Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине XIX — начале XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации заключается в том, что в период переоценки исторических и политико — правовых процессов в Российском государстве, она представляет собой новое в отечественной политико-правовой науке монографическое/исследование с позиции теории консерватизма, в ч частности русского православного традиционализма. В работе рассмотрен ряд вопросов, которые не были ранее предметом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНСЕРВАТИЗМА В ПОЛИТИКО ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ
    • 1. Общее понятие консерватизма в западноевропейской интерпретации
    • 2. Западный консерватизм сегодня (неоконсерватизм)
    • 3. Понятие и истоки русского политического консерватизма
  • ГЛАВА II. КОНСЕРВАТИВНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОСНОВУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ
    • 1. К.Н. Леонтьев и идея русской империи
    • 2. К.П. Победоносцев как державный идеолог
    • 3. Л А. Тихомиров как теоретик монархизма
  • ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ КОНСЕРВАТИВНЫХ ВЗГЛЯДОВ В
  • ТРУДАХ И А. ИЛЬИНА И И. Л. СОЛОНЕВИЧА

Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине XIX — начале XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что встав на путь политических и экономических преобразований, общество лишь учится употреблять свободу во благо себе. На духовном перепутье умножились насилие и преступность, законы зачастую не работают. В этих условиях, лишь истинные нравственные установки придают человеческой культуре ценность и полноту.

Наверное именно поэтому политико-праровые концепции русского православного консерватизма весьма актуальны и сегодня, поскольку многие положения этой доктрины могут быть весьма успешно применены (и применяются в ряде случаев) в правовой и политической практике нашего общества, как средство выхода из создавшегося кризиса, причем выхода не в сторону какого-либо тоталитарного, профашистского общества.

На наш взгляд выработка нового понимания основных постулатов этого учения тем более становится актуальной в практической деятельности правоохранительных органов, поскольку сегодня идейное обоснование работы сотрудника милиции заслонили проблемы материального благополучия и личной выгоды от данного вида общественной деятельности.

Многолетнее одностороннее изучение истории исключительно с мар-ксистко — ленинских позиций привело к формированию резко отрицательного отношения к самому термину «консерватизм» среди огромных масс населения, так как имеет в своей основе тотальные искажения и замалчивания фактов, или же интерпретацию их в нужную для авторов сторону.

Несмотря на современные политические преобразования существеннейшим образом изменивших отношение к различным этапам истории России и соответственно происшедшую переориентацию исторической и юридической наук, процесс «переоценки ценностей» оказался неоднозначным для различных поколений историков и юристов. Казавшиеся незыблемыми постулаты истории и права России сегодня подверглись пересмотру, разнообразной критике, и поставили перед специалистами огромное количество вопросов в ранее, казалось бы, изученных областях.

В тоже время, критика русского консерватизма в современной публицистике ведется уже с позиций западных либерально — демократических ценностей. Этот кажущийся на первый взгляд парадокс, происходит в силу того, что ценности православного традиционализма существенно, если не диаметрально противоположны основам не только коммунистической идеи (в ее вульгарной интерпретации), но и либеральной демократии.

Здесь необходимо отметить, что консерватизм, как политическое учение неоднороден, и в политических системах разных государств имеет различные формы своего выражения. Если говорить о России, то одной из форм выражения русского политического консерватизма является православный традиционализм, постулаты которого по сути выступают как основная часть рассматриваемого в работе учения. В дальнейшим, мы будем для удобства взаимозаменять эти понятия в работе. Теоретиками этого учения являлись такие ученые, философы и государственные деятели как Л. А. Тихомиров, К. П. Победоносцев и К. Н. Леонтьев.

Эти имена за годы существования Советской власти были умышленно преданы забвению, а если и упоминались, то только в резко отрицательном контексте.

Между тем, жизненный путь, философские воззрения и политикоправовые взгляды каждого из этих ученых заслуживают самого пристального изучения. На современном этапе совершается одно из самых значительных событий в жизни русского народа: возвращение к Богу, к Церкви. Однако, после 70-ти лет тотального атеизма довольно сложно увязать этот процесс с современной государственной политикой, определить роль Церкви в построении государства. Классики православного традиционализма предлагают огромный опыт, актуальный как для изучения, так и, в некоторых аспектах, практического применения.

Одной из важнейших составляющих в политико — правовом управлении России всегда являлась национальная политика. В наши дни, когда кровавые межнациональные конфликты стали печальной повседневностью, достаточно актуально звучат основы национальной государственной политики России в изложении православных традиционалистов.

Права и обязанности граждан России, взаимоотношения народа и монархии, основы построения российской национальной государственности, -все это достаточно актуально и в наши дни.

Таким образом, назрела настоятельная потребность в углубленном исследовании роли и места православного традиционализма как разновидности политического консерватизма в России, изучения трудов классиков этого течения и определения возможности практического применения некоторых положений.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является исследование политико — правовых основ русского консерватизма как православного традиционализма, определение возможного места и роли данного течения в подготовке сотрудников ОВД.

Исходя из поставленной цели, автор наметил для себя следующие задачи:

• На основе анализа научно — теоретического материала о понятиях «консерватизм», «русский православный традиционализм» сформулировать определение этих понятий применительно к политико-правовым реалиям современного Российского государства;

• Показать место русского православного традиционализма в системе взглядов мирового политического консерватизма;

• Выявить тенденции и этапы формирования политического консерватизма в России;

• Дать критический анализ философских и политико-правовых воззрений в России в конце XIX — середине XX столетий;

• Определить возможность применения ряда положений русского политического консерватизма в системе подготовки сотрудников правоохранительных органов;

Объектом диссертационного исследования являются воззрения выдающихся представителей русского политического консерватизма на общественные отношения, складывавшиеся в политико-правовой сфере России.

Предметом исследования служат консервативно-политические идеи в России, генезис их возникновения и динамика развития.

Методология исследования. В основе методологии исследования лежит диалектический подход в изучении мирового консерватизма с учетом классических и современных концепций развития русского православного традиционализма как одной из форм русского политического консерватизма. Кроме того, в диссертации использовались сравнительный, историко-правовой, структурно функциональный и логический методы познания.

Теоретическими источниками диссертационного исследования послужили работы основоположников консерватизма Э. Берка, Р. Шатобриана, классиков русского православного традиционализма J1. A Тихомирова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и других. В исследовании так же были использованы материалы справочной литературы — статьи по данной теме из энциклопедического словаря Ф. А Брокгауза и В. Ефрона, энциклопедии русского права, исторической энциклопедии и др. Анализ проблем взаимоотношений государства и церкви рассмотрен в трудах П. Сорокина, И. Ладожского, Т. Флоровского, В. П. Еременко, Н. А. Булгакова, А.А. ЯковлеваКозырева и др.

Отдельные философские проблемы политико-правовых взглядов русских консерваторов рассматриваются в работах: Т. Плеханова, И.Б. Мань-ковского, Б. Капеци, В. А. Грингмута, А. В. Сухова, И. О. Лосского, Д. С. Мережковского, С. Л. Франка, В. А. Розанова и др.

В диссертации представлены материалы периодической печати, освещающие современные аспекты русского консерватизма, православной государственности и политико-правовых воззрений. Выбор аспектов проведен по признаку значимости и новизны рассматриваемых вопросов, их важности для комплексного анализа проблемы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в период переоценки исторических и политико — правовых процессов в Российском государстве, она представляет собой новое в отечественной политико-правовой науке монографическое/исследование с позиции теории консерватизма, в ч частности русского православного традиционализма. В работе рассмотрен ряд вопросов, которые не были ранее предметом специального изучения, новые обобщения и выводы, идеи. В частности предложен подход к консерватизму в России как русскому православному традиционализму, существенно отличающемуся от мирового консерватизма. Рассмотрены учения забытых русских философов и государственных деятелей JI. A Тихомирова, К. П Леонтьева, К. П Победоносцева как основоположников русского православного традиционализма, осмысленны их идеи русской государственности, политико-правовые взгляды. Обсуждена возможность применения некоторых аспектов православного традиционализма в политико-правовой области в наши дни.

На защиту выносятся следующие положения, выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационном исследовании.

1) Современные концепции понимания государства и деятельности его политических институтов в своей основе базируются на теории Западной политической науки, что зачастую приводит к неточному пониманию процессов, происходящих сегодня в обществе.

В связи с этим необходимо обратить особое внимание на политико-правовые воззрения русского политического консерватизма. Понимание основ государственности России, ее правовой системы, высказанное в работах.

JI.A Тихомирова, К. Н Леонтьева, К. П Победоносцева, И. А Ильина, Митрополита Иоанна и многих других деятелей этого учения, по своей сути предполагает духовное единение всей нации, выраженное в существовании государства с централизованной, Сильной властью, в моральной и правовой ответственности личности перед обществом.

2) Опыт проведения современных реформ убедительно показал, что западный популярный гедонистский лозунг личного благоустройства любыми средствами — деструктивен. Подобное положение вещей объективно побуждает обратиться к духовному наследию русского политического консерватизма. Последний выражен в виде православного традиционализма, что коренным образом отличает его от подобного западного политического учения.

3) Существующая ныне система духовно — нравственных ценностей должна быть существенно изменена и дополнена из теоретических концепций православного традиционализма (русского политического консерватизма). Несомненно, что такое дополнение благотворно отразится на жизни всего российского общества, и в частности, на деятельности органов внутренних дел.

4) Несмотря на ставшую уже традиционной республиканскую форму правления и прижившиеся некоторые либерально — демократические ценности, в обществе продолжают оставаться некоторые черты, присущие православному традиционализму. Ко всему прочему, эти особенности национального устройства Российского общества должны не просто сегодня присутствовать, но и оберегаться.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней раскрываются с позиций теории права и государства опыт русского политического консерватизма в виде православного традиционализма. Диссертация подробно анализирует взгляды на теорию государства философов — консерваторов XIX — начала XX столетия.

Автор исследует работы забытых в России и вновь «открытых» основоположников православного традиционализма Л. А Тихомиров, К. П Победоносцев, К. Н Леонтьева, сочетая изучение личностей философов и их теоретических концепций. Не останавливаясь на анализе работ авторов монархической России, диссертант большое внимание уделяет изучению взглядов Философов — эмигрантов, в частности, традиционалиста И. А. Ильина и представителя неомонархизма И. А Солоневича. Диссертация ориентирует последующих исследователей на дальнейшую разработку идей русского политического консерватизма и теоретическое обоснование их практического применения.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют наиболее полно представить историю формирования политико-правовых идей в России, а также выделить особенности русского духовного менталитета и соответствующего ему правовой ментальности русского народа. В свою очередь благодаря этому становится возможным предположить дальнейшие перспективы развития государства и общества.

Поскольку либерально-демократические идеи проповедуемые сегодня в России переживают здесь свой глубокий кризис, то несомненно, что необходимо обращение к русскому политическому консерватизму, как учению позволяющего сформулировать идею дальнейшего социального развития.

Несомненно, что полученные результаты могут быть также использованы при разработке программ по подготовке кадров МВД, развитии форм и методов их деятельности, формированию духовности работников МВД, возрождению к жизни таких понятий как честь, достоинство, верность Отчизне, лояльность, законопослушность и многих других.

Материалы диссертации содержат в себе информацию, имеющую теоретико — познавательное значение, расширяют представление о правовом государстве. Отдельные положения могут найти практическое применение в преподавании общей теории права и государства. Апробация материалов исследования.

Материалы исследования нашли отражения в опубликованных статьяхосновные теоретические выкладки работы были использованы при проведении лекционных и семинарских занятий курса История политических партий и правовых учений в ЮИ МВД России, а так же при изучении таких дисциплин, как Основы социологии и политологии, Основы философских знаний и История отечественных ОВД в Астраханской специальной средней школе милиции МВД России и при проведении тематических конференций в АССШМ МВД России с приглашением преподавателей ВУЗов и ССУЗов города.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Неудачи последних лет в реформировании общества убедительно показали, что России необходим свой путь государственного развития, поскольку в любом обществе существует только ему присущая культурная среда, формируемая поколениями. Взгляды, оценки, ценности, стереотипы поведения людей переходят в настоящее из прошлого. Они могут видоизменяться, но узнаваться будут даже через столетия. Это то, что определяет политическую культуру данного общества, характеризует его уровень политической социализации.

Ориентируясь на это утверждение нам представляется, что сегодня необходимость обращения к политическому консерватизму, как к учению отвечает современным потребностям государственного строительства нашего общества. Данная точка зрения оправдывается историей возникновения этой идеологии.

Появление политического консерватизма как учения явилось ответной реакцией на события Великой французской революции, которые привели к разрушению государственных устоев и многочисленным жертвам в результате проведения в стране радикальных социальных преобразований.

Главные постулаты консерватизма нашли свое отражение в сочинениях писателей того времени: англичанина Э. Берка, французов Жозефа де Ме-стра и Луи де Бональда.

Основателем нового течения принято считать Эдмунда Берка, который сформулировал в своей работе — Reflection on the revolution in France (Размышления о революции во Франции) в 1790 году его основные принципы. Являясь основателем теории консерватизма вообще, сам Берк несомненно принадлежит к ее «древнейшему» направлению — традиционализму.

Последующее развитие консервативной концепции идейными наследниками Берка позволяет вычленить основные положения этого учения.

Консервативными ценностями являются: религиозные и духовные цели политической деятельностикульт нравственности, авторитет семьи, школы и Церквикульт традиций, национальной культуры, патриотизмприоритет интересов государства перед интересами индивидасильное иерар-хичное государствоконкретно-историческая обусловленность прав и свободпрагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность перемен;

В качестве антиценностей выступают: атеизм, материалистическая ориентация политикиморальный релятивизмкульт рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизмприоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенствокульт личных прав и свободприверженность теоретическим моделям, культ перемен, революция.

В целом, за основу, в работе взято определение консерватизма, данное В. А. Гусевым. Это идеология, основанная на признании ценности той или иной исторической традиции (традиций). При этом принцип следования традиции выступает наиболее общим принципом консервативного мышления. Следовательно, консерватизм, сохраняя общую верность принципу следованию традиции вообще, может иметь существенные различия в зависимости от того, какой именно исторической традиции они собираются следовать.

Исходя из этого определения автором выводятся и статусы современного западного консерватизма, выраженных в политико-правовых течениях «новых правых» и неоконсерваторов. Последние являются консерваторами постольку, поскольку придерживаются традиций либеральной демократии, которые на западе насчитывают уже длительное время своей социальной жизни.

В свою очередь русский политический консерватизм представляет несколько иное политико-правовое учение в силу своего генезиса.

Первым и основным началом православного традиционализма является глубокая вера в Бога. Другим постулатом этого учения является законо-послушание. Это неразрывно связано с верой. Не зря уже в наши дни Патриарх Алексий сказал: «Первый закон, первые заповеди были даны по воле самого народа и должны были способствовать единению людей с Творцом. Так и во все века человечество не могло и не может жить без закона. Неуважение к закону и утрата нравственных ценностей весьма печально сказались в этом веке на духовном состоянии народа и, как следствие — на уровне преступности, которая выливается во все новые формы».108.

Другим не менее важным принципом православного традиционализма является культ таких понятий как «честь» и «достоинство», а также верность Отечеству и готовность к его защите, даже если это сопряжено с опасностью i для жизни. Эти принципы жизненно важны и сейчас в воспитании кадров j правоохранительных органов.

Одним из сложных вопросов Российской современности является национальный вопрос. Этот вопрос всегда стоял остро и в дореволюционной России, и решался он не всегда успешно. Однако некоторые положения православного традиционализма по данной проблеме сегодня очень актуальны.

В учениях таких авторов как К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев и Л. А. Тихомиров, предполагается полная свобода вероисповедания, взаимное уважение и признание национальных культур и традиций под эгидой самой многочисленной религии — православия.

Для современного сотрудника МВД чрезвычайно важно быть веротерпимым, с уважением относиться к любой национальности, проявлять лояльность и понимание в любой межнациональной ситуации.

108 Духовность. Правопорядок. Преступность. Материалы научно — практической конференции 28 марта 1996 г. — М., 1996. С. 13.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. К.С. Краткий исторический очерк Земских Соборов // Русский вестник. 1992. — № 17.
  3. В. Земские соборы древней Руси. Ростов на Дону, 1904.
  4. Д.Н. Начальный этап истории самодержавия // Вопросы истории. -1985.-№ 9.
  5. П. Божественная природа судебной власти от Ветхого Завета до наших дней // Российская юстиция. 1996. — № 1.
  6. Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
  7. Н.А. Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926.
  8. Н.М., Сергеев В. М. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре //ОНС.- 1995.-№ 6.
  9. С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073 1076 гг. — Киев, 1990.
  10. А.В., Колодкин Л. М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.
  11. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли ХЗХ XX веков / Сост.: Н. Г. Федоровский. — М., 1997.
  12. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
  13. Воспоминания Льва Тихомирова. М., 1927.
  14. К.С. Консерватизм: современные интерпретации. Научно -аналитический обзор. М., 1990.
  15. К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и новейшая история. 1991. — № 1.
  16. А.А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. -М., 1987.
  17. А.А. О фашизме его сущности, корнях, признаках и форме // Полис. — 1995. — № 2.
  18. В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историо- графический обзор) // Полис. 1995. — № 4.
  19. В.А. М.И. Катков как государственный деятель // Русский вестник. 1987. — № 8.
  20. В.А. Консервативная политология Ивана Ильина. // Социс. -1992.- № 4.
  21. В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь, 1997.
  22. Н.Я. Сборник политических и экономических статей. -СПб., 1880.
  23. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  24. Духовность. Правопорядок. Преступность. Материалы научно практической конференции 28 марта 1996 г. — М., 1996.
  25. B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX века) // Вопросы истории. 1996. — № 11−12.
  26. Епископ Григорий (Граббе). Русская православная Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвиль, 1991.
  27. В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. Киев, 1991.
  28. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), Булгаков Н. А., Яковлев-Козырев А. А. Православие. Армия. Держава. М., 1993.
  29. И.А. Введение в философию. М., 1912.
  30. И.А. Почему сокрушился монархический строй? // Социс. 1992.- № 4.
  31. И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. -Т.1.
  32. И.А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. — Т.2. — Кн.1.
  33. И.А. О монархии и республике // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. -Т.4.
  34. И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. в 10 т., М., — 1994. — Т.4.
  35. И.А. Общее учение о государстве и праве // Собр. соч.: В 10 т.-М., 1994.-Т.4.
  36. И.А. Понятие права и силы. (Опыт методологического анализа) // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. — Т.4.
  37. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1995.
  38. История Отечества в портретах политических и государственных деятелей. М., 1993. — Вып.2.
  39. Из глубины. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
  40. . Неоконсерватизм и «новые правые». М., 1986.
  41. В.О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. — Т. VIII.
  42. А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991.
  43. .А. Политическая философия в ФРГ. (Критика буржуазных и реформистких концепций). Ростов, 1987.
  44. Ю. Уроки «Вех» // Знание сила. -1991. — № 2.
  45. В.А. Державный орел России. М., 1995.
  46. С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт на Майне, 1983. — Т.1.
  47. К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1885−1886. — Т. 1−2.
  48. К.Н. Византизм и славянство // Собр. соч. М., 1912. — Т. 5.
  49. К.Н. Панславизм и греки // Собр. соч. М., 1912. — Т. 5.
  50. К.Н. Племенная политика как орудие всемирной революции // Собр. соч. -М., 1912.-Т. 6.
  51. К.Н. Как надо понимать сближение с народом. М., 1990.
  52. К.Н. Записки отшельника. М., 1992.
  53. К.Н. Цветущая сложность. М., 1992.
  54. К.Н. Избранное. М., 1993.
  55. К.Н. Избранные письма. М., 1993.
  56. И.Б. К критике философско-исторических взглядов «новых философов» и «новых правых» // Вопросы философии. 1984. -№ 4.
  57. К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. — Т. 19.
  58. А.Ю. США сдвиг вправо? Консерватизм в идейно — политической жизни США 80-х годов. — М., 1986.
  59. А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980.
  60. A.M. Переосмысливая консерватизм И Вопросы философии. 1990. -№ 11.
  61. Митрополит Иоанн. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., — 1995.
  62. Митрополит Иоанн. Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995.
  63. Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1996.
  64. Митрополит Иоанн. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб., 1996.
  65. Напутствие воину христианину / Сост.: Ф. Н. Козырев. СПб., 1995.
  66. Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века. «Круглый стол» // Вопросы истории. -1996.- № 6.
  67. Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскание о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969.
  68. К.П. Курс гражданского права. СПб., 1892. — 4.1.
  69. К.П. Московский сборник. М., 1896.
  70. К.П. Победоносцев и его корреспонденты. М.- Пг., 1923.
  71. К.П. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925. -Т.1.
  72. К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
  73. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  74. Политология на Российском фоне / Под ред. В. И. Рябова. М., 1993.
  75. А.К. Церковь, власть и общество в России (1880-е первая половина 1890-х гг.) // Вопросы истории. — 1997. — № 11.
  76. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. М., 1983.
  77. Питирим Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  78. Питирим Сорокин. Жертвовать собой // Слово. 1996. — № 5−6.
  79. Л.И. Экономическая сущность неоконсерватизма // Рабочий класс и современный мир. 1988. — № 3.
  80. Е. Заметки по истории московских земских соборов // Журнал Министерства народного просвещения. 1883. — Кн.З.
  81. Г. В. Новый защитник самодержавия или горе г. Тихомирова // Собр. соч. М., 1928. — Т.З.
  82. П.Ю. Консерватизм в современном мире // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М., 1989. — Вып. 1.
  83. В.А. История государства и права России IX начала XX веков. -М., — 1985.
  84. Россия и Европа: опыт соборного анализа. Сборник. М., 1992.
  85. Российское законодательство X XX веков. — М., 1985. — Том 3: Акты земских соборов.
  86. Свод Основных Государственных Законов. СПб., -1906. — Т.1. — 4.1. -Гл.7. — Раздел 1. — jf64.
  87. В.И. Вече и Князь. Русское государственное устройство и управление. М., 1867.
  88. Л. Совесть консерватора // Век XX и мир. 1992. — № 2.
  89. С.П. Консерватизм, либерализм, социализм.
  90. Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 8.
  91. И. Народная монархия. М., 1991.
  92. И. Политические тезисы российского народно имперского (штабс-капитанского) движения // Наш современник. — 1992. — № 2.
  93. И. Диктатура импотентов. М., 1997.
  94. И. Белая империя. М., 1997.
  95. В.Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1995.
  96. Л.А. Демократия либеральная и социальная. М., 1896.
  97. Л.А. Тирания политической мысли. // Дело. 1883. — № 3.
  98. Л.А. Почему я перестал быть революционером. М., 1888.
  99. Л.А. Монархическая государственность. М., 1905.
  100. Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.
  101. Л.А. Критика демократии. М., 1997.
  102. А. О христианской государственности // Православие, государство и предантихристова эпоха. Киев: Изд. Свет Печерский, 1993.
  103. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  104. Философы России 19−20 столетий: (биографии, идеи, труды). / Сост.: А. П. Алексеев. М., 1993.
  105. А.И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопросы истории. 1997. — № 8.
  106. Французский консерватизм XIX XX вв. (критика зарубежной истории). Сборник обзоров. — М., 1989.
  107. А.А. Западногерманские консерваторы: кто они? М., 1990.
  108. А.А. Феномен консерватизма // Вопросы философии. 1991. -№ 5.
  109. Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. — № 2.
  110. Шацкий Ежи. Утопия и традиция. М., 1990.
  111. Я.Н. Византийское и южнославянское наследие на Руси в XI -XIII вв.-М., 1978.
  112. А., Щербинина Н. Консерватизм: удила или путы // Вестник высшей школы. 1992. — № 1.
  113. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1901. — T.XXXIII.
  114. Г. Правые в третьей Государственной Думе. Харьков, 1912.
  115. А.А. Символ русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. — № 8.
  116. Burk Е. Reflection on the revolution in France. Oxford, 1877.
  117. Lorenz K. Der sogenannte BOse: Zur Naturgeshichte der agression. -Munchen, 1974.
  118. Popper K.R. The Open Society and its Enemiens. London, 1947.
Заполнить форму текущей работой