Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и практика конституционного контроля в субъектах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать теоретические основы деятельности органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерацииизучить процесс становления и развития органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации, а также федеральное и региональное законодательство об органах конституционного контроля и надзораопределить пути… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и институциональные основы конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации
    • 1. Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в системе конституционной юстиции
    • 2. Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации
    • 3. Формирование и структура органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации- статус судей и членов органов конституционного надзора
  • Глава 2. Компетенция органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
    • 1. Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
    • 2. Контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
    • 3. Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
    • 4. Разрешение споров о компетенции
    • 5. Защита конституционных прав и свобод граждан
    • 6. Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц
    • 7. Законодательная инициатива,
  • Глава 3. Теоретические и организационно-правовые вопросы деятельности органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
    • 1. Теория и практика конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
    • 2. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
    • 3. Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации

    § 4. Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и средствами массовой информации.

Теория и практика конституционного контроля в субъектах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложившаяся система органов государственной власти в Российской Федерации, основанная на принципе разделения властей, не оставляет сомнений в необходимости конституционного правосудия не только на уровне Российской Федерации, но и в ее субъектах. Создание органов конституционного контроля и надзора в регионах призвано обеспечивать правомерность конституций, уставов, всего законодательства субъектов Федерации, взаимодействия ветвей органов государственной власти на местах, деятельности органов местного самоуправления, эффективную защиту прав и свобод граждан, соблюдение Конституции Российской Федерации на уровне субъектов Федерации1.

Процесс становления конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации охватывает всего лишь около десяти лет. В настоящее время возможность создания судебных и специализированных органов конституционного контроля предусмотрена конституциями (уставами) 15 республик и 17 краев, областей, автономной области и одного автономного округа. Помимо того, договорами достигнуто соглашение о формировании уставных судов Иркутской и Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа2.

1 Гаджиев Г. А., Кряжков В. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы //Государство и право, 1993, № 7, — С.3−11. Всероссийское совещание «Проблемы образования Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации». М., 1999.

Приняты законы о четырнадцати конституционных и уставных судах из 32, предусмотренных конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, хотя реально эти суды функционируют лишь в десяти республиках и одной области.

Конечно, развитие конституционного правосудия в Российской Федерации имеет много общего, но в субъектах существуют и местные проблемы, нуждающиеся в теоретическом осмыслении1. Особый интерес представляют вопросы становления названных органов, анализ их организации, компетенции, акты судебной практики. Необходимо ввести в научный и практический оборот судебные решения местных органов конституционного контроля и заключенные в них правовые позиции, показать, что органы конституционного контроля и надзора субъектов Федерации — это реально действующие институты, имеющие собственную «зону ответственности», а в целом работающие на укрепление российского правового государства2.

Приведенными обстоятельствами, необходимостью восполнить имеющиеся пробелы в исследовании проблем создания, организации и деятельности органов конституционного контроля и надзора на региональном уровне и обусловлен выбор темы настоящей диссертации.

Предлагаемая работа носит комплексный характер. В ней предпринята попытка обобщить и систематизировать теоретические.

1 Кряжков В. А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 1999. С. 37.

2 Всероссийское совещание «Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации». М., 1999. представления об органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации, показать организационно-правовые стороны их деятельности, определить принципы взаимодействия с Конституционным судом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и средствами массовой информации, исследовать теорию и практику взаимоотношений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции. Все это должно способствовать лучшему пониманию распределения функций и ответственности внутри судебной системы Российской Федерации.1.

Степень разработанности темы, актуальность и круг источников исследования.

Становление и развитие институтов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации представляет собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в науке права и правоприменительной деятельностив отечественной юридической литературе региональные органы конституционного контроля и надзора всестороннему анализу пока еще не подвергались, 2 их практика требует широкого теоретического осмысления и обобщения. Материалы об этих органах использовались лишь в отдельных научных статьях, посвященных в целом проблемам конституционного правосудия, что, по-видимому, обусловлено.

1 Митюков М. А. Вступительная статья // Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1997.-С.З.

2 Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М. Д998.-С.324. относительно недолгим сроком существования самого объекта1. Правда, вышла в свет интересная монография профессора М. А. Митюкова «Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации», в которой содержится сравнительный анализ регионального законодательства, но в ней обобщены лишь первые шаги местных органов конституционного контроля. Отдельные проблемы, вытекающие из правовой природы этих органов, нашли определенное отражение в работах М. В. Баглая, И В. Витрука, Г. А. Гаджиева, М. И. Клеандрова, В. А. Кряжкова, Л. В. Лазарева, Т. Г. Морщаковой, Ж. И. Овсепян, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеева и др. Некоторые вопросы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации анализировались в работах Ю. В. Гаврюсова, Г. А. Гаджиева, Б. Л. Железнова, Н. М. Чепурновой и других. Однако, многие аспекты проблемы пока не раскрыты и вызывают дискуссии, ожидая комплексного исследования2.

В диссертации, наряду с монографической литературой, использован широкий круг правовых источников — в частности, конституционное законодательство Российской Федерации и ее субъектов, текущие нормативные акты, материалы практической.

1 См, Хышиктуев О. В., Мурзина Е. А. Из опыта работы Конституционного суда Республики Бурятия //Государство и право. 1999 № 4 С.23−28- Филипов В. Из опыта работы Конституционного суда Республики Саха (Якутия) //Вестник Конституционного суда РФ (ВКС), 1996, № 1. С.48−52- Давутов С. К., Шапиева О. Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. //ВКС, 1997, № 3. С.34−44- Ажахова М. К. Конституционный суд Кабардино-Балкарии и проблемы федерализма // Государство и право, 1996, № 6. С. 17−26.

Органы Конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности. // Государство и право, 1995, № 9. С.125−133. деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных судов и органов конституционного надзора субъектов Федерации, акты судов общей юрисдикции и органов власти субъектов Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является теоретическое обоснование процессов становления и развития органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации, их институциональной природы, а также основные характеристики, функциональное предназначение, статус, акты и основополагающие принципы деятельности этих органов.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертации является разработка теоретических положений и конкретных рекомендаций по вопросам формирования и дальнейшего развития органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации. Исследование технологий формирования конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации, рассмотрение возникающих в ходе его осуществления теоретических и практических проблем призвано способствовать оптимизации конституционного контроля в регионах России.

В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать теоретические основы деятельности органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерацииизучить процесс становления и развития органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации, а также федеральное и региональное законодательство об органах конституционного контроля и надзораопределить пути и средства дальнейшего укрепления статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, действующих как составная часть федеральной судебной системы и образующих вместе с Конституционным Судом России систему конституционной юстиции Российской Федерациипоказать место органов конституционного контроля в судебной системе Российской Федерации и ее республик, их отличия от судов общей юрисдикции и арбитражных судовсформулировать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов конституционного контроля и надзора с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ветвями судебной власти и средствами массовой информациирассмотреть перспективы формирования, становления и развития органов конституционного контроля и надзора как средства обеспечения единой конституционной законности, единства конституционного строя на всей территории России.

Научная новизна диссертации обусловлена прежде всего тем, что она содержит первую в отечественной литературе попытку комплексного теоретического исследования юридической природы, организации и деятельности органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в тесной взаимосвязи с практикой этих органов.

В работе анализируются актуальные для субъектов теоретические проблемы конституционного правосудия, характеризуется место этого института в системе государственной власти субъекта, в механизме правовой охраны Конституции России и субъектов на уровне регионов, проведен сравнительно-правовой анализ действующего законодательства и практики конституционного правосудия (и конституционного надзора) в субъектах Российской Федерации.

Сочетание такого анализа с изучением судебной практики позволило широко обобщить и наглядно показать, как реализуются теория и практика конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации, отвечает ли принципам конституционного правосудия соответствующие правовые нормы субъектов Российской Федерации, выработать научные рекомендации по укреплению этого института на местах1.

На защиту выносятся следующие основные положения:

В современных условиях, когда формируется единое правовое поле России, на органы конституционного контроля субъектов Федерации ложится особая ответственность за соблюдение на территории субъекта не только местного, но и федерального конституционного и текущего законодательства.

Наличие этого института в республиках, краях и прочих субъектах Российской Федерации способствует укреплению федерализма на основе правомерного взаимодействия Федерального Центра и регионов. Вместе с тем, органы конституционного контроля в субъектах федерации должны обладать реальной самостоятельностью и независимостью, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, Конституции или уставу субъекта Федерации и разумно взаимодействуя со всеми ветвями власти субъекта.

1 В приложениях к диссертации приведены таблицы, характеризующие не только деятельность конституционных (уставных) судов субъектов федерации в целом, но и элементы судебной практики, такие, как сроки рассмотрения поступивших запросов, жалоб и заявлений на различных стадиях конституционного правосудия, размеры государственной пошлины, образцы обращений по отдельным категориям дел, субъекты, имеющие право направлять обращение в суды, структура рассмотрения дел и т. д.

Накопленный опыт региональной конституционной юстиции доказывает, что конституционные (уставные) суды органично вписываются в систему государственной власти субъектов Российской Федерации как институт, обеспечивающий ее конституционность.

Проблемы, связанные с компетенцией конституционных (уставных) судов, статусом их судей, характером решений, взаимодействием с судами общей и арбитражной юрисдикцией, свидетельствуют о необходимости принятия федерального рамочного закона об общих принципах организации и деятельности органов конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации. Такой закон придаст конституционному правосудию в субъектах Федерации необходимое единство, системность и положительно скажется на деятельности всех органов конституционного контроля.

Источники и методология исследования.

В основу исследования положены Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов федерации, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», законодательство субъектов об органах конституционного контроля и надзора, практика конституционного правосудия в Российской Федерации и ее субъектахтруды отечественных и зарубежных исследователей-правоведов, относящиеся к предмету диссертационного исследования, библиографические и справочные материалы.

Методологическую основу диссертационного исследования составили апробированные методы познания. В частности использованы методы исторического, структурно-функционального, сравнительно-правового и логического анализа, статистический, социологический, формально-юридический методы, что позволило обеспечить всестороннее и комплексное изучение проблемы.

Практическая значимость исследования. Предложения и выводы, сформулированные по результатам проведенного диссертационного исследования, а также сам материал настоящей работы могут быть использованы: в процессе законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в сфере конституционного контроля и надзорав деятельности правоприменительных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов конституционного правосудияв учебном процессе при преподавании теории права и государства, конституционного права и соответствующих спецкурсов.

Кроме того, материалы диссертации могут способствоать в научно-исследовательской работе ученых, аспирантов и студентов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в трех публикациях, а также в непосредственных выступлениях автора на международных, всероссийских конференциях и методологических семинарах, среди которых:

1. Международная научно-практическая конференция Конституционных Судов России, Германии и Словении «Органы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики» — Петрозаводск, 2224 сентября 1997 г.;

2. Научно-практическая конференция «Проблемы укрепления конституционной законности в республиках российской Федерации» — Уфа, 10−11 октября 1997 г.;

— 133. Международная конференция «Конституционный контроль в федеральных и унитарных государствах» — Батуми, 1−3 июля.

1999 г.;

4. Всероссийское совещание «Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации» — Москва, 24 декабря 1999 г.

Структура работы. Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами настоящей работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, имеющих внутреннее деление на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений (сводных таблиц).

— 139-Заключение.

Относительно новый для России правовой институт конституционного контроля постепенно занимает все более значительное место в системе государственной власти субъектов Российской Федерации, да и в самой системе федеральной власти.

Опыт работы органов конституционного контроля субъектов показывает, что при всех своих модификациях конституционное правосудие в целом представляет собой осуществление постоянно действующим специализированным органом государственной власти функций судебного конституционного контроля за правомерностью законов и действий государственных органов и должностных лиц в целях обеспечения верховенства и прямого действия конституционного законодательства.

В субъектах Российской Федерации становление и развитие института конституционного правосудия проходило в трудных и неоднозначных социально-экономических и политических условиях. Это накладывало свой отпечаток на выбор моделей конституционного контроля, обуславливало их своеобразие в разных субъектах Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды отнесены к судам субъекта Федерации и вопрос об учреждении данного органа находится на его усмотрении. Субъект Федерации, не образуя такой суд, вправе для этих целей иметь и несудебные органы. Например, в Республике Северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора, в Иркутской области два года (1997;1998гг) функционировала Уставная палата как экспертно-консультативный орган, в Республике Татарстан — Комитет конституционного надзора.

Вместе с тем имелись и имеются факторы, предопределяющие сходство, а иногда даже идентичность некоторых основных направлений осуществления конституционного правосудия в субъектах Федерации, поскольку всем им приходится решать во многом близкие для них задачи создания демократических основ конституционного строя, формирования гражданского общества и утверждения принципов правовой государственности.

Институт органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации сегодня играет очень важную роль в системе взаимодействия ветвей государственной власти, содействует укреплению их конституционно-правового статуса.

По своей юридической природе конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации представляют собой органы государственной власти, которые могут рассматриваться как находящиеся в одном ряду с законодательными и исполнительными органами этих субъектов. Данное положение подтверждается закреплением в конституциях (уставах) наиболее важных элементов статуса данных судоввыделением в конституциях (уставах) специальных глав, посвященных указанным судам, а главноехарактером полномочий, которыми они наделены.

Вместе с тем, конституционные (уставные) суды — форма судебной властиони функционируют именно как суды. Их судебная сущность проявляется в том, что они опираются на принципы и нормы судопроизводства.

Конституционные (уставные) суды занимают особое положение в судебной системе Российской Федерации и ее субъектов. От судов общей юрисдикции и арбитражных судов их отличает ряд особенностей. Указанные суды выступают как высшие органы судебной власти по защите конституционного строя, разрешают особые, конституционные конфликты, рассматривают дела, руководствуясь непосредственно конституционными нормами, и воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.

Конституционные (уставные) суды не являются по отношению к общим судам кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией. Однако, то, что они призваны защищать основы конституционного строя, ставит их в особое положение. Через проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном судебном деле, они контролируют деятельность общих и арбитражных судоврешения, принятые ими в пределах компетенции, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, включая и суды общей или арбитражной юрисдикции.

Субъект Российской Федерации самостоятелен в выборе вариантов организации конституционных (уставных) судов. Они предопределяются его кадровыми и материально-финансовыми возможностями, системой государственно-властных отношений, сложившиеся пониманием задач, компетенции и форм осуществления конституционного контроля.

По общему правилу судьи конституционных (уставных) судов избираются законодательным органом власти по представлению президента (губернатора, главы администрации) субъекта Федерации. От кого исходят предложения о кандидатах на должность судейвопрос, который не всегда определяется. Например, Конституцией Республики Башкорстан такое право предоставлено депутатам Государственного Собрания, высшим судебным органом Республики, Министру юстиции, республиканским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. В Республике.

Татарстан кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Государственному Совету Президент и Председатель Государственного Совета в равном количестве. В некоторых случаях устанавливается иной порядок избрания судей. Так, Конституционная Палата Республики Адыгея формируется на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Статус судей конституционных судов складывается из тех же элементов, что и статус судей других судов. Такое тождество основано на Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в котором записано: «все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией» (ст. 12).

Однако, в рассматриваемом вопросе нужна большая правовая ясность, на что уже указывалось в литературе1. Она может быть обеспечена двумя способами: а) изданием федеральной нормы, санкционирующей право субъектов Федерации определять пределы действия федеральных законов о судьях в отношении членов конституционных (уставных) судовб) непосредственно федеральным законом, устанавливающим особенности применения федерального законодательства о судьях в отношении членов конституционных (уставных) судов, особенно в части их неприкосновенности и социальных гарантий.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, являясь частью судебной системы Российской Федерации и, осуществляя свою деятельность на общих для данной системы принципах и правил судопроизводства, закономерно повторяют в.

1 Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М., 1996 С. 131−152 структурном и содержательном отношение модель конституционного судопроизводства, принятую в Конституционном Суде Российской Федерации.

Конституционное правосудие субъектов Российской Федерации все более становится необходимым звеном государственно-правовой деятельности России. Оно должно функционировать в рамках единого правового пространства, где федеральное законодательство субъектов Федерации призваны составлять единое целое на основе логических и иерархических взаимосвязей.

Конституционные (уставные) суды самостоятельны и независимы в пределах компетенции, очерченной соответствующими конституциями, уставами и законами.

Если Конституционный Суд Российской Федерации действует с позиции Конституции Российской Федерации, то конституционные (уставные) суды дают оценки, руководствуясь конституцией или уставом субъекта Федерации, но только в той мере, в какой они соответствуют Конституции Российской Федерации1.

Учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации сопряжено с отлаживанием отношений между ними и соответствующими судами общей юрисдикции. Развитие нормальных отношений конституционных (уставных) судов с судами общей юрисдикции возможно только на основе размежевания компетенции между ними. Суды общей юрисдикции, действующие.

1 Морщакова Т. Г. О разграничении компетенции между конституционными судами общей юрисдикции и конституционными судами Федерации и ее субъектов. С. 77.

2 Председатель Конституционного Суда Российской Федерации М. Баглай Характеризует данные отношения как партнерские деловые, (см. Баглай М. Простых дел и судей не бывает. // Известия 1997 г. 27 сентября). на территории субъекта Федерации, не вправе рассматривать дела о конституционности законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, давать толкование конституции (устава), законодательствам субъекта Федерации об этих органах они отнесены к ведению конституционного (уставного) суда. Решения конституционных (уставных) судов, в отличие от общих судов, окончательны, имеют общеобязательное значение и подлежат официальному опубликованию. Решение конституционного (уставного) суда — это акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором содержится государственно-властное веления, они действуют так же прямо и непосредственно, как и конституция (устав) субъекта. Деятельность Конституционных (уставных) судов придает единство и особый «колорит» правовой системе субъекта Федерации и всему правовому полю России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  3. Федеральный Конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ.
  4. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.
  5. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 28 июня 1992 г.
  6. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г.
  7. Конституция Республики Башкорстан от 24 декабря 1993 г.
  8. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994 г.
  9. Конституция Республики Дагестан от 26 июля 1994 г. с изменениями и дополнениями внесенными постановлением
  10. Конституционного Собрания Республики Дагестан от 22 марта 1996 г., законами Республики Дагестан от 1 октября 1996 г. и 24 марта 1998 г.
  11. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г.
  12. Конституция Республики Карелия от 17 марта 1994 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Карелия. 199 № 5−6 Ст.650).
  13. Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. (Красное знамя. 1994 г. 10 марта).
  14. Конституция Республики Марий-Эл от 22 октября 1997 г.
  15. Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Республики Саха (Якутия) от 26 января и 20 апреля 1994 г.)
  16. Конституция Республики Северная Осетия-Алания.
  17. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 1994 г. и 30 марта 1995 г.)
  18. Устав Свердловской области от 25 ноября 1994 г.
  19. Устав Иркутской области от 19 января 1995 г.
  20. Закон Республики Адыгея «О Конституционной Палате» от 22 мая 1996 г.
  21. Закон Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия» от 25 октября 1994 г.
  22. Закон Республики Дагестан «О Конституционном Суде Республики Дагестан» от 7 мая 1996 г.
  23. Закон Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» от 17 марта 1994 г.
  24. Закон Республики Коми «О Конституционном Суде Республики Коми» от 31 октября 1994 г.-16 519. Закон Республики Марий Эл «О Конституционном Суде Марий-Эл» от 11 марта 1997 г.
  25. Закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия)» от 7 февраля 1992 г. (с изменениями от 26 июня 1992 г.)
  26. Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке деятельности Конституционного Суда» от 7 февраля 1992 г.
  27. Закон Республики Татарстан «О Конституционном Суде Республики Татарстан» от 30 октября 1998 г.
  28. Закон Свердловской области «Об уставном Суде Свердловской области» от 22 апреля 1997 г.
  29. Закон Иркутской области «Об Уставной палате» от 15 марта 1996 г.
  30. Закон Красноярского края «Об уставном Суде Красноярского края» от 27 апреля 1999 г.
  31. Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 апреля 1999 г.
  32. Ажахова М. К, Конституционный Суд Кабардино-Балкарии и проблемы Федерализма. Государство и право. 1999. № 6 С. 17−25.
  33. Байков А, Д. Конституционное судопроизводство как вид правосудия // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 3. С.52−58.
  34. В.В. Конституционная юстиция в посткоммунистических странах // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 2 С.73−77.
  35. М.Т. Особенности становления конституционного правосудия в России. // Проблемы укрепленияконституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. С.68−70.
  36. Н.В. Конституционная законность и конституционное правосудие. //Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. С.33−40.
  37. Н.В. Конституционное правосудие. М. Закон и право. 1998.
  38. Ю.В. Правовые вопросы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб, 1998.
  39. Ю.В. Правовые проблемы обеспечения деятельности конституционных судов республик в составе Российской Федерации. // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. С.71−75.
  40. Ю.В. Проблемы конституционных судов субъектов Российской Федерации. //Сборник материалов Международной научно-практической конференции конституционных судов России, Германии и Словении. Петрозаводск. 1998. С.79−83.
  41. Г. А., Кряжков В. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы. // Государство и право. 1993. № 7 С.3−11.
  42. Г. А. Конституционный Суд в Российской государственности. // Этнологический вестник. 1994. № 1. С.89−102.
  43. Восточноевропейское обозрение. 1998 № 1 С.69−76.
  44. С.К., Шапиева О. Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997 г. № 3. С.34−44.
  45. Дайджест оперативной информации. Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. М., 2000 № 1−8.
  46. .Л. Каким быть Конституционному Суду Республики Татарстан? // Татарстан. № 1. 1995 г.
  47. .Л. Конституционный контроль и надзор. Правовой статус Республики Татарстан Казань. 1996 г. С142−150.
  48. Л.М. Гарантии независимости органа конституционного контроля. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 2 С.64−70.
  49. Д.А., Экимов А. И. Конституционный надзор в СССР. // Советское государство и право. 1990. № 9. С.3−13.
  50. В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. (Правовые основы и практика) М.: Формула права. 1999.
  51. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998. С.228
  52. Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы (международный научный семинар) //Государство и право. 1994. № 1.С.132−138.
  53. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М.: Городец, 2000.
  54. Л.В. Система судебной власти в России: проблемы взаимодействия. // Российская юстиция. 1995 № 6 С. 12−15
  55. Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. // Государство и право. 1996 № 6. С.3−11.
  56. В. Судебная власть и средства массовой информации: теория вопроса и практика взаимоотношений. // Российская юстиция. 1992 № 12 С.2−5.
  57. М.А. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996 №¾. С.57−64.
  58. И.Ш., Хабибуллин А. Г. Конституционные суды Российской Федерации гарантия становления правового государства. // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998 С.41−44.
  59. С.Э. Конституционное правосудие в Российской Федерации. (Учебное пособие). Екатеринбург. 2000.
  60. .И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации. (Сравнительный анализ). // Государство и право. 1996 № 1 С.32−42.
  61. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности (научно-практический семинар). //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995 № 4. С.34−35.
  62. А. Судебная власть необходимый элемент системы разделения властей на региональном уровне. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999 № 4. С. 23−27.
  63. Н.Г., Хаманева Н. Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие. // Государство и право. 2000 № 1. С.5−12.
  64. В.Е. Конституционные Суды республик Российской Федерации на страже их Основного Закона. // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. С.63−67.
  65. Н.В. Конституционный Суд российской Федерации в системе судебной власти. М., 1998.
  66. Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы и перспективы" (обзор). Государство и право. 1997 № 5. С.5−17.
  67. О.И. Новый Закон о Конституционном Суде Российской Федерации. // Российский юридический журнал. 1995 № 1. С.21−23.
  68. В.А. Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. 1995 № 9. С.3−8.
  69. В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: уроки, проблемы, перспективы. //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996 № 6. С.10−15.-17 148. Филиппов В. Из опыта работы Конституционного Суда
  70. Республики Саха (Якутия). // Вестник Конституционного Суда
  71. Российской Федерации. 1996 № 1. С.50
  72. В.Т. Конституционный контроль в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997 № 3. С.45−51.
  73. Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань: Издательство Казанского Университета, 1995.
  74. Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. //Государство и право. 1996 № 10. С. 14−15.
  75. О.В. О взаимоотношениях народного Хурала Республики Бурятия с Конституционным Судом Республики. // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. С.81−84.
  76. О.В., Мурзина Е. А. Из опыта работы Конституционного Суда Республики Бурятия. // Государство и право. 1999 № 4.
  77. Н.М. Конституционный (уставный) суд как орган судебного контроля за законностью правовых актов субъекта Федерации. // Российская юстиция. 1999 № 3 С.2−4.
  78. .С. Конституционый Суд Российской Федерации -судебный орган конституционного контроля. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995 № 2−3 С.80−94.
  79. .С. Конституционный Суд Российской Федерации: правовая природа, функции, основные направления деятельности. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации 1996 № 6. С. 16−31.
  80. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. -М.: 1997.
  81. .С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы. // Государство и право. 1998 № 5 С.5−12.1. М- &-ОСЮГ
Заполнить форму текущей работой