), предназначенной для неопределенного круга лиц.

В качестве методологической основы автором использовались системно-струкурный, исторический, диалектический, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический методы.

Ситемно-структурный метод дает возможность рассмотреть массовую информацию как сложную систему, состоящую из трех относительно самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных подсистем коммуникативной, институциональной и технической) и детально исследовать каждую из них.

С помощью исторического метода изучались общественные процессы становления и развития свободной печати, а также проблемы реализации права на свободное распространение массовой информации, начиная с малотиражных газет XVI11 века и заканчивая современным космическим телевещанием.

Диалектический метод позволил исследовать наиболее общие закономерности функционирования всех подсистем массовой информации, изменении роли и места средств массовой информации в политической системе общества в зависимости от политического режима, формирование и модернизацию теорий свободы массовой информации.

С помощью формально-юридического метода подробно исследуются нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения, возникающие в сфере массовой информации, выявляются недостатки в действующем законодательстве (пробелы) и предлагаются пути их устранения.

Социологические исследования, проведенные автором с использованием социологического метода, в результате которого было изучено более 100 гражданских дел трех межмуниципальных народных судов г. Москвы, а также материалы Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, позволили собрать необходимый для теоретических выводов эмпирический материал.

Анализ законодательных основ сферы массовой информации зарубежных стран осуществлялся посредством сравнительно-правового метода, что помогло изучить положительный зарубежный опыт регламентации информационных общественных отношений.

Теоретические выводы и практические предложения базируются на исследовании концепций свободы массовой информации, на анализе российского и зарубежного законодательства, а также международно-правовых документов.

Комплексный характер темы исследования обусловил необходимость анализа не только отечественной и зарубежной философской и правовой литературы, но и научных трудов по истории, политологии, социологии, психологии в той мере, в какой они касались объекта исследования. В ходе исследования использовался соответствующий эмпирический материал, содержащийся в российской прессе, а также Информационные письма Министерства иностранных дел РФ (обобщающие зарубежный опыт периодической печати).

При анализе правовых аспектов исследуемой темы автор опирался на теоретические положения и выводы, сформулированные в работах: Алексеева С. С., Батурина Ю. М., Венгерова А. Б., Гулиева В. Е., Кожевникова С. Н., Лазарева В. В., Манова Г. Н., Монахова В. Н., Рассолова М. М., Страшуна Б. А. Дарновского Е.Н., Тихомирова Ю. А., Халфиной P.O., Черниловского З. М., Энтина B. J1.

Диссертантом учитывались также труды таких теоретиков журналистики как Воскобойников Я. С., Гарри А., Гус М., Засурский Я. Н., КурсА., Юрьев В.К.

Рассматривались в диссертации труды таких философов и общественных деятелей как Витте С. Ю., Гоббс Т., Маркс К., Мильтон Д., Радищев А. Н., Пушкин В. Г., Урсул А.Д.

Существенную помощь в работе над диссертацией оказало изучение работ таких зарубежных ученых как: Раймон Арон (США), М. Буллингер (ФРГ), Джон Кин (Англия), Даллас Смит (США), Макс Скидмор (США), Франсуа Люшер (Франция), Ральф Холсингер (США), Е. Шмидт-Йорцит (ФРГ), М. Шуллер-Хармс (ФРГ), Джордж Уэделл (Великобритания).

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что исследование по выбранной теме предпринято впервые. Фундаментальные отечественные теоретические разработки о свободе массовой информации как элементе демократии, о роли и месте средств массовой информации в политической системе общества, о проблемах правовой регламентации информационных общественных отношений отсутствуют.

В написаных по исследуемой проблематике зарубежных монографиях практически не затрагиваются такие важные аспекты как соотношение свободы массовой информации с независимостью средств массовой информации, особенности правового регулирования различных информационных процессов. Кроме того, недостаточно четко, (а порой и ошибочно) определяется понятие «свобода массовой информации», взаимосвязь между свободой слова, мысли, печати и свободой массовой информации.

Научная новизна исследования заключается еще и в том, что автором впервые проанализирован предмет, метод и принципы правового регулирования информационных общественных отношений, сделан вывод о начале формирования в России права массовой информации как комплексной отрасли, о развитии и совершенствовании законодательства, действующего в сфере свободы массовой информации.

В диссертации предпринята разработка следующих положений, которые выносятся на защиту:

— массовая информация представляет собой сложную систему, которая состоит из трех относительно самостоятельных и взаимодействующих подсистем (коммуникативной, институциональной и технической), каждая из которых выполняет строго определенные функции;

— свобода массовой информации является неотъемлемым элементом современной демократии;

— концепция объективно информированной общественности является теоретической основой свободы массовой информации;

— правовое регулирование отношений, возникающих в связи с реализацией свободы массовой информации, обусловлевается конкретно-исторической обстановкой в стране, традициями, менталитетом, принадлежностью к той или иной правовой системеинформационные правовые отношения представляют собой урегулированные правом общественные отношения (одним из субъектов которых являются средства массовой информации), возникающие в результате осуществления информационных процессов;

— детальное законодательное регламентирование информационных общественных отношений во многом обусловлено двойственным положением средств массовой информации. С одной стороны, СМИ являются институциональной подсистемой массовой информации, с другой — самостоятельным институтом политической системы общества («четвертой властью») — нормы различных отраслей права, регламентирующие информационные процессы (поиск, сбор, распространение информации), возникающие в сфере массовой информации, объединенные общим предметом, методом и принципами правового регулирования составляют комплексную отрасль — право массовой информации.

Практическая значимость результатов исследования заключается прежде всего в том, что они имеют важное научно-познавательное значение и могут расширить теоретико-правовые представления о демократии, свободе массовой информации, проблемах возникающих при правовой регламентации в этой сфере и путях их решения.

Вместе с тем, в диссертации сформулированы рекомендации, в том числе и с учетом зарубежного опыта, по совершенствованию законодательства, регламентирующего информационные общественные отношения. Эти предложения могут быть использованы законодателем в конкретной правотворческой деятельности.

Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинаров по теории государства и права, истории политических и правовых учений.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре теории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах.

Сформулированные в диссертации выводы получили апробацию на научных международных конференциях: «Информационная безопасность» (Санкт-Петербург, май 1994), «Политические, экономические и правовые проблемы свободы массовой информации» (Москва, сентябрь 1994). Материалы исследования использовались автором при проведении семинарских занятий и чтении лекций по теории государства и права в Московской государственной юридической академии.

ВЫВОДЫ.

1. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере свободы массовой информации имеет множество особенностей, которые обусловлены правовой системой страны, традициями и конкретно-исторической обстановкой.

2. Наиболее детальную законодательную регламентацию информационные общественные отношения, одним из обязательных субъектов которых являются средства массовой информации, получают в странах романо-германской правовой системы.

3. Свобода массовой информации регулируется правом, которое помимо норм специальных законов (о средствах массовой информации, о свободе коммуникации), образуют также нормы конституционного (государственного), административного, уголовного, гражданского, финансового права, объединенные единым предметом правового регулирования и базирующиеся на правовых принципах. Это позволяет сделать вывод о том, что отношения, возникающие в сфере свободы массовой информации регламентируется комплексной отраслью права.

4. Проблемы правовой регламентации отношений, возникающих в сфере свободы массовой информации состоят в том, чтобы разрабатываемое и применяемое законодательство соответствовало основным положениям концепции объективно информированной общественности и базировалось на принципах: объективности и достоверности информациидоступности информациинезависимости СМИполитического плюрализмазапрета монополизации СМИ, цензуры и злоупотреблений свободой массовой информации и правами журналистаответственности за нарушение законодательства.

5. Законодательство зарубежных стран основывается (помимо указанных в п. 4) на принципах защиты национальной культуры и самобытности, охраны населения своей страны от пропаганды негативных стереотипов массового сознания. Кроме того, за рубежом детально разработаны теоретические подходы к правовому регулированию рекламной деятельности и спонсорства. Необходимо учесть данный опыт в российском правотворчестве.

6. Международно-правовые документы, регламентирующие свободу массовой информации, являются частью российской правовой системы, поэтому российское законодательство должно быть приведено в соответствие с этими актами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
  2. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1994.
  3. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.№ 7. Ст. 300.
  4. Закон РФ «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 22. Ст. 773.
  5. Закон РФ «О внутренних войсках Министерства Внутренних Дел"от 24 сентября 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2334.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью
  7. Закона РФ «О средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2870.
  8. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органовгосударственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 170.
  9. Федеральный закон «О рекламе» от 14 июня 1995 г. // Собраниезаконодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.
  10. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защитеинформации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства 1995. № 8. Ст. 609.
  11. Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации иГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  12. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных правграждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. // Российская газета 1994 г. 10 декабря.
  13. Федеральный закон «О выборах Президента РоссийскойФедерации» от 17 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.
  14. Федеральный закон «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.
  15. Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г. // Собраниезаконодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 600.
  16. Уголовный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями от 1 июля1994 г.).-М., 1995.
  17. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.- М.: Юрид. лит., 1994.
  18. Кодекс РСФСР Об административных правонарушениях.- М., 1994.
  19. Конституция Республики Башкортостан. 24 декабря 1994 г. //Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник документов.-М.: Манускрипт, 1995.
  20. Кодекс Республики Башкортостан о средствах массовойинформации от 15 ноября 1993 г. //Официальное издание, 1993.
  21. Закон Республики Адыгея «О печати и других средствах массовойинформации» от 25 ноября 1993 г. //Официальное издание, 1993.
  22. Указ Президента РФ «О защите свободы массовой информации"№ 376 от 20 марта 1993 г.// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 13. Ст. 1100.
  23. Указ Президента РФ «О гарантиях информационнойстабильности и требованиях к телерадиовещанию» № 337 от 20 марта 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 13. Ст. 1101.
  24. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав гражданна информацию» № 2334 от 31 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  25. Указ Президента РФ «О Судебной палате по информационнымспорам при Президенте Российской Федерации» № 2335 от 31 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 75.
  26. Указ Президента РФ «О защите потребителей отнедобросовестной рекламы» № 1183 от 10 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 7. Ст. 695.
  27. Постановление Правительства РФ «Об утверждении УставаРоссийского информационного агенства «Новости» № 429 от 3 мая 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 3. Ст. 218.
  28. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положенияо Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию» № 458 от 7 мая 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 3. Ст. 240.
  29. США: Конституция и законодательные акты. / Отв. ред.О. А. Жидков. — М.: Прогресс. «Универс», 1993.
  30. Современные зарубежные конституции. Сборник/Отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: МЮИ, 1992.
  31. Закон ФРГ к Государственному договору по радио и телевидениюв объединенной Германии от 31 августа 1991 г. // Новое законодательство о радио и телевидении для Российской Федерации (материалы к российскогерманскому симпозиуму). — СПб. -Гамбург, 1993.
  32. Закон ФРГ «О западногерманском телевидении и радиовещанииКельн (ВДР — закон)» от 26 мая 1954 г. (в редакции от 11 января 1988 г.) // Германия: Материалы к конференции. — М.: Медиум, 1993.
  33. Закон ФРГ «О распространении опасных для молодежи печатныхматериалов» (в редакции от 17 июля 1985 г.) // Официальная версия на русском языке. — М., 1993 .
  34. Закон Французской Республики «О свободе коммуникаций» от 30сентября 1986 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Официальное издание Высшего Совета по аудиовизуальной коммуникации, 1994.
  35. Конституция и законодательные акты Французской Республики /Под ред. В. А. Туманова. — М.: Прогресс, 1989.
  36. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. // Хрестоматия покурсу Права человека. — М., 1993.
  37. Международный пакт о гражданских и политических правах.1966. // Хрестоматия по курсу Права человека. — М., 1993.
  38. Европейская Конвенция о защите прав человека и основныхсвобод 1950 г. // Официальная версия на русском языке. — Страсбург, 1993.
  39. Резолюция об отношениях парламентов государств со средствамимассовой информации № 820, 1984 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 15. Ст. 1340.
  40. Резолюция относительно Декларации о средствах массовойинформации и правах человека № 428, 1970 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 15. Ст. 1338.
  41. Европейское соглашение о телевидении без границ. 1989. //Сборник Право радио и телевидения в России. — Баден-Баден: «Номос» СПб.: «Невское время», 1994.
  42. Broadcasting Act. London, HMSO, 1990.
  43. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  44. А.Б. Информационное законодательство России. — М.:Горизонт, 1993.
  45. С. Общая теория права. В 2-х томах.-М.: Юрид. лит., Т.1., 1981, Т.2., 1982.
  46. С. Теория государства и права. — М.: Юрид. лит., 1985.
  47. Р. Демократия и тоталитаризм. — М.: Текст, 1993.
  48. В.Г. Социальная информация и управление обществомМ., 1975.
  49. Ю.М. Проблемы компьютерного права. — М.: Юрид. лит., 1991.
  50. Буржуазные теории журналистики / Под ред. Я. Н. Засурского.М.: Мысль, 1980.
  51. А.Б. Право и информация в условиях автоматизацииуправления. — М., 1978.
  52. А.Б., Барабашева Н. С. Нормативная система иэффективность общественного производства. — М.: МГУ, 1985.
  53. Витте С Ю. Воспоминания в 3-х томах. Том 3. — М.: Изд-во соц.эконом. лит., 1960.
  54. Ю.М. Средства массовой информации и современноебуржуазное государство. — М.: МГУ, 1985.
  55. Воскобойников М. С, Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. — М.: РИА-«Новости», 1993.
  56. Т. О свободе и необходимости: Избранные произведения. В2-х томах. Том 1. — М., 1964.
  57. Д. Путеводитель по Европейской Конвенции о защитеправ человека. — Страсбург, 1994.
  58. Государственное право Германии. В 2-х томах. — М., 1994.
  59. А.Д. О свободе русской печати. — СПб., 1905.
  60. Гус М. Информация в газете (опыт практических пособий) — М.Л., 1930.
  61. Э.Ф. Верховный суд и права человека в США/Пер. сангл. — М.: Юрид. лит., 1981.
  62. В. Н. Лукьянов Б.Г. Духовность как компонентсоциальных технологий / Сборник. Информатизация и технологизация социального пространства. — М.-Н.-Новгород, 1994.
  63. Кин Д. Средства массовой информации и демократия. — М.:Наука, 1993.
  64. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова — М.: Юрид. лит., 1994.
  65. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.М. Радченко- М.: Вердикт, 1994.
  66. Конституционное (государственное) право зарубежных стран /Отв. ред. Б. А. Страшун, Том 1. — М.: Бек, 1993.
  67. Конституция. Закон. Подзаконный акт / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров — М.: Юрид. лит., 1994.
  68. Ю.В. Нормы права как социальная информация. — М.:Юрид. лит., 1981.
  69. Т.Л. Борьба за свободу слова в Англии в 1660 — 1714 гг.-М., 1990.
  70. Т.Л. У истоков современной демократии. Политическаямысль английского просвящения (1689 — 1714).- М., 1994.
  71. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности.М.: Универс, 1993.
  72. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева — Н. Новгород, 1993.
  73. Общая теория права и государства: Учебник для юридическихвузов / Под ред. В. В. Лазарева — М.: Юрист, 1994.
  74. В.Г., Урсул А. Д. Системное мышление и управление. М., 1994.
  75. А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. — СПб., 1790.
  76. Радио и телевидение в Великобритании. Справочные материалы.М. 1960.
  77. М.М. Управление, информация и право. — М.: Мысль1983.
  78. М.М. Проблемы управления и информации в областиправа. — М.: 1991.
  79. М.Д., Картер Т. М. Американская системагосударственного управления. — М.: Квадрат, 1993.
  80. Советское уголовное право. Особенная часть / Под ред. П. И. Гришаева, Б. В. Здравомыслова — М.: Юрид. лит., 1988.
  81. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советскаяэнциклопедия, 1990.
  82. Е.Н. Четыре свободы. — СПб., 1995.
  83. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства / Подред. А. Б. Венгерова — М.: Юрист, 1995.
  84. Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова — М.: Бек, 1995.
  85. А. Демократия в Америке. — М.: Прогресс, 1992.
  86. А.Д. Природа информации. — М.: Полит, издат., 1968.
  87. А.Д. Отражение и информация. — М.: Мысль, 1973.
  88. А.Д. Проблема информации в современной науке. — М.:Наука, 1975.
  89. А.Д. Информация. Методологические аспекты. — М.: Наука, 1971.
  90. Франция: общие сведения о праве по вопросам печати /Российско-Французская серия, 1995. № 37.
  91. Философский словарь. — М.: Полит, издат., 1991.
  92. P.O. Общее учение о правоотношении. — М.: Юрид. лит., 1974.
  93. З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерк историиВерховного суда США. — М.: Юрид. лит., 1982.
  94. В.Г. Правительственная политика в отношении печати60−70-е годы XIX века. — Л.: Наука, 1989.
  95. Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.
  96. В.Л. Средства массовой информации в политическойсистеме современного капитализма. — М.: Наука, 1988. 3. СТАТЬИ
  97. С. Об отраслях права // Советское гос-во и право. 1972.№ 3.
  98. Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозного до1917 г.// Советское гос-во и право. 1989. № 3.
  99. Ю.М. Законодательство о средствах массовойинформации в России // Международная жизнь. 1993. № 10.
  100. Н. Отрасль советского права: понятие, предмет, метод //Советское гос-во и право. 1979. № 11.
  101. А.Б. О применении конституционных норм судебнымиорганами СССР // Советское гос-во и право. 1969. № 10. З.б.Венгеров А. Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское гос-во и право. 1977. № 10.
  102. А. Что такое информация? // Журналист. 1928. № 1.
  103. В. Свобода печати нужна не только столице // Российскиевести от 7 октября 1995.
  104. А. Элемент интереса в информации //Журналист. 1928. № 1.
  105. Р.З. Отрасль права — отрасль законодательства //Советское гос-во и право. 1984. № 2.
  106. К. Дебаты о свободе печати… // Маркс К., Энгельс Ф.Поли. собр. соч., изд-е 2-е, Том 1.- М., 1955.
  107. В.Н. Законодательные основы права радио ителевидения в России // Сборник. Право радио и телевидения в России. Баден-Баден / Гамбург: «Номос» -СПб.:"Невское время», 1994.
  108. О.А. Формирование и развитие системызаконодательного регулирования печати в России // Сборник научных трудов — М.: ВЮЗИ, 1990.
  109. СВ. Комплексные правовые институты и становлениеновых отраслей права // Правоведение. 1975. № 3.
  110. Д. Законодательство, регулирование и традиции, определяющие место и роль средств массовой информации // Международная жизнь. 1993. № 10.
  111. Шуллер-Хармс М. Организация контроля над радио ителевидением // Сборник. Право радио и телевидения в России.-Баден-Баден /Гамбург: «Номос"-СПб.: «Невскоевремя», 1994.
  112. РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.
  113. Jonatan W. Emord. Freedom techology and first amendment. SanFrancisco / California, 1991.
  114. Jornalist: rights, dutys, responsibility. Urbana, 1990.
  115. Ralph L. Holsinger. Media law. Mc Graw-Hile, 1991.
Заполнить форму текущей работой