Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений: Теоретико-методологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические основы исследования. Диссертантом использованы научные труды по философии, социологии, теории права и государства, гражданскому праву и процессу, конституционному праву, уголовному праву, семейному праву, международному и административному праву. При написании работы автором использовались труды таких ученых, как С. С. Алексеев, Е. В. Аграновская, П. П. Баранов, Н. С. Бондарь, И. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Религиозные нормы и право в современной России
    • 1. Религиозная ситуация в России
    • 2. Религиозные нормы: понятие, виды, социальное назначение
    • 3. Связи религиозных и правовых норм
  • Глава 2. Религиозные нормы в механизме регулирования общественных отношений
    • 1. Религиозные нормы как регулятор общественных отношений
    • 2. Понятие и основные черты механизма социально-правового регулирования посредством религиозных норм
  • Глава 3. Религиозные нормы и общественное правосознание
  • ¡-.Религиозные нормы в структуре правосознания
  • §-2.Правосознание верующих и его особенности

Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений: Теоретико-методологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Современное понимание социально-правового механизма регулирования общественных отношений не может не учитывать того обстоятельства, что влияние религиозных норм на жизнь общества стало реально. С одной стороны, получена возможность подвести итоги развития безрелигиозной цивилизации и беспрецедентного в истории случая атеистического государства. С другой стороны, в современном российском обществе роль религии в общественной жизни проявляется как никогда рельефно.

В значительной степени это связано с изменением общественно-политического строя, переоценкой нравственных и правовых ценностей, изменением экономического базиса, ориентированием на мирное сосуществование с соседними странами. Следствием данных процессов в области правовой науки явился переход от позитивистского понимания права как «совокупности общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством и выражающих волю господствующего класса» к естественно-правовому пониманию права в качестве «системы нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженной большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения"1.

Традиционное представление в атеистическом сознании, что религия в целом представляет собой достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, не имеющее будущего и мало пригодное к нынешним условиямпредставляется неверным. Стало ясным, что отставшими от жизни и примитивными являлись не религиозные учения, а наши представления о них.

Важным обстоятельством, которое, в значительной степени, обусловило интерес диссертанта к данной проблеме как весьма актуальной является то, что.

1 Бабаев В. К. «Понятие права» // Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993, с. 111. в настоящее время практически отсутствуют научные исследования в праве, посвященные месту и роли религиозных норм (существующих главным образом в формах запретов и предписаний) в системе социально-правового регулирования, влиянию религиозных норм на формирование нравственности, правового сознания, особенно в условиях религиозного плюрализма и свободы вероисповедания.

Религиоведение, социология и другие общественные науки, изучавшие феномен «религия», далеко обошли юристов в данном направлении научных исследований. Что же касается последних, то, по всей видимости, невнимание к данной проблематике обусловлено как ее недооценкой, так и, возможно, продолжающей существовать вульгарно-атеистической точкой зрения на место и роль религиозных норм в системе правовых норм, норм морали, нравственности, исторических и национальных традиций.

Другим обстоятельством, придающим актуальность выбранной теме диссертации, является общеизвестный всплеск исламского фактора на Северном Кавказе, повлиявшего на стабильность государственно-правовой и политической сфер жизни не только данного региона, но и России в целом. Логическим следствием этого является необходимость разработки комплекса политико-правовых мер по обеспечению конституционного порядка и, соответственно, появление ряда серьезных научных исследований, посвященных изучению религиозной проблематики.

Оценивая опыт исследования религиозного феномена в юридической науке следует признать следующее:

Во-первых, присутствие в ряде работ, по вполне понятным причинам, достаточно жесткого атеистического взгляда, препятствующего объективному изучению религиозных явлений в системе социально-правового регулирования.

Во-вторых, в ряде трудов, рассматривающих религиозную проблематику с позиций права (М.Н. Варьяс, Г. П. Лупарев, Л. А. Морозова, Ф. М. Рудинский, Л. Р. Сюкияйнен и др.), этот вопрос либо лишь ставится, либо изучается с исторических или этико-нравственных позиций. Просматривается также и некоторая увлеченность юристами старой теорией клерикального символизма (П.Д. Баренбойм, Н. Г. Иванов, А. А. Куприянов и др.).

Таким образом, актуальность выбранной темы диссертации определена как потребностями развития юридической науки и, прежде всего, теории государства и права, так и необходимостью разрешения значительных противоречий, существующих в российской политико-правовой действительности. Поставив целью изучение религиозных норм в системе социально-правового регулирования, диссертант видит необходимость в определении их места в указанной системе, выделении специфических черт религиозной нормативистики, выявлении позитивного потенциала религиозных норм в регулировании общественных процессов. Необходимо отметить также, что автор исходит из того, что заметная роль религиозных запретов и предписаний есть факт очевидный, но при этом отнюдь не обуславливающий альтернативу конституционному положению о светском характере российского государства. Кроме того, диссертант, будучи сторонником научно-материалистического мировоззрения, не склонен к абсолютизации религиозных норм и преувеличению их роли как социального регулятора общественных отношений в государстве.

Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, обеспечивающих функционирование религиозных норм в системе механизма социально-правового регулирования.

Предметом диссертационного исследования являются:

1. Понятие, свойство религиозных норм как регулятора общественных отношений.

2. Определение религиозных норм как своеобразной подсистемы системы социально-правового регулирования.

3. Механизм социально-правового регулирования общественных отношений с использованием религиозных норм.

4. Взаимосвязь юридических норм с религиозными дозволениями, запретами, предписаниями.

5. Место и функции религиозного фактора в формировании правового сознания верующих.

6. Изучение современного состояния религиозного регулирования общественных отношений по материалам южно-российского и северокавказского регионов.

7. Существующие проблемы использования позитивных возможностей религиозных норм в урегулировании некоторых политико-правовых противоречий.

Целью диссертационного исследования являются изучение религиозных норм в контексте современных социально-правовых процессов, протекающих на Северном Кавказе и Юге Россиивыработка теоретико-методологических подходов для дальнейшего изучения возможностей использования потенциала религииразработка предложений и рекомендаций практического характера.

Задачи диссертационного исследования обусловлены его целью и состоят в следующем: изучение норм, содержащихся в основных религиозных источниках (Библия, Коран, Сунны), их структурный анализ, классификация, выделение характерных черт, дающих им возможность обеспечить функцию регулирования разнообразных общественных отношенийсравнительный анализ правовых и религиозных норм, позволяющий, на основе сходных признаков, сделать вывод о возможности включения религиозных норм в систему социально-правового регулированияустановление характера взаимосвязи элементов религиозного сознания и место последнего в правосознаниирассмотрение состояния религиозной деятельности и ее основных направлений в северо-кавказском регионевыработка рекомендаций теоретико-методологического и практического свойства, способных обеспечить возможность последующего изучения данной проблематики и наметить пути разрешения некоторых проблемных ситуаций политико-правовой действительности.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили диалектический и логический методы познания, а также методы сравнения, анализа, экстраполяции, что позволило автору определить основные, исходные положения и позиции для формулировки понятий и теоретических конструкций.

Кроме того, в работе использован ряд социологических методов: анкетирование, опрос, исследование документов, результатом чего явились некоторые выводы и рекомендации диссертанта.

В процессе работы над диссертацией изучены действующие законодательные акты, регулирующие отношения между государством и религиозными общественными объединениями, труды известных теологов, правоведов, отдельные положения Библии и шариатских источников, материалы северокавказских епархий, а также периодическая православная печать.

Эмпирическую основу диссертации составляют данные, полученные при проведении анкетирования 250 человек, исповедующих православие и ислам, интервьюирования и опроса ряда церковных иерархов и служителей епархиальных управлений (Ростовского, Краснодарского, Ставропольского) — материалы, полученные при изучении деятельности религиозных конфессий на Северном Кавказе (аналитические справки, отчетная документация), результаты ранее проводившихся целевых исследований (исследования Н. Митрохина).

Теоретические основы исследования. Диссертантом использованы научные труды по философии, социологии, теории права и государства, гражданскому праву и процессу, конституционному праву, уголовному праву, семейному праву, международному и административному праву. При написании работы автором использовались труды таких ученых, как С. С. Алексеев, Е. В. Аграновская, П. П. Баранов, Н. С. Бондарь, И. И. Бражник, В. К. Бабаев, Л. Д. Воеводин, П. Д. Баренбойм, Н. Ю. Варьяс, А. Э. Жалинский, Д. А. Керимов, Е. А. Лукашева, Г. П. Лупарев, Ф. М. Рудинский, Н. Я. Соколов, Л. В. Сюкияйнен и других. Были изучены труды известных зарубежных ученых: В. В. Бартольд, Г. Д. Берман, Р. Давид, Ю. Хабермас и других.

Научная новизна диссертационного исследования и степень научной разработанности проблемы. Настоящая работа обосновывает достаточно новое для юридической науки понимание механизма социально-правового регулирования с включением в последнее религиозных норм, опираясь при этом на социологическое учение о праве. В исследовании делается попытка соединения учения о сущности социально-правового регулирования со взглядами о регулятивной роли ряда религиозных норм. При этом выясняется характер взаимосвязи ряда религиозных норм и принципов с правовыми принципами, отраслями, институтами и нормами. Кроме того, религиозное сознание или его элементы рассматриваются в качестве компонентов правового сознания определенной части верующих и вследствие этого оцениваются с точки зрения фактора, формирующего правомерное поведение. Под данным углом зрения религиозные нормы не рассматривались в современной теоретико-правовой литературе и до недавнего времени сама постановка такой проблемы вступала в противоречие с логической завершенностью правовой науки вообще и теории права и государства в частности. Существующий в социалистические времена жестко атеистический взгляд по существу вел к игнорированию религиозных норм как определенного элемента в системе социально-правового регулирования. Сама по себе постановка проблемы, ранее являвшейся исключительной прерогативой философов и социологов, как представляется, уже является достаточно новым явлением в юридической науке. Разработка же теоретико-методологических положений изучения религиозных норм в системе социально-правового регулирования может явиться импульсом доя последующих научных и прикладных исследований.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие религиозных норм как системы дозволений, предписаний и запретов, выступающих в качестве подсистемы в системе социально-правового регулирования.

2. Теоретико-методологические положения о характере связей религиозных и правовых норм.

3. Общетеоретическая классификация религиозных норм с точки зрения рассмотрения последних как регулятора общественных отношений.

4. Предложения, обосновывающие необходимость использования некоторых религиозных норм в разрешении противоречий, существующих сегодня в северо-кавказском регионе.

5. Предложения по совершенствованию юридической регламентации общественных отношений посредством религиозных норм в ситуации возникновения правового «вакуума»,.

Научно-теоретическая значимость состоит в том, что на данный момент данное диссертационное исследование представляет из себя первую комплексную теоретическую работу, выполненную на нетрадиционной концептуальной основе, в которой делается попытка раскрыть общетеоретическое значение и возможности религиозного регулирования ряда общественных отношений, а также определить место религиозных норм в механизме социально-правового регулирования.

При этом автором исследуется естественно-правовая природа правового механизма и делается попытка привести учение о механизме социально-правового регулирования в соответствие с социологическим определением права, утверждающимся в современной науке теории права и государства.

Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию регионального законодательства, разрешению некоторых проблем, явившихся следствием известных событий на Северном Кавказе. Кроме того, обосновывается необходимость соответствующей религиоведческой подготовки работников правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления и проведения религиоведческой экспертизы некоторых нормативно-правовых актов северо-кавказского региона.

Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в диссертации, обеспечена применением опробированных методов и методик, соблюдением требований и методик теории права и государства и ее методологических принципов, отбором эмпирического и фактического материала.

Апробация результатов диссертационного исследования:

Основные теоретические разработки и положения, выносимые на защиту, докладывались и обсуждались на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых на базе Ростовского юридического института МВД РФ и юридического факультета Ростовской государственной экономической академии в 1997;1999 г. г. Результаты исследования апробированы в процессе преподавания спецкурса «Религия и право» на юридическом факультете Ростовской государственной экономической академии. Выводы автора включены в курс лекций по теории государства и права, преподаваемый им на кафедре теории государства и права и политологии юридического факультета РГЭА, а также используются в учебном процессе РЮИ МВД РФ.

По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 4,4 п.л.

Результаты диссертации нашли отображение в ряде следующих публикаций :

1. Антоненко Т. А. Религиозные нормы в социально-правовом регулировании. // Сб.: Юридический вестник. Изд-во РГЭА, 1999, № 2 .- с.7−17. (0,5 п.л.).

2. Антоненко Т. А. Религиозные нормы и право. // Сб.: Юридический вестник. Изд-во РГЭА, 1999, № 4. — с. 19−29. (0,5 п.л.).

3. Антоненко Т. А. Религиозные нормы как регулятор общественных отношений (текст лекций). Ростов-на-Дону. Изд-во РГЭА. 1999. (1,1 п.л.).

4. Антоненко Т. А. Словесность в юриспруденции. Курс лекций. Ростов-на-Дону. Изд-во РГЭА. 1999 г. — с. 56−70. (0,7 п.л.).

5. Баранов П. П., Антоненко Т. А. Религия и правосознание верующих северокавказского региона. Сб.: Юрист-правовед. Ростов-на-Дону. Изд-во РЮИ МВД РФ, 1999, № 2. (0,3 п.л.).

6. Антоненко Т. А. Некоторые черты правосознания верующих северокавказского региона. Сб.: Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием. Ростов-на-Дону. Изд-во РЮИ МВД РФ, 1999. (0,8 п.л.).

7. Проблемы правовой активности верующих в контексте обеспечения национальной безопасности (тезисы). Сб.: Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием. Ростов-на-Дону. Изд-во РЮИ МВД РФ, 1999. (0,5 п.л.).

Диссертантом также разработаны и внедрены в учебный процесс юридического факультета Ростовской государственной экономической академии методические рекомендации: «Религиозные нормы в системе правового регулирования», «Религиозные нормы как регулятор общественных отношений», «Религиозные нормы и общественное правосознание» .

Структура и содержание диссертации определена ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Выводы, содержащиеся в диссертации, лишь обозначают достаточно общие подходы к изучению регулятивной роли религиозных норм, однако возможно, что они окажутся полезными для дальнейших исследований данной проблематики.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948
  2. Конституция Российской Федерации. 12.12.93 г.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. ФЗ № 63-Ф3 от 13.06.97.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. № 51-ФЗ. 21.10.94.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. № 14-ФЗ. 26.01.96.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации. № 223-Ф3. 29.12.95 (в ред. От 27.06.98).
  7. Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». № 125-ФЗ. 26.09.97 г.
  8. Закон РФ «О некоммерческих организациях». № 7-ФЗ. 12.01.96 (в ред. От 08.07.99).
  9. Библия: Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-е Моск. Патриархии, 1992.
  10. Коран /(Пер. И. Ю .Крачковского). Ростов-на-Дону, 1998.И. Монографии:
  11. С.С. Теория права. М., 1995.
  12. С.С. Философия права. М., 1998.
  13. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1997.
  14. П.П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел. Ростов-на-Дону, 1997.
  15. В.В. Мусульманское право. T. IV Работы по истории ислама и арабского халифата. М.5 1966.
  16. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
  17. Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 1996.
  18. И.И. Право, религия, атеизм. Киев, 1982.
  19. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  20. В. О развитии этических воззрений. М. 1886.
  21. Гегель Г. В. Ф. Философия истории// Гегель Г. В. Ф. Сочинения.-Т.УП1. М., 1935.
  22. H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 1992.
  23. Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
  24. В.Я. Права человека в современной религиозной мысли Запада. М., 1992.
  25. П.М. Потребности человека. М., 1990.
  26. В.В. Уголовное право. Часть особенная. Преступления против государства и общества. М., 1912.
  27. А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М., 1989.
  28. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1985.
  29. И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  30. A.B. Воссоздание святой Руси. М., 1991.
  31. Д.А. Основы философии права. М. Д992.
  32. Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
  33. В.В. Религия, государство и право. М., 1978.
  34. В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987.
  35. Н.П. Православная этика. Прошлое и настоящее. М., 1981.
  36. М.Е. Основы церковного права. М. Д992.Кудрявцев В. Н. Законы, поступок, ответственность. М. Д986.
  37. С.П. Исламский фундаментализм. Ростов-на-Дону, 1996.
  38. A.C. Административно-правовая охрана свободы совести.Дис.докт.юрид.наук. М., 1994
  39. Е.А. Право, мораль, личность. М., 1988.
  40. Г. П. Правосознание верующих и его особенности. Алма-Ата, 1989.
  41. А., Коппитерс Б., Гренин Д. Этнические и религиональные конфликты в Евразии. Центральная Азия и Кавказ. Книга 1., М., 1995.
  42. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  43. А.Д. Правосознание и религия. Ашхабад 1978.
  44. А.И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.
  45. А. Церковь и государство. Изд. Сретенского монастыря, 1997.
  46. В.И. Научный атеизм и религиозная психология. М. Д995.
  47. М.Ф. Личность и право. М., 1975.
  48. В.В. Психология современных верующих. Львов, 1978.
  49. М.А. Государство и верующая личность. Спб., 1905.
  50. Ф.М. Институт свободы совести. М., 1971.
  51. И. Основы теории права. М., 1974.
  52. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. М. 1997.
  53. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
  54. JI.B. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
  55. Тихонравов Ю. В, Религии мира. М., 1996.
  56. Д.М. Психология религии. М, 1986.
  57. Франк C. J1. Духовные основы общества. М. Д992.
  58. JI. Введение в американское право. М., 1993.
  59. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1993.
  60. P.O. Право как средство социального управления. М., 1988.
  61. В.А. Церковное право. Курс лекций. М. Д994.
  62. Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996.
  63. М.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.
  64. Общая теория права. Курс лекций/ Под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1996.
  65. Общая теория права и государства. Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
  66. Общая теория прав человека /Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996.
  67. Основы религиоведения/ Под редакцией H.H. Яблокова. М., 1994.
  68. Основы религиоведения/ Под редакцией Н. Н. Явленова. М., 1994.
  69. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
  70. Религия и политика в посткоммунистической России. ИФРАНД994. Статьи:
  71. Е.В. Личность и правовая культура // Советское государство и право. 1981. № 12.
  72. В.Х. Суфийские братства и ваххабиты // Азия и Африка сегодня. 1998. № 6.
  73. В.К. Правомерное поведение. Правонарушения. В кн.: Общая теория права. Курс лекций. Н.Новгород. 1993.
  74. П.П. Правосознание и правовое воспитание. ВЗ-х ч. Общая теория права. Курс лекций. Н.Новгород. 1993.
  75. П.Д. Александр Мень: от величия к православным идеям. // Российская юстиция 1996. № 9.
  76. Баренбойм П.Д.".И судили они народ во всякое время.". // Российская юстиция. 1997. № 3.
  77. М.Ю. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект. // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
  78. М.Ю. Церковное право как корпоративная правовая система: опыт теоретико-правового исследования //Известия двузов.ЛПравоведение. 1995. № 6.
  79. Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское >общество и религия // Мировая экономика и международные1отношения. 1997. № 7. N
  80. Воронцова JIM., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия вксовременном массовом сознании //Социологические исследования. 1995. № 11.
  81. К.С. Концепции гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. // Вопросы философии. 1991, № 7.
  82. А. Обращение к религии и его значение в сегодняшней жизни россиян.// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 1.
  83. И.П. Исламский фактор в этнополитических процессах на Северном Кавказе /Известия судов. Северо-Кавказский регион. 1998. № 2.
  84. Н.Г. Парадоксы уголовного закона // Государство и право. 1998. № 3.
  85. Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. 1992. № 1.
  86. В.В. Религия, церковь, правонарушение // Советское государство и право. 1983.№ 3.
  87. В.В. Теоретические проблемы правовой активности граждан в правоохранительной сфере и новый Уголовный кодекс РФ // Государство и право. 1998. № 2.
  88. А.В. Отчуждение в праве //Государство и право. 1993. № 6.
  89. В.Н. Функциональные системы в области права. В кн.: Вопросы кибернетики, правовая кибернетика. Вып. 40. М., 1977.
  90. В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение. // Советское государство и право. 1980. № 2.
  91. А. Библейские нормы правосознания россиян // Российская юстиция. 1993.
  92. А. Вера и вражда. Российская газета. 1992. 12 декабря.
  93. А. Права человека в религиозной перспективе // Вестник Московского университета. Сер. 12. Право. 1995. № 2.
  94. О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московского университета. Cep.ll. Право. 1992. № 1.
  95. Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. № 11.
  96. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2.
  97. И. Соотношение исламских движений в Дагестане// Россия и мусульманский мир. 1998. № 5.
  98. И.А. Религиозная потребность: понятие и сущность. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып.28. М.5 1980.
  99. Н. Православие на Северном Кавказе. В кн.: Фактор этноконессиональной самобытности в постсоветском обществе. М.: Центр Карнеги. 1998.
  100. JI.H. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11.
  101. JT. Религия и нация // Наука и религия. 1989. № 3.
  102. JI.A. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.
  103. Е. Религиозно-светские начала уголовно-правовых норм // Российская юстиция. 1997. № 4.
  104. А.Н. Правосознание- центральная категория философии права И.А. Ильина. Государство и право. 1999, № 6, с. 85.
  105. Х.К. Казенная церковность: тупики в отношениях между государством и религией // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7.
  106. А.И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. № 9.
  107. P.A. Гражданско-правовой статус религиозных организаций//Правоведение. 1992. № 3.
  108. В. Разработка концепции государственно-церковных отношений // Кентавр. 1995. № 2.
  109. A3. Рашковский Е. Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст // Вопросы философии. 1992. № 2.
  110. Ф.М., Шапиро М. А. Правосознание в сфере реализации свободы совести и программа ее осуществления // Советское государство и право. 1988. № 2.
  111. В. Ислам и гражданское общество //Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.
  112. Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8.
  113. В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10.
  114. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.
  115. В.А. Юридический нигилизм. Общая теория права. Курс лекций /Под общ редакцией В. К. Бабаева. Н. Новгород. 1993.
  116. Ф. Проблемы общей социалистической правовой надстройки. Т. 1. Казань. 1980. ¦
  117. Н.С., Савченко А. П., Коренев В. Г. Принятие решений в управлении производством. Киев, 1980.
  118. М.А., Рудинский Ф. М. Правосознание в сфере реализации свободы совести, программа ее осуществления. Советское государство и право, 1988, № 2 -С.17
  119. П. Психологические факторы в межнациональных отношениях. Через перестройку к новому облику социализма. М., 1989.
  120. А. Ислам в контексте Российской истории. // Азия и Африка сегодня. 1998, № 3.1. Диссертации:
  121. Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М. 1992.
  122. В.Н. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания. Автореферат дисс. канд. юрид. наук, М. 1992.
  123. Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика). Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М. 1992.
  124. Д.Р. Правовое поведение личности и религиозные нормы. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М. 1986.
Заполнить форму текущей работой