Особенности влияния СМИ на культуру речи современной молодежи
Помимо негативного влияния можно говорить о положительном воздействии СМИ, ведь всю полезную информацию мы получаем зачастую из них, даже температуру большинство людей предпочитают смотреть не по термометру в своей квартире, а по прогнозу новостей или в Интернете. Также благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, содержащее в себе отношение социальных общностей… Читать ещё >
Особенности влияния СМИ на культуру речи современной молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
" МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ" (МИИТ) Гуманитарный институт Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»
Специальность «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности влияния СМИ на культуру речи современной молодежи»
Выполнила Гасилкина А.А.
Проверил к. с. н., доцент Сазонова А.Л.
Москва 2013
- Введение
- Глава I. Теоретические основы изучения влияния СМИ на современную молодежь
- 1.1 Средства массовой информации как социальный институт; их виды
- 1.2 Факторы влияния СМИ на современную молодежь
- Глава II. Социологический анализ влияния СМИ на культуру речи современной молодежи
- 2.1 Тенденции влияния СМИ на культуру речи молодежи по результатам исследований
- 2.2 Особенности влияния прессы на культуру речи молодого поколения
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто.
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, речи, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является современная молодежь, и, конкретно, учащаяся.
Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности — все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.
Социальный и духовный мир молодого поколения формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (среда воспитания), школа (образовательная система), государство (политическая среда), средства массовой информации (медиасистема и среда).
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей, языковой культуры подрастающего поколения.
Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей — это и источник информации, и средство общения.
В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15−20 лет, значительно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда — возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации, формирования культуры речи и мировоззрения современного поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.
Отсутствие единых стандартов относительно силы воздействия СМИ приводит к выводу о том, что воздействие может варьироваться от очень незначительного до довольно сильного в зависимости от конкретных обстоятельств и сложившейся ситуации в обществе. Гораздо сложнее повлиять на принятие решений в обществе со стабильной политической и экономической ситуацией.
СМИ в условиях рынка утратили свои важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, формирования культуры речи, просвещения. Сегодняшние СМИ — это бизнес, главная цель которого, извлечение и получение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг — таким образом, сместился центр тяжести.
Сегодня доступ к СМИ — это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.
Вопросами влияния СМИ на сознание людей занимались зарубежные исследователи: Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортегаи Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Д. Рашкофф и др. В России эту проблему исследовали представители семиотики, языкознания, психологии: М. Бахтин, Ю. Тынянов, Л. Выготский, Ю. Лотман, В. Библер, В. Михалкович, М. Ямпольский, А. Якимович. Так же можно обратиться к теоретическим основам изучаемой проблемы, к трудам известных ученых-лингвистов: В. Г. Гака, Н. М. Шанского, Л. В. Сахарного. Вместе с тем тщательно изучить молодежный сленг в публикациях СМИ, Интернета и непосредственно в живой речи.
В последнее десятилетие в условиях постсоветской демократической России появилось немало интересных работ А. Андреева, О. Астафьевой, Е. Баразговой, А. Грабельникова, Е. Дьяковой, Л. Закса, Я. Засурского, М. Жабского, С. КараМурзы, А. Кирилловой, М. Ковалевой, А. Короченского, которые исследуют непростые пути информатизации общества, взаимоотношения СМИ и власти, влияние СМИ на современную молодежь.
Теме молодежи уделяется большое внимание, важное место в которой занимает культура речи, что является основой для формирования личности и формированию нравственности. Особую роль в формировании культуры поведения выполняют учреждения культуры. Эти вопросы являются предметом научного интереса Азаровой Р. Н., Жарковой Л. С., Иконниковой С. Н. и других.
Но задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. Таким образом, естественно, возрастает информационное влияние.
Объектом исследования является СМИ как инструмент воздействия на культуру речи человека.
Предмет исследования — процесс влияния средств массовой информации на культуру речи современной молодежи.
Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание современной молодежи. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Исследовать воздействие СМИ на культуру речи современной молодежи.
2. Рассмотреть позитивное и негативное влияние СМИ на молодежь.
Методы исследования:
1. анализ научной литературы;
2. психодиагностический;
Глава I. Теоретические основы изучения влияния СМИ на современную молодежь
1.1 Средства массовой информации как социальный институт; их виды
Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам.
СМИ — это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ — это публичность, наличие специальных технических средств, непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи, сообщения, статье.
Понятие «средств массовой информации"не следует отождествлять с понятием «средств массовой коммуникации». Это не верно, так как СМК характеризует более широкий спектр массовых средств. К ним можно отнести кино, театр, цирк, оперу, концерт и т. д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также и технические средства, такие как телефон, телеграф, телетайп ТЕЛЕТАЙП [< гр. tele — далеко + англ. type — писать на машинке] - приемно-передающий буквопечатающий телеграфный аппарат с клавиатурой, используемый для передачи сообщений по каналам связи, а также для ввода-вывода информации в автоматизированных системах обработки данных., кабельное и спутниковое ТВ, кино, компьютерные каналы и др.
Социальный институт — совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Анализ СМИ как социального института — наиболее разработанная тема. Средства массовой информации — необходимый элемент открытого гражданского общества. В эпоху Просвещения эпоха Просвещения — это середина XVII — XVIII вв. задачами СМИ были просвещение широких масс, донесение до них прогрессивных идей, обмена опытом между людьми. У средств массовой информации в ту эпоху была и высокая миссия — они были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества. Именно их рупором и были СМИ. В начале 20 века ситуация меняется. Важность средств массовой информации как наиболее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Массмедиа Масс-медиа — нескл. мн.; = массмедиа Пресса, радио, телевидение как средства массовой [массовый I2., 3.] информации. 2000 Современный толковый словарь русского языка Ефремовой становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия), так и демократических (США, Великобритания) государств. Резюмируем функции СМИ в современном обществе: Идеологическое и политическое влияние на аудитории, формирование и презентация общественного мнения. Поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей. Организация, просвещение, информирование и развлечение аудиторий. Противоречивость положения СМИ в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды средства массовой информации привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами.
С точки зрения моделей массовой коммуникации можно сформулировать следующие особенности СМИ:
1. Селективность (модель привратника). Редакторы выбирают из всего подтока новостей и сообщений только часть, поскольку объем любого СМИ ограничен. В отборе (селекции) сообщений работники масс-медия могут руководствоваться различными принципами:
2. Стремлением к объективному освещению событий;
3. Политическими пристрастиями (формирование «повестки дня»);
4. Коммерческими соображениями («заказуха» Заказуха — сущ., кол-во синонимов: 1* убийство (41) Словарь синонимов или «работа на публику», желание завоевать аудиторию);
5. Внешние административное давление.
6. Несимметричность. В массовой коммуникации происходит фиксация ролей источника коммуникации и ее адресата (ролей говорящего и слушающего). Первые (СМИ) являются активной стороной, вторые (аудитории) — пассивной. Нужны немалые усилия, чтобы «смягчить» эту несимметричность отношений. Главные методы уравновешивания ролей — организация «обратной связи», интерактивность и т. п.
7. Отступление от нормы. Информацию, публикуемую в СМИ нельзя назвать точным отражением реальности. Ожидаемые, нормальные события, укладывающиеся в норму повседневности, не являются информационным поводом, поэтому в зону внимания СМИ не попадают, остаются «за скобками». Для СМИ интерес представляют события, нарушающие норму, асимметричные, неожиданные («если собака укусила человека — это не новость, новость — если человек укусил собаку» Если собака кусает человека, это не новость. Новость — если человек кусает собаку. В качестве автора указан Чарлз Андерсон Дейна (1819−1897), издатель газеты «Нью-Йорк сан», где эта фраза стала расхожей еще в 1882 г.).
8. Симулятивность. Не только информация, публикуемая в СМИ, является отражением реальных событий. Верно и обратное — события становятся отражением информации из массмедиа (симулякром, по определению Ж. Бодрияра). Концепции культирования, социального учения — это лишь одна сторона медали. Масс-медиа в своих прогнозах и комментариях создают вероятные события, которые могут произойти.
А, как пишет Никлас Луман: «если известно, что нечто является вероятным, то с наступлением события будут считаться скорее, чем с его ненаступлением, и, чем выше его релевантность, тем ниже тот порог, который приводит процесс реализации в движение» .
Иными словами акторы (личности, группы или организации) начинают вести себя так, будто вероятное событие уже произошло. В эту же рубрику можно отнести и «виртуальные», специально организованные события, событие, существующие только в «виртуальном» медиа-пространстве.
Обратное влияние. Необходимость получать общественную поддержку, быть в центре внимания (эффект ньюсмекера) заставляет акторов подстраиваться под требования СМИ. Время и форма событий (пресс-конференции, визиты VIP’ов VIP — иноязычная аббревиатура стала употребляться в значении 'особо важный'. и т. п.)" подстраиваются" под производственный цикл СМИ (необходимость попасть в новость или наоборот, избежать подробного освящения), под их формат (телевидение требует краткости и зрелищности). Многие события носят откровенно демонстративный характер, и главным их следствием должно стать попадание в новости, повышенное внимание прессы.
Как таковые, виды средств массовой информации в законодательстве не определены. Итак, существуют следующие виды средств массовой информации:
Вид СМИ № 1 — печатные издания.
Пожалуй, по совокупности выданных свидетельств о регистрации самый массовый. К данному виду СМИ относятся газеты, журналы, буклеты, справочники, брошюры и т. д, которые имеют постоянное название, издаются 1 раз в год и чаще, а также имеют другие признаки средства массовой информации.
Вид СМИ № 2 — сайты.
Современное законодательство не обязывает регистрировать сайты как СМИ. Однако, это позволительно. Коллективы, зарегистрировавшие свои сайты как СМИ, приобретают те же права, что и коллективы других СМИ.
Вид СМИ № 3 — телепрограмма и телеканал.
Этот вид средства массовой информации наиболее затратный и в то же время наиболее высокоэффективный, если правильно организовать вещание. Существуют несколько способов организации вещания: кабельное вещание, эфирное вещание, организация вещания в сети и др. В законодательстве эти способы завуалированы (скрыты).
Вид СМИ № 4 — радиопрограмма и радиоканал.
При правильной организации вещания и в умелых руках по эффективности и прибыльности может сравняться с некоторыми телепрограммами, хотя как конкурент не рассматривается. Сейчас многие телевизионщики предпочитают вдобавок иметь и сопутствующую радиостанцию.
Вид СМИ № 5 — видеопрограмма.
Под данным средством массовой информации понимается какой — любой видеоматериал, транслируемый периодически на каких-либо технических средствах.
Вид СМИ № 6 — кинохроникальная Кинохоника — оперативная киноинформация об актуальных событиях и фактах современной жизни программа.
Название говорит само за себя, данный вид СМИ наименее популярен ввиду своей специфичности.
Вид СМИ № 7 — информационное агентство.
Функция информационных агентств ориентирована на сбор информации (новостей), и передача этой информации для распространения редакциям СМИ, описанным выше. Информационные агентства, зарегистрированные как СМИ в установленном порядке приобретают все соответствующие права.
пресса культура речь молодежь
1.2 Факторы влияния СМИ на современную молодежь
СМИ — это инструмент борьбы за власть, и инструмент власти. Свои интересы, нередко так же противоречивые, есть и работников редакций (зарабатывание денег), и у акционеров и хозяев СМИ. Можно выделить следующие активные в отношении СМИ группы с соответствующими возможными интересами:
1. Органы и институты власти: пропаганда, легитимизация власти за счет поддержки власти со стороны различных аудиторий, формирование общественного мнения, политические технологии. Различные группы, в том числе и оппозиционные, заинтересованные в своем влиянии на власть: пропаганда, собственная «раскрутка», влияние на власть, формирование общественного мнения.
2. Инвесторы и владельцы СМИ: экономическая успешность и прибыльность СМИ, борьба за внимание и любовь аудиторий, могут быть так же личные амбиции или тщеславие.
3. Трудовые коллективы, работники редакций: это могут быть объективное освещение событий, привлечение внимания к социально-значимым темам и проблемам, могут быть личные амбиции, желание творческого самовыражения, не стоит сбрасывать со счетов и желание зарабатывать. Понятно, что во время выборов эти противоречия обостряются и усложняются: сами журналисты не прочь подзаработать на предвыборной рекламе и «заказухе». Избиркомы ИЗБИРКОМ — м. (нов. офиц.). Сокращение слов: 1) избирательная комиссия, 2) избирательный комитет. стремятся не допустить появления приплаченных материалов, позиция владельцев СМИ меняется от нейтральной до откровенной поддержки определенных политических сил. Особенно жесткие противоречия, которые проецируются и на СМИ в период выборов бывают между политическими группами. В борьбе за СМИ в ход идут все средства от подкупа до административного давления и даже неприкрытой цензуры. Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ, с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации.
Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной.
Массовая коммуникация — процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино. Сообщение поступает сразу к большим группам людей. Функции массовой коммуникации: информирование о происходящих событиях, помощь обществу в решении проблем, передача знаний об обществе от одного поколения другому, развлечение.
Процесс влияния СМК на индивидуальное и групповое сознание: взаимодействуя с аудиторией, формирует у людей разнообразные потребности, интересы, влечения. Данная мотивационная система начинает влиять на то, где человек начнёт искать способы удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные способы, человек может попасть в зависимость от них. Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее влияние на социальные стереотипы. СМК активно используются в политике в целях формирования общественного мнения. Это важный процесс политической социализации.
Негативные последствия МК: снижение творческого потенциала людей, формирование потребности в немедленном удовлетворении желаний, снижение — чрезмерный интерес к телевидению, неадекватный страх перед преступностью, навыков чтения, снижение качества межличностных контактов, формирование нации «идиотов» т.к. насилие в СМК встречается крайне часто.
Позитивное воздействие СМК: противодействие стереотипам, повышение осведомлённости, любознательности, речевых навыков, возрастание дружелюбия, кооперации, сдержанности, следование общественным нормам.
Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности важнейший момент ее теории.
СМИ имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Так, например, С. Г. Корконосенко С.Г. Корконосенко — кандидат исторических наук (1979), доктор политических наук (1993). Зав. кафедрой социологии журналистики выделяет четыре такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
1. производственно-экономическую
2. регулирующую
3. духовно-идеологическую
4. информационно-коммуникативную.
Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.
В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.
В политической сфере в течение длительного времени главным источником информации для широкой публики служила пресса, газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила граждан рассматривать себя частью более широкого мира и реагировать на происходящие в нем события.
Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности под влиянием идеологии и пропаганды, распространяемыми СМИ. Не зря в народе говорят, что СМИ — это «четвертая власть» Четвёртая власть (англ. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме.. Кроме пропаганды и других мер воздействия на молодёжь, в частности, и общество в целом, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия.
Ученые различают три вида воздействия телевидения на человека или в данном случае на подростка, это:
· когнитивное проявление — просмотр подростком (зрителем) сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира, эмоциональное проявление — просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмоциональную реакцию, поведенческое проявление — просмотр сцен насилия влияет на поведение подростка. Различают несколько процессов воздействия поведенческого проявления:
· возбуждение — при просмотре сцен насилия зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет физиологические проявления;
· дизингбиляция — по мере привыкания подростков к сценам насилия, уменьшается сдерживающее действие законов против совершения правонарушений;
· десенсибиляция — при регулярном просмотре сцен насилия люди становятся менее восприимчивыми к жестокости;
· имитация — подростки учатся показанным по телевидению примерам поведения и затем пытаются их повторить;
· катарсис — предположительно дает возможность безопасного выхода агрессивных эмоций посредством просмотра или представления сцен насилия.
Сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становятся агрессивной, несдержанной, проявляя девиантные формы поведения. Следует отметить, что не только боевики и фильмы ужасов пагубно воздействуют на сознание молодежи, но и информационные передачи могут оказывать негативное воздействие. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный Дисфункциональный — Неправильно функционирующий., но и зачастую деструктивный характер. Ученые выделяют разные варианты влияния СМИ на сознание молодежи. Некоторые считают, что это все происходит только из-за телевидения или других средств информации.
Другие предполагают, что существуют некоторые «третьи факторы» такие как, разные социальные слои, неблагополучные семьи или частота просмотров и т. д., которые в совокупности с просмотром телевизора или Интернета, делают молодежь безрассудной и агрессивной по отношению к другим людям.
В качестве подтверждения можно привести опрос 1565 лондонских мальчиков английский исследователем Уильямом Бельсоном Уильям Бельсон — английский исследователь, Muson 1978
. В ходе которого, он установил, что те мальчики, которые смотрели фильмы со сценами насилия в большом количестве, в последующие месяцы совершили на 50% больше правонарушений, по сравнению с теми, кто смотрел эти фильмы в умеренном количестве.
Помимо негативного влияния можно говорить о положительном воздействии СМИ, ведь всю полезную информацию мы получаем зачастую из них, даже температуру большинство людей предпочитают смотреть не по термометру в своей квартире, а по прогнозу новостей или в Интернете. Также благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, содержащее в себе отношение социальных общностей к различным проблемам, событиям действительности. Нельзя не обойти вниманием то, что на телеэкране стали появляться и положительные, поучающие передачи: они преподносят детям уроки хорошего поведения, доброты, честности, стараются повысить уровень культуры не только молодежи, но и общества в целом. Стали работать детские каналы на ТВ, появился канал «Россия Культура» Телеканал «Россия — Культура» онлайн — официальный сайт — tvkultura.ru, созданные для повышения общего уровня культуры в стране.
Подводя итоги можно сказать, что средства массовой информации, показывая агрессивные фильмы и передачи, отрицательно воздействуют как на отдельного человека, так и на общество в целом: повышается уровень преступности, у подростков появляются девиантные формы поведения.
Современная молодежь теряет духовность и толерантность. Данная проблема переросла рамки одной страны, проблема стала приобретать глобальный характер. Для того, чтобы способствовать росту самосознания современной молодежи, необходимо тщательно отбирать информацию, увеличить штрафы руководителям ТВ-каналов и ТВ-передач, которые ради рейтинга насаждают культ агрессии и жестокости.
Целесообразно увеличить количество детских культурно-воспитательных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов, которые органично войдут в повседневную жизнь молодежи.
Глава II. Социологический анализ влияния СМИ на культуру речи современной молодежи
2.1 Тенденции влияния СМИ на культуру речи молодежи по результатам исследований
Молодежь как социальная группа по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это — факт.
Критических статей на заданную тему можно найти великое множество. Исходя из этого, напрашивается вывод о том, что современные СМИ носят неоднозначный и противоречивый характер. Каждые обладают своими достоинствами и недостатками.
К проблеме влияния СМИ на культуру речи молодежи неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи.
Общепризнанным является тот факт, что СМИ является основным источником получения информации, поэтому необходимо проанализировать некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием речи и ценностей современной молодежи.
Проводятся многочисленные социологические исследования, проходят дискуссии, круглые столы на страницах периодической печати. Тем не менее, в отечественной научной литературе данная проблема разработана недостаточно, в то время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания.
С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированномГлобализация-это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация. культурном пространстве, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды и структуры ценностных ориентаций молодежи.
Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления;
4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д.);
6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Но следует отметить, что непонятно выделение непосредственно — организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, следовательно, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение.
Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.
Позитивное влияние СМИ (см. таб. 1)
Окружающий нас мир находится в постоянном развитии: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения, речь и поведение людей, как в обществе, так и личностно.
Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т. д.
Влияние прессы
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм. И в этом есть свои «плюсы» .
Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
Всё это возможно потому, что печатные издания легко иметь при себе и обращаться к извлечению информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, такси, автобусе, самолете и т. д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием, которое устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и т. п.
Влияние радио
Наиболее характерной чертой радиовещания является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Мы слышим речь. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволяет широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или цитировать давно прошедшие передачи и т. д.
Слушатель радио имеет возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, не делит своего внимания между звуком, и тем, что его сопровождает.
Отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности мысленного образа. Радиотеатр, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения.
Влияние телевидения
Телевидение «родилось» на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния — этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т. д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой передачи, в значительно большем «эффекте присутствия», поскольку информация заключена в единстве звукового — и видеоряда. В необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.
Основные функции телевидения:
1. Развлекательная
2. Информационная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);
3. Передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;
4. Воспитательная, основанная на принятых установках;
5. Рекреационная и др.
Влияние Интернета
Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы — виртуальной реальности. Системы виртуальной реальности все больше оказываются задействованными в процессе жизнедеятельности человека, а также всего общества.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения, творчества и развития культур речи. Интернет создан, чтобы развивать способности детей. Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Интернет-аудитория растет, повышается уровень осведомления в тех или иных событиях, что, конечно же, отразилось на обществе. Сеть Сеть-система связи компьютеров или вычислительного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование) изменила структуру современного общества.
Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры.
Интернет имеет такие уникальные характеристики:
· глобальность — предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;
· отсутствие контроля, который существует в других электронных СМИ, несвязанность географическим расположением дает возможность обнародовать информацию вне контроля правительств, монополий;
· имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость создания и распространения информации;
· неограниченную возможность держать информацию;
· позволяет общение одного человека с другим, одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;
· не связанность ни с одной инфраструктурой, кроме телефонной системы.
· имеет чаще всего низкий уровень развития речи.
Влияние рекламы
Из множества рекламных средств, телевизионная реклама — самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, сочетанием звукового и зрительного воздействия и огромной аудиторией.
Реклама — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор. Сейчас ее можно увидеть и услышать всюду: по телевидению, радио, в печати.
Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые информационные технологии, новшества в компьютерной сфере, прогрессивное развитие научно-технической базы — всё это оставляет своеобразный отпечаток на умонастроении современного человека, в частности его речи.
Негативное влияние СМИ (см. таб. 1)
Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Одним из отрицательных воздействий является — пропаганда Пропаганда — систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение. (1622) .
За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом.
В определенный момент СМИ «подается» информация, часто являющаяся ложью. Как правило, такая информация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда — цель уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен.
Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации.
Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.
Влияние радио
Радиовещание, в определенном смысле, принудительно: передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфире, притом, в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности аудитории, составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.
Хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих. Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
Влияние телевидения
Человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.
В зависимости от физического состояния, психика человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система.
Огромное желание общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей.
Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в состоянии возбуждения. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это суперлюди, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих — знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т. п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам.
Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран используется несколько приемов:
создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание;
новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
показ, крупным планом, лица человека, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением.
Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время» Телепередача «Вести» -http: //www.vesti.ru/.
Эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а также в теле — и кинофильмах. Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения. Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т. е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.
Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире.
Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.
Влияние Интернета
Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев — прямое осуждение. Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации.
Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение (см. таб. 2), возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности.
С развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. Общение с виртуальной реальностью для большинства людей распространено на сегодняшний день на уровне виртуальных компьютерных игр. Виртуальная реальность сильнее любой видеоигры, и впасть в зависимость от нее очень легко. Создание виртуальных личностей Виртуальная личость — неологизм, появившийся в русском языке с распространением Интернета, обычно означает «фиктивную личность», когда пользователь Интернета начинает выдавать себя за другое лицо. носит возрастной характер и связана с самоопределением. В подростковом возрасте всё чаще происходят кризисы неопределенности, когда собственное «я» представляется подростку размытым.
Влияние рекламы
Реклама является сегодня средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т. п. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.
При этом она навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Нет чёткой статистики того, насколько возрос процент негативной рекламы. Многие исследования показывают, что негативная реклама хорошо запоминается, даже если она не особенно нравится зрителям.
По мнению критиков, телевизионная реклама, обеспечивает пассивность восприятия. С их точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.
Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам нравственности публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов создает угнетенное психическое состояние телезрителей. Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную психику ребенка.
Громадные по объему потоки информации ежедневно обрабатываются на подсознательном уровне. Но кто гарантирует нам их правдивость, оправданность? Десятки, сотни «килограммов» информации, не пройдя должной обработки, провоцируют межнациональные конфликты, развращения малолетних на почве сексуальных раздражений. Человек, находясь под таким влиянием, больше подвержен психологическому воздействию.
Влияние СМИ на молодежь велико, как в положительном, так и отрицательном аспектах. СМИ определяют жизненный ориентир молодого человека, его поступки, вкусы и интересы, мироощущение и цели в жизни. Функции журналистики и функции СМИ иногда отождествляют.
Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако, различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета, публикация законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского языка, трансляция программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие «журналистика» может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий — элементом журналистской деятельности.
Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:
1. гуманитарные функции СМИ — информирование, образование, развлечение и т. п.;
2. политические функции СМИ — формирование массового общественного сознания или направленное влияние на отдельные группы населения.
Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.
2.2 Особенности влияния прессы на культуру речи молодого поколения
Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса — уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.
В настоящее время речь населения России стала серьезно отклоняться от рамок классического русского языка. Наиболее активными факторами, ухудшающими культуру речи населения нашей страны являются:
· Склонение числительных;
· Неправильное употребление паронимов Паронимы — слова, сходные по форме, но различающиеся по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант. (одеть — надеть);
· В результате непосредственного влияния на подсознание через СМИ, у подрастающего поколения уже сформировалось так называемое «клиповое и кликовое сознание», то есть человек привыкает получать сжатую информацию, он перестает самостоятельно думать и анализировать.
Современные российские СМИ, особенно телевидение, не выполняют в полной мере свою образовательную функцию. На телевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, среди которых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речь аудитории. Современный молодежный сленг уже настолько прочно вошел в жизнь, что массовыми тиражами издаются специальные словари, без которых бывает трудно общаться человеку, не вошедшему в это языковое поле.
Мы живем в эпоху глобальных изменений в обществе, являемся пользователями обновленного временем языка или даже авторами языковых новообразований. Задача современных лексикографов — зафиксировать культурно-языковую ситуацию конца XX — начала XXI, отразив динамику русского лексикона. Наиболее показателен в этом отношении язык молодежи. С появлением разнообразных систем и сообществ среди подростков образуется новый язык. Еще к молодежному сленгу можно отнести и жаргонизмы некоторых профессиональных сфер, если активными работниками и носителями жаргона в них являются больше частью молодые люди, — это сленг программистов и пользователей ПК, музыкальный, спортивный, армейский жаргон, а также элементы бизнес-сленга, некоторые жаргонизмы торговцев-индивидуалов, представителей криминальных структур (новых русских Новые русские-клише, обозначающее представителей социального класса России, сделавших большое состояние в 1990;е годы, после распада Советского Союза, предпринимателей нового типа.).