Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бал в истории русской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важнейших свойств русского бала была его полифункциональность. В работе выделяются архетипические (универсальные, неизбывные) и презентационные (позволяющие рассматривать бал в качестве социокультурной инициации индивидуума в социум) функции танцевального вечера. В зависимости от места проведения танцевального вечера, его типа и назначения (столичный/ провинциальный, частный/ публичный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Бал и его социокультурные функции
    • 1. Архетипические функции бала в культуре
    • 1. Функция игры
    • 2. Функция карнавализации. Маскарады и костюмированные балы 17 3). Коммуникативная и нормативно-этическая функция
  • Бальный этикет
    • 2. Презентационные функции бала в культуре
    • 1. Презентационная и дидактическая функции
  • Обучение танцам. Детские балы и первый выезд в свет
    • 2. Парадно-церемониальная функции
    • 3. Социально-консолидирующая функция 52 '
    • 4. Функция самоидентификации. «Ярмарка тщеславия»
    • 5. Матримониальная функция. «Ярмарка невест» 71 Бал как образ жизни
  • Глава II. «Язык» и «грамматика» бала XIX — начала XX вв
    • 1. Пространство бала в культуре
    • 1. Зеркало
    • 2. Бальная одежда 80 декольтированные платья 85 перчатки 88 бальные туфли 93 шпоры
    • 3. Бальные аксессуары. 96 веер 96 агенда (бальная книжечка)
    • 2. Бальные танцы как знаки культуры бала
    • 1. Полонез
    • 2. Вальс
    • 3. Мазурка
    • 4. Контрдансы 129 Французская кадриль 13 О
    • 5. Полька
    • 6. Котильон
  • Глава III. Особенности национального бала
    • 1. Русский бал в культуре XVIII — начала XX вв
    • 1. Зарождение русской бальной культуры 144 v
    • 2. «Русский стиль» в бальной культуре
    • 3. Русские маскарады XVIII — XIX вв 159 v
    • 4. Бальная культура русской провинции
    • 2. От истории к современности русского бала
  • Заключение 191 ^ Библиографический
  • список используемой литературы
  • Приложения

Бал в истории русской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы культурно-исторического развития России приобретают в настоящее время особую значимость. В последние годы наблюдаются рост интереса к праздничной культуре России и попытки смоделировать и реставрировать отдельные элементы культурной жизни России прошлых веков. Восстановление историко-культурной памяти способствует росту национального самосознания. Тема «Бал в истории русской культуры» представляет интерес для углубления знаний о развитии русской культуры XVIII — начала XX вв.

Актуальность темы

исследования. Выбор темы обусловлен значением бала в культуре России. На протяжении более чем двух веков танцевальный вечер являлся одной из главных составляющих отечественной социокультурной реальности, превратившейся в своеобразный знак времени и нашедший отражение в отечественном изобразительном искусстве, музыке и литературе.

Актуальность темы

связана также с проблемой научной разработанности вопроса. В современной культурологии отсутствуют самостоятельные фундаментальные исследования, посвященные бальной культуре России XVIII — начала XX вв. Изображение балов как фрагментов русского быта встречается в трудах М.И. Пы-ляева, П. Н. Столпянского, С. Н. Шубинского, Н. К. Шильдера, A.C. Зарина, в периодических изданиях: «Северная пчела», «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский листок», «Русская старина», «Русский архив», «Вестник Европы», «Всемирная иллюстрация» и др., однако, большинство этих публикаций носит по преимуществу описательных характер. Большой интерес представляет мемуарная литература, которая также может служить источником изучения проблемы. В воспоминаниях А. Т. Болотова, А. де Кюстина, Н. И. Греча, С. М. Волконского, А. Ф. Тютчевой, А.О. Смирновой-Россет, В. А. Соллогуба, Е.А. Сушковой-Хвостовой, Е. А. Нарышкиной, А. П. Керн, братьев Булгаковых, а также в записках членов царской семьи сохранились интересные сведения о балах русского общества XVIIIначала XX вв. Однако попыток обобщить мемуарные материалы по бальной культуре этого периода не предпринималось. Наиболее близки к нашей проблематике работы Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства» и «Поэтика бытового поведения в русской культуре», где автор подробно освещает жизнь русского общества прошлых веков, его традиции и нравы. При этом, подробно описывая «грамматику» дворянского бала, показывая значимость этого феномена для культурной жизни страны, автор не ставит своей задачей проследить генезис и историю развития бальной культуры России XVIII — XX вв.

Уникальный материал предоставляют архивные источники из фондов РГИА: высочайшие повеления по придворному ведомству (Ф 466), камер-фурьерские журналы (Ф 516), документы из фондов церемониальной (Ф 473), гофмаршальской (Ф 476) частей, Петергофского дворцового управления (Ф 490), конторы двора наследника великого князя Александра Александровича (Ф 1339), придворной конторы великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны (Ф 537), дирекции императорских театров (Ф 497), большинство которых ранее не исследовалось.

С конца 90-х годов XX века бальная тема как самостоятельная проблема русской культуры стала привлекать к себе внимание отдельных исследователей. Так, одна из глав книги М. Ереминой «Роман с танцем», вышедшей в 1998 году, посвящена культуре балов, а в 1999 году появилось исследование О. Ю. Захаровой «История русских балов». Первая работа представляет собой добросовестную компиляцию, произведенную на основе выдержек из различных дореволюционных самоучителей бальных танцев и руководств по дирижированию танцевальными вечерами. Односторонность второго исследования связана с тем, что его автор — историк по образованию — рассматривает бал лишь с исторической точки зрения. В обоих случаях не предпринимается попытка дать комплексную оценку бальной культуры, рассмотреть танцевальный вечер как специфический культурно-исторический феномен, своеобразный целостный и ценностный организм.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в научной литературе отсутствует системный подход к изучению истории балов в России. Данные теоретической, публицистической и мемуарной литературы в определенной степени формируют наши представления о бальной культуре России XVIII — XX вв. Мы бы хотели предложить новый взгляд на историю русских балов, основанный на взаимосвязи бального этикета, бальных традиций и структуры балов условиям жизни общества в ту или иную эпоху.

Объектом исследования является бал как феномен культуры.

Предмет исследования — русский бал и его национальные особенностипроцесс формирования бальной культуры России, динамика развития и изменения русских балов в исторической перспективе во взаимосвязи с переменами в ментально-сти русского общества на протяжении XVIII — начала XX вв.

Целью работы является исследование русского бала XVIIIначала XX как историко-культурного феномена, выявление его основных функций, оценка значения данного феномена для национальной культурной действительности на основе комплексного системного анализа опубликованных и архивных источников.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить роль и место бальной культуры в жизни русского общества XVIIIначала XX вв.

2. Проследить эволюцию русской бальной культуры. Выяснить, каким образом история балов соотносится с историей культуры нашей страны и как менялись их характеристики в процессе общекультурного развития России с начала XVIII до начала XX веков.

3. Проанализировать различные виды русских балов в исторической перспективе.

4. Показать «грамматику» и «язык» бала, анализируя последовательность его частей и выделяя его устойчивые элементы.

5. Рассмотреть особенности бальной культуры в столицах и провинции.

6. Показать, как отображалась бальная культура в зеркале русской литературы.

7. Оценить современное значение русской бальной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII — начала XX вв. Культурное преобразование нашей страны, предпринятое Петром Первым в начале XVIII в., положило начало появлению в России ряда импортированных с запада элементов культуры, одним из которых явился бал. На протяжении более чем двух веков бал оставался важным структурным элементом дворянского быта, со временем приобретая новые функции и вырабатывая традиции. Бальная культура переставала быть частью исключительно городской столичной и дворянской культур, проникая в провинцию и захватывая другие слои общества.

Методологической основой диссертационного исследования послужили теоретические выводы в работах таких ученых, как Ю. М. Лотман, М. С. Каган, H.A. Хренов, а также системная методология рассмотрения бала как культурно-исторического феномена во взаимодействии культурологического, эстетического и семиотического подходов. Объект и предмет исследования обусловили применение историко-сравнительного метода изучения при создании описательных моделей различных видов балов. Методы работы включают в себя использование системного подхода и метод исторического (ретроспективного) моделирования, позволяющий проследить структуру и эволюцию русских балов, исследовать бальную культуру России в развитии, с изменениями и противоречиями, возникающими в процессе ее формирования и становления. Принцип историзма позволяет рассмотреть становление и развитие русских балов в конкретно-исторических условиях и связях. Эмпирический метод — с опорой на обширный круг источников — дает возможность представить явление со всех сторон. Рассматривая изображение бальной культуры в русской литературе, применяются методы искусствоведческого анализа. Выявление особенностей бальной культуры в динамике времени, их анализ и сопоставление, подкрепление теоретических выводов документальными источниками — основное направление исследовательской работы.

Научная новизна: Впервые предложено комплексное историко-культурологическое исследование бальной культуры России XVIII — начала XX вв., кроме того, впервые обобщены материалы русской художественной литературы, отображающей русский бал. Это позволяет представить данный феномен как уникальный культурно-исторический комплекс.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что настоящая диссертация является первым культурологическим, то есть целостным междисциплинарным и системным исследованием бала как феномена русской культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в историко-научных и историко-культурных исследованиях, а также при разработке учебных курсов по мировой художественной культуре, истории мировой и отечественной культуры, практике преподавания предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, включены в содержание специальных курсов по истории танца XVIII—XX вв.еков. Результаты исследования должны способствовать углублению представлений о месте балов в русской и мировой культуре. Кроме того, в связи с появившейся в последние годы тенденцией к реставрации бальной культуры в современной России, материалы диссертации могут представлять определенный интерес для организаторов подобных танцевальных собраний и, в целом, способствовать духовному возрождению России.

Логика поставленных цели и задач, предмет и объект исследования определили структуру диссертации: введение, 3 главы, заключение, библиографический список используемой литературы и приложение.

Заключение

Предпринятое в работе изучение более чем трехвековой истории бала в России позволило раскрыть сущностные характеристики танцевального вечера и его функциональное значение для русского общества. На основе проведенного исследования русского бала как культурно-исторического и эстетического феномена можно сделать следующие выводы:

• Появившись в России в начале XVIII века, бал на протяжении более чем двухсот лет представлял собой целостный, органичный, ценностный феномен русской культуры. 4

• Несмотря на то, что бал как явление не был присущ традиционной русской культуре, а был импортирован с запада вместе с другими новациями, включенными в реформирование общественной и культурной жизни России, его появление в стране было обусловлено сущностными социально-культурными потребностями (связанными в первую очередь с интересами верхов и подготовившими почву для скорейшего проникновения нововведений в Россию). Именно поэтому, вопреки многочисленным противникам нового элемента жизни и настороженному отношению к нему со стороны служителей культа, танцевальный вечер довольно быстро становится неотъемлемой частью обновляющегося образа жизни россиян.

• Бал вступил в противоречие с распространенными традициями и культурными навыками нашей страны и нарушил некоторые основы ее общественной жизни (был снят запрет на танцы в рамках светского общения, высвобожденная из «плена теремной культуры» женщина приобрела на танцевальных собраниях статус «царицы бала»). Однако бал явился одним из эффективных способов выведения культуры из патриархального, замкнутого состояния России, трансформации ее культуры из средневековой в западноевропейскую. Ассамблеи стали местом, где русские люди всех возрастов не только учились развлекаться по-иностранному — эти общественные собрания были призваны научить правильно одеваться, общаться, вести себя в обществе, помогали русскому человеку приобщиться к плодам западной цивилизации.

Бал — это один из краеугольных камней фундамента эстетической культуры России нового времени, это прорыв к гармонизации эстетического пространства культуры. Эстетика танцевального вечера во многом сопрягалась с идеей порядка, со стремлением бала к созданию совершенной, упорядоченной формы. Великолепие бальных туалетов, красота музыки, изобилие яств на праздничном столе, вызывая сильные эмоциональные переживания, не оставляли равнодушным ни одного приглашенного. Балы являлись одним из наилучших способов оптимизации коммуникативной системы. С момента своего появления в России танцевальные собрания превратились в новую форму общения, решительно порывавшую с нормами поведения в допетровской России. Общение было важной составляющей любого танцевального вечера, не уступающей по важности даже организационному стержню бала — танцам. Танцевальная зала приобретала функции клуба, где предоставлялась уникальная возможность завязать новые знакомства, необходимые для продвижения по службе и вхождения в новое общество, найти достойную партию своим детям и даже быть представленным членам царской семьи.

Бал — один из важнейших инструментов сигнификации социальных отношений и структуры русского общества. На первых порах своего существования в России танцевальный вечер в форме петровских ассамблей консолидировал представителей различных сословий, занимавшихся общим делом — строительством новой России — в совместном проведении досуга. После смерти Петра I аристократия изгнала из собраний представителей других сословий, и танцевальный вечер стал инструментом социальной стратификации. Это, однако, не означало, что бальная культура осталась частью лишь дворянской культуры. Напротив, захватив другие слои общества, она способствовала формированию сословной корпоративности. Ассамблея как полисословная акция распалась на составляющие, превратившись, с одной стороны, в дворянские балы со строго ритуализированой программой, с другой стороны, в танцевальные вечера средних слоев общества.

Огромные масштабы отечественной культуросферы объясняли наличие различных модификаций русского бала — от многотысячных публичных балов в Зимнем дворце до небольших танцевальных вечеров в провинции. Здесь позиции традиционной культуры были особенно сильны, а бытовое поведение менее ритуализировано. Смешиваясь с новыми европейскими влияниями, элементы традиционной культуры приобретали странные формы, становясь «смесью французского с нижегородским». И все же, исследование показало, что, хотя место проведения балов сильно влияло на характеристики танцевального вечера, его семиотику и «грамматику», национальная специфика ощущалась практически всегда.

• Одна из основных черт русского бала — его синтетичность. Бальная культура включала в себя разные стороны дворянской жизни: культуру бальных помещений (бальных зал, курительной, буфетной, игровой комнат), бальных аксессуаров, одежды и, конечно, умения танцевать. Обрамление танцевальной залы, ее «рама»: архитектоника зала и окружающего его пространства, сервировка стола играли важное значение. Также, как и на западноевропейских собраниях, ассамблеи в России не ограничивались одними танцами. В домах, где проводились собрания, выделялись специальные комнаты для игр: шахмат, шашек, бирюлек и помещения для новомодного развлечения — курения. Ассамблеи времен Петра I отличались значительным дидактизмом, в последующие эпохи дамы и кавалеры приходят на балы по большей части в поисках развлечения. При этом важно отметить, что, если на петровских ассамблеях основным развлечением были танцы, и в них обязаны были принимать участие все присутствующие, независимо от возраста и положения в обществе, то к концу XVIII века для определенного круга людей танцы перестали быть целью их посещения балаони приезжали на танцевальные собрания для общения или жаждали других развлечений. Комплекс развлечений в XVIII — XIX вв. был весьма ограничен и далек от той индустрии развлечений, которая появилась в XX веке. Выбор развлечения распределялся между посещением театра, музыкального концерта или бала (во время постов единственным разрешенным местом проведения досуга была концертная зала), причем обычно предпочтение отдавалось последнему. Это объяснялось отчасти тем, что многие танцевальные собрания включали в свою программу и музыкальные выступления, и даже театральные постановки. На балах нередко выступали модные певцы, чтецы-декламаторы, поэты, иногда на них показывались небольшие балетные дивертисменты. Особой популярностью в XIX веке пользовались живые картины, которые заблаговременно готовились приглашенными на бал. Со времен петровских ассамблей непременным спутником бала была игра. В отличие от Европы на светских собраниях начала XVIII века азартные игры, в том числе карты, были запрещены. Поэтому кавалеры тренировали свой ум за партией в шашки или шахматы. Карточная игра становится обязательной частью бального вечера при Анне Иоанновне, и с этого времени многие кавалеры и пожилые дамы предпочитают комнату с зелеными столами танцевальной зале. Помимо карточных игр хозяева бала устраивали лотереи, фанты, различные конкурсы. Обычно это происходило на небольших семейных танцевальных вечерах, где приглашенные были близко знакомы друг с другом. Нередко балы сопровождались красивыми фейерверками. Венчался бал пышным ужином, на организаций? которого хозяева тратили огромные суммы. Благодаря органичному единству всех его составляющих, бал превращался в уникальный культурный комплекс, который был призван обеспечить достойный досуг приглашенным на бал дамам и кавалерам, избавить их от монотонности обыденного.

• Одним из важнейших свойств русского бала была его полифункциональность. В работе выделяются архетипические (универсальные, неизбывные) и презентационные (позволяющие рассматривать бал в качестве социокультурной инициации индивидуума в социум) функции танцевального вечера. В зависимости от места проведения танцевального вечера, его типа и назначения (столичный/ провинциальный, частный/ публичный, простой/ костюмированный бал) менялась специфика его функционирования. Кроме того, исследование подтвердило, что на характеристики танцевального вечера влияло и время его проведения: в процессе эволюции феномена бала неоднократно наблюдалась переакцентация его функций. Так, если на первых этапах становления бальной культуры в России наиболее значимыми представлялись социальные функции (социально-консолидирующая, коммуникативная функции), то к середине XIX века на первый план вышли развлекательная, эстетическая, художественная функции. Совокупность архетипических и презентационных функций превращала бал в феномен, которому во многом был подчинен образ жизни человека двух прошлых веков.

• Бал в качестве целостного культурно-исторического и эстетического феномена обладал внутренним единством и собственными границами, внутри которых просматривается определенное движение вперед. Танцевальный вечер имел строгую композицию, где каждая его ступень характеризовалась определенными правилами поведения, темами общения, музыкой. При рассмотрении «грамматики» бала мы можем заметить, что, в зависимости от характера исполнения и темпа, каждый танец приобрел свое место в бальном пространстве. Бальная цепочка: строгий, торжественный полонез — чопорная кадриль — романтический вальс — изысканная мазурка — веселая полька — неуправляемый котильон — представляла собой эволюцию от церемониала к игре.

• Русский бал нес в себе характерные типические качества, обусловленные историко-культурными обстоятельствами жизни страны и ментальностью русского общества. В отличи®от поликультурного европейского бала, русский танцевальный вечер — национально-специфичен, что выразилось в ряде его уникальных особенностей:

1. В исполнении полонеза, немецкого вальса, французской кадрили неизменно ощущалось влияние русской национальной культуры.

2. Одной из отличительных черт русских светских собраний стала традиция исполнения на них русских народных танцев. Появившись на петровских ассамблеях как один из пережитков старины, русская пляска прочно укоренилась на придворных балах. В последующие эпохи сосуществование двух культурных традиций — древнерусской и западно-европейской приобрело еще более очерченные формы, а новое профессиональное, рафинированное исполнение русской пляски привело к появлению «окультуренного», «облагороженного» стиля русского танца.

3. Стремление сохранить и укрепить самобытность русской нации, споры об особенностях национального характера, поиски национальной специфики художественного поведения и формирование «русского стиля» в различных сферах творческой деятельности в бальной культуре выразились в появлении многочисленных балов, стилизованных под русскую тему, на которых приглашенные, облаченные в национальные костюмы, слушали народные песни и исполняли народные танцы.

• К рубежу XIX — XX веков содержание понятия бала девальвировалось. Резко сократилось число пышных придворных и частных балов. На смену им пришли публичные танцевальные вечера, имевшие по преимуществу коммерческий характер. Помимо этого, наблюдался процесс упрощения бального этикета, отказ от многих традиционных ритуализированных форм танцевального собрания, что затрагивало саму суть явления, подтачивая его основы изнутри. Гражданская война и революция 1917 года поставили точку в официальной истории бальной культуры в России. Однако история танцевальных собраний на этом не закончилась — танцевальный вечер продолжал присутствовать в отечественной культурно-художественной памяти в качестве «танцулек» конца 1917 года, балов выпускников, а в настоящее время балов предпринимателей, художественной интеллигенции, потомков дворянских родов, занимая важное место в отечественном культурном наследии.

• Образ бала широко представлен в отечественной художественной культуре, получив наиболее полное выражение в литературе. В ходе исследования было замечено, что изображение сцен бала у классиков русской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения. Обычно изображение сцен бала совпадает с кульминационными моментами в развитии сюжетной линии художественного произведения (Именно на балу происходит судьбоносная встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского, здесь же зарождается интрига в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»), При этом, изучение и сопоставление обширного корпуса литературных источников показало, что, если в реальной жизни отношение к балу колебалось между его радостным восприятием и настороженным опасением, то для художественного сознания ощущался явный перевес в сторону его тревожного восприятия, «минорной» атмосферы. Бальная зала превращалась в место роковых страстей и запутанных интриг, где царил злой фатум, разбивавший сердца и переплетавший судьбы. Бал персонифицировался, приобретал способность самостоятельно судить и наказывать.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что танцевальный вечер на протяжении более чем двух веков представлял собой одну из главных составляющих культурной жизни России, неотъемлемую часть отечественной культурно-исторической реальности. Неизменно его присутствие в музыке, изобразительном искусстве и, особенно, в литературе. Ощутимо его влияние на различные стороны отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Поэтому, мы в праве утверждать, что бал — это символ определенной эпохи в истории России.

Настоящая работа не претендует на всеобъемлющее исследование бальной культуры России. Сознательно акцентировав свое внимание на культуре дворянских танцевальных вечеров как классических образцах бального собрания, мы лишь поверхностно осветили историю танцевальных собраний других социальных слоев. Являясь слепками с дворянских балов, они, однако, имели свои специфические характеристики. Более детальное изучение подобных танцевальных собраний позволит глубже проникнуть в своеобразие отечественной культуры, уточнить и конкретизировать представление о месте балов в истории страны.

Исследуя бальную культуру России, мы не могли не коснуться истории европейских балов и, шире, бала как общекультурного феномена. Дальнейшие исследования могут быть построены на более тщательном и глубоком рассмотрении проблемы национального бала, его особенностей в различных странах мира, взаимодействия различных национальных бальных культур. Неохваченным остался и обширный пласт вопросов, связанных с современным функционированием бала в странах Западной Европы и Америки. Указанные перспективы дальнейшего исследования бальной культуры подтверждают значимость данного феномена, его принадлежность фонду общечеловеческих ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Заметки о старом и новом русском быте. — СПб.: тип. Штаба военно-учебных заведений, 1842. — 153 с.
  2. Аксакова-Сиверс Т. А. Семейная хроника. Paris: Atheneum, 1989. -кн.1 — 370 е., kh. II — 351 с.
  3. М.А. Ключ. Бегство. М.: ACT-ЛТД, 1998. — 576 с.
  4. А. Средь шумного бала//Домовой. 1995. — № 2. — С.49−50
  5. Ю.Л. Танцы на краю пропасти/ТВечерний Петербург. 1993. — № 289. -С.З
  6. Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.: АОЗТ «Пф», 1996. — 268 с.
  7. Н. Петербургская Россия. Эпоха Александра I. (Культурно-исторические очерки России, № 11). СПб.: В. И. Яковенко, 1913. — 103 с.
  8. . Танцевальные вечера в Петербурге//Нева. 1992. — № 1. — С.268 272
  9. П. Балы концертные, Эрмитажные . зрелище было феериче-ское//Час пик. 1993а. — № 29. — С. 14
  10. Ю.Антонов П. Петербургские балы//Час пик. 1993b. — № 26. — С. 14
  11. П.Арапова А. П. H.H. Пушкина-Ланская. М.: Демиург, 1994. — 126 с.
  12. Ю. Воспоминания. М.: тип. Э. Лисснера, 1892. — 204 с.
  13. Е.Ю. Культура и быт России последней трети XVIII века в записках французских путешественников. Автореферат на .- М.: АН СССР. Ин-т истории СССР, 1990. 26 с.
  14. Бал в костюмах у графа Н.В. Орлова-Денисова// Московитянин. 1851. — № 5.-8 с.
  15. Бал рязанского дворянства в честь избрания на второе трехлетие Губернским предводителем дворянства Леонида Матвеевича Муромцова. Рязань, 1881. — 8 с.
  16. М.Б. Летний сад в социокультурном аспекте//Петербургские чтения 97. СПб.: Русско- балтийский инф. центр БЛИЦ, 1997. — С.620−622
  17. Е.А. Бал//Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1958.1. С.273−294.
  18. B.C. Новейший учебник и самоучитель танцев. Тифлис: тип. Конт. газ. «Кавказ», 1890. — 32 с
  19. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. — 543 с.
  20. Д.Н. Ольга. Быт русских дворян в начале нынешнего столетия. -СПб.: Изд. А. Смирдина, 1840. 408 с.
  21. А. Маскарад. Собр. соч. в 2-х тт., Т.1. ML: Худ. лит., 1990. -С.-127 129
  22. А. Петербург. Собр. соч. в 2-х тт., Т.2. М.: Худ. лит., 1990. — С.7293
  23. А. Очерки институтской жизни былого времени//3аря. 1870, кн.8. — С.107−149, кн.9. — С.3−65
  24. Беляев М.Д. H.H. Пушкина в портретах и отзывах современников. СПб.: Библиополис, 1994. — 112 с.
  25. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX -начала XX вв.//0 России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. -С.43−272
  26. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.-400 с.
  27. Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. -СПб.: БЛИЦ, 1997.-493 с.
  28. Д.Д. Рассказы бабушки. СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1885. -461 с.
  29. К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. -М.: тип. Лазаревского ин-та вост. яз., 1864. 225 с.
  30. А. Балаганчик. Собр. соч. в 8 тт., Т.4. М.-Л.: Гослитиздат., 1961. -С.7−2231^"огословский М. М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XIII вГ- Пг.: Задруга, 1918. 47 с.
  31. М.М. Русское общество и наука при Петре Великом. Л.: Изд-во АН СССР, 1926 — 28 с. 33.Болотов А. Т. Записки. СПб., 1871. — Т. 1 — 967 е., Т.2 — 896 с.
  32. С. Ледовый бал на Неве//Вечерний Петербург. 1992. — № 60. — С. З
  33. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб.: Лениздат, 1992. — 142 с.
  34. Ф.Д. Самоучитель настоящего венского вальса. Могилев: тип. Ш. А. Фридлянда, 1903. — 15 с.
  35. В.М. Карусель на Адмиралтейском лугу//Санкт-Петербургская панорама. 1992. — № 5. — С.34−35
  36. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, Т.36. СПб.: Ти-по-лит. И. А. Ефрона, 1896. — 962 с.
  37. А.Я. Письма к отцу//Русский архив. 1899. — кн.1. — С. 167−180, 246−252, 396−409, 545−622.
  38. А.Я. Письма к брату//Русский архив. 1900 — С.493−518, 1902 -42−157, 269−325, 507−542, 577−66 226.
  39. Булгаков М. Б Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Минск: Юнацтва, 1988.-400 с.
  40. К.Я. Письма к брату//Русский архив. 1904. — кн.1. — С.70−98, 244−286, 407−449, 555−588.
  41. Я.И. Письма к сыну//Русский архив. 1898. — кн.2 — С.41−66, 289−302, 365−387.
  42. Ф.В. Новое общественное заведения//Северная пчела, 1830а. № 15.-С.2−3
  43. Ф.В. Новый маскарад в доме госпожи Энгельгардт//Северная пчела, 1830b. -№ 17. С.2−4
  44. Ф.В. Маскарад, 9 февраля у госпожи Энгельгардт//Северная пчела, 1830с. -№ 18.-С.4
  45. Ф.В. Маскарад в доме госпожи Энгельгардт//Северная пчела, 1830d. № 21. — С.1−2
  46. И.А. Собр. соч. в 9 тт. -М.: Худ. лит., 1965 1967.
  47. П.А. Москва купеческая: Записки. М.: «Современник», 1991. -299 с.
  48. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963.-22 с.
  49. Л.П. Исчезнувшая Россия: Воспоминания княгини Л.Л. Ва-сильчиковой. СПб.: Петербургские сезоны, 1995. — 543 с.
  50. Н. История хореографии всех веков и народов. М.: изд. Кне-бель, 1908.-79 с.
  51. Л.Н. Повседневность городской жизни русской провин-ции//Русская провинция. М.: РИК, 1993. — С.43−47
  52. Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения». М.: ГМИИ, 1989. — 300 с.
  53. В.В. В юные годы. М.: Недра, 1927. — 218 с.
  54. В.В. Пушкин в жизни. В 2-х тт. СПб.: Лениздат, 1995. — т.1 -430, т.2−478 с.
  55. Г. В. О функциях Зимнего дворца//Анциферовские чтения. Л., 1989. — С.146−147
  56. П. Очерки Московской жизни. М.: тип. С. Селиванского, 1842. -210с.
  57. В.Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. М.: Терра, 1995. — 480 с.
  58. К.А. Русский двор при Петре III и Павле I. СПб.: типо-лит. В. В. Комарова, 1903.-508 с.
  59. Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. -СПб.: печатня Р. Голике, 1900. 246 с.
  60. М.А. Грибоедовская Москва в письмах к В.И. Ланской//Вестник Европы. 1875. — Т.Х. — С.221−225
  61. С.М. Воспоминания. -М.: Искусство, 1994. 286 с.
  62. И.А. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1980. — 128 с.
  63. Н.И. Воспоминания об императоре Николае I и его семье, бывшего кадета второго корпуса Н.И. Воронова. Владимир: тип. т-ва В. Е. Андреев и К., 1907, — 16 с.
  64. М.С. Выписки из дневника светлейшего князя М.С. Воронцова с 1845 по 1854 гг. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1902. — 45 с.
  65. Воспоминания и дневники XVIII- XX вв. Указатель рукописей. М.: Книга, 1976.-621 с.
  66. Всеволодская-Голушкевич О. Веселая царица и русская пляска//Советский балет,-1991.-№ 2. С.41−45
  67. А.Н. Дневник. 1828−1831. Петроград: М. И С. Сабашниковы, 1915.- 246 с.
  68. H.JI. Руководство для изучения танцев. СПб.: Рус. скоропе-чатня, 1907.- 160 с.
  69. Т.И. Детские годы Великого князя Александра Николаевича в Царском селе// Александр II и его эпоха: Тезисы докладов конференции. СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1995. — С. 9−12
  70. Гарин-Михайловский Студенты. Собр. соч. в 5-ти т., Т.2. М.: Худ. лит., 1957.-562 с.
  71. М.О. Грибоедовская Москва. M.: М. И С. Сабашниковы, 1914.- 120 с.
  72. И.В. Страдания юного Вертера. Собр. соч. в 10 тт., Т. 6. М.: Худ. лит., 1978. — 180 с.
  73. .Б. Царские дети и их наставники. СПб.: т-во М. О. Вольф, 1912.-330 с.
  74. А.П. Воспоминания балетмейстера. -M.-JI.: Иск-во, 1940. -248 с.
  75. Н.В. Мертвые души. Собр. соч. в 6 тт., Т. 5. М.: Худож. лит., 1949.- 428 с.
  76. A.A. Дом Энгельгардта: из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. СПб.: Сов. композитор, 1992. — 245 с.
  77. Дж. Собственник. Собр. соч. в 16 тт., Т.1. М.: Правда, 1962. -416 с.
  78. Город и культура. Сборник статей. СПб.: СпбГиК, 1992. — 171 с.
  79. Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988. — 396 с.
  80. Н.И. Записки о моей жизни. М.: Книга, 1990. — 392 с.
  81. A.C. Горе от ума. М.: Худож. лит., 1946. — 144 с.
  82. Н.И. Придворные маскарады 1750−1752 гг.//Русская старина. -1874.-Т.Н.-С.775
  83. . Руководство дирижировать танцами. Вильно: «Znicz», 1910.-58 с.
  84. С. Полька в Париже и Петербурге. СПб.: тип. СПб. губерн. Правления, 1845. — 64 с.
  85. .А. Венский вальс и полька. Киев: тип. М. Рутгайзера, 1903.29 с.
  86. .А. Руководство к самообучению бальным танцам. Одесса, 1903. — 18 с.
  87. В.И. Картины русского быта. СПб., 1856. — 50 с.
  88. Е. Записки. М.: Мысль, 1992. — 260 с.
  89. Деловой и веселящийся Санкт-Петербург. Новый путеводитель адрес -календарь и хроника на 1895 г. — СПб., 1895. — 344 с.
  90. Ю. Петербургские балы художников//Наше наследие. 1995. -№ .-С.35−40
  91. Г. Р. Записки//Сочинения. т .6 — СПб., 1876. — С.556−557
  92. И.И. Полное собр. стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1967. -502 с.
  93. И.М. Капище моего сердца, или словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течении моей жизни. М.: Унив. тип., 1890. — 402 с.
  94. Ф.М. Двойник. Полное собр. соч. В 30 тт., Т.1. Л.: Наука, 1972.-520 с.
  95. Е. Бальная культура России XVIII- первой половины XIX века// Музыкальная академия. 1996. — № 3−4. — С. 147−154
  96. М.М. Записки московского ополченца 1812 г. М. М. Евреинова. Память о 1812 г.//Русский архив. 1874. — кн.1. — С.95
  97. ЮО.Екатерина II Записки. СПб.: Суворина, 1907. — 750 с. 101. Еремина М. Ю. Роман с танцем. — СПб.: ООО ТФ «Созвездие», 1998. -252 с.
  98. Н. Черты из жизни императора Николая Павловича. По рассказам современников. СПб.: изд. Крайз, 1900. — 182 с.
  99. И)).Жизнь в свете, дома и при дворе. М.: СП «Интербук», 1990. — 140 с.
  100. П. Император Николай II и его семья. Л.: Лениздат, 1990. -420 с. г^ 105лЖитейская мудрость или правила вежливости и светских приличий. -СПб., 1871.- 104 с.
  101. Юб.Жол тсовский А. Морфологические и исторические корни рассказа Л. Н. Толстого «После бала"//Блуждающие сны и другие работы. М.: Худ. лит., 1994. -С.87−102
  102. И.Е. Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия//Современник. 1889. — т. ХХХП, отд.П. — С. 1 -41 108уЗаписки и воспоминания русских женщин XVIII -пер. половины XIX вв. -М.: Мысль, 1990.-390 с.
  103. ЦО^.Зарин А. Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Исторические очерки. М.: тип. И. Д. Сытина, 1913. — 148 с.
  104. Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890−1910-х гг. Записки очевидцев. Л.: Лениздат, 1991. — 269 с.
  105. О.Ю. Бал эпохи Петра Великого//Родина. 1995. — № 1. -С.117−119
  106. О.Ю. Веселье без перерыва. Балы и маскарады Елизаветы Пет-ровны//Родина. 1995. — № 6 — С.84−88
  107. И.Захарова О. Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство „Гласность“, 1999.-88 с.
  108. О. Не потерять каданс//Родина.- 1996. № 3. — С.58−60 115.3ет И. В. Новый салонный танец „Каприз“. Казань: лито-тип. И. Н. Харитонова, 1899. — 15 с.
  109. Золотой век Екатерины Великой: Воспоминания. М.: Изд-во Моск. Унта., 1996. — 328 с. 117.3оля Э. Бальная книжечка. Собр. соч. в 26 тт., Т.1. М.: Худ. лит., 1960. -С. 22−37 118.3оммер В. И. Крепостное право и дворянская культура в России XVIII в.
  110. М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1910. 156 с.
  111. И.И. Новейший самоучитель бальных танцев. М.: тип. П. В. Бельцова, 1908.-48 с.
  112. Н.П. Бальный танец XVI—XIX вв.. JI.-M.: Искусство, 1948.22 с.
  113. М.И. Венский вальс с фигурами. Гомель: типо-лит. Ш. А. Соськина и X. Кагана, 1899. — 32 с.
  114. И.А. За национальную Россию. Манифест русского движе-ния//Слово, 1991. № 7. — С.75−90
  115. Император Николай I. Его жизнь, царствование и черты характера. М.: Универ. тип., 1907. — 78 с.
  116. Н. Николай II последний русский император. — СПб.: Духовное просвещение, 1992. — 511 с.125^История жизни благородной женщины. -М.: Новое литер, обозрение, 1996.^478 с.
  117. М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: АО „Сла-вия“, 1996.-408 с.
  118. М.С. Культура города и пути ее изучения//Город и культура. Сборник статей. СПб.: Академия Культуры им. Н. К. Крупской, 1992. — С.15−34
  119. Н.И. Руководство для легкого изучения дирижирования и самоучитель главных танцев. Пинск: типо-лит. Р. Вилькович, 1900. — 16 с.
  120. E.H. Из дневника Екатерины Николаевны Карамзиной, впоследствии княгини Мещерской. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1908. — 24 с.
  121. Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. М.: Символ, 1992.-283 с.
  122. Е.П. Император Николай I. Его царствование и черты характера в рассказах современников. СПб.: т-во М. О. Вольф, 1897. — 24 с.
  123. Аз^Сарнович Е. П. Ассамблеи при Петре Великом// Исторические рассказы и очерки СПб.: Тип. Суворина, 1884. — С.238−250
  124. О.В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов: Учебно-методическое пособие. М.: ЗНУИ, 1981. — 76 с.
  125. Э.Х. Дирижер бальных вечеров. Екатеринбург: типо-лит. А.П.1. Сташевского, 1899. 16 с.
  126. А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. -М.: Правда, 1989. -480 с.
  127. P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII -первой половины XX вв. М.: Искусство, 1995. — 381 с.
  128. . Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев. СПб.: тип. А. Каспари, 1884а. — 171 с.
  129. . Теоретико-практический самоучитель общественных танцев. -М.: С. И. Леухин, 1884b. 144 с.
  130. А., Невский А., Усова Е. Путешествие в пушкинскую Москву.- М.: Мирос, 1993.-96 с.
  131. С.А. Из прошлого Русской земли. Времена Петра Великого. -М.: Планета, 1991.-709 с.
  132. С.А. Москва в ее прошлом и настоящем. Т. 8. М., 1911. — 126 с.
  133. С.А. Санкт-Петербург и Санкт-Петербургское общество при Петре Великом. СПб.: П. Луковников, 1914. — 80 с. 143 .Коваленко Т. А. Дворянская культура//Вторые культурологические чтения.- М.: ИППК МГУ, 1997. -С.41−52
  134. A.B. Культурные реформы Петра Первого. Ставрополь: Ставропольская краевая типография, 1948. — 20 с.
  135. Колиньяр, де' Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола.- М.: тип. А. Гатцука, 1890. 204 с.
  136. С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. М.: Университетская Тип., 1846. — 48 с.
  137. К омелова Г. Н. Публичные маскарады в Зимнем дворце в XVIII в.// Эрмитажные чтения памяти Б. Пиотровского. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1993. -С. 21−23
  138. A.A. Дирижерство танцев: вальса, мазурки, кадрили и котильона. Баку: тип. Губернского правления, 1906. — 30 с.
  139. Коренное изменение русского быта при Петре I. М., 1869. — 72 с.
  140. А.О. Балы в России //Полярная звезда. 1823. — С.3−5 151)Корнилович А. О. Нравы русских при Петре Великом. — СПб.: A.C. Суворин, 1901.-88 с.152^Сорнилович А. О. Первые балы в России// Сочинения и письма. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957. — С.179−188
  141. А.О. Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного на 1825 г. СПб.: тип. Департамента Народного Просвещения, 1824. -352 с.
  142. Корф Восшествие на престол императора Николая I. СПб., 1857. — 238 с.
  143. A.A. Программа бальных и характерных танцев, составленных для училищ и курсов учительницей танцев A.A. Крадман. Казань, 1916. — 38 с.
  144. .И. Очерки истории русской культуры XVIII века,— М.: Просвещение, 1987. 384 с.
  145. Г. Ф. Кадриль-лансье. Одесса: тип. Ульриха и Шульце, 1870. — 13 с.
  146. Г. Ф. Французская кадриль. Одесса: тип. Алексомати, 1884.26 с.
  147. Культура и искусство Петровского времени. Л.: Аврора, 1977. — 200 с.
  148. Культура русской провинции XVIII- нач. Х1Х вв. М.: ГПИБ. Отдел массовой работы, 1996. — 20 с.
  149. А.И. Собр. соч. в 6 тт. -М.: Худ. лит., 1957 1958
  150. А. Оригинальный отказ Павла I от поездки на бал к кн.Куракину//Нева. 1992. — № 11−12. — С.286−2871бЗ.Кургатников А. Повествование о России XVIII в. от Петра Великого до Павла 1//Нева. 1992. — № 8. — С.203
  151. И.Н. Взаимодействие этикета, обычаев и традиций в русском j обществе второй половины XVIII века. Автореферат на соискание. М.: Мое- ' ковск. гос. социал. ун-т, 1997. — 30 с.
  152. И. Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими гравированными фигурами и частью музыки. СПб.: При Импер. Шляхетском Сухопут. Кадетском корпусе, 1794.-45 с.
  153. Кюстин Адольф де Записки о России французского путешественника маркиза де Кюстина, изложенные и прокомментированные В. Нечаевым. М.: СП
  154. Интерпринт», 1990а. 350 с.
  155. Кюстин Адольф де Николаевская Россия. М.: Политиздат, 1990b. — 350 с.
  156. В. Город влюбленных//Нева. 1995. — № 8. — С.235−239
  157. Н. Первоначальный правила для изучения бальных танцев. Составил учитель танцевания Линдрет для реального училища при Московском Николаевском сиротском институте. С рисунками и нотами для скрипки. М.: тип. В. Готье, 1871.-11 с.
  158. Ф. Ф. Шопен. -М.: Музгиз, 1936.-230 с.
  159. Лихой русский танцор и плясун без помощи учителя или книга-школа и самоучитель всех русских плясок и домашних, бальных и общественных танцев. -М.: тип. Ф. К. Иогансон, 1885.- 178 с.
  160. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-нач.Х1Х века). СПб.: Искусство-СПб., 1994. — 399 с.
  161. Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Таллин: Александра, 1992.
  162. Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 1995. — 847 с.
  163. С.М. Село Останкино с окрестностями своими. Воспоминания о старинных праздненствах, забавах и увеселениях в нем. М., 1868. — 120 с.
  164. С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских. М.: тип. Н. Ф. Савича, 1872. — 350 с.
  165. А. Изучение бальных танцев. М.: тип. Н. Степанова, 1839. — 46 с.
  166. .М. Перелом. Полное собр. соч., т.VI. М.: Изд. Саблина В. М., 1912.-510 с.
  167. Маскарад//Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А., Ефрона И. А. -СПб., 1896. Т.36. — С.715−716
  168. П. Танцор и дирижер. Полный самоучитель всех употребительных и новейших модных бальных танцев. -М., 1911.-88с.
  169. Т84^4едведева С. Д. Из истории быта, нравов, культурной жизни России Петровских времен//История России: Тезисы спецкурсов. СПб.: Петербург. Гос. Ун-т
  170. Путей сообщений, 1997. С. 101−107
  171. П.Е., Сивков К. В., Сидоров Н. П. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. В 4-х томах. -М.: «Задруга», 1914- 1923.
  172. Д.С. Христос и Антихрист. Антихрист (Петр и Алексей). Собр. соч. в 4-х тт., Т.2. М.: «Правда», 1990. — С.319−760
  173. Мессельер Заметки о пребывании в России // Русский архив, 1874, кн. I, вып. 4. С. 45−68
  174. Мир русской провинции и провинциальная культура. СПб.: ГИПС Дмитрий Буланин, 1997. — 139 с.
  175. Мир русской усадьбы: Очерки. М.: Наука, 1995. — 293 с. 191. Митрофанов А. Балы//Столица. — 1994. -№ 21.- С.44−45
  176. Р.Ф. История русской культуры. Учебное пособие. СПб.: Российская Академия Художеств, 1994. — 57 с.
  177. В. Пляски на Руси в хороводе, на балу и в балете//Исторические эпизоды русской жизни, Т.2. СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1882. — С. 193−376.
  178. Модный котильон. СПб.: тип. Морского кадетского корпуса, 1854. — 5 с.
  179. E.H. Русская культура рубежа XIX—XX вв.еков. Саратов: Изд-во Госуд. учебно-научн. центра «Колледж», 1995. — 23 с.
  180. Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. -М.: Тип. С. Селивановского, 1831. -416 с.
  181. Московский альбом: Воспоминания о Москве и москвичах XIX—XX вв. -М.: Журнал «Наше наследие», 1997. 556 с.
  182. JI. Бал Рязанского дворянства. Рязань, 1881. — 12 с.
  183. М.М. Веселая Москва до 1812 г.//Русский архив. 1890. — № 1. -С.78−79
  184. В.А. Из истории русского общества. Этюды и очерки. СПб., 1902.-394 с.
  185. Е.А. Мои воспоминания. СПб., 1906. — 384 с.
  186. Настольная книга для молодых людей, составленная по руководствам артистов императорских театров московским учителем танцев. Тифлис: тип. A.A. Михельсона, 1886. — 44 с.
  187. Нащокинß-B. Записки. СПб., 1842. — 290 с.
  188. Н. Маскарад. СПб.: Электро-тип. Н. Я. Стойковой, 1913. — 25 с.
  189. Д.М. Воспоминания из времен императора Николая I. М.: Унив. тип., 1903. — 63 с.
  190. Новейший полный самоучитель модных бальных танцев. М., 1911. —98 с.
  191. Д. Дилижанс или наблюдатель отечественных нравов. М.: тип. Н. Степанова, 1829. — 197 с.
  192. A.K. Полный практический самоучитель новейших бальных танцев для обоего пола. М.: В. И. Чумаков, 1902. — 155 с.
  193. Очерки русской культуры XVIII века, — М.: Изд-во МГУ, 1985. 384 с. 219. Павленко И. А. Нравы русского общества в Екатерининскую эпоху. — Архангельск: Н. Алексеев, 1912. — 158 с.
  194. Н.Ф. Воспоминания о Московских балах//Московский наблюдатель. М.: тип. А. Семена, 1835. -Ч. 1. — С.200−205
  195. Н.Ф. Избранное: Повести- Стихотворения- Статьи. М.: Худ. лит., 1988.-366 с.
  196. Н.Ф. Московский бал//Телескоп, 1832, 4.7. М.: Тип. Н. Степанова. — С.27−43
  197. П.И. Русский двор в 1725—1744 гг.. СПб., 1879, — 230 с.
  198. .Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: Худ. лит., 1997.-704 с.
  199. Л. Правила для благородных общественных танцев. Харьков: Универ. тип., 1825. — 140 с.
  200. Ш. Золушка. Минск: Юнацтва, 1984. — 20 с.
  201. Петербург и губерния. Историко- этнографическое исследование. Л.: Наука, 1989.- 165 с.28^1етербург Петровского времени. Л.: Лениздат, 1948. — 160 с.
  202. Н.П. Опыты методики обучения танцам в учебных заведениях. -М.: тип. И. Я. Полякова, 1903. 220 с.
  203. М.Ю. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев. СПб.: Типо-лит. Дома призрения малолетних бедных, 1883. — 159 с. 231 .Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев. Харьков: Университет, 1825. — 140 с.
  204. B.C. История нравов России. Восток или Запад? Ростов: «Феникс», 1995. — 575 с.
  205. Е. Екатерининский институт полвека назад. М.: Универ. тип., 1900.-50 с.
  206. Положение о выходах при Высочайшем дворе, о представлении Их Императорских Величеств, о приглашении на балы и другие при Дворе собрания, о выходе за кавалергардов и о старшинстве придворных чинов и званий. СПб., 1858. — 6 с.
  207. В. Руководство к изучению новейших бальных танцев. СПб, 1848.-45 с.
  208. И.Н. Записки Бежецкого городского старосты. Черты городского общественного быта конца XVIII столетия. Тверь: Изд. Тверск. Ученой Архивной Комиссии, 1914. 19 с.
  209. Праздник, данный Ее Высокопревосходительству двора при Их Императорских Величеств фрейлине Софье Ивановне Загрязской Его Высокоблагородием г. майором H. J1. Инеховым. 1808 год апреля 19 дня. М.: Универ. тип., 1808. — 4 с.
  210. Л.И. Подробное описание французской кадрили с финалом. -Одесса: тип. А. Шульце, 1891. 12 с.
  211. Г 239^Предтеченский A.B. Население и быт Петербурга//Петербург Петровского времени. Л.: Лен. газетно-журн. и книжн. изд-во, 1948. — С.145
  212. Проект инструкции для преподавания танцев в кадетских корпусах. -СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1888. 20 с.
  213. Пропп Русские аграрные праздники. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1963. — 143 с.24^).Публичные концерты и балы в столицах//Русский архив. 1885. — кн.2. -С. 442
  214. A.C. Арап Петра Великого. Полное собр. соч., Т.6. М.: Изд. АН СССР, 1957, — С.7−57
  215. A.C. Евгений Онегин. Полное собр. соч., Т. 5. М.: Изд. АН СССР, 1957. — С.9−217
  216. A.C. «Бал» Баратынского. Полное собр. соч., Т. 7. М.: Изд. АН СССР, 1958. -С.82−86
  217. A.C. Критика и публицистика. Полное собр. соч., Т.7 М.: Изд. АН СССР, 1958.-766 с.
  218. A.C. Пиковая дама. Полное собр. соч., Т.6. М.: Изд. АН СССР, 1957. — С.317−357
  219. A.C. Роман в письмах. Полное собр. соч., Т. 6. М.: Изд. АН СССР, 1957. — С.57−77
  220. М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. М.: Интербук, 1990. -256 с.
  221. Г1ыляев М. И. Старая Москва: Рассказы о былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий, 1990. — 410 с.
  222. М.И. Старое житье. СПб.: тип. A.C. Суворина, 1892. — 319 с.
  223. М.И. Старый Петербург. Л.: Титул, 1990. — 498 с.
  224. Д.К. Петербургские балы//Танец, 1997. № 3. — С.30
  225. Ф.В. Дирижер. Практическое руководство дирижировать бальными и общественными танцами. СПб.: изд. Раевского, 1896. — 188 с.
  226. Распорядитель, на балах или точное указание строя и исполнения 125 совсем новых и вновь измененных фигур. Варшава: тип. Т. Насиоровского, 1888. -19 с.
  227. С.Б. Русские, или из дворян в интеллигенты. М.: Кн. Сад, 1995. -415 с.
  228. Л. Семейная хроника. М.: Звезда, 1912. — 289 с.
  229. А.М. Книга воспоминаний. Париж: Лев, 1980. — 333 с.
  230. Русский быт по воспоминаниям современников. -М.: Задруга, 1914. -431с.26^.Русский двор сто лет тому назад. 1725−1783. СПб.: тип. «Освобождение», 1907.-304 с.
  231. H.H. Помещечья Россия по запискам современников. М.: Образование, 1911. — 176 с.
  232. A.A. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977. — 286 с.
  233. Е.А. Воспоминания о былом. Из семейной хроники 1770−1838 гг. Е. А. Сабанаевой. СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1914. — 172 с.
  234. А. Новейший практический самоучитель бальных, салонных, модных танцев и характерных плясок для лиц обоего пола. С рисунками маскарадныхкостюмов и нотами. М.: Книгоиздательство торгового дома Евдокия Конноваловаи КО, 1912, — 80 с.
  235. Самый новейший самоучитель бальных танцев. Практическое руководство для самоизучения бальных и всевозможных новейших танцев и характерных народных русских плясок. М., 1911. — 82 с.
  236. С. Светский человек, изучивший свод законов общественных и светских приличий. СПб.: Тип. Б. Г. Янпольского, 1880. — 128 с.
  237. П.П. Письмо в Москву о публичных удовольствиях в Рос-сии//Отечественные записки, 1830b, № 120.-С.125−131
  238. П.П. Поездка в маскарад/Ютечественные записки, 1830а, № 118. С.472−478
  239. А.З. Очерки социального быта Рязанского края. Рязань: Ряз-тип. Мосполиграфа, 1930. — 80 с.
  240. JI.H. Общественные развлечения в Петербурге в первой половине XVIII в.//Старый Петербург. Историко-этнографическое исследование. Д.: Наука, 1982.-С. 147−163
  241. JI.H. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XIII в. JI.: Наука, 1982. — 279 с.
  242. A.C. Сопка с крестами. Собр. соч. в 7 тт., Т.З. М.: Худ. лит., 1959.-680 с.
  243. Л.И. Хронотоп провинциала//Русская npoBHH4raXVIII XX вв. -М.: 1993. — С.32−36
  244. К.А. Танцы, балет: их место в ряду изящных искусств. -СПб.: тип. A.C. Суворина, 1886. 280 с.
  245. Ските кий Б. В. Очерки быта русской провинции во второй половине XVIII векаУ/Известия Горского Педагогического Ин-та. Владикавказ, 1927. — С.20−23
  246. О.И. Ритуалы Петровского Петербурга // Анциферовские чтения.- JT., 1989. С.185−197
  247. Д. Картинки нижегородского быта XIX в. Горький: Горьков-ское изд-во. — 1948. — 248 с.
  248. Смирнова-Россет А. О. Воспоминания. Письма. М.: Правда, 1990. — 540 с.
  249. Смирнова-Россет А. О. Записки. М.: Скоропечат. A.A. Левенсон, 1911.31 с.
  250. Собрание фигур котильона числом 224. СПб.: тип. департамента Народного Просвещения, 1828. — 100 с.
  251. Современный любимейший танец полька. Девять изображений, представляющих труднейшие и нужнейшие па этого танца. М.: В. Логинов, 1846. — 9 с. 1. Г
  252. Д.И. Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом. М.: тип. ведом. Москов. Город. Полиции, 1855. — 142 с.
  253. В.А. Воспоминания. СПб.: Суворина A.C., 1887. — 287 с.
  254. Ф.К. Свет и тени: Избр. проза. Мн.: Мает, лит., 1988. — 383 с.
  255. Н.В. Придворная жизнь 1613−1913 гг. СПб.: Кружок любителей русских изящных искусств, 1913. — 103 с.
  256. О.П. Описание фигур французской кадрили. Херсон: тип. Л. Горбунова, 1891. — 16 с.
  257. В.В. Собрание соч., т.Н. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. -483 с.
  258. Столица и усадьба. Журнал красивой жизни. СПб., 1913−1917. 29(}.Столпянский П. Н. Петербург: как возник, основался и рос Санкт
  259. Петербург. СПб.: НИЦ «НеГа», 1995.-384 с.29^.Столпянский П. Н. Танцы в старом Петербурге//Столица и усадьба. 1914.- № 25. С.9−12
  260. Н.М. Записки баронессы. СПб.: М. И С. Сабашниковы, 1914.- 15 с.
  261. Л.П. Новый салонный танец «кадриль-мазурка». СПб.: тип. Н. Лебедева, 1894.- 16 с.
  262. Л.П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб.: В. И. Губинский, 1901. — 192 с.
  263. ЗО^.Сумароков П. И. Старый и новый быт. СПб., 1841. — 223 с.30|)Тайны царского двора: Из записок фрейлин. М.: Знание, 1997. — 351 с.
  264. ЗОЗуТанеев С. Публичные концерты и балы в столицах// Русский архив, 1885. С. 442−446.
  265. В.Р. Провинциальный город и просвещенный абсолю-тизм//Русская провинция. М.: РИК, 1993. — С.39−42
  266. В.Е., Иванов В. И. Культура России в конце XIX-нач. XX вв. Л.: Наука, 1975.-42 с.
  267. Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной/культуры: Сб. научн. трудов. Брянск: БГПИ, 1992. — 152 с.
  268. Теория и методика преподавания историко-бытового танца. Челябинск, 1978.-48 с.
  269. А.Д. Самоучитель модных бальных и характерных танцев. -M.: С. Кашинцев, 1901. 158 с.
  270. О.Толстой А. К. Средь шумного бала. Собрание соч. в 4-х т., Т.1. М.: Правда, 1980.-496 с.
  271. Л.Н. Собрание сочинений в 20 тт. -М.: Худ. лит., 1962−1965
  272. А.Н. Петр Первый. Собр. соч. в 10 тт., т.7. М.: Худож .лит., 1959.- 862 с.
  273. И.С. Отцы и дети. Собр. соч. в 12 тт., Т. 3. М.: Худож. лит., 1954. — С.167−373
  274. А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра И. М.: Мысль, 1990. — 189 с.
  275. Умеете ли Вы танцевать? Практическое руководство к самоизучению всех современных круговых и групповых танцев. Варшава: Изд. Р. Стерельни, 1911.-28 c.
  276. M. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт., Т.1. Спб.: Азбука — Терра, 1996. — 576 с.
  277. ФерроМ. Николай И.-М.: Международные отношения, 1991.-352 с.
  278. Г. Госпожа Бовари. М.: Эксмо-пресс, 1999. — 640 с.
  279. Н. Опыты по поводу искусства танца//Ритм и культура танца. Сборник статей. JL: Academia, 1926. — С.37−39
  280. Э.А. Зал дворянского собрания: Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга. СПб.: Композитор, 1994. -200 с.
  281. М. Воспоминания. Тула: Приок. книжн. изд-во, 1991. — 128 с.
  282. Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х тт. М.: Республика, 1993−1994.
  283. Л.Г. Искусство быть дирижером. Одесса: тип. З. Л. Слапака, 1895. -39 с.
  284. Л.Г. Французская кадриль. Одесса, тип. Б. Сапожникова, 1896.27 с.
  285. Е.А. Записки. СПб.: печатня Головина, 1871.-261 с.
  286. Хейзинга Й. Homo Ludens. M.: Прогресс, 1992. — 464 с.
  287. М. Д. Графиня Е.И. Головкина и ее время. СПб.: изд. C.B. Звона-рева, 1867.-242 с.
  288. С.Я. Объяснение французской кадрили. Одесса: тип. К-де-Морей, 1902.- 15 с.
  289. Хороший тон. М.: Книгоиздательство торг. Дома Е. Коновалова и К, 1911.-192 с.
  290. H.A. Мифология досуга. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. — 448 с.
  291. . Новейший самоучитель танцев. Рига: тип. Гутенберг, 1903.-23 с.
  292. С.Н. История танцев. В 3-х тт. СПб.: тип. Петерб. газ, 19 131 918.
  293. Т.В. На танцплощадке три века назад. М.: Знание, 1991.63 с.
  294. Г. Руководство к изучению новейших бальных танцев. СПб.: тип. В. Полякова, 1848. — 113 с.
  295. A.A. Грамматика танцевального искусства и хореографии. Одесса: тип. А. Шульце, 1890. — 346 с.
  296. A.A. Дирижер танцев. Одесса: тип. Л. Нитче, 1900. — 34 с.
  297. A.A. Французская кадриль. Одесса: тип. Шульце, 1884. — 16 с.
  298. А. Русский двор в конце XVIII и начале XIX вв. СПб.:типо-лит. т-ва «Свет», 1908. 162 с.
  299. Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. СПб.: Гос. тип., 1914.-440 с.
  300. Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века. СПб., 1889. — 115 с.
  301. А.П. Анна на шее. Собр.соч. в 12 тт., Т.8. М.: Худож. Лит., 1956. -С.12−25
  302. А.П. Маска. Собр.соч. в 12 тт., Т.2. М.: Худож. лит., 1954. -С.406−411
  303. А.Д. Методическое руководство к обучению танцам в средних учебных заведениях. СПб., 1893. — 189 с.
  304. .Н. Воспоминания//Русское общество 40−50 гг. XIX в. М.: Изд.-во МГУ, 1991. — С. 52−95
  305. Л. Терминологический словарь танцевального искусства. -Одесса: тип. Б. Сапожникова, 1902. 36 с.
  306. Н. К. Император П.П. М.: Фирма «Чарли»: ТОО «Алгоритм», 1996.-540 с.
  307. Шуазель-Гуффье Исторические мемуары об Императоре Александре и его дворе графини Шуазель-Гуффье, урожденной графини Фитценгауз, бывшей фрейлины при Российском дворе. М.: Книгоизд-во К. Ф. Некрасова, 1912. — 280 с.
  308. СЗб6-Шубинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. М.: Таллин, 1994. -637 с.
  309. ЗбКШубинский С. Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб.: тип. АН., 1864. — 19 с.362^Шубинский С. Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени. СПб.: тип.
  310. A.C. Суворина, 1883. 162 с.
  311. Е.А. Одесское благородное собрание. Ист. очерк. Одесса: тип. С. Н. Скарлати, 1914. — 111 с.
  312. X. Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель. Танцы всех наций и веков. М., 1914.
  313. Р.Э. Мазурка. Житомир: тип. М. Дененмана, 1895. — 27 с. Збб^Щербатов М. О повреждении нравов в России. — Лейпциг: Э. Л. Каспорович, 1876.- 104 с.
  314. Т.Д. Воспоминания. Маскарад в Новгороде//Русский архив. -1890. -№ 1.-С.92−93
  315. Л.Н. Записки. М.: Изд-во «Русского архива», 1867. — 238 с. 369. Энциклопедический словарь (под ред. проф. В.Я. Железнова). — М.: Рус. библиограф, инс-т ГРАНАТ, Т.50. — М., 1931. — 684 с.
  316. Этикет: Умение жить и вести себя дома, в семье и обществе. М.: Цитадель — Триада, 1996. — 224 с.
  317. Юности честное зерцало. М.: Планета, 1990. — 88 с.
  318. Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX в. Л.: ЛГУ, 1989. — 165 с.
  319. Н.И. Русская культура начала XX века Л.: Лен. Изд. Лен. Унта, 1972.-62 с.
  320. А.Г. Пушкинский Петербург. Л.: Пушкинское общество, тип. Котлякова, 1935.-431 с.
  321. В.Ф. 100 фигур мазурки. Кострома: Губ. Тип., 1891. — 118 с.
  322. Аноним Бал в Коммерческом собрании//Северная пчела, 1825. № 10.1. С. З
  323. Аноним Бал в костюмах у графа Н.В. Орлова-Денисова//Москвитянин, 1851. -№ 15.-С.1−6
  324. Аноним Бал в Николаевском зале Зимнего дворца//Всемирная иллюстрация, 1883а. -№ 736.-С. 162
  325. Аноним Бал гвардейских войск в Дворянском собрании//Всемирная иллюстрация, 1879. № 532. — С.234
  326. Аноним Бал журналистов в Петербурге//Всемирная иллюстрация, 1898b.1519. С.252−253
  327. Аноним Бал Санкт-Петербургских архитекторов//Всемирная иллюстрация, 1873с. -№ 1306.-С.94−95
  328. Аноним Бал французской колонии в Москве 27 декабря 1883 го-да//Всемирная иллюстрация: 1883с.- № 782. С.34−35
  329. Аноним Бал французской колонии в Петербурге//Всемирная иллюстрация, 1898а. № 1517. — С.204−205
  330. Аноним Бал художников//Петербургский листок, 1899b. № 16. — С. З
  331. Аноним Большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца//Всемирная иллюстрация, 1896. № 1409. — С.129
  332. Аноним Венецианский карнавал в здании Дворянского собра-ния//Всемирная иллюстрация, 1873а. № 219. — С. 170
  333. Аноним Вчерашний великосветский бал//Петербургский листок, 1899а. -№ 4. -С.З
  334. Аноним Елка и бал в Дворянском собрании//Всемирная иллюстрация, 1873b.-№ 213.-С. 74
  335. Аноним Костюмированный бал у Великого князя Владимира Александровича 25 января//Всемирная иллюстрация, 1883b. № 737. — С. 182−183
  336. Аноним Маскарад в Большом театре в Санкт-Петербурге//Всемирная иллюстрация: 1872. № 165. — С. 143
  337. Аноним Новости мод//Мода, 1856. № 1. — С.9
  338. Аноним Объявление о бале 20 февраля в доме г-жи Энгельгардт//Северная пчела, 1843.-№ 39.-С.З
  339. Аноним Парижские моды//Московский телеграф, 1829. № 18. — С.416
Заполнить форму текущей работой