Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика управленческих технологий в средствах массовой информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу своей мобильности, оперативности и одновременного воздействия на многомиллионные аудитории, СМИ занимают особое место в системе средств воздействия на духовную жизнь общества. Появившиеся на информационном рынке России новые массовые печатные издания, независимые телерадиокомпании различных уровней значительно расширили сферу информационного влияния «четвертой власти» социума… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особеппостп средств. массовой информации и их место fr в современной социологии
    • 1. История становления и развития СМИ: специфические 15особенности и общие характеристики
    • 2. Классификация способов массово-коммуникативного и 44интерактивного воздействия
  • §-3.Основные характеристики государственного воздействия на 78−104 современные российские СМИ
  • Глава 2. Основные управленческие технологии и их особеппостп в современных российских СМИ
    • 1. Технология переработки сообщений СМИ и их использование для социально-информационного воздействия
    • 2. Управленческие технологии: сущность, структура, признаки
    • 3. Организационные технологии как разновидность управленческих технологий

Специфика управленческих технологий в средствах массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время происходят значительные изменения в информационной области: практически каждый человек имеет доступ к прессе, ТВ, видео, радио, «INTERNET». Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ) человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. СМИ — элемент общественной системы, они в ряду механизмов самоуправления общества: участвуют в формировании массового сознания, предъявляя лицам разного рода нормы, ценности. СМИ играют большую роль в нашей жизни. Они выступают мощным средством управления общественным сознанием и одновременно субъектом непосредственного воздействия на общественное сознание.

Одно из немногих достижений процесса демократизации в Россиисвобода средств массовой информации — породило много злоупотреблений и искажений. Публикуется очень много недостоверной информации, появляются заказные материалы. Информация все активнее превращается в объективно действующий фактор.

Динамичные изменения, происходящие в различных сферах деятельности человечества, обусловили усиление массово-информационных контактов в формировании ценностных ориентации личности. Целенаправленное изучение различных источников литературы и научный анализ информационной деятельности в России свидетельствуют о том, что социальная информация превращается в объективно действующий фактор влияния на человеческое сознание.

Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, обострение криминальной обстановки в стране и изменение качественных характеристик преступности обусловливают потребность в СМИ. В последнее время в СМИ проявляется упорная тенденция не к высшему достижению человеческого духа, а к разложению — тенденция, закономерным итогом которой становится падение человеческого духа. Кардинальные перемены в российском обществе, кризис в экономике и политике — все это приводит к тому, что в сознании людей происходит переоценка наиболее значимых ценностей, моральных идеалов. Выход из кризисной ситуации в духовной сфере общества России вместе с принятием мер экономического и политического характера требуют комплексного использования всех имеющихся средств влияния на личность.

В силу своей мобильности, оперативности и одновременного воздействия на многомиллионные аудитории, СМИ занимают особое место в системе средств воздействия на духовную жизнь общества. Появившиеся на информационном рынке России новые массовые печатные издания, независимые телерадиокомпании различных уровней значительно расширили сферу информационного влияния «четвертой власти» социума на формирование общественного мнения, ценностные ориентации и мотивацию деятельности людей. В связи с этим, в период нарастающих последствий «информационного взрыва» представляется весьма проблематичным эффективно обеспечивать устойчивое влияние на личность вне учета ее информационных связей в сфере массовой коммуникации. Информационные сообщения нередко страдают тенденциозностью, погоней за сенсацией, всплесками эмоций.

В настоящее время проблема информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает все более и более масштабный характер. Это объясняется тем, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений».

Распространяемая СМИ информация формирует интересы и потребности, которые могут стать жизненными интересами человека.

Однако, сегодня все более значимой проблемой становится изучение данных вопросов с точки зрения социологии управления, ориентированной на исследование конкретных механизмов и способов управленческого воздействия на общество и его отдельные сферы, группы, сознание и поведение людей. В указанном проблемном поле появляется возможность разработки с учетом новых реалий концептуальных подходов формирования правосознания людей.

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими факторами:

— в современном обществе значительно возрастает роль и значение средств массовой информации в жизни человека и общества, быстро обновляются все сферы общественной жизни значительной части населения планеты, цивилизация обретает динамику социальных изменений, постоянно сужаются зоны традиционализма и консерватизма;

— всемирный процесс глобальной демократизации общественных систем, стремительно приводит социум к росту значимости личности, утверждению плюрализма мнений, терпимости к чужой позиции, падению тоталитарной и авторитарной форм организации общества. На смену эпохе детерминированности технологии приходит эпоха технологической свободы и плюрализма;

— наблюдается динамичный процесс перехода авангарда современных обществ в информационную, более высокую фазу развития. Идет постепенный процесс перехода от индустриальной цивилизации к постиндустриальной. Социальное познание и практика все в большей степени превращаются в переработку огромных массивов разнообразной социальной информации, которые опосредуются субъектами социальной деятельности от ее объектовбыстрыми темпами развивается так называемая третичная сфера современного общества, которая включает науку, культуру, образование, здравоохранение, обслуживание и защиту прав человека. К концу XX ст. стали явными весьма масштабные перемены и в сфере занятости людей, связанные с тем, что впервые за всю историю человечества основная часть населения наиболее развитых стран активно покидает сферу сельского хозяйства и промышленности и переходит в сферу обслуживания. Индустриальные технологии, таким образом, постепенно утрачивают свою былую значимость, а основным объектом технологизации все больше становится не только социальная сфера общества, но и социальное пространство в целом.

Средства массовой информации рассматриваются автором как часть массово-коммуникативной системы. В широком смысле — это система всех связей между людьми. В последнем смысле в СМИ входит также связь (почтовая и телеграфная), транспорт, создающий возможность межличностного общения масс и глобальная система «INTERNET».

Следовательно, развитие через воздействие СМИ позитивных моральных ценностных ориентации является одной из важнейших задач, необходимым условием воспитательной работы с людьми.

Проблема влияния СМИ на жизнь общества и отдельного человека относится к числу важных. Она привлекает внимание политологов, педагогов, социологов, философов. По данной теме написано немало работ. Впервые исследования по теории массовых коммуникаций были представлены в зарубежной научной литературе. Ведущее место в разработке рассматриваемой проблемы занимают специалисты США, Великобритании и Франции.

Степень разработанности темы исследования. Большое влияние в целом на развитие организационно-технологической проблематики оказали теория систем и теория организации, кибернетика, развитые в трудах известных зарубежных и отечественных исследователей (Р. Акофф, Б. Берельсон, Л. Берталанфи, С. Бир, Г. Вагнер, II. Винер, П. Лазасфельд, Р. Мсртон, К. Шеннон и другие). С конца 60-х-начала 70-х гг. XX в. организационно-технологическая проблематика получает достаточно широкое развитие. Она активно разрабатывается в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей: Т. Адорно, В. Г. Афанасьева, П. Лазасфельда, Уолтера Липпмана, Г. Лассуэлла, Г. Маклюэна, Н. Стефанова, М. Маркова, М. Хоркхаймера и многих других.

В настоящее время проблематика организационных технологий СМИ исследуется в работах многих российских ученых: С. Ф. Анисимова, М. С. Вершинина, А. А. Гаджиевой, Б. А. Грушина, Т. М. Дридзе, Н. Г. Кириллова, Л. В. Матвеевой, К. Х. Момджяна, Т. В. Науменко, С. К. Рощина, Ю. П. Сурмина, Н. В. Туленкова, Л. Н. Федотовой, Б. М. Фирсова, В. П. Фофанова, Т. М. Ядова и многих других.

За последние годы значительно увеличилось число исследований средств массовой информации. Это объясняется, с одной стороны, возрастанием их роли в жизни и развитии общества, с другой — стремлении работников печати, радио и телевидения сохранить или расширить круг читателей, зрителей и слушателей. В работах перечисленных исследований показаны многообразие и противоречивость роли и влияния СМИ на общественную жизнь.

Однако, в целом общетеоретический уровень их рассмотрения, при всей его важности, как методологического основания организационных технологий, обуславливает необходимость их рассмотрения в связи с предметными областями возможного приложения. Здесь прослеживается определенная аналогия со связью управления, которое, как самостоятельный социальный процесс, обладающий своими сущностными свойствами и выполняющий только ему присущие организационные функции, наполняется содержанием того предметного объекта, где управление осуществляется. То же самое, происходит с организационными технологиями, которые, используясь в самых различных социальных системах управления, адаптируются согласно их специфике, целям, характеру деятельности и т. д.

Между тем, современные проблемы, связанные с потребностью создания высокоэффективных СМИ, а также массив интегрированного научного знания в рассматриваемой области, обуславливают необходимость интенсификации усилий в сфере разработки организационно-технологической проблематики. По нашему мнению, по сей день, не выработаны единые теоретико-методологические подходы к проектированию и внедрению организационных технологий в СМИ. Это во многом обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются управленческие технологии в средствах массовой информации.

Предметом исследования — пути и методы совершенствования управленческих технологий в средствах массовой информации.

Гипотеза работы: разработка теоретико-методологических основ проектирования и внедрения управленческих технологий в СМИ может способствовать формированию целостной концепции организационно-технологического подхода, ориентированного на повышение эффективности информационной деятельности.

Основная цель диссертационной работы заключается в исследовании управленческих технологий в средствах массовой информации, определения их функций в достижении целей и задач, возложенных обществом и государством на СМИ.

Задачи исследования:

— выявить сущностные черты, признаки и содержание управленческих технологий как важнейших средств достижения целей и задач в средствах массовой информации;

— определить функции управленческих технологий в системе средств массовой информации;

— выявить вопросы организационно-технологического процесса в системе управления СМИ, требующие правового обеспечения;

— определить основные направления реализации организационно-технологического подхода в управлении СМИ;

— оценить различные технологии с точки зрения возможности их использования при формировании организационной структуры и системы управления СМИ;

— выявить специфику технологий формирования программно-целевых структур в СМИ.

Методологическую основу составили положения классических и современных теорий управления, теорий организации, права, философии, социологии. Кроме того, заметное место заняли методологические вопросы, связанные с методами и технологиями прогнозирования, планирования, организационного проектирования. Это позволило рассмотреть специфику управленческих технологий СМИ с различных точек зрения. В работе использовались общенаучные методы — системный, структурно-функциональный, анализ, синтезспециальные методысравнительный, типологический анализ, ситуационный подход, статистический анализ. Правовую основу диссертационной работы составили Конституция Российской Федерации, законы, Указы Президента РФ, подзаконные акты, включая нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность СМИ.

Эмпирическую базу исследования составили результаты отечественных и зарубежных исследований в области теории социальных технологий, данные российской статистики по проблемам деятельности СМИ, различным аспектам функционирования СМИ и использования ими в управленческой деятельности научных методов, алгоритмов и других технологических приемов.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществлено комплексное исследование теоретико-методологических проблем проектирования и внедрения управленческих технологий в систему средств массовой информации. Это способствовало выявлению специфики управленческих технологий в средствах массовой информации. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач, в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:

— на основе выявления сущностных черт, признаков и содержания управленческих технологий как важнейших средств достижения целей и задач в средствах массовой информации, обосновано положение о том, что именно они позволяют создавать и поддерживать последовательность, согласованность, упорядоченность операций и методов целенаправленного воздействия на электорат;

— на основе раскрытия места и роли управленческих технологий в СМИ обосновано положение о том, что управленческая технология представляет собой развитый, целостно представляемый алгоритм оптимизации деятельности социально-информационного воздействия;

— на основе анализа вопросов правового обеспечения организационно-технологического процесса СМИ выявлена взаимосвязь управленческих технологий и правового регулирования деятельности СМИ;

— на основе анализа функций управленческих технологий показана их роль в формировании социально-информационного воздействия;

— на основе выявления специфики управленческих технологий в СМИ обосновано положение об управленческой технологии как эффективном средстве повышения уровня информированности широких слоев населения.

Положения, выносимые па защиту:

1. Социальная технология представляет собой упорядоченную последовательность процессов управленческой деятельности, соответствующую совокупности навыков, методов, форм, приемов, направленных на трансформацию средств массовой информации. Она включает в себя деятельность по осуществлению проекта, оценке его эффективности, уточнению и корректировке исходных параметров. Сложный характер проблем организации социально-информационного воздействия, решение которых предполагает учет самых разнообразных факторов, обуславливает необходимость использования разрешающих возможностей управленческих технологий, обеспечивающих целостное сочетание различных методов.

2. Проектирование специфических управленческих технологий в СМИ призвано обеспечить накопление оптимальных способов организации и координации усилий различных степеней, звеньев и сотрудников в достижении первоначальных целей. При проектировании этих технологий, наряду с достижениями эргономики, организации труда, должны применяться важнейшие общеметодологические принципы эффективности и оптимальности, целеполагания, системности, синергизма мультипликационный подход), проблемности, надежности, инновационности, гуманизма.

3. Механизм управления средствами массовой информации только в том случае становится средством реализации целевых установок и функций, когда все функции работают в диалектическом единстве и пронизывают все направления и уровни общественных систем. Они могут быть мощным орудием преобразования общества.

4. Основными направлениями разработки и внедрения управленческих технологий в СМИ являются организация системы управления этими средствами, процессы выработки и принятия управленческих решений, охватывающие своим содержанием наиболее значимые стороны управленческой деятельности, от качественных свойств которых зависит эффективность достижения цели.

5. Управленческие технологии органично связаны с правовым регулированием. С одной стороны, они инициируют изменения в правовом регулировании организационных механизмов, а с другой — возможность управленческих технологий выполнять присущие им функции и достигать свои цели зависит от соответствующего правового обеспечения и сопровождения. Управленческие технологии не редуцируемы к законам и иным правовым актам, диапазон их действия значительно шире и предполагает необходимость структурных и функциональных изменений, обуславливающих потребность уточнения, изменения или принятие норм, закрепляющих новый статус СМИ и порядок ее деятельности.

Достоверность полученных результатов, их обоснованность и надежность подтверждаются использованием методологии комплексного подхода к исследованию феномена управленческих технологийобобщением и введением в научный оборот новых теоретических и эмпирических материалов, связанных с вопросами проектирования и внедрения управленческих технологий в практику управления СМИанализом законодательных и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного Ф исследования непосредственно связана с элементами его научной новизны.

Сформулированные теоретические положения и практические выводы, полученные автором, способствуют расширению и углублению имеющихся в современной науке представлений о специфике управленческих технологийосуществлению совершенствования социально-информационного воздействия в СМИповышению эффективности использования СМИ в интересах государственного воздействияформированию и совершенствованию социально-информационной культуры различных категорий граждан.

Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке учебных курсов по теории управления, теории организации, положены в основу спецкурса по соответствующей проблематике для студентов высших учебных заведений.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии, психологии и психологии МГТУ «Станкин».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Средства массовой информации — это особая система специфических общественных институтов государства, имеющих целью социальную ориентацию населения путем формирования общественного мнения и воздействия на сознание и поведение людей путем распространения целенаправленной информации по массовым каналам связи.

Средства массовой информации многофункциональны. В функциях, как известно, аккумулируются главные задачи средств массовой информации, важнейшие направления их деятельности. Важнейшие из них — политическая, идеологическая, социального контроля и управления, воспитания, информации, распространения научных знаний и культурных ценностей.

Специфика СМИ в российском обществе проявляется прежде всего в том, что они играют значительно большее функциональное значение, чем где бы то ни было, выступая не только инструментом коммуникации, социальной интеграции, но и социальных изменений.

Как и вся система пропаганды, средства массовой информации воздействуют на сознание людей с целью приближения его к идеалу, соответствующему политическим, культурным и идеологическим нормам и ценностям общества. По сравнению с другими средствами и формами идеологического воздействия СМИ обладают рядом особенностей, которые способствуют повышению эффективности их воздействия.

В целом, управленческие процессы в различных подсистемах общественной жизни, в том числе в СМИ, имеют много общих черт, поскольку управление — это, прежде всего, воздействие на людей. Именно поэтому апробированные технологии требуют особого внимания при исследовании проблемы проектирования и внедрения социальных технологий. Кроме того, следует учитывать, что продуманная разработка технологий первоначально начиналась именно в сфере управления и только потом распространилась на другие виды человеческой деятельности. Можно утверждать, что управленческие технологиирезультат развития теории управления.

Возрастание интереса к организационным технологиям мы рассматриваем как объективный процесс, связанный с потребностями сознательного, целенаправленного видоизменения социальных объектов.

Специфика управленческих технологий в средствах массовой информации связана с решением сложнейших проблем российского общества, объективно способствующих росту неопределенности, трудностей в нахождении точных решений. Отсюда потребность в научном сопровождении управленческих технологий в СМИ. Организационно-технологический подход, основывающийся на проверенном, достоверном научном знании, сегодня должен рассматриваться не просто в качестве средства достижения поставленных целей, решения задач, но в качестве способа получения ценных результатов в СМИ. Организационные технологии — это политика, техника, методика, тактика и стратегия управленческой деятельности в СМИ, наполненная интеллектуальным содержанием и направленная на созидание, развитие человеческого духа. В этом смысле возрастает актуальность прикладной науки, выступающей связующим звеном между научным (фундаментальным) знанием и социальной практикой, позволяющей осуществлять своего рода «привязку» современных научных методов к конкретной практической ситуации. Организационные технологии отражают утверждение в управлении СМИ конструктивного подхода, делающего акцент на алгоритмических аспектах (алгоритмах решений), позволяющих не просто анализировать реальные события, выявлять зависимости между процессами, вскрывать новые закономерности в СМИ, осуществлять их ситуативную интерпретацию, идентифицировать те проблемы, которые подлежат первоочередному решению, непосредственно указывать на затраты, которые для этого необходимо сделать, разрабатывать конкретные организационно-управленческие мероприятия по реализации проектов. В связи с этим разработка и внедрение организационных технологий в практику управления СМИ может быть признана в качестве одного из важнейших направлений научных исследований, направленных на обоснование и конструирование вариантов оптимального организационного состояния СМИ.

В заключении хочется выразить надежду на то, что организационно-технологическая проблематика будет все больше осознаваться и восприниматься в качестве одной из наиболее актуальной как в области науки, так и управленческой практики в СМИ. Это будет свидетельствовать не просто о повышении роли прикладной науки в обеспечении управленческих решений, но и в целом о новом союзе управления и науки, способном выработать эффективные управленческие технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания от 28 ноября 1978 г.
  2. Конституция Российской Федерации статьи 13,24,29. М.: 1993.
  3. О средствах массовой информации: Закон РФ // Ведомости Верховного Совета РФ.-1992.-№ 7.
  4. Закон РФ «О средствах массовой информации» ФЗ-2124 I от 27.12.1991 г. с внесениями изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 06.06.1995 № 87-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 24, ст. 2256, и изменениями от 25.07.2002 года.
  5. Закон Российской Федерации от20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». СЗ РФ, 1995, № 8.
  6. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ». -СЗРФ, 1996,№ 3.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 1991 г. № 1143 «О средствах массовой информации» СЗ РФ, 1991, № 34
  8. О дополнительных мерах правовой и экономической защиты периодической печати и государственного книгоиздания // Известия, 1992, — 22 февраля.
  9. О защите свободы массовой информации: Указ Президента РФ // Собрание актов Президента и правительства РФ, 1993. — .№ 13.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». СЗ РФ, 1994, № 1.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» СЗ РФ, 1993, № 52 ст. 5067
  12. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О гарантиях информационной стабильности и гарантиях к телерадиовещанию"150 совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации от 6 октября 1995 г.
  13. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Постановление
  14. Правительства РФ от 10 сентября 1999 г. № 1022 // СЗ РФ, 1999, № 37, ст. 4508
  15. Приказ МВД России от 26 февраля 1992 г. № 59 „О Законе РФ „О СМИ“ и улучшении взаимодействия ОВД с печатью, радио и телевидением“.1. Монографии и статьи
  16. Н.Г. Социально-психологические проблемы изучения эффективности идеологического воздействия средствами радио. Свердловск, 1973.
  17. Н.Г. Социально-психологические проблемы изучения эффективности идеологического воздействия средствами радио -Свердловск, 1973.
  18. Алгоритмы оптимизации проектных решений: Под ред. А. Половинкина. — М.: Энергия, 1976.
  19. Г. М. Социальная психология. — М., 1986.
  20. С.С. Технологизация: ее природа и социальная роль. -Харьков: ХГУ, 1989.
  21. Е.В. Массовая информация и поведение граждан. // Преступность и культура. М., 1999.
  22. Багиров Э Задачи, которые стоят сегодня перед исследователями вещания В кн.: Проблемы телевидения и радио -М, 1971.
  23. Г. С. Развитие основных принципов и форм воздействия центрального и местного радиовещания М, 1971.
  24. А. Я., Туленков II. В. Методология научного исследования. — К.: МАУП, 2002.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Современная зарубежная социология (70−80-е гг.). — М.: Прогресс, 1993.
  26. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидение. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  27. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред А. М. Прохоров. — М.: БРЭ, 1998.
  28. Ю.Е. Организация социального управления: основные понятия и категории. М.: Аспект-Пресс, 1999.
  29. Ю.Е. Организация социального управления: основные понятия и категории. М.: МГУ, 1999.
  30. Ю.Е., Волковский В. И. Основы теории организации социального управления. М.: Аспект-Пресс, 2000.
  31. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
  32. С. Д., Гурин Э. А. Инвестиционные инструменты проектного менеджмента. —К.: УкрИНТЭИ, 1998.
  33. В.Г. Афанасьев. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975.
  34. Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. — Тбилиси, 1989.
  35. Влияние средств массовой информации на интересы детей и молодежи:
  36. П. Принципы поискового проектирования: Учеб. пособие. — Горький: ГТУ, 1982.
  37. В.Э. О некоторых причинах пропаганды СМИ воровской культуры. // Преступность и культура. М., 1999.
  38. Е.А. Информация и управление (социально-экономический аспект). М.: Наука, 1990.
  39. Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды. М., 1968
  40. Л.Л. Криминальная идеология, СМИ и виктимизация населения. // Преступность и культура. М., 1999.
  41. Н.М. Барьеры в системе массовой информации и пропаганды. М., 1971
  42. Э. Конструирование общества: очерк теории структурирования // Западная теоретическая социология 60−80 гг. — М.: Прогресс, 1989.
  43. А.З. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в Российской Федерации. М., 2001.
  44. Г. А. Петров В.М. Информация поведение — творчество. — М.:
  45. ГА., Петров В. М. Информация поведение — творчество. — М.: Наука, 1991.
  46. А.Г., Горшенков Г. Н. Преступность в сфере массовой информации: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Сыктывкар, 2000.
  47. Ю. Шанс на выживание интеллект // Высшее образование в России № 5 Михаил Сесяаинский. Интернет превращается в СМИ // Сегодня. 26.06.2000 г.
  48. В.Г. Проблемы социального управления. М.: МГУ, 1999.
  49. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды:
  50. Д.И., Малахов В. П., Пылев С. С., Чернявский B.C. Принятие управленческого решения (опыт системного исследования). М.:2000г.
  51. Гуд Г. X., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. — М.: Наука, 1962.
  52. Н.С. Теоретические проблемы проектирования социальной технологии // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Часть I. Белгород, 1993.
  53. Н.С., Дятченко Л. Я. Организационная технология. -Белгород, 1993.
  54. Г. С., О’Доннел. Пропаганда и внушение // Реклама: внушение и манипуляция. — Самара, 2001.
  55. Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ, принятие решений. — М.: Мир, 1969.
  56. Л.А. Тайны искусства / Законы телевизионной драматургии как Законы творчества: Учебн. пособие. — М.: Ин-т пов. квал. работников ТВ и радиовещания, 1993.
  57. О. В России ТВ истина в последней инстанции // Власть № 6 2000 г.
  58. Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
  59. В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Наука, 1996.
  60. В. С., Макаревич В. Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология // Марксистско-ленинская социология. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
  61. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993.
  62. А. Ш. О месте и роли радиовещания в жизни советского общества. В кн.: Научно-техническая революция и развитие современных общественных отношений Л, 1970.
  63. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М., 1985
  64. Ю.А. Тридцать бесед с телезрителями М., 1997.
  65. М.Н. Антиобщественные взгляды и СМИ. // Преступность и культура. -М., 1999.
  66. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.:2002.
  67. В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии. М.: 2003.
  68. Инновационный менеджмент: Метод, пособие.— К.: Рамо, 1991.
  69. Информационные технологии управления в органах внутренних дел / Под ред. В. А. Минаева. М.: Академия МВД СССР, 1982.
  70. С.А. Основы управления внутренними делами. М., 2001.
  71. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. 2002.
  72. Квелле Р Пять функций массовой коммуникации „Наука и техника“ (Рига), 1971, № 12.
  73. В.М. Методы управления. Киев: Наукова думка, 1997.
  74. Е.Е. Информационное обеспечение сферы духовной культуры:
  75. П. Формула эффективности прессы. М., Мысль, 1980
  76. А.А. Информация и коммуникация. Киев: Наукова думка. 1986.
  77. B.C. Духовное общение. Обмен информацией. М., 1986.
  78. B.C. и др. Социологические проблемы общественного мнения и СМИ. М., 1975.
  79. B.C. Пресса и общественное мнение. М., Наука, 1986.
  80. В.Б. Социальные технологии и государственное управление. -М.: Академия управления МВД России, 2001.
  81. В.Б. Социальные технологии и государственное управление. -М., 2001.
  82. В. Г. Основы паблик рилейшнз. — Киев. 2002.
  83. И. В. Теоретические основы социального проектирования. — Минск: Наука и техника, 1989.
  84. А. М., Шеховцев В. В. Сетевое планирование и управление. — М.: Экономика, 1978.
  85. Л.В. Освещение СМИ преступности и борьбы с ней. // Преступность и культура. М., 1999.
  86. Л. Пираты в Интернетет// Милиция. 2000. № 2.
  87. И. И. Интенсификация инновационных процессов — стратегическая задача теории и практики нововведений // Инновационные процессы. — М.: Логос, 1982.
  88. М.И. Средства массовой информации и информационные потребности аудитории // Эффективность средств массовой информации / Под ред. Г. П. Давидюка, B.C. Коробейникова. Минск: Наука и техника, 1986.
  89. А. В. Законы организации и социальные алгоритмы. — Владивосток: Владос, 1989.
  90. .Г. Разработка управленческого решения. М.:
  91. А. В., Пониделко А. В. Черный PR как способ овладения властью, или Бомба для имиджмейкера. — СПб., 2002.
  92. И.И. Средства массовой информации, государство и право. М., Стольный град, 2001.
  93. М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1982.
  94. М. Технология и эффективность социального управления. -М.: Наука, 1982.
  95. дж. Технологическое прогнозирование. М.: Мысль, 1977.
  96. Э. В. Оганянц Б.Г. Средства массовой информации и проблема ценностно-смысловой ориентации личности // Социально-философские проблемы формирования мировоззрения. М., 1981.
  97. Массовая информация в советском промышленном городе М., 1980.
  98. Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М., 2002.
  99. Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М., 2002.
  100. Материалы встречи социологов „Методологические проблемы исследований массовой коммуникации“ Вопросы и практики массовых средств пропаганды М, 1988
  101. П. Н. Массовые коммуникации, их структура и социальные функции. Л., 1969
  102. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1992.
  103. Методол. разработка / Центр, ин-т нов. квал. рук. и творч. работников. -М., 1989.
  104. Мир управления проектами / Под ред. X. Решке, X. Шел-ле. — М.: Алане, 1993.
  105. Мир управления проектами: Основы, методы, организация, применение / Под ред. X. Ремке, X. Шелле. Пер. с нем. М., 1994.
  106. А.А., Васильева Н. Э. Афанасьев В.А. Технология принятия управленческих решений. М.: Юринформ, 1998. 286 с.
  107. О. Добродеев. В России ТВ истина в последней инстанции // Власть № 6 2000 г.
  108. О.В. Социальные технологии в науке и практике управления // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса „Общество и социология: новые реалии и новые идеи“. СПб.: СПбГУ, 2000.
  109. В.И. Введение в теорию социальных технологий. М.: 1987.
  110. Г. Г. Паблик рилейшнз. — М., 2003.
  111. Пригожи^ Л. И. Нововведения: стимулы и последствия (социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989.
  112. Проблемы чтения и формирования человека развитого социалистического общества М., 1973.
  113. Пропаганда общественно-политических и научных знаний средствами телевидения М, 1972 С 9, Губский Н. Ф. Печать и общественное мнение — В кн Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды. Вып. 1 — М, 1968
  114. Ю. М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. — 1994. — № 2.
  115. В. М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. — 1984. — № 10.
  116. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  117. Сб. науч. трудов / НИИ общ. педагогики РПН СССР: Ред. Л. С. Школьник, B.C. Хелемендик. М., 1989.
  118. С.С. Информация, информационные технологии в современном обществе. -М.: Наука, 1993.130. Славянский диалог, 1996.
  119. В.А., Лучанкин А. И. Аксиологические и методологические проблемы разработки социальных технологий. -Свердловск-Тюмень, 1988.
  120. Социальная инженерия: В 2 ч. — М.: Союз, 1994.
  121. Социальные технологии государственного управления. М. Н. Новгород, 1995.
  122. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В. I I. Иванов. — М.: Луч- Белгород: Центр социальных технологий, 1995.
  123. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.
  124. В. Осипов. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  125. Сурмии 10. П. Проблемы конструирования, проверки и внедрения социальных технологий. — К.: Знание, 1989. — 16 с.
  126. Ю. П. Социальный эксперимент: очерки методологии. — К.: Выща шк., 1991.
  127. Ю. П., Туленков Н. В. Методология и методы социологических исследований. — К.: МАУП, 2000.
  128. П. С. Формулы смысла: неожиданные ракурсы афористики.1. Донецк: Сталкер, 1977.
  129. Теоретико-методологические проблемы: Курс лекций / Под ред. Ю. М. Резника, В. В. Щербины.
  130. Д., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. — 1982. — № 10.
  131. . Т., Аитов Н. А., Лапин Н. И. Социальное проектирование. — М.: Мысль, 1982.
  132. Н. В. Введение в теорию и практику менеджмента. — К.: МАУП, 1998.
  133. Управление персоналом: Энциклопед. словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  134. Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Завлина и др. — М.: Экономика, 2000.
  135. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: в 11 т.- Т. 8. М — Л.: Изд-во АПН РСФСР 1950 .
  136. Л. Н. Анализ содержания местных прессы, радио, телевидения как источников информации. М., 1969, Фомичева И. Д. Городская аудитория средств массовой информации и пропаганды (теоретические проблемы) — М, 1971.
  137. Философский энциклопедический словарь. М, 1983 .
  138. В.И. Современные основы социального управления. Институт организационных систем. М.: Наука, 1997.
  139. С.С. Социология организаций. М., 2000.
  140. В. С Проблемы координации взаимодействия массовых средств пропаганды (газета, радио, телевидение) В кн.: Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды М, 1969- Хелемечдик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры — М, 1977.
  141. Чепрасов М. П .Роль радиовещания в коммунистическом воспитании трудящихся -Минск, 1971.
  142. В.Г., Кикшель Е. Н. Основы управленческой деятельности. -М., 1996.
  143. Ю.Е. Главное чтобы СМИ не мешали работать//"Общество и безопасность», июль 2003.
  144. В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. — М.: Изд-во МГУ, 1993.
  145. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М., 1997.
  146. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. / Под ред С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М.: Консалтбанкир, 1998.
  147. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
  148. А.Б. Учебник административного права. М.: Городец, 1999.
  149. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. -4-е изд., перераб. и доп./Под ред. Пугачева В. П., Соловьева А. И. М.: Аспект Пресс, 2002.
  150. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. -4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Пугачева В. П., Соловьева А. И. М.: Аспект Пресс, 2002.
  151. Ю.И. Средства массовой информации и преступность. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  152. С.А., Астапенко П. Н. Взаимодействие милиции / полиции и населения: отечественный и зарубежный опыт. Часть 1.
  153. Деонтологические основы взаимодействия: Курс лекций. Смоленск: Смоленский регион IPA, 2001.
  154. B.C. Инновационные технологии: Учебное пособие. М., 1996.165. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУ, 1995.
  155. А.А. Стратегическое управление компанией: Учебник. -М.: Экономика, 1998.
  156. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование:
  157. В.И., Угольницкий Г. А. Математические модели социальных технологий: Учебное пособие. М.: Феникс, 1998. — 168 с.
  158. А.А. Формирование системы управления СМИ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  159. В.И. Основы теории социальной технологии: Учебное пособие. -М., 1998.
  160. А.В. Система государственного управления: Учебник.
  161. А.И. Современная социология организаций: Учебник.
  162. А.Г. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие/Под ред. Засурского Я. Н. М.: Аспект Пресс, 2002.
  163. СЛ. Социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка. Дис. канд. пед. наук. М., 1994
  164. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: Учебник. М.: Высшая школа, 1990.
  165. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия / Под ред. Г. Д. Никредина, Е. М. Бабосова, Н. И. Бушина. -Минск-Волгоград, 1993. Т. 1.
  166. Социальные технологии государственного управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М. — Новгород, 1995.
  167. С.П. Взаимодействие исправительных учреждений со средствами массовой информации. Лвтореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 2001.
  168. Учебное пособие. Ростов — на — Дону.: Феникс, 2001. — 416 с.
  169. С.С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001.
  170. В.Е. Государственное управление: Учебник. М.: Юрист, 2001.
Заполнить форму текущей работой