Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональная политика как способ управления социальными процессами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа, проводимая в процессе исследования, частично представлена в рукописи Канышева О. О. Социальные цели региональной политики., депонированной в ИНИОН РАН за номером 55 457. Частично результаты исследования представлялись на конференции «Социальное моделирование и фундаментальная наука: история и современность» 30 марта 2000 г., а также на конференции «Ломоносов-2000» с последующей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
    • I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ПОНЯТИЕ
    • II. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С УПРАВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
    • III. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • IV. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • V. ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РЯДА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
    • I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
    • II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС: КРАТКИЙ ОБЗОР
    • III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ГЕРМАНИИ
    • IV. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ
    • V. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ ОПЫТА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПОСРЕДСТВОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Региональная политика как способ управления социальными процессами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Будущее страны зависит от многих факторов, но главное — сохранение и укрепление целостности государства, экономический подъем и повышение благосостояния народа. Поскольку целями региональной политики в той или иной степени являются все три упомянутых выше фактора, то нельзя отрицать, что выбор правильной региональной политики оказывает далеко не второстепенное влияние на формирование будущего всей страны.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации, как это предусмотрено соответствующей «Концепцией», будет возможен только тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. «Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона». Обеспечение устойчивого развития регионов невозможно без региональной политики, которая не была бы созвучной с этой целью. Поэтому переосмысление ранее сформировавшейся региональной политики в связи с реалями и задачами 21-го века и учетом достижений и накопленного опыта других стран в разработке этого вопроса крайне важно для России сегодня.

Реформирование экономики России, переход к рыночным отношениям, перестройка системы управления и хозяйствования направлены не только на преобразование экономической сферы, но и на преодоление социальной неоднородности. Если посмотреть на результат социальных процессов в региональном разрезе, проходящих в стране за последние годы, и подкрепленных официальной статистикой по субъектам Российской Федерации (РФ) за 90-е годы (ежегодно публикуются Государственным Комитетом по Статистике), то можно сделать вывод, что уровень социально-экономического развития и жизненный уровень населения существенно отличаются от региона к региону. При этом можно утверждать, что в течение 90-х годов, региональные различия стали более резкими. В ходе реформ, последовавших за дезинтеграцией Советского Союза, увеличились различия между центром и периферией. Финансовый и экономический кризис (после 17 августа 1998 года) еще больше поспособствовал раздробленности всей страны. В.

1 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. — РГ, 09.04.1996 2 результате страна (общество) в целом стала более подготовленной для использования региональной политики как способа управления социальными процессами, происходящими в стране.

Резюмируя вышеизложенное, можно определить, как минимум два основания чрезвычайной актуальности рассматриваемой тематики.

Во-первых, правильный выбор региональной политики, который невозможен без учета опыта других стран, является вкладом в сохранение и укрепление целостности Российского государства, впрочем, как и влияет на будущее страны в целом.

Во-вторых, увеличение как социальной неоднородности в целом, так и региональных различий в уровне жизни населения в частности, а также увеличение различий в социально-экономическом развитии регионов страны, создали благодатную почву для использования региональной политики как способа управления социальными процессами.

Степень разработанности темы и научная новизна исследования.

В последние годы, в связи с высокой актуальностью рассматриваемой тематики, наблюдается увеличение интереса российских исследователей к теме «региональной политики». Увеличение интереса выразилось в появлении ряда работ, посвященных данной тематике. Несмотря на наличие заметного количества работ, затрагивающих «региональную политику», все еще остро ощущается недостаточная изученность данной проблематики, что связано с необходимостью нового взгляда в контексте развития страны в 21-м веке и использования последних достижений Европейских стран. Научные работы, касающиеся обозначенной темы, можно довольно условно разделить на две группы.

Первая группа работ включает в себя разнообразные описательные работы, посвященные региональной политики отдельных стран или группы стран, включая.

Россию. Здесь хочется упомянуть о работе М. А Павловой. «Региональная политика.

Франции", опубликованной в 1974, о работе Н. И Лариной и А. А. Кисельникова.

Региональная политика в странах рыночной экономики" (1998 г.) и об учебнике Ю.Н.

Гладкого и А. И. Чистобаева «Основы региональной политики» (1998 г.) и т. д. При этом, термин «региональная политика» может трактоваться несколько по-разному от работы к работе. Вообще, термин «региональная политика» в отечественной литературе известен достаточно давно. С начала 70-х годов он активно используется в работах по проблемам территориального планирования и управления, региональной экономике. С дополнениями демографическая", «социальная», «экономическая», данный термин использовался в 3 трудах специалистов соответствующих направлений. Но особенно часто словосочетание «региональная политика» употребляется в работах, посвященных анализу региональных исследований за рубежом. Слой работ, отнесенных к группе один, подготовил хорошую базу для проведения сравнительных работ и создания теоретической базы научных исследований, затрагивающих данную тематику.

Поскольку «региональная политика» становилась объектом изучения исследователей различных смежных наук — региональной экономики, социально-экономической географии, региональной этнографии, региональной социологии, регионального природопользования, регионоведения и т. д. — то, ко второй группе можно отнести условно все работы, в которых региональная политика рассматривалась в контексте других тематик или рассматривались отдельные аспекты региональной политики, интересующие исследователя по смежной тематике. К этой группе можно отнести такие работы, как работа О. В. Витковского «Проблемы региональной политики, организации территории и развитие прикладной географии», опубликованной в «Вопросах экономической и политической географии зарубежных стран» (№ 11, 1990 г.), работа О. В. Кузнецовой «Оценка эффективности государственной региональной политики (на примере Германии)» (Вестник МГУ, сер 5, № 2, 1995), монография группы ученых-экономистов РГЭА В. Золотарева, В. Наливайко, Э. Чебановой, Н. Невской и Э. Бабаян «Экономические условия развития федерализма в России» (1998 г.), работа К. Тепла «Внешняя модель: организационная структура региональной политики Европейского Союза» (Германский Институт Экономических Исследования, 1999) и т. д. Данный слой работ позволяет оценить всю многосторонность «региональной политики», а также более подробно некоторые ее аспекты.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что автор на основе изучения трудов зарубежных авторов и ряда исследований отечественных ученых, правительственных источников, статистических данных разных стран, правовых документов впервые в отечественной социологии предложил взглянуть на региональную политику с точки зрения социологии управления, рассмотрев региональную политику как способ управления социальными процессами.

В работе рассмотрена взаимосвязь региональной политики с управлением социальными процессами, базовые понятия и составляющие региональной политики представлены в контексте управления социальными процессами. Исследован опыт ряда Европейских стран и ЕС в целом с точки зрения управления социальными процессами, осуществлен анализ возможности использования опыта Европейских стран в формировании региональной политики России 21-го века в контексте управления социальными процессами с соответствующими рекомендациями.

В работе диссертант акцентирует внимание именно на возможности использования региональной политики в управлении социальными процессами, не замыкаясь на проблемах региональной политике как таковой.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является анализ необходимости новых подходов и принципов к региональной политике как способа управления социальными процессами. В качестве задач можно определить: анализ опыта управления социальными процессами посредством региональной политики, накопленного зарубежными странами (а именно, странами ЕС и Европейских Союзом в отдельности), а также возможность использования этого опыта в формировании региональной политики России 21-го века.

Объект и предмет исследования.

Наличие анализа опыта зарубежных стран по рассматриваемой тематике среди задач исследования предполагает рассмотрение в работе региональной политики ряда зарубежных стран. Учитывая то, что Западная Европа является своеобразной творческой лабораторией для «апробации» не только интеграционных процессов (в рамках ЕС), но и региональной политики, направленной на смягчение пространственных социальноэкономических диспропорций и улучшение социально-экологической среды, круг возможных стран для сравнения был сужен до стран, вошедших в ЕС. Вот уже более полувека ведущие западноевропейские государства в условиях развитого рынка с разной степенью удачи экспериментируют с регионами, преследую две главные цели: упорядочить территориальную структуру хозяйства и обеспечить социальнополитическую стабильность в обществе. Такие две страны, как Германия и Франция накопили существенный опыт в этом вопросе, но отличаются разными подходами к решению поставленных задач (в первом случаю, присутствует более децентрализованный 5 подход, а во втором, централизованный). Учитывая различия в подходах и близость по разным в каждом случае параметрам к российской региональной действительности, исследование более подробно останавливается на рассмотрении региональной политики этих стран. Отдельный анализ региональной политики Европейского Союза как способа управления социальными процессами в контексте поставленных задач исследования также представляет особую практическую ценность для Российской Федерации с точки зрения ее неизбежных попыток «реанимировать» интеграцию с теми или иными государствами СНГ и найти экономический компромисс не только на межстрановом уровне, но и на уровне регионов. Таким образом, объектом исследования стала региональная политика в России, ЕС и ряде Европейских стран. Более подробно в работе рассматривается региональная политика двух европейских стран — Германии и Франции. Предметом исследования стало управление социальными процессами посредством региональной политики и возможность частичной адаптации опыта Европейских стран к российской действительности.

Методологическая и информационная база исследования.

Основой методологической базы работы послужили имеющиеся труды в области региональной политики. Кроме того, в работе были использованы некоторые эмпирические выводы исследований, любезно предоставленных Центром «ТАСИС» в Москве.

В основу работы был положен сравнительно-исторический метод анализа информации, что определяется целями и задачами исследования. На самых ранних этапах исследования использовался анализ результатов устных опросов респондентов в городах Воронежской и Белогородской областей с личным участием диссертанта. Отбор респондентов проводился случайным образом с применением квот по полу, и возрасту и образованию.

В качестве информационной базы работы были выбраны публикации, как отечественных исследователей, так и зарубежных. Важной информацией для исследования стали отчеты и публикации Европейской комиссии. Ценным источником 6 информации явился ряд специализированных немецких периодических изданий, среди которых «Informationen zur Raumentwicklung» [85−89] и «Forschungen zur Raumentwicklung» [71], а также справочник La France et ses regions [93] и ежегодники Statistiques et indiquateurs des regions francaises [107−108]. Значимыми источниками статистической и фактической информации стали материалы, как полученные через сеть Интернет, так и материалы полученные в библиотеках Университета г. Тюбинген (Германия), а также в ходе консультаций, полученных у ряда ученых в этом же университете.

Структура диссертационной работы.

Диссертационная работа состоит из двух глав, введения и заключения. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, приводится обзор научных работ по смежным вопросам, формулируется научная новизна, цели, задачи, определяется объект и предмет исследования, приводится описание применяемых методов и эмпирической базы исследования, говорится о теоретической апробации работы. В первой главе: «Теоретико-методологические аспекты региональной политики как способа управления социальными процессами» — формулируются базовые понятия, цели и принципы, приводятся инструменты региональной политики, рассматриваются ключевые проблемы и основные средства их решения. Во второй главе: «Региональная политика как способ управления социальными процессами на примере Европейского союза и ряда стран Западной Европы» — рассматривается более подробно региональная политика Европейского Союза, а также региональная политика Германии и Франции в контексте управления социальными процессами. Во второй главе приводится также анализ возможности использования опыта европейских стран в формировании региональной политики России как способа управления социальными процессами. В заключении излагаются базовые прикладные и теоретические выводы, сделанные на основании полученного результата исследования.

Теоретическая и практическая апробация работы.

Работа, проводимая в процессе исследования, частично представлена в рукописи Канышева О. О. Социальные цели региональной политики., депонированной в ИНИОН РАН за номером 55 457. Частично результаты исследования представлялись на конференции «Социальное моделирование и фундаментальная наука: история и современность» 30 марта 2000 г., а также на конференции «Ломоносов-2000» с последующей публикацией тезисов (Канышева О. О. Региональная политика как способ решения социальных проблем./ Сборник по материалам Международной конференции «Ломоносов-2000: молодежь и наука на рубеже XXI века». Выпуск № 5, М.: Изд. МГУ, 2000; Канышева О. О. Синергетика в региональной политике./ Сборник по материалам конференции «Социальное моделирование и фундаментальная наука: история и современность». М.: 2000). Проблематика и структура исследования были представлены и обсуждены на круглых столах и семинарах, проводимых в рамках международной Летней школы 2000 для аспирантов (2000 Summer School for Ph. D. Students on «Attitudes, Identities and Legitimacy: The Political System and the Nation») Международным центром совместной научной работы (Internationales Zentrum fuer Wissentschaftliche Zusammenarbeit) при Университете г. Тюбинген (Германия).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Будущее Российской Федерации зависит от многих факторов, но в том числе и от правильного выбора региональной политики. Устойчивое развитие государства возможно только при обеспечении устойчивого развития всех его регионов и соблюдения баланса интересов всех субъектов Российской Федерации. Различия между центром и периферией увеличились в ходе реформ, последовавших за дезинтеграцией Советского Союза, а финансовый и экономический кризис (после 17 августа 1998 года) еще больше поспособствовал раздробленности всей страны. Все это привело к необходимости переосмысления ранее сформировавшейся региональной политики. Новый взгляд на региональную политику представленный в этом исследовании — на региональную политику как способ управления социальными процессами — может представлять большую важность для практического управления развитием регионов и проведения региональной политики в России.

Под региональной политикой в работе понимаются государственные мероприятия по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей, характеризующихся долгосрочностью. Эта политика может быть осознанной (цели продуманы и поставлены именно как региональные), «полуосознанной» (как косвенные региональные последствия федеральных программ, не предназначенных непосредственно для региональных воздействий) и неосознанной (как региональные последствия всех остальных государственных мер — ведь средства федерального бюджета обязательно оседают в каком-то определенном месте).

Основным направлением управления социальными процессами посредством региональной политики можно назвать воздействие на процессы изменения непосредственных условий жизни людей с целью их совершенствования и создания тем самым благоприятных возможностей удовлетворения их жизненных потребностей (улучшение условий труда и быта населения, природной среды, создание и упрочнение условий, обеспечивающих безопасность граждан, охрану их прав, удовлетворение их духовных потребностей и т. д.).

Необходимость использования региональной политики в управлении социальными процессами тесно взаимосвязана с сущностью региональной проблемы. Вообще, сущность региональной проблемы троякая. Во-первых, это неравенство регионов страны по социально-экономическим условиям проживания, обусловленное недостатками территориальной организации общества. Из-за этого созданные гражданами богатства размещаются по районам страны совсем не так, как сами граждане. В результате одни граждане живут богаче других не потому, что лучше трудятся, а просто из-за того, что размещаются в более «богатых» районах, где лучше сфера услуг, больше рабочих мест с высокой оплатой труда и т. д. Во-вторых, недостаточно эффективное использование выгод от разнообразия условий в районах страны. Наконец, в-третьих, — необходимость оптимального сочетания национальных и местных интересов каждого человека, который одновременно является гражданином страны и жителем определенной ее части.

Формирование нового взгляда на региональную политику не обошлось без учета опыта зарубежных стран. Для Российской Федерации особый интерес представляет опыт стран Западной Европы (и региональная политика Европейского Союза). Для Западной Европы характерны большие пространственные диспропорции, что сближает ее с Россией. Традиционна для региона и вера в регулирующие возможности государства. Кроме того, у этого региона и РФ много общего в экономической истории.

Региональная политика Европейского Союза за годы своего существования доказала свою способность быть полезным инструментом ослабления региональных проблем внутри крупных межгосударственных образований, одним из средств социальноэкономической интеграции стран и имеет потенциальные резервы для повышения ее эффективности в этом качестве. Опыт проведения рассмотренного вида региональной политики может быть использован в межгосударственных образования, что актуально в рамках Союза Беларуси и России (для развития экономики пограничных районов, совместного создания трансграничной инфраструктуры, локализации приграничных.

119 конфликтов и т. п.). Практическую ценность представляет механизм координации работы Европейской Комиссии, Комитета регионов и других институтов ЕС, «формула» принятия решений по инициативам Сообщества, а также схема формирования доходов и распределения ресурсов Европейского фонда регионального развития.

Что касается стран ЕС, то в них все большее внимание уделяется развитию на региональном уровне. Практически во всех странах наблюдается явно выраженное стремление создать условия, которые позволили бы регионам полностью реализовывать свой потенциал и таким образом максимально увеличить свой вклад в национальную экономику. Все страны признают необходимость дальнейшей интеграции внутри стран. На уровне стран-членов были провозглашены пять принципов региональной политики: политика должна иметь прочную юридическую основудолжна быть долгосрочнойдолжна ориентироваться на рыночные отношения, должна иметь выраженный пространственный аспект и должна проводиться в результате скоординированных действий участников. Говоря о роли правительственных организаций различных уровней, хочется отметить, что в большинстве случаев степень децентрализации при проведении региональной политики весьма ограничена, особенно в том, что касается стимулирования развития отдельных регионов. При проведении региональной политики страны ЕС традиционно используют набор таких инструментов, который меняется от стране к стране, а также претерпевает изменение с течением времени.

Для формирования нового взгляда на региональную политику особый интерес для России представляет опыт двух стран — Германии и Франции, который и был подробно рассмотрен в данном исследовании.

Изучение методов региональной политики ФРГ является особенно актуальным для России, так как, во-первых, ФРГ являет собой пример чёткой отработанности механизмов проведения региональной политики в федеративном государстве. Во-вторых, её методы в течение восьми лет после присоединения Восточной Германии испытывали серьёзную проверку «на прочность» в условиях тяжелейшего экономического кризиса новых земель, связанного с переходом от плановой социалистической экономики к.

120 рыночной. В связи с этим, германский опыт может оказаться полезным в решении проблем развития российских отсталых регионов.

Ещё в 80-е гг., ФРГ выделялась среди крупных стран Европейского Сообщества наибольшей сбалансированностью между регионами по уровню хозяйственного развития. Значения таких показателей, как ВВП на душу населения, безработица, отличались по федеральным землям не более чем в 2 раза. Однако, после воссоединения Германия пополнила число стран с самыми значительными в Европе диспропорциями между отдельными регионамизначения тех же показателей стали различаться более чем в 5 раз. Таким образом, преодоление диспропорций хозяйственного развития между Востоком и Западом надолго стало проблемой № 1 регулирования территориального развития в Германии. Восточные территории являются приоритетным направлением региональной политики Германии и Европейского Союза. В них проходят проверку прежние методы регулирования территориального развития в условиях исходно близких к российским.

Итак, в Германии действует весьма значительный комплекс методов, разработанных для выравнивания региональных социально-экономических диспропорций и они довольно чётко складываются в единый механизм региональной политики. Однако, несмотря на положительное влияние, которые она оказывает на отстающие регионы, результат не вполне оправдывает ожидания. Методы региональной хозяйственной политики оказываются лишь ограниченно эффективными в западных землях. В связи с этим было отмечено, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование, направленное на уменьшение территориальных диспропорций в хозяйственном развитии страны, вступает в противоречие с интересами частных компаний, стремящихся к максимизации прибыли, в результате чего эффективность мер регионального стимулирования заметно снижается. Значительно изменились границы районов финансового стимулирования.

В соответствии с произведенными расчетами, в общей системе государственного стимулирования экономики региональный подход является главным механизмом решения проблем хозяйственного развития Германии. Одновременно расчеты показывают, что.

121 решение внутригосударственных проблем регионального развития все больше становится прерогативой европейского уровня и главный механизм помощи отстающим регионам Германии уже не немецкого происхождения.

Преодоление хозяйственного отставания новых земель от старых остается все еще вопросом не самостоятельного развития, а поддержки со стороны государства, особенно посредством инструментов региональной хозяйственной политики. Тенденции развития отдельных регионов Восточной Германии вызвали к жизни рост новых диспропорций территориального развития, описываемых формулой «перепад Юг — Север». Приведенные оценки методов хозяйственного стимулирования новых земель свидетельствуют об их огромной роли в привлечении инвестиций и развитии всех сфер хозяйства. Однако последние тенденции говорят о том, что их эффективность все же далека от желаемого. Тем не менее правительство Германии постоянно предпринимает новые меры по усилению эффективности методов региональной хозяйственной политики.

Опыт Франции в проведении региональной политики интересен для России своей глубокой теоретической проработкой, связью с теми или иными концепциями регионального развития, стимулирования и регулирования, а также своей централизованностью подхода.

Если попытаться охарактеризовать региональную политику Франции в двух словах, то это часть государственной социально-экономической политики, учитывающей исключительно государственный интерес и приоритеты, определенные в центре и реализуемые на периферии. Такой подход к региональной политики отличается от немецкого понимания региональной политики, где региональная политика является политикой, учитывающей прежде всего интересы и реальности субъекта РП, при этом по отношению к центру применим принцип непротиворечивости государственным приоритетам.

Концепция региональной политики во Франции зародилась ещё в середине этого века, основываясь на идее национальной солидарности и помощи отдельным экономически слабым районам. Она направлена на изыскание и совершенствование внутреннего потенциала районов, что имеет решающее значение при разработке пятилетних планов социально-экономического развития страны, а также в связи с процессами европейской интеграции и возникновения «Европы регионов». Опыт Франции интересен для России наличием такого феномена, как пятилетние планы социально-экономического развития страны, а также использования такой концепции, как концепция полюсов и центров роста, в соответствии с которой правительство Франции сосредоточило преимущественные усилия на развитии избранных региональных столицполюсов (центров) роста. По мнению французских рёгионалистов, это дало возможность сэкономить часть национальных средств, что не маловажно для России в ситуации ограниченности национальных средств.

Что касается вопроса реальности использования опыта западноевропейских стран, то безусловно, автоматическое перенесение зарубежного опыта региональной политики на российскую почву невозможно. Для проведения равномасштабной с Западом региональной политики у РФ просто нет средств: бюджет только «Структурных Фондов» ЕС, практически целиком идущий на финансирование региональной политики, за период с 1994 по 1999 гг. составил почти 25 млрд долл./год. Несмотря на это, заимствование зарубежного опыта при становлении российской региональной политики в рыночных условиях все-таки логично, особенно опыта западноевропейских государств. Здесь региональная политика всегда базировалась на глубоких научных проработках, на результатах тщательной региональной диагностики и экспертизы.

При формировании нового взгляда на региональную политику в России важно, что региональная политика западноевропейских стран решает, прежде всего, социальные, а не экономические проблемы (правда, действуя через экономику). Государство вмешивается в ход регионального развития из соображений социальной справедливости, заботясь о реальном единстве страны. Государство обязано заботится о всех гражданах страны (в т.ч. и живущих в кризисных районах). Страна не может быть реально едина при слишком значительных пространственных различиях в уровне развития и качестве жизни населения. Такой подход к региональной политике как способу управления социальными процессами видится разумным и полезным опытом для становления региональной политик в России 21-го века.

Региональная политика не может быть реализована без «позитивной дискриминации» кризисных регионов. Им дается от государства дополнительная помощь (в различных видах). И хотя помощь идет от центральных органов власти, все в странах Запада понимают, что в их пользу перераспределяются средства, «изъятые» из более благополучных регионов. Региональная политика, таким образом, предполагает неравенство районов. И сама идея необходимости такого перераспределения средств между регионами не встречает оппозиции на Западе (хотя о его масштабах много спорят, пример — Германия): предполагается, что оно является разумной платой за единство страны. В России необходимость перераспределения средств между регионами в пользу кризисных регионов тоже должна встретить понимание. В этом вопросе ослабленное региональное самосознание россиян в совокупности с тягой к сильной и централизованной государственной власти играет, скорее, положительную роль.

Коренным для региональной политики западных стран вопросом можно назвать вопрос о том, какая институциональная модель будет избрана. Известны случаи создания своего рода министерств региональной политики и ее передачи иным институтам государственной власти. При создании отдельного органа для управления региональной политикой он может распределять «собственные» средства или лишь осуществлять контроль за деятельностью других институтов. Опыт Франции, например, свидетельствует о предпочтительности наличия отдельного государственного органа, ответственного за региональную политику (DATAR во Франции). В отличие от Франции в ряде других европейских стран нет такого специального отдельного государственного органа. Интересен немецкий вариант решения этого вопроса, где было решено пойти по пути «координации посредством информации». В Германии регулярным сбором и анализом территориально дробных данных с дальнейшей их передачей заинтересованным государственным органам занимается Федеральное управление строительства и организации территории (Bundesamt foer Bauwesen und Raumordnung — BfBR), в задачи которого входит многоаспектное выявление фактических территориальных различий и проблем, разработка «статус-кво прогнозов», организация контроля за эффективностью региональной политики и деятельности по организации территории. Для России с ее исторически сложившимся проведением региональной политики посредство разных государственных органов, несмотря на опыт наличия министерства региональной политики, все же представляется довольно-таки трудным за короткий период перестроиться на функционирования по этому вопросу только одного специального отдельного государственного органа. По этому для улучшения проведения региональной политики в переходный период выглядит целесообразным воспользоваться опытом Германии и создать специальный, подобный, информационный орган.

Западный опыт свидетельствует о предпочтительности использования формальных количественных критериев при выделении кризисных территорий. В большинстве случаев нескольких показателей вполне достаточно: душевой валовой внутренний продукт, уровень безработицы, размеры заработной платы и доходов на душу населения. Правда, определенные возможности для учета качественных характеристик намеренно оставляются. В этом вопросе можно смело использовать опыт европейских стран для создания научной базы региональной политики России.

Если до середины 70-х годов в развитых странах в качестве объектов региональной политики выделяли весьма обширные территории (вполне сопоставимые с нашими субъектами Федерации), то позднее идет переход к значительно меньшим по площади ареалам (вплоть до отдельных частей городов). Это связано, как с попытками сэкономить государственные средства, так и с реально идущей фрагментацией пространства. Весьма благополучные ареалы возникают в классических кризисных районах (например, в Руре или Уэльсе), очаги кризиса — в традиционно благополучных регионах (например, в центральных частях столиц). Данный опыт западноевропейских стран заставляет задуматься при определении объекта региональной политики в России. Использования их опыта требует основательного анализа.

Виды помощи, которые может предоставить государство в рамках региональной политики, весьма немногочисленны. Это дотации, льготные займы, создание инфраструктуры, налоговые льготы. Но искусство региональной политики состоит в том, что бы сочетая указанные меры дать ареалу минимум, но достаточный для его развития. Опыт европейских стран в сочетании указанных мер будет весьма полезным вкладом в научную и практическую базу региональной политики России.

В завершении все выше сказанного хотелось бы еще раз подчеркнуть, что представленная в данном исследовании попытка по-новому взглянуть на региональную политику — на региональную политику как способ управления социальными процессами, -а также ряд приведенных выводов о возможности использования зарубежного опыта, может иметь практическую ценность как для управления социальными процессами, так и для проведения региональной политик в России 21-го века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т., Межевич М. Н. Территориальная организация общества: состояние и пути обновления. ИСЭП АН СССР, 1990
  2. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  3. С.С. Региональная политика в развитых странах Европы: теоретические, методологические и прикладные аспекты. Автореферат на соискание учёной степени д. г. н. М.- ИГРАН, 1992.
  4. Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. М.: Мысль, 1981
  5. JI.B. Региональное стимулирование в ФРГ. М.: Внешэкономсвязи. № 10, 1993
  6. В. Франция от оживления к подъёму. Мировая экономика и международные отношения. № 4, 1996
  7. Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд. «Советская Энциклопедия», 1974
  8. О.В. Земли ФРГ в зеркале статистики. География, № 11, 1997
  9. О.В. Проблемы региональной политики, организации территории и развитие прикладной географии. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран, № 11, 1990.
  10. О.В. Территориальный социально-экономический мониторинг для целей региональной политики. М.: Вестник МГУ, сер.5, № 6, 1990.
  11. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998
  12. Е. Социальная политика: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  13. В.П. Механизмы регулирования экономики Германии. М. Д995
  14. Н. Косвенное измерение денежных доходов: объективные доходы и их оценки в региональном разрезе./ Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены., № 4 (48), М.: ВЦИОМ, 2000
  15. Ю. Основные характеристики региональной политики: европейский опыт. Европейский центр политических исследований, Стартклайдский Университет, 1999
  16. Л.Г. Социальная защита в условиях перехода к рынку./ Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены., № 5, М.: ВЦИОМ, 1994
  17. Европейская хартия организации производства. Страсбург, 1983
  18. Р.Г. Масштабы и формы безработицы./ Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены., № 5, М.: ВЦИОМ, 1994
  19. И. Д. Европа регионов. М.: Международные отношения, 1998
  20. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление), Ростов на Дону: изд. «МарТ"/ М.: изд. «Тесса», 2-е изд., 2000
  21. О.В. Оценка эффективности государственной региональной политики (на примере Германии). М.: Вестник МГУ, сер 5, № 2, 1995
  22. О.В. Территориальное перераспределение финансовых тягот в федеративном государстве (на примере ФРГ). М.: Вестник МГУ, сер 5, № 2, 1994
  23. Куприянова 3. Безработица и безработные./ Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены., № 1 (39), М.: ВЦИОМ, 1999
  24. С.Б. «Север Юг» — новая формула региональных контрастов в ФРГ. Известия ВГО, т. 119, вып. 3, 1987
  25. С.Б., Дёмин А. А. ФРГ: география, население, экономика. М., 1982
  26. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики, М., 1998
  27. О. Общество будущего. М., 1990
  28. Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1978
  29. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки). Государство и право. № 4 с. 107−121, 1995
  30. В.Ф. Планирование территориального развития. М., 1984
  31. М. А. Региональная политика Франции. М., 197 432.
Заполнить форму текущей работой