Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Гуго Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, в основном идея христианского мира, постепенно вытесняется идеей национального интереса, согласно которой национальный интерес становится превыше всего и для его защиты необходимо применение военной силы. К началу XVII века в правовой науке начала складываться тенденция обновления, порожденная преодолением гуманистического аристотелизма. Она представляла два направления — одно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Возникновение доктрины справедливой войны V — XVI веках
    • 1. 1. Взгляды Августина Аврелия на войну и зарождение доктрины справедливой войны в раннем средневековье
    • 1. 2. Формирование доктрины в XI — XIII веках
    • 1. 3. Первые самостоятельные работы по военному праву в позднем средневековье
  • Глава II. Вклад Гуго Гроция в становление доктрины справедливой войны
    • 2. 1. Постановка проблемы, методы if Система «Комментариев о праве добычи» («De iure praedae commentarius»)
    • 2. 2. Относительная оригинальность метода Гроция и его применение в работе «Комментарии о праве добычи»
    • 2. 3. Определение права войны, воюющих сторон, справедливых причин войны в трактате «О праве войны и мира»

Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Гуго Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о происхождении и сущности войн на протяжении многих столетий занимал умы писателей, социологов, философов, историков, юристов.

Война представляет собой, пожалуй, одно из самых распространенных общественных явлений. Некоторые авторы считают, что в силу очевидности войны, ее постоянного ведения в течение веков, в силу ее присутствия во всех исторических эпохах, в определении войны нет необходимости. Другие склоняются к точке зрения, что определение войны дать необходимо, чтобы раскрыть ее причины.

Любая война одновременно имеет религиозные, политические, экономические, психологические, правовые аспекты. И все исследования, все общие теории войны строятся, как правило, вокруг какого-либо одного из этих аспектов, которому подчинены все остальные.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с предпосылками возникновения и характерными особенностями доктрины справедливой войны.

В представленной работе, прежде всего, рассматриваются теологические доктрины войны, наиболее древние хронологически. А затем анализируются собственно правовые доктрины, изначально находившиеся под влиянием религии и впоследствии приведшие к появлению международного права. Философская наука достаточно поздно обратилась к войне и философия либо осуждала войну с точки зрения нравственности и искала средства достижения мира, либо пыталась оправдать ее.

Представляется важным обратиться к источникам создания понятия справедливой войны, среди которых важнейшее место принадлежит политико-правовым взглядам отца международного права Гуго Гроция. Именно в его работах было предопределено появление новой правовой доктрины буржуазного общества о войне и создание науки международного права.

Все эти подходы, так или иначе, пересекаются, влияют друг на друга и это не случайно, так как такое общественное явление как война, вопросы, которые оно вызывает, заставляет к нему обращаться исследователей различных гуманитарных сфер.

Проблема правового регулирования войны, вооруженных конфликтов принадлежит к числу вечных. О ней писали в древние века, Средневековье и Новое время, много пишут и сейчас. К сожалению, современные политики и юристы мало обращаются к историческому опыту, а он достаточно богат, одна только европейская историко-правовая мысль насчитывает десятки трудов. Среди них особо выделяется творчество голландского юриста Гуго Гроция, которому удалось решить на теоретико-правовом уровне целый ряд вопросов, глубокое знание которых необходимо в современной жизни, в современной российской политике.

Хронологические рамки исследования.

Диссертационное исследование охватывает период Средневековья и Нового времени, начиная с V века и до конца XVI века, хотя имеются отсылки, обращения к историческим фактам, выходящие за рамки, указанного периода и в ту и в другую стороны. Это период зарождения, становления и оформления доктрины справедливой войны, методологии исследования названной темы.

В центре внимания исследования находится творчество великого голландского ученого Гуго Гроция и его основные труды «Комментарии о праве добычи», «Свободное море», «О праве войны и мира».

Однако творчество Гуго Гроция является итогом предшествующих работ в данной области, поэтому нам показалась целесообразным привлечь для изучения труды его предшественников — Аврелия Августина, Грациана, Фомы Аквинского, Джованни да Леньяно, Альберико Джентили и других авторов.

Объектом исследования являются политико-правовые взгляды философов Средневековья и Нового времени на проблему справедливой войны.

Предметом диссертационного исследования стали работы голландского ученого-юриста Гуго Гроция и других представителей философско-правовой науки средневековья и Нового Времени по военному праву в его историческом развитии, выработка ими доктрины справедливой войны и их влияние на современное гуманитарное право.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили специальные монографические работы по философии, истории, теории права и государства по данной проблематике.

Методология исследования.

В сложившейся практике научных исследований применяются различные общие и специальные методы и подходы, при помощи которых авторы пытаются изучать научные проблемы: диалектический и метафизический, материалистический и экзистенциалистический, технико-юридический, системно-структурный, исторический, конкретно-социологический, сравнительного правоведения и т. д.

Но ни какой из них, взятый в отдельности не может дать адекватной картины отражения действительности. Лишь в сочетании и разумном применении лучших сторон каждого из методов познания можно найти путь, приближающий нас к истине.

Методологической основой диссертации явились достижения отечественной юриспруденции, в частности труды ученых Санкт-Петербургского и Московского университета по проблемам теории права. При анализе текстов использовался диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, а также специально-научные методы (исторический, логический, функциональный, системный, сравнительный) и частно-научные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Эмпирическую базу исследования составили труды отечественных ученых, таких как Малиновский В. Ф., Батурин П. С., Тихомиров П. В., Грабарь В. Э., Горовцев A.M., Камаровский Л. А., Коркунов Н. М., Кравченко Н., Лодыженский А., Кожевников Ф. И., Куницын А. П., Золотницкий В., Грацианский Н. П., Стоянов А. Н., Капустин М. Н., Безобразов Н., Каченовский Д. И., Зыков, Пиуновский, современных ученых-юристов Кечекьяна С. Ф.,.

Пустогарова В.В., Полторака А. И., Трайнина А. П., Арцибасова И. Н., Блищенко И. П., Левина Д. Б., Колосова Ю. М. и других.

Но в основном, данное исследование построено на базе зарубежных, в основном европейских источников, как на классической философско-правовой литературе, в частности трудах Гуго Гроция, Эмерика Ваттеля, так и современных исследованиях, таких как работы П. Хаггенмахера, А. Лёбра-Шопара, Жана Пикте и других авторитетных западных ученых.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является проведение анализа историко-юридического исследования проблем формирования, развития доктрины справедливой войны и анализ творчества Гуго Гроция в указанном направлении на фоне развития политических и правовых идей Средневековья и Нового Времени.

Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих конкретных задач: выявление и характеристика основных направлений развития философии права войны в V—XVI вв.екаханализ доктрины справедливой войны Гуго Гроцияисследование методологических подходов к познанию доктрины справедливой войнывыявление и описание концептуальных положений, которые имеют общеисторическое значение.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы войны и мира издавна интересовали общественно-политическую мысль России. Об этом свидетельствуют древние летописи и религиозные произведения. В памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» указывалось на справедливость войны в защиту Отечества и отстаивалась идея единства всех русских земель перед врагом.

Во второй половине XVIII века вопросы войны и мира стали обстоятельно разрабатываться в трудах русских просветителей. Им уделяли значительное внимание Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, В. Ф. Малиновский, В. В. Попугаев, А. П. Куницын.

Один из первых русских просветителей профессор права Московского университета С. Е. Десницкий осуждал завоевательные войны, направленные на порабощение народов, на осуществление территориальных захватов.

Наибольшее освещение вопросы войны и мира получили в трактате В. Ф. Малиновского. Автор высказывает мысль, что война не есть вечное общественное явление, причины ее кроются не только в тщеславии и честолюбии правителей, но и в экономической заинтересованности.

Миролюбивые традиции русского народа и мирная направленность русской общественно политической мысли получили свое отражение и дальнейшее развитие в работах юристов-международников второй половины XIX — начала XX века. Русские ученые в абсолютном большинстве своем относились к войне отрицательно. Они стремились правовыми средствами ограничить жестокость войны, поставив предел для использования негуманных средств насилия и запретив наиболее безжалостные формы войны.

Русская международно-правовая литература отличалась большим разнообразием. Наряду с известными учеными (В.А. Незабитовский, Д. И. Каченовский, Ф. Ф. Мартене, JI.A. Камаровский) этому вопросу посвятили свои работы и относительно малоизвестные авторы (Л.А. Куперник, М.А. Энгельгардт).

Труд Каченовского являлся для своего времени лучшим произведением, касающимся проблемы каперства, не только в русской, но и в зарубежной литературе. Каченовский выступал решительным противником каперства и ратовал за признание принципа неприкосновенности частной собственности в морской войне.

Высокой оценки заслуживают труды профессора Петербургского университета Ф. Ф. Мартенса. Основная их идея заключается в том, что неизбежным результатом поступательного исторического развития международных отношений должно быть полное признание принципа неприкосновенности неприятельской собственности, как в сухопутной, так и в морской войне. К этому выводу он приходит, исходя из анализа самого понятия войны, как отношения только между государствами.

Русская наука международного права уделяла большое внимание мирным средствам разрешения споров. Можно выделить следующее сочинение в рассматриваемой области: Камаровский Л. А. О международном суде. М., 1881. Среди сочинений общего характера, несомненно, выделяется работа А. Н. Лодыженского «Проекты вечного мира и их значение». В ней автор не только дал подробный обзор проектов вечного мира, но и высказал свои интересные соображение относительно причин войны и путях их устранения. Автор понимал, что вечный мир возможен только в будущем, и оценивал его как идеал, пока недостижимый.

Подобные взгляды разделяло абсолютное большинство русских ученых (Д.И. Каченовский, В. М. Гессен, В.Э. Грабарь).

Русские ученые также широко освещали проблемы взаимоотношения международного права и войны. Данная проблема получила наибольшую разработку в работах юриста-международника начала XX века В. Э. Грабаря.

Попытку определить понятие законности войны предпринял В. А. Уляницкий: «Для того чтобы быть законной с точки зрения современного международного права война должна быть правомерной в отношении причин ее вызвавших, и по своей цели». В русской литературе не получил широкой поддержки бытовавший на Западе взгляд на войну, как на юридический процесс между государствами, как на средство восстановления нарушенного и выяснения спорного правоотношения. Эту идею в России поддержал только В. П. Даневский.

Однако при всей прогрессивности взглядов русских ученых по вопросу о войне и мире нельзя констатировать, что русская общественно политическая мысль была лишена воззрений на войну, как на естественный, а иногда и разумный способ решения международных разногласий. На этой позиции стояли граф Кутайсов П. И., юристы-международники Д. П. Никольский и М. И. Догель.

В советское время отношение к вопросу войны строилось с марксистско-ленинских позиций, как к неизбежному продукту политики эксплуататорских классов, чуждому социалистическому обществу.

Этой проблематике посвящены работы Лазуренко В. Д., Пустогарова В. В., Кечекьяна С. Ф., Горбунова Д. И., Полторака А. И., Савинского Л. И., Панасовского В. Я., Киселева С.Г.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту.

Научная новизна диссертации определяется выбором темы и подходом к ее исследованию с учетом разработанности соответствующих проблем, а также использование положений иностранной литературы, отсутствующих в русском переводе, введение новых имен и работ раннефеодальных авторов, не известных ранее русской науке.

В работе впервые дан системный анализ основных сочинений Гуго Гроция и показано влияние предшественников Гуго Гроция на его творчество.

Новизна работы находит непосредственное выражение в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Учение Гуго Гроция о справедливой войне явилось результатом синтеза многовековой работы теоретиков права Западной Европы (западноевропейской христианской цивилизации). Позиция Гуго Гроция резко альтернативна учению «отцов» христианеко-католической церкви (в первую очередь Аврелию Августину) и их позднейших комментаторов патристики, (так называемых декреталистов).

2. Христианская католическо-правовая доктрина с новозаветных теологических основ отрицала моральные и правовые возможности войны (военных столкновений) между христианами. Справедливыми признавались военные действия (военная агрессия) христиан против иноверцев, еретиков, язычников и т. п. Сейчас это определяется как крестовые войны. Такая позиция христианско-католических идеологов (и Рима, как центра христианско-католической идеологии) была оправдана: «малая» Западная Европа от Пиренеев до Эльбы, от Северного моря до солнечных берегов современных Франции и Италии были буквально окружены воинственными «иноверцами».

3. В XIII — XIV веках политическое положение кардинально изменилось в пользу западноевропейских стран. Окрепла европейская экономика, и политически развились отдельные регионы, превратившиеся в несколько централизованных национальных государств: королевство Англию, Францию, Священную Римскую империю и др. Между национальными политическими образованьями начинается соперничество, борьба за гегемонию на континенте и, следовательно, полномасштабная война. Новая обстановка заставила искать оправдания этим «войнам» и выработать новый критерий их справедливости. Законодателями войны становятся монархи. Монархическая доктрина войны использовала уже не христианские (новозаветные), а античные (преимущественно романские) оценки происходивших военных событий.

4. Противоречия между европейскими государствами увеличилось к XVI веку, чему способствовали войны реформаторов (протестантов) и католиков, колониальное соперничество, формирование буржуазии. Происходит секуляризация учения о войне и о критериях справедливости той или иной войны. Свой вклад в этот процесс внесли Николо Макиавелли, Жан Боден, Альберико Джентили и др.

5. Гуго Гроций завершил этот секуляризационный процесс, обобщив опыт прошлого, изучив современную ему обстановку. Он подошел к войне с позиций теории естественного права, признав, что война — это изначальное свойство человеческого общежития. Гроций построил систему, в которой область права распространялась на такое общественное явление как война. Анализируя проблему справедливой и несправедливой войны, он пришел к выводу, что война может быть справедливой, выделил признаки справедливой войны и определил методы и средства ведения войны.

Теоретическая значимость заключается в том, что изложенные исторические и юридические факты дополняют и уточняют те разделы историко-правовой науки, которые связаны с изучением философско-правовых доктрин раннего Средневековья.

Практическая значимость.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в ходе дальнейшей разработки этой проблематики, в процессе подготовки и преподавания курсов «История политических и правовых учений», «История государства и права зарубежных стран», спецкурса «Гуманитарное право».

Представленные в диссертации выводы, полученные в результате проведенных исследований, дают определенные возможности для дальнейших исследований темы правового регулирования вооруженных конфликтов и решения проблемы войны и мира на современном этапе.

Апробация исследования.

Основные положения, практические выводы, рекомендации и предложения были рассмотрены на заседаниях кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, отражены в публикациях автора и использовались в учебном процессе при чтении курсов «История политических и правовых учений», «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права». Ряд положений диссертации получили апробацию на научно-практических конференциях и семинарах.

Заключение

.

В эпоху расцвета античной философии идея войны и всеобщего мира находилась в центре внимания мыслителей. В античности война подразумевалась как нечто самой собой разумеющееся. Идея оправдания войны через мир присутствовала в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона.

Идея справедливой войны в своем развитии претерпела на протяжении средних веков множество изменений. Возникнув как чисто христианская под пером Аврелия Августина, доктрина справедливой войны прошла длительный путь развития от запрещения любых войн между христианами до юридического закрепления права войны на христианском культурно-политическом пространстве.

Первые основоположники христианства считали незаконным какое бы то не было обращение к оружиюдля христианина, который обязан относится с любовью ко всякому единоверцу, воспрещена всякого рода война. Война (bellum) определялась как возможная только между христианами и не христианами. Отсюда понятие «Божьего мира», призывы к многочисленным крестовым походам на Востоке, в Прибалтике, на Пиренеях и др.

С развитием феодализма этот взгляд уступил место другому взгляду — о допустимости войны, предпринимаемой на справедливых основаниях. Основаниями же служили морально-политические принципы развивающихся в Европе светских монархических структур. Именно последняя точка зрения и явилась предметом всестороннего обсуждения на страницах данной диссертации.

В нашем понимании формирование доктрины справедливой войны может быть датировано не ранее чем XII веком. Происходя из двух типов источников — патриотических и романистких, она оформляется в основном в эпоху поздней схоластики. Заключалась она в попытке оправдать перед христианской моралью практически непрекращающиеся средневековые войны. Проповедь «Божьего мира» не мешала христианской церкви освящать многочисленные феодальные распри, мелкие и крупномасштабные. Последние были порой близки к общеевропейским (Столетняя война). В этих распрях на первый план выступают династические интересы, обострив идеи по поводу понятий «мести», «обиды» (личной), «чести», «благородства» и др. Критика войны в общественно-политических сочинениях того времени ограничивалась этическими установками христианского вероучения, а идеалом всеобщего мира оставался мир среди христианских народов Европы.

Комментаторы XIII—XIV вв. продолжали уточнять уже уходившую в историческое наследие доктрину справедливой войны с точки зрения оправдания крестовых походов. Главное же в том, что в XIV веке в Европе происходило укрепление демократических (городских) и национальных течений. В связи с установлением суверенности государств, приоритета национального интереса государств, возникла необходимость пересмотра подхода к оправданию войны.

В XV—XVI вв., в период ренессанса с его гуманистической идеологией доктрина обновляется за счет обращения авторов к античным источникам, а также расширяется за счет возросшего интереса к ней многочисленных правоведов и теологов.

С конца XV в. и особенно в XVI в., нравственная проблема войны стала весьма актуальной. Этому способствовала политическая и военная обстановка: итальянские войны, турецкая угроза, открытие западного полушария и азиатских земель. Период характеризовался процессом секуляризацииобмирщения общественного сознания. Ближайшими целями этого движения явились пересмотр доктрины католической церкви, преобразование церковной организации, формирование гуманистической культуры и мировоззрения.

Теологи за счет своих казуистических и весьма хаотичных рассуждений, составляли оппозицию юристам, что не мешало им заимствовать тезисы последних. В свою очередь доктрина юристов обновилась во второй половине XVI века за счет работы правоведов-гуманистов, в праве использовавших идеи вновь открытых трудов Аристотеля.

Обострившаяся политическая ситуация в Европе, растущие масштабы военных конфликтов, принявшие государственно-национальные формы предопределили попытки найти баланс религиозно-христианских идеалов и реальной политики государей.

Однако, в основном идея христианского мира, постепенно вытесняется идеей национального интереса, согласно которой национальный интерес становится превыше всего и для его защиты необходимо применение военной силы. К началу XVII века в правовой науке начала складываться тенденция обновления, порожденная преодолением гуманистического аристотелизма. Она представляла два направления — одно историко-философское, другое — связанное с догматикой, систематикой и методологией. Отсюда следует и широкое разнообразие трудов, в частности, по военной проблематике. Среди них, без сомнения ведущее место принадлежит работе голландского юриста XVII века Гуго Гроция «Три книги о праве войны и мира, в которых разъясняются начала права естественного и права народов, а также права публичного».

Центральное место в этом трактате занимает вопрос о соотношении войны и права, вопрос о том, может ли война быть справедливой и правомерной.

Автор рассматривает вопросы о справедливости, об источниках международного права, о возможности справедливой войны и о видах справедливых войн, о влиянии войны на правовые отношения, возникшие до нее, о правилах ведения войны и т. д.

Ссылаясь на древних римлян, которые полагали, что следует вести только справедливые войны, Гроций считал, что международное право должно запрещать применение не всякого насилия, а лишь только такого, которое несовместимо с самим обществом и нарушает чужое право. По Гроцию, война может вестись против тех, кого невозможно принудить к чему-нибудь в судебном порядке. Но чтобы война была справедлива, необходимо не менее тщательное соблюдение доброй совести, чем это имеет место при воздаянии справедливости по суду.

Великий голландец делит войны на публичные, частные и смешанные. Но ведение любой войны должно быть обосновано, справедливо с точки зрения права народов. Только такая война могла быть оправдана международным правом.

Гроций различает две разновидности справедливой публичной войны:

1. Торжественную справедливую войну, то есть такую войну, которая ведется с обеих сторон волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, соблюдая определенные обряды.

2. Просто справедливую войну, то есть такую, которая ведется против частных лиц по решению должностных лиц в государстве, если эти лица встречают сопротивление при защите вверенного им народа или при осуществлении ими актов власти. Она свободна от строго определенных обрядов и церемоний.

В «Трех книгах о праве войны и мира» дается определение войны в широком смысле как состояние борьбы силою, как разрешение спорных вопросов посредством применения силы. В более узком смысле, пишет Гроций, война есть вооруженное столкновение государств. Право войны означает только справедливость, но справедливость в отрицательном смысле: оно есть то, что не противоречит справедливости. Сила, не нарушающая чужого права законна и справедлива.

По Гроцию, источником войн являются страсти человека (стремление к обладанию разного рода ценностями). И справедливой считается та война, которая получает одобрение со стороны естественного и международного права.

Таким образом, из изложения высказываний средневековых мыслителей о справедливых и несправедливых войнах, можно сделать вывод, что ведение войны публичной или частной, торжественной или не торжественной всегда должно быть обосновано, справедливо с точки зрения права народов или международного права.

Закончить же свою работу мне хотелось бы словами Гуго Гроция из его трактата «Три книги о праве войны и мира»: «Всех тех, в чьи руки попадет мой труд, я прошу и заклинаю судить обо мне с той же свободой, с которой я судил о мнениях и писаниях других авторов. Готовность убедить меня в ошибках будет предупреждена моей готовностью, следовать указаниям тех, кто их найдет. А если я уже теперь высказал что-нибудь противное благочестию, добрым нравам, священному писанию, единомыслию христианской церкви или всякой иной истине, да будет такое слово мое сочтено не сказанным». 27, С. 60].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги, монографии.
  2. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991. — 486 с.
  3. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. — 322 с.
  4. Аврелий Августин. О Граде Божьем // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. — Т. 1. — Ч. 2. — с. 581−605.
  5. Актуальные вопросы теории современного международного права // Сборник научных трудов. М.: ВЮЗИ, 1988. — 175 с.
  6. С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1997. 329 с.
  7. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. М.: Мысль, 1997.
  8. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / Под общ. ред. А. И. Доватура. Т. 4. -М.: Мысль, 1984.-830 с.
  9. Архиепископ Волоколамский Питирим. О блаженном Августине // Богословские труды. М., 1976.
  10. И.Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989. — 244 с.
  11. Берман Гаральд, Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. Пер. с англ. Н. Р. Никоновой. 2-е изд. — М.: МГУ: Инфра-М-Норма, 1998. — 624 с.
  12. В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4-х т. М.: Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. монастырь, 1994.
  13. Ю. Фома Аквинский. 2-е изд. — М.: Мысль, 1975. — 183 с.
  14. Э. Право народов или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М.: Госюриздат, 1960. — 719 с.
  15. Война и армия: Философско-социологический очерк / Под ред. Д. А. Волкогонова и др. М.: Воениздат, 1977. — 415 с.
  16. Вольтер. О войне // В кн.: Избранные страницы философии. СПб., 1913.
  17. Т. Левиафан или о сущности, форме и власти государства. -М.: Наука, 1936.
  18. A.M. Война и право. Сообщение в обществе ревнителей военных знаний. Петербург, 1915.
  19. A.M. Законы войны (война и право). Петербург.: Б. и., [1915].
  20. В.Э. Война и международное право // Ученые записки императорского Юрьевского университета. Юрьев, 1893. — Вып. 4.
  21. В.Э. Объявление войны в современном международном праве. -СПб., 1904.
  22. В.Э. Право войны // Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1898. — с. 875−884.
  23. В.Э. Римское право в истории международно-правовых учений. -М., 1901.
  24. П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII века. М.: Наука, 1984. — 253 с.
  25. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. -М.: Ладомир, 1994. 867 с.
  26. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги. Книга первая. М.: Изд-во Министерства Юстиции СССР, 1948. — 202 с.
  27. В.П. О каперстве и морской войне. М., 1878.
  28. С.У. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М.: Госполитиздат, 1952. — 712 с.
  29. М.И. Военное занятие. Казань, 1899.
  30. М.И. Международное право во время войны. Казань, 1905.
  31. М.И. Юридическое положение личности во время сухопутной войны. -Казань, 1894.
  32. В.Н., Крылов С. Б. Международное право. М.: Юриздат, 1947.
  33. П.А. О войне и военной истории. М.: Наука, 1984. — 543 с. Зб. Золотницкий В. Т. Сокращения естественного права, выбранное из разныхавторов для пользы Российского общества Владимиром Золотницким. -СПб., 1764.- 148 с.
  34. B.C. Право войны, его теория и положительное законодательство. -СПб., 1900.
  35. А.В. Характеристика международных отношений и международного права в историческом развитии. Казань, 1847.
  36. История Древнего Рима. Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1993. — 366 с.
  37. Л.А., Ульяницкй В. А. Международное право. М., 1908.
  38. Камаровский J1.A. О международном суде. М.: Тип. Т. Малиновского, 1881.-542 с.
  39. Камаровский J1.A. Успехи идеи мира. М.: кн. Маг. Гросман и Кнебель, 1898.-217 с.
  40. Д.И. Курс международного права. Харьков: Унив. тип., 1863.- 120 с.
  41. Д.И. О каперах и призовом судопроизводстве в отношении к нейтральной торговле. М., 1855.
  42. К. О войне. М.: Логос: Наука, 1994. — 446 с.
  43. Ф.И. Русское государство и международное право (до XX века).- М.: Юрид. изд. тип. им. Евг. Соколовой, 1947. 336 с.
  44. Ф.И. Советское государство и международное право. -М.: Международные отношения, 1967. 312 с.
  45. Я.П. Философские предложения // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М.: Госполитиздат, 1952.-712 с.
  46. О. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. -306 с.
  47. О.А. Проблемы войны и мира в XX веке: Нижегородская серия документов по истории международных отношений. Н. Новгород: ННГУ, 1996.-Т. 1.-278 с.
  48. О.А. Проблемы войны и мира в XX веке: Нижегородская серия документов по истории международных отношений. Н. Новгород: ННГУ, 1997.-Т. 2.-212 с.
  49. О.А. Проблемы войны и мира в XX веке: Нижегородская серия документов по истории международных отношений. Н. Новгород: ННГУ, 1998.-Т. 3.-297 с.
  50. Л.А. Право войны. -М., 1905.
  51. Н.М. История философии права. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1908.-431 с.
  52. Н.М. Международное право. СПб., 1886.
  53. Н.М. Право войны. Лекции. СПб., 1883 — 1884.
  54. Е.А. Право войны. М., 1944.
  55. А.П. Право естественное. СПб., 1820.
  56. Э. Древние русские сменные или военные суды. М., 1882.
  57. Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917.
  58. Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. — 431 с.
  59. В.Ф. Рассуждения о войне и мире. СПб., 1803.
  60. В.И. Мир и война: новое мышление. М.: Воениздат, 1989. — 191 с.
  61. Ф.Ф. О праве частной собственности во время войны. -СПб.: Печат. В. Головина, 1869.-453 с.
  62. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. -Юрьев, 1912.
  63. Н.А. История Древнего Рима. М.: Госполитиздат, 1956. — 611 с.
  64. Меринг Франц. Очерки по истории войны и военного искусства. -М.: Гос. воен. изд. тип. им. Евг. Соколовой, 1938. 544 с.
  65. Г. П. Русская военная мысль в XIX веке. М.: Наука, 1973. -315 с.
  66. Д.Б. Законы и правила войны по международному праву. -СПб., 1877.
  67. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Под. ред. А. Ф. Лосева. Т. 3. — Ч. 1. -М.: Мысль, 1971.-687 с.
  68. А.И., Савинский Л. И. Вооруженные конфликты и международное право. Основные проблемы. М.: Наука, 1976. — 416 с.
  69. И.В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916.-Т. 1.-Ч. 1−2.
  70. Прудон Пьер Жозеф. Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. М.: А. Черенин. тип. Грачева, 1864. — Т. 1. — 297 с.
  71. Прудон Пьер Жозеф. Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. М.: Изд. А. Черенин. тип. Грачева, 1864. — Т. 2. — 304 с.
  72. Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. М.: ИНИОН, 1947.-Вып. 1.
  73. . История западной философии и её связи с политическими исоциальными условиями от античности до наших дней. 2-е изд., испр. -Новосибирск: Новосибирский университет, 1997. — 933 с.
  74. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. Т. 3. — 712 с.
  75. Рише, Шарль Роберт. Войны и мир. СПб.: Тип. Сойкина, 1905. — 151 с.
  76. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права: Трактаты. М.: Канон Пресс-Ц: Кучково Поле, 1998. — 416 с.
  77. Ю.М. От Чосера до Шекспира. Этические и политические идеи в Англии. М.: МГУ, 1985.- 192 с.
  78. B.C. Очерки по истории Древнего Рима. М.: Просвещение, 1938. -Ч. 2. — 390 с.
  79. А.И. О праве войны на море и морском нейтралитете. Петербург, 1915.
  80. Советская историческая энциклопедия в 12-ти томах / Под ред. Е. М. Жукова. М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3. — 976 с.
  81. Современные войны (гуманитарные проблемы). Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам: Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1988. 245 с.
  82. Современный философский словарь / Под общ. ред. докт. филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон: Панпринт, 1998. — 1064 с.
  83. А.Н. Очерки истории и догматики международного права. -Харьков: Унив. тип., 1875. 742 с.
  84. . История зарождения современного международного права. Средние века. Харьков, 1899. — Т. 1.
  85. . Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков. Харьков, 1899. — Т. 2.
  86. Творения Блаженного Августина. 1-е изд. — Киев, 1901−1925.
  87. Трактаты о вечном мире. / Под ред. И. С. Андреевой и А. В. Гулыги. -М.: Соцэкиз, 1963.-278 с.
  88. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в
  89. V-веке. Ч. 1. Миросозерцание бл. Августина. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892.-271 с.
  90. С.А. Война и современность. М.: Наука, 1986. — 215 с.
  91. Философия мира против идеологии войны. М.: Мысль, 1988. — 314 с.
  92. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 — 575 с.
  93. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  94. Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII вв.). Л.: Наука: Ленингр. отд., 1990.-243 с.
  95. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. — Т. 1. — Ч. 2. — с. 823−862.
  96. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1994. — 224 с.
  97. А.И. Современное право войны. М., 1910.
  98. Г. В. От права войны к праву мира. -М.: Международные отношения, 1967. 192 с.
  99. М.А. Вечный мир и разоружение. СПб.: Изд. Ф. Павленков. Центральная тип.-лит. М. Я. Минкова, 1899. — 64 с. 1. Статьи.
  100. И.С., Гулыга А. В. Вопросы мира в Западноевропейской философии // Вопросы философии. М.: Правда, 1960. — № 11. — с. 106−117.
  101. П.Н. Концепция естественного права в учении Гуго Гроция // Известия Академии наук СССР. Отделение экономики и права. М.: АН СССР, 1946.-№ 1. — с. 3−12.
  102. В.М. О вечном мире // Журнал Министерства юстиции. -СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1899. № 4. — с. 145−189.
  103. Грабарь В. Э. Вопросы государственного и международного права в
  104. Комментариях Джона Мэра к Сентенциям Петра Ломбардского // Московский журнал международного права. М.: Международные отношения, 1998.-№ 4.-с. 178−185.
  105. В.Э. Гуго Гроций и Альберико Джентили как представители двух направлений в науке международного права // Известия Академии наук СССР. Отделение экономики и права. М.: АН СССР, 1946. — № 1. -с. 13−25.
  106. В.Э. Трактаты Гуго Гроция, посвященные международному праву // Известия Академии наук СССР. Отделение экономики и права. М.: АН СССР, 1946.-№ 1. — с. 39−51.
  107. Л.А. Главные моменты идеи мира в истории // Русская мысль. М.: Типо-литогр. И. Н. Кушнерев и К 1895. — № 6. — с. 1−27.
  108. Л.А. О внутреннем основании идеи международного суда // Юридический вестник. М.: Типография А. И. Мамонова и К 1882. — № 5. -с. 56−65.
  109. Н. Гуго Гроций. К 300-летию его сочинения «О праве войны и мира» // Право и жизнь. М.: Право и жизнь, 1925. — № 9−10. — с. 106−123.
  110. В.Д. Вопросы войны и мира в трудах русских просветителей // Советское государство и право. М.: АН СССР, 1962. — № 4. — с. 116−121.
  111. . Защита Родины и вопросы и вопросы права войны в «Слове о полку Игореве» // Советское государство. М.: АН СССР, 1938. — № 4. -с. 79−91.
  112. В.А. Социально-философский анализ проблемы предотвращения войн: Автореф. Дис. канд. филос. наук. -М., 1993.
  113. С.Г. Проблема смысла войны в русской религиозно-идеалистической философии начала XX века: Автореф. Дис. канд. филос. наук. М., 1990.
  114. В.Д. Западноевропейские и русские просветители XVIII -начала XIX века о войне и мире: Дис. канд. юрид. наук. М., 1963. — 295 с.
  115. И.В. Концепция «социологии» войны в трудах Н.Н. Головина: Автореф. Дис. докт. филос. наук. М., 1992.
  116. Е.Н. Запрет пропаганды войны в современном международном праве: Дис. канд. юрид. наук. М., 1956.
  117. А.Г. Социально-философские проблемы войны и мира в контексте детерминизма: Автореф. Дис. докт. филос. наук. СПб., 1997.
  118. Д.В. Метафизика Франциско Суареса (Принцип индивидуализации от средневековой схоластики к философии Нового времени): Дис. канд. филос. наук. СПб., 1997.1. За^хО.ежнм^истдчтки^
  119. Alfaris P. Involution intellectuelle de Saint Augustin. Paris: Pedone, 1919.
  120. Arquilliere, H.-X. L’augustinisme politique. Essai sur la formation des theories politiques au moyen age. 2-е ed. — Paris: Vrin, 1972.
  121. Aubert, Jean-Marie. Le droit romain dans l’oevre de saint Thomas. Paris: Vrin, 1955.
  122. Basdevant, Jules. Hugo Grotius // Les fondateurs du droit international. Leurs ouvre leurs doctrine. — Paris: Ed. Par A. Pillet. V. Giard et E. Briere, 1904.
  123. Beaufort, Leo J.C. La guerre comme instrument de secours ou de punition, d’apres la patristique, le moyen age et Grotius. La Haye: M. Nijhoff, 1933.
  124. Bongert, Yvonne. Recherchees sur les cours laiques du X-eme au XIII-eme siecles. Paris, 1948.
  125. Bourquin M. Grotius est-il le pere du droit des gens? Grandes figures et grandes oevres juridiques // Memoires publie par la Faculte de Droit de Geneve.1. Geneve, 1948.-№ 6.
  126. Bourquin M. Grotius et les tendances actuelles du droit international. -RDILG, 1926.
  127. Boyer C. Christianisme et neo-Platonisme dans la formation de Saint Augustin. -Paris, 1920.
  128. Brehier, Emile. Histoire de la philosophie. Paris: Presses universitares de France, 1967.
  129. Briere de la Yves. Le droit de juste guerre. Tradition theologique. Adaptations contemporaines. Paris: Pedone, 1938.
  130. Calvo Charles. Le droit international theoretique et pratique. Paris, 1888.
  131. Canb?s Gustave. La doctrine politique de saint Augustin. Paris, 1927.
  132. Cassirer Ernst. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaflt der neueren Zeit. Berlin: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1923.
  133. Саугё P. Initiation a la philosophie de Saint Augustin. Paris, 1947.
  134. Contamine, Philippe. Guerre, Etat et Soci? te a la fin du Moyen Age. Etudes sur les armees des rois de France, 1337−1494. Paris et La Haye: Mouton. 1972.
  135. David Eric. Principes de droit des conflits armes // ouvrage du Prix de Paix 1993. Editions Bruylant, Bruxelles, 1994.
  136. Dibon Paul. La philosophie neerlandaise au siecle d’or. T .1: L’ensseignement philosophique dans les universites a l’epoque prerecart-sienne (1575−1625). -Paris, Amsterdam, Londre, New-York: Elsevier, 1954.
  137. Droit Humanitaire et conflits armes, editions de l’Universite de Bruxelles. -Bruxelles, Belgique, 1976. 302 p.
  138. Erben, Wilhelm. Krigsgeschichtee des Mittelalters. Munich et Berlin: Oldenbourg, 1929.
  139. Ernout et Meillet, A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. Histore des mots. Paris: Klincksieck, 1939.
  140. Eysinda van W.J.M. Quelques observations sur Grotius et le droit romain. -La Haye, 1947.
  141. Eysinga van W.J.M. Hugo Grotius: Eine biographische Skizze. Bale, 1952.
  142. Eysinga van W.J.M. Quelques observations au sujet du Mare liberum. Bale, 1958.
  143. Fluckiger, Felix. Geschichte des Naturrechtes. Zurich: Evangelischer Verlag, 1954.-В. 1.
  144. Frieden und Volkerrecht. Stuttgart: ed. Georg Picht et Constanze Eisenbart, 1973.
  145. Furet Marie Francoise, Martinez Jean — Claude, Dorandeu Henri. La guerre et le droit. — Paris: Editions A. Pedone, 1979.
  146. Furet Marie-Fran9oise, Martinez Jean-Claude, Dorandeu Henri. La guerre et la droit. Paris: editions A. PEDONE, 1979. — 325 p.
  147. Gentilius Albericus. De iuris interpretibus. Turin: ed. G. Astuti, 1937. -473 p.
  148. Gilson E. Introduction a l’etude de Saint Aaugustin. Paris, 1949.
  149. Gilson E. Introduction a la philosophie de Saint Augustin. Paris, 1943.
  150. Grandes figures et grandes euvres juridiques // Memoire publies par la faculte de Droit de Geneve. Geneve, 1948. — № 6.
  151. Haggenmacher Peter. Grotius et la doctrine de la guerre juste. Geneve et Paris: Editions de l’institut universitaire de hautes etudes intemationales, 1983. -611 p.
  152. Harnack von A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1924.
  153. Hashagen Justus. Das geistige Gesicht des Hugo Grotius. ZV, 1939. -B. XXIII.
  154. Holl K. Augustins innere Entwicklung. Tubingen, 1928.
  155. Hornus, Jean-Michel. Evangile et Labarum. Etude sur 1'attitude du christianisme primitif devant les problemes de PEtat, de guerre et de la violance. -Geneve: Labor et Fides, 1960.
  156. Huber Max. Die soziologischen Grundlagen des Volkerrechts. Berlin: W. Rothschild, 1928.
  157. Hugo Grotius. Samlung gemeinverstandlicher wissenschaftlicher Vortrage, herausgegeben von R. Virchow und Fr. v. Holtzendorf. Berlin, 1884. — Serie XIX.
  158. Joubert, J. Etude sur Grotius. Paris: Domat-Montchrstien, 1935.
  159. Koschaker Paul. Europa und das romische Recht. Munich et Berlin: Beck, 1966.
  160. La cooperation juridique internationale. -Paris: Edition L.G.D.J., 1994.
  161. La guerre devant le christianisme. Paris, 1912.
  162. Laufs Joachim. Der Friedensgedanke bei Augustines. Wiesbaden, 1973.
  163. Le Bras-Chopard Armelle. La guerre. Theories et ideologies. Paris: Edition Montchrestien, collection CLEFS, 1994.
  164. Le droit de guerre d’apres du Moyen-Age. Paris: et Bruxelles, 1911.
  165. Le droit de la guerre et les precurseurs de Grotius. Bruxelles et Leipzig, 1882.
  166. Le droit internationalen public de la mere. Chateauroux, 1932.
  167. Lee, Robert W. Hugo Grotius. Londres: H. Milford, 1930.
  168. Legendre, Pierre. La penetration du droit romain dans le droit canonique classique de Gratien a Innocent IV (1140−1254). Paris: Jouve, 1964.
  169. Les religions et la guerre. Paris: Les editions du CERF, 1991.
  170. Lewalter E. Die geistesgeschichtliche Stellung des Hugo Grotius. Leipzig: DVLG. 11, 1933.
  171. Lot, Ferdinand. L’art militaire et les armees au moyen age en Europe et dans le Proche-Orient. Paris: Payot, 1946. (Bibliotheque historique).
  172. Magdelain, Andre. Auctoritas Principis. Paris: Les Belles Lettre, 1947.
  173. Meinecke Friedrich. Die Idee der Staatsrason in der neueren Geschichte. -Munich et Berlin: Oldenbourg, 1924.
  174. Mesnard, Pierre.. L’essor de la philosophie politique au XVI-e siecle. -3-е ed.- Paris: Vrin, 1969.
  175. Meylan P. Grotius et l’ecole du droit naturel. Lausanne, 1946.
  176. Meyrowitz, Henri. Le principe de l’egqlite des belligerqnts devant le droit de la guerre. Paris: Pedone, 1970.
  177. Monceaux P. Saint Augustin et la guerre // L’Eglise et le droit de la guerre. -Paris, 1920.
  178. Moye Marcel. Le droit des gens modem. Paris, 1928.
  179. Muller Jean-Marie. Principes et methodes de Г intervention civil. Paris: Editions Culture de Paix Desclee de Brouwer, 1997. — 178 p.
  180. Myron P. Gilmore. Argument from Roman Law in Political Thoight 1200−1600.-Cambridge, 1941.
  181. Marrou H.I. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris, 1938.
  182. Nussbaum Arthur. A concise History of the Law of Nations. New York: MacMillan, 1947.
  183. Nourrisson J. La Philosophie de Saint Augustin. Paris, 1936. — T. 1−2.
  184. Ottenwalder, Paul. Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius. Tubingen: Mohr, 1950.
  185. Pellet Alain. Droit d’ingerence ou devoir d’assistance humanitaire.- Paris: Editions: La documentation Frangoise, 1995. 133 p.
  186. Philonenko Alexis. Essais sur la philosophie de la guerre. Paris: Editions J. Vrin, 1976.-265 p.
  187. Ralph E. Giesey. Medieval Jurisprudence in Bodin’s Concept of Sovereighty // Jean Bodin. Verhandlungen der internationalen Bodin Tagung in Munchen. -Munich: Ed. Par Horst Denzer, 1973.
  188. Rapp, Hans. Die Bedeutung der Lehre Molinas (1535−1600) von der natura rei fur die Theorie des Naturrechts. Berlin: Freiburg, 1963.
  189. Regout Robert. La doctrine de la guerre juste, de Saint Augustin a nos jours d’apres les theologiens et les canonistes catholiques. Paris: Pedone, 1935. -149 p.
  190. Risse W. Die Logik der Neuzeit. Stuttgart: Bad Canstatt, 1964.
  191. Rivier Alfonse. Note sur la literature du droit des gens avant la publication du Jus belli ac Pacis de Grotius. Bruxelles: F. Hagy, 1883.
  192. Rod W. Geometrischer Geist und Naturrecht, Methodengeschichtliche Untersuchungen zur Staatsphilosophie im 17. und 18 Jahrhundert. Muniche:
  193. Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1970.
  194. Rohler J. Die spanischen Naturrechtslehrer des 16. und 17. Jahrhunderts. -ARW, 1916−1917.
  195. Salvioli, Joseph. Le concept de guerre juste d’apres les ecrivains anterieurs a Grotius. 2-е ed. — Paris: Bossard, 1918.
  196. Sassen F. Grotius philosophe aristotelicien. Paris, 1942. — 135 p.
  197. Savigny von F.C. Geschichte des romischen Rechts im Mittelaters. -Heidelberg, 1831.-Т. VI.
  198. Schnur Roman. Die franzosischen Juristen im Burgerkrieg des 16.Jahrhunderts. Berlin: Duncker und Humblot, 1962.
  199. Schnur Roman. Individualismus und Absolutismus. Berlin: Duncker und Humblot, 1963.
  200. Sporl Johannes. Hugo Grotius und der Humanismus des 17. Jahrhunderts. -HJ, 1935.
  201. Stintzing R. Ulrich Zasius. Ein Beitrag zur Geschichte der Rechtswissenschaft im Zeitalter der Reformation. Bale, 1957.
  202. The Spanisch Origin of International Law. Francisco de Vitoria and his law of natios. Oxford et Londres, 1934.
  203. The Spanisch Origin of International Law. Lectures on Francisco de Vitoria (1480−1546) and Francisco Suarez (1548 -1617). Washington: D.C., 1928.
  204. Troeltsch E. Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter. Munchen, Berlin: Oldenbourg, 1915.
  205. Vatel de Emer. Le Droit des Gens. Londres, 1758.
  206. Vauderpol Alfred. La doctrine scolastique du droit de guerre. Paris: Pedone, 1919.-250 p.
  207. Villey Michel. La Croisade. Essai sur la formation d’une theorie juridique. Paris, 1942.
  208. Villey Michel. La formation de la pensee juridique modern. Paris: Les Editions Montchrestien, 1968. — 178 p.
  209. Villey Michel. Le
  210. Voeltzel Rene. La Methode theologique de Hugo Grotius. RHPR, 1952.
  211. Vollenhoven, Cornells van. Du Droit de Paix. De lure Pads. La Haye: M. Nijhoff, 1932.
  212. Wolf Erik. Grotius, Pufendorf, Thomasius. Drei Kapitel zur Geisteltgeschichte der Rechtswissenschaft. Tubingen, 1927.
Заполнить форму текущей работой