Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная безопасность личности как социологическая проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря об информационной политике как важнейшем феномене наступающего столетия, нельзя не остановиться на основных проблемах возможного информационного противоборства, под которым следует понимать новую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду. В то же время следует заметить, что информационная борьба никогда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социальные основы информационной безопасности
    • 1. Информатизация как глобальная закономерность общественного развития и проблемы безопасности граждан
    • 2. Социальная информация как главное средство воздействия на общественное сознание
    • 3. Сущность и структура информационной безопасности. Основные методУ манипулирования общественным сознанием
  • Глава II. Основные угрозы информационной безопасности личности и их парирование в условиях демократических преобразований в обществе
    • 1. Социальная классификация угроз информационной безопасности личности в современных условиях
    • 2. Развитие демократических ценностей и повышение эффективности информационной политики — главные условия парирования информационных угроз

Информационная безопасность личности как социологическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из определяющих тенденций развития мирового сообщества является поступательное движение его к информационной цивилизации высшего типа. Истоки этой тенденции следует искать в усилении интеграции людей, их зависимости друг от друга, в объединительных процессах в мировой науке, культуре, вооруженных силах, государствах. Следствием этих факторов является увеличение потребности в информационном взаимодействии, как в рамках отдельного социума, так и между ними. Качество удовлетворения этой потребности в значительной степени определяет возможности эффективного решения стоящих перед ними проблем профессионального и частного характера. В самом деле, какую бы область человеческой деятельности мы ни рассматривали — все они охвачены тенденцией, о которой идет речь. В мире уже сегодня осуществляется тотальная компьютеризация экономических и других институтов государства, финансово-банковских и коммерческих структур. Информационные процессы занимают центральное место в выработке и осуществлении управленческих решений практически во всех без исключения сегментах деятельности общества.

Развитие компьютерно-технотронных войн выдвигает проблему внедрения передовых информационных технологий в оборонную сферу. Без глубоко продуманных информационных систем невозможна борьба с преступностью. То же самое можно сказать об экологии, здравоохранении и других областях жизнедеятельности человеческого общества.

Таким образом, идет планомерное, осознанное, системное, обусловленное объективными реалиями (среди которых главенствующее место занимает научно-технический прогресс) поглощение информационными технологиями всего глобального деятельностного пространства.

Особое значение в современных условиях приобретает социальная информация, т. е. та, которая связана прежде всего с функционированием общественных образований и структур (социальными, профессиональными, возрастными, этническими группами людей, государственными и общественными институтами, различными видами человеческой деятельности), а также конкретного человека, с его помыслами и поступками.

Своевременно владеть достоверной социальной информацией, эффективно управлять информационной средой с известной степенью оптимальности в целях созидательной деятельности и совершенствования самой личности становится важнейшей задачей социальной практики. Высокая ответственность за конечный результат принимаемого решения заставляет нас меньше полагаться только на интуитивный подход, а в большей степени умело отбирать нужную, социально-значимую, полезную информацию, использовать различные источники и каналы доведения ее до общественного и индивидуального сознания, рационально обрабатывать весь комплекс характеризующих общественную сферу данных и, в конечном итоге, осуществлять информационное воздействие позитивной направленности.

При этом важно учитывать, что социальную информационную технологию и ресурсы можно использовать не только в прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духовного, военного превосходства либо давления и даже угрозы одного государства (партии, класса, социальной группы, личности и т. д.) другими, применяя для этого антизаконные и антинравственные способы.

То же самое можно сказать и об отдельной личности. Также следует учитывать тот факт, что в последнем случае влияние информации может быть исключительно сильным, способным привести к самым серьезным деформациям индивидуального сознания, вплоть до изменения психик]!, доведения ее до болезненного состояния, т. е. нанесения человек}' серьезного психического ущерба. Более того, информация негативного плана может стать побудительным мотивом к девиантному, антисоциальному поведению, суицидальным происшествиям, вызывать широкомасштабные действия, связанные с нарушением общественного порядка, экстремистские выступления и т. д. Нельзя сбрасывать со счетов непрекращающуюся борьбу за информационное превосходство тех или иных социально-политических сил. В этих целях могут организовываться широкомасштабные информационные диверсии и агрессии.

Все сказанное выступает весомыми аргументами, обусловливающими настоятельную потребность в глубоком научном анализе проблем информационной безопасности, особенно когда это касается личности, ибо она всегда выступала главным движителем общественного прогресса. Рассмотрение проблемы с социологической точки зрения сегодня представляется особенно важным, т.к. в основе большинства современных информационных технологий, систем и суперсистем лежат общественные процессы, а объектом их влияния выступает конкретная личность, действующая в реальных исторических условиях.

Приводя все сказанное к общему знаменателю, можно отметить, что актуальность и злободневность настоящего диссертационного исследования обусловлены: во-первых, прогрессирующей тенденцией развития информационной цивилизацииво-вторых, реально существующими угрозами информационной безопасности личности, особенно в нынешних условиях системного кризиса, охватившего все стороны жизни российского обществав-третьих, необходимостью и общественной потребностью создания основ системы парирования и локализации угроз, о которых идет речь, различных общественных механизмов профилактики негативного воздействия на общественное и индивидуальное сознаниев-четвертых, отсутствием системной научной разработки вышеназванных проблем.

Настоящая работа основана на стремлении в определенной степени восполнить этот пробел.

Названная совокупность факторов требует определения новых научных подходов в выработке методологии, теоретических и практических основ обеспечения информационной безопасности личности.

Состояние научной разработанности темы исследования может быть определено как исходное: по данной проблематике в отечественной социологии в прямой постановке вопроса целевые монографические, самостоятельные исследования, диссертации отсутствуют. Вместе с тем изучение частных, отдельных проблем информационной безопасности с каждым годом занимает все большее место в научной литературе, в журнальной и газетной публицистике.

Ответы на поставленные вопросы следует искать в трудах ученых разной направленности, и отечественных, и зарубежных. Условно их можно разбить на две большие группы. К первой группе авторов, на наш взгляд, следует отнести ученых, сосредоточивших свое внимание на роли информации в современном обществе, информационных цивилизациях. К ним относятся Андрианова Т. В., Белл Д., Винер Н., Воронина Т. П., Заковоротная М. В., Коган В. З., Колесников А. Н., Мелюхин И. С., Моисеев Н. Н., Осипов Г. В., Ракитов А. И., Серебрянников В. В., Сосунова И. А., Тавокин Е. П., Тоффлер О., Уинстон П., Урсул А. Д., Форрестер Дж., Хант Э., Хессиг К., Яновский Р. Г. 1.

1 Андрианова Т. В. Развитие информационной технологии и социальные изменения. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР. 1987; Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэкономические последствия. — М.: ИНИОН. 1990; Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. — М.: Наука. 1983: Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М.: НО ЦАГИ. 1995; Заковоротная М. В. Информационное общество как общество глобальной организации. Ростов н/Д., 1993; Коган В. З. Теория информационного взаимодействия. Философско-социологические очерки. — Новосибирск, 1991; Мелюхин И. С. Информационные технологии и бизнес. — М.: Гарант-Парк, 1997; Моисеев Н. Н. Люди и кибернетика. — М.: Молодая гвардия, 1984; Осипов Г. В. Место и роль глобальных проблем в концепции безопасности Российской Федерации // Информационный сборник «Безопасность», 1993, № 8- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991; Серебрянников В. В. Социальная безопасность России: концептуаль.

Наиболее важными проблемами, которые решаются учеными, на наш взгляд, являются положения и выводы об информационном обществе как проявлении глобальной закономерностивыявление его характерных черт и характеристикрассмотрение коммуникационных процессов в современном обществевычленение основных принципов функционирования социальной информации в общественно-политической жизнипроявление элементов глобальной организации информационного обществаосновное содержание и направленность различного рода информационных технологий и их воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Кроме того, перу названных авторов принадлежит целый ряд трудов, в которых рассматриваются методологические проблемы информационной безопасности.

Опора на положения, сформулированные в трудах названных ученых, позволила выработать целый ряд выводов методологического плана в рамках настоящего диссертационного исследования.

Вторую группу авторов составляют специалисты, разрабатывающие вопросы социальной информации, ее эффективного воздействия на личность, исследующие проблемы информационных угроз, способы и методы информационной агрессии, возможности их парирования и т. д. Среди них Аносов В. Д., Батурин Ю. М., Виноградов В. А., Жодзишский A.M., Зара-ковский Г. М., Ивасенко В. Б., Ильинский И. М., Кин Дж., Князева M.JI., Колин К. К., Кривельская Н. В., Курило А. П., Марков С. В., Новик И. Б., Панарин И. Н., Поздняков А. И., Полуэхтова И. А., Прохожев А. А., Розин ный подход. — М., 1995; Сосунова И. А. Информационная устойчивость и информационная безопасность социальных систем // Анализ систем на пороге XXI в.: теория и практика. — Т.2. — М.: Интеллект. 1996. — С.66−72: Тавокин Е. П. Колесников А.Н., Сафонова Т. Е. Информация, управление, безопасность (Социологическое исследование) ,',' Информационный сборник «Безопасность». — 1997. № 7−9 (39). — С.35−38- Тоффлер О. Фу-турошок. — СПб.- Лань, 1997; Унстон П. Искусственный интеллект. — М.: Мир, 1980; Урсул А. Д. Становление информационного общества и переход к устойчивому развитию // Проблемы информатизации. — 1997. — Вып.4. — С. 13−20- Форрестер Дж. Мировая динамика. — М.: Наука, 1978; Хант Э. Искусственный интеллект. — М., 1978; Хессиг К. Страх перед компьютером? // Перспективы информатизации общества. Реферативный сборник. — 4.1. — М., 1990. — С.77−79- Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. — М.: Academia, 1999.

В.М., Расторгуев С. П., Скворцов Л. В., Смолян Г. Л., Стрельцов А. А., Ух-линов Л.М., Федоров С. Г., Цымбал В. И., Черешкин Д. С., Щипков В.АЛ.

Особое внимание обращают на себя такие выводы данных авторов, как: необходимость создания нормативно-правовой базы, регулирующей оптимальность информационных потоков, ресурсов и т. д.- наличие корреляционных связей между информационным полем и девиантным поведени.

1 Аносов В. Д., Стрельцов АА., Ухлинов J1.M. Международные, федеральные и региональные аспекты информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество, 1997. — № 1. — С.6−8- Батурин Ю. М., Жодзишский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. — М.: Юридическая литература, 1991. -157 е.- Виноградов В. А. Глобальная безопасность и информация // Проблемы глобальной безопасности. — М.: ИНИОН РАН, 1995. — С.13−19- Ивасенко В. Б. Наркотики как угроза национальной безопасности России // Информационный сборник «Безопасность». — 1997. № 7−9 (39). — С.61−67- Ильинский И. М. Вестернизация России // Молодежь: Будущее России. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — С.40−48- Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. Пер. с англ. — М.: Наука, 1993. — 170 е.- Князева МЛ. Человек в информационном пространстве: культурный модус личности // Анализ систем на пороге XXI в.: теория и практика. — Т.2. — М. 1996. — С.171−180- Колин К. К. Русский язык и национальная безопасность // Информационный сборник «Безопасность». — 1997. № 1−2 (36). — С.30−40- Кривельская Н. В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность // Информационный сборник «Безопасность». — 1997. № 1−2 (36). — С.113−125- Курило А. П., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России в современных условиях и основные подходы к ее обеспечению // Информационный сборник «Безопасность». — 1995. № 11. С.97−105- Марков С. В. О некоторых подходах к определению сущности информационного оружия // Информационный сборник «Безопасность». — 1996. № 1−2. — С.53−59- Новик И. Б. Информационные аспекты риска // Системная концепция информационных процессов: Сборник трудов. — М.: ВНИИСИ, 1988. — С.53−61- Панарин И. Н. Психологические аспекты обеспечения национальной безопасности России. 4.1. — М., 1995; 4.2. — М., 1996; Поздняков А. И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Информационный сборник «Безопасность». — 1994. № 5 (21). — С.29−39- Полуэхтова И. А. Средства массовой информации // Молодежь: будущее России. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. -С. 135−149- Прохожев А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. — М.: РАГС, 1996. — 27с.- Расторгуев С. П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем // Информационное общество. 1997. № 1. — С.64−66- Скворцов Л. В. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблемы глобальной безопасности. — М.: ИНИОН РАН. 1995. — С.20−27: Смолян Г. Л. Зараковский Г. М. Розин В. М. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). Препринт. -М.: ИСА РАН. 1996. — 51 е.: Федотов С. Г. Преступность и молодежь /7 Информационный сборник «Безопасность». — 1997. № 1−2 (36). — С.41−43- Цымбал В.II. О концепции информационной войны // Информационный сборник «Безопасность». 1995. № 9 (29). -С.27−33- Черешкин Д. С., Курило А. П. Проблемы защиты персональных данных в Российской Федерации // Сборник «Научно-техническая информация». — 1995. № 8- Щипков В. А. Информационная безопасность России (Обзор парламентских слушаний) // Информационный сборник «Безопасность». — 1997. № 1−2 (36). — С. 103−112. ем людей, ростом преступностипроблемы повышения оперативности, достоверности и, в конечном счете, эффективности информационного обеспечения органов государственного и регионального управлениярассмотрение взаимосвязи между информационными системами, технологиями и различными аспектами поведения человека, социально-политическими и психологическими процессамиисследование информационных угроз, средств и способов информационной агрессии, пути и методы манипулирования общественным сознанием социальных групп и др.

В то же время анализ источников позволяет сделать вывод о том, что наиболее слабо в научной литературе представлены проблемы обеспечения информационной безопасности личности. К существенным пробелам в этой области изысканий можно было бы отнести недостаточно проработанные методологические проблемы определения социологической сути информационной безопасности личности. Здесь немало разночтений и бросающаяся в глаза эклектичность в подходах. Эпизодически и разрозненно представлены факторы, составляющие основу социальной информации как процесса (как правило, данный феномен представлен статически и рассматривается сиюминутно, без учета долгосрочных перспектив развития). Крайне размыты угрозы информационной безопасности личности. Система их парирования в названных работах намечена лишь пунктирно. Можно было бы перечислять еще немало белых пятен проблемы, но и перечисленного уже достаточно для того, чтобы констатировать неполную проработанность вопроса, о котором идет речь. Все это определило основные слагаемые диссертации.

В качестве объекта исследования выступает информационная безопасность личности, ее социологическая сущность и характеристика.

Предмет исследования — методологические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности личности, определение путей, механизмов и средств защиты человека от информационного воздействия, вызванного негативными социально-политическими и другими антигуманными целями.

Главная рабочая гипотеза исследования.

Сознательно организуемые и централизованно управляемые потоки социальной информации, в силу возникших в результате распада СССР и прежней социально-экономической формации причин, сосредоточиваются главным образом на следующих направлениях: воздействие на общественное сознание личности индивидуалистических, либеральных ценностей, агрессивно-эгоистической психологииширокомасштабная вестернизация всех социокультурных составляющих жизни общества, абсолютизация этого процессаадаптирование личности к проамериканскому и прозападному образу жизни, другим ценностям «дикого капитализма». Это вызывает подрыв российского менталитета, выраженного в традиционной общинное&tradeсознания широких слоев социума, формирование исключительно опасных, негативных явлений типа девиантного поведения, основанного на насилии, антиправовом поведении и садо-мазохистских устремлениях (социально-психологический срез), а также дестабилизацию социальной преемственности поколений, разрыв исторической связи времен, особенно советского периода (социально-политический аспект).

Частные гипотезы исследования обусловлены содержанием главной и специфическими особенностями исследовательских целей, стоящих перед каждой главой.

Цели и задачи диссертационного исследования.

1. Осуществить многофакторный социологический анализ информационной безопасности личности, вскрыть совокупность социальных факторов. оказывающих непосредственное воздействие на исследуемый феномен.

2. Определить сущность информационной безопасности личности и ее структуру.

3. Дать классификацию основных угроз информационной безопасности индивидуума, установить степень их интенсивности и реальности.

4. Выявить пути и средства парирования угроз информационной безопасности человека в условиях демократических преобразований в Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы социологического познания. Само диссертационное исследование осуществлено на стыке социологии духовной жизни и социологии личности. В основу исследования положен системный подход с использованием категориального и понятийного аппарата теории информации, социологии, политологии, социальной философии и психологии.

Методы исследования. В целях сбора информации использовались метод изучения документов, контент-анализ: газетных полос, телевизионных и радиопрограмм, метод «включенного» наблюдения, интервью, статистическое наблюдение и т. д.

Эмпирической базой диссертационной работы послужили следующие материалы:

— результаты социологических исследований, проведенных Институтом социально-политических исследований РАН в период с 1995 г. по настоящее время;

— материалы Центра социологии национальной безопасности ИСПИ РАН, «круглых столов», научно-теоретических конференций, совещаний экспертов;

— материалы Фонда национальной и международной безопасности и публикации журнала «Безопасность» :

— ежегодные доклады Института молодежи по проблемам информационной безопасности юношества;

— результаты контент-анализа:

О центральных газет демократической направленности,.

О оппозиционной прессы,.

О радиопрограмм «Радио России», «Эхо Москвы», «Маяк» и др., О телепрограмм государственного, общественного и кабельного телевидения, проведенного автором;

Материалы Военно-научного общества «Безопасность Отечества» (г. Москва), в частности, конкурса работ по проблемам военно-информационной безопасности;

— социологические телефонные экспресс-опросы по вопросам информационной безопасности, проведенные автором в период избирательной кампании в Московскую городскую Думу и другие органы местного самоуправления.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы (состояние разработанности которой, как уже говорилось, можно оценить не иначе как исходное) и подходах к ее решению на основе системного социолого-политологического анализа. В диссертационном исследовании, избрав одним из главных путей развитие демократических ценностей, механизмов и институтов, предпринята разработка основ системы парирования информационных угроз личности.

Кроме этих общих положений, новизна исследования заключена в следующем:

1. Исследована взаимосвязь влияния социальной информации и других средств и форм воздействия на сознание личности;

2. Разработан и введен отличающийся оригинальностью понятийный аппарат, способствующий методологическому и практическому решению исследуемой проблемы:

3. Рассмотрена структура информационной безопасности личности, вскрыто воздействие на нее совокупности различных социальных, политических и психологических факторов, действующих в информационной среде;

4. Выявлены основные угрозы информационной безопасности личности, дана их классификация, установлена интенсивность их влияния на возникновение и развитие девиантного поведения человека, а также на деформацию общественного и индивидуального сознания под влиянием процесса вестернизации;

5. Публицистический тезис о дестабилизации социальной преемственности поколений как следствии реализации информационной угрозы получил в диссертационном исследовании разностороннюю научную трактовку^ аргументацию и прогноз возможных негативных последствий данной разрушительной тенденции.

Апробация исследования. Результаты исследования, основные концептуальные идеи и положения диссертации апробированы на:

— IV Кондратьевских чтениях «Краеугольные камни новой парадигмы обществоведения. Традиции и перспективы российской научной мысли» (Москва, 10 мая 1996 г.);

— 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы законодательного регулирования отношений в информационной сфере» (Москва, 9−10 декабря 1996 г.);

— V Кондратьевских чтениях «Теория предвидения Н. Д. Кондратьева и сценарии развития российской экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу» (Москва, 22 мая 1997 г.);

— Международном форуме «Кто мы в современном мире» в рамках Международной конференции «Эволюция инфосферы» (Москва, 10−12 февраля 1998 г.);

— «Круглом столе» на тему: «Женщина и профессия» (Москва. 2 апреля 1998 г.);

— Международном научном симпозиуме «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени» (Москва, 4−5 февраля 1999 г.).

Основные итоги диссертационного исследования докладывались на заседании Центра социологии национальной безопасности Института социально-политических исследований РАН в 1999 г.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, могут быть в определенной мере использованы властными структурами и общественными организациями в выработке путей парирования информационных угроз личности. Кроме того, материалы диссертации предназначены для применения в учебных заведениях при чтении различных лекционных курсов общественных наук.

Основное содержание работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. К работе приложен список литературы.

Таковы основные выводы, опираясь на которые, можно построить контуры системы, состоящей из конкретных механизмов, средств и способов противодействия, направленных на парирование различных информационных угроз.

Как уже отмечалось, важнейшим следствием возникновения информационных обществ является проблема конструктивного развития информационной политики. В этом отношении непреходящее значение приобретает выработка методологических подходов к решению рассматриваемого вопроса. Обращение к категории «информационная политика» обусловлено целым рядом основополагающих факторов, к числу которых, на наш взгляд, можно было бы отнести:

1) необычайную значимость информации, ее смещение в центр социальной практики;

2) необходимость четкого регулирования информационных потоков, не только в интересах дальнейшего развития человеческих обществ, но и с целью предотвращения тех угроз, которые возникают с ростом интенсивности, масштабности информации, в связи с нарастающей потребностью противодействия информационным агрессиям и войнам;

3) возрастающую потребность в координации и взаимодействии различных субъектов и объектов, действующих в информационном пространстве.

Сказанное выдвигает необходимость выявления самого понятия «информационная политика», тем более, что в сегодняшней научной литературе ему уделяется недостаточно внимания. Ставя перед собой задачу дать определение названному нами понятию, необходимо заметить, что, как и любой другой политический феномен, информационная политика представляет собой особый вид государственно-общественной деятельности, главной целью которой является обеспечение функционирования известной, целостной, управляемой системы в интересах доведения (изложения), расчленения значительной по своей масштабности и разновидности совокупности сообщений.

В качестве субъектов такой политики выступают:

1) институты государственной власти;

2) промышленные и другие производственные структуры, а также коммерческие, банковские, финансовые, иные организационные структуры;

3) политические партии, общественные движения, союзы, объединения, профсоюзы;

4) научные, культурные, творческие организации.

Объектами информационной политики могут быть как сами государственно-общественные элементы социума, так и различные социальные группы, классы общества. Именно, в первую очередь, для них создается вся совокупность информационных потоков, касающихся событий, процессов, общественных явлений.

Однако сам процесс информирования не может носить пассивный, статичный характер. Оно (информирование) должно быть подчинено цели создания предпосылок для проявления не всякого поведения, а именно позитивного социально-значимого индивидуального и общественного действия, поступка и т. д. Игнорирование этой цели в информационной политике, действие по формуле «довести сообщения, а дальше общество или личность разберутся сами» делает ее (информационную политику) не только весьма ограниченной, но даже негативной, а подчас и опасной для общества.

Суммируя все сказанное, можно, на наш взгляд, считать, что под информационной политикой следует понимать деятельность государства, его политических и общественных институтов, культурных, научных, промыш-ленно-коммерческих и других производственных структур, осуществляемую в целях постепенного функционирования целостной системы, направленной на доведение (изложение), разъяснение всей совокупности сообщений, предназначенных для различных социальных групп в целях их информирования о происходящих в обществе событиях, процессах и явлениях и создания предпосылок для проявления позитивного социально-значимого индивидуального и общественного поведения людей.

Исходя из сказанного, можно выделить три основных функции информационной политики.

Первая: разработка совокупности теоретических принципов и практических мер в сфере информатизации общества.

Вторая: деятельность, обеспечивающая интеграцию информации в систему политических, экономических и других общественных институтов. Это в определенной степени форма осуществления государственной власти по отношению к производству информации. На основе всеобщей информатизации происходит формирование социальной политики. Особенностью информационной политики является ее тесное сопряжение с научной, демографической, социальной, военной политикой и т. д.

Третья: информационная политика выступает как средство управления социальными процессами с целью изменения их тенденций в оптимальном направлении.

В контексте рассмотрения информационной политики как социального феномена важнейшее значение имеет выявление ее основных принципов. К ним, по мнению автора, можно отнести:

— адекватность информационной политики целям прогрессивного развития общества;

— использование информационной политики как одного из главных средств общественно-государственного управления;

— соответствие информационной политики жизненно важным интересам государства, общества и личности, национальным интересам страны в целом;

— направленность политики на недопущение и парирование возникающих внешних и внутренних информационных угроз;

— реальная возможность врастания информационной политики РФ в международное информационное пространство;

— открытость, гласность и доступность информационной политики для понимания ее различными социальными категориями населения;

— демократический порядок формирования информационной политики, ее подконтрольность представительным органам власти и общества в целом;

— обеспечение сохранности информационных ресурсов, их процедурная и юридическая защита как одного из главных элементов стратегического развития государства и общества;

— способность информационной политики создавать все необходимые условия для внедрения федеральных и региональных информационных систем и технологий.

О жизненности, актуальности и необходимости внедрения в социальную практику названных нами принципов информационной политики свидетельствуют результаты многих социологических исследований. В частности, данные, полученные при анализе материалов опроса участников совещания «Информационные ресурсы и устойчивое развитие России», проведенного Российской академией государственной службьИтрезиденте РФ.

27−29 января 1997 г. 1. Респонденты, в качестве которых выступали опытные эксперты, указали на необходимость совершенствования информационных ресурсов в первую очередь в сфере их использования как средства общественно-государственного управления. Так, при определении перспективных направлений в данной области они выделили:

— информационно-аналитическую поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации — 79%;

— поддержку процессов оперативного управления субъектов Российской Федерации — 74%;

— поддержку анализа финансово-бюджетной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации — 71%;

— поддержку нормативно-законодательной деятельности субъектов Российской Федерации — 68%;

— поддержку стратегического планирования развития субъектов Российской Федерации — 66%;

— справочно-правовое обеспечение населения и муниципальных органов — 50%;

— аналитическую информацию о товарных рынках и потоках — 50%2.

Авторы исследования, комментируя полученные результаты, приходят к выводу: «Как видно, к числу наиболее актуальных направлений отнесена информационно-аналитическая поддержка деятельности субъектов Российской Федерации в целом и оперативного управления в частности. Очень высока потребность и в эффективной аналитической поддержке финансовой и нормативно-законодательной деятельности С РФ. Стратегическое планирование лишь на 5-м месте. И это не удивительно при полном отсутствии такой позитивной стратегии на государственном уровне, когда.

1 Было опрошено 48 экспертов высшей квалификации, большинство (64%) из которых имеют опыт работы в этой сфере более 10 лет. См. «Безопасность». Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 1997, № 7−9 (39). — С.35−38.

2 Там же. — С.36. все спущено до уровня решения сиюминутных проблем и строится по схеме «тришкина кафтана» 1.

Нарушение принципа соответствия информационной политики жизненно важным интересам государства, общества и личности, национальным интересам страны в целом подтверждается тем, что подавляющее большинство участников совещания сталкивалось с фактами утечки информации. При этом наиболее доступной (или востребованной) для нежелательных потребителей оказывается социально-политическая информация (55%), о финансовых источниках деятельности государственных органов (27%), об инвестиционных проектах (23%). Информация о кадрах и финансовом состоянии отдельных банков защищена относительно неплохо: лишь 18% ответивших указали на случаи ее утечки2. Полученные данные коснулись и многих других перечисленных нами принципов.

Таким образом, одной из первейших задач, стоящих перед информационной политикой, является приведение ее сущности, содержания, форм и средств в соответствие с совокупностью общетеоретических принципов, о которых идет речь.

Рассматривая изучаемый нами феномен как важный фактор информационной безопасности, необходимо обратиться к категории «эффективность». Информационным угрозам, вызовам и опасностям может противостоять только та политика, которая способствует достижению целей, стоящих перед совокупной информационной системой. К таким целям, как уже было сказано, можно отнести:

1) обеспечение бесперебойного функционирования целостной, управляемой системы, создание в ее структуре всех необходимых элементов, соответствующих требованиям современных информационных технологий;

1 «Безопасность». Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 1997, № 7−9 (39). — С.36.

2 Там же.- С. 37.

2) востребованное, интенсивное потребление информации различными социальными группами населения;

3) создание реальных предпосылок для социально-политического, экономического и духовно-нравственного прогресса общества.

Однако эти утверждения не исчерпывают всей проблемы результативности информационной политики в области обеспечения информационной безопасности.

Говоря об информационной политике как важнейшем феномене наступающего столетия, нельзя не остановиться на основных проблемах возможного информационного противоборства, под которым следует понимать новую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду. В то же время следует заметить, что информационная борьба никогда не прекращалась, идет он и сейчас, так как стороны всегда стремятся контролировать информационные потоки других стран не только в военное, но и в мирное время. Значительный сбой в системе защиты информации, произошедший в России после 1991 г., явился следствием не вполне продуманной общей политики государства, абсолютизировавшего прозападную ориентацию и создавшего возможность свободной, бесконтрольной передачи информации, связанной с жизненно важными национальными интересами. Особенно пагубно это отразилось на внешнеполитической и военной разведке и контрразведке. Особенно серьезное воздействие факты рассекречивания документов, различного рода факты подслушивающих устройств, передача сверхсекретных архивных материалов оказали на общественное мнение и на конкретную личность в отдельности. У индивидуума начал складываться синдром информационной беззащитности, на основе которого усилился процесс социальной апатии и неверия.

За последние годы уровень защищенности информации как элемента информационной политики несколько повысился, однако положение оставляет желать лучшего. Таким образом, коррекция информационной политики в сторону определения в ней целей, средств и приемов защиты информационного поля, связанных с жизненно важными интересами российского государства, является одним из важнейших условий парирования угроз, опасностей и рисков, имеющихся в рассматриваемой нами сфере.

Информационная политика также должна строиться с учетом возможных социально-экономических катаклизмов, которые могут возникнуть в геополитическом пространстве, и быть готова к снятию различных внешних и внутренних противоречий, произошедших вследствие этого.

Речь идет о ведении информационного противоборства как одной из составляющих военного противоборства. В этом отношении показателен опыт ведения боевых действий в Персидском заливе. Тогда многонациональные силы, используя методы радиоэлектронного противодействия, осуществили блокирование практически всей информационной системы Ирака. Этот успех не только окрылил США в понимании роли информационного противоборства, но и заставил задуматься над тем, как выйти из подобного положения, если такое противоборство будет навязано им самим. Для этого Пентагон провел целую серию исследований и экспериментов, которые позволили сделать ряд выводов, свидетельствующих о том, что степень защищенности компьютерных систем и баз данных военного ведомства США не высока. Оказалось, что несложно проникнуть не только в мозговой центр самого военного ведомства, но и в информационные сети государства — через каналы Интернета. Через этот же канал можно без свидетелей проводить психологическое воздействие на противника, а свою страну предупредить заранее об угрозе ее национальным интересам. Доступность глобальной компьютерной сети позволяет передавать необходимую информацию в любой регион мира и выполнять. многие задачи, связанные с информационным противоборством.

В настоящее время информационное противоборство стало важнейшим содержанием войны, но из-за применяемых в нем сил и средств, а также специфических целей и задач приобретает как значительную самостоятельность, так и является неотъемлемым элементом всех остальных форм борьбы.

Говоря об информационном противоборстве как составной части современной войны, следует разделять в нем две составляющие — оборонительную и наступательную. Цель оборонительной функции — защита своей информации от воздействия противника. Ударная, или наступательная, функция — дезорганизация или разрушение информационной инфраструктуры противника, нарушение процесса оперативного управления его силами и средствами. Кроме того, для последней составляющей информационного противоборства можно использовать и такие понятия как «информационная интервенция» или «информационная агрессия». По мнению профессора В. И. Слипченко, «. информационное противоборство получило мощное развитие после создания современных методов военной си-стемологии. Используя эти методы, можно быстро найти уязвимые места системы управления, связи, компьютерного обеспечения и разведки противника и выводя их из строя, резко повысить эффективность своих действий в других видах противоборства'4.

Его вершиной, по мнению того же автора, «видимо, станет создание глобальной боевой информационно-ударной системы страны и вооруженных сил, способной контролировать состояние и функционирование армии и группировок противника и снижать эффективность их применения» 2.

Таким образом, информационная политика имеет большое значение не только в мирное время, она охватывает также и сферу вооруженного.

1 «Безопасность». Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. — 997, № 7−9 (39). — С. 155.

2 Там же. противоборства, которое может возникнуть между различными странами как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. При этом роль данного сегмента информационной политики имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Если говорить о предстоящем столетии, то вполне приемлемо сказать о трансформации абсолютной (ракетно-ядерной) войны в компьютерно-технотронную, а затем и в чисто информационную.

Распад Советского Союза наглядно показал, что провалившиеся попытки вооруженной интервенции против великой державы заставили идеологического противника перейти к «холодной войне», сердцевину которой составило массированное информационное воздействие, прежде всего, на общественное сознание социалистического социума.

Сохранение курса на дальнейший подрыв российского государства, его дезинтеграцию и расчленение, которого придерживаются определенные круги США и Европы, консервирование прежнего средства противоборства в виде информационной агрессии усиливает необходимость построения оптимальной информационной политики, способной обеспечить безопасность России, включить защитные механизмы в отношении общественного сознания различных социальных образований, классов и групп населения. В связи с этим обостряется проблема разрешения острейшего противоречия между усиливающейся потребностью государственного регулирования информационных потоков и укрепляющейся, приобретающей все большие масштабы коммерциализацией всего информационного процесса.

Последнее обстоятельство имеет две негативные стороны: во-первых, возрастает бесконтрольность информации, стихийность ее формирования и доведения до сознания людейво-вторых, развитие коммерциализации создает условия для усиления реальных информационных угроз, рисков и опасностей. В этом плане внутренняя информационная политика должна разрешить названное противоречие и парировать порождаемые им последствия. С другой стороны, нельзя искусственно создавать элементы торможения развития демократического процесса, основу которого ныне составляет именно информационная политика.

Все перечисленные моменты должны постоянно и глубоко учитываться в процессе выработки и осуществления государственной информационной политики. Именно она должна стать главным приоритетом в общей системе национальной безопасности. Между тем, на наш взгляд, эта проблема не нашла своего достойного места в Концепции национальной безопасности, утвержденной Президентом РФ в конце 1997 г. 1.

Можно с достаточной долей уверенности сказать, что социальная практика, объективная реальность заставит внести в этот важнейший документ соответствующие коррективы. Задача науки сделать их оптимальными и обоснованными. На наш взгляд, основными направлениями такой корректировки могли бы быть:

— формулирование социальной значимости и констатация усиления актуальности, необходимости выведения информационной политики на одно из первых, если не ведущих, мест в общей политической системе;

— нахождение соответствующих механизмов, способов и средств регулирования информационной политики государства;

— усиление парламентского и гражданского контроля за формированием и развитием информационных потоков;

— корректировка информационной политики в соответствии с состоянием страны, протекающими процессами, основанными на национальном менталитете.

1 Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства. — 1997, № 52. — Ст.5909. — 17.12.1997. -№ 1300.

Суммируя все сказанное, можно сделать целый ряд выводов: во-первых, информационная политика является одним из важнейших составных элементов общей государственной политики. При этом значение данного сегмента внешней и внутренней политики страны имеет тенденцию к возрастаниюво-вторых, в современных условиях информационная политика охватывает практически все виды, направления и средства государственно-общественной жизни, в том числе и сферу вооруженного противоборствав-третьих, развивающиеся в России демократические процессы усиливают тенденцию взаимопроникновения информационной политики и современного геополитического пространствав-четвертых, многие механизмы торможения, возникающие на пути развития рыночной экономики и правового государства, порождают ряд противоречий, конкретным следствием которых выступает коммерциализация информационного пространства, что во многих случаях оборачивается зависимостью СМИ и других субъектов информации от финансовых возможностей различного рода политиков или общественных структур. Это создает предпосылки для диктата маргинальных групп на информационном поле, что представляет собой, в известном смысле, угрозу стабильности и устойчивости российского обществав-пятых, указанные основные процессы и факторы важно учитывать в разработке, осуществлении и корректировке информационной политики.

Поднятая в настоящем параграфе проблема носит исключительно сложный и многосторонний характер и требует отдельного глубокого рассмотрения и анализа. Выдвинутые автором основные ориентиры исследования поднятого в диссертации вопроса, на наш взгляд, призваны создать предпосылки для решения вышеназванной задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как уже неоднократно отмечалось в диссертационном исследовании, упрочение информационных обществ скорее всего составит основное содержание общественного прогресса в предстоящем столетии. В свою очередь это выдвигает на первый план перед наукой, и особенно социологией, задачу поиска оптимального вхождения России в мировое информационное пространство, выработку механизмов эффективного закрепления в нем и отбора всего необходимого, что может благотворно сказаться на социализации как отдельной личности, так и различных человеческих общностей.

Успешность решения такой задачи зависит, в первую очередь, от реальной возможности создания специальных структур, способных вести как аналитическую, так и организационную деятельность на этом важнейшем направлении общественного развития. В связи с этим, на наш взгляд, возникает острая необходимость разработки, создания и рассмотрения в Правительстве специальной государственной программы «Вхождение России в мировое информационное пространство как важнейшее условие решения социальных проблем РФ в XXI в.» .

Настоящее диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что превращение информации в «товар», играющий одну из первостепенных ролей на рынке, требует создания необходимых комплексных условий для правового регулирования таких важнейших проблем, как защита от посягательств на авторское право, коммерческую тайну, наследование и передачу интеллектуальной собственности. Для активизации решения названных вопросов важно включить данные проблемы в учебные программы вузов, регулярно проводить научные конференции и симпозиумы, предложить Министерству юстиции РФ рассмотреть названные вопросы на расширенной коллегии ведомства с привлечением широкого круга ученых.

Исследование также свидетельствует о возникновении острой социальной потребности в создании информационной социокультуры, в глубокой разработке ее понятия, сущности, организационных, научных и идеологических структур, развивающих и упрочивающих названную нами дисциплину.

Результаты диссертационного исследования говорят также о том, что бурное развитие информационных потоков сопровождается не менее стремительным нарастанием различного рода информационных угроз, рисков и опасностей. С одной стороны, они связаны с возможностями деформации, искажения, снятия и уничтожения самой информации путем применения различного рода информационных «вирусов», «бомб» и т. д. С другойнегативным воздействием на индивидуальное и общественное сознание.

Усиление возможности влияния информации на подпороговую сферу человека расширяет спектр и интенсивность воздействия на людей, социальные группы и страты с целью манипулирования их сознанием, зомбиро-вания и программирования их действий. Данный фактор в значительной степени усиливает информационные угрозы, риски и опасности, особенно в области политики, экономики, духовной жизни. Это вызывает необходимость создания в структурах специальных служб, подразделений, главной функцией которых стало бы отслеживание и контроль за применением нетрадиционных информационных средств, находящихся вне пределов нормативного функционирования информации.

Исследование дает возможность поставить проблему эволюции будущих войн в систему координат: от абсолютной, ракетно-ядерной, войны к войнам информационным, которые по своим последствиям, вероятно, будут также нелегки, как первые. Вот почему в процессе проведения военной реформы особенно важно учитывать тот эволюционный процесс, о котором шла речь выше.

Уже сейчас, по нашему глубокому убеждению, необходимо в программу военной реформы заложить одно из приоритетных направленийвсеобщую компьютеризацию всех звеньев Вооруженных сил, несмотря на бюджетные трудности. Если этого не сделать сейчас, то вряд ли можно говорить о каком-либо сопротивлении России в информационных войнах будущего.

Кроме информационных угроз глобального уровня в диссертации рассматриваются угрозы, риски и опасности более низкого уровня. Речь идет о тех информационных потоках, которые несут в себе целый ряд негативных последствий и способствуют: а) нарастанию случаев девиантного поведенияб) тотальной вестернизации общественного сознанияв) деструкции исторической связи, традиций, преемственности поколений.

В диссертации предлагается сосредоточить все прогрессивные силы российского общества на локализации и парировании этих трех главных групп информационных угроз, рисков и опасностей. В связи с этим предлагается издание закона, который бы строго регламентировал допустимую долю западной кинои шоупродукции для демонстрации в России, как это сделано во Франции. Требует, на наш взгляд, серьезного пересмотра система информации, несущая на себе историческую нагрузку. В целом же речь идет о формировании оптимальной внутренней информационной политики, которая, по нашему мнению, должна:

— быть адекватной целям прогрессивного развития общества;

— способствовать общественно-государственному управлению демократическим обществом;

— служить жизненно важным интересам государства, общества и личности;

— создавать все необходимые условия для парирования возникающих внутренних и внешних информационных угроз;

— отличаться доступностью для различных социальных категорий населения, гласностью, открытостью и конструктивностью, подконтрольностью представительным органам власти;

— обеспечивать сохранность информационных ресурсов, их процедурную и юридическую защиту как одного из главных элементов стратегического развития государства и общества.

Важно обратить также внимание на способность информационной политики создавать все необходимые условия для внедрения федеральных и региональных информационных систем и технологий. Для научного решения этих многочисленных задач, видимо, целесообразно в системе Академии наук иметь специальный Институт информационной политики. Говоря о данном институте, следует иметь ввиду, что подобная структура будет важнейшим атрибутом XXI в., и чем раньше мы ее создадим, тем более вооруженными в методологическом, организационном и политическом отношениях мы вступим в грядущее столетие.

Одним из важнейших направлений наших рекомендаций является эра соотношений властных полномочий в информационном пространстве. При этом полностью очевидно, что в системе сдержек и противовесов особенно нуждаются современные СМИ. В эту систему необходимо включить такие весомые элементы, как парламентский и общественный гражданский контроль, систему государственного лицензирования, дотационные меры, налоговые механизмы.

Однако это не должно сужать права граждан на информацию. Следует помнить, что реализация этих прав есть одно из условий обеспечения информационной безопасности. Поэтому в процесс должны быть включены законодательные, судебные и государственно-исполнительные механизмы — решения Президента и Правительства по вопросам прав человека на информацию, а также общественные механизмы, т. е. деятельность различных субъектов социума по защите общества от дезинформационных процессов и т. д.

Все перечисленные нами элементы заработают в полную силу тогда, когда будут находиться в диалектическом единстве и взаимодействии. Вот почему логика социальной практики говорит о необходимости создания Комиссии по координации деятельности, связанной с защитой прав граждан на информацию при Правительстве Российской Федерации.

Говоря о развитии гласности как одного из важнейших средств обеспечения информационной безопасности граждан, необходимо обратить внимание на существование в ней общественно значимого смысла. Лишенная этого важнейшего компонента, она представляет собой отвлеченный информационный поток, не затрагивающий сердцевины общественного сознания.

Современная социальная практика настоятельно ставит проблему о границах гласности и тех информационных потоков, которые она несет на себе. Словом, социальная практика последних перестроечных лет неизменно выдвигает проблему пересмотра стихийно сложившейся в 90-е гг. концепции гласности и внесения в нее существенных коррективов. Было бы правильным, чтобы в пересмотре и дальнейшем развитии такой концепции приняли бы участие широкие слои населения, представители общественности и государства.

Таковы, на наш взгляд, наиболее принципиальные выводы, предложения и рекомендации, которые явились следствием настоящего диссертационного исследования. Пределы и задачи настоящей работы позволили остановиться только на наиболее актуальных и злободневных вопросах исследуемой нами темы. На самом деле проблема сложнее и требует дальнейшего, более углубленного и более масштабного анализа. Думается, что наиболее крупными проблемами в перспективе окажутся:

— вопросы дальнейшей интернационализации информационных потоков и их динамики в глобальном информационном пространстве;

— усиление сопряжения информационных и геополитических процессов;

— экономизация информационных потоков;

— создание принципиально новых средств ведения информационных войн;

— развитие информационной политики в России и многие другие вопросы.

Именно на этих главных направлениях научного поиска автор намерен сосредоточить свои усилия в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» № 2124−1 от 13.02.92 // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. -№ 7. — С.300.
  3. Закон РФ «О безопасности» № 2446−1 от 05.03.92 // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. — № 15. — Ст.769.
  4. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. — № 42. — Ст.2425.
  5. Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации». № 4524−1 от 19.02.93 // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. — № 12. — Ст.423.
  6. Закон РФ «О сертификации продуктов и услуг». № 5151−1 от 10.06.93 // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. -№ 26. — Ст.966.
  7. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351−1 от 09.07.93 // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РФ.- 1993.-№ 32.-Ст.1242.
  8. Закон РФ «О государственной тайне» № 5485−1 от 21.07.93 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41. — Ст.8220.
  9. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.94 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 1. — Ст.1.
  10. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» № 7-ФЗ от 13.01.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 3. Ст. 170.
  11. Федеральный закон «О связи» № 15-ФЗ от 16.02.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 8. — Ст.6.
  12. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 8. — Ст. 609.
  13. Федеральный закон «О рекламе» № 108 от 18.07.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 30. — Ст.2864.
  14. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» № 85-ФЗ от 04.07.96 // Собрание законодательства РФ. 1996. -.№ 28. — Ст.3347.
  15. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» № 159-ФЗ от 22.10.98.
  16. Указ Президента РФ от 25.08.97 № 919 «О совершенствовании государственного телевещания РФ».
  17. Указ Президента РФ от 17.12.97 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ» // Собрание законодательства. 1997. -№ 52. — Ст.5909.
  18. Постановление Правительства РФ от 28.12.98 № 1562 «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России».
  19. Парламентские слушания «Россия и Интернет: выбор будущего // Парламентские слушания в Государственной Думе. Вып.IV. — М., 1996. -С.38−39.
  20. Парламентские слушания «Средства массовой информации в системе информационной безопасности» // Думский вестник. 1996. — № 5 (20). -С.90−103.
  21. Парламентские слушания «Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности» // Думский вестник. 1996. — № 7 (22). — С. 112−126.
  22. Концепция информационной безопасности России. Проект // Вестник РОИВТ. — 1995. — № 6. — С. 53−78.
  23. Концепция формирования и развития единого информационного пространства и соответствующих государственных информационных ресурсов. Одобрена решением Президента РФ от 23.11.95 №Пр-1694. М.: НТЦ «Информрегистр», 1995.1. П. Книги и монографии
  24. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманистическая общечеловеческая философия для XXI века. М.: Владос, 1994. — 334 с.
  25. А.Ш., Новик И. Б. Информационная физика: ее гипотетические основания и перспективы. М.: ВНИИСИ, 1990. — 59 с.
  26. Амброз Стивен. Эйзенхауэр. Солдат и президент. Пер. с англ. М.: «Книга, лтд.», 1993.
  27. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика // Материалы международной научно-практической конференции. В 4-х тт. — Т. 2. — Сост. Т. Е. Сафонова. — М.: Интеллект, 1996. — 438 с.
  28. Г. М. Социальная психология: Учебник, 2-е изд. М.: МГУ, 1988.-432 с.
  29. Т.В. Развитие информационной технологии и социальные изменения. Научно-аналитический обзор. — М.: ИНИОН АН СССР, 1987.
  30. М. Психология счастья. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.332 с.
  31. Армия России: состояние и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1999.-286 с.
  32. В.Г. Наука беды и надежды. — М.: НПК «Футурум», 1992.- 56 с.
  33. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  34. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.- 382 с.
  35. В.Г. Четвертая власть и четыре генсека. М.: КЕДР, 1994.128 с.
  36. Ю.М. Право и политика в компьютерном круге: Буржуазная демократия и «электронная диктатура». Отв. ред. Г. Х. Шахназаров. М: Наука, 1987. -109 с.
  37. Ю.М. Человек в мире компьютеров: Обзор. М., 1990. — 45 с.
  38. С.И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. М.: Высшая школа, 1984. — 375 с.
  39. Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. М., 1992−1999.
  40. Д. Мир и США в 2013 году: Реферат. Пер. с англ. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.-20 с.
  41. Д. Третья технологическая революция и ее возможные социо-экономические последствия: Реферат. Пер. с англ. М.- ИНИОН АН СССР, 1990. — 8 с.
  42. В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: Мысль, 1994. — 364 с.
  43. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-398 с.
  44. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  45. Винер Норберт. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. — Пер. с англ. — М.: Наука, 1983. — 340 с.
  46. И., Гуртовой Г. Психотронная война. М.: Мистерия, 1993. — 365 с.
  47. Военная политика России на пороге XXI века // Материалы семинара. М.: Луч, 1993. — 111 с.
  48. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: ИО ЦАГИ, 1995. — 112 с.
  49. Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Автореферат. доктора филос. наук. М.: МГУ, 1995. — 41 с.
  50. Д. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 62 с.
  51. В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М.: Луч, 1994. — 134 с.
  52. В.М., Гусева А. С. Марафон в рынок: Итоги пятилетнего социолого-психологического мониторинга. М.: Аурика, 1994. — 426 с.
  53. Г. В., ред. Вопросы физиологии сенсорных систем. М.-Л.: Наука, 1966. — 134 с.
  54. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 445 с.
  55. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Наука, 1987. — 157 с.
  56. Э.Н. Секрет Черчилля (К 3-й мировой войне 1945 .). Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1975. — 308 с.
  57. А.В. Социология политического юмора: Очерки. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. — 332 с.
  58. А.В. Социология юмора: Очерки. М.: ИФ РАН, 1996. — 214 с.
  59. А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. -197 с.
  60. Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.- 286 с.
  61. Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: РЭЙ, 1994.- 120 с.
  62. Н.Н., Фролов B.C. Основы информатики. Введение в искусственный интеллект. М.: МГУ, 1991. -115 с.
  63. Женщины в экстремальных ситуациях- защита прав и интересов женщин // Материалы Международной конференции 23−25 января 1997 г. М.: Экономика и информатика, 1997. — 260 с.
  64. М.В. Информационное общество как общество глобальной организации. Ростов-на-Дону, 1993.
  65. Законодательство и практика СМИ. М.- 1995−1999.
  66. В.Н. Россия: обретение будущего. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.- 272 с.
  67. Информатизация и технологизация социального пространства // Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям. -М.-Нижний Новгород- Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. -148 с.
  68. Информатизация общества и социализация информатики / Под общей ред. В. Ф. Халипова. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 200 с.
  69. Информационная война, или Попытка всеобщей дебилизации населения России. М.: Нива России, 1997. — 24 с.
  70. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы // Тезисы докладов Международной научной конференции. Краснодар-Новороссийск- 17−19 сентября 1997 г. — Краснодар, 1997. — 477 с.
  71. Информационный рынок в России //Арский Ю.М., Гиляревский Р. С., Егоров B.C. и др. М.: 1996. — 293 с.
  72. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе // Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Туров И. С. и др. М.: ВИНИТИ, 1996.-489 с.
  73. К критике буржуазных концепций «информационного общества»: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. — 70 с.
  74. A.M., Дзлиев М. И., Потрубач Н. Н. Безопасность социума. М., 1997. — 168 с.
  75. З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси: Мецниереба, 1970. -133 с.
  76. И. Сочинения в 6-ти тт. Т.2. — М., 1964. — 510 с.
  77. А.С. Профессиональная этика. Часть II. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997. С.231−408.
  78. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. Пер. с англ. -М.: Наука, 1993. 170 с.
  79. В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. «Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.-320 с.
  80. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, СО, 1981.- 177 с.
  81. В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск- Изд-во Томского ун-та, 1991. — 191 с.
  82. B.C. Пирамида мнений. М., 1981.
  83. Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977. — 248 с.
  84. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Философско-социологический анализ. М.: Наука, 1980. -176 с.
  85. Культура. Мир. Безопасность. Вестник Международной кафедры ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при ИСПИ РАН. -№ 2. М.: ИСПИ РАН, 1998. -181 с.
  86. В.И. Философские тетради. ПСС. Т.29. — 5-е изд.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  88. В.В., Орлова И. Б. Пятилетка № 13. Взлеты и падений. М.: Academia, 1996. — 126 с.
  89. В.Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. Автореферат дисс.. доктора политических наук. М.: РАГС, 1995. — 36 с.
  90. Д.Е., Черная Л. Б. Преступник номер I: Нацистский режим и его фюрер. М.: Новости, 1991. — 462 с.
  91. И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития (философский анализ) Автореферат дисс. доктора филос. наук. -М.: ПМБ РАГС, 1997. 48 с.
  92. И.С. Информационные технологии и бизнес. М.: Гарант-Парк. 1997.- 196 с.
  93. Н.Н., ред. Информатика в планировании и управлении. М.: АНХ СССР, 1987.-193 с.
  94. Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня. 1917−1993. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 302 с.
  95. Н.Н. Люди и кибернетика. М.: Молодая гвардия, 1984.224 с.
  96. Н.Н. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 210 с.
  97. Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.
  98. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — 240 с.
  99. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 640 с.
  100. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — 456 с. Осипов Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 208 с.
  101. И.Н. Информационно-психологическое обеспечение безопасности России. Автореферат дисс.. доктора политических наук. М., 1997. — 39 с.
  102. И.Н. Психологические аспекты обеспечения национальной безопасности России. 4.1. М., 1995- 4.2. — М., 1996.
  103. Е.Н. Информатика и устойчивое развитие. М.: РАГС, 1996.184 с.
  104. Перспективные информационные технологии в правовой сфере. М.: НТЦ ИНФОРМСИСТЕМА, 1993. — 176 с.
  105. А. Человеческие качества. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.311 с.
  106. А.И. Информатизация и военное дело. М., 1991. — 61 с. Проблемы глобальной безопасности // Материалы семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы (ноябрь 1994 — февраль 1995 гг.). — М.: РАН, 1985. — 492 с.
  107. Проблемы инфовзаимодействия /Под ред. В. З. Когана // Межд. науч. сборник. Новосибирск, 1993. — 257 с.
  108. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. -100 с.
  109. Проблемы передачи информации. М., 1991−1999 гг. Прохожев А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. — М.: РАГС, 1996. — 27 с.
  110. Психологическая война против мира. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1987. — 191 с.
  111. В.Г., Урсул А. Д. Системное мышление и управление: (Тектология А. Богданова и кибернетика Н. Винера). М.: Луч, 1994. — 185 с.
  112. Развитие информационной технологии и социальные изменения: Научно-аналитический обзор. М: ИНИОН АН СССР, 1987. — 68 с.
  113. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 288 с.
  114. Россия: власть и выборы. М.: Авиаиздат, 1996. — 352 с.
  115. Россия: новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в первой половине 1997 г. / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: Республика, 1997. — 367 с.
  116. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Сост. В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, Г. Ю. Семигин. М.: Academia, 1996. — 294 с.
  117. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 г.: анализ и прогноз / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: Республика, 1997. — 303 с.
  118. Россия: центр и регионы. Вып.1. / Под общ. ред. М. С. Гуцериева и В. Н. Иванова. М.: Солидарность-Паблишер, 1997. — 152 с.
  119. С.К. Психология и журналистика. М.: Наука, 1989. — 187 с.
  120. С.Л. Бытие и сознание. О месте всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  121. М.Н. Макросоциология: Методологические очерки. М.: ОФСПП, 1995.- 187 с.
  122. В.А., Васенин В. А., Мокроусов А. А., Тутубалин А. В. Российский Интернет в цифрах и фактах. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 148 с.
  123. В.В. Власть и безопасность. М.: ИСПИ РАН, 1997.156 с.
  124. В.В. Социальная безопасность России: концептуальный подход. М., 1995. — 33 с.
  125. В.В. Социология войны. М.: Научный мир, 1997.398 с.
  126. П.В. и др. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.350 с.
  127. П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. — 108 с.
  128. Н. Социологиия. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 687 с. Смолян Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). Препринт. — М.: ИСА РАН, 1996. — 51 с.
  129. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М.: РГГУ, 1996. — 94 с.
  130. Состояние преступности в Российской Федерации в январе-октябре 1994 г. -М.: МВД РФ, 1994.
  131. Состояние преступности в Российской Федерации в январе-декабре 1998 г. М.: МВД РФ, 1999. — 38 с.
  132. Состояние преступности в Российской Федерации в январе 1999 г. М.: МВД РФ, 1999. 38 с.
  133. Социальная и духовная безопасность России / Под общ. ред. В. И. Добренькова, Г. Н. Бутырина, Н. Н. Ефимова. М.: Изд-во МГУ, 1995. -192 с.
  134. Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. -1998. № 2−3. — М.: РАГС, 1998. — 238 с.
  135. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. Реферат. Пер. с англ. М.: ИНИОН, 1991. — 32 с.
  136. О. Футурошок. Пер. с англ. СПб.: Лань, 1997. — 461 с. Уинстон П. Искусственный интеллект. Пер. с англ. — М.: Мир, 1980.518 с.
  137. Философские аспекты информатизации // Труды семинара. М.: ВНИИСИ, 1989.- 111 с.
  138. Дж. Мировая динамика. Пер. с англ. М.: Наука, 1978.167 с.
  139. В.Ф. Введение в науку о власти. М.: Технологическая школа бизнеса. 1995. — 640 с.
  140. В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М.: Республика, 1997.-431 с.
  141. ХантЭ. Искусственный интеллект. Пер. с англ. М.: Мир, 1978. — 558 с. Цырдя Ф. Н. Информатизация, познание, социальное управление: Философские очерки. — Кишинев, 1992. — 182 с.
  142. Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976. — 386 с.
  143. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Пер. с англ. -М.: Дубль-В, 1992.- 128 с.
  144. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999. 358 с. 1. Ш. Статьи
  145. В.И., Левашов В. К., Хлопьев А. Т. «Слухи» как социальный феномен //Социологические исследования. 1993. — № 1.
  146. В.Д., Стрельцов А. А., Ухлинов Л. М. Международные, федеральные и региональные аспекты информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество. 1997. — № 1. — С.6−8.
  147. А.Б. Проблемы классификации информационных ресурсов по критериям информационной безопасности // Информационные ресурсы России. 1997. — № 6. — С.7−12.
  148. А.П. Проблемы обеспечения информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной системе специального назначения и пути их решения // Информационное общество. 1997. — № 1. — С. 13−17.
  149. И.Л. Эффективность правовой основы системы информационной безопасности // Научно-техническая информация. 1995. — № 8.
  150. М.В. За «круглым столом»: Об информационной безопасности и информационном законодательстве // Информационные ресурсы России. 1996. № 4−5. — С.53−54.
  151. Е.П. Общество знания // Мир связи и информации. 1996. -сентябрь-октябрь. — С.25−28.
  152. А., Куприн О. Компромат как жанр российской журналистики // Журналист. 1997. — № 1. — С.7−9.
  153. А.Ф. Информационная война в современных условиях // Информационное общество. 1997. — № 1. — С.58−59.
  154. В.А. Глобальная безопасность и информация // Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН РАН, 1995. — С .13−19.
  155. Я.И. Поведение отклоняющееся // Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН. 1995. — С.545−546.
  156. В.Г. и др. О проблеме информационной безопасности в банках России: потери, прогноз развития и некоторые пути решения // Вопросы защиты информации. 1996. — № 2.
  157. С.С. Интервью в передаче «Старый телевизор» 23 сентября 1998 г.
  158. А. Обладаешь информацией управляешь ситуацией // Четвертая власть. — 1997. — № 4. — С.31−33.
  159. Ю.И. Азиатско-Тихоокеанский регион и безопасность России // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 3−4. — С. 112−119.
  160. В.Б. Наркотики как угроза национальной безопасности России // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 7−9. — С.61−67.
  161. И.М. Вестернизация России // Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — С.40−48.
  162. В.В. Информация и технологический риск // Системная концепция информационных процессов. Сб. тр. М.: ВНИИСИ, 1988. — С.61−72.
  163. М.Л. Человек в информационном пространстве: культурный модус личности // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. -Т.2.-М. 1996. -С.171−180.
  164. К.К. Русский язык и национальная безопасность // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 1−2. — С.30−40.
  165. В.А. Информация и собственность // Информационные ресурсы России. 1996. — № 3. — С.10−12.
  166. Н.В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье, безопасность // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 1−2. — С. 113−125.
  167. .В., Нестеров Ю. М. Информационное общество, информационная политика, правовая информационная защита // Информационное общество. 1997. — № 1. — С.9−13.
  168. Культурология. XX век: Дайджест. М.: ИНИОН РАН, 1998. — № 1.
  169. А.П., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России в современных условиях и основные подходы к ее обеспечению // Инф. сборник «Безопасность». 1995. — № 11. — С.97−105.
  170. А., Либина А. Устойчивость личности к воздействию информационной среды // Мир связи и информации. 1997. — № 6. — С.84−88.
  171. . Полезен ли опыт американской журналистики российской прессе?//Журналист. 1997. — № 1. — С.57−58.
  172. В. Информационная безопасность России // Мир связи и информации. 1997. — № 5. — С.6−8.
  173. С.В. О некоторых подходах к определению сущности информационного оружия // Инф. сборник «Безопасность». 1996, — № 1−2. — С.53−59.
  174. В.И. Информационное общество и проблемы его безопасности // Федерализм. 1997. — № 4 (8). — С.143.
  175. Материалы «круглого стола» на тему: «Эта неизвестная горячая «холодная война» // Правда 5. — 1996. — № 21 (50). — 07−14.06.96. С.З.
  176. И.С. Государственная информационная политика: проблемы и перспективы развития // Информационные ресурсы России. 1996. -№ 4−5.-С.9−10.
  177. И.С. Интернет и правовые отношения // Проблемы информатизации. 1997. — Вып.4. — С.69−78.
  178. И.С. Рынок сетевых услуг: состояние и тенденции развития // Информационные ресурсы России. 1996. — № 1. — С.35−41.
  179. Н.Н. Геополитическое положение России и перспективы развития страны на пути к информационному обществу // Проблемы информатизации. 1997. — Вып.4. — С.3−8.
  180. Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. 1993. — № 3. — С.6−14.
  181. В., Лось А., Новиков В. Информационная война в Персидском заливе // Инф. сборник «Безопасность». 1996. — № 1−2. — С.60−63.
  182. И.Б. Информационные аспекты риска // Системная концепция информационных процессов: Сборник тр. М.: ВНИИСИ, 1988. — С.53−61.
  183. Обозрение масс-медиа из-за океана // Журналист. 1997. — № 1. — С.61 -64.
  184. Г. В. Место и роль глобальных проблем в концепции безопасности Российской Федерации // Инф. сборник «Безопасность» 1993. — № 8.
  185. А.В. Информационное обеспечение перехода России на модель устойчивого развития // Проблемы информатизации. 1997. — Вып.4. -С.9−12.
  186. А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Инф. сборник «Безопасность». 1994. — № 5. — С.29−39.
  187. И.А. Средства массовой информации // Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — С.135−149.
  188. А.И. Цивилизация, технология и рынок // Вопросы философии. -1992. № 5. С.3−15.
  189. С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем // Информационное общество. 1997. — № 1. — С.64−66.
  190. Ричард Илам А. Как финансировать свободную прессу //Журналист. -1997. -№ 1.С.59−60.
  191. С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. — № 5. — С.3−7.
  192. Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ / ВИНИТИ. Сер.1. Организация и методика информационной работы. -1993. № 1. — С.1−8.
  193. Скворцов J1.B. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН РАН, 1995. — С.20−27.
  194. Г. Л., Цыгичко В. Н. Черешкин Д.С. Оружие, которое может быть опаснее ядерного // Независимая газета. 1995. — 18 ноября.
  195. Г. Л., Черешкин Д. С. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1997. — № 4.
  196. И.А. Информационная устойчивость и информационная безопасность социальных систем // Анализ систем на пороге XXI века: Теория и практика. Т.2. — М.: Интеллект, 1996. — С.66−72.
  197. А.В. Вопросы обеспечения информационной безопасности России // Информационное общество. 1997. — № 1. — С.3−5.
  198. А.А. О концепции информационной безопасности России // Информатика и вычислительная техника. 1995. — № 3−4.
  199. Е.П., Колесников А. Н., Сафонова Т. Е. Информация, управление, безопасность (Социологическое исследование) // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 7−9. — С.35−38.
  200. А.Д. Возможно ли на Земле «царство разума». Модель науки и образования следующего столетия // Интеллектуальный мир. 1996. — № 8.
  201. А.Д. Социальная информатика: состояние и перспективы // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С.56−61.
  202. А.Д. Становление информационного общества и переход к устойчивому развитию // Проблемы информатизации. 1997. — Вып.4. -С. 13−20.
  203. А.Д., Ващекин Н. П. Информатизация общества: социально-философские проблемы и перспективы // Проблемы инфовзаимодействия. -Вып. 1. Новосибирск, 1993. — С. 119−143.
  204. С.Г. Преступность и молодежь // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 1−2. — С.41−43.
  205. А.Ф. О разработке в США системы мер по защите национальной информационной инфраструктуры // Информационное общество. 1997. № 1. — С.60−64.
  206. К. Страх перед компьютером? II Перспективы информатизации общества. Реферативный сборник. 4.1. — М., — 1990. — С.77−79.
  207. В.И. О концепции информационной войны // Инф. сборник «Безопасность». 1995. — № 9. — С.27−33.
  208. Д.С., Курило А. П. Проблемы защиты персональных данных в Российской Федерации // Сб. Научно-техническая информация.1995. № 8.
  209. Л. Информационное оружие // Мир связи и информации.1996. сентябрь-октябрь. — С.30−34.
  210. Л.И. Об основах концепции национальной безопасности России // Инф. сборник «Безопасность». 1996. — № 1−2. — С.5−16.
  211. В.А. Информационная безопасность (Обзор парламентских слушаний) // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 1−2. — С.103−112.
  212. Р.Г. Социальные проблемы экономической безопасности (социологический аспект) // Инф. сборник «Безопасность». 1997. — № 3−4. -С.57−71.
Заполнить форму текущей работой