Актуальность темы
исследования. В настоящее время Россия переживает глубокие социально-политические перемены. Коренные изменения социально-политического строя влекут за собой реформирование правоохранительной системы, в том числе и органов внутренних дел для обеспечения надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД прямо нацеливает на изучение и использование отечественного и международного опыта организации и деятельности правоохранительных органов.5.
Особое внимание уделяется совершенствованию оперативно-розыскной деятельности, 2 для регламентации которой появилась автономная группа принципиально новых законодательных актов. Исследователи пытаются выявить последствия изменения правовых рамок негласной работы органов обеспечения безопасности России, определить и научно обосновать некоторые принципиальные направления развития дальнейшего совершенствования оперативно-розыскной деятельности и ее законодательного регулирования.3.
Современные тенденции развития оперативно-розыскной деятельности выдвигают на повестку дня решение принципиальных и сложных проблем: о месте органов, осуществляющих негласное расследование и розыск, в правоохранительной системе государства, о функциях и роли работников розыскной службы на стадии предварительного расследования преступлений, о функциях и.
1 См.: Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Приложение к приказу МВД России от 20.03.1996 г., № 145. С. 10.
2 12 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» .
3 См.: Сурков К. В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития. Автореферат. док-р. юр. наук. М., 1997. Шумилин А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. М., 1997.: Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность. М. 1997. полномочиях органов прокуратуры и суда по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности и многие другие.
На этом фоне особую значимость и актуальность приобретает необходимость обращения к опыту подготовки, создания, развития организации, правового регулирования и деятельности сыскных учреждений, а также подготовки их кадров в дореволюционной России.
Вторая половина XIX — начало XX вв. в истории России характеризуется широкомасштабными попытками введения буржуазных, демократических государственно-правовых институтов. Кризис феодально-крепостнической системы в середине XIX в., вызвавший отмену крепостного права в 1861 г. и последующие буржуазные реформы в государственном механизме, в том числе полицейскую (1862 г.) и судебную (1864 г.), обусловили создание сыскных отделений сначала в столицах (с 1866 г.), а потом и в других крупнейших городах Российской империи.
Интенсивное развитие капитализма в России в конце XIX в. и дальнейшее обострение социальных противоречий в обществе вызвали увеличение роста преступности в стране. Основной силой государства в борьбе с общеуголовной преступностью в этот период была полиция. Делались попытки проведения частичного реформирования полиции, которые вели к специализации деятельности полицейских органов. События первой русской революции (1905;1906 гг.) активизировали работу по расширению штатов провинциальной полиции и качественному улучшению ее личного состава. В связи с ростом преступности возникла необходимость в повсеместном создании органов, которые занимались бы уголовным розыском. В результате 6 июля 1908 г. был принят Закон «Об организации сыскной части», по которому в 89 городах империи были учреждены сыскные отделения. Этим Законом в России было положено начало развитию сыскной (криминальной) полиции, основной задачей которой является преследование общеуголовных преступлений.
Степень научной разработанности проблемы. Создание сыскных отделений в России было заметным явлением. Вместе с тем в научной историко-правовой литературе проблемы становления и развития сыскной полиции в России не получили обстоятельного исследования.
В дореволюционной историографии специальных обобщающих работ, посвященных организационно-правовым основам сыскной полиции не было. Это объясняется прежде всего тем, что первые сыскные отделения появились во второй половине XIX в., а становление собственно сыскной (криминальной) полиции началось только в 1908 г. и было прекращено революцией 1917 г. В работах дореволюционных юристов отражаются в основном общетеоретические вопросы деятельности полиции, подбора и подготовки кадров. В них затрагиваются отдельные аспекты организации и деятельности сыскной полиции. Особо следует выделить труд И. П. Высоцкого, посвященный 200-летию С.-Петербургской полиции. В этой работе представлены сведения об истории возникновения, развития и деятельности петербургской сыскной полиции до 1903 г., критически оцениваются результаты работы столичного сыскного отделения.4.
Определенный интерес представляют труды Е.Анучина. Б. П. Бразоля, Н. Селиванова, И. Т. Тарасова, посвященных анализу полицейской и судебной реформ 60-х годов XIX в. и их результатов. В этих работах поднимался вопрос о месте и роли органов, осуществляющих уголовный сыск после судебной реформы 1864 г., и на основе анализа результатов деятельности и выявления недостатков в организации судебно-следственных и полицейских органов после.
4 См.: Высоцкий И. П. С.-Петербургская столичная полиция и градоначальство. Спб., 1903. реформы была обоснована необходимость создания специальной службы, занимающейся розыском.5.
Начиная с 1909;1910 гг., когда проявился первый опыт деятельности сыскной полиции, наблюдается некоторый интерес к проблемам организации и эффективности деятельности сыскных отделений в специальной периодической печати дореволюционной России.
В советской историко-правовой научной литературе до 60-х годов опыт создания, организации и деятельности сыскной полиции дореволюционной России не исследовался. Начиная с 60-х годов отдельные аспекты темы получили освещение (хотя, как правило с классово-негативной оценкой в работах историков государства и права и государственных учреждений.6.
5 См.: Анучин Е. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. Спб., 1872- Бразоль Б. П. Очерки по следственной части: история, практика. Пг. 1916. Селиванов Н. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции. // Юридический вестник, 1884. № 2, 4. Тарасов И. Т. История русской полиции и отношение ее к юстиции. // Юридический вестник, 1884. Т. 15. С. 177−212, 383−411, 412−445. Он же. Полиция в эпоху реформ. М., 1885.
6 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. Шинджикашвили Д. И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма. Омск, 1974. Федоров К. Г., Ярмыш А. Н. История полиции дореволюционной России. Ростов-на-Дону, 1976. История полиции дореволюционной России (сборник документов). Под ред. В. М. Курицина. М., 1981. Мулукаев Р. С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М., 1964. Он же. Система государственных учреждений дореволюционной России. М. 1974; Он же. История полиции дореволюционной России. М., 1981. Он же. Полиция в России (IX в. — нач. XX в.). Н.-Новгород, 1993.-Оржеховский И. В. Самодержавие против революционной России. М., 1982. Борисов А. В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX в. Дисс. канд. юр. наук. М., 1982. Нарбутов Р. В. Полиция дореволюционной России (историко-правовой аспект). Дисс. канд. юр. наук. М., 1992. Сизиков М. И. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. М., 1992. Сизиков М. И., Борисов А. В., Скрипилев А. Е. История полиции в России. Вып. 2. М., 1992. Из истории подготовки и воспитания кадров полиции в дореволюционной России. Новгород, 1993. Борисов А. В., Дугин А. Н., Малыгин А. Я. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. Лысенко В. В., Сальников В. П., Сизиков М. И., Филиппов С. В. Нравствено-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России. Спб., 1996. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996.
Истории организации сыска и деятельности сыскной полиции в начале XX в. специально посвящена работа Д. И. Шинджикашвили. В работе основное внимание сосредоточено на проблемах, связанных с политической полицией, общеуголовному сыску посвящена одна из пяти глав, в ней проанализированы нормативные акты, регламентировавшие деятельность сыскной полиции, приведены высказывания полицейских чиновников об эффективности работы подразделений уголовного сыска.7.
Значительное внимание изучению проблем борьбы с общеуголовной преступностью и развитию органов общеуголовного сыска в дореволюционной России уделяет Р. С. Мулукаев. В его первой работе о сыскной полиции введены в научный оборот неизвестные ранее материалы, дана характеристика органов общеуголовного сыска с момента их возникновения до ликвидации в 1917 г., показан классовый характер их деятельности, изложены основные положения организации и деятельности органов, осуществляющих в дореволюционной России борьбу с уголовной преступностью, были заложены основные принципы подхода к анализу проблем, связанных с возникновением, развитием и деятельностью уголовного сыска в дореволюционной России.8 Положения высказанные Р. С. Мулукаевым в этой работе были развиты им в публикациях постсоветского периода начиная с 90-х годов.9.
В 90-х годах проблемы становления и развития сыскной полиции, форм и методов ее деятельности стали вызывать повышенный интерес исследователей, работающих в системе МВД. В работе В. И. Власова и Н. Ф. Гончарова делается попытка показать эволюцию форм розыска.
7 См.: Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973.
8 См.: Мулукаев Р. С. Общеуголовная полиция дореволюционной России. М., 1979.
9 Мулукаев Р. С. Из истории борьбы с профессиональной преступностью в России (вторая половина XIX — начало XX вв). // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. Вып. I. М., 1994. Он же. Полиция в России (IX в. — нач. XX в.). Н.-Новгород, 1993. Мулукаев Р. С., Полубинский В. И. Сказ о сыске. //Советская милиция, 1990. № 1−12. преступников и способов раскрытия преступлений в России с IX в. до начала XX в., дается общая характеристика органам и должностным лицам, осуществляющим борьбу с преступностью. Большое место в работе занимает цитирование дореволюционных законодательных и ф нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы регулирующие оперативно-розыскную деятельность, отдельные из них приводятся полностью, а также иллюстративный материал из мемуаров государственных и общественных деятелей, сотрудников полиции того времени.10.
В мелкотиражной книге В. И. Елинского дается краткий обзор становления и развития органов, осуществляющих функции уголовного сыска с X в до начала XX в. Автор пытается обобщить результаты предшествующих исследований, выделить этапы истории развития уголовного сыска, проследить истоки формирования сыскной полиции в России. В последней части работы дается краткий обзор внутреннего устройства сыскных отделений, методов их работы, отмечаются щ некоторые недостатки в организации и деятельности дореволюционного уголовного розыска.11.
Организации уголовного сыска в дореволюционной России посвящена диссертация А. О. Лядова. Его работа отличается от вышеуказанных тем, что автор, основываясь на выводах, представленных ранее в литературе, подробно исследовал историю возникновения, развития внутренней организации сыскной полиции С.-Петербурга и деятельность ее структурных подразделений.12.
1(1 См.: Власов В. И., Гончаров Н. Ф. Организация розыска преступников в России в IX — XX вв.(историко-правовое исследование). Ч. 1−2. Домодедово, 1997. • 11 См.: Елинский В. И. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х-ХХ вв.).
М., 1997. Также: Елинский В. И., Исаков В. М. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х-ХХ вв.). М&bdquo- 1998.
12 Лядов А. О. Уголовный сыск в дореволюционной России (историко-правовой аспект). Автореферат. кадн. юрид. наук. СПб., 1997.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что остались должным образом неисследованными вопросы подготовки и правового обеспечения реформы уголовного сыска в 1908 г., компетенция и характер деятельности сыскной полиции, ее место в правоохранительной системе и роль в борьбе с общеуголовной преступностью в дореволюционной России. Комплексного диссертационного и монографического исследования реформы, организационных и правовых основ образования, развития и деятельности сыскной полиции, основанного не только на анализе опубликованного законодательства и изучении трудов ведущих дореволюционных криминалистов и полициистов, но и с привлечением архивных материалов центральных ведомственных учреждений дореволюционной России, сделано не было.
Актуальность и недостаточная разработанность темы обосновали ее выбор для диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целями диссертации являлись комплексное историко-правовое исследование становления и развития в правоохранительной системе российского государства во второй половине XIX — начале XX вв. сыскной полицииизучение отечественного исторического опыта организации, правового регулирования форм и методов оперативно-розыскной деятельности в 1908;1917 гг.
Для достижения этих целей автором были поставлены следующие задачи:
1. Изучить систему государственных органов, осуществлявших общеуголовный сыск до создания специальных подразделений по борьбе с общеуголовной преступностью, в том числе и после полицейской и судебной реформ 60-х годов XIX впослереформенное уголовно-процессуальное законодательство, регламентировавшее порядок преследования уголовных преступленийвыявить причины неэффективности ее деятельности и предпосылки создания сыскных отделений.
2. Рассмотреть структуру и основные направления деятельности первых сыскных отделений, образованных во второй половине XIXпервые годы XX вв.- оценить результативность их деятельности.
3. Исследовать предпосылки и организационно-правовые основы становления сыскной полиции в начале XX в., особенности внутренней организации, управления и кадрового обеспечения сыскной полиции.
4. Выявить особенности правового регулирования деятельности сыскных отделений и порядка проведения ими оперативно-розыскных действий и дознания после принятия Закона 1908 г.
5. Проанализировать основные недостатки в организации и деятельности сыскной полиции, объективно оценить ее эффективность.
6. Исследовать положение сыскных отделений в системе правоохранительных органов, проблемы взаимодействия сыскной и общей полиций, особенности взаимоотношений сыскных отделений с судебно-прокурорскими органами.
7. С учетом исследования практики российского уголовного розыска в конце XIX — начале XX вв. и проектов о реорганизации организационных основ сыскной полиции, сформулировать основные уроки отечественного опыта решения проблемы борьбы с преступностью.
Методологической основой исследования явился диалектический метод познания социально-правовых явлений. Использовались историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный, статистический и логико-теоретический частно-научные методы изучения в сочетании с системным подходом и анализом.
Проблемы исследования рассматриваются с учетом последних достижений историко-правовой науки, теории государства и права, уголовного процесса, теории управления в сфере правоохранительной деятельности и последних достижений в области изучения перспектив развития оперативно-розыскного законодательства. Становление и развитие общеуголовного сыска рассматривается как часть общего процесса формирования и развития правоохранительной функции государства.
Источниковую базу исследования составили законодательные акты, регламентировавшие деятельность сыскной полиции, ведомственные акты Министерства внутренних делматериалы о мерах по пресечению воровства и мошенничества и по рассмотрению проекта усиления штатов в С.-Петербурге и Москве, опубликованные в сборниках Министерства внутренних дел в 1884—1912 гг.- всеподданейшие отчеты министра внутренних дел, петербургского градоначальникаопубликованные отчеты о деятельности петербургского и киевского сыскных отделений.
В значительной степени использованы материалы фондов Государственного архива Российской Федерации (Москва), Российского государственного архива (С.-Петербург), Центрального государственного исторического архива г. С.-Петербурга. Многие эмпирические источники, обнаруженные в архивных фондах впервые вводятся в научный оборот. Особый интерес представляет предоставленный из частной коллекции «Первоначальный проект доклада чиновника особых поручений при Департаменте полиции Хлебникова о Московской сыскной полиции», который сохранился в полном объеме. В нем содержатся достаточно подробные сведения о работе московской сыскной полиции и ее внутренней структуре по состоянию на 1908 г., данные о динамике преступности и раскрываемости преступлений за период с 1904 г. по первую половину 1908 г., причем не только по Москве, но и Петербургу. Деятельность московской сыскной полиции за указанный период показана также на основании показаний московских обывателей, представителей общей полиции и судебно-прокурорского ведомства и дана ее общая характеристика.
Богатый фактический и теоретический материал содержится в статьях журнала «Вестник полиции» (1907;1917 гг.), где представлены различные сведения о постановке уголовного сыска в России, критические замечания по нормативно-правовому регулированию деятельности сыскных отделений, качеству их кадрового состава, взаимоотношениям с общей полицией и судебно-прокурорскими органами, результатам работы, опубликованы отчеты о деятельности некоторых сыскных отделений.
В качестве источников использованы также труды дореволюционных криминалистов и полициистов: И. Т. Тарасова, Б. П. Бразоля, Н. Селиванова, В.П.Мордухай-Болтовского,.
А.А.Квачевского, В. К. Случевского, П. В. Маклинского.
И.Я.Фойницкого13 и др., поскольку в них отражены с позиций того времени оценки деятельности полиции по борьбе с общеуголовной преступностью, рассматриваются пути повышения эффективности ее работы в этом направлении и определяются предпосылки образования и развития сыскной (криминальной) полиции.
В работе использованы также размышления о службе сотрудника полиции С.З.Шеварнадзе14 и мемуары начальника московской сыскной полиции (1908;1914 гг.), директора Департамента полиции (1914;1917 гг.).
15 См.: Бразоль Б. П. Очерки по следственной части: история, практика. Пг. 1916. Селиванов Н. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции. // Юридический вестник. 1884. № 2, 4. Тарасов И. Т. История русской полиции и отношение ее к юстиции. // Юридический вестник, 1884. Т. 15. С. 177−212, 383−411, 412−445. Он же. Полиция в эпоху реформ. М., 1885. В.П. Мордухай-Болтовский. Сборник узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции. Спб., 1880. Квачевский А. А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г. Ч. 1−2. Спб., 1866. Случевский В. К. Учебник русского уголовного процесса. Ч. 1−2. Спб., 1891−1892. Фойницкий И. Я. Курс русского уголовного судопроизводства.Т. 1−2. Спб. 1885, 1895 и др. изд.
14 См.: Шеварнадзе С. З. Мысли старого служаки. Тифлис, 1910.
А.Ф.Кошко. Воспоминания последнего впервые вышли в свет в Париже в 1924 г., а в 1992 г. эта книга была переиздана в России.15.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что оно представляет работу монографического характера, впервые посвященную комплексному историко-правовому исследованию возникновения и развития сыскной полиции в России в период утверждения и развития капитализма. На основе законодательного и фактического материала анализируется правовая регламентация проведения оперативно-розыскной деятельностиисследуются вопросы о развитии форм общеуголовного сыска и условий их эффективностио положении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в правоохранительной системе государства, их взаимоотношении с органами суда и прокуратуры в дореволюционной России.
В исследовании проанализированы и введены в научный оборот ряд архивных документов, касающихся деятельности сыскной полиции и попыток повышения ее эффективности накануне 1917 г., что позволило значительно повысить основательность и достоверность положений и выводов диссертации.
Хронологические рамки исследования охватывают период утверждения и развития капитализма с проведения буржуазных реформ, когда в 1866 г. появились первые сыскные отделения до краха государственной системы дореволюционной России в 1917 г. Рассматривается также генезис уголовного сыска с момента возникновения российской государственности.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях российской внутренней политики во второй.
13 См.: Кошко А. Ф. Очерки истории уголовного мира царской России. Т. 1−2. М.,.
1992. половине XIX — начале XX вв., направлений развития государственного аппарата и правоохранительных органов. Вместе с тем отечественный опыт развития и попыток совершенствования уголовного сыска не утратил своей практической значимости для современного решения проблемы борьбы преступностью. Знание особенностей образования, развития внутренней организации, форм и методов деятельности сыскной полиции, правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности и оценка эффективности общеуголовного сыска в дореволюционной России накануне революции 1917 г. могут быть в полной мере использованы при совершенствовании организации, форм и методов борьбы с уголовной преступностью в настоящее время. Органами внутренних дел может быть использован не только позитивный опыт борьбы с уголовной преступностью и ее профилактики, но и учтены ошибки, допущенные в организации и деятельности русской криминальной полиции.
Результаты и материалы исследования могут быть использованы в преподавании курса истории государства и права, истории ОВД, а также специальных курсов по истории полиции для слушателей учебных заведений МВД и студентов других ВУЗов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Уголовный сыск зарождается вместе с правоохранительной функцией с образованием государства. На ранних этапах развития сыскные органы, как и судебно-полицейские в целом, не отделились от администрации. По мере развития государства, формируются государственные органы, проводившие расследование преступлений, складывается и законодательно закрепляется процессуальная форма, получившая название «сыск». С утверждением абсолютизма в XVIII в. функции уголовного розыска возлагаются на органы регулярной общей полиции. Во второй половине XIX в. в России происходит отделение суда от административно-полицейских органов, общеуголовный сыск (дознание и оперативно-розыскная деятельность) возлагается на органы полиции. В 60-е годы XIX в. в России начинается формирование специальных подразделений по борьбе с общеуголовной преступностью. Сначала они возникают в столицах, затем в крупнейших городах страны.
В развитии сыскной полиции в дореволюционной России можно выделить два этапа. Первый этап — с 1866 по 1908 гг., когда создаются первые сыскные отделения и вырабатываются формы и методы их работы. Второй этап — с 1908 г. по 1917 г. — становление системы сыскной (криминальной) полиции и закрепление в законодательстве основных принципов ее деятельности.
Во второй половине XIX в. были заложены основы системы общеуголовного сыска в дореволюционной России. В теории и на практике отрабатывались организация, формы и методы оперативно-розыскной деятельности и дознания. В трудах юристов и в законодательстве розыск рассматривается и как функция правосудия. Рост уголовной преступности, совершенствование уголовно-процессуального законодательства и развитие системы правоохранительных органов вызвали необходимость выделения оперативно-розыскной деятельности в самостоятельную функцию. В связи с этим в России в 1908 г. была проведена реформа одного из важнейших направлений деятельности государства — борьбы с уголовной преступностью — путем создания специальных органов, основной задачей которых являлось производство негласного расследования преступлений общеуголовного характера. Создается сыскная полиция в виде сыскных отделений в составе полицейских управлений 89 городов империи.
Основным нормативным актом — Законом «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г. в самом общем виде были определены задачи, функции и полномочия сыскной полиции, а также были заложены основные начала организации и проведения оперативно-розыскной деятельности, которые были в последующем развиты в «Инструкции чинам сыскных отделений» Министерства внутренних дел от 10 августа 1910 г. Были определены субъект и объект оперативно-розыскной деятельности. Также были закреплены ведущие принципы производства оперативно-розыскных действий такие, как законность и надзор со стороны прокурорских органов.
В общегосударственном масштабе деятельность сыскных отделений объединял Департамент полиции Министерства внутренних дел, в составе которого в 1908 г. создается 8-ое делопроизводство. Вначале оно являлось учетно-регистрационным подразделением, но постепенно становилось органом управления, осуществляло контроль и некоторую координацию деятельности сыскных отделений. Однако, сыскная полиция сформировалась как децентрализованная система. Некоторая централизация деятельности сыскных отделений проходила, как и всей полиции в целом, через руководителей местной полиции, градоначальников и губернаторов, подчиненных Министерству внутренних дел. Элементы двойного подчинения сыскной полиции на практике не получили развития.
Правовое регулирование деятельности сыскной полиции до 1910 г. было в основном децентрализованным. Руководители губерний или городов издавали собственные нормативно-правовые акты, определяющие организацию и порядок деятельности сыскных отделений. Правовое регулирование деятельностью по производству негласного расследования носило подзаконный характер и после издания «Инструкции чинам сыскных отделений» от 10 августа 1910 г. Порядок производства дознания определялся уголовно-процессуальным законодательством.
Сложившаяся исторически децентрализованная организация общеуголовного сыска и отсутствие профессиональной розыскной работы в сельской местности с развитием научно-технического прогресса и профессиональной преступности не способствовали эффективной деятельности сыскной полиции в борьбе с общеуголовной преступностью.
Эффективность работы сыскных отделений на местах в значительной степени зависела от квалификации их непосредственных руководителей — начальников, а также руководителей городской полиции. На начальников сыскных отделений было возложено профессиональное обучение подчиненных. Профессиональная подготовка служащих сыскной полиции, организовнная непосредственно в сыскных отделениях была довольно слабой. Местными руководителями негласные методы расследования преступлений недооценивались. Все это обусловило низкую результативность деятельности сыскной полиции была и недооценка.
Основными направлениями реорганизации уголовного розыска должны были явиться меры по усовершенствованию борьбы с уголовной преступностью в сельской местности и централизация сыска. Эти цели были поставлены в проекте Министерства внутренних дел 1912 г. «О создании летучих отрядов» .
Потребность в совершенствовании уголовного розыска в царской России начала XX в. была настолько велика, что Департамент полиции начал в 1914 г. проводить мероприятия по усовершенствованию сыскной полиции, несмотря на начавшуюся первую мировую войну, в которой участвовла Россия. Эта реорганизация проводилась по двум основным направлениям: улучшение качества личного состава сыскных отделений и упорядочение правил установления личности и циркулярного розыска.
Однако структура сыскной полиции не была полностью реорганизована. Не было создано ни системы летучих отрядов, ни центрального органа управления розыскной деятельностью, чины сыскной полиции не получили новой инструкции. Царское правительство, озабоченное ростом революционного движения, оставило проект реформирования сыскной полиции, предложенный Департаментом полиции в 1912 г. без внимания. Крайне нестабильная внутренняя социально-политическая обстановка, «государственное шатание» и политическая борьба отодвигали решение проблем борьбы с уголовной преступностью на дальний план, что в свою очередь лишь усугубляло разброд и «законопопирание» в обществе.
Полиция России не справлялась с поставленными перед ней задачами, что явилось одним из проявлений слабости самодержавного государственного механизма России накануне 1917 г. Царское правительство оказалось неспособным удержать ситуацию в стране под контролем, что привело к краху старой государственности, политической и социально-экономической системы. Произошедшие в 1917 г. радикальные изменения всего государственного строя, а потом слом старого государственного механизма привели к уничтожению царской правоохранительной системы.